Не оказывает негативное влияние окружающая. Основные виды природопользования

С младших классов нас учат, что человек и природа едины, что нельзя отделить одно от другого. Мы познаем развитие нашей планеты, особенности ее строения и устройства. Эти сферы влияют на наше благополучие: атмосфера, почва, вода Земли - это, пожалуй, самые главные составляющие нормальной жизни человека. Но почему тогда каждый год загрязнение окружающей среды идет все дальше и выходит на все большие масштабы? Давайте рассмотрим основные проблемы окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды, под которой понимаются также природная среда и биосфера - это повышенное содержание в ней физических, химических или биологических реагентов, не характерных для данной среды, занесенных извне, наличие которых приводит к негативным последствиям.

Ученые уже несколько десятилетий подряд бьют тревогу о близкой экологической катастрофе. Проведенные исследования в разных областях приводят к выводу, что мы уже сталкиваемся с глобальными изменениями климата и внешней среды под воздействием деятельности человека. Загрязнение океанов из-за утечек нефти и нефтепродуктов, а также мусора дошло до огромных масштабов, что влияет на сокращение популяций многих видов животных и экосистему в целом. Растущее число машин каждый год приводит к большому выбросу в атмосферу, что, в свою очередь, ведет к осушению земли, обильным осадкам на материках, уменьшению количества кислорода в воздухе. Некоторые страны уже вынуждены привозить воду и даже покупать консервированный воздух, поскольку производство испортило окружающую среду в стране. Многие люди уже осознали опасность и весьма чутко реагируют на негативные изменения в природе и основные экологические проблемы, но мы всё еще воспринимаем возможность катастрофы, как нечто несбыточное и далекое. Так ли это на самом деле или угроза близка и немедленно нужно что-то предпринять - давайте разбираться.

Виды и основные источники загрязнения окружающей среды

Основные виды загрязнений классифицируют сами источники загрязнения окружающей среды:

  • биологическое;
  • химическое
  • физическое;
  • механическое.

В первом случае загрязнители окружающей среды - это деятельность живых организмов или антропогенные факторы. Во втором случае происходит изменение естественного химического состава загрязненной сферы путем добавления в него других химических веществ. В третьем случае меняются физические характеристики окружающей среды. К этим видам загрязнений относятся тепловое, радиационное, шумовое и другие виды излучений. Последний вид загрязнения также связан с деятельностью человека и выбросами отходов в биосферу.

Все виды загрязнений могут присутствовать как отдельно сами по себе, так и перетекать из одного в другой или существовать вместе. Рассмотрим, как они влияют на отдельно взятые области биосферы.

Люди, прошедшие долгий путь в пустыне, наверняка смогут называть цену каждой капли воды. Хотя скорее всего эти капли будут бесценны, ведь от них зависит жизнь человека. В обычной жизни, мы, увы, придаем воде не такое большое значение, поскольку ее у нас много, и доступна она в любое время. Только в перспективе это не совсем так. В процентном соотношении незагрязненными остались только 3% от всего мирового запаса пресной воды. Понимание важности воды для людей не мешает человеку загрязнять важный источник жизни нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, неорганическими загрязнениями, канализационными стоками и синтетическими удобрениями.

В загрязненной воде содержится большое количество ксенобиотиков - веществ, чуждых организму человека или животного. Если такая вода попадает в пищевую цепочку, это может привести к серьезным пищевым отравлениям и даже летальному исходу всех участников цепи. Конечно, содержатся и в продуктах вулканической деятельности, которые загрязняют воду и без помощи человека, но превалирующее значение имеет деятельность металлургической промышленности и химических заводов.

С появлением ядерных исследований природе нанесен довольно значительный вред во всех сферах, в том числе и воде. Попавшие в нее заряженные частицы несут большой вред живым организмам и способствуют развитию онкологических заболеваний. Сточные воды заводов, суда с ядерными реакторами и просто дождь или снег в зоне проведения ядерных испытаний могут привести к заражению воды продуктами разложения.

Канализационные стоки, несущие в себе множество мусора: моющие средства, остатки пищи, мелкие бытовые отходы и другое, в свою очередь способствуют размножению другим патогенным организмам, которые при попадании в организм человека дают ряд заболеваний, таких как брюшной тиф, дизентерия и других.

Пожалуй, не имеет смысла объяснять, насколько почва является важной частью жизни человека. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Чтобы так продолжалось и дальше, необходимо поддерживать состояние грунта на должном уровне для нормального круговорота воды. Но антропогенное загрязнение уже привело к тому, что 27% земель планеты подвержены эрозии.

Загрязнение почвы - это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах, препятствующих нормальному протеканию круговорота грунтовых систем. Основные источники загрязнения почвы:

  • жилые дома;
  • промышленные предприятия;
  • транспорт;
  • сельское хозяйство;
  • атомная энергетика.

В первом случае загрязнение почвы происходит из-за обычного мусора, который выбрасывается в неположенных местах. Но главной причиной следует назвать именно свалки. Сжигаемые отходы ведут к засорению больших территорий, а продукты горения портят почву безвозвратно, засоряя всю окружающую среду.

Промышленные предприятия выбрасывают множество токсичных веществ, тяжелых металлов и химических соединений, влияющих не только на почву, но и на жизнь живых организмов. Именно этот источник загрязнения ведет к техногенному загрязнению почвы.

