Договор представляет собой важнейшее помимо издаваемых. Гражданское право

соглашение двух или более лиц (сторон, групп лиц) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и взаимных обязанностей (заем, купля-продажа, подряд и др.); договор может быть заключен в устной, письменной либо нотариальной форме.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОГОВОР

англ. contract) – соглашение двух или более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ), разновидность сделки. Договор – самое распространенное основание возникновения обязательств. В Д. фиксируются имущественные интересы сторон, что впоследствии позволяет сторонам требовать их осуществления. Д. могут быть возмездными и безвозмездными. Возмездным является Д., по к-рому сторона должна получить плату или иное встречное удовлетворение за исполнение своих обязанностей, напр. купля-продажа, аренда. Безвозмездный договор (contract of beneficiance/ gratutious contract) – договор дарения, беспроцентного займа и др. Различают договоры консенсуальные и реальные. Консенсуальным (consensual contract) считается договор, для заключения к-рого достаточно соглашения сторон (купля-продажа, подряд, аренда). Чтобы считался заключенным реальный договор (real contract), помимо соглашения требуется передача вещи от одной стороны другой (договоры займа, перевозки, хранения). Особыми видами являются договоры публичные, присоединения, предварительные и в пользу третьего лица. Публичным (public contract) признается Д., к-рый коммерч. организация в соответствии с характером своей деятельности обязана заключить с каждым, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи и др.). Договором присоединения (adhesion contract) считается Д., условия к-рого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты др. стороной путем присоединения к предложенному Д. в целом (напр., договор банковского вклада, подписанный в виде формуляра). Предварительный договор (inchoute contract) – это соглашение сторон о заключении основного Д. в будущем на условиях, предусмотренных предварительным договором. Согласно договору в пользу третьего лица должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (напр., договор банковского вклада на имя родственника вкладчика). Д. в зависимости от правовых последствий и экономич. результатов их заключения и исполнения делят на договоры, направленные на передачу имущества в собственность, на передачу имущества во временное пользование, а также договоры о выполнении работ, об оказании услуг и иные. Закон не устанавливает исчерпывающего перечня видов Д. В соответствии с принципом свободы Д. стороны могут заключать и Д., не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. Возможно заключение и смешанных Д., т.е. содержащих элементы разл. Д. Условия Д. определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответств. условия предписано законом. Условия могут быть существенными, обычными и случайными. Существенное (condition) – условие, без согласования к-рого Д. признается незаключенным. Существенными всегда считаются условия о предмете Д., условия, к-рые являются таковыми согласно закону или необходимы для Д. данного вида, а также условия, относительно к-рых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Обычными являются условия, к-рые характерны для данного Д. и предусмотрены в законодательстве об этом Д. Эти условия, как правило, определяются диспозитивными нормами (см. Гражданское право), и стороны вправе их изменить. В случае отсутствия в Д. обычного условия (usual term) его содержание устанавливается согласно закону. Случайными условиями (contingent terms) считаются условия, к-рые стороны согласовывают в дополнение к др. условиям и к-рые отражают специфику их взаимоотношений. Д. может быть заключен в любой форме, предусмотренной для сделок, если законом для Д. данного вида не установлена определенная форма. Д. заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Д. считается заключенным в момент получения акцепта, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления единого документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по Д. Неисполнение или ненадлежащее исполнение Д. влечет за собой ответственность в виде обязанности виновной стороны возместить убытки, причиненные другой стороне, а также уплатить неустойку, предусмотренную законом или Д. Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или Д. Возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором

Отличное определение

Неполное определение ↓

Какое определение понятию «правовой метод» даёт автор? Чем, по мнению автора, обусловлены особенности методов правового права применительно к различным отраслям права?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.

Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.

Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Метод правового регулирования - это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.

В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учётом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

по материалам интернет-энциклопедии

Пояснение.

1) определение:

Отрасль экологического права - это система правовых норм, регулирующих отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды с целью её сохранения, воспроизводства и улучшения.

2) две формы взаимодействия:

Рациональное использование природных ресурсов;

Охрана окружающей природной среды.

Может быть приведена иная формулировка определения.

