Сообщение на тему экологические проблемы калмыкии. Экологическая ситуация в республике калмыкия

В 2007 г. выбросы от автотранспорта рассчитывались по методике, разработанной ФГУП НИИ “Атмосфера” (г. Санкт-Петербург), которая для Республики Калмыкия не корреспондируется с ранее применявшейся методикой ФГУП “Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта”.

Суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу в 2007 г. в целом по республике составили 37,3тыс. т, из них 14,7% - выбросы от стационарных источников; 85,3% - от автотранспорта.

По сравнению с 2006 г. уменьшились выбросы на предприятиях нефтегазодобычи (на 1,3 тыс. т) и предприятиях, транспортирующих нефть и газ (на 1,2 тыс. т), в результате уменьшения объемов добычи.

Значительное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от оборудования достигнуто НПС “Комсомольская” КТК-Р в результате перевода турбогенераторов и турбонасосов на газ вместо турбинного топлива.

В связи с переходом котельных в районах республики с жидкого и твердого топлива на природный газ уменьшились выбросы оксидов азота, оксида углерода, сернистого ангидрида и сажи на 21%.

В среднем улавливается около 5% количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, при этом очистке подвергаются только выбросы, содержащие пыль.

Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия, осуществляющие производство, передачу и распределение пара, тепла и горячей воды (МУП “Энергосервис”, г. Элиста; МУП “Городовиковский тепловик”, г. Городовиковск; Ики-Бурульское МПОКХ, пос. Ики-Бурул; Южненское МПОКХ, пос. Южный и др.), добычу нефти и газа (Черноземельское НГДУ ОАО “Калмнефть”, ЗАО “КалмТатнефть”, ОАО “Калмгаз” и др.), транспортировку нефти и газа (подразделения ООО “Кавказтрансгаз”), производство нефтепродуктов (ООО “Цорос”, г. Городовиковск; ООО “Терра” Кетченеровский район; ООО “Форвард”, г. Элиста), другие предприятия.

В течение 2007 г. автотранспортными средствами выброшено в атмосферный воздух 31,8 тыс. т загрязняющих веществ. Из общей массы выброса 62% приходится на оксид углерода, что свидетельствует, в первую очередь, о низком качестве моторного топлива и о неполном его сгорании в двигателе автомобиля. В воздушный бассейн г. Элиста от автотранспортных средств поступило 11,7 тыс. т загрязняющих веществ.

Централизованным питьевым водоснабжением обеспечено 66% населения в городах Элиста, Городовиковск, Лагань и 11 районных центрах. До 76% сельских жителей пользуются водой из шахтных колодцев, открытых водоемов и каналов. В 24 населенных пунктах республики питьевая вода доставляется специальным автомобильным и железнодорожным транспортом, население пос. Яшалта, пос. Сарул использует воду оросительных систем для хозяйственно-питьевых нужд без предварительной очистки и обеззараживания.

Техническая изношенность систем водоснабжения, высокая коррозионная активность воды и ее высокая природная минерализация, отсутствие необходимого комплекса очистных сооружений, недостаточная водоподготовка и устаревшие методы обработки воды являются основными причинами несоответствия питьевой воды как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям.

В 2007 г. пробы воды из источниковцентрализованного водоснабжения не соответствовали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в 13,7% случаев (2006 г. - 31%), по микробиологическим показателям - в 20,7% случаев (2006 г. - 21,5%).

Из 45,88 млн. м 3 сточных вод, поступивших в 2007 г. в водные объекты республики, 82% относятся к загрязненным (сбросы рисоводческих хозяйств в Октябрьском районе), около 15% - к нормативно очищенным.

Суммарные затраты на выполнение водоохранных работ в 2007 г. составили 79 млн. руб.

Республика Калмыкия расположена на стыке двух зон растительности - степной и полупустынной. Степь представлена наиболее засушливой подзоной - пустынной степью, а пустыня - наименее засушливой подзоной - остепненной пустыней.

Все лесонасаждения в республике являются уникальным примером искусственного разведения леса в условиях пустыни и полупустыни. Создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О мелиорации земель” и Генеральной схемой по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ.

Основными объектами, оказывающими негативное техногенное воздействие на окружающую среду в области обращения с отходами, на территории Республики Калмыкия являются предприятия газонефтедобычи, топливно-энергетического комплекса, переработки сельскохозяйственной продукции, а также автотранспорт.

На начало 2007 г. на балансе предприятий республики имелось в наличии 0,4 тыс. т отходов производства и потребления; образовалось за год 27,1 тыс. т отходов, из которых использовано и обезврежено - 21,5%. С учетом передачи отходов для использования, обезвреживания, захоронения, размещения на конец 2007 г. на балансе предприятий республики оставалось в наличии 6,4 тыс. т отходов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕПНОГО РЕГИОНА В ОЦЕНКЕ НАСЕЛЕНИЯ (на примере Калмыкии)

ENVIROMENTAL PROBLEMS OF THE STEPPE REGION IN THE EVALUATION OF POPULATION (example of Kalmykia)

Н.В. Бадмаева, Б.В. Иджаева

N.V. Badmaeva, B.V. Idzhaeva

Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук

(Россия, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Илишкина, 8)

The Kalmyk institute for humanities of the Russian Academy of sciences

(Russia, 358000, the Republic of Kalmykia, Elista, Ilishkin St., 8)

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена изучению экологического сознания населения степного региона. Представлены результаты социологического исследования, в котором дана оценка экологических проблем Республики Калмыкия: информированность о состоянии окружающей среды, обеспокоенности экологической ситуацией и т.д.