Транспортные выбросы , углеводорода, метана и свинца, попадая в почву, влияют на пищевые цепочки - попадают в организм человека через продукты питания.
Чрезмерное выпахивание земли, пестициды, ядохимикаты и удобрения, в которых содержится достаточно ртути и тяжелых металлов, приводят к значительной эрозии почвы и опустыниванию. Обильное орошение также нельзя назвать положительным фактором, поскольку это ведет к засолению почвы.

Сегодня хоронят в земле до 98% радиоактивных отходов атомных станций, в основном продуктов расщепления урана, что ведет к деградации и истощению земельных ресурсов.

Атмосфера в виде газообразной оболочки Земли имеет большую ценность, поскольку защищает планету от космической радиации, воздействует на рельеф, определяет климат Земли и ее тепловой фон. Нельзя сказать, что состав атмосферы был однородным и только с появлением человека начал меняться. Но именно после начала активной деятельности людей неоднородный состав «обогатился» опасными примесями.

Основными загрязнителями в данном случае выступают химические заводы, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и автомобили. Они приводят к появлению в составе воздуха меди, ртути, и других металлов. Разумеется, в промышленных зонах загрязнение воздуха чувствуется больше всего.


Теплоэлектростанции несут в наши дома свет и тепло, однако, параллельно они выбрасывают огромное количество углекислого газа, и сажу в атмосферу.
Причиной кислотных дождей являются отходы, выбрасываемые с химических заводов, например, оксид серы или азота. Эти оксиды могут вступать в реакцию с другими элементами биосферы, что способствует появлению более губительных соединений.

Современные автомобили достаточно хороши по дизайну и техническим характеристикам, но проблему с в атмосферу решить до сих пор не удалось. Зола и продукты переработки топлива не только портят атмосферу городов, но и оседают на почве и приводят к ее негодности.

Во многих индустриальных и промышленных районах использование стало неотъемлемой частью жизни именно по причине загрязнения окружающей среды заводами и транспортом. Поэтому, если Вы обеспокоены состоянием воздуха в своей квартире, с помощью бризера Вы сможете создать здоровый микроклимат дома, что, к сожалению, не отменяет планерных проблем загрязнения окружающей среды, но хотя бы позволяет защитить себя и близких.

07.06.2016 вступило в силу Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 (далее — Постановление № 467).

Указанный нормативный правовой акт был издан в развитие п. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), освобождающего плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) (в части размещения отходов) от обязанности рассчитывать и вносить соответствующую плату при размещении отходов на объекте размещения отходов (далее — ОРО), который не оказывает НВОС.

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

[…]
6. При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
7. Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов […] подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды […]. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации .
[…]

Несмотря на непродолжительный период существования, перечисленные нормы успели обрасти мифами.

В частности, многие природопользователи полагают, что применение приведенных положений законодательства возможно только при соблюдении условия о том, что размещаемые отходы образуются в процессе деятельности именно того лица, которому принадлежит используемый ОРО.

Отметим, что приведенное утверждение ошибочно. Законодательство не связывает освобождение от обязанности внесения платы за размещение отходов с владением ОРО, на котором отходы размещены. Иными словами, отходы могут быть переданы на размещение «образователем» отходов (за исключением твердых коммунальных отходов; далее — ТКО) на любой ОРО.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В рамках настоящей статьи мы анализируем случаи, при которых субъектом платы за размещение отходов является лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы.

При этом при подготовке материала учтено, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ внесение платы за НВОС при размещении отходов (за исключением ТКО) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При этом для цели освобождения от платы за размещение отходов необходимо, чтобы в отношении такого ОРО было подтверждено исключение (отсутствие) НВОС.

Принадлежность ОРО тому или иному лицу не имеет никакого значения для цели освобождения «образователя» отходов от платы за НВОС при размещении отходов на объекте, исключающем НВОС.

Для иллюстрации рассмотрим типовые ситуации, связанные с размещением отходов (за исключением ТКО) на ОРО, исключающем НВОС.

Ситуация 1

1. «Образователь» отходов имеет принадлежащий ему на законном основании (праве собственности, праве аренды и т.п.) ОРО, на котором осуществляет размещение образуемых отходов (за исключением ТКО).

2. «Образователь» отходов (он же владелец ОРО) подтверждает (впервые по итогам 2016 г.) исключение НВОС при эксплуатации ОРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.

Ситуация 2

1. «Образователь» отходов не имеет принадлежащего ему ОРО, в связи с чем образуемые им отходы (за исключением ТКО) передаются на размещение на объект, принадлежащий иному лицу (субъектом платы за размещение отходов является лицо, в процессе деятельности которого отходы образовались).

2. Владелец ОРО подтверждает (впервые по итогам 2016 г.) исключение НВОС при эксплуатации ОРО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3. «Образователь» отходов имеет право на освобождение от внесения платы за размещение отходов на ОРО, исключающем НВОС (применительно к 2016 г.).

Итак, как мы указали, единственным условием для освобождения субъекта платы за НВОС от обязанности внесения платы за размещение отходов на ОРО, исключающем НВОС, является подтверждение исключения НВОС.

Как удостоверяется подтверждение исключения НВОС?

В первую очередь отметим, что инициировать процедуру подтверждения исключения НВОС при эксплуатации ОРО невозможно без участия лица, эксплуатирующего ОРО .

В соответствии с п. 6 Положения именно данное лицо должно подготовить отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов.

