Нервный тик. Как помочь ребенку? Нога(-и) или ручка(-и) малютки кажутся слишком жесткими


10.02.2014

Невероятно важно для младенца общаться с мамой и прочими взрослыми. Невероятно важно слышать ее голос, общаться с мамой посредством гуления, улыбок и смеха, вызывая у мамы ответные реакции.

Но и не менее важно и другое - движение. Младенец должен иметь возможность шевелиться. Точка. Ведь из этого умения в последствии «вырастет» буквально все – и скорость познания мира, и уровень общения с миром и желание познавать мир. Поэтому педиатры и неврологи так много времени уделяют вопросам о различных движениях вашего малыша. Поэтому и действуют по традиционной одобренной схеме: выписать лекарства для улучшения кровообращения мозга (вдруг проблема в этом) для того, что бы в дальнейшем у ребенка не было проблем с психическим развитием. Для того, что бы ориентироваться в этапах развития вашего ребенка и понимать, когда следует бить тревогу, а когда нет, ознакомьтесь с международной системой появления движений и развития моторики в норме у здорового ребенка.

1 месяц: ребенок совершает хаотические движения руками, пальчики сжаты в кулачки. Поднимает подбородок в положении лежа или на руках у мамы.

2 месяца: малыш начинает сжимать и разжимать пальцы рук, к концу месяца способен удержать вложенный в руку предмет в течение двух-трех секунд. Поднимает грудь.

3 месяца: начинает тянуться за предметами, но промахивается (любые попадания тут случайны). Если предмет вложить в руку, то может удерживать его в течение 10 секунд. Начинает тянуть в рот вложенный в руку предмет.

4 месяца: ладошки уже раскрыты, малыш тянет ручки к предмету, осмысленно достает его, но движения пальцев не дифференцированы, то есть прицельно схватить предмет он пока не может. Сидит, удобно устроившись в подушках, если родители считают это допустимым.

5 месяцев: обнаруживает разницу между большим пальцем и другими, противопоставляет его. Хватает предметы прицельно, пальцами, чаще всего пальцами, а не всем кулаком. Удерживает «пойманные» предметы столько, сколько они ему интересны. Все еще сидит в подушках или с иной опорой.

6 месяцев: младенец уже может размахивать предметами, зажатыми в кулак (или начнет делать это на месяц позже – в зависимости от особенности строения и развития мускулатуры). Может все еще сидеть в подушках или держаться 5 – 10 секунд без поддержки.

7 месяцев: сидит уже без подушек очень уверенно. Уверенно размахивает предметами, крепко зажатыми в кулачки, стучит, бросает, поднимает, кусает, перекладывает из руки в руку, обменивается предметами с теми взрослыми, которым доверяет. Движения пальцев практически полностью дифференцированы.

8 месяцев: спокойно садится без посторонней помощи. К концу месяца берет предметы двумя пальцами (мелкие), крупные предметы берет всей ладонью. Машет рукой при прощании, показывает глазки-носик-ушки и т.д. Если попытаться отобрать игрушку будет ее крепко сжимать и подавать голосовые сигналы.

9 месяцев: стоит с поддержкой, ползает на животе. Все увереннее обращается с предметами.

10 месяцев: появляются зачатки функциональных действий с предметами, начинает подражать действиям взрослых. Ползает, опираясь на руки и колени, ходит при поддержке за две руки.

11 месяцев: ребенок начинает верно использовать предметы, которые видит в руках других людей, но не сталкивается с ними в своей бытовой жизни. Стоит без поддержки.


Кристина Вязовская

27.01.2014 Развитие движений и действий у младенцев
Возможно, некоторым уставшим мамочкам, хотелось бы, что бы их детки рождались уже если не совсем самостоятельными, то по крайней мере, умеющим сидеть и не требующим от них, мамочек, ношения на ручках для получения нужного количества информации о мире.

20.08.2012 Мышечный тонус у малыша до года: на приеме у врача
Что такое мышечный тонус у малыша до года? Что пытается выявить врач в ходе осмотра младенца? Как относиться к проблеме мышечного тонуса молодым родителям?

20.03.2012 Особенности зрения у грудных детей
Что же видит новорожденный малыш в первые дни жизни и как будет развиваться его зрение в течение первого года жизни? Этот вопрос часто застает врасплох не только молодых родителей: на протяжении долгих лет медики так и не могут прийти к единому мнению на этот счет.
В статье мы попытаемся отразить точки зрения врачей и исследователей, распространенные на сегодняшний день.

Каждая мама прислушивается к каждому вздоху и присматривается к каждому, даже незначительному движению своего новорожденного малыша. Но почему же кроха постоянно дергает ручками и ножками? Как с этим бороться? О движениях новорожденных и пойдет речь в нашей статье.

Почему грудной ребенок постоянно дергает ножками и ручками?

Хоть нам порой и кажется, что первые недели после рождения кроха в основном спит и особо не двигается, но это не так. Стараясь приспособиться к новым обстоятельствам и познать свое тело, малыш двигает ручками и ножками.

Как же понять, когда все в пределах нормы, а когда следует обратиться к врачу?

В таблице мы собрали самые распространенные причины, почему малыш сильно дергает руками и ногами

Повышенный тонус конечностей После продолжительного пребывания в позе эмбриона малышу нужно некоторое время, чтобы мышцы-сгибатели расслабились, а мышцы-разгибатели, пришли в нормальное физиологическое состояние. Поэтому после рождения кроха будет постоянно двигать ручками и ножками. Движения, как правило, носят двусторонний характер, то есть двумя ручками или двумя ножками одновременно. К двум месяцам все должно прийти в норму . Если же есть отклонения, то говорят о пониженном или . В таком случае необходимо пройти курс лечения.
Работа пищеварительной системы Новая пища и связанная с ней повышенная нагрузка на желудок, кишечник и другие органы приводит к дискомфорту, с которым крохе еще трудно справляться, это и приводит к хаотичным движениям ручками и ножками, которые нередко сопровождаются плачем. Кроха старается ножки прижать ближе к животику и этим помочь пищеварению, но зафиксировать у него не получается, поэтому он ими дергает и плачет.
В процессе переваривания пищи у малышей нередко возникают колики, газики, боли в животике. Из-за этого новорожденные поджимают или, наоборот, вытягивают ножки, дергают ручками и плачут. Такие состояния, как правило, проходят к 3-4 месяцам, у некоторых деток к 6 месяцам .
Патология центральной нервной системы Именно этого боятся все мамы. Такие страшные диагнозы, как: энцефалопатия, эпилепсия, детский церебральный паралич. В этих случаях движения малыша сильно отличаются от нормы и сопровождаются другими симптомами. Хаотичные движения глаз/взгляд в одну точку, высовывание языка, судорожные сосательные движения. Такие движения называют судорогами, и это является причиной для немедленного обращения к врачу .

Как помочь малышу, если он сильно дергает ручками и ножками?

Для того, чтобы правильно помочь малышу, нужно установить точную причину. Следует проконсультироваться с педиатром, хирургом и невропатологом.

