Творческая работа на тему лучшие моменты. Творческая домашняя работа по математике как средство совершенствования самостоятельной деятельности учащихся

МБОУ «Углицкая СОШ»

Творческая работа

«Как говорят мои сверстники»

Челябинская область

Чесменский район

п. Углицкий

МБОУ Углицкая СОШ

6 класс 12 лет

Руководитель: Голощапова Галина Алексеевна,

учитель высшей категории

МБОУ «Углицкая СОШ» Чесменского района Челябинской области

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий»,- писал В.Г. Белинский.

Я согласен с высказыванием известного критика. Сколько слов можно найти для выражения мыслей, описания природы, да и просто для общения!

На уроке русского языка я узнал, что учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля имеет 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, а 4-томный словарь под редакцией Д.Н. Ушакова – 85 тысяч слов.

Но, к сожалению, последнее время мои сверстники совсем не интересуются богатством нашего родного языка, засоряют его различными иностранными словами, например, «хай», «бай-бай», «хелоу». Также к месту и не к месту используют бессвязные слова «типа», «короче», «как бы», что делает речь порой бессмысленной.

Если внимательно посмотреть на некоторые слова молодёжного сленга, то можно увидеть, что одни из них заимствованы из блатного жаргона («ксива», «мочить»), другие образованы сложением корней (чикфаер – «зажигалка»), третьи – просто от аббревиатур (чмо – «дурак», «тупица»). В нашей школе учащиеся используют в своей речи сокращённые слова: «матика» (математика»), «лит-ра» (литература»), «физ-ра» (физкультура).

Почему возникает молодёжный сленг? Я думаю, чтобы сделать свою речь непонятной для других, показать, что ты свой в компании, или это просто желание выглядеть взрослым.

А ещё мне кажется, эти слова часто употребляются моими сверстниками потому, что такие выражения вносят в язык особый «аромат»: скажешь «кайф», и становится понятно – это здорово, красиво, интересно, а скажешь «отстой» - значит всё наоборот.

Совсем недавно я услышал от моих одноклассниц новое (по крайней мере, для меня) слово «няша». « Он такой няша», - говорят они, то есть «милый», «прелестный». Открыв словарь Даля, прочитал, что «няша» - это грязь с тиной, вязкая жидкая топь. Ничего общего. Видимо, просто красивое слово взяли за основу, даже не узнав лексического значения.

Кстати, слова молодёжного сленга проникают и в речь взрослых, и в средства массовой информации. Например, я часто слышу такие слова, как тусовка (компания), калаш (автомат Калашникова), респект (выражение симпатии), фишка (что-то интересное, необычное).

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет успехов в учении и хорошего общения. В речи человека видна его воспитанность. Неразвитая речь, малый словарный запас, нецензурная лексика являются показателем неразвитости человека. Последнее время всё чаще в речи старшеклассников (а иногда и младших учеников) звучит бранная речь. Я считаю, это недостойно для человека, в конце концов, это просто некрасиво.

Развитие речевой культуры зависит от семьи, повседневного окружения. Мои родители, бабушка, дедушка имеют высшее образование, они очень любят читать. В доме у нас имеется неплохая библиотека, в которой много справочной литературы. И, когда мне что-то непонятно, я открываю энциклопедию или словарь и нахожу нужный ответ.

К сожалению, в нашем небольшом посёлке не очень много семей, где есть библиотеки или хотя бы полочки книг. Жаль. Ведь именно поэтому словарный запас многих моих сверстников скуден.

И закончить свою работу я хочу словами К. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

По новым федеральным стандартам творческая работа по технологии является обязательной частью образовательного процесса. Такая деятельность должна продемонстрировать те навыки, умения, которые были приобретены учащимся на уроках технологии. Благодаря такой работе они могут проявить свою индивидуальность. Кроме того, творческая работа по технологии помогает ребенку на практике воспользоваться теоретическими знаниями.

Зачем нужны проекты по технологии

Проекты по технологии как вариант обучения

Попробуем разобраться, что собой представляет творческий проект по технологии. Пример такой деятельности - создание деревянной табуретки. До того как приступать к непосредственной сборке изделия, участники проекта изучают теоретические вопросы (элементы изделия, варианты крепления деталей), уделяют внимание технике безопасности.

Табуретка своими руками

Проект «Табуретка» кажется простым только на первый взгляд. В реальности дело обстоит гораздо сложнее, ведь нужно подобрать оптимальные размеры ножек, параметры основания табуретки, чтобы получить не только красивое, но и устойчивое изделие. В проекте могут присутствовать элементы исследований, рефератов, докладов. Например, можно проанализировать, как менялась форма, внешний вид табуретки, проследить применение исходных материалов для ее создания. Творческая работа такого вида основывается на самостоятельности школьников.

