Политическое развитие австро венгрии в 20 веке. Презентация на тему: Австро-Венгрия в XIX - начале ХХ века

В октябре 1918 г. вследствие поражения Австро-Венгрии в 1-й мировой войне в стране произошла мирная буржуазная революция, провозгласившая государственную независимость. Страна оказалась во внешнеполитической изоляции. В этих условиях возникла благоприятная почва для роста сторонников радикальных идей. В марте 1919 г. на смену правительству социалистов пришел коммунистический режим, который заявил о своей «полной идейной и духовной общности» с Советским правительством России. Коммунистическая революция под руководством Белы Куна в 1919 г. вынудила Антанту ввести свои войска в Венгрию. Таким образом, послевоенные границы Венгрии определил Трианонский договор 1920 г. который, лишил Венгрию 72% ее территории (она была разделена между странами–наследницами Австро-Венгерской империи – Чехословакией, Румынией и Югославией) и 64% ее населения. Несмотря на то, что по Трианонскому договору Венгрия получила независимость, страна оказалась разделенной, а ее экономика находилась в упадке.

В соответствии со специальным актом регентом Венгрии был избран Хорти. Его реакционный режим, привел Венгрию накануне II мировой войны к союзу с державами гитлеровской «оси». В 1938-40гг. по итогам двух Венских арбитражей Венгрия присоединила Южную Словакию, Закарпатье и Северную Трансильванию, а весной 1941г. захватила у Югославии Бачку.

После того, как 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на Советский Союз, войну Москве объявил и Будапешт. Так венгерские войска оказались на советском фронте в качестве сателлитов Гитлера. В январе 1943 г. венгерская армия понесла тяжелые потери в боях на Дону, где погибли более 100 тысяч человек. Под влиянием побед Красной армии режим Миклоша Хорти начал склоняться к разрыву с фашистской Германией. По его распоряжению премьер-министр Миклош Каллаи начал секретные переговоры с западными союзниками. Однако об этих переговорах стало известно Гитлеру, и он оккупировал Венгрию 19 марта 1944 г. В свою очередь Хорти попытался вывести Венгрию из войны, начав переговоры с Москвой, и 15 октября 1944 г. он объявил о перемирии, однако немцы, свергнув Хорти, установили нацистский режим Ференца Салаши.

В период господства фашистского режима, который продолжался несколько месяцев, в стране был установлен жесточайший террор. Началась массовая депортация венгерских евреев в лагеря смерти (всего было вывезено около 500 000 человек). Без суда арестовывались и расстреливались солдаты-дезертиры, солдаты, побывавшие в плену, участники Сопротивления и прочие «неблагонадежные элементы». Все население страны в возрасте от 12 до 70 лет было объявлено мобилизованным в армию или на принудительные работы.

В марте 1944 г. в Венгрии начало действовать партизанское антифашистское движение, кроме того, массовый характер приобрел добровольный переход венгерских солдат и офицеров на сторону Советской армии.

Территория Венгрии была освобождена Советской Армией в сентябре 1944-апреле 1945гг. После семинедельной осады Будапешт 13 февраля 1945 г. был взят советскими войсками.

В феврале 1946 г. Венгрия была провозглашена республикой. В 1947 г. Парижская мирная конференция восстановила границы Венгрии в соответствии с Трианонским договором и обязала Венгрию выплачивать репарации Советскому Союзу, Югославии и Чехословакии.

В августе 1947 г. были проведены всеобщие выборы под политическим давлением коммунистов. Покончив с политическим сопротивлением, коммунисты взялись за церковь. Кардинал Миндсенти и лютеранский епископ Ордаш, среди многих других, были арестованы, религиозные организации распущены, а церковные школы национализированы.

20 августа 1949 г. была введена в действие новая Конституция советской модели. Сталинист Матьяш Ракоши к тому времени фактически контролировал всю страну. Для его режима были характерны политический террор, форсированное кооперирование сельского хозяйства и национализация экономики. Одновременно создается система концлагерей, устраиваются процессы над «капиталистическими шпионами». Сегодня подсчитано, что в период правления Ракоши из 3,5-миллионного взрослого населения Венгрии 1,5 млн человек в той или иной форме подверглись политическим репрессиям.

После смерти Сталина в 1953 г. режим террора был смягчен, политические заключенные были освобождены, более 50% крестьян вышли из кооперативов.

Вдохновленные событиями в Польше 23 октября 1956 г., студенты, провели в Будапеште уличные демонстрации, требуя независимости и свободных выборов. Стихийные акции переросли во всенародное восстание. Были сформированы советы революционных рабочих и местные национальные комитеты. 30 октября революция одержала победу. Имре Надь сформировал коалиционный кабинет, провозгласивший возврат к многопартийной системе 1945–1947 гг.

Надь пообещал провести свободные выборы и призвал Москву начать переговоры о немедленном выводе всех советских войск. 1 ноября советские части окружили венгерские аэродромы и Будапешт, было сообщено также, что советские воинские подразделения вторглись на территорию страны. Вслед за этим Имре Надь объявил о выходе Венгрии из состава Варшавского договора, провозгласил нейтралитет Венгрии и обратился за помощью к странам Запада и США. Но помощи последовало, и Советская армия предприняла широкомасштабное наступление на Будапешт и другие крупные города, в результате чего мятеж был подавлен. Имре Надь был арестован представителями советских служб безопасности, в нарушение обещаний о его неприкосновенности.

Новое правительство под руководством Яноша Кадара в 1957 г. развернуло репрессии против всех, кто подозревался в участии в революции. Вновь поднялся «железный занавес», и в Венгрии разместился военный контингент Советов.

Чтобы стабилизировать режим, Кадар в 1961 г. начал осуществлять политику примирения. Тезис Ракоши «Тот, кто не с нами, тот против нас» трансформировался при Кадаре в тезис «Кто не против нас, тот с нами». В университеты стали принимать детей «классовых врагов», а профессионализм в работе и продвижении по службе стал цениться выше членства в партии. В 1964 г. были урегулированы взаимоотношения с Римско-католической церковью. Однако, несмотря на эти внутренние реформы, Венгрия заняла враждебную позицию по отношению к демократическим реформам в Чехословакии в 1968 г. и присоединилась к Советскому Союзу и его союзникам в ходе вторжения в Чехословакию 20–21 августа 1968 г.

Экономическая политика правительства подверглась реформированию. При этом «новом экономическом механизме» (НЭМ) правительство пыталось повысить эффективность производства путем экономической децентрализации и учета рентабельности предприятий. Центральное правительство продолжало составлять общие пятилетние планы развития экономики, но уже не устанавливало квот при финансировании отдельных предприятий. Членам сельскохозяйственных кооперативов было разрешено возделывать частные участки земли. Членам сельскохозяйственных кооперативов разрешалось также производить товары для частной продажи.

В течение первых лет в условиях НЭМ венгерская экономика быстро развивалась, но в середине 1970-х годов ее рост замедлился, отчасти из-за увеличения затрат, вызванных ростом цен на ввозимую из-за рубежа нефть.