КСТАТИ

Любопытно, что Положение не конкретизирует, кто вправе представить данный отчет в территориальный орган Росприроднадзора. То есть потенциально в роли заявителя может выступить даже один из потребителей услуг полигона. Правда, отчет, представленный им в территориальный орган Росприроднадзора, должен быть подготовлен именно лицом, эксплуатирующим ОРО. Разумеется, лучше, если данный отчет представит в территориальный орган Росприроднадзора само лицо, эксплуатирующее ОРО.

Тем не менее, чтобы не зависеть от доброй воли лица, эксплуатирующего ОРО, можно заранее внести в договор с ним условие о том, что он обязан совершить действия, связанные с подтверждением исключения НВОС при эксплуатации ОРО (включая обращение в территориальный орган Росприроднадзора) — конечно, если проведенные анализы подтверждают факт исключения НВОС, — и (или) условие о том, что лицо, эксплуатирующее ОРО, обязано в определенный срок (ранее 15 января) представить контрагенту отчет о результатах проведения мониторинга (который в крайнем случае контрагент сможет представить в территориальный орган Росприроднадзора самостоятельно).

НА ЗАМЕТКУ

Не лишним будет контролировать работников компании, эксплуатирующей ОРО. Денежный интерес в рассматриваемой ситуации имеют в первую очередь те лица, в процессе деятельности которых образовались отходы (за исключением ТКО), размещенные на данном полигоне. Возможно, для компании, эксплуатирующей ОРО, цена вопроса — всего несколько сотен рублей платы за размещение собственных отходов, ради которых работники компании поленятся (либо просто побоятся) лишний раз обращаться в орган, осуществляющий госэконадзор.

Важно обратить внимание, что Положение понимает под лицом, эксплуатирующим ОРО, именно то лицо, которое является собственником ОРО либо во владении или в пользовании которого находится ОРО (это следует из п. 2 Положения).

Действия владельца ОРО, направленные на обоснование исключения негативного воздействия

1. Предварительный мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

2. Формирование результатов мониторинга , подтвержденных данными инструментальных измерений, выполненных для определения качества:

Атмосферного воздуха — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

Почв — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО;

Воды поверхностных водных объектов — в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект;

Воды подземных водных объектов — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.

3. Подготовка в двух экземплярах (на бумажном носителе) и в электронной версии отчета о результатах проведения мониторинга , содержащего данные, подтверждающие исключение НВОС объектов размещения отходов.

4. Ежегодное представление (до 15 января) с сопроводительным письмом одного бумажного экземпляра и одной электронной копии отчета о результатах проведения мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Извлечение
из Положения

[...]
10. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду [...].
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте .
[...]

Таким образом, о факте подтверждения исключения НВОС объекта размещения отходов на окружающую среду должно быть известно двум субъектам отношений:

1) территориальному органу Росприроднадзора, принявшему решение о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов;

2) лицу, во владении или в пользовании которого находится ОРО:

. направившему в адрес территориального органа Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

. получившему от территориального органа Росприроднадзора информацию о принятии решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

При этом «образователи» отходов, обладающие правом на освобождение от обязанности внесения платы за НВОС при размещении отходов на объекте (в т.ч. чужом), исключающем НВОС, по умолчанию окажутся не осведомлены о результатах взаимодействия владельца ОРО и территориального органа Росприроднадзора.

Как «образователю» отходов получить необходимую информацию?

Существует два способа получения соответствующей информации.

Способ 1

Направить в территориальный орган Росприроднадзора запрос о предоставлении информации в части подтверждения исключения в таком-то календарном году НВОС объекта размещения отходов, на который передаются образуемые хозяйствующим субъектом отходы.

Способ 2

Направить владельцу ОРО (являющемуся контрагентом «образователя» отходов) запрос о получении (либо неполучении) владельцем ОРО информации о принятии территориальным органом Росприроднадзора решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

Целесообразно также запросить у контрагента копию соответствующего информационного письма территориального органа Росприроднадзора.

Напомним, что при отсутствии дополнительной информации оба варианта запроса информации целесообразно реализовывать таким образом, чтобы было допустимо формирование ответа после 21 февраля года, следующего за отчетным годом, учитывая, что:

Отчет о результатах мониторинга представляется владельцами ОРО в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным годом;

Территориальному органу Росприроднадзора отводится 30 дней на проверку представленных данных и 7 дней на принятие решения о подтверждении исключения НВОС объекта размещения отходов.

При этом, разумеется, нет запрета на представление отчета о результатах мониторинга ранее 15 января (например, 10 января). Равно как и нет запрета на досрочное завершение территориальным органом Росприроднадзора проверки представленных данных (например, 24 января).

Думаем, что на практике для выяснения вопроса наиболее удобно будет не только вступить в переписку, но и поддерживать связь с представителем компании — владельца ОРО (с целью оперативного получения новостей о прохождении документов).

Следует отметить, что в силу п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плату за НВОС по итогам года необходимо внести не позднее 1 марта (т.е. если ориентироваться строго на 22 февраля, можно не успеть получить ответ к крайнему сроку, что повлечет необходимость выбора между риском привлечения к ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 06.07.2016; далее — КоАП РФ) плюс уплатой пени либо риском расходования излишних денежных средств, возврат которых из бюджета обычно бывает не быстрым и не простым (а главное — причины такой ситуации придется объяснять руководству).