Каждый творческий проект по технологии (пример можно привести любой: вышивка, резьба по дереву) направлен на сотрудничество учащегося и педагога. Уже в раннем возрасте у ребенка формируются первоначальные навыки профессионального мастерства, на их основе ребенок может выбрать и свою будущую профессию. В подобной деятельности сочетаются сразу несколько видов работы: парная, индивидуальная, групповая, коллективная. Учитель является консультантом, партнёром, координатором, а основная доля работы ложится на плечи самих учеников. Каждый творческий проект по технологии (примеры будут приведены ниже) побуждает ребят приобретать новые умения и знания. Работая над определённой темой, школьники получают конкретный результат, что положительно сказывается на их самооценке.

Проект "Мягкая игрушка"

Не все девочки любят шить, но все без исключения обожают мягкие игрушки. Для того чтобы соединить их любовь к мягким игрушкам с обычными уроками технологии, можно реализовать проект по изготовлению пушистого зайчика. Целью работы будет создание мягкой игрушки. Исходные материалы для работы - кусочки меха, нитки, иголка, наполнитель для игрушки, картон для выкройки. Проект подразумевает работу в группе. Одна девочка будет заниматься выкройкой будущего зайчика. Выкройку можно подобрать готовую либо сделать самостоятельно. В задачу второй рукодельницы входит соединение деталей. Еще одна участница проекта будет наполнять готовые детали мягким наполнителем. В завершающем этапе, в рамках которого будут соединяться между собой отдельные детали, принимать участие будут все девочки.

Примеры творческих проектов для девочек

Для того чтобы подарить на 8 Марта маме оригинальный подарок, необязательно тратить деньги, сделать его можно своими руками. Творческий проект «Открытка маме» предполагает создание красивой открытки в технике скапбукинга. На первом этапе девочки знакомятся с особенностями техники, рассматривают готовые изделия. Далее вместе с педагогом они ставят цель: сделать необычную и яркую открытку. Для достижения этой цели подбирают материалы: цветной картон, атласные ленты, фигурные дыроколы, половинки жемчуга. Далее намечается план действий, анализируется последовательность работ, распределяются обязанности между участниками проекта. Творческий проект по технологии - пример использования доступных материалов для получения оригинального результата. Предлагаем последовательность действий:

  1. Обычный картон сгибаем пополам, выбрав желаемый размер открытки (10 на 15 см, 20 на 25 см).
  2. Далее с помощью фигурного дырокола придаем открытке необычную форму, обрезаем края. Форму можно придать и с помощью имеющихся в свободной продаже.
  3. Приступаем к самому важному моменту - оформлению наружной части открытки. На этом этапе девочки смогут проявить свои творческие способности, придумать для декора бантики из атласной ленточки, необычные картинки. В качестве дополнительного штриха можно рассмотреть крепление половинок жемчуга.
  4. Пока одна группа занимается оформлением лицевой части открытки, вторая группа может продумать внутреннее содержание: текст, оформление. Самым простым способом будет распечатка на цветном принтере готового шаблона, но стихи или поздравление собственного сочинения будет гораздо приятнее для мам.
  5. На завершающем нужно приклеить к готовой открытке поздравление.

Такой проект обязательно сплотит девочек, поможет учителю решить массу проблем, связанных с межличностными отношениями подростков.

Пример индивидуального проекта по технологии

В качестве примера проекта, выполнять который должен один ученик, приведем вязание крючком. Для того чтобы изготовить вязаную сумочку, девочка сначала должна овладеть теоретическими знаниями. Учитель знакомит с методикой вязания крючком, помогает подобрать модель изделия, выбрать нитки. Месте с наставником рукодельница выбирает размеры изделия, вариант вязки, ее плотность. Второй этап проекта предполагает индивидуальную работу школьницы. Задачей педагога является периодический контроль качества получаемого изделия, а также помощь при появлении затруднений и сложностей. Конечным результатом подобного проекта должно стать готовое изделие - необычная вязаная сумочка.

Заключение

Педагог, применяющий в своей работе проектную технологию, соответствует тем требованиям, что предъявляются к нему в рамках перехода на новые стандарты образования. Именно в такой совместной деятельности с учениками формируются доверительные отношения, возникают все предпосылки для всестороннего развития личности ребенка. Попытки найти вместе ответ на поставленную педагогом задачу способствуют формированию коммуникативных навыков. Школьники, имеющие опыт работы над разнообразными проектами, не испытывают сложностей при обучении в средних специальных и высших учебных заведениях.

Учебная деятельность по ФГОС предполагает не простое заучивание теоретического материала, а отработку его на конкретных примерах. Плодотворнее сотрудничество в процессе работы между учениками и педагогом приводит к формированию умений ставить перед собой цель, искать рациональный способ ее достижения. Аналитические навыки, приобретённые на уроках технологии, помогут ребятам принимать быстрые и правильные решения в повседневной жизни. Проектный подход отличается гуманизмом, уважением к личности школьника, позитивным зарядом. Данная деятельность направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, решения проблемы адаптации в современном обществе.