Каждый из специалистов осмотрит малыша и даст свои рекомендации:

  • Педиатр проведет общий осмотр и даст рекомендации по налаживанию работы пищеварительной системы, также направит к остальным специалистам.
  • Хирург проверит двигательную активность и животик.
  • Невропатолог даст свое заключение по нервной системе малыша.

Какие способы помогут малышу, и в каких случаях нужно применять данный метод лечения, рассмотрим ниже в таблице
Прекрасное средство как от колик в животике, так и для снятия мышечного тонуса. Если никаких серьезных проблем со здоровьем у крохи нет, то массаж молодая мама вполне может делать дома сама. В случае с тонусом в мышцах массаж хорошо делать утром и вечером после водных процедур . Причем, утром более интенсивный, чередуя поглаживания и похлопывания с легкой зарядкой, осторожно сгибая и разгибая ручки и ножки, массируя пальчики. Вечером это может быть легкий расслабляющий массаж в виде поглаживаний спинки, ручек и ножек, а также животика. При коликах врачи и опытные мамы советуют аккуратно поглаживать животик малыша по часовой стрелке в течение нескольких минут.
Гимнастика При повышенном тонусе мышц вам могут назначить консультацию врача физиотерапевта . Специалист подскажет какие движения, как и в какой последовательности стоит делать, чтобы не травмировать кроху.
Грудничковое плавание Процедура сама по себе очень полезна, как малышам с проблемами в двигательной активности, так и абсолютно здоровым деткам. Во время водных процедур учащается сердцебиение, кровь насыщается кислородом . Многие врачи, отвечая на вопрос, когда стоит начинать плавать с малышом говорят: как только заживет пупочная ранка. Так же, как и в случае с гимнастикой, с утра плавание может быть более интенсивным, учить малыша расслаблять мышцы в теплой воде, под конец включать прохладную воду, тем самым закаляя кроху, а вечером, простое плескание в теплой водичке с добавлением отвара ромашки, мяты, мелиссы или лаванды. Приятные запахи успокоят малыша и настроят его на крепкий сон .
Лекарственные препараты Только после консультации с врачами. Если приведенные выше способы можно применять пусть и с осторожностью, но ко всем деткам, то никакие лекарства ни в коем случае назначать самостоятельно нельзя . Многие неврологи при тонусе назначают очень серьезные препараты, такие как Церебролизин, Кавинтон, Актовегин и пр. При коликах чаще всего прописывают Саб Симплекс, Плантекс, Укропную водичку, Эспумизан.
Физиопроцедуры При мышечном тонусе у новорожденного невролог может назначить в качестве физиотерапии парафин и электрофорез на ножки или ручки .

Конечно, думать о плохом ни одной маме не хочется, но, к сожалению, статистика неумолима.

На сегодняшний день более 50% детей рождаются с теми или иными проблемами нервной системы. Поэтому, если поведение малыша вас настораживает, следует проконсультироваться с невропатологом.

Сделать электроэнцефалограмму, нейросоннограмму. Возможно, при неудовлетворительных результатах обследований, врач назначит магнитно-резонансную томографию. Или же, наоборот, результаты обследований не выявят патологий, тогда врач назначит ноотропные препараты, предназначенные для стимуляции нервной системы, либо седативные - для снятия напряжения.

Не зависимо от результатов анализов и прогнозов врачей, маме следует сохранять спокойствие. Детский организм очень пластичный, большинство проблем решаемы, современные достижения, как в медицине, так и в фармацевтике позволяют скомпенсировать, а зачастую и полностью вылечить очень многие заболевания, связанные с нервной системой.

Ключевые слова: тики у детей, простые и сложные моторные тики,
вокализмы, тикозные гиперкинезы, транзиторное (преходящее) или
хроническое тикозное расстройство, навязчивые движения,
невротическое расстройство с навязчивыми движениями, болезнь Туретта


Что такое тики, почему и когда они появляются?
Тики встречаются часто! Как они выглядят?
Что же такого «страшного» в тиках?
Как, когда и зачем нужно лечить тики
Режим дня, диета и образ жизни
Рецепты профилактики и борьбы с тиками


Многие родители неожиданно замечают, ребенок внезапно начал моргать глазками, строить гримасы, шмыгать носом и дергать плечом... День-два, потом прошло, через месяц опять появилось, уже надолго… И такое встречается очень часто, оглянитесь по сторонам. На первый взгляд, видимых причин для таких проявлений нет. Что это? Новая игра-дразнилка, зарождение дурной привычки, или начало болезни? Как на это реагировать? Малыши – народ горячий, эмоциональный, у них очень яркие эмоции, живая мимика и жесты. Может быть это нормально? Хорошо бы разобраться…

Тики - это быстрые и непроизвольные, шаблонно повторяющиеся, неритмичными, короткие сокращения отдельных мышц или группы мышц, они появляются помимо воли ребенка. Движения избыточны и насильственны, поэтому иногда их еще называют тикозные гиперкинезы. Внешне это выглядит всегда примерно одинаково, проявления обычно однообразны, чаще всего тики возникают в мышцах лица, шеи... Заметить их легко. Если это тики лицевых мышц, ребенок внезапно морщит лоб, нахмуривает брови, зажмуривает глаза, двигает носом, складывает губы трубочкой. Тики в мышцах шеи и плечевого пояса проявляются эпизодами поворотов и подергиваний головой, как будто бы, в глаза малышу лезут длинные волосы, или мешает шапка; а также движения плечами и шеей, как при ощущении неудобства от тесного воротника или некомфортной одежды. Кстати, именно такие проблемы с одеждой могут послужить одним из пусковых механизмов развития тиков. Наиболее выражены тики в состоянии общей двигательной неподвижности ребенка, когда ему скучно, бывают и при умственном сосредоточении ребенка, например, при просмотре телевизора, чтении книги или выполнении уроков. Наоборот, если ребенок сильно чем-то увлечен, азартно занят энергичной игрой, много двигается, тики могут ослабевать и даже исчезать.

Как на это реагируют родители? Как это ни парадоксально звучит, в лучшем случае, они не обращают на это большого внимания, считая это обычными детскими гримасами, баловством или новой игрой. В худшем, - предполагают развитие дурной привычки, с которой возможно легко справиться с помощью жесткого внешнего контроля.
Взволнованная мама начинает обращать внимание ребенка и окружающих на его гримасы и шмыганья носом, постоянно его одергивая, и делая ему замечания. Сначала, кажется, все правильно, получается неплохо. На какое-то время, бывает, это помогает: при определенном старании, ребенок может включить волевой контроль и временно удерживаться от навязчивых движений. Тогда родители целиком и полностью убеждаются, что это просто плохая привычка, и проблемы нет. Но это самая частая ошибка!