The article is devoted to the environmental awareness of the steppe region. Results of sociological research in which the assessment of environmental problems of the Republic of Kalmykia is given are presented: knowledge of a state of environment, concern about an ecological situation, etc.

Уже более полувека обострение экологических проблем по всему миру повлияло на рост обеспокоенности качеством окружающей среды и поддержки действий по ее защите. Многие исследователи пытались выявить тенденции социально-экономического развития и возможные экологические последствия как для отдельных регионов, так и для всего мира.

Регионы страны существенным образом различаются по специфике экологических проблем. Республика Калмыкия является одним из наиболее экстремальных для проживания и ведения хозяйственной деятельности регионов России. Эта экстремальность обуславливается, прежде всего, географическим положением республики в аридной и семиаридной зонах Северо-Западного Прикаспия. Для нее характерны плоские формы рельефа, почти полное отсутствие естественной гидрографической сети и повышенная минерализация почв, поверхностных и подземных вод, обусловленная колебаниями уровня Каспийского моря. Республика является вододефицитным регионом, используемые на территории республики водные ресурсы по своим качественным параметрам не соответствуют медико-биологическим нормам.

Состояние экосистемы региона оказывает непосредственное влияние на другие сферы жизнедеятельности человека, число которых постоянно увеличивается. Как отмечает Л.Н. Ташнинова, длительная история хозяйствования на аридных территориях, в том числе и в Калмыкии, определила сильную деградацию естественных экосистем, опустынивание, истощение природно-ресурсного потенциала и, как следствие, снижение уровня и качества жизни населения .

Отношение любого члена общества к природе обусловлено уровнем его экологического сознания, которое определяется соотношением внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на целостное индивидуальное сознание. Под экологическим сознанием, в самом общем виде, мы понимаем совокупность сложившихся экологических представлений, проявляющихся в отношении человека к природе и совершаемым им действиям. Экологическое сознание также формируется на основе оценки состояния окружающей среды и информационного пространства, определяющего социальные черты в сознании человека.

Сегодня одной из важных задач комплексного анализа социально-экономического состояния региона является исследование экологического сознания населения, которое заключается в выявлении и определении факторов его формирования, отдельных составляющих, таких как экологическая ответственность, отношение к природе, влияние природной среды на физическое и социально-психологическое самочувствие и многие др. Основным методом изучения экологического сознания является социологическое исследование, поскольку эмпирические социологические исследования позволяют изучать ценностные ориентации, экологические идеалы, выявлять характер экологического потребления.

В этой связи отделом социально-политических и экологических исследований Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН было проведено исследование по изучению экологического сознания жителей республики. Социологическое исследование было проведено в 2014 г. методом анкетного опроса по стандартной половозрастной выборке. Всего было опрошено 300 человек (N=300), из них мужчин – 38,7%, женщин – 61,3%. В опросе участвовали жители г. Элисты и районов Республики Калмыкия в возрасте: до 20 лет – 5,3%; 21-30 лет – 20%; 31-40 лет – 33,7%; 41-50 лет – 26,7%; 55 лет и старше – 12,7%.

В нашем исследовании мы попытались выяснить, знают ли жители об экологических проблемах региона, являются ли экологические проблемы актуальными в общественном сознании, как оценивают последствия экологических проблем. Основная цель исследования заключалась в выявлении состояния экологического сознания населения Республики Калмыкия. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • Выяснить, знают ли жители республики об экологических проблемах в глобальном масштабе и на региональном уровне;
  • Осознает ли население негативные последствия экологических проблем, которые влияют на социальную сферу, экономику региона, окружающую среду.

Экологическое сознание предполагает, прежде всего, знание экологических проблем территории, на которой живет человек. В нашем исследовании мы попытались выяснить, что знают жители республики об экологических проблемах региона. В связи с этим, при ответе на вопрос, о каких экологических проблемах они знают больше всего, были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «О каких экологических проблемах, имеющихся в Калмыкии, вы знаете больше всего?»

Варианты ответов

Деградация и оскудение пастбищ

Засоленность земель

Нерациональное орошение земель сельхозназначения

Загрязнение земель (отходами переработки нефти и ТБО, несанкционир. свалкми)

Загрязнение воздуха (Выхлопы ТЭЦ, транспорта)

Загрязнение водных объектов

Дефицит питьевой воды

Резкое снижение поголовья сайгаков

Уменьшения числа редких видов птиц и животных

Таким образом, по результатам распределения ответов видно, что актуальными являются проблемы деградации и оскудения пастбищ, загрязнение земель отходами переработки нефти, нерациональное орошение земель сельскохозяйственного назначения. Эти проблемы являются результатом активного природопользования: нерационального использования пастбищ, неразумного орошения и в целом ведения сельского хозяйства, а также добычи природных ископаемых.

В ходе опроса мы попытались узнать источники получения информации о состоянии окружающей среды. Качество этой информации влияет и на уровень экологического сознания населения. Социальная экологическая информация нередко противоречива по смыслу: одни и те же экологические факторы представляются по разному. Например, экологическая опасность атомных электростанций, нефте- и газоперерабатывающих предприятий может быть представлена представителями этих организаций и предназначена для создания представления об экологической безопасности этого опасного производства и создания его «зеленого» имиджа, а может быть предназначена для развенчания этого имиджа представителями «зеленого» движения и экологами. Источники информации о состоянии окружающей среды, отмеченные респондентами, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Откуда вы получаете информацию о состоянии окружающей среды в республике?»