Какие два метода правового регулирования называет автор? Какой метод является преимущественным для норм экологического права? Приведите пример одной любой нормы экологического права и укажите, к какому методу правового регулирования она относится.

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) названы два метода правового регулирования:

Административно-правовой (императивный);

Гражданско-правовой (диспозитивный);

2) преимущественный метод:

Императивный (административно-правовой;

3) норма экологического права:

Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации (императивный метод).

Могут быть приведены другие нормы экологического права, указан другой метод правового регулирования.

Используя текст и обществоведческие знания, назовите два вида юридической ответственности за нарушение норм экологического права. Проиллюстрируйте каждый из них примером, каждый раз указывая, какой вид ответственности Вы иллюстрируете.

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) виды ответственности:

Административная;

Уголовная;

2) примеры:

Гражданка И., выгуливая собаку ранней весной, позволила ей вытоптать лужайку подснежников (административная ответственность);

Директор компании «Лес и природа» не предотвратил незаконную вырубку и порчу леса в значительном размере, которую осуществила его компании (уголовная ответственность).

Могут быть названы другие виды ответственности. Могут быть приведены другие примеры

Пояснение.

B правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) определение:

Метод правового регулирования - это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения;

2) особенности:

Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например привила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушения и т.п.

Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей. К таким договорам применимы все нормы обязательственного права, за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих при использовании результатов творческой деятельности.

Между тем, законодатель не дал легального определения авторского договора, как, например, договора купли-продажи или аренды, однако систематический анализ норм авторского законодательства и, прежде всего, Закона, позволяет такое определение сформулировать.

Авторский договор – разрешение на использование произведения или иначе – договор о передаче имущественных прав на произведение. Определяя авторский договор как «передачу прав» необходимо акцентировать внимание на отличии такого определения от «перехода прав». Последняя категория характеризует случаи «переход прав помимо воли автора» .

Итак, можно сформулировать еще такое определение: авторский договор – соглашение, по которому одна сторона - автор передает имущественные права другой стороне пользователю на определенный сторонами срок и за определенное вознаграждение.

По мнению многих авторов авторский договор - это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Вот например, профессор Ф.И. Гавзе высказывал мнение, что целью авторского договора является наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов.

Аспирант кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета М. Мирошникова указывала на то, что понятие авторского договора следует рассматривать как родовое понятие двусторонней сделки, основная и непосредственная цель которой – приобретение третьими лицами правового основания для использования произведения будь то исключительное имущественное право или разрешение, соответственно уступленное или выданное автором или иным правообладателям . Далее она поясняет, что термин «авторский» подчёркивает не столько специфику субъективного состава, сколько специфику блага – произведения, по поводу которого возникают правоотношения, регулируемые авторским договором. Следует заметить, что это относится ко всем авторским договорам, за исключением авторского договора, который заключается с автором.

Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. В.А. Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность.

Критикуя теорию “уступки”, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо.

Резюмируя сказанное, был намечен иной подход к пониманию авторского договора - не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав. Ведь широком смысле авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

А.И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения. Примерно в то же время высказывается мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора - как соглашения об использовании произведения.

Следует заметить, что в Гражданском Кодексе РСФСР 1964 г. единого определения авторского договора не содержалось. Так, И. В. Савельева определяла авторский договор как договор об использовании организацией созданного автором произведения науки, литературы и искусства в соответствии с культурными потребностями всего общества при соблюдении личных и имущественных правомочий автора . Н.Л. Клык авторский договор определила как соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства .

По мнению В. А. Дозорцева по авторскому договору одна сторона - автор разрешает другой стороне - пользователю использовать произведение или предоставляет ей право распорядиться произведением в том или ином объеме, а пользователь обязуется заплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права .

В Основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение. Ныне действующий Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от закрепления подобного развернутого определения авторского договора вновь отказался. Однако анализ его норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

С.А. Чернышева, сравнивая прежнее законодательство с ныне действующим, совершенно справедливо замечает, что сейчас закреплен новый подход к правам автора в отношении его произведения, связанный с выделением личных неимущественных и имущественных прав автора. В отечественной юридической литературе долгое время велись дискуссии о разграничении права авторства и права на имя автора, об их самостоятельном характере и значении, а также о необходимости признания за автором права на авторство как средства идентификации. Ныне автор получил указанное право. Право автора на имя предусмотрено как самостоятельное право, позволяющее автору выбрать способ обозначения своего авторства подлинным именем, псевдонимом или анонимом. К личным неимущественным правам автора отнесено право обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв и право на защиту произведения, которое, по мнению С.А. Чернышевой, должно обеспечивать защиту репутации автора .