Тревожная (фиолетовая) мама старается беспрерывно контролировать поведение дитя, и, в конце концов, умный малыш, понимая недовольство и огорчение взрослых, начинает сам тяготиться своими непроизвольными движениями, и пытается удержаться от них, не шмыгать носом и не дергать плечами. Но получается только хуже и хуже… Мама и другие окружающие, чистосердечно желая только добра, регулярно делают малышу замечания: «Перестань так моргать! Пожалуйста, не шмыгай! Прекрати дергать головой! Сиди спокойно!». Бедный послушный ребенок искренне старается следовать этим инструкциям, волевым усилием ему удается кратковременно подавить тики, при этом эмоциональное напряжение только нарастает, он еще больше волнуется и тревожится, количество и объем навязчивых непроизвольных движений от этого только увеличивается, появляются новые тики, их формула постоянно меняется – образуется порочный круг. В дальнейшем любое эмоциональное напряжение и волнение могут приводить к усилению тиков, они становятся хроническими, и практически, не поддаются волевому контролю. Вот и все, ловушка закрылась, ребенок "попался"!

Внимание! Если ребенок внезапно начал моргать глазками, строить гримасы, шмыгать носом или дергать плечом, нельзя ругать его за это! Нельзя делать ему замечания по этому поводу, и вообще, обращать внимание ребенка на его непроизвольные движения. Нужно проконсультироваться с неврологом.

Почему и у кого возникают тики, как часто они встречаются

Большинство родителей считают, что тики возникли без причины, на ровном месте. Обычно, это не так. Родители могут не знать о некоторых неприятных проблемах ребенка, возникших в школе или во дворе, а это является причиной серьезных внутренних напряжений и тревог. Почти каждый ребенок крайне чувстителен к внутрисемейным конфликтам, тяжело переживают их; даже такие, которые, по убеждению родителей, им неизвестны, и совершенно их не затрагивают. Любые «мелкие» события в жизни ребенка, с точки зрения взрослых, абсолютно не заслуживающие внимания, могут послужить пусковым механизмом развития детских тиков.
Например, десяток малышей увлеченно играли в песочнице, пробегающая мимо очень-очень маленькая собачка внезапно несколько раз громко гавкнула на них. Шесть малышей даже не повернули головы, двое вздрогнули, одна девочка заплакала, а один мальчик после прогулки стал моргать глазками. У одного из десяти, это часто или редко, и почему, именно у этого мальчика?

Многие ученые отмечают значительное участие наследственных факторов в происхождении, якобы «беспричинных» тиков, при этом гены в «спящем» виде могут быть и у мамы, и у папы; а проявляться в особой комбинации, в виде тиков даже через несколько поколений. Некоторые такие гены уже «пойманы». Не исключено, что у того самого мальчика из песочницы, тики были у его папы; или невроз навязчивых состояний у его бабушки по маминой лини. Важно знать, сами тики не передаются по наследству, комбинация определенных генов может определять лишь только предрасположенность к развитию тиков. При такой предрасположенности тики у детей «молодеют»: развиваются сравнительно раньше, чем у их родителей.

Действительно, многие тики появляются после серьезного стресса, но не только отрицательные (страх, огорчение, тревога), но и сильные положительные эмоции могут спровоцировать тики. Некоторые тики формируются на фоне или после инфекции или травмы головы, а также при употреблении отельных лекарственных препаратов. Несомненно, бесконечная «дружба» с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой, увлечение булочками, шоколадками и газировкой почти обязательно способствуют развитию тиков. Банально, но нельзя не упомянуть «особую» атмосферу и экологию города, интенсивные информационные нагрузки, малоподвижный образ жизни и напряженную обстановку в семье и школе. Можно долго рассуждать о возможных обстоятельствах, запускающих тики, но, к сожалению, в жизни нередко бывает, что истинные причины возникновения тиков остаются неизвестными. Иногда тики ведут себя «как кот, гуляющий сам по себе», внезапно приходят, также неожиданно исчезают и снова появляются. Наблюдение невролога в этом случае обязательно. Быстрый и полный успех терапии в настоящий момент, увы, не всегда дает гарантию безвозвратного исчезновения тиков, навсегда.
Уверенно можно сказать только одно, в большинстве случаев даже минимальные и быстро преходящие тики – это сигнал тревоги, мигающая красная лампочка на приборной панели головного мозга, это телеграмма детской нервной системы, в которой всего три слова «внутри что-то неладно» .

Статистика по тикам впечатляет, тики заслуженно считаются одним из наиболее частых неврологических нарушений у детей, и последнее время число детей с тиками уверенно возрастает, а возраст начала тиков неуклонно снижается. Намного чаще тики стали встречаться в грудном возрасте, тики «молодеют» прямо на глазах! По данным последних исследований транзиторные или хронические тикозные расстройства встречаются каждого четвертого-пятого ребенка! По статистики тики у мальчиков возникают в три раза чаще, и протекают они заметно тяжелей, чем у девочек.


Типичный возраст появления тиков 4-7 лет, обычно это совпадает с началом посещения детсада или школы. У детишек впечатлительных и легкоранимых вливание в коллектив и смена привычных стереотипов вызывают огромное эмоциональное напряжение. Не всякий малыш самостоятельно успешно с этим справляется. К счастью, примерно у восьми детей из десяти тики к 10-12 годам обычно бесследно исчезают.
Тики бывают разные, и спектр их проявлений огромен: от быстро проходящих, навязчивых морганий, которые некоторые родители могут и не замечать, до хронических распространенных двигательных и голосовых тиков с психическими расстройствами (например, болезнь Туретта).

Болезнь «Жиля де ля Туретта» - это наиболее тяжелая форма заболевания, которая трудно поддается терапии.

Тики при этой форме множественные, массивные сопровождаются внезапными взвизгиваниями или непроизвольными выкрикиваниями отдельных слов. Отмечается нарушение поведения, может наблюдаться снижение интеллекта.



Сложность лечения, и даже некая таинственность некоторых видов тиков отчасти объясняются многофакторностью и огромной содержательностью патологических процессов, происходящих при этом. Тики относятся к «пограничным состояниям» - данная проблема находится на стыке разу нескольких специальностей: неврология, психиатрия, психология и педиатрия.

Какие бывают тики

Каких цветов бывает небо, какой формы волны на море, а листья в лесу? Какая бывает сыпь на коже, а какой кашель? Формы и варианты тиков у детей до такой степени многообразны и многочисленны, что в начале болезни даже опытный врач не сразу может разобраться в ситуации и точно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Тики бывают простые и сложные, локальные, распространенные и генерализованные, двигательные и голосовые. Локальные тики наблюдаются в одной мышечной группе (движения носом, моргание). Распространенные - в нескольких мышечных группах, комбинация простых тиков (сворачивание губ трубочкой, моргание, подергивания головой). Простые двигательные (моторные) тики - частые морганья, зажмуривание, отведение глаз в сторону и вверх, движения носом и губами, повороты и подергивания головой, плечами, кистями, вздрагивания всем телом и другие непроизвольные движения. Сложные моторные тики – прыжки и подскоки, приседание, наклоны и развороты всего туловища, спонтанная жестикуляция, навязчивые прикосновения к предметам и т.д.
Звуковые (вокальные) тики простые - непрерывное беспричинное покашливание, хмыканье, мычание, повизгивание, похрюкивание, шмыганье носом. Звуковые (вокальные) тики сложные - многократное повторение одних и тех же звуков, слов, фраз, иногда даже, непроизвольное выкрикивание ругательств (копролалия).
Сочетание сложных, распространенных двигательных и голосовых тиков называют генерализованными тиками.