Итак, достижениями в политике Кадара 60-х годов были два крупных мероприятия. Первое – кооперирование сельского хозяйства на принципах добровольности, материальной заинтересованности, а затем интеграция общественного производства с семейным приусадебным хозяйством. Второе – всеобъемлющая экономическая реформа. Тогда еще не было принято говорить о ликвидации командно-административной системы. Однако венгры первыми отменили директивное адресное планирование. Два вида собственности – государственная и кооперативная – уравнялись в правах. Функции министерств были ограничены, предприятия получили широкую самостоятельность. Была введена торговля средствами производства, осуществлена реформа ценообразования, рынок быстро насытился.

Австро-Венгрия как дуалистическая монархия образовалась в 1867 г и существовала до 1918 г ее специфическими чертами были: а) отсутствие заморских владений, поскольку все ее земли находились в центре и на востоке. Европы б) многонациональный характер государственного устройства, сочетал элементы централизованной и федеративной монархии в) интенсивное развитие национального сознания народов окраин, что обусловило м исцево сепаратизмазм.

Поражение. Австрии в войне с. Пруссией в 1866 г ускорила процесс политической трансформации империи. Габсбургов. Император. Франц. Иосиф (1867-1916) принял предложение государственного министра. А. Бейста провести ты политические реформы . Необходимо было найти компромисс между двумя значительными группами населения - немцами (австрийцами) и венграми, хотя они составляли лишь треть населения империи. В феврале 1867 г было е дновлено конституцию. Венгрии (существовала до 1848 г.), что способствовало созданию собственного правительства. За так называемым. Аусгляйхом -"соглашением между королем и венгерской нацией"-. Австрия стала дуалистической монархией двух д ержав"Цислейтания"объединяла. Австрию,. Чехию,. Моравию,. Силезию,. Гарц,. Истрию,. Триест,. Далмацию,. Буковину,. Галицию и. Крайну"Транслейтания"состояла из. Венгрии,. Трансильвании,. Фиуме и. Хорвато-Слав онии (получила автономию в 1867 го-Славонії (отримала автономію у 1867 р.).

Объединенная. Австро-Венгрия (Дунайская монархия) была одним из крупнейших государств. Европы. По территории и численности населения она опережала. Великобританию,. Италию и. Францию

На территории. Австро-Венгрии проживало более 10 национальностей, ни одна из которых не составляла большинства. Самыми многочисленными были австрийцы и венгры (40%), чехи и словаки (16,5%), сербы и хорваты (16,5%), п поляки (10%), украинские (8%), румыны, словенцы, итальянцы, немцы и др.. Подавляющее большинство из них жили компактными группами, что способствовало развитию национально-освободительных движений и усилению центробежных то нденций. К национальных противоречий добавлялись религиозные, поскольку в стране действовало несколько церковных конфессий - католическая, протестантская, православная, униатская и и ін.

Император. Австрии одновременно был и королем. Венгрии, правителем единых королевско-императорских институтов - военного ведомства, иностранных дел и финансов. Австрия и. Венгрия имели свои парламентарии. НТИ и правительства, состав которых утверждался императором. Король-император. Франц. Иосиф был непоследовательным и непредсказуемым в проведении радикальных политических и экономических реформ зависимости от собственных угодным ань он постоянно менял кабинеты министров, часто парализовало политическую жизнь, поскольку ни одна из"команд"не могла довести реформы до конца. Важную роль во внутренней жизни играла армия, дл яки имперским амбициям наследника престола эрцгерцога. Франца. Фердинанда стала элитной частью. Пропаганда формировала в массовом сознании несколько мифический образ могущественной имперской армии и флота, увеличивалась численность, росли расходы на ее удержаниина її утримання.

Австро-Венгрия была страной контрастов. В империи не было всеобщего избирательного права, поскольку право голоса имели только владельцы определенного недвижимого имущества. Однако в районах компактного проживания некоторых на ациональностей действовали собственные конституции, существовали местные парламенты (17 по всей империи) и органы самоуправления. Делопроизводство и преподавания в начальных школах мало вестись на национальных языках, но это и закон часто не выполнялся и повсеместно преобладала немецкая языковова.

Экономику. Австро-Венгрии в конце XIX - начале XX в характеризовали слабые темпы развития промышленности, отсталое сельское хозяйство, неравномерность экономического развития отдельных регионов, ориентация на самообеспечениея.

Австро-Венгрия была среднеразвитых аграрно-индустриальной страной. Подавляющее большинство населения была занята в сельском и лесном хозяйстве (более 11 млн человек). Низкий уровень сельского гос сподарства определяли помещичьи латифундии, где использовалась ручная работа батраков. В. Венгрии,. Хорватии,. Галиции,. Трансильвании около трети обрабатываемой земли принадлежало крупным помещикам, которые м али более 10 тыс га каждыежний.

В. Австро-Венгрии происходили те же экономические процессы, что и в других развитых капиталистических странах - концентрация производства и капитала, увеличение инвестиций. По отдельным валовыми показателями и (выплавка стали) империя еще во второй половине XIX в опередила. Англию и. Францию??Промышленно развитыми были. Австрия и чешские. Шесть крупнейших монополий контролировали добычу почти всей зале знои руды и более 90% производства стали. Металлургический концерн"Шкода"в. Чехии был одним из крупнейших предприятий европейской военной промышленности. Всего в. Австро-Венгрии преобладала мелкая и с ередня промышленность. Характерной особенностью экономики империи была ее технологическая отсталость, плохая обеспеченность новейшей техникой и отсутствие новейших отраслей промышленности. Немецкий и франц узький капитал активно инвестировался в базовые отрасли промышленности - добыча нефти, металлургия, машиностроениею, машинобудування.

Промышленность и сельское хозяйство работали на благо собственного рынка. В. Дунайской монархии употреблялись продукты в основном собственного производства. Торговля между внутришньоимпер-скими территориями полу имала значительный толчок после ликвидации во второй половине XIX в таможенных сборов и производители из разных частей. Австро-Венгрии осваивали перспективные рынки. Цислейтании и. Транслейтании,. Галичины. Импорт, как и экспорт товаров, был незначительным и едва достигал 5 5 %.

В стране насчитывалось до миллиона чиновников - вдвое больше, чем рабочих. Да и на каждые десять крестьян приходилось по одному чиновнику. Бюрократизм достиг небывалых размеров, что в свою очередь приводило д до резких социальных контрастов. Общий уровень жизни был очень низким. Например, в 1906 г в венских ночлежках ночевало 6% населения. Разный уровень жизни был в столице и в провинциальных городах вер в в. Вене рабочий получал в среднем 4 гульдена в день, то во. Львове - около 2. К тому же цены на потребительские товары в столице были ниже, чем у провинцийровінції.

Многонациональная. Австро-Венгерская империя в начале XX века, переживала глубокий кризис вследствие подъема национальных и рабочего движений. Национальные движения с четко определенными центробежными тенденциям мы, имели целью создание собственных независимых государств, формировались во второй половине XIX в. Это связано с процессом становления национальной интеллигенции. Именно она стала носителем духа свободолюбс тва, идеи самостоятельности и нашла средства для проникновения этих идей в массовое сознаниесть.