Здесь также можно подчеркнуть, что в новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние, которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые отношения. В рамках института “авторское право” регулирования имущественных и личных неимущественных отношений имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения допускается на основании договора с автором или его правопреемниками за некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном использовании произведения.

Однако, по действующему законодательству фактически автор передает право использования не полностью, оставляя титул обладателя правом за собой.

Сложившуюся ситуацию Корецкий В.И. определил следующим образом: «Передача же автором… по договору своих отдельных правомочий для использования произведения есть… не что иное, как разрешение, данное автором, использовать его произведение в течение определенного срока на условиях договора» .

Необходимо отметить, что широкий подход к понятию авторского договора обычен для российской теории авторского права.

Так, например, такое определение авторскому договору дает Кириллов М. – «договоры, заключаемые с автором по поводу использования его произведения, называются авторскими договорами» .

Таким образом, ныне действующий ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» не дает возможности использовать договор в качестве формы отчуждения авторского права, выступая основой для передачи имущественных прав автора.

Рассматривая понятие авторского и его юридическую природу, необходимо отметить, что договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам.

Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения в виде книги и получает весь тираж книги в собственность.

Анализируя авторский договор, все специалисты подчеркивают его гражданско-правовой характер и указывают на его самостоятельность в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и т. п.

По общему правилу, авторский договор носит взаимный и возмездный характер. Но возникает вопрос, может ли авторский договор быть безвозмездным? Рассмотрим данный вопрос на примере из практики, проанализируем и на основе изложенного сделаем выводы. Итак, некое крупное музыкальное издательство решило претворить в жизнь довольно дорогостоящий проект по выпуску на аудиокассетах и компакт-дисках тематических сборников песен некоторых наиболее популярных авторов. Для этого издательство в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" разработало типовую форму авторского договора, которую предложило подписать всем авторам - участникам проекта. Предметом договора являлось разрешение автора на безвозмездное включение в выпускаемые издателем аудионосители под общим названием, например, "Лучшие песни", некоторых его произведений. Впоследствии, уже после выхода сборника в свет, возник вопрос: не противоречат ли условия таких авторских договоров Закону? Было ли действительно передано издателю право на воспроизведение произведений? Подробно этот вопрос рассматривает юрист Российского Авторского сообщества Е. Григорьян.

Пункт 1 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» определяет, что авторский договор должен предусматривать такое существенное условие, как размер авторского вознаграждения и порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Размер вознаграждения является существенным условием авторского договора.

Тем не менее, в данном случае стороны пришли к соглашению о безвозмездной передаче авторских прав. Можно ли считать, что они тем самым договорились о таком существенном условии договора, как размер авторского вознаграждения, признав его равным нулю? Законодательство РФ проводит разграничение между указанными видами договоров в зависимости от того, должна ли сторона получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей или она обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения такой платы или иного встречного предоставления. При этом предполагается, что заключенный сторонами договор является возмездным. То есть безвозмездность договора должна быть прямо предусмотрена законом, иным правовым актом или вытекать из существа самого договора

Несмотря на это, законодатель в некоторых случаях для внесения окончательной ясности специально включает в текст правовой нормы указание на возмездность договора. Поэтому императивная норма ст. 31 Закона о том, что авторский договор должен предусматривать такое существенное условие, как размер авторского вознаграждения, указывает на то, что авторский договор относится к возмездным.

Автор статьи также пишет, что даже если толковать фразу "разрешение на безвозмездное включение в сборник... произведений" в договоре, заключенном музыкальным издательством с автором, как соглашение сторон о размере вознаграждения, равном нулю, это так или иначе делает договор безвозмездным, что противоречит положениям ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» и Гражданского кодекса РФ. Из ст. 31 «Об авторском праве и смежных правах» вытекает, что, если в авторском договоре не установлен максимальный тираж произведения, вознаграждение должно определяться в виде процента от дохода. Также вышеназванный Закон прямо указывает все случаи, когда возможно использовать произведение без заключения авторского договора и выплаты авторского вознаграждения . Этот исчерпывающий перечень был бы не нужен, если бы стороны могли сами предусмотреть в договоре его безвозмездность.

