Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему Социальная структура: меценаты из буржуа

Территория и население Российской империи

В начале XX в. Российская империя была одной из крупнейших стран мира. По размерам территории - более 22 млн км (почти 17% обитаемой суши) - она занимала второе место, уступая только Британской империи.

Российская империя делилась на губернии и области. Автономию сохранило только Великое княжество Финляндское. В зависимости от России находились Хивинское ханство и Бухарский эмират.

Согласно переписи 1897 г. на территории страны проживало более 128 млн человек (третье место после Британской империи и Китая).

Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей.

На огромных просторах страны сосуществовали все основные религии. Большинство населения, и прежде всего русские, исповедовало православие. Немалая часть русского населения причисляла себя к старообрядческой церкви. В Польше, прибалтийских губерниях и Финляндии большинство населения исповедовало католицизм и протестантизм. Большая группа народов - татары, башкиры, многие горцы Кавказа, азербайджанцы, народы Средней Азии - были мусульманами. Калмыки и буряты являлись последователями буддизма. Часть населения исповедовала иудаизм. У многих коренных народов Севера и Сибири сохранялись языческие верования.

Особенности российской модернизации

В начале XX в. в России продолжался процесс модернизации.

  • Из курсов истории России XIX в., Новой и Новейшей истории вспомните, что такое модернизация. Как связаны между собой модернизация и развитие индустриального общества? Проверьте себя, обратившись к разделу «Расширяем словарный запас» после параграфа.

Рис. Одна из первых трамвайных линий в Москве. Начало XX в.

Модернизация охватила все ведущие страны, но у российской модернизации были свои особенности. Рассмотрим самые важные. Начнём с экономики.

Вы знаете, что Россия относительно поздно (когда?) вступила на путь капиталистического развития. Догоняя ушедшие вперёд страны, она должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу в короткие сроки. Модернизация экономики потребовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе и под контролем государства. В начале XX в. модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны. (Предположите какие.)

Политический строй. Государственные символы

Модернизация не ограничивается экономикой. Она состоит также в преобразовании политических и социальных отношений. Политический строй Российской империи к началу XX в. существенных изменений не претерпел.

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной, отчасти судебной.

Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства». Но император вовсе не был обязан прислушиваться к этим мнениям. Монарх руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором. Император был главой не только государства, но и Русской православной церкви, официально признанной «первенствующей и господствующей» в стране. Управление православной церковью царь осуществлял через Синод. К высшим государственным учреждениям относился и Сенат, который следил за законностью действий высших чиновников и обладал правом обнародовать законы.

Гербом Российской империи был двуглавый орёл с царскими регалиями - коронами, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: «Боже, Царя храни...»

Социальная структура

Модернизация экономики в начале XX в. сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества.

По закону всё население России традиционно делилось на сословия - потомственные и личные дворяне, почётные граждане, купцы I, II, III гильдий, мещане, крестьяне, казаки и др. Вспомните, какой признак является главным при выделении сословий - экономический или юридический (правовой).

Модернизация разрушала сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы.

Как и в других странах, вставших на индустриальные рельсы, наиболее могущественным с экономической точки зрения классом российского общества являлась буржуазия. Численность крупной буржуазии (т. е. имеющей доходы свыше 10 тыс. р. в год) была незначительна. В начале века она составляла примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.), в 1910 г. - около 30 тыс. (с членами семьи 200 тыс.). Российская буржуазия не имела прочной опоры в обществе, так как практически отсутствовали средние слои населения, т. е. мелкие собственники. Она была тесно связана с правительством, не имела политических прав. На фабриках и заводах существовала беспощадная эксплуатация наёмных рабочих.

Многие представители российской буржуазии были образованными людьми, занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П. М. Третьяков передал в дар Москве уникальную коллекцию русской национальной живописи и великолепное здание, в котором она размещалась. При финансовой помощи С. Т. Морозова был создан Московский художественный театр.