Результаты показывают, что более половины респондентов оценивают состояние окружающей среды в республике по результатам «личных наблюдений», что в свою очередь может оказаться ошибочным. Также следует отметить, что процент выбора ответа «изучение экологических проблем в школе или вузе» составляет всего 2,7%, а выступления ученных составляет всего 3,3%. Тогда как именно эта информация должна быть структурированной, она должна соответствовать современным научным достижениям, быть системной, соответствующей возрастным особенностям развития школьников, отражать актуальную событийную информацию в этой области, быть регионально значимой, отражать исторический и современный опыт взаимодействия с природой, показывать достижения мировой и национальной культуры в этой области и демонстрировать позитивные примеры практического взаимодействия с природой в учебном пространстве. По мнению Л. Ю. Чуйковой эта информация должна доминировать при формировании экологического информационного пространства .

Результаты исследования показали достаточно высокий уровень обеспокоенности состоянием окружающей среды. Подавляющее большинство опрошенных респондентов (93,7%) встревожены состоянием окружающей среды в республике. Экологическая обстановка не вызывает беспокойства у 2,7% опрошенных, 3,7% затруднились ответить.

Среди причин обострения экологического кризиса в регионе респонденты называют следующие: экологическая безграмотность (35%), отсутствие представлений у населения о производственной (непроизводственной) деятельности, причиняющей ущерб окружающей среде (22%), а также стремление получить быструю экономическую выгоду (20,3%) и другие (см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Укажите главные причины обострения экологической ситуации в Калмыкии»

Результаты социологического опроса свидетельствуют, что в целом население Республики Калмыкия осознает важность экологических проблем. Большинство опрошенных респондентов знают о региональных экологических проблемах. Данные опроса показали достаточно высокий уровень экологического сознания среди населения, многие знают о проблеме опустынивания земель, самой важной экологической проблемы региона.

Несмотря на это, исследователи экологических проблем региона виновниками ухудшения качества окружающей среды считают население, которое имеет, по их мнению, недостаточный уровень экологической культуры. О необходимости повышения уровня экологической культуры говорят также представители власти. Однако экологический кризис возникает в регионах, связанных с активным природопользованием, а уровень экологической культуры населения не выступает его причиной, так как население не является активным организованным природопользователем, способным масштабно «испортить» природу за небольшой, по историческим меркам, период, определяемый учеными в 40-60 лет. Как показывает практика общественных экологических акций, последствия экологически некультурных действий населения в природе или в социальной среде, могут быть ликвидированы жителями или органами местного самоуправления при эффективной работе инспектуры специализированных государственных и муниципальных служб.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Калмыкия в рамках научного проекта «Интеграция гуманитарно-экологических и социально-политических действий в целях принятия управленческих решений» № 14-46-01031 «(№14-01-96500) – р_юг_а».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ташнинова Л.Н. Социальные аспекты экологической парадигмы // Вестн. КИГИ РАН. 2010. № 2. С. 95-99.
  2. Чуйкова Л.Ю. Информационное пространство как социально-психологический феномен, определяющий социальные черты в сознании подростков // Астрахан. вестн. экол. образования. 2014. № 1 (27). С.81-87.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЛМЫКИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2008 г. С.В. Габунщин

Северо-Кавказская академия государственной службы North Caucasus Academy of Government Service, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70 344002, Rostov-on-Don, Pushkinskaya St., 70

Подробно описывается экологическая ситуация в современной Калмыкии. Вследствие активной хозяйственной деятельности в республике наблюдается деградация земель и их опустынивание, продолжается загрязнение атмосферного воздуха, подземных вод и водоемов.

Экологические проблемы оказывают серьезного негативное влияние на социальную среду обитания жителей республики. Постепенно вопрос из экологической перетекает в экономико-политическую плоскость, формирует электоральные предпочтения избирателей.

Ключевые слова: экология, политика, Калмыкия.

The author depicts convincingly the ecological situation in modern Kalmikia. Because of high industrial activity one can observe several negative tendencies in republic: degradation of agricultural land, expenditure of deserts, growing pollution of air, water and even under land streams.

Ecological problems exert serious negative influence upon social environment of local population. Steadily ecological problem sharpen the situation in the political sphere: it forms electorate preference of voters.

Keywords: ecology, policy, Kalmikia.

Вопросы взаимодействия общества с окружающей средой никогда не были политически нейтральными. Повышение антропогенного давления на природную среду обитания людей, появление глобальных и локальных экологических проблем, экологизация всех сторон жизни общества самым непосредственным образом воздействуют на политические процессы в мировых регионах, странах и их субъектах, порождают потребность в их научном осмыслении .

Экологическую политику государства целесообразно рассматривать на всех взаимосвязанных уровнях: международном, национальном, региональном, муниципальном, уровне хозяйствующего субъекта (предприятия). Наибольшее значение в практической реализации государственной экологической политики имеет региональный уровень .

Значимость локальных проблем неизмеримо возросла в эпоху глобализации, когда любые действия в условиях неустойчивого равновесия природной системы могут привести к непредсказуемым глобальным последствиям, и наоборот .

Ярким подтверждением этому является субъект Российской Федерации в ЮФО - Калмыкия, которая расположена в аридной зоне с частыми суховеями и пыльными бурями, где даже зимой, когда вся территория покрыта снегом, из космоса видна пыльная «серая накидка» над территорией республики. Экстенсивная хозяйственная деятельность в период стагнации, неконтролируемое наращивание поголовья скота в угоду выполнения госпланов без учета существующих реалий, привели к деградации земель и их опустыниванию на значительных площадях. Эти процессы не знают границ, и активный пылесолеперенос идёт с опустынен-

ных территорий Калмыкии далеко за её пределы и даже достигает границ европейских государств.