Таким образом, можно сделать вывод, что указание на безвозмездность договора нельзя рассматривать как соглашение сторон о размере вознаграждения.

Следует заметить, что в договор, о котором идет речь, стороны включили условие о безвозмездности, которое прямо противоречит требованиям Закона. Согласно п. 7 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» условия авторского договора, противоречащие положениям закона, являются недействительными. Таким образом, условие о безвозмездной передаче авторских прав по указанным договорам недействительно, ибо противоречит Закону.

Сутью анализируемых договоров является именно безвозмездная передача прав. Если бы автор настаивал на возмездном договоре, музыкальное издательство скорее всего вообще не стало бы его заключать. Поэтому просто исключить эту часть текста из соглашения нельзя, ибо при этом будет опущено основное условие его заключения. Но, как было показано выше, условие о безвозмездности авторского договора недействительно, соответственно и все сделки, о которых идет речь, должны быть признаны недействительными.

Таким образом, договоры музыкального издательства с авторами могли бы быть признаны недействительными, если бы не одно спасительное условие. В тексте соглашений было предусмотрено, что издательство бесплатно передает автору некоторое количество компакт-дисков и аудиокассет с издаваемым сборником. Если вернуться к положению ст. 423 ПС РФ, то оно предусматривает, что по возмездному договору сторона должна получить плату или иное встречное удовлетворение. Такое встречное удовлетворение может быть выражено и в передаче экземпляров произведения. Поэтому, несмотря на слово "безвозмездно", договоры по сути своей могут быть признаны возмездными.

В специальных работах, посвященных правовому регулированию авторских отношений в отдельных областях творчества, раскрывались признаки и определялись понятия отдельных видов авторских договоров - издательского, постановочного, сценарного и т.

Также он является консенсуальным, поскольку имущественные авторские права предоставляются в момент исполнения обязанности праводателя по предоставлению доступа к произведению, возникающей из авторского договора.

Вместе с тем не исключены реальные, односторонние и безвозмездные авторские договоры. Реальным авторский договор является тогда, когда одновременно с достижением сторонами соглашения по всем необходимым условиям договора они осуществляют и предоставление друг другу всего причитающегося по договору.

Важно сказать, что законодательством не запрещается передача авторских прав по договору на безвозмездной основе. На первый взгляд, данный вывод расходится с п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в котором среди существенных условий авторского договора названо условие о «размере вознаграждения и порядке определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядке и сроках его выплаты». Однако из сказанного следует лишь то, что вопрос об авторском вознаграждении подлежит обязательному согласованию в договоре. Поэтому если авторские права по договоренности сторон передаются безвозмездно, об этом должно быть прямо сказано в договоре. В противном случае ввиду презумпции возмездности авторского договора условие о его цене не будет считаться согласованным.

Разумеется, что авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Но на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечить лишь соблюдение личных и имущественных прав автора. Издательства, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки, в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия авторов. Поэтому они нередко прямо заинтересованы в том, чтобы их отношения с авторами рассматривалось как трудовые. Примером здесь может послужить следующее: Издательство заключило с П. договор на подготовку слайдов для фотоальбома. При переиздании альбома издательство отказалось выплатить автору вознаграждение, ссылаясь на то, что слайды являются собственностью издательства, поскольку с автором был заключен трудовой договор. В качестве доказательства издательство указывало на то, что с автором был произведен расчет платежным поручением. Но это само по себе никакого значения для определения природы договора иметь не может. Поскольку иных доказательств наличия трудовых отношений с автором издательство не представило, его доводы были признаны судом несостоятельными, и в пользу автора было взыскано вознаграждение за переиздание.

В тех случаях, когда заключенный сторонами договор, в рамках которого создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его трудовой характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего предметом трудового договора является трудовая деятельность работника, соответствующая его должности и квалификации. Она может носить творческий характер, например, работа штатного переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон творческого результата.