К началу XX в. в России было примерно 13 млн наёмных рабочих, из них 2,8 млн - потомственные рабочие, остальные - рабочие в первом поколении, как правило выходцы из деревни. По закону, принятому 14 июня 1897 г., рабочий день составлял 11,5 ч. Заработки едва позволяли сводить концы с концами. Рабочий-углекоп в Донбассе в 1902 г. мог заработать не более 24 р. в месяц, а минимальные расходы, не считая плату за жильё, семьи из 4 человек составляли 30 р. Семьи многих рабочих жили впроголодь. На предприятиях действовала драконовская система штрафов - они забирали до 30 % зарплаты. Как правило, рабочие ютились в построенных при фабриках казармах, всю мебель которых составляли двухэтажные нары и длинные обеденные столы и скамейки. У рабочих не было элементарных гражданских прав, и это особенно их возмущало. Они не могли создавать организации даже для защиты своих экономических интересов. За участие в стачках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. Бесправие усугублялось полицейским произволом.

Рис. Рабочие на строительстве. 1904 г.

Высшей социальной группой в России являлось поместное дворянство. Помещики владели огромной земельной собственностью, но и здесь происходили перемены. Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недво-рянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. В 1905 г. таких имений было не более 3 %. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы, как правило, превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.

В крестьянской среде шло имущественное расслоение. В деревне появились люди, главным источником богатства которых была эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество. Именно их, а не всех зажиточных хозяев называли кулаками. К началу XX в. кулаки составляли 2-3 % крестьянского населения. К ним примыкали примерно 15 % зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности наличие определённого количества скота - более четырёх лошадей, столько же коров. На другом полюсе деревни - безлошадные хозяйства (примерно 25%). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяйств насчитывалось до 10 %. Крестьянство задыхалось от острого малоземелья. Земли не хватало, многие крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков.

За землю расплачивались деньгами или работой в пользу помещика (отработки). Крестьяне продолжали платить государству деньги за своё освобождение от крепостной зависимости.

Они оставались самой бесправной категорией населения. Сохранялись сословные суды и телесные наказания. Деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.

Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. К началу XX в. в России 2,7 % населения занималось преимущественно умственным трудом: учёные, преподаватели, врачи, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др.). К 1917 г. их количество удвоилось и составило 1,5 млн человек.

Образ жизни

Свыше 80 % населения России проживало в сельской местности. В то же время быстро росло городское население. При этом треть горожан сосредоточивалась в крупных городах.

Образ жизни городского населения Европейской России, Финляндии, Польши, прибалтийских, юго-западных губерний всё более приближался к уровню индустриальной эпохи. Широко развернулось многоэтажное жилищное строительство. Электричество, лифт, водопровод и телефон становились обыденным явлением в домах зажиточных горожан. По улицам рядом с извозчиками быстро бежали трамваи, перестали быть редкостью автомобили.

Сельские жители страны придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения, хотя и в деревню проникали городские веяния. В то же время многие народы Российской империи практически не были затронуты влиянием цивилизации. Их жизнь, быт, культура и верования находились на уровне родоплеменных отношений.

По уровню грамотности населения Россия занимала одно из самых последних мест в Европе. В 1897 г. грамотных было 21,2 %: 29,3 % - среди мужчин, 13,1 % - среди женщин. Грамотное население жило преимущественно в крупных городах. Высшее образование имел один человек из ста, среднее - четыре человека. Только среди дворянства и духовенства неграмотных практически не было. На нужды просвещения государство тратило в год 43 к. в расчёте на душу населения, в то время как Англия и Германия - около 4 р., США - 7 р.

Таким образом, Российская империя в начале XX в. представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации, но сохранившую традиционные политические устои.

Расширяем словарный запас

Автономия - самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства, отдельным учреждением.

Индустриальное общество - общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством.

Меценатство - покровительство какому-либо делу, науке, культуре.

Модернизация - процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие территории входили в состав Российской империи в начале XX в.?
  2. Какие религии исповедовали подданные Российской империи? Какая религия являлась государственной?
  3. Что такое модернизация? Каковы особенности российской модернизации экономики?
  4. Какие изменения происходили в социальной структуре российского общества?
  5. Какие новые задачи встали перед Россией в начале XX в.? Как они связаны с модернизацией?

Выскажите свою точку зрения по вопросу: «Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале XX в., вы считаете самыми важными, острыми и почему?»

В презентации представлен иллюстративный, статистический материал для характеристики России на рубеже веков. Используется видеоматериал из энциклопедии "Кирилл и Мефодий" (из-за ограничения размара загружаемого файла видео в работе отсутствует)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государство и российское общество в конце XIX - начале XX века. К уроку в 9, 11 классах

Территория. Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).

Население. Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональная страна: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.

Особенности российской модернизации Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер» ; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

Политический строй. Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.