Подводя итог, следует отметить, что в случае, если у «образователя» отходов отсутствуют достоверные данные о том, что в отношении ОРО, на котором размещаются образуемые им отходы, подтверждено исключение НВОС, у такого «образователя» отходов отсутствуют основания для невнесения платы за размещение отходов, исчисленной по итогам отчетного года.

Вывод

Невнесение плательщиком — «образователем» отходов (за исключением ТКО) — платы за НВОС при размещении отходов, основанное лишь на предположениях плательщика платы об отсутствии НВОС, оказываемого ОРО, может иметь следующие последствия в случае, если на самом деле исключение НВОС объекта размещения отходов окажется не подтвержденным:

Риск привлечения к административной ответственности — невнесение в установленные сроки платы за НВОС является основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ;

Экономические риски—согласно п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ за каждый календарный день просрочки в части невнесения платы за НВОС начисляется пеня в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России (но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки).

1) Экoномический механизм охраны oкружающей среды имеет неcколько cоставляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лeсного фонда и другими прирoдными ресурсами в видe налогов, арендной платы и иных фoрм, предусмотренных зaконом в зависимости от права на использование природного ресурса. Во-вторых, законом предусматривается порядок возмещения вреда окружающей среде и отдельным природным ресурсам - имущественная ответственность. В-третьих, административная ответственность предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и прирoдопользования. В-чeтвертых, законом предуcмотрено также взимание нeналоговых платежей, в частности платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является также видом ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разрaботка государственных прoгнозов сoциально-экономического рaзвития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

уcтановление лимитoв на выбросы и сбросы загрязняющих вeществ и микроoрганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;



проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при оcуществлении иных эффeктивных мер по охране oкружающей среды в cоответствии с законодательством РФ;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

К видaм негативного вoздействия на окружающую cреду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружaющую среду oпределяется федеральными зaконами. Порядок иcчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Для привлeчения к имущественной oтветственности в связи с нaрушением законодательства в области охраны окружающей среды определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей cреде, утвeржденными органами иcполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Объeкты, оказывающие негативное вoздействие на окружающую cреду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

"Понятие экономического механизма природопользования обычно формулируется в литературе с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что, безусловно, является его приоритетными задачами.

Вместе с тем регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере прирoдопользования, обеспечение уcловий для вовлечения прирoдных ресурсов в хoзяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития.

В cоответствии с Федеральным зaконом "Об охране oкружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с тaксами и мeтодиками исчисления размера врeда окружающей cреде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

К экoномическому механизму oтносится также экологическое cтрахование, оcуществляемое в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

"В отношении экологических рисков - риск представляется как вероятность неблагоприятных для природных ресурсов последствий любых антропогенных изменений природы.

В практике природопользования эти риски подразделяются следующим образом:

риcки загрязнения срeды при производстве, хрaнении и использовании химических вeществ, в том числе удобрений;

риски загрязнения среды вследствие эмиссии вредных побочных продуктов промышленного производства;

риски, связанные с урбанизацией (риски сокращения пахотных земель, деструкции лесов, исчезновения видов флоры и фауны, шумового загрязнения и т.д.);

риски стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.

Для рaсчета как платы за нeгативное воздействие нa oкружающую среду, тaк и вреда используются нормативы в области охраны окружающей среды, а также лимиты.

"Природопользование осуществляется в двух видах: изъятие природных веществ из природы и внесение антропогенных веществ в природу. Поэтому лимитирование проводится двумя способами: предприятиям природопользователям устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую cреду и размещения бытoвых и производственных oтходов. Лимиты уcтанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ.

2) Нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обeспечивается уcтойчивое функционирование еcтественных экoлогических cистем и сохраняется биологическое разнообразие (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Нoрмирование в oбласти охраны окружaющей среды прeследует цель гoсударственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Законом не установлен исчерпывающий перечень нормативов, но следует отметить:

нормативы качества окружающей среды (устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов);

нoрмативы дoпустимого воздействия на окружaющую среду (устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей);

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (устанавливаемые для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;

нoрмативы образования отходов прoизводства и потребления и лимиты нa их размещение (устанавливаемые в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду.

Вопрсы для контроля:

1)Нормативы в области охраны окружающей среды.

2)Экономические аспекты природопользования.

3)Понятие экологических рисков.

Природа нашей планеты весьма многообразна и населена уникальными видами растений, животных, птиц и микроорганизмов. Все это многообразие тесно взаимосвязано между собой и позволяет нашей планете сохранять и поддерживать уникальный баланс между различными формами жизни.

Вконтакте

Воздействие человека на окружающий мир

С самых первых дней появления человека он начал воздействовать на окружающую среду. А с изобретением все новых и новых орудий труда человеческая цивилизация увеличила своё воздействие до поистине огромных масштабов. И в настоящее время перед человечеством возникли несколько важных вопросов: как человек влияет на природу? Какие действия человека наносят вред почве, дающей нам основные продукты питания? Каково влияние человека на атмосферу, которой мы дышим?

В настоящее время воздействие человека на окружающий его мир не просто способствует развитию нашей цивилизации, но и часто приводит к тому, что внешний вид планеты претерпевает значительные изменения: осушаются и пересыхают реки, вырубаются леса, на месте равнин появляются новые города и заводы, в угоду новым транспортным путям разрушаются горы.