«Если произведение создано хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право на использование произведения.» Так, 3., будучи режиссером-постановщиком научно-популярного фильма, по согласованию со сценаристом написал дикторский текст к этому фильму. Студия отказалась выплатить 3. вознаграждение, ссылаясь на то, что тот является штатным работником студии и за свою работу получает заработную плату. Однако поскольку 3. доказал, что в обязанности режиссера-постановщика не входит написание дикторского текста, его требование было удовлетворено.

Здесь можно также сказать, что по субъектному составу авторские договоры отличаются и от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений. Например, отношения между киностудиями и организациями, занимающимися кинопрокатом, строятся по типу договора купли-продажи. Договоры, заключаемые киностудией с телестудией по поводу показа кинофильма по телевидению, носят характер купли-продажи или имущественного найма в зависимости от длительности показа фильма по телевидению.

Вместе с тем критерий субъектного состава, в соответствии с которым одной из сторон авторского договора обязательно должен быть автор или заменяющее его лицо, не снимает все возникающие на практике вопросы.

При заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадают в частности подрядчик выполняет работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата и т. д. Например, по сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение переходящие в собственность другого лица и т. д.

Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора являются, например, произведения науки, литературы, искусства как результат творческой работы автора. На практике отграничить их друг от друга бывает не так просто.

Наиболее остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий. В юридической науке нередко утверждается, что копия, в том числе авторская, - это результат обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда. Но иногда разграничить авторские и подрядные договоры по их предмету не возможно.

Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях правовые нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др. – тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры – автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения и получает весь тираж книги в собственность.


Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 1996г.

Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М.,1986. С. 111.

Клык Н.Л Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987г. С. 12.

Дозорцев В.А. Субъекты исключительных прав. // Сборник статей. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. / Исслед. Центр частного права. – М.: «Статут», - 2003. – 416С. - С. 295. «Об авторском праве и смежных правах» от 19.07.95. N 110-ФЗ

Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ООО «ТК Велби», 2003, С. 266.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура правовой нормы

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

1) Взгляды 2) идеалы 3) принципы 4) мировоззрение 5) ценности.

3

Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) достоверность результатов 2) образность 3) устремленность к поиску объективных знаний 4) эмоциональность 5) наглядность 6) творческая деятельность

Укажите эти две характеристики.

4

Укажите верные суждения о налогах.

1. Косвенные налоги выплачивают исключительно юридические лица.

2. Прямые налоги взимаются с доходов, собственности и определённых видов деятельности граждан и фирм.

3. Акциз - это основной вид прямых налогов.

4. В зависимости от использования налоги бывают общие и индивидуальные.

5. К местным налогам в Российской Федерации относится земельный налог.

5

Установите соответствие между условием трудового договора (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).

6

Государство Б является конфедерацией. Чем характерна конфедерация?

1. Это союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей.

2. Конфедерация состоит из метрополии и колоний.

3. Субъекты конфедерации не могут иметь собственного законодательства.

4. В конфедерации отсутствуют общие законодательные органы и системы управления.

5. Конфедерация имеет общие для всех ее субъектов территории и государственную границу.

6. В конфедерации действуют общие для всех участников Конституция, законодательство, гражданство, финансовая система.

7

Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

8

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками.

9

В посёлке А. поставку продуктов питания в магазины осуществляет одно фермерское хозяйство, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. рынок товаров

2. местный рынок

3. олигополия

4. рынок труда

5. избыток продукции

6. монополия

10

Во многонациональном городе был проведен социальный опрос. Респондентами выбирали 30-летних и 60-летних граждан. Они отвечали на вопрос «По Вашему мнению, каким должно быть поведение представителей различных этносов, проживающих на одной территории, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?». Результаты опроса (в процентах от числа ответивших) представлены в диаграмме.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании диаграммы?

1. Наибольший процент молодежи считает самым важным аспектом научиться находить общий язык.

2. Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 60-летних больше, чем среди 30-летних.

3. Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо больше знать о культуре других этносов.

4. Наименьшие доли опрошенных в обеих группах не задумывались над поставленным вопросом.