Местное управление

Николай II (1894-1917)

Император с семьей

Символика Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».

Социальная структура: буржуазия Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.

Социальная структура: меценаты из буржуазии ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра

Социальная структура: рабочие

Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8

Социальная структура: поместное дворянство Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.

Социальная структура: крестьянство Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки (2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. з ажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники – 25 %; Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.

Социальная структура: Интеллигенция. Количество: около 870 тыс. Умственный труд: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др. Играла важную роль в общественной жизни.

Образ жизни Свыше 80 % населения проживало в сельской местности. Рост городов (урбанизация) Две столицы: Петербург (более 2 млн.) и Москва (чуть меньше) См учебник стр. 11-12

Городское население России

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века

Цель урока:

Рассмотреть особенности развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.

Задачи:- обучающие

1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., используя ЭОР

    знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.

    знать основные показатели и факторы, определяющие динамику развития Российской империи;

    знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества, используя данные документов;

    знать образ жизни городского и сельского населения Российской империи на рубеже веков.

-развивающие:

1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.

2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).

3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать разные точки зрения о политическом развитии России.

4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.

-воспитательные

1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.

2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Личностные результаты:

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

Освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;

Формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Умение извлекать необходимую информацию из различных источников;

Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;

Овладение навыками нахождения и использования исторической информации на практике;

Формирование умений и навыков использования исторических знаний в оценке процессов, протекающих в современной России;

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Тип урока - изучение новой темы

Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент-

Приветствие детей

Настрой на урок (организация на учебную деятельность)

Организация на учебную деятельность

II .

Изучение нового материала

Введение проблемного вопроса.

Российская империя на рубежеXIX – XX вв. была неограниченной монархией

Вопрос:

Если бы в XIX веке в Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года?

В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.

Высказывание различных точек зрений: (предположительно)

    да, возможно;

    нет, революций избежать не удалось бы;

информационный

Интерактивная карта

Демонстрирует ЭОР № 1, интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века»

Задание № 1

Работа с интерактивной картой « Российская империя в конце XIX – начале XX века»».

Найдите в списке блоков названий интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века», покажите:

1.1. границы Российской империи:

1.2.территориальное деление государства

(губернии, автономии)

1.3.народы и народности,

Изучают информационный ЭОР

№ 1 интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века »

Изучают функции интерактивной карты.

1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи):

1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское:

1.3. Работая с текстом

проживавшие на территории государства

учебника (стр № 5), учащиеся узнают:

В соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая),

На территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное

информационный

Слайд № 2

Демонстрирует информационный ЭОР № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века »

Задание № 2. Анализ схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века ».

Изучите схему, свои ответы запишите в тетрадь.

2. 1. Сравните политический устройство Российской империи:

А. середина XVIII века.

Б. начало XX века

Учитель уточняет информацию -

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной,исполнительной и отчасти судебной

2.2. Каковы были символы Российской империи?

Работа с документом (стр 6 учебника)

2.3. Сделайте вывод, как свод «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России

Проходит совместная работа с учителем.

Изучаютинформационный ЭОР №2

Слайд №1. 1.

Проводят анализ схемы.

Выявляют основную тенденцию развития государства.

Ответы записывают в тетрадь:

А. В середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России

Б.К началу XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел

Официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя.

Император – монарх самодержавный и неограниченный.

информационный

Демонстрирует ЭОР № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX XX веков»

Учитель дополняет информацию:

- В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания

- К началу XX векаавтономное положение сохранялось только в Финляндии

На национальных окраинах усилилась централизация управления

Изучаютинформационный ЭОР № 3

Слайд № 3

Интерпретируют схему, предложенную на слайде.

Результат работы:

Губернаторы

Департаменты

Министерства

Комиссии,комитеты

Государственный совет

Комитет министров

Император

информационный

Слайд № 4 .

Демонстрирует ЭОР № 4, слайд № 4 ., картосхему « Местное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 4.

Анализ картосхемы «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах.

. * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь.

Изучают информационный

ЭОР № 4 Слайд № 2. 1.

Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ.

Работа в парах.

Высказывают свое мнение, заслушивают других.

Делают выводы, записывают их в тетрадь

практический

Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи»

Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Задание № 5. Практическая работа

« Социальная структура российского общества»

Изучают ЭОР № 6, тест

Самостоятельно выполняют практическую работу.

Проводят самоанализ и самооценку выполненной работы.

I .