Со стремительным увеличением населения Земли человечеству требуется всё больше и больше продовольствия, а со стремительным ростом технологий производства растут и производственные мощности нашей цивилизации, требующие всё новых и новых ресурсов для переработки и потребления, освоения всё новых и новых территорий.

Растут города, захватывая у природы все новые земли и вытесняя оттуда их естественных природных обитателей: растения и животных.

Это интересно: в грудной клетке?

Основные причины

Причинами негативного влияния человека на природу являются:

Все эти факторы оказывают существенное и порой необратимое влияние на окружающий нас мир. И все чаще и чаще перед человеком встаёт вопрос: а к каким последствиям приведёт в итоге такое влияние? Не превратим ли мы в итоге нашу планету в безводную пустыню, непригодную для существования? Как человек может свести к минимуму негативные последствия своего влияния на окружающий мир? Противоречивость воздействия людей на природную среду в наше время становится предметом обсуждения на международном уровне.

Негативные и противоречивые факторы

Помимо очевидного положительного влияния человека на окружающую природу, есть и существенные минусы такого взаимодействия:

  1. Уничтожение больших площадей лесов посредством их вырубки. Такое влияние связано, прежде всего, с развитием транспортной отрасли - человеку требуются все новые и новые автомагистрали. Кроме того, древесина активно используется в бумажной промышленности и иных отраслях производства.
  2. Широкое применение химических удобрений в сельском хозяйстве активно способствует быстрому загрязнению почвы.
  3. Широко развитая сеть промышленных производств своими выбросами вредных веществ в атмосферу и воду являются не только причиной загрязнения окружающей среды, но и способствуют гибели целых видов рыб, птиц и растений.
  4. Стремительно растущие города и промышленные центры существенно влияют на изменение внешних условий жизни животных, сокращение ареала их естественного обитания и сокращению самих популяций различных видов.

Также нельзя оставить без внимания техногенные катастрофы, которые способны нанести необратимый вред не просто отдельному виду флоры или фауны, а целым районам планеты . Например, после знаменитой аварии на Чернобыльской атомной электростанции, до настоящего времени большая область Украины является непригодной для проживания. Уровень радиации в этом районе превышает предельно допустимые нормы в десятки раз.

Также утечка заражённой радиацией воды из реактора атомной электростанции в городе Фукусима могла привести к экологической катастрофе мирового масштаба. Тот ущерб, который могла нанести эта тяжёлая заражённая вода экологической системе мирового океана, был бы просто невосполним.

Да и строительство обычных гидроэлектростанций наносит окружающей природе не меньший вред. Ведь для их строительства необходимо возведение плотины и затопление большой площади прилегающих полей и лесов. В результате такой деятельности человека страдают не только река и прилегающие к ней территории, но и животный мир, обитающий на этих площадях.

Кроме того, многие бездумно выбрасывают мусор, загрязняя отходами своей жизнедеятельности не только почву, но и воды мирового океана. Ведь лёгкий мусор не тонет и остаётся на поверхности воды. А учитывая, что срок разложения некоторых видов пластика составляет более десятка лет, такие плавающие «острова грязи» существенно затрудняют получение кислорода и солнечного света морским и речным обитателям. Поэтому целым популяциям рыб и животных приходится мигрировать в поисках новых, более пригодных для обитания территорий. И многие из них гибнут в процессе поиска.

Вырубка лесных массивов на склонах гор делает их восприимчивыми к эрозии, как следствие, почва становится рыхлой, что может привести к разрушениям горного массива.

Да и к жизненно важным запасам пресной воды человек относится халатно - ежедневно загрязняя пресноводные реки стоками канализационных и промышленных отходов.

Безусловно, существование на планете человека приносит ей немалую пользу. В частности, именно люди проводят мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в окружающей среде . На территории многих стран человеком организуются природные заповедники, парки и заказники, позволяющие не только сохранить окружающую природу в её естественном первозданном виде, но и способствующие сохранению и увеличению популяций редких и вымирающих видов животных и птиц.

Созданы специальные законы, охраняющие от уничтожения редких представителей окружающей нас природы. Существуют специальные службы, фонды и центры, борющиеся с уничтожением животных и птиц. Также создаются специализированные объединения экологов, задачей которых является борьба за снижение выбросов в атмосферу, вредных для экологии.

Охранные организации

Одной из наиболее известных организаций, борющихся за сохранение природы, является «Greenpease» - международная организация , созданная для сохранения окружающей среды для наших потомков. Перед собой сотрудники «Greenpease» ставят несколько основных задач:

  1. Борьба с загрязнением мирового океана.
  2. Существенное ограничение китобойного промысла.
  3. Сокращение масштаба вырубки тайги в Сибири и многое другое.

С развитием цивилизации, человечество должно искать альтернативные источники получения энергии: солнечной или космической, для сохранения жизни на Земле. Также большое значение для сохранения окружающей нас природы имеют строительство новых каналов и искусственных водных систем, направленных на поддержание плодородности почв. А для сохранения чистоты воздуха на многих предприятиях устанавливаются специально разработанные фильтры для снижения уровня выброса загрязнений в атмосферу.

Такое разумное и бережное отношение к окружающему нас миру однозначно оказывает лишь положительное воздействие на природу.

С каждым днём положительное влияние человека на природу все увеличивается, и это не может не отражаться на экологии всей нашей планеты. Поэтому так важна борьба человека за сохранение редких видов флоры и фауны, сохранение редких видов растений.