Что же такого «страшного» в тиках? Как, когда и зачем нужно лечить и можно ли вылечить тики


Более, чем в половине случаев тики протекают кратковременно и больше не появляются, примерно у восьми детей из десяти к 10-12 годам тики обычно бесследно исчезают. Может быть, это вообще не проблема, и к врачу обращаться, тем более, лечиться не нужно? Повторюсь, в начале появления тиков даже опытный специалист не всегда может сразу вникнуть в суть проблемы и точно предсказать дальнейшее развитие событий. С одной стороны простые тики явление довольно безобидное и не опасное, по обыкновению, быстро проходящее без лечения, само собой. С другой стороны, нередко в этой кажущейся безобидности и кратковременности кроется настоящее коварство – зачастую, простые тики начинают усиливаться, незаметно трансформируясь в распространенные, присоединяются голосовые тики. В итоге, к врачам приводят ребенка с хроническими генерализованными тиками, которые, иногда, очень не просто поддаются лечению.

Нельзя упускать из виду частую неадекватную реакцию окружающих ребенка взрослых и детей. Для некоторых тревожных и раздражительных родителей детские тики, как красная тряпка для быка, вызывают недовольство, возмущение и даже внутреннюю агрессию. Своим необдуманным поведением и неверными действиями они только усугубляют течение тиков. В детсаде и в школе сверстники совершенно легкомысленно, не желая зла, или целенаправленно и жестко, начинают дразнить таких детей. Иногда, даже учителя, невзначай, прямодушно заблуждаясь, энергично участвуют в этих глупостях. Ребенок начинают обращать на свои тики активное внимание, задумывается о своей непохожести на других детей, анализирует свое поведение, переживает и тревожится. Таким образом, на фоне тиков вторично развивается глубокое невротическое расстройство, и вот это иногда является большим злом и опасностью, чем сами тики. Как и любая хроническая болезнь, длительные тики не дают ребенку житья, изводят и выматывают душу, появляются утомляемость, раздражительность, нарушения сна, усиливается беспокойство и тревожность. В семье нарастает напряжение, в орбиту тиков постепенно втягиваются другие члены семьи. Достаточно редко, но не уникально, под маской простых моторных тиков злодейски прячутся опасные эпилептические приступы . И вот это уже серьезная неврологическая проблема.

Возникает вопрос: уже самое время бежать к врачу, и какой врач лучше?

А может лучше подождать немного, вдруг само пройдет? Довериться нужно материнской интуиции (но только после визита к неврологу!). Тики после серьезного стресса, на фоне и после болезни или травмы головы, продолжаются длительно и очевидно снижают качество жизни ребенка и семьи, тики сложные и голосовые, распространенные и генерализованные – все это повод безотлагательно обратится к врачу. Обычно, начинают с визита к неврологу или психиатру. По обыкновению, врачу достаточно подробного родительского рассказа и простого неврологического осмотра (возможно, и дополнительного инструментального обследования), чтобы удостовериться в отсутствие органических причин для появления тиков.

Далее невролог рекомендует изменить образ жизни и режим сна: достаточно бывает временно уничтожить «дружбу» с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой. Целесообразно ограничить или удалить из привычного пищевого списка продукты содержащие кофеин (крепкий чай, какао, кофе, колу, шоколад), сладости и другую высококалорийную пищу. Вне всякого сомнения, занятия спортом, интенсивные физические нагрузки, даже простые длительные прогулки на свежем воздухе, принесут огромную пользу и помогут быстрей справиться с проблемой.

Довольно часто тики служат своеобразными клапанами выброса двигательной энергии ребенка. Представьте себе, у ребенка было счастливое детство, и он летом целыми днями носился на улице, его мышцы радовались жизни. А потом счастье закончилось, он пошел в первый класс, и ему поневоле, в нервном напряжении и подолгу приходится неподвижно корпеть за уроками. Конечно, «тут не только заморгаешь и задергаешься...» Предоставьте детям немного физической свободы: пусть продолжает носиться на улице, как прежде! Наоборот, сильные интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки желательно строго дозировать. В отдельных случаях, даже положительные эмоции, особенно сильные и бурные, значительно усиливают тикозные проявления.
Затем, как правило, на помощь приходит детский психолог, который работает с ребенком и его семьей. В лечение простых тиков основная задача заключается в определении и устранении явных причин появления тиков (проблемы в школе и семье, непонимание со стороны родителей, глубинные детские страхи и тревоги, и др…). Обычно используются простые методы индивидуальной поведенческой психотерапии и психорелаксации, довольно полезными показали себя методики «произвольного истощения тика».

Периодически, такие методы лечения воспринимаются родителями в штыки, легче же дать "чудо-таблетку" от тиков, чем объяснить папе, что нельзя орать на малыша. Маме ребенка приходится прилагать максимум терпения и упорства, и серьезно потрудиться, прежде чем, получится уничтожить внутренние причины тиков.
Многие мамы совсем неправильно понимают цели и задачи детского невролога, и плохо ориентируются в методах его работы. На приеме невролога часто встречаются такие энергичные, все знающие родители. «Еще бы, в медицинском справочнике и в интернете написано, что нужны таблетки, а невролог, пытается нашего гениального ребенка от музыки и компьютера отлучить».

Например, был у меня на консультации мальчик с мамой и бабушкой с жалобами на непроизвольные моргания и шмыганья носом. По словам мамы, тики возникли внезапно, на ровном месте, никаких стрессов нет. А ребенок очень тревожный, зажатый, глазки грустные, дергает головой, постоянно хмыкает и шмыгает носом. Мама рассказывает: «В семье и в детсаду все хорошо, вокруг ребенка только спокойные положительные взрослые, никаких видимых огорчений будто бы и не просматривается». Тем не менее, во время консультации она одернула ребенка раз двадцать, непрерывно делая ему замечания: «Перестань так моргать! Пожалуйста, не шмыгай! Прекрати дергать головой! Сиди спокойно!» Она была постоянно недовольна своим сыном: «не сразу поздоровался, не то сказал, не так сел, не туда посмотрел». При этом она умудрялась одновременно ругаться с бабушкой по поводу методов воспитания и рассказывать о полном непонимании со стороны мужа. Еще чуть-чуть, и я от огорчения прямо на консультации сам бы «заморгал и зашмыгал». Да если бы мне пришлось, хоть немного, пожить с такой мамой, сразу бы попал в клинику неврозов. А малыш-то, оказывается, молодец - у него «всего лишь» тики.
Попытка прояснить ситуацию ни к чему не привела, перспектива режимной и психологической коррекции тиков маму не прельстила. Она еще больше разволновалась и оскорбилась. Прочитав мне длинную «научно аргументированную» нотацию, о том, чем должен заниматься невролог на амбулаторном приеме, и не дождавшись назначения чудодейственного лекарства, мама с бабушкой продолжили активные поиски «удобного» специалиста.… В этой семье такая слепая уверенность в единственно возможном способе лечения тиков с помощью таблеток будет являться главным препятствием на пути к излечению… Грустная история…