Первичный контроль.

контрольный

тест 1, 2, 3

Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу «Российская империя в конце XIX – начале XX века»», тест 1, 2, 3

Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу ««Российская империя в конце XIX – начале XX века» тест 1, 2, 3.

Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы

Подведение итогов урока

Подведение итогов, выставление отметок

Взаимное комментирование результатов работы и отметок

Домашнее задание.

§ 1 , изучить параграф,

вопросы и задания на с 12,

дополнительное задание

подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков

План - конспект урока раскрывает основные проблемы российского общества в начале XXвека. На уроке применяются индивидуальные и групповая формы работы, используется частично- поисковый и исследовательская методы, а также проводится работа с разными историческими материалами.

Просмотр содержимого документа
«Государство и российское общество в конце XIX-начале XX века»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Государство и российское общество в конце XIX -начале XX века

1. ФИО Хоменко Наталья Николаевна

2. Место работы Алтайский край, Зональный раон МКОУ Луговская СОШ №1

3. Должность Учитель

4. Предмет История и обществознание

5. Класс 9 класс

6. Тема и номер урока «Государство и российское общество в конце 19 в- начале 20

в разделе Первый урок в разделе «Россия на рубеже XIX- XX веков »

7. Базовый учебник : История России, XX - начало XXI в: учеб. для 9 кл. общеобразовательных. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.:Просвещение,2011

8. Цель: актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России 19 века; выяснить особенности развития России в начале 20 века

9. Задачи:

- обучающие: сформировать представление об основных особенностях и проблемах территориального, социального, экономического развития и политического строя Российской империи на рубеже XIX-XX веков. Выяснить значение понятий: автономия, индустриальное общество, модернизация, русификация, особенности российского варианта модернизации.

- развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки на примере характеристики сословий и классов российского общества, умение работать с исторической картой, самостоятельно делать выводы.

- воспитательные: выразить свое отношение к ситуации, в которой оказалась Россия в конце XIX-начале XX века, пробудить у учащихся интерес к самостоятельному решению исторических задач.

10. Тип урока: изучение нового материала

11. Формы работы учащихся:

    индивидуальная,

    групповая

12. Методы обучения:

    частично-поисковый

    исследовательский

13 . Необходимое техническое оборудование :

    Компьютер, проектор

    Учебник « История России, XX - начало XXI в: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.:Просвещение,2009

    Карта «Российская империя в начале 20 века

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Орг.момент

Цель этапа:

Психологический настрой на урок.

Концентрация внимания учащихся посредством беседы,проверка подготовки учеников к уроку

Приветствуют учителя.

Подготовка к основному этапу занятия

Цель этапа :

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Показ слайда с тихотворением

- Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?

Как называлось наше государство в 19 веке?

Какие исторические события из истории нашего государства19 века вы помните?

Кто из императоров управлял Российской империей в 19 веке?

Тема урока : Государство и российское общество в конце 19 в- начале 20 века.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить, изучая данную тему?

Правильно ребята, это и есть цель нашего урока.

Запишите тему и план урока в тетрадь.

Учащиеся разделены на группы

Каждой группе представлен « Кейс»

Отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы:

1. территория и население

2.система управления

3.развитие экономики

5 мин

Изучение нового материала.

Цель этапа :

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Проблемное задание: определить для себя какие проблемы, стоявшие перед страной в начале 20 века, вы считаете самыми важными, острыми и почему?

Какими источники вы будете использовать для изучения данной темы?

Используя текст учебника, исторические документы, статистику мы ответим на поставленный проблемный вопрос

Работа со словарными словами: русификация, сословия, конфессия, многоукладная экономика, меценаты.

Каждой группе раздают листы для фиксации фактов и задания на поставленные вопросы

–в начале 20 века, в России продолжался процесс модернизации. Вспомните, что такое модернизация?

Опираясь на учебник, выделите особенности российской модернизации экономики.

Что такое индустриальное общество?

Работа с историческим документом «Из письма С.Ю.Витте Николаю 1» и таблицами.

Внимательно прочтите текст документа и проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на основе данных источников?

3.Работа с учебником

Составить схему «Высшие органы власти».

Выделить проблемы политического развития

Вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались

Вспомните, какой признак является главным при выделении сословий- экономический или юридический (правовой) ?

Вспомните, как назывались группы населения выделяемые по экономическому признаку и характерные в большей степени для индустриального общества?