В российском обществе, тем не менее, отсутствует понимание растущей потенциальной угрозы опустынивания в Калмыкии. Между тем это - проблема, порождающая циклическую совокупность социальных и экономических причинно -следственных отношений, представляющая сегодня реальную угрозу не только республиканского, российского, но и международного масштаба .

Продолжает оставаться актуальной проблема состояния атмосферного воздуха за счет эмиссии загрязнений от предприятий газонефтедобычи и транспортировки, выбросивших в атмосферу в 1997 г., например, более 73 тыс., загрязняющих веществ, в 2000 г. - почти 85, в 2002 г - около 81 тыс. т. От стационарных источников выбросы, в числе которых вещества с довольно высокой токсичностью, в 1993 г. составили 4868 т, в 1997 г. увеличились почти в два раза - до 8674, в 2000 г. объем загрязнений составил 7424 т.

В атмосферу, кроме пыли, взвешенных частиц, поступают оксиды углерода, азота, сажа, сернистый газ, углеводороды, формальдегид. Содержание вредных твердых взвешенных частиц (силикатная пыль, пыль цементная, сажа и др.) превышают предельно допустимые концентрации в 1,6-3,4 раза, окислов азота - в 2,8, формальдегида - в 10-14 раз .

Властные структуры устанавливают нормативы предельно допустимых норм выбросов с помощью административных методов, не понимая глубины экологических процессов, с трудом оценивая реальный ущерб, наносимый окружающей природной среде. Поэтому уровень загрязнения, обусловленный высокой антропогенной нагрузкой на атмосферу, растет год от года.

На некоторых предприятиях республики с помощью улавливающего оборудования снижается выброс вредоносных компонентов в атмосферу. Но, как правило, это улавливание из-за устаревших технологий, оборудования происходит в пределах всего лишь от 3 до 36,5 %, т.е. нередко до 97 % загрязнителей воздуха все же попадает в атмосферу .

Высокий уровень износа основных производственных фондов и в то же время отсутствие элементарного финансирования мероприятий по охране окружающей среды не способствуют улучшению экологической ситуации в республике. Предприятия-загрязнители окружающей природной среды привлекаются к ответственности, но мизерность экономических санкций не стимулирует развития природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности населения. Зачастую владельцы предприятий избегают наказаний за экологические преступления, используя административный ресурс, подкупы и т.д.

Административные рубежи чаще всего не совпадают с границами экосистем, и экологические проблемы охватывают несколько территорий, т.е. носят межрегиональный характер. Становится ясным, что многое зависит от способности властных структур осознать, что решение экологических проблем в рамках экосистемы возможно лишь на основе объединения усилий по поддержанию равновесия всей экосистемы, а не отдельных ее частей.

Анализ хозяйственной освоенности территории республики показывает, что местные источники загрязнения оказывают определенное негативное воздействие на окружающую среду, однако значительное воздействие связано и с источниками, расположенными за ее пределами.

Вред почвам и водным ресурсам, наносимый некоторыми предприятиями сопредельных территорий экосистемам Калмыкии, довольно существенный. Однако в стране пока не создано соответствующее правовое поле для предъявления исковых претензий экологического характера одного субъекта РФ к другому. Более того, власти предпочитают «не ссориться с соседями» и на многие нарушения закрывают глаза. Не чувствуется обеспокоенности местных властей о влиянии на республику, например, воздействия Астраханского газоконденсатно-го комплекса, сбросов высокоминерализованных сточных вод в наши водоемы с территории Ставропольского края, влияние отходов промышленных предприятий Волгоградской области. Обеспокоенность населения носит узколокализованный характер. Выступления экологов остаются незамеченными. «Зеленое» партийное движение, как и везде по России, не воспринимается властями серьезно.

В структуре экономики прилегающих к Калмыкии территорий (Астраханская, Волгоградская области, Ставропольский край) главенствующая роль принадлежит промышленности, которая включает в себя три межотраслевых комплекса: топливно-энергетический, металлургический и химический.

Топливно-энергетический комплекс представлен газодобывающей и газоперерабатывающей отраслями, базирующимися на крупнейшем в Европе Астраханском

газоконденсатном месторождении. Среди загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от этого источника, первое место занимает диоксид серы, затем идут диоксид углерода, окислы азота и твердые вещества, а также разнообразные углеводороды. Из последних особенно опасны их полиароматические разновидности, в частности, бензапирен .

Влияние выбро сов промышленных предприятий г. Волгограда на северные районы республики подтверждается результатами обследований, проведенных ГГО им. А.И. Воейкова, МНВЭЦ «Экотон», которые показали наличие в атмосферном воздухе сложных органических веществ - меркаптанов, ксилола, хлористого углерода, паров ртути, белка и др. На расстоянии от 0,5 до 9 км от прудов-накопителей, расположенных фактически на границе республики, куда сбрасываются химзагрязненные стоки предприятий Волгоградского промузла, зарегистрировано превышение среднесуточных значений концентрации в воздухе: фенола - до 37 раз, сероводорода - до 77, фтористого водорода - до 3,8 раза. Превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по метилмеркап-тану составили от 1444 до 38111 раз .