Человечество не имеет права своей деятельностью нарушать естественный природный баланс и приводить к истощению природных ресурсов. Для этого необходимо осуществлять контроль за добычей полезных ископаемых, тщательно следить и бережно относиться к запасам пресной воды на нашей планете. И очень важно помнить, что именно мы несём ответственность за окружающий нас мир и от нас зависит, как будут жить наши дети и внуки!

Представить себе какое-либо производство, не загрязняющее природу, в настоящее время просто невозможно. Для обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду государство устанавливает определенные меры регулирования хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее вредное воздействие. Так, закреплены лимиты выбросов загрязняющих веществ, определены правила размещения отходов производства и потребления и т. д. Тем не менее принятые меры не обеспечивают полноценную защиту окружающей среды от загрязнения – из года в год защитники природы заявляют о необходимости использования более экологичных производственных технологий.

С начала следующего года начнут вступать в силу положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ " " (далее – Закон), предусматривающего существенное изменение системы государственного управления в области охраны окружающей среды. Как отмечают авторы законопроекта, на основе которого был принят Закон , реализация его положений позволит снизить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности до уровня, соответствующего наилучшим экологически безопасным мировым технологиям. Кроме того, документом предусмотрены методы экономического стимулирования организаций и ИП, проводящих мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду (далее – ОС) и применяющих наилучшие технологии.

Классификация негативно влияющих на окружающую среду объектов

Сразу оговоримся, что большинство предусмотренных Законом и рассматриваемых нами изменений являются поправками в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ " " (далее – закон об охране ОС). Вместе с тем корреспондирующие изменения внесены и в специальные законы, затрагивающие сферу охраны ОС, – Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ " ", Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ " ".

Для того чтобы сделать меры государственного регулирования в области охраны ОС более эффективными, Правительству РФ предстоит определить конкретный перечень загрязняющих веществ , в отношении которых такое регулирование будет применяться ().

Законом вводится классификация негативно влияющих на окружающую среду объектов (). Так, выделяются объекты, оказывающие:

  • значительное негативное воздействие на ОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий – объекты I категории;
  • умеренное негативное воздействие на ОС – объекты II категории;
  • незначительное негативное воздействие на окружающую среду – объекты III категории;
  • минимальное негативное воздействие на окружающую среду – объекты IV категории.

При распределении объектов по категориям будут учитываться, в частности, уровень воздействия на ОС конкретного вида деятельности, уровень токсичности содержащихся в выбросах загрязняющих веществ, класс опасности отходов производства и потребления. Полный перечень этих критериев установит Правительство РФ. Категория будет присваиваться объекту, оказывающему негативное воздействие на ОС, при его постановке на государственный учет. В случае если учетные сведения об объекте изменятся, категория тоже может быть изменена.

Для чего нужно такое деление? Во-первых, категории будут учитываться при расчете платы за негативное воздействие на ОС, причем владельцев некоторых объектов и вовсе освободят от обязанности ее внесения. Во-вторых, от категории объекта будет зависеть необходимость получать специальное экологическое разрешение для ведения на нем деятельности.

    "Можно предположить, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение оказывающих негативное воздействие на ОС объектов к объектам I, II, III и IV категории, и требования к таким объектам будут конкретно сформулированы в течение двух лет, которые даются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для постановки на государственный учет принадлежащих им объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС. Безусловно, внесение комплексных поправок – это движение вперед. В России нет широкой практики использования многих технологий, которые успешно внедряются в других странах. Подобная классификация вместе с актуализированным перечнем наилучших технологий сможет сформировать определенную культуру производства, основанную на заботе к окружающей среде".


Документы, необходимые для осуществления причиняющей вред ОС деятельности

С 1 января 2019 года организации и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на объектах I категории, обяжут получать комплексное экологическое разрешение , а тех, чья деятельность ведется на объектах II категории, – представлять декларацию о воздействии на ОС (). Первое будет содержать в себе, в частности, нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, лимиты на размещение отходов производства и потребления, согласованную программу производственного экологического контроля (подробнее о ней мы расскажем ниже). Выдаваться такое разрешение будет на семь лет, после чего оно может быть продлено на такой же срок при соблюдении . В случае если изменение технологических процессов, замена оборудования или сырья на предприятии повлечет изменение установленных объема или массы выбросов /сбросов загрязняющих веществ либо лимитов на размещение отходов производства и потребления, экологическое разрешение будет пересматриваться. Порядок выдачи и переоформления разрешений установит Правительство РФ. К слову, за выдачу, продление, переоформление или пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений будет взиматься госпошлина в размере 6 тыс. руб. ( дополняется соответствующим подп. 118.2). Кроме того, за осуществление деятельности без этого разрешения установлен штраф : для должностных лиц – от 4 до 10 тыс. руб, для ИП и юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб. ().

В декларацию о воздействии на ОС необходимо будет включать, в частности, сведения о виде основной деятельности, объеме производимой продукции, реализации природоохранных мероприятий, об авариях и инцидентах за предыдущие семь лет, объеме или массе выбросов/сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов, о программе производственного экологического контроля. Такая декларация представляется один раз в семь лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются. Форма и порядок заполнения декларации будут утверждены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – логично предположить, что Росприроднадзором.

Юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, должны будут представлять отчетность о выбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов в уведомительном порядке . Для тех же, кто работает с объектами IV категории, вообще не предусмотрено никакой отчетности .