5. Половина опрошенных 30-летних считает, что уважение к правам и свободам друг друга поможет предотвращать межнациональные конфликты.

11

Выберите верные суждения, которые характеризуют особенности социальных норм.

1. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

4. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

5. Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, называют корпоративными нормами.

6. В отличие от обычаев, нормы морали фиксируются в письменных источниках.

12

В стране Q было проведено социологическое исследование на предмет разделения обязанностей по домашней работе среди мужчин и женщин. Респондентам задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».

Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) приведены на диаграмме.

1. Пятая часть мужчин, принимавших участие в опросе, не выполняет работу по дому.

2. Среди женщин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.

3. Равные доли мужчин и женщин затруднились ответить.

4. Больше трети опрошенных мужчин ответили, что работа по дому занимает много времени.

5. Среди женщин доля тех, кто затруднялся ответить, больше доли тех, кто не выполняет работу по дому.

13

Выберите верные суждения о государстве.

1. Государство обладает правом взимания налогов и сборов с населения.

2. Законы и полномочия государства распространяются только на его граждан, проживающих на определённой территории.

3. Наличие единственного государственного языка как средства общения.

4. Защита интересов отдельных групп и общественных слоев.

5. Верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних отношениях.

14

Установите соответствие между функциями государственной власти и субъектами, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Конституция РФ предусматривает защиту прав и свобод человека и гражданина. Какие из приведенных прав относятся к социальным правам?

1. право избирать и быть избранным

2. право на охрану здоровья

3. право на предпринимательскую деятельность

4. право на образование

5. право участвовать в отправлении правосудия

6. право на благоприятную окружающую среду

16

Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества?

1. Министерство науки и образования объявило о проведении ученического конкурса «Знаток русского языка».

2. Большинство граждан страны являются приверженцами одной религии.

3. По всей стране граждане стали активными участниками выборов в органы местного самоуправления.

4. Органы ГИБДД провели лекции для студентов о важности соблюдения правил дорожного движения.

5. На собрании местных жителей небольшого городка было принято решение о благоустройстве пустыря и посадки там декоративных растений.

17

Установите соответствие между полномочием (обозначено буквами) и видом банков (обозначено цифрами) избирательной системы.

18

Общество является сложной системой. Какие его признаки позволяют сделать соответствующие выводы?

1. обособление от природы

2. способы взаимодействия людей

3. сохранение связи с природой

4. часть материального мира

5. наличие определенных традиций

6. иерархия социальных позиций

19

Будущие супруги, граждане РФ Незнайка и Ромашка обратились к нотариусу для заключения брачного договора. Найдите в приведенном ниже перечне положения, по причине которых нотариус отказал супругам в нотариальном удостоверении документа. Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) договор предусматривает режим раздельной собственности супругов

2) указаны права супругов в отношении будущих детей

3) определены обязанности жены по отношению к родителям мужа

4) зафиксировано место проживания супругов

5) Незнайка и Ромашка не зарегистрировали брак

6) названы способы участия Незнайки и Ромашки в доходах друг друга

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Возникновение такой социальной общности, как ______ (А), связано с развитием капиталистических отношений. Современные ученые считают, что ключевым признаком этой общности является общность духовной культуры, важным элементом которой является национальное ______ (Б). Основными направлениями в развитии межнациональных отношений являются ______ (В) и дифференциация. Межнациональное сотрудничество может осуществляться в различных сферах: экономической, политической, ______ (Г), духовной. Причинами межнациональных ______ (Д) могут являться: бытовые предрассудки, территориальные споры, ______ (Е) на расовой и религиозной почве.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. интеграция

2. национализм

3. социальная

4. конфликты

5. дискриминация

6. гуманизация

8. традиция

9. самосознание

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Договор представляет собой важнейшее (помимо издаваемых нормативных актов) средство правового регулирования отношений между членами общества.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей.

Договор определяется наличием ряда присущих ему черт. Заключение договора ведет к установлению юридической связи (правоотношения) между его участниками. Издаваемые нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц. В отличие от этого заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами. Договор служит созданию правовых связей между отдельными лицами, является инструментом установления таких связей.

Содержанием договорной связи является выполнение действий, ведущих к достижению целей участников договора, удовлетворению их экономических и иных интересов. Устанавливаемые на основе договора отношения выражаются в действиях лиц. Это могут быть, например, единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института.