В данном случае пример Волгоградской области свидетельствует об отсутствии зависимости состояния окружающей среды от принятия политического решения . Волгоград входит в список наиболее загрязняющих атмосферный воздух городов России (41 город). Влияние его производственных загрязнителей связано с мощнейшим воздействием на природные экосистемы области и сопредельных территорий, а последствия для окружающей среды уже непредсказуемы. Пока не будет принято политическое решение о стабилизации агрессивных производств области, разрушение экосистемы региона будет продолжаться.

С 1964 г. хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды предприятий Волгоградской области сбрасываются в пруды-накопители и испарители, общая площадь которых составляет 230 км2. Расположены они на южной окраине области у границы с Калмыкией. Ежегодно в них сбрасывается около 3,2 млн м3 промышленных сточных вод, в составе которых фиксируется ежесуточно около 340 т неорганических и 32 т органических примесей.

Осенью 1989 г. произошла авария на отстойниках промышленных предприятий г. Волгограда и сточные воды по оросительному каналу попали на территорию республики в Сарпинские озера, что привело к массовой гибели птиц, земноводных и рыб . Высокоминерализованные воды с оросительных систем Ставропольского края, стекающие на территорию республики, лишь усугубляют и без того негативную экологическую ситуацию.

Эколого-токсикологическая оценка почв Октябрьского, Малодербетовского и Приютненского районов позволила выделить в пределах исследуемых территорий участок с максимальной степенью загрязнения. Он располагается в западной части Малодербетовско-го района, на границе с Волгоградской областью и в геоморфологическом плане приурочен к восточным

склонам Ергеней и Сарпинской ложбине. Участок характеризуется высокой плотностью локализации зон загрязнения, в пределах которых содержание многих опасных химических веществ превышает ПДК в несколько раз.

На участке, расположенном в непосредственной близости к отстойникам Волгоградских химических предприятий, зафиксировано максимальное превышение ПДК хрома, ванадия, меди. Суммарный показатель загрязнения здесь равен 28, что является наивысшим значением.

На остальной территории Малодербетовского района выявлены зоны с содержанием опасных веществ в 1,5 раза выше нормы. В Октябрьском районе обнаружены локальные превышения ПДК меди, цинка, брома. В Приютненском районе почвы слабо загрязнены ванадием.

Обследование проб питьевой воды и поверхностных вод в пределах Малодербетовского района показало наличие загрязнителей в количествах, превышающих норму в 1,5-5 раз. В большей части проб установлено повышенное содержание нефтепродуктов (до 28 норм), общее же количество токсикантов, обнаруженных в пробах питьевой воды, достигает 9 . Анализ загрязнения водоемов I и II категорий в районах республики также показывает наличие загрязнений по микробиологическим и санитарно-химическим показателям .

В 50-е гг. ХХ в. государственным геологическим предприятием «Кольцовгеология» на территории республики выявлен Ергенинский уранорудный район. В течение длительного периода здесь в секретном режиме шли работы по добыче урана. Население, проживающее в нескольких километрах от урановых разработок (пос. Нарта, 3 км), пребывало в неведении и, естественно, никаких мер для защиты своего здоровья не принимало. Долгое время урановые шахты на месторождениях «Степное», «Шаргадык», «Вишневское» и «Буратин-ский» находились в открытом состоянии, оказывая негативное воздействие на окружающую среду и человека.

На территории республики отмечается и воздействие ураносодержащих отложений на радиоактивность вод Ергенинского водоносного комплекса, используемого населением для питьевого водоснабжения. Снабжение питьевой водой с. Воробьевка, например, осуществляется из родника Годжур Ергенинского водоносного горизонта. Общая радиоактивность воды здесь составляет 17 Бк/л, при норме по СанПиН 0,1 Бк/л. Концентрация радона составляет 10 Бк/л. Радиоактивность воды родника, расположенного в 2 км от родника Годжур, - 35 Бк/л, концентрация радона - 19 Бк/л, что явно указывает на загрязнение радоном подземных вод.

На сопредельных с Калмыкией территориях Ставропольского края и Астраханской области проводились подземные ядерные взрывы. Как известно, в целях

создания опытно-промышленных подземных емкостей (ПЕ) в 35 км севернее г. Астрахани было произведено 15 ядерных взрывов. В 90 км севернее г. Ставрополя был проведен подземный ядерный взрыв. На территории республики по программе «Регион-4» в 80 км северо-восточнее г. Элисты с целью глубинного сейсмического зондирования земной коры для поиска структур, перспективных для разведки полезных ископаемых, также был произведен подземный ядерный взрыв. Только в конце 90-х гг. общественности стало известно об этом. Влияние последствий подземных ядерных взрывов на радиоактивное загрязнение территории республики никем не исследовалось. А причина этого - отсутствие соответствующего финансирования и адекватного понимания сложившейся экологической ситуации во властных структурах. В настоящее время на Астраханском газоконденсатном месторождении как следствие 15 подземных ядерных взрывов отмечаются глобальные радиоактивные загрязнения, распространяющиеся на северо-восточную территорию нашей республики .

В пределах нефтяных месторождений Черноземель-ского НГДУ ОАО «Калмнефть» Республики Калмыкия в 1996 г. ГГП «Кольцовгеология» были обследованы грунты в местах пролива нефти, емкости для ее хранения, поля испарения, пункты сбора и перекачки, трубопроводы, участки скважин и их отдельные конструкции. На 9 объектах установлено превышение фона мощности дозы гамма-излучения от 2 до 8 раз, что составляет 0,20 и 0,80 мкГр/ч соответственно .

Экспедицией калмыцких ученых вдоль трассы неф-тепроводной системы КТК-Р по территории республики в 2001 г. выявлены значительные содержания радиоактивных веществ в пробах почвы и растительности. Почти во всех пробах отмечается присутствие значительной концентрации урана-238 (и) и урана-235 (и), которые разнесены по территории с законсервированных в настоящее время уранодобывающих разработок.