На самом деле, медикаментозная терапия, в особенности, серьезные психотропные препараты, требуется довольно редко, чаще, в случае тяжелого течения тиков, но даже тогда, не обойтись без режимных мероприятий и психолого-педагогической коррекции. Эффективность лекарств будет гораздо выше и стабильней, если одновременно решать психологические проблемы и вести здоровый образ жизни. Побочные эффекты настоящей противотикозной терапии бывают достаточно серьезные, и ни в коем случае они не должны быть даже близко соизмеримы с возможной пользой. Уничтожить вполне возможно практически любые тики и вокализмы, но сделать это без побочных осложнений – вот это задача не из простых.


Простые эффективные рецепты профилактики и борьбы с детскими тиками

Меньше педагогического насилия - больше любви и понимания
Психологически комфортная и спокойная обстановка в семье, детсаде и школе.
Искать виноватых, обвинять в развитии тиков себя и окружающих – занятие глупое и вредное.
Вопросы, обсуждения, замечания, тем более донимание ребенка и ругань, по поводу тиков строго воспрещаются
Психолого-педагогические мероприятия, решение возможных конфликтов со сверстниками и учителями в школе или детсаде целесообразно проводить под руководством опытного детского психолога (иначе можно таких дров наломать…)
Разумные занятия любыми видами спорта, интенсивные физические нагрузки, длительные прогулки на свежем воздухе
Ограничение или временное исключение общения с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой
Самое главное – своевременный визит к специалисту!


Чем раньше выявлена проблема в развитии двигательных навыков у малыша, тем больше у него шансов на здоровую жизнь. Чтобы не упустить драгоценное время, родителям надо знать, на какие симптомы неблагополучия обращать внимание.

Большинство детишек овладевают двигательными навыками в предсказуемой последовательности и в определенном возрасте. Сначала они учатся держать и поднимать голову, затем – переворачиваться и садиться. Далее – вставать, ходить, ползать, прыгать на двух и на одной ноге. Здоровый ребенок имеет право нарушать эту последовательность, опережать ожидаемые временнЫе сроки или запаздывать. Причиной может быть индивидуальная особенность, наследственность (как мама или папа в свое время), ошибочное стремление родителей в обучении крохи. Но есть 10 симптомов, появление которых может сигнализировать о серьезном нарушении моторного развития и даже о заболевании. Обязательно расскажите о них педиатру!

1. Регресс или потеря уже приобретенных навыков

Мышечная сила и моторная ловкость малыша с каждым днем должны только улучшаться. Если замеченную регрессию навыков нельзя связать с недавней болезнью (хотя бы с банальной «простудой»), это очень серьезный повод для тревоги и незамедлительного обращения за помощью профессионалов.

Что считать регрессом

Внезапный категорический отказ самостоятельно и , требование вернуть давно забытую , возвращение каляк-маляк в альбом с – признак неудовлетворенности, беспокойства, поселившихся в душе ребенка. Часто таким поведением карапуз демонстрирует потребность во внимании и взрослых или сопротивляется слишком настойчивым попыткам сделать его предводителем вундеркиндов. Не волнуйтесь: это не регресс . Но если дитя, уже пытающееся бегать, вдруг не может встать на ножки или сделать без падения нескольких шагов, это не нормально. Такой распад моторных навыков может быть признаком серьезного неврологического или психического расстройства: эпилепсии, энцефалита, опухоли головного мозга, огромного множества метаболических поломок, проявляющихся прогрессирующими болезнями накопления. Первым неотложным шагом будет комплексное специальное медицинское обследование.

2. Нога(-и) или ручка(-и) малютки кажутся слишком жесткими

Что могут заметить родители:

  • кроха постоянно, даже во сне, держит кулачки плотно сжатыми;
  • ребенок не может разжать пальцы, чтобы выпустить игрушку;
  • малышу трудно изменять положение тела – словно его кто-то удерживает;
  • отдельные мышцы на ручке или ноге постоянно твердые;
  • лежа на животике, младенец с усилием выгибается и приподнимает голову, как будто пытаясь достать макушкой до пяток, при этом ему даже не требуется опора на руки (они могут быть вытянуты вдоль тела);
  • волосы на затылке (или ближе к виску с одной стороны) выкатаны, кожа здесь блестит от постоянного трения о подушку;
  • ножки перекрещены, как ножницы (чем выше к попке уровень перекреста, тем хуже прогноз).

Все перечисленное – признак высокого тонуса (гипертонуса) определенной группы мышц . Ни усилием воли, ни во сне ребенок не может их расслабить. Главное, что надо исключить – спастическую форму . При этом заболевании мозг посылает патологические сигналы к мышцам, заставляя их сжиматься. Длительный гипертонус приводит к быстрому развитию контрактур, лишающих способности совершать точные действия, а то и вовсе – двигаться. При тяжелом церебральном параличе дети нуждаются в постоянном уходе, ходунках или инвалидном кресле. Но у половины болезнь протекает в мягкой форме, хорошо поддающейся лечению. Нередко неврологическая симптоматика сочетается с нарушением интеллекта, артикуляции речи, слуха или зрения. Тогда прогноз напрямую зависит, насколько рано начаты реабилитационные мероприятия.

Не надо думать, что ДЦП – редкий диагноз. Распространенность всех его форм в разных странах составляет от 2 до 7 на 1000 живорожденных детей, особенно часто – у появившихся раньше срока. Даже если в процессе обследования малыша церебральный паралич не будет подтвержден, врачи определят другую причину гипертонуса мышц и помогут крохе поскорее выздороветь.

3. Мышцы ребенка слишком мягкие

Причина – в низком тонусе, в слабости мышц.

Что могут заметить родители:

  • когда взрослый перемещает руку или ножку ребенка, он не ощущает никакого сопротивления;
  • когда дитя берут под мышки и приподнимают, его плечи идут вверх, а голова и шея «провисают» между ладонями взрослого;
  • на руках у родителя взятый под мышки кроха не группируется, а висит, «как тряпочка», зрительно удлиняясь в росте;
  • при натягивании на стопки ползунков или носочков малыш не упирается ногой в ладонь взрослого, а сразу пассивно сгибает ее;
  • в положении на спине бедра разведены в стороны, буквально «расплываясь» по пеленке, без попытки свести их вместе;
  • впечатление, что ребенка можно завязать в узел (гуттаперчивость).

Низкий мышечный тонус мешает младенцу удерживать голову, вовремя сесть и пойти. В будущем таким детям не под силу крутить педали велосипеда, кататься на коньках или лыжах, активно участвовать в подвижных играх сверстников. У них нередки нарушения равновесия тела и координации движений. Мышечная гипотония ограничивает их физические способности, влияет на выбор профессии.