Первым средством была"борьба за язык"- за национальный язык преподавания в школах, университетах, за национальный язык литературы, за равные права национальных языков в делопроизводстве и армии

Это движение возглавляли культурно-просветительные общества:. Национальная лига (итальянские земли), матицы школьська (чешские), матицы словенский (Словения),. Народный дом (Галичина) и др.. Они основывали нацио онального школы и литературные журналы. Под их давлением в 1880 г. Вена был вынужден установить на чешских землях равноправие немецкого и чешского языков в официальном делопроизводстве. В 1881 г. Пражский универ ситет был разделен на два - немецкий и чешский. В 1897 г император подписал так называемые языковые указы, которые окончательно уравняли в правах немецкий и чешский языки. Распространение получило движение славянской интеллигенции за установление тесных связей. В отдельных национальных землях образовывались массовые организации, например, чешский военно-спортивная организация"Сокол", которая объединила десятки тысяч юношей и девушек, проводила националистические митинги. Все это способствовало формированию национального самосознания и накануне. Первой мировой войны большинство подданных. Австро-Венгерской империи были уже сложившимися гражданами будущих суверенных госуіх суверенних держав.

В начале XX века под влиянием русской демократической революции (1905-1907) активизировался рабочее движение. Руководство австрийской социал-демократической партии (основана в 1889 г) призвало рабочих к массовым действиям в поддержку требования всеобщего избирательного права. В ноябре 1905 г на улицах. Вены и. Праги прошли демонстрации, которые перерастали в столкновения с полицией. Рабочие устраивали с трайки. Правительство вынуждено было согласиться на введение общего виборочого право права.

Накануне. Первой мировой войны. Австро-Венгрия заняла откровенно враждебную позицию по. Балканских стран, захватила. Боснию и. Герцеговину, что привело к росту напряженности в отношениях с. Сербией. При поддержке. Германии правительство. Австро-Венгрии взял курс на развязывание мировой войни.

1) Внутренняя политика: обострения социальных и национальных проблем.

2) Внешняя политика: борьба за место в ряду ведущих держав.

3) Подготовка Австро-Венгрии к Первой Мировой войне и причины распада империи.

Литература : Шимов Я. Австро-Венгерская империя. М. 2003 (библиография вопроса, стр. 603-605).

1. Преобразование единой Австрийской империи в (дуалистическую) Австро-Венгрию в 1867 г. позволило стране сохранить свое положение в ряду великих держав. В декабре 1867 г. принята либеральная конституция. Императору Францу Иосифу I (1848-1916 гг.) пришлось отказаться от абсолютистских иллюзий и стать конституционным правителем. Казалось, государство избежало распада, но ему сразу приходится столкнуться с новыми проблемами: социальные конфликты, резкое обострение национального вопроса.

Наиболее острым был национальный вопрос. При этом компромиссом 1867 г. были недовольны австрийские немцы. В стране появляется немногочисленная, но очень шумная Национальная партия (Георг фон Шенерейр). Основой программы этой партии был пангерманизм и поддержка династии Гогенцоллернов как объединителей всех немцев. Шенерейр изобрел новую тактику политической борьбы - не участие в парламентской жизни, а шумные уличные демонстрации и силовые акции. Члены партии совершили набег на редакцию венской газеты, которая ошибочно заявила о смерти Вильгельма I . Эта тактика потом была принята на вооружение партией Гитлера.

Более влиятельной политической силой была другая партия австрийских немцев - христианские социалисты (Карл Люгер).

Программа :

1. Обличение пороков либерального общества, не заботящегося о бедняках.

2. Острая критика правящей верхушки, сросшейся с торгово-финансовой олигархией.

3. Призывы к борьбе против засилья еврейской плутократии .

4. Борьба против социалистов и марксистов, ведущих Европу к революции.

Социальной опорой партии была мелкая буржуазия , низы чиновничества, часть крестьянства, сельские священники, часть интеллигенции. В 1895 г. христианские социалисты одержали победу на выборах в Венский муниципалитет. Люгер был избран бургостром Вены. Против этого был император Франц Иосиф I, которого раздражали популярность, ксенофобия и антисемитизм Люгера. Он трижды отказывался утвердить результаты выборов и сдался лишь в апреле 1897 г., получив от Люгера обещание действовать в рамках конституции. Люгер сдержал свое обещание, занявшись исключительно хозяйственными вопросами и постоянно демонстрируя верность он отказался даже от антисемитизма («кто здесь еврей, решаю я»). Люгер становится вождем и кумиром австрийского среднего класса.

Рабочие, городская и сельская беднота пошли за социал-демократами (СДПА). Лидер - Виктор Адлер, полностью реформировавший партию. 1888г - партия заявляет о себе массовыми акциями: организация «маршей голодных», организация первых акций 1 мая. Отношение к социал-демократам в Австро-Венгрии лучше, чем в Германии. Франц Иосиф I видел в социал-демократах союзников в борьбе с националистами.


Личная встреча Адлера с императором, где он и Карл Реннер предложили императору свою концепцию решения национального вопроса (проект федерализации монархии):

1. Разделить империю на отдельные национальные области с широкой автономией в области внутреннего самоуправления (Богемия, Галиция, Моравия, Трансильвания, Хорватия).

2. Создать кадастр национальностей, дать право каждому жителю зарегистрироваться в нем. Он может пользоваться родным языком в повседневной жизни и при контактах с государством (все языки должны быть объявлены равными в повседневной жизни граждан).

3. Всем народам должна быть предоставлена широкая культурная автономия.

4. В ведении центрального правительства должна находиться выработка общей экономической стратегии, оборона и внешняя политика государства.

Проект был утопическим, но по приказу императора он начал реализовываться в двух провинциях - Моравия и Буковине. Резкий протест австрийских немцев и венгров. Такое тесное сближение лидеров социалистов с императором вызвало резкий протест социал-демократов и привело к расколу этой партии. Противники Адлера иронически называли их «императорский и королевский социалисты». СДПА фактически разваливается на несколько социалистических партий.

Национализм губительно сказвался на единстве империи. После признания прав Венгрии на такие права стали претендовать чешские провинции (Богемия, Моравия, часть Силезии). Чехия - третья по степени развития после Австрии и Венгрии. Чехи требовали не только культурной, но и национально-государственной автономии.

Еще в начале 70-х гг. XIX в. чешская элита раскололась на две группировки - старочехов и младочехов. Первые скоро основали свою национальную партию во главе с Франтишеком Палацким и Ригером. Главный пункт - восстановление «исторических прав чешской короны», создание триализма. Правительство готово пойти на переговоры. Глава австрийского правительства граф Гогенварт в 1871 г. добился соглашения со старочехами о предоставлении чешским землям широкой внутренней автономии с оставлением за Веной высшего суверенитета. Против выступили австрийские немцы и венгры.

«Компромисс Гогенварта» осуждает окружение императора. Франц Иосиф отступил. 30 октября 1871 г. он передал решение этого вопроса нижней палате, где преобладали противники чешской автономии. Вопрос похоронен, отставка Гогенварта. Это активизировало деятельность младочехов, которые в 1871 г. создали свою «Национальную либеральную партию» (К. Сладковский, Грегр). Если старочехи бойкотировали выборы в рейхстаг, то младочехи отказываются от этой политики.