Остро стоит проблема загрязнения почв радионук-леидом цезия-137 (137Сб), который, предположительно, занесен в недавнем прошлом с атмосферными осадками и пылевлагопереносом. Максимальные значения 137Сб превышают среднестатистические в 7-10 раз .

Приведенные данные - лишь малая часть насущных экологических проблем республики. Требует срочного решения проблема загрязнения почвы от свалок, полигонов с бытовыми и промышленными отходами на фоне ежегодного увеличения твердых бытовых отходов до 282 тыс. м3/год и жидких бытовых отходов до 120 тыс. м3/год. Как всегда, у местных властей не хватает финансовых средств, не находится грамотных управленческих решений, способных закрыть проблему. Это приводит к тому, что свалки отходов расползаются по всей республике, словно раковая опухоль, нанося природе невосполнимый урон.

Существует реальная эпидемиологическая и токсикологическая опасность в связи с запущенным состоянием скотомогильников (из 110 лишь 15 соответствуют ветсанправилам) . Для территории, где они расположены, это стало санитарно-эпидемиологической миной

замедленного действия. Налицо преступное бездействие лиц, от которых зависит принятие решения для обеспечения экологической безопасности граждан.

В столице отсутствует ливневая канализация, дождевые и паводковые воды все отходы и нечистоты смывают в район Ярмарочного и Колонского прудов, места отдыха горожан.

В конце 50-х гг. ХХ в., когда калмыки вернулись из ссылки, власти отложили строительство ливневой канализации на лучшие времена, обеспечивая первостепенные жизненные потребности людей. Так, до сих пор эти лучшие времена не настали, и город задыхается в собственных отходах. Причина этому - безграмотность властных структур и непонимание населением экологической проблемы.

Ситуация осложняется тем, что государственным мониторингом не учитываются многие негативные процессы, протекающие в экосистемах республики. Поэтому чрезвычайно важны политическая воля и усилия органов законодательной и исполнительной власти для создания работоспособной системы государственного экологического мониторинга, разработка соответствующих нормативных правовых актов, ужесточающая ответственность за загрязнение среды обитания и необходимых мер по стабилизации ситуации в республике с целью обеспечения экологической безопасности, которая должна гарантировать любому человеку чистую окружающую среду, устраняя угрозу жизни и здоровью от ее негативных воздействий, не попирая основное право человека - право жить в благоприятной среде.

Поступила в редакцию

Литература

1. Шилов А.С. Экополитология. М., 2003. С. 159.

2. Муравых А.И. Государственная экологическая политика. М., 2003. С. 49.

3. Габунщина Э.Б. Как остановить пустыню. Элиста, 1997.

4. Доклады о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия в 1993-2001 гг. Элиста, 2002.

5. Материалы к государственному докладу о состоянии окружающей среды по Астраханской области за 2004 год. Астрахань, 2005.

6. Закруткин В.В. О состоянии экологической обстановки в Республике Калмыкия на примере Мало-дербетовского, Октябрьского и Приютненского районов: Тематический отчет МНВЭЦ «Экотон» РГУ Ростов н/Д, 1996.

7. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Калмыкия в 2005 г.». Элиста, 2006. С. 111.

8. Информационные материалы Комитета экологии и природных ресурсов Астраханской области. «Объект Вега». Астрахань, 1994. С. 66.

9. Материалы ГГП «Кольцовгеология». Ессентуки, 1993.

10. Крайнев А.М., Назаров А.Г., Цуцкин Е.В. Распределение естественных и искусственных радионуклидов на территории пустынной зоны Калмыкии // Проблемы экологии. М., 2004.

11. Материалы Департамента ветеринарии Республики Калмыкия. Элиста, 2007.

Презентация по экологии родного края учителя биологии МБОУ «Краснопартизанская СОШ им. Героя россии З.А. Даудова» Парахоня Владимира Алексеевича Актуальные проблемы экологии Калмыкии

Карта экологических рисков Калмыкии

Что такое экологическая проблема?

1.Экологическая проблема – это негативные с точки зрения человека изменения окружающей среды, обусловленные как антропогенными, так и природными факторами.

Антропогенные

Биотические

Абиотические

Окружающая среда

2.Экологическая проблема - изменение природной среды в результате техногенного воздействия, ведущее к нарушению структуры и функционирования природных систем и приводящее к негативным социальным, экономическим и иным последствиям (Б.И. Кочуров, 1998).

Техногенное воздействие

Окружающая среда

Экономика

3.Экологические проблемы– это любые явления, связанные с заметным воздействием человека на природу, обратными природы на человека и его экономику, жизненно и хозяйственно значимые процессы (Н.Ф. Реймерс, 1992).

Экономика

1.Опустынивание

Перегрузка пастбищ

(перевыпас)

Ветровая эрозия

(дефляция)

Водная эрозия

Засоление почв

Загрязнение почвы и воды продуктами нефтедобычи

2.Вторичное засоление почв

Просчеты в строительстве

оросительных

В Республике Калмыкия площадь засоленной пашни составила

2824,7 тыс. га.

3.Загрязнение водоемов

(плохое качество питьевой воды)

В водоёмы Республики Калмыкия из соседних краев и областей ежегодно сбрасывается около 3 млн. м3 промышленных сточных вод, содержащих более 200 наименований соединений различных классов опасности

В целом, по Калмыкии санитарно-химические показатели воды являются наихудшими в России.