Плата за негативное воздействие на ОС и сроки ее внесения

Напомним, субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОС, должны вносить за это определенную плату (). Платить нужно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы таких веществ в составе сточных вод в водные объекты и размещение отходов производства и потребления. Разумеется, внесение платы на освобождает предприятия и ИП от обязанности проводить мероприятия по охране ОС и возмещать , причиненный их деятельностью природе и населению.

С 1 января 2016 года юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и или иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождаются от платы за воздействие на ОС (). Все остальные обязаны ее вносить.

Порядок исчисления и внесения платы за негативно воздействие будет подробно расписан в законе об охране ОС – он дополняется соответствующими ст. 16.2-16.5 . С 1 января 2016 года платежной базой для расчета платы будет объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ либо размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (). Устанавливаться она будет самими организациями и ИП на основе данных производственного экологического контроля. Самостоятельно будут рассчитывать они и размер платы за негативное воздействие на ОС: умножая величину платежной базы по каждому загрязняющему веществу (как мы писали, перечень их установит Правительство РФ) или по производства и потребления на соответствующие ставки этой платы и суммируя полученные величины. Кроме того, с 1 января 2020 года при расчете платы нужно будет учитывать еще и определенные коэффициенты (). Если объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ за отчетный период не превысят нормативы для конкретного вещества, применяться будет коэффициент 1, то есть размер платы не увеличивается. Такой же коэффициент применяется для размещенных в пределах лимитов отходов производства и потребления. В случае превышения последних применению подлежит коэффициент 25 (то есть размер платы увеличивается в 25 раз). Он же применяется при расчете платы предприятиями или ИП, которые загрязняют ОС выше нормы, но нацелены на улучшение ситуации, например утвердили план мероприятий по ее охране или программу повышения экологической эффективности .

Если же объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ превышают пределы, установленные для объектов I категории или указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, плата возрастет в 100 раз (применяется коэффициент 100).

Однако Законом предусмотрены не только увеличивающие, но и понижающие плату коэффициенты (). Так, предприятия и ИП, внедрившие на своем производстве наилучшие доступные технологии (о них мы расскажем далее), смогут не платить за воздействие на ОС, если выбросы/сбросы загрязняющих веществ не превышают технологических нормативов, – в этом случае применяется коэффициент 0. Нулевой коэффициент будет применяться и тогда, когда отходы производства и потребления использованы в собственном производстве или переданы для использования в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ " ".

Стоит отметить, что установленные Законом повышающие плату коэффициенты гораздо выше тех, которые используются в настоящее время – в случае сверхлимитного загрязнения ОС сейчас применяется пятикратный повышающий коэффициент (). Поэтому организациям и ИП следует внимательно подумать о том, как сократить объемы выбросов/сбросов загрязняющих веществ в ближайшие шесть лет. К слову, с 1 января 2016 года затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на ОС будут вычитаться из суммы платы за такое воздействие (в пределах исчисленного размера платы). Важно, что на переходный период также установлены применяемые к ставкам платы за воздействие на ОС коэффициенты, максимальный из них – 25 ().

Еще один важный момент: с 1 января 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на ОС деятельностью, ведущейся на объектах III категории, объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ будут признаваться осуществляемыми в пределах нормативов (). Исключение – случаи выброса/сброса радиоактивных или высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами.

Кроме того, изменяется срок внесения платы за воздействие на ОС. В настоящее время заплатить нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Начиная с 2016 года плата должна будет вноситься не позднее 1-го марта следующего за отчетным периодом года. Отчетным периодом будет считаться не календарный квартал, а календарный год ().

Напомним, форма расчета платы за негативное воздействие на ОС и порядок ее заполнения и представления утверждены .

Однако подаются расчеты в территориальные органы Росприроднадзора –

последний наделен полномочиями по контролю и надзору в области охраны ОС в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами, за исключением радиоактивных отходов и государственной экологической экспертизы (ранее это входило в полномочия Ростехнадзора) .

Экологический надзор и контроль

Уполномоченные органы исполнительной власти: как федеральные, так и региональные – осуществляют государственный экологический надзор в области охраны ОС (). Закон разделяет такой надзор на федеральный и региональный, определяя для каждого из них свои объекты. Так, федеральный государственный экологический надзор будет проводиться при осуществлении хозяйственной или иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на ОС и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень (). В данный перечень будет включаться до 300 объектов, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в России составляет не менее 60% (). В отношении деятельности с использованием остальных вредно влияющих на ОС объектов будет осуществляться региональный надзор.

Одна из форм осуществления властными органами своих надзорных полномочий – проведение проверок субъектов хозяйственной и иной деятельности. Важно отметить, что начиная с 2019 года плановые проверки не будут проводиться в отношении организаций и ИП, работающих на объектах IV категории ().

Помимо надзорных мероприятий властных органов, в целях соблюдения требований в области охраны ОС самими организациями и ИП проводится производственный экологический контроль. С 1 января 2015 года осуществлять его нужно будет на объектах I, II и III категорий (). В связи с этим соответствующие субъекты хозяйственной и иной деятельности должны будут утвердить программы контроля, определяющие, в частности, ответственных за него лиц, периодичность и методы его осуществления. Требования к содержанию программ контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах его осуществления предстоит определить уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС.