В 1879г они вступили в парламенте в коалицию с австрийскими и польскими депутатами-консерваторами («Железное кольцо»), завоевав таким образом парламентское большинство. Была оказана политическая поддержка австрийскому премьер-министру Э. Тааффе (1879-1893гг). «Эра Тааффе» - время наибольшей политической стабильности, экономического роста и культурного расцвета. Тааффе играл на национальных противоречиях. «Разные народы нужно держать в состоянии постоянного легкого недовольства».

Но как только он выступил с проектом демократизации избирательной системы, поддерживающий его блок распался. Аристократы всех национальностей и либеральные немецкие националисты не готовы были допустить в парламент представителей «непривилегированных народов», в первую очередь славян, а также социал-демократов. В 1893г по славянским городам прокатились антинемецкие, антигабсбургские демонстрации. Повод для отставки Тааффе. Всем последующим правительствам приходится решать сложнейшую национальную проблему.

С одной стороны, реформа избирательной системы была неизбежной, с другой - правительство не могло лишиться поддержки австрийских немцев. Немцы (35% населения) обеспечивали 63% налоговых сборов. Правительство Бадони (1895-1897 гг.) пало из-за попытки введения в Чехии двуязычия. Чешские города снова захлестывает волна беспорядков. Германские политики (фон Монзен) призывали австрийских немцев не сдаваться славянам. Россия негласно поддерживала борьбу славян, делая ставку на младочехов. В западной части монархии (Цислейтания) всеобщее избирательное право было введено в 1907 г., открывало дорогу в парламент и славянам, и социал-демократам. Борьба разгорается с новой силой.

Кроме чешского вопроса, в Австро-Венгрии были и другие острые национальные проблемы. В юго-славянских землях - панславизм, в Галиции - рознь между польскими помещиками и украинскими крестьянами, южный Тироль и Истрия (700 тысяч итальянцев) были охвачены движением за присоединение к Италии (иредентизм).

Национальные проблемы все время ставили перед правительством новые вопросы. Франц Иосиф I был мастером политического компромисса «йозефинизм», но он боролся все время с последствиями, а не с причинами.

2. С начала 70-x гг. XIX в. во внешней политике Австро-Венгрии существовало 3 основных проблемы:

1. Тесный союз с Германией.

2. Осторожное продвижение на Балканы.

3. Стремление избежать новой большой войны.

Союз с Германией был необходим Вене для того, чтобы обеспечить продвижение на Балканы и нейтрализовать там влияние России. Пруссия нуждалась в поддержке Австрии для противодействия Франции. Остается противопоставить что-то влиянию Великобритании. Бисмарк предлагает Францу Иосифу и Александру II заключить «Союз трех императоров» (1873 г.). однако соперничество Петербурга и Вены на Балканах значительно ослабило этот союз. Австро-Венгрия потеряла возможность влиять на дела Германии и Италии. Она не имела колоний и не стремилась приобрести их. Усилить свои позиции она могла только на Балканах. Ее пугает возможность использования Россией панславизма для нанесения удара по Османской империи. Вена берет курс на поддержку турок.

В 1875 г. ситуация на Балканах резко обострилась. Восстания славян в Боснии и Герцеговине. Турки жесточайшим образом подавляли восстания. В России общественность требует от царя оказания решительной поддержки братьям-славянам. Франц Иосиф I и его министр иностранных дел граф Дьюла Андроши колебались: им не хотелось отталкивать Турцию. Бисмарк советовал договариться с Россией о разделе сфер влияния на Балканах. В январе-марте 1877 г. были подписаны австро-русские дипломатические соглашения (Вена получала свободу действий в Боснии и Герцеговине в обмен на благожелательный нейтралитет во время русско-турецкой войны).

Турция потеряла почти все свои территории на Балканском полуострове. В Австрии это вызвало шок и подозрения в активизации деятельности России. Но едва одержав победу на Турцией, победители рассорились по вопросу о Македонии. В июне 1913 г. начинается Вторая Балканская война против агрессии Болгарии выступили Сербия, Греция и Румыния в союзе с Турцией. Болгария была разгромлена, потеряв большую часть завоеванной территории, а Турция смогла сохранить небольшую часть своих европейских владений с центром в Адрианополе (Эдирне).

Австро-Венгрия решила использовать итоги Второй Балканской войны для ослабления Сербии. Вена поддержала идею создания независимой Албании, надеясь, что это государство окажется под австрийским протекторатом. Россия, поддерживающая Сербию, начала сосредотачивать войска у австрийской границы. Австрия поступает так же. Речь шла о престиже Австро-Венгерской монархии, без которого невозможно было решение внутреннего национального вопроса, но большую войну на время отдаляет позиция Великобритании и Германии. На время интересы этих государств пересекаются.

И в той, и в другой стране считали, что глупо начинать войну из-за мелкого конфликта Сербии и Австро-Венгрии. Британия не хотела лишиться выгодной торговли по Средиземному морю и опасалась за пути коммуникаций с восточными колониями. Германия активно осваивает молодых балканских государств. Под совместным давлением великих держав Сербия соглашается на создание формально независимой Албании. Кризис 1912 г. был разрешен. Но в Вене царствует ощущение поражения.

Причины:

Сербия не утратила своих позиций на Балканах и сохранила претензии на объединение балканских славян. Австро-сербские отношения были безнадежно испорчены.

Столкновение Румынии и Болгарии разрушило хрупкую систему отношений, выгодную для Австрии.

Между Австро-Венгрией и Италией возникает все больше противоречий, угрожавших распадом Тройственного союза .

Обилие неразрешимых проблем заставляет Австро-Венгрию уповать только на большую войну. Престарелый император Франц Иосиф I не хотел войны, но не в силах был сдерживать национальную рознь (недовольны австрийские немцы, венгерская элита, славяне). Многие из австрийских политиков видели выход из положения в передаче трона наследнику эрцгерцегу Францу Фердинанду (с 1913 г. он был назначен на важнейший военый пост генерального инспектора вооруженных сил). Он высказывался за улучшение отношений с Россией и в то же время был резко настроен антивенгерски.

В июне 1914 г. он выехал на маневры в Боснию. После окончания маневров он посетил боснийскую столицу Сараево. Здесь он и его жена графиня София фон Гогенберг были убиты 28 июня сербским террористом Гаврило Принципом из организации Черная рука. Это подталкиевает Вену к предъявлению ультиматуму Сербию, что и становится формальным поводом для начала Первой Мировой войны. Участие в войне до предела обострило внутренние проблемы Империи и привело к ее распаду в 1918 г.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

К 30 - 40-м гг. XIX в. Австрийская империя являлась многонациональным государством. В ее состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, а также часть территории современных Румынии, Польши, Италии и Украины. В этих землях укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости. Габсбурги пытались сохранить империю ценой незначительных уступок народам, ее населявшим.