4.Уменьшение численности особей охраняемых видов растений и животных

  • Научный подход к природопользованию;
  • Местный (локальный) экологический мониторинг, т. е. контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве;

Пути решения экологических проблем:

Восстановление и охрана биогеоценозов; - дальнейшее расширение и увеличение заповедных зон, эталонных экосистем, уникальных природных комплексов; - охрана и разведение редких видов растений и животных;

Международное сотрудничество в деле охраны среды; - широкое просвещение и экологическое образование населения.

Источники

Г. М. Борликов, В. А. Бананова "Динамика опустынивания засушливых земель Прикаспийского региона"//Социально-экономические преобразования в Прикаспийском регионе… - Элиста: АПП «Джангар», 2002. – 256с.

Дедова Э. Б. Повышение природно - ресурного потенциала деградированных сельскохозяйственных угодий Калмыкии средствами комплексной мелиорации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук. - М.: 2012.

В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, а наша республика признана зоной экологического бедствия, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру. Люди до сих пор не могут избавиться от деления всех живых организмов на полезные и вредные, и только экологически просвещенные уверены в целесообразности существования любых форм жизни. Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Школа делает только первые шаги в этом направлении. Учителя ведут активный поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы.

Данный курс является важной ступенью в экологическом воспитании учащихся, так как проблемность и обобщающий характер содержания предопределили методы и организационные формы изучения данного элективного курса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии и наблюдения. Такой подход ставит своей целью развитие у старшеклассников умений принятия решений, оценочных суждений, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к людям и своей среде обитания.

Цель данного курса рассчитанного на учащихся 9-х классов состоит не только в том, чтобы помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в нашей республике и выявить их взаимосвязи, но и помочь в дальнейшем в выборе профиля обучения в 10-11 классах и своей будущей специальности после окончания школы.

Программа

Введение.

Природные условия Калмыкии – 2 часа

Географическое положение. Районирование территории республики. Климатические особенности. Почвы Калмыкии.

Демонстрация. Карты Калмыкии.

Экологическое состояние окружающей среды в республике – 3 часа

1. Состояние атмосферы и ее охрана.

Причины нарушения баланса газов в атмосфере. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды в городе. Влияние загрязнения и изменения состава воздуха на состояние живых организмов. Меры по охране воздушной среды.

Демонстрация.

1. Видеофильм “ Воздух в природе”.

2. Таблицы по экологии и охране природы.

Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воздуха в городе.

2.Водные ресурсы Калмыкии.

Источники водоснабжения населенных пунктов. Дефицит пресной воды. Характеристика подземных вод. Открытые водоемы (пруды, озера и реки). Их характеристика. Использование внутренних водоемов. Загрязнение природных вод.

Демонстрация.

1. Видеофильм “Гидросфера”.

2. Схемы: а) очистных сооружений; б) классификации водных ресурсов.

3. Таблиц по экологии и охране природы.

Лабораторная работа.

1. Анализ проб воды.

2. Почвенные ресурсы.

Особенности почвенного покрова территории Калмыкии. Состояние земельных ресурсов. Загрязнение почвы. Опустынивание и вторичное засоление. Черные Земли. Пути повышения плодородия почв. Защита почв от эрозии. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия. Влияние химических удобрений и пестицидов на почвы. Сохранение, улучшение и восстановление пастбищ.

Демонстрация.

1.Видеофильм “Животный мир почв”.

2. Таблиц по экологии и охране природы.

Экскурсия. Наблюдение за развитием эрозии в природе (окрестностях города).

Лабораторная работа. Определение механического состава почвы.

Растительный мир Калмыкии – 2 часа

Из истории изучения растительности Калмыкии. Природные комплексы. Коренная растительность. Флора Калмыкии. Экологические группы растений. Растения засушливых и влажных мест обитания. Растения Красной книги Калмыкии. Сельскохозяйственные и декоративные растения..

Экскурсия. Изучение видового состава растений и сбор гербария в окрестностях города.

Практическая работа. Определение растений и оформление гербария для занятий на уроках.

Животный мир Калмыкии – 2 часа

Видовой состав животных. Динамика популяций. Антропогенное воздействие на животный мир. Экологические группы животных. Животные почвенной, водной и наземной сред обитания. Редкие и исчезающие животные. Сельскохозяйственные животные.

Экскурсия.

1.Естественные условия обитания различных животных в окрестностях города. Наблюдения за их поведением и образом жизни.

2. Краеведческий музей или зоологический музей биофака КГУ.

Практическая работа.

1. Изучение состава животных в почвенных образцах.

2. Изучение животных в воде природных водоемов.

Окружающая среда и здоровье населения республики – 3 часа

Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение окружающей среды (химическое, биологическое, физическое). Качество воздушной среды и болезни связанные с ее состоянием. Водная среда и болезни, вызываемые ее состоянием. Загрязнение почв и болезни населения связанные с этим. Питание и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания. Состояние заболеваемости населения Калмыкии.

Демонстрация.

1. Графиков биоритмов человека.

2. Схем, отражающих динамику средней продолжительности жизни людей в разных странах.

Практическая работа. Изучение состояния заболеваемости учащихся в своем классе и в школе и выявление причин болезней.

Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем – 2 часа

Качество окружающей среды поселка или города. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых.

Экологический десант по территории населенного пункта с целью выявления неблагополучных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений.

Конференция. Проблемы загрязнения окружающей среды своей местности. Обсуждение результатов и встреча со специалистами разных профилей.

Итоговое занятие – 1 час.