Низкий тонус – симптом рахита, болезни Дауна, мышечной дистрофии, обменных нарушений. Нередко причина так и остается невыясненной. Существует даже термин «доброкачественная врожденная гипотония », когда серьезных нарушений двигательного развития нет, проблема со временем разрешается сама собой. Разве что не стать таким детям великими легкоатлетами или альпинистами.

Независимо от причины низкого мышечного тонуса, главный совет врача – заставить малыша двигаться. Ему требуется правильно подобранный комплекс упражнений для наращивания силы и выносливости, освоения новых моторных навыков.

4. Ребенок еще не ходит

Если ровесники вашего карапуза уже уверенно топают, а он все еще ползает, это вовсе не означает, что малыш запаздывает в развитии. Не ходит до 1,5 лет – необычно, но нормально. Правда, важно, совместно с педиатром, установить причину. Самые частые из них:

  1. Пошел бы, да испугался, больно ударившись. Плюс по характеру боязливый и нерешительный.
  2. Подолгу находится в прыгунках или в ходунках. Эти тренажеры не развивают необходимые для ходьбы группы мышц, не позволяют быстро научиться управлять своим телом и сохранять устойчивое равновесие в вертикальном положении.
  3. Мышечная гипотония (смотри выше).
  4. Гипертонус мышц (еще выше).
  5. Малыш изучает мир из , рюкзака или автокресла. Зачем ему стараться дотянуться или дойти до заинтересовавшего предмета? – Донесут, только «рули» указательным жестом в нужном направлении.
  6. Длительное пребывание в распорках или гипсе из-за перелома ноги или в тазобедренном суставе.
  7. Умственная отсталость.

5. Ребенок ходит на цыпочках

Большинство младенцев эпизодически ходят на пальчиках, когда они еще учатся переступать, держась за мебель. Некоторые дети продолжают вставать на цыпочки при ходьбе от случая к случаю, просто для удовольствия. Особенно это нравится малышкам, воображающим себя летающими принцессами. Для карапузов до 2 лет это допустимо. Если ребенок старше – родители должны быть уверены, что это лишь привычка, а не патология.

Помощь медиков необходима, если малыш:

  • передвигается на цыпочках бОльшую часть времени;
  • имеет ригидность (гипертонус) затылочных мышц;
  • часто спотыкается, падает «на ровном месте»;
  • ходит, переваливаясь, как утка (признак дисплазии тазобедренных суставов);
  • неловок, со слабо развитой мелкой моторикой (например, не может застегнуть кнопку или попасть шнурком в отверстие);
  • быстро устает, не удерживает на ногах вес своего тела (мышечная слабость);
  • теряет навык нормальной ходьбы на полной стопе, если он уже был.

Что еще заставляет детей ходить на цыпочках

Короткое ахиллово сухожилие мешает стоять на полной стопе и ограничивает диапазон движений на уровне лодыжки. Потребуется растяжение сухожилия с помощью тепловых физиопроцедур, лечебной физкультуры, ванн, массажа. Может понадобиться подбор и длительное ношение специального пластикового ортеза. В самых тяжелых случаях делают хирургическую коррекцию.

При спастической форме церебрального паралича Ахиллесово сухожилие настолько плотное и ригидное, что пятка подтягивается кверху, стопа разгибается, пальцы выпрямляются, как бы продолжая голень.

Ходьба и прыжки на цыпочках характерны для раннего детского . Важно убедиться, что у малыша нет проблем с поведением, с освоением речи и навыков общения. Лучше, если это сделает детский психолог и дефектолог.

6. Малыш «предпочитает» одну руку или часть тела

Младенцы одинаково активно пользуются обеими руками. На втором году жизни можно заметить, как постепенно начинает преобладать одна (чаще правая). Это нормально: у человека почти всегда есть доминирующая рука, нога, глаз, причем не обязательно с одной стороны. Но если родители заметили, что малыш отдает явное предпочтение какой-то одной конечности и практически не использует вторую, надо обязательно рассказать об этом врачу. Подтвердить подозрение можно во время игры, наблюдая, сможет ли кроха пинать мяч попеременно обеими ногами или ловко ухватиться ручками за предложенную игрушку.

Наиболее вероятная причина явного предпочтения ребенком одной ручки или ножки в сочетании с нежеланием или невозможностью использования другой – гемиплегический вариант детского церебрального паралича . В мягкой форме он может не проявить себя на первом году жизни, пока у крохи не станет заметно доминирование одной половины тела. Оглядываясь назад, взрослые наверняка вспомнят, что мышцы малютки казались слишком мягкими на ощупь и податливыми при пассивных движениях. Либо младенец часто закашливался во время еды, долго учился жевать и глотать густую пищу, спал с одним приоткрытым веком, необычно «кривил рот» при плаче. Причина – в легком снижении тонуса мышц половины тела и лица из-за нарушенной иннервации. В будущем ребенку наверняка понадобится логопедическая помощь, чтобы разработать вялые речевые мышцы. И обязательно – рефлексотерапевт, детский невролог, активная физиотерапия, лечебная физкультура.

7. Неуклюжий ребенок

Нет ничего необычного в том, что дети первых двух лет жизни часто падают или врезаются во все, что попадается на их пути, коллекционируя синяки и шишки. Еще моторно неловкие малыши учатся управлять своим телом, координировать движения. Особенно достается холерикам — неутомимым «искателям приключений». Родителям приходится быть начеку, чтобы уберечь их от несчастных случаев. Но неудачи ребенка могут быть сигналом о серьезной проблеме.

Когда требуется обратиться за помощью

1. Дитя постоянно натыкается на стены, мебель, регулярно «промазывает», пытаясь сесть на стул или взять со стола игрушку. Это может сигнализировать о проблемах со зрением : близорукости, ограничении полей зрения, трудности восприятия точного расстояния до предмета.

2. Сочетание моторной неловкости со слабостью или жесткостью мышц может быть при разных формах детского церебрального паралича .

3. Постепенное ухудшение координации движений на фоне ранее отмеченных успехов – признак дегенеративного или прогрессирующего нервно-мышечного заболевания . Например – мышечной дистрофии, ювенильного артрита, опухоли головного или спинного мозга, подострого склерозирующего панэнцефалита, мозжечковой атаксии.

4. Если главная причина неуклюжести – синдром дефицита внимания и .

5. Если у ребенка на фоне полного здоровья вдруг стала неустойчивой походка, движения потеряли точность – необходимо исключить сотрясение мозга . Для этого родителям в первую очередь надо проанализировать:

  • не было ли на протяжении последних 6-8 часов падений с большой высоты или сильных ударов головой (по голове);
  • осмотреть, не появились ли новые синяки или шишки;
  • не жаловался ли малыш на тошноту, не рвало ли его;
  • нет ли в поведении необычных черт – сонливости, капризов, вялости, чрезмерного возбуждения.