4 слайд

Австрийская империя в первой половине XIX века Крестьянство оставалось бесправным, барщина доходила до 104 дней в году, взимался и оброк. В стране господствовали цеховые ограничения. Существовали внутренние таможенные пошлины. Запрещалось строительство новых мануфактур и фабрик. Суровая цензура. Школа находилась под контролем духовенства. Политический и духовный гнет народов империи (в отношении угнетенных народов применялся принцип «разделяй и властвуй»). Император Австрийской империи Франц I Австрийский канцлер Клемент Венцель Меттерних

5 слайд

1848 г. – революции в Австрийской империи (Австрии, Венгрии, Чехии) Развитию промышленной революции мешали старые феодальные порядки. Запретительная политика Габсбургов в области экономики Политические репрессии. 1847 год – мировой экономические кризис («голодные сороковые») Стремлением народов империи к национальной независимости. Причины Результаты Революции подавлены войсками Австрии и России Император Австрийской империи Фердина нд I (1835 - 1848)

6 слайд

Итоги революций в Австрийской империи Император Фердинанд отрекся от престола в пользу своего племянника восемнадцатилетнего Франца Иосифа (1830-1916). Введение конституции, закреплявшей целостность империи. Установление высокого имущественного ценза для избирателей. Проведение крестьянской реформы в Венгрии: упразднение барщины и церковной десятины, в руки крестьян переходила одна треть обрабатываемых земель. Все народы венгерского королевства получили политические свободы и землю. Однако национальной независимости народы Австрийской империи не получили. Император Австрийской империи Франц Иосиф

7 слайд

1867 г. - австро-венгерское соглашение о преобразовании империи Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию, состоявшую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств - Австрии и Венгрии. Поражения в войнах с Францией, Пьемонтом и Пруссией Волнения в Венгрии Возросла необходимость укрепления целостности государства Император Австро-Венгрии Франц Иосиф

8 слайд

Политическое устройство Австро-Венгрии Австро-Венгрия - конституционная монархия без всеобщего избирательного права Франц Иосиф - император Австрии и король Венгрии Но Австрия и Венгрия имели каждая свои: конституцию, парламент, правительство У Австрии и Венгрии общее: флаг, армия, три министерства: военное, финансов и иностранных дел. финансовая система. Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ

9 слайд

1868 г. – Чешское государство (Чехия, Моравия и Силезия) поставило вопрос об отделении от Австрии Австрия согласилась на проведение демократических реформ: Снизили имущественный ценз, дававший право на участие в выборах, в результате широкие слои мелких собственников города и деревни, часть рабочих получили право голоса. Чехи провели своих представителей в депутаты австрийского парламента. В областях, где было смешанное население, вводились два языка, и чиновники Чехии и Моравии обязаны были их знать. В целом же положение чехов, поставивших вопрос о полном отделении от Австрии, оставалось прежним. Против их притязаний на независимость выступала и Венгрия, боявшаяся аналогичных требований со стороны «своих» славян.

10 слайд

Все австрийские правительства проводили политику небольших уступок, чтобы поддерживать население империи в «состоянии умеренного недовольства» и не доводить их до опасных взрывов. Австро-Венгрия стала федерацией, но границы Австрии и Венгрии не совпадали с национальными границами.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Австро-Венгрия в конце XIX – начале ХХ века С конца 1880-х гг. ускорились темпы экономического развития. Выросли крупные центры транспортного машиностроения и оружейного производства. В связи с бурным железнодорожным строительством стали активно развиваться обработка металлов и машиностроение. В Венгрии ведущей отраслью производства была переработка продуктов сельского хозяйства. В 1873 г. три города - Буда, Пешт и Обуда - объединились в один город Будапешт. В 1887 г. по городу прошел первый трамвай, а в 1895 г. открылось метро. К началу XX в. в империи быстро развивается монополистический капитализм (главной формой объединения предприятий были картели). Англия, Франция и Германия активно вкладывали капиталы в промышленность империи. Старая знать в союзе с новой буржуазией становилась господствующей силой империи. В деревне шел процесс расслоения крестьянства.

14 слайд

Проблемы Австро-Венгрии в начале ХХ века Правительственные кризисы (с 1897 по 1914 г. в Австрии 15 раз сменялись правительства). Социального законодательства в стране практически не существовало. Только в 1907 г. в Австрии парламент принял новый избирательный закон, предоставивший право голоса всем мужчинам, достигшим 24 лет. В Венгрии в 1908 г. право голоса предоставлялось только грамотным мужчинам, причем собственники какого-либо имущества получали по два голоса. Малоземельные и безземельные крестьяне уходили в города или эмигрировали. Основная масса крестьян жила в страшной бедности. Во многих районах помещики и крестьяне принадлежали к разным национальностям, и это усиливало национальную неприязнь. Стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности народов, входивших в состав империи В начале XX в. империя держалась в значительной степени на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов. Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I

15 слайд

Внешняя политика Австро-Венгрии В начале XX в. Австро-Венгрия стала усиливать свое проникновение на Балканы. В 1878 г. империя получила право на управление Боснией и Герцеговиной, формально остававшихся в составе Османской империи. 1882 г. Австро-Венгрия вошла в Тройственный союз. В 1908 г. в Турции произошла революция, император ввел в Боснию и Герцеговину войска и объявил их частью Австро-Венгрии. Напряжение на Балканах нарастало, там сталкивались интересы ведущих европейских держав. 28 июня 1914 г. член тайной националистической организации «Млада Босна» Гаврила Принцип убил в Сараево находившегося там на военных маневрах племянника Франца Иосифа, наследника австро-венгерских престолов, Франца Фердинанда и его жену. Это стало поводом к началу Первой мировой войны.