1. Выступление учащихся с результатами (устный журнал, “Экологический вестник”).

2. Предложения по улучшению состояния окружающей среды по месту жительства и обращение с ними в местные органы самоуправления.

Тематическое планирование курса

п/п Темы занятий Кол-во часов Экскурсии, лаб. и практич. работы

Введение. Природные условия Калмыкии

2
1. Географические условия. Районирование территории республики 1
2. Климатические особенности.

Почвы Калмыкии

1

Экологическое состояние окружающей среды в республике

3
3. Состояние воздушной среды и ее охрана. Источники загрязнения. 1 Лабораторная работа
4. Водные ресурсы Калмыкии. Источники водоснабжения. Качество природных вод. 1 Лабораторная работа
5. Почвенные ресурсы. Состояние земельных ресурсов. 1 Лабораторная работа

Растительный мир Калмыкии

2
6. Флора Калмыкии. Коренная растительность 1 Экскурсия
7. Экологические группы растений. Редкие и исчезающие растения. 1 Практическая работа
Животный мир Калмыкии 2
8. Животные республики. Видовой состав животных 1 Экскурсия

(Приложение 3)

9. Экологические группы животных. Животные Красной Книги 1 Практическая работа (Приложение 1,2)

Окружающая среда и здоровье населения республики

3
10. Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение среды обитания. Питание и здоровье. 1
11. Качество воздушной и водной среды, и болезни связанные с ним. 1 Практическая работа
12. Загрязнение почвы и болезни связанные с этим фактором. Природно-очаговые болезни. Состояние заболеваемости населения Калмыкии. 1 Практическая работа

Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем

2
13. Качество окружающей среды. Загрязнение и источники загрязнения. 1 Экологический десант
14. Состояние здоровья детей и взрослых 1

Итоговое занятие

1
15. Выступление учащихся с исследовательскими работами на заседании круглого стола с приглашением специалистов разных профилей и работников администрации 1

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Понятия: окружающая среда, природные условия, природопользование, аридизация, экологические группы животных, экологические группы растений, опустынивание, вторичное засоление, ветровая эрозия;

Примеры, иллюстрирующие взаимосвязь природы, человека и общества;

Влияние человека на рельеф, почву, подземные и надземные воды и последствия этого;

Влияние изменений природных условий, вызванных хозяйственной деятельностью человека на здоровье населения республики;

Причины экологического кризиса в Калмыкии.

Учащиеся должны уметь:

Выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и окружающей средой;

Объяснять роль природы в жизни человека;

Находить и объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных в Калмыкии;

Приводить примеры нерационального использования природных ресурсов в республике;

Предлагать альтернативные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе;

Оценивать состояние природных вод, почвы в своей местности;

Выявлять источники загрязнения воды, почвы, воздуха на территории республики и своем населенном пункте.

Литература

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996

2. Аникин В.В., Бакташева Н.М. и др. Материалы для КРАСНОЙ КНИГИ Республики Калмыкия. Под ред. В.М. Музаева. Элиста, 2005

3. Бакташева Н.М., Журкина Л.А. Редкие и исчезающие виды флоры Калмыцкой АССР//Растительные ресурсы Северо-Кавказский экономический район. Ростов-Н/Д., 1986

4. Близнюк А.И. Млекопитающие Калмыкии (Аннотированный список видов) // Республика Калмыкия на пути к устойчивому развитию. – Элиста, 1998.

5. Вестник АсЭкО, 1997, № 1-2

6. Габунщина Э.Б. Животный мир Калмыкии: от простейших до насекомых. Элиста: АПП “Джангр”, 1998

7. Горбачев Б.Н, Бананова В.А., Журкина Л.А., Середин Р.М., Вотинова Т.И. Растительный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976.

8. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1994.

9. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1995.

10. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1996.

11. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1997.

12. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1998.

13. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1999.

14. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2000.

15. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2001.

16. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2002.

17. Киреев В.А. Об охране амфибий и рептилий Калмыкии // Биота и природная среда Калмыкии. М.-Элиста, 1995.

18. Коростов Г.А. Бабочки. Животный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.

19. Кукиш А.И. Птицы. Животный мир Калмыкии. – Элиста: Калм. кн. изд-во.1982.

20. Журкина Л.А., Бакташева Н.М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.

21.Манджиев С.Б., Березовская Д.А. География. Калмыцкая АССР. Элиста: Калм.. кн. изд-во, 1986.

22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города.. 9 – 11 классы. Школьный практикум, М. Владос. 2001.

23. Охрана и использование природных ресурсов Калмыкии. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1985.

24. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл., М., Дрофа. 1998.

25. Позняк В.Г. Животный мир Калмыкии. Рыбы. – Элиста: Калм. кн. изд-во. 1987.

26. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу. Биология в школе. 2001, № 5.

27. Фомичев А.И. Животный мир Калмыкии. Беспозвоночные. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1986.

28. Эрдниев Ц.Э. Калмыки. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.

Технические средства

1. Экология. Учебное электронное издание. Диск 1.Московский государственный институт электроники и математики, 2004.

2. Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский государственный институт электроники и математики, 2004.

3. 1 С:Школа.. Экология, 10-11 классы. Учебное пособие. Под редакцией А.К.Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.. Министерство образования РФ, 2004.

4. 1 С:Школа. Биология, Учебное электронное издание. Лабораторный практикум.. 6-11 классы Министерство образования РФ, 2004.

5. 1С:Школа. Биология, 10-11 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ,2004.

6. 1С:Школа. География, 6-9 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ, 2004.