Даже если на все вопросы взрослые честно ответят «нет» — лучше показать карапуза доктору. И не затягивать с этим!

8. Малыш находится в постоянном движении

Наверняка любой взрослый хотя бы раз восхищался неугомонностью своего карапуза. Неутомимые энерджайзеры готовы круглые сутки совершать подвиги и открытия. Быть в постоянном движении – потребность детей, они устают от необходимости «тихо посидеть».

Что не является нормой и требует внимания родителей:

1. Непроизвольные движения, которые ребенок не может усилием воли контролировать. Это могут быть:

  • тики (моргание или подмигивание, кашель, шмыганье носом, вокальные);
  • судороги;
  • тремор (мелкое или крупноразмашистое дрожание подбородка, кисти, стопки, согнутой в колене ножки);
  • гиперкинезы – насильственные движения определенной группы мышц (например, внезапный выброс руки вперед, как будто малыш пытается что-то схватить).

2. Чрезмерная, необъяснимая суетливость, часто в сочетании с говорливостью.

Тремор подбородка – нередкое явление в периоде новорожденности. Врач неонатолог, наблюдающий кроху в роддоме, обязательно уточнит причину. Часто это признак незрелости нервной системы. Тогда младенцу требуется лишь время и бережный уход.

Тики, закрепляющие ставшие привычными движения (например, покашливание или шмыганье носом при простуде), поддаются контролю и со временем проходят. Дошколята и младшие школьники могут так реагировать на сложную психологическую обстановку в семье и в школе. Подобные насильственные движения, как и заикание, возникают вследствие сильного или стресса. Здесь требуется психолог.

Все гиперкинезы, длительно сохраняющийся тремор, не поддающиеся объяснению тики и, тем более, судороги – признак органического поражения нервной системы, опухоли головного мозга, тяжелого метаболического расстройства. С медицинским обследованием лучше не затягивать.

По мнению Американской Ассоциации педиатров, ребенок до 4 лет имеет право быть очень активным. Но по мере взросления у него должна проявляться способность контролировать свои действия, управлять ими. То есть внимательно слушать собеседника, терпеливо дожидаться очереди, сосредоточенно выполнять какое-либо действие, не извиваясь при этом всем телом. Никто не требует от малыша невозможного: всего на несколько минут. Если у родителей складывается впечатление, что их 4-летнее чадо можно успокоить, только крепко связав, это может сигнализировать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Без помощи медицинского психолога и специальной системы воспитания (поведенческой терапии) таким детям очень сложно обеспечить безопасность жизни и помочь усвоить базовую школьную программу.

9. Ребенку слишком сложно захватывать предметы и манипулировать ими

Речь идет о мелкой моторике, об усвоении и закреплении по мере взросления точных движений пальцами рук. Любое действие кистью требует координированного участия многих групп мышц, вестибулярного аппарата, способности видеть предмет и соотносить расстояние до него. И обязательно — контроля со стороны головного мозга. Поэтому постоянно «промазывающий» ложкой с кашей годовалый малыш вызывает умиление у родителей, а двухлетний – обоснованную тревогу.

Когда есть повод для беспокойства

Правило одно: родителям не удается на протяжении нескольких (минимум трех) месяцев привить определенное движение ребенку. При этом малышу не по прихоти взрослых, а по возрасту пора понять усвоить этот навык и понять его суть.

Например, полуторагодовалый кроха не умеет чистить зубки, но будет тянуть головку щетки в рот (а не в глаз) и требовать, чтобы на нее нанесли зубную пасту. Наигравшись, потом он может почистить и пол, но сначала малыш должен выполнить действие по прямому назначению предмета (то есть помнит, понимает). Или годовалый карапуз четко (не промажет) возьмет пальцами с тарелки печенье и, крепко зажав его в кулачке, будет с наслаждением грызть. Лакомство будет брошено не из-за слабости мышц, а потому, что насытился или отвлекся.

Развитая мелкая моторика – залог хорошей обучаемости и успешного будущего. Грубая задержка часто сочетается с интеллектуальной недостаточностью. Не надо надеяться, что проблема с захватыванием, удержанием и манипуляцией предметами «рассосется» сама собой. Это может быть первым тревожным сигналом о неврологической или интеллектуальной проблеме у ребенка. К тому же давно доказано, что речевой и моторный центры в головном мозге находятся очень близко и сильно влияют друг на друга. То есть можно с большой вероятностью предсказать, что малышу со слабыми и неумелыми пальчиками потребуется логопед.

Порой, чтобы помочь малышу, достаточно грамотных, регулярных и настойчивых занятий, поощряющих прогресс тонких моторных навыков. И проблему со зрением надо откорректировать – чем раньше, чем лучше.

10. Ребенок пускает слюни, поперхивается или с трудом проглатывает пищу

Что считать нормой:

  • обильное слюноотделение у младенца в период ;
  • поперхивание на начальном этапе ;
  • выталкивание языком новой по вкусу или консистенции пищи;
  • покашливание или отказ от еды во время ОРВИ: фарингита, сильной одышки;
  • повышенный рвотный рефлекс при надавливании на корень языка у возбудимых детей.

Когда надо показать ребенка доктору:

  • обильное слюноотделение на фоне простуды из-за невозможности глотать (это может быть острый тонзиллит, паратонзиллярный абсцесс, дифтерия, эпикондилит, круп);
  • внезапный отказ от еды и питья в сочетании с высокой температурой ();
  • приступы кашля во сне и в положении лежа ();
  • постоянные поперхивания во время и после еды без видимой на то причины. Это симптом множества неврологических заболеваний, органического поражения центральной или периферической нервной системы.

В зависимости от выявленной причины проблемы, ребенка будет лечить педиатр, невролог, хирург, рефлексотерапевт, дефектолог, физиотерапевт. При остром заболевании для сохранения жизни может понадобиться экстренная помощь. В других случаях потребуется длительная терапия нарушения.

Нередко родители на приеме врача слышат о повышенном или пониженном тонусе у малыша. Что это такое и насколько опасно?

Начнем с того, что сам по себе тонус не является диагнозом или болезнью. Тонус – это небольшое постоянное преднапряжение мышцы, позволяющее ей в любой момент быть готовой к намеренному сокращению. Регуляция мышечного тонуса – это очень сложный нейрофизиологический процесс, тесно связанный с врожденными и приобретенными рефлексами, правильность которого зависит от многих факторов. Регуляция тонуса осуществляется на рефлекторном уровне с участием всех отделов головного мозга: ствола, подкорковых ядер и коры.

У новорожденного общий тонус всех мышц равномерно повышен по сравнению со взрослыми и более старшими детьми. Это придает его телу характерный внешний вид: ручки и ножки прижаты к туловищу, головка немного запрокинута, развести конечности полностью не получается. Все это абсолютно нормально и со временем проходит.