17 слайд

Домашнее задание § 23. Рабочая тетрадь № 2: № 33-36 стр. 15-17

Соглашение 1867 г. и учреждение дуалистической монархии

Под скипетром Габсбургов находились многочисленные неавстрийские территории. Вековая политика ассимиляции порабощенных народов не увенчалась успехом, и населявшие империю народы все более проникались духом национального самосознания.
Такой процесс активно шел в Богемии (Чехии). Фактическая потеря самостоятельности Чешского королевства явилась следствием неудачи антигабсбургского восстания, кульминацией которого стало поражение в 1620 г. у Белой Горы. При Марии Терезии чешские владения Габсбургов в 1749 г. полностью лишились административной самостоятельности. В городах насаждались немецкая культура и язык. Но уже в первой половине XIX в. в чешских городах начинается движение за национальное возрождение. В конце 60-х — начале 70-х гг. XIX в. завершается процесс формирования чешской нации. И хотя среди чешской интеллигенции доминировали идеи австрославизма, сама политическая реальность питала националистические настроения.
Ряд провинций частично, а Крайну полностью заселяли словенцы. Их считали наиболее германизированным славянским этносом, но и здесь росло национальное самосознание. В 1868 г. на одном из митингов всеобщее одобрение вызвал призыв: «Мы все, словенцы, не хотим быть ни штирийцами, ни каринтийцами, ни приморцами, мы хотим быть только словенцами, объединенными в единую Словению» .
Попавшие под власть Габсбургов Цешинская Силезия и Западная Галиция составляли менее 10% этнически польских земель, но к 1870 г. в них проживало почти 25% поляков от числа заселявших всю польскую национальную территорию. Полякам было присуще ярко выраженное стремление к восстановлению национально-государственной независимости. Только в Восточной Галиции социально и национально угнетенное украинское крестьянство тяготело к другим малороссийским областям, но и здесь господствующий класс был польским или полонизированным, что и определяло ориентиры политического развития.
Ещё более острыми были национально-этнические процессы в Венгерском королевстве, входившем в состав Габсбургской монархии. Революция 1848—1849 гг. консолидировала венгерскую нацию, чему способствовал ряд факторов: наличие мощного дворянского класса; непрерывная государственно-политическая традиция Венгерского королевства, сохранившаяся несмотря на утрату в XVI в. независимости и османское господство в XVI—XVII вв.; наличие политических учреждений в виде государственного собрания и развитой комитатской системы; административно-политическое единство королевства, включавшего в свой состав всю массу мадьярского населения; наконец, резкое отличие мадьярского языка от языка соседей.
Формирование хорватской нации проходило в условиях административно-политической раздробленности: Хорватия и Славония находились в составе Венгерского королевства, а так называемая Хорвато-Славонская военная граница — в управлении военного министерства. К тому же Хорватия в 1868 г. получила некоторые автономные права, которыми не располагали остальные югославянские области империи. Конфликт с господствующим мадьярским ядром королевства подпитывали сначала идеи иллиризма (создания Иллирийского королевства под властью Габсбургов в составе Хорватии, Славонии и Далмации), а затем югославизма, т.е объединения южнославянских народов (хорватов, словенцов, сербов) в единое государственное образование.
Сербы населяли южную часть Венгерского королевства — Воеводину, жили в Хорватии, Славонии, на территории Хорвато-Славянской военной границы, в Далмации. Они тяготели к Сербии, которая с обретением автономии стала центром притяжения и ядром сербской государственности.
Со времен раннего Средневековья в состав Венгерского королевства входила Словакия. Мадьяризация ее господствующего класса хотя и тормозила, но не смогла остановить тенденцию к формированию особого словацкого самосознания.
У румын Трансильвании, являвшейся частью Венгерского королевства, не прекращались трения с мадьярской властью. Осознание их этнической общности с населением румынских княжеств, а затем и независимого Румынского государства вызывало, особенно в годы Первой мировой войны, стремление к воссоединению с Румынией.
Сложнейшая этническая проблема встала и перед самим коренным народом Австрии. Многовековое стремление немцев Австрии к гегемонии в германских землях не позволяло им осознать себя отдельным от немцев Германии национальным образованием. Объединяла их и общность языка и культуры. Но крах идеи объединения германских земель под главенством Австрии в результате поражения в австро-прусской войне 1866 г. и последовавшего за этим образования Северогерманского союза, а затем и Германской империи потребовал пересмотра сложившихся национально-политических приоритетов. Австрийские немцы оказались перед необходимостью принять как неизбежность путь самостоятельного национального развития. Но эта переориентация проходила болезненно и трудно, поскольку, по словам современника, вся немецкоговорящая часть империи «думала и ощущала себя немцами и воспринимала государственное разделение как неестественное, как результат прусской политики силы». Процесс самоидентификации австрийских немцев как австрийцев занял почти столетие. Австрии пришлось пройти через многие драматические события, чтобы уже после Второй мировой войны, в октябре 1946 г., австрийский канцлер Л. Фигль мог со всей определенностью зафиксировать новое ощущение национального своеобразия австрийцев: «Столетия прошли над Австрией. Из смешения древнего кельтского населения с баварами и франками, под тенью стоязыкового конгломерата римских легионов, точно так же, как позже под тенью завоевательных нашествий азиатских народов — мадьяр, гуннов и других, в том числе вторгнувшихся турок, наконец, сильно смешавшись с молодой славянской кровью, с мадьярскими и романскими элементами, здесь возник снизу народ, который представляет собой в Европе нечто собственное, но не второе германское государство и не второй германский народ, а новый австрийский народ» .
Для того чтобы преодолеть нараставшие социальные и национально-политические противоречия, требовалась модернизация империи, проведение радикальных реформ. В 1867 г. Австрия и Венгрия подписали соглашение. Австрийская империя была преобразована в дуалистическую (двойственную) монархию — Австро-Венгрию. Законодательную основу нового государства составил свод законов, так называемая декабрьская конституция, принятая 21 декабря 1867 г. В соответствии с ней обе части империи объединялись на основе личной унии — император Австрии являлся королем Венгрии, поэтому император Франц Иосиф и императрица Елизавета были коронованы в Будапеште как венгерские король и королева. Общими для всего государства были только министерства иностранных дел, военное и финансов. Каждая из обеих стран имела свой парламент, правительство, национальную армию, обладала практически равными правами и обязанностями. Парламенты в Вене и Будапеште избирали делегации по 60 представителей для рассмотрения общеимперских вопросов. Обширными правами наделялся монарх: применительно к обоим государствам назначать и увольнять глав правительств, давать согласие на назначение министров, утверждать принимаемые парламентами законы, созывать и распускать парламенты, издавать чрезвычайные декреты. Император руководил внешней политикой и вооруженными силами. Конституция предусматривала равенство подданных всех частей империи перед законом, гарантировала основные гражданские права — свободу слова, собраний, вероисповедания, декларировала неприкосновенность частной собственности и жилища, тайну переписки. Австро-Венгрия обрела статус конституционной монархии.
Введение дуалистической системы управления предусматривало закрепление за австрийцами ведущей роли в землях, подчиненных Австрии, и за мадьярами — Венгрии. Территории австрийской и венгерской компетенции, разделенные рекой Лейтой, составляли Цислейтанию и Транслейтанию.
В состав Цислейтании входили: собственно Австрия; Моравия с преобладавшим немецким населением (столица Брно); Чехия (известная тогда как Богемия); Силезия (важнейший центр — Цешин) и Западная Галиция (главный город — Краков), населенные преимущественно поляками; Восточная Галиция (центр — Львов) и Буковина (центр — Черновцы) с преобладавшими украинцами; Крайна, Истрия, Герц и Триест, составлявшие вместе Словению с центром в г. Любляне; протянувшаяся по побережью Адриатического моря Далмация, обжитая славянами и итальянцами. Немцы в Цислейтании составляли лишь треть населения.
В состав Трансяейтании были включены: Венгрия; румынская по составу населения Трансильвания; славянские провинции — Закарпатье (важнейший город — Ужгород), Словакия (центр — Братислава), Хорватия и Славония (центр — Загреб), Сербская Воеводина и Банат (г. Темешвар); адриатический портФиуме. Мадьяр в Транслейтании насчитывалось менее половины.
Австро-венгерский дуализм снял значительную часть противоречий между Австрией и Венгрией, но отстранение от власти на принципах автономии румын Трансильвании, итальянцев Тироля и Приморья, славянских народов обострило противостояние между ними и привилегированными австрийскими и венгерскими элитами. После заключения соглашения 1867 г. император Франц Иосиф и его правительства не смогли решить славянскую проблему, наоборот, сделали ее еще более сложной в связи с боснийским вопросом. В соответствии с решением Берлинского конгресса Австро-Венгрия в 1878 г. оккупировала Боснию и Герцеговину, но формальный суверенитет над ними сохраняла Турция. Когда же в 1908 г. произошла младотурецкая революция, сложилась ситуация, при которой Австро-Венгрия могла потерять контроль над фактически захваченными землями. Для того чтобы не допустить этого, 5 октября 1908 г. Франц Иосиф аннексировал Боснию и Герцеговину. Турция, не имея поддержки великих держав, в феврале 1909 г. подписала с Австро-Венгрией соглашение, по которому признала аннексию и приняла в качестве платы за отказ от суверенитета над этими областями 2,5 млн ф. ст.
Присоединение новых провинций усилило межнациональные противоречия в империи. По переписи 1910 г. из почти 52 млн населения около 30 млн составляли славяне, румыны, итальянцы; немцев насчитывалось 12 млн и мадьяр— почти 10 млн человек. Этнически разнородные части государства, не связанные с Габсбургами и между собой общностью интересов и целей, неудержимо становились на путь национального возрождения. Чехи безуспешно добивались равного с Австрией и Венгрией статуса, т.е. превращения дуализма в триализм в форме федерации Австрии, Венгрии и Чехии. Сильным накалом отличалось сепаратистское движение в южном Тироле с преобладающим итальянским населением. Требовали признания культурной самобытности и политического равноправия хорваты и румыны. Столкновения с австрийской и венгерской властями осложнялись межэтническими противоречиями немцев и чехов в Богемии, хорватов и итальянцев в Далмации, сербов и хорватов в южных областях Венгрии и Австрии, польских помещиков и украинских крестьян в Восточной Галиции. Надеждам на приобретение автономии в рамках Австро-Венгерской монархии не суждено было сбыться. Национальные движения неполноправных народов вступили в непримиримое противоречие с политикой империи и порождали неустранимые конфликты, исподволь подтачивавшие Габсбургскую монархию и, в конечном счете, разрушившие ее.