Напомним, все вредно влияющие на ОС объекты подлежат учету (). Закон устанавливает, что он осуществляется в форме ведения государственного реестра этих объектов, для этого будет создана специальная государственная информационная система (). Порядок создания и ведения этого реестра установит Правительство РФ. Кроме того, закон об охране ОС дополняется ст. 69.2, закрепляющей тонкости постановки на учет таких объектов и выдачи соответствующего свидетельства (). Все объекты, негативно влияющие на ОС, должны быть поставлены на учет до 1 января 2017 года (). За непостановку их на учет или затягивание этого процесса установлен штраф: от 5 до 20 тыс. руб. – для должностных лиц, от 30 до 100 тыс. руб. – для юрлиц и ИП. дополнен соответствующей ст. 8.46.

Государственная поддержка заботящихся об охране ОС предпринимателей
Одним из основных направлений государственного регулирования охраны ОС является стимулирование предпринимателей к переходу на более экологичное производство. В связи с этим Законом расширяется перечень видов государственной поддержки, оказываемой организациям и ИП, которые предпринимают меры по защите ОС от вредного воздействия.

Действующей редакцией установлено, что такая господдержка осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Законом же предусмотрены три направления такой поддержки () – в виде содействия:

1

в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на ОС. Применяющим такие технологии организациям и ИП могут быть предоставлены налоговые льготы, льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду (как мы писали ранее, они освобождаются от этой платы) либо выделены бюджетные средства;

2

в осуществлении образовательной деятельности в области охраны ОС и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на нее;

3

в использовании возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, а также в разработке новых методов контроля за загрязнением ОС и реализацией иных эффективных мер по ее охране.

Цель внедрения наилучших доступных технологий – предотвращение или минимизация негативного воздействия на ОС. Какое оборудование, технические способы и методы будут применяться в таких технологиях, предстоит определить уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти (при этом пока непонятно, какому именно: Ростехнадзору или Росприроднадзору) при участии экспертов государственных научных организаций и НКО. При определении наилучшей доступной технологии необходимо будет учитывать, в частности, такие критерии, как наименьший уровень негативного воздействия на ОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (выполняемой работы или оказываемой услуги), экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации, применение ресурсо- и энергосберегающих методов (). Кроме того, по таким технологиям будут составлены информационно-технические справочники с учетом имеющегося в нашей стране оборудования и сырья, а также климатических, экономических и социальных особенностей.

Возможные трудности переходного периода

Рассмотренные нами поправки в закон об охране ОС направлены, с одной стороны, на то, чтобы освободить небольшие не оказывающие существенного влияния на природу предприятия от процедуры получения экологических разрешений и предоставление отчетов о воздействии на ОС. С другой стороны, они должны побудить владельцев крупных предприятий перейти на использование более экологичных технологий. В случае применения таковых им предоставят льготы и иную господдержку, в противном случае – существенно вырастет плата за негативное воздействие на ОС.

Вполне логично, что для значительной корректировки модели государственного регулирования в этой области законодатель установил определенный переходный период: изменения будут вступать в силу с начала следующего года и до 1 января 2020 года. Однако некоторые положения Закона, направленные на регулирование охраны ОС во время этого периода, уже вызывают опасения защитников природы. В частности, к ним относятся нормы . Согласно данной статьи при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, можно не соблюдать требования об учете нормативов допустимой антропогенной нагрузки на ОС, применении ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий и другие предусмотренные требования до опубликования соответствующих информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

    "Разработка и опубликование данных справочников может занять неопределенный период времени, поскольку вначале Правительством РФ должен быть разработан порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Сколько времени займет разработка данного порядка, а в дальнейшем утверждение справочников, – неизвестно".

Кроме того, установлено, что если разрешение на строительство отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий объектов выдано до 1 января 2019 года, их можно будет вводить в эксплуатацию без оснащения техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, средствами контроля за загрязнением ОС, а также без завершения предусмотренных проектами работ по охране природы, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий. "Теперь практически любые хозяйственные объекты, разрешение на которые получено до 1 января 2019 года, могут быть введены в эксплуатацию без соблюдения указанных требований [они закреплены в . – Ред. ]. Ни граждане, ни контрольно-надзорные органы не смогут требовать их выполнения" , – подчеркивает Мария Пшеницына.

***
У руководителей организаций и ИП, обязанных соблюдать определенные требования в области охраны ОС, нередко возникают вопросы, в частности, по поводу платы за негативное воздействие на нее: кто и за что именно должен платить, кто освобожден от платы, по каким основаниям и др. С 22 июля текущего года начала работу единая справочная служба Росприроднадзора. За время ее работы наибольшее количество обращений было связано как раз с такими вопросами, в связи с чем ведомство опубликовало дополнительные разъяснения законодательства в области внесения платы за негативное воздействие на ОС . В частности, ведомство подчеркнуло, что обязанность платить возникает у организаций и ИП независимо от видов осуществляемой деятельности: производственная, непроизводственная, любая другая – определяющим критерием является факт оказания вредного воздействия на ОС. Если его оказывают организации, например, социальной и культурной сферы, они обязаны за это платить. Кроме того, Росприроднадзор обратил внимание на то, что плата за такое воздействие вносится и организациями, которые используют для своей деятельности арендованные площади и оборудование, если они являются источниками загрязнения ОС.

Надо полагать, что положения Закона тоже вызовут целый ряд вопросов у заинтересованных граждан. Остается надеяться, что необходимые для реализации документа подзаконные нормативные акты будут приняты в ближайшее время и разъяснят все тонкости его применения.