По мере того, как ребенок растет, тонус его мышц ослабевает, что дает малышу возможность начать активно двигаться. Он начинает двигать руками, ногами, брать предметы, поднимать головку. Важно, чтобы изменения тонуса происходили правильно и одновременно во всех мышцах. Если, к примеру, верхние конечности долго находятся в повышенном тонусе, ребенку будет сложнее ими пользоваться, и соответствующие навыки появятся у него позже. Длительный гипертонус нижних конечностей может вызвать проблемы с освоением ходьбы.

Примерно до 3-4 месяцев тонус мышц остается высоким, затем он начинает снижаться – сначала в мышцах-сгибателях (ручки и ножки при этом распрямляются), а к 5-6 месяцам равномерно расслабляются уже все мышцы, что дает ребенку возможность делать более сложные движения – садиться, вставать и ходить. К 18 месяцам мышечный тонус ребенка становится сравним со взрослым. Если малыш отстает в развитии от сверстников, причиной может быть нарушение тонуса мышц.

Каковы причины нарушения тонуса

Абсолютное большинство нарушений тонуса связано с травмами и гипоксией в родах. Чаще всего травмируется головка и шейный отдел позвоночника малыша, что приводит к нарушениям в работе нервной системы: коры головного мозга и подкорковых структур. Травма может произойти при стремительных и бурных родах, в результате неквалифицированных действий акушеров, применения приема Кристеллера (надавливание на живот во время родов – запрещен в большинстве стран, но в России периодически применяется), после стимуляции родов окситоцином, применения вакуума и щипцов.

Длительное кислородное голодание во время родов также приводит к повреждениям нервной системы и, в первую очередь, коры головного мозга. Чем сильнее травма или чем дольше была гипоксия, тем тяжелее проблемы у новорожденного. Самые тяжелые случаи относятся к проявлениям ДЦП – детского церебрального паралича, при котором ребенок практически лишен возможности нормально развиваться.

Как мама может заподозрить нарушения тонуса

Гипертонус у новорожденных до месяца является физиологическим, то есть нормальным. Нарушение можно заподозрить по чрезмерной зажатости и скованности малыша, не соответствующей возрасту. Если тонус повышен в верхних конечностях, малыш не тянется к игрушке, не разгибает ручки, кулачки его крепко сжаты большую часть времени, зачастую в виде «фиги». Гипертонус нижних конечностей можно заподозрить, если бедра ребенка не удается развести в стороны так, чтобы угол между ними был 90 градусов.

Низкий тонус проявляется вялостью, слабыми движениями ручек или ножек, свисанием конечностей (поза лягушки), вялыми движениями и поздним развитием возрастных навыков. Если тонус нарушен с одной стороны, это легко заметить по асимметрии, возникающей на конечностях одной и другой стороны, а также по асимметрии складок. Если вы заподозрили у своего малыша нарушение тонуса, то в первую очередь обратитесь к своему педиатру.

Как оценивает тонус врач

Может с высокой точностью определить, нарушен тонус у вашего малыша или нет. В сомнительных случаях он направит вас к детскому неврологу. Для проверки доктор осмотрит малыша внешне, проверит его позу на спине и животе, как он держит головку и двигает ручками и ножками. Затем врач проверит рефлексы малыша – обычно они повышаются одновременно с тонусом. Такие рефлексы, как ползательный, хватательный, сосательный – присутствуют у маленьких детей и проходят к возрасту 3 месяцев. Если они сохраняются слишком долго, это может указывать на проблему в нервной системе.
Далее врач прощупает руками конечности малыша, определив, насколько напряжены мышцы. Он попробует сгибать и разгибать ножки и ручки ребенка, а также проверит симметричность этих движений.

Норма – тонус мышц и рефлексы соответствуют возрасту, обе стороны развиты симметрично.
Гипертонус – повышенный тонус мышц, ребенок скованный, двигается с трудом.
Гипотонус – пониженный тонус, мышцы расслаблены, не могут сократиться с нужной силой, ребенок вялый.
Мышечная дистония – одни мышцы находятся в гипертонусе, другие – в гипотонусе. Ребенок принимает неестественные позы, движения также затруднены.

Чем опасны нарушения тонуса

В основе всякого нарушения тонуса лежит проблема в нервной системе. Тонус – лишь одно из ее проявлений, первое и самое очевидное, что можно заметить у малыша, поскольку для него недоступен осмотр зрения, слуха и других более взрослых функций. Проблемы с тонусом всегда являются следствием нарушения базовых рефлексов, регулирующих движения тела. Это значит, что вместе с тонусом у таких детей будет нарушена координация, хуже будут развиваться возрастные навыки, они будут отставать в развитии от сверстников.

Позже из-за нарушения тонических рефлексов возникают отклонения в скелетно-мышечной системе: сколиоз, плоскостопие, косолапие и пр. Выраженность отставания в развитии и прочих нарушений зависит от степени повреждения головного мозга. Не всегда это пропорционально выраженности гипертонуса, вот почему ребенка необходимо показывать детскому неврологу.

Как лечить нарушения тонуса у ребенка

В большинстве случаев нарушения тонуса хорошо поддаются лечению. Чем раньше выявлена проблема, тем лучше удается с ней справиться, поэтому очень важно вовремя проходить плановые осмотры педиатра и невролога. Для исключения серьезной проблемы врач может назначить исследование головного мозга при помощи нейросонографии – для детального рассмотрения его структур.

Лечение при нарушениях тонуса должно назначаться врачом и быть согласовано с несколькими специалистами: педиатром, неврологом, ортопедом. Отсутствие лечения ни к чему хорошему не приведет, ребенок не «перерастет» эту проблему. Если нарушение тонуса не лечить, оно приведет к отставанию в развитии, проблемам с опорно-двигательным аппаратом.

Врач может назначить вашему малышу разнообразные способы лечения . Вот некоторые из них:
Массаж – очень распространенный и зачастую эффективный способ улучшить состояние малыша при нарушениях тонуса. Он подходит как при гипер, так и при гипотонусе, но выполняется при этом по разным методикам. При гипертонусе назначается расслабляющий массаж, при гипотонусе – тонизирующий. Лучше, если массаж будет выполняться специалистом, но и сама мама может обучиться гигиеническому массажу. Ежедневное выполнение легкого массажа будет очень полезным дополнением к курсу у специалиста.
Аквагимнастика – полезна при любых нарушениях тонуса. Теплая вода расслабляет мышцы, прохладная – стимулирует. Ребенок учится координации, владеть своим телом, в процессе участвуют все мышцы.
Физиотерапия – под ней подразумевается воздействие теплом (парафиновые аппликации), электрофорез, магниты.
Медикаментозные средства – становятся необходимы в том случае, если спазм мышц очень сильный, и его не удается снять другими способами.
Остеопатия – крайне эффективный метод работы с детьми после родовых травм, в том числе и с проявлениями гипертонуса. Позволяет привести в правильное положение кости черепа и шейного отдела новорожденного, смещенные во время родов. В результате форма черепа нормализуется, устраняются механические причины мозговых дисфункций, проходят патологические рефлексы. Остеопатия отличается мягким воздействием, может применяться у детей с рождения, не требует длительных курсов.