Правильно. Модернизация разрушила сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы.

Работа с учебником : составить схему «Социальная структура российского общества в к 19-н 20 века»

В чем особенность социальной структуры России в рассматриваемый период?

Изучают текст, представляют результаты работы.

Учащиеся знакомятся с словарными словами

Предполагаемый ответ:

Россия – многонациональное государство, но решение национального вопроса правительство опускало. Проблемы религиозные, сохранения национальной культуры, языка, преодоление различий в уровне развития, неравноправие по сравнению с русским народом.

Делают выводы о возможности противоречивого влияния особенностей страны на ее судьбу. Записывают понятия в тетрадь.

Ответ: модернизация – это переход от традиционного общества к индустриальному.

Особенности:

1.догоняющее развитие

2.несоответствие государственного социального устройства требованиям модернизации

3.ведущая роль государства в модернизации

4.перенапряжение страны

это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур.

См.приложение №1

Предполагаемый ответ:

России нужна индустриализация.

Увеличение количества железных дорог позволило развиваться капитализму на слабо освоенных территориях.

Если по темпам промышленного производства Россия шла впереди капиталистических стран, то по его абсолютному результату сильно отставала от них

Самостоятельно ищут решения учебной задачи

Представляют результаты работы, делают выводы.

Проверяют правильность выполнения задания, исправляют, дополняют записи.

Предполагаемый ответ:

См. приложение №2

Главная проблема политического развития - это наличие самодержавной власти и отсутствие у населения политических прав.

Предполагаемый ответ:

Перечисляют группы населения и дают определение.

Сословие- группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передающимися по наследству.

Юридический признак.

Выполняют задания и представляют итоги работы.

См. приложение №3

Особенность соц. структуры России: одновременное существование сословий феодального общества и классов капиталистического общества

20 мин

Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа:

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале 20 века, вы считаете самыми важными, острыми и почему?

Выполняют проблемное задание (письменно на листочках) . Проверяют в парах правильность выполнения задания, исправляют, дополняют записи.

Контроль и самопроверка знаний

Цель этапа:

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Проверочное тестирование

6 мин

Подведение итогов занятия

Цель этапа:

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Подводит итоги и выставляет оценки за урок.

Ученикам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т.п.

Выполняют задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа:

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Предлагается записать домашнее задание к уроку. (Записываю на доске).

Параграф 1,вопросы, задания устно.

Подготовить мини проекты, презентации по образу жизни городских или сельских жителей или классов, сословий, национальных групп в начале века (по желанию).

Или составить кроссворд по теме «Россия на рубеже 19-20 вв»

2 мин

Приложение №1

документ 1

Из письма С.Ю.Витте Николаю II

В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить, грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется... степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуры.

Мнение историка: из книги Л.Холмса «Социальная история России: 1917-1941»

Индустриализация для России была абсолютной необходимостью. Россия уже долгое время играла роль великой державы и делала это довольно успешно со времен Петра Великого. Но в XX в., чтобы сохранить этот статус, ей нужна была индустриализация. Выбора не было: к лучшему или худшему; но Россия была частью Европы и не могла избежать ее конфликтов.

Сведения о железных дорогах

Всего открыто в течение года,

Всего было к концу года,

Рост стоимости продукции, производимой угольной, нефтяной и металлургической отраслями промышленности за 1896-1910гг (в млн.руб)

Угольная

(добыча угля, производство кокса)

Нефтяная

(добыча и переработка нефти)

Металлургическая

(добыча руды, черная и цветная и цветная металлургия, металлообработка)

Слайд 2

Слайд 3

Территория.

Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Население.

Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональнаястрана: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.

Слайд 7

Особенности российской модернизации

Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер»; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

Слайд 8

Слайд 9

Политический строй.

Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.

Слайд 10

Слайд 11

Местное управление

  • Слайд 12

    Слайд 13

    Николай II (1894-1917)

  • Слайд 14

    Император с семьей

  • Слайд 15

    Символика

    Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».

    Слайд 16

    Слайд 17

    Социальная структура: буржуазия

    Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.

    Слайд 18

    Социальная структура: меценаты из буржуазии

    ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра

    Слайд 19

    Социальная структура: рабочие

  • Слайд 20

    Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8

    Слайд 21

    Социальная структура:поместное дворянство

    Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.

    Слайд 22

    Социальная структура: крестьянство

    Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки(2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. зажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники– 25 %; Бедные(отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.