Социально-политическое и экономическое развития Австро-Венгрии в 19 - 20 веках

Внутриполитический вектор Габсбургской империи на вторую поло-развитие вину XIX — начало XX в. Определили утрата Ломбардии и Венеции вследствие поражения в австро-итало-французской войне 1859 г. и австро-прусской войне 1866 г., крах австрийских планов велико-германского пути объединения Германии в результате проигрыша Пруссии все той же войны 1866 г., наконец, преобразование в 1867 г. империи в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию. Эти события решающим образом изменили спектр внутриполитических проблем Австро-Венгрии. Монархия сбросила бремя германских дел, уступив связанные с ними заботы Пруссии, освободила себя от необходимости постоянного противоборства с национально-освободительным движением в итальянских провинциях, упростила национальную ситуацию в самой империи в связи с предоставлением Венгрии определенной самостоятельности. Все это высвободило силы для модернизации политического поля самой империи.
Межэтнические конфликты между немцами и чехами в Богемии, поляками и русинами в Галиции, хорватами и итальянцами в Далмации, сербами и хорватами — в южных областях Венгрии и Австрии побуждали монархию к поиску путей их преодоления. Острота национальных противоречий диктовала необходимость реформ. Они неуклонно продвигали страну в направлении постепенного утверждения буржуазно-демократических институтов. Уже первое после образования двуединой монархии австрийское правительство князя Адольфа Ауэрсперга провело в 1868 г. антикатолические «майские законы» о браке и о межконфессиональных отношениях. В 1870 г. отменили конкордат 1855 г., по которому католическая церковь наделялась автономией, католичество признавалось государственной религией, запрещался гражданский брак между католиками. В 1868 и 1869 гг. приняли законы о народном образовании, учредившие межконфессиональную государственную обязательную восьмилетнюю школу, хотя и сохранившую преподавание религии. Развитие школьного образования привело к быстрому сокращению неграмотности. В 1872 г. был введен Суд присяжных, а в 1875 г. —Высший административный суд в Вене.
В 1880-е гг. реформировали трудовое законодательство: установили максимальный рабочий день для взрослых и подростков, ввели обязательный воскресный отдых, социальное страхование по болезни и от несчастных случаев, создали систему инспекторов по охране труда.
В 1873 г. правительство Ауэрсперга с целью ограничения роли местных сеймов (ландтагов)1 провело реформу, по которой Рейхсрат стал избираться не сеймами, а непосредственно избирателями. Последние делились на четыре курии с разной нормой представительства. Одного депутата избирали: по курии торговых палат — каждые 24 крупных промышленника и финансиста; по курии крупных землевладельцев — каждые 53 помещика; по общегородской курии — каждые 4 тыс. избирателей; по курии сельских общин — каждые 12 тыс. избирателей. Новая избирательная система, установив высокий имущественный ценз, приобщила к выборам лишь 6% населения. Избирательная реформа обеспечила гегемонию земельной аристократии и крупной буржуазии, а также гарантировала преобладание в Рейхсрате австрийских немцев: их было 220 против немногим более 130 депутатов других национальностей. В 1882 г. правительство Эдуарда Тааффе снизило имущественный ценз для имеющих право голоса с 10 до 5 флоринов ежегодного налога, что существенно увеличило число избирателей за счет ремесленников, мелких торговцев и крестьян. Пришедший к власти в 1895 г. кабинет Казимира Бадени в очередной попытке ликвидировать внутриполитический кризис учредил пятую, так называемую всеобщую курию. В нее входили все мужчины старше 24 лет, которые избирали одного депутата от почти 70 тыс. избирателей — электорат увеличился с 1,7 до 5 млн человек. В русле демократизации политического строя Австрии проходила избирательная реформа 1907 г. Она предусмотрела всеобщее для мужчин равное, прямое и тайное голосование. Количество мандатов определялось не согласно численности населения, а по национальностям с учетом их налогового бремени. Поэтому немцы, составлявшие 35% населения, но платившие 63% налогов, получили 43% мандатов.
В течение последней трети XIX — начала XX в. экономика Габсбургской монархии постепенно преодолела свой прежний, преимущественно аграрный характер, вследствие чего империя перешла в разряд индустриально-аграрных стран. В 1913 г. среди 20 ведущих индустриальных держав мира Австро-Венгрия занимала 10-е место по производству промышленной продукции в расчете на душу населения. Этот прогресс во многом явился следствием соглашения 1867 г. и установления либерально-конституционных порядков в империи, что благоприятствовало капиталистическому развитию экономики, особенно промышленности. В интересах буржуазии были отменены законы, ограничивавшие свободную продажу земли. Государство освободило железнодорожные компании от налогов и гарантировало им 5% прибыли от вложенного капитала, что дало толчок железнодорожному строительству, а следовательно, и развитию тяжелой индустрии. Иностранные банки получили право открывать филиалы в Вене.
В этот период возникли крупные предприятия. Фирма «Шкода» в Чехии стала одним из главных поставщиков оружия не только для Австро-Венгрии, но и для многих европейских государств. В 1870-х гг. началось образование монополистических промышленных объединений. Так, производство железа и стали в Цислейтании сконцентрировали 6 крупнейших объединений, сосредоточивших 90% производства железа и 92% выплавки стали. Резко возросли капиталовложения в промышленность. Только в 1910 и 1911 гг. в акционерные общества был помещен капитал в 10 раз больший, чем за предшествовавшие 80 лет получили промышленность, торговля и ремесленное производство вместе взятые. Само количество акционерных обществ в Цислейтании к 1910 г. превысило 580. Вместе с тем высокая степень концентрации производства и наличие монополий сочетались с большим количеством мелких предприятий.
Характерной чертой экономического развития Цислейтании являлась его неравномерность. Значительная часть промышленности была сосредоточена в собственно австрийских землях, а также в Чехии и Моравии. Число рабочих, занятых в промышленности чешских земель, составляло в 1910 г. 56% промышленного пролетариата Цислейтании. В то же время в Галиции, например, в 1910 г. 8 2% населения было занято в сельском хозяйстве и лишь 5,7% — в промышленности. В зачаточном состоянии находилась обрабатывающая промышленность словенских земель (Крайна, Истрия). Далмация по общему уровню экономического развития отставала даже от Крайны.
Несмотря на высокие темпы экономического развития, абсолютные размеры производства в империи были малы. На рубеже веков Австрия занимала только 7-е место по выплавке чугуна. В этих условиях создавались благоприятные возможности для проникновения в страну иностранного капитала: английского, французского, бельгийского, итальянского. Но уже к концу XIX в. главным кредитором и торговым партнером Габсбургской монархии стала Германия. Сильное влияние германского капитала ощущалось во всех отраслях австро-венгерской экономики: банковском деле, железнодорожном строительстве, машиностроении, химической, электротехнической промышленности. В предвоенные годы германский капитал располагал 50% австрийских и венгерских ценных бумаг. В Австро-Венгерской монархии по данным на 1899 г. 52% экспорта шло в Германию и 34% импорта— из Германии. Финансово-экономическая зависимость Габсбургской монархии от Германии становилась все сильней.
Процесс концентрации привел к образованию в Австрии мощных финансовых группировок. Насколько сильны были австрийские банки, явствует из того, что Национальный банк в 1909 г. владел капиталом в 85 млн ф. ст., а Английский банк контролировал 82 млн ф. ст. Австрийский финансовый капитал, в значительной мере уступивший поле деятельности в империи иностранным монополиям, компенсировал себя проникновением в Сербию, Болгарию, Румынию, Грецию. Австрийская буржуазия контролировала значительную часть промышленности этих стран и большинство тамошних банков, стремилась к экономическому и политическому утверждению в балканских странах. С этим следует связывать и агрессивную внешнюю политику империи в этом регионе.