Целенаправленные действия субъектов могут носить сложный многозвенный характер, как, например, действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания. Договор может предусматривать неоднократное повторение его участниками определенных взаимосвязанных действий: регулярную отгрузку предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплату последним их стоимости по договору на поставку товара, постоянное выполнение банком поручений клиента по договору банковского счета.

Договор не только создает юридическую взаимосвязь между субъектами, но также устанавливает требования к порядку и последовательности совершаемых ими необходимых действий.

Исполнение договоров в целом опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов, что свойственно правовому регулированию в целом.

Таким образом, договор представляет собой соглашение двух или большего числа лиц об осуществлении целенаправленных взаимосвязанных действий и установлении регулирующих такие действия взаимных прав и обязанностей, исполнение которых обеспечивается мерами государственно организованного принуждения.

Сторонами (участниками) договора могут быть физические лица, обладающие дееспособностью, организации, являющиеся юридическими лицами, и иные субъекты права.

(Б.И. Пугинский)

Какое определение понятия «договор» дает автор? Какие черты (признаки) договора он выделяет?

Показать ответ

ИЛИ «соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей»;

2) признаки, например:

Установление юридической связи (правоотношения) между его участниками;

Определение действий, ведущих к достижению целей участников договора;

Установление требования к порядку и последовательности необходимых действий

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сходство:

исполнение и договоров, и нормативных актов опирается на возможность принуждения со стороны судебных и иных государственных органов;

2) отличие:

нормативные правовые акты определяют правила поведения для широкого круга лиц, а заключение договора влечет возникновение конкретного отношения между двумя или несколькими субъектами.

Какие виды действий могут стать содержанием договорных отношений? Укажите авторский и приведите собственный пример таких действий.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) виды действий:

Единичные действия;

Действия, носящие сложный многозвенный характер;

Неоднократно повторяющиеся действия;

Единичные действия по просмотру спектакля в театре или сдаче посетителем на хранение пальто в гардеробе института;

Многозвенные действия строительной организации в договоре подряда с заказчиком на строительство здания;

Регулярная отгрузка предприятием хлебобулочных изделий в магазин и оплата последним их стоимости по договору на поставку товара;

3) собственный пример, допустим:

регулярная оплата аренды квартиры арендатором согласно договору аренды.

Опираясь на полученные знания, приведите пример любого договора. Укажите его участников и отношения, которые договор регулирует, а также вытекающие из него права и обязанности сторон.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать элементы:

1) пример договора (например, брачный договор);

2) его участников (супруги);

3) отношения, которые договор регулирует (имущественные отношения);

4) права и обязанности сторон (имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах деятельности. )

3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Назовите любые два неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами действие каждого из них.

Показать ответ

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие факторы:

1) Количество потребителей - например, в условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран, что приводит к существенному росту спроса;

2) цены товаров-заменителей, например, телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей, - рост цены на товары-заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар;

3) ожидания потребителей - например, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков;

4) цены дополняющих товаров, например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти, - если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

1. Определение понятия ВВП - макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

2. Методы расчёта ВВП.

а) Расчет по доходам.

б) Расчёт по расходам.

3. Выражение ВВП.

а) Номинальный ВВП.

б) Реальный ВВП.

в) Национальная валюта, соотношение валют, валютная биржа.

4. ВВП и ВНП.

а) ВНП как основной показатель состояния экономики (до 1991 г.).

б) Значение показателя ВВП для страны.

5. Расчёт ВВП на душу населения.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Чем хуже Ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести». (Б. Рассел)

29.2. Экономика «Капитал - мёртвая производственная сила, которая, подобно вампиру, живёт только при всасывании живой рабочей силы, и живёт тем больше, тем больше труда она всасывает». (Карл Маркс)

29.3. Социология, социальная психология «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». (Русская мудрость)

29.4. Политология «Не важно, как проголосовали, - важно, как подсчитали». (И. В. Сталин)

29.5. Правоведение «Да сильные ж в правах Бывают часто слепы.

У них на это свой устав:

Кто одолеет, тот и прав».

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!