Пути разрешения национальной проблемы в про граммах общественно- политических движений

Национально-политическая история империи в эпоху дуализма характеризуется борьбой двух направлений - централистского и федералистского. Централизм был стержнем государственного строя Габсбургской монархии и господства австро-немецких и венгерских правящих классов. Вместе с тем неразрешенность национального вопроса побуждала политические партии, общественные движения и саму правившую элиту искать пути выхода из политического кризиса в переходе к федералистскому устройству государства. Планы преобразования монархии из дуалистической в триалистическую вынашивали наследник престола Франц Фердинанд и его окружение. Намечалось в границах империи создать третье государственное образование путем объединения транслейтанской Хорватии-Славонии, австрийской провинции Далмация и аннексированных Боснии и Герцеговины. Проект австро-венгеро-югославянского триализ-ма преследовал цель парализовать освободительные движения югославян и укрепить их лояльность к Австрии, нейтрализовать объединительные стремления Сербии, помышлявшей о собирании в одном государстве южных славян. Немаловажное значение имело намерение создать противовес венгерской оппозиционности. Естественно, Венгрия резко воспротивилась этим планам.
Проблемы национального переустройства империи стояли в центре внимания различных общественных групп. Христианско-социальная партия, образованная в 1891 г. и в 1907 г. поглотившая Консервативную католическую народную партию, в национальном вопросе заняла антивенгерские и антисемитские позиции. Она отвергала австро-венгерский дуализм и выдвинула идею преобразования страны на началах федерализма в государственной форме Соединенных Штатов Австрии под руководством Габсбургов.
Консолидация социалистических сил Австрии привела к преодолению раскола между умеренным и радикальным течениями и образованию на объединительном съезде в Гайнфель-де (30 декабря 1888 г. — 1 января 1889 г.) Социал-демократической партии Австрии (СДПА), лидером которой стал Виктор Адлер. Как единое целое партия функционировала недолго. Пражский съезд (1896) преобразовал СДПА в Федеративный союз отдельных национальных социал-демократических партий: австрийской, чешской, польской, украинской, югославской, итальянской. Каждая из национальных партий имела свои руководящие центры и обладала широкой автономией. Некое единство обеспечивали общепартийные Исполнительный комитет и съезд, предназначенные для решения самых общих программных и организационных вопросов. Принятая партийная структура привела к ситуации, когда на одном предприятии рабочие разных национальностей оказывались в разных партийных организациях. Принцип разделения по национальному признаку СДПА перенесла и на свое видение решения национальной проблемы в империи.
Один из руководителей СДПА Карл Реннер в 1899 г. выдвинул программу культурно-национальной автономии. Реннер полагал, что культурно-национальная автономия, т.е. культурно-национальная общность независимо от места обитания, обеспечит сохранение многонациональной империи. Идеи Реннера в определенной степени восприняла принятая на съезде СДПА в Брюнне (1899) национальная программа. Она требовала: «Австрия должна быть преобразована в государство, представляющее демократический союз национальностей... Вместо исторических коронных земель должны быть образованы отдельные национальные самоуправляющиеся административные единицы, в каждой из которых законодательство и управление находились бы в руках национального парламента, избранного на основе всеобщего, прямого и равного голосования». Совмещение идей внетерриториальной культурно-национальной автономии и ограниченного территориального самоуправления наций в сохраняемой империи Габсбургов не могло не привести к новым конфликтам: «национальные самоуправляющиеся административные единицы» отнюдь не всегда были национально однородны, наоборот, особенно в городах, отличались полиэтническим составом населения.
Если указанные партии исходили из необходимости сохранения империи, то к ее уничтожению призывало Немецко-национальное движение во главе с Георгом фон Шёрнером. Линцская программа 18 82 г., отражая концепцию движения, ориентировала на объединение Австрии, Чехии и Словении в единое целое с немецким языком как государственным и «немецким характером» в качестве этнической доминанты. Дальнейшим шагом в этнической чистке должна была стать передача Галиции и югославянских земель под юрисдикцию Венгрии, связи с которой ограничиваются персональной унией. Наконец, Шёрнер требовал исключить влияние евреев из всех сфер общественной жизни. Заключительным этапом предполагалось присоединение к Германии этнически и расово «очищенной» Австрии. Таким образом, пангермански настроенные австрийские немцы выдвинули программу фактического расчленения империи, однако эти планы встретили резкое неприятие монархии и большинства самих австрийских немцев, не стремившихся к упразднению империи Габсбургов и аншлюсу.
Все эти планы выхода из кризиса не были и не могли быть реализованы: имперский государственный механизм не был в состоянии модернизировать себя, даже если и осознавал, что речь идет о сохранении империи. Провал попыток урегулирования чешско-немецких противоречий свидетельствует об этом.