1.Кто является автором «Слова...»? 1) Владимир Мономах 2) летописец Нестор 3) Даниил Заточник 4) автор неизвестен 2. Когда было создано «Слово о полку Игореве»? 1) в XI веке 2) в XII веке 3) в XIII веке 4) в XV веке 3. С какого языка переведено «Слово о полку Игореве»? 1) со старославянского 2) с древнерусского 3) с церковнославянского 4) с латинского 4. Когда была обнаружена рукопись со «Словом...»? 1) в конце XIII века 2) в конце XII века 3) в начале XIX века 4) в конце XVIII века 5. А.И. Мусин­Пушкин впервые опубликовал «Слово...»: 1) в 1812 году 2) в 1800 году 3) в 1805 году 4) в 1806 году 6. Одна из впервые снятых копий «Слова...» предназначалась: 1) Петру I 2) Александру II 3) Екатерине II 4) Елизавете Петровне 7. Оригинал «Слова...»: 1) был затерян во время Великой Отечественной войны 1941­1945 гг. 2) сгорел во время пожара в Москве в 1812 году 3) Екатерина II подарила его прусскому королю 4) был украден из архивов в XIX веке 8. О каком событии идёт речь в произведении? 1) о создании единого Московского государства в конце XIII века 2) о походе Мономаха на половцев в 1115 году 3) о татаро­монгольском иге в XIII веке 4) о походе князя Игоря против половцев в 1185 году 9. Чем закончился поход князя Игоря? 1) Русское войско одержало победу над половцами. 2) Игорь был смертельно ранен. 3) Князь Игорь со своим войском потерпел поражение и был пленён. 4) Ни одна из сторон не победила. 10. Сколько было сражений? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 11. Каков результат первого сражения с половцами? 1) половцы сразу сдались 2) войско князя Игоря потерпело поражение 3) войско половцев потерпело поражение 4) половцы отогнали русское войско далеко назад 12. Что произошло с Игорем во время второго сражения? 1) был убит 2) был ранен и взят в плен 3) был ранен, но смог убежать вместе с братом Всеволодом 4) был тяжело ранен 13. О ком идёт речь? «...полная печали, плачет, как кукушка на юру». 1) Ярославна 2) Ольга 3) дочь хана Кончака 4) Елена 14. О ком идёт речь? «...мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил...» (перевод Н. Заболоцкого). 1) Всеволод 2) Олег 3) Ярослав 4) Игорь 15. Какое средство выразительности использовано автором в приведенной ниже фразе? «Стоном стонет мать­земля сырая» (перевод Н. Заболоцкого). 1) оксюморон 2) олицетворение 3) градация 4) анафора 16. Две битвы князя Игоря с половцами представлены автором по принципу: 1) антитезы 2) сравнения 3) гиперболы 4) литоты 17. Какова роль «Золотого слова Святослава» в «Слове…»? 1) является вставным эпизодом в произведении 2) является политическим центром «Слова...» 3) при помощи «Золотого слова Святослава» читатель узнает о родословной Игоря 4) автор «Золотым словом Святослава» иллюстрирует героизм и храбрость князя Игоря, отправившегося в одиночку на защиту Родины 18. Какое значение имеет образ Ярославны в произведении? Укажите неверный ответ. 1) В Ярославне заложены традиции, которые найдут отражение в русской литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа ­ воина, защитника родины, безграничная вера в правоту его дела. 2) Через страдания Ярославны автор выражает отношение всей русской земли к происходящим событиям. 3) Ярославна ­ носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. 4) Обращением Ярославны к силам природы автор «Слова...» акцентирует внимание читателя на языческих верованиях русских людей того времени, еще не принявших христианства. 19. Укажите неверное утверждение. 1) Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого. 2) Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. 3) Князь Игорь был ранен в руку. 4) Цель похода – завоевание новых земель. 20. Укажите неверное утверждение. 1) События в «Слове…» расположены не в хронологическом порядке. 2) Основная идея «Слова…» ­ единение русских княжеств в единое государство. 3) Гуманистическая позиция автора выразилась в прямом высказывании против войны как явления. 4) Природа в «Слове…» становится непосредственным действующим лицом.

Творчество является созиданием, которое порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблоном, банальности, тупости, косности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых произведений, при их выразительном чтении, переводе, особенно - в драматизации; в различных видах произведения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражения, самораскрытия личности ребенка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К.Д. Ушинский: «Язык народа - лучший, никогда не увядает и вечно вновь распускается цвет его духовной жизни, начинающейся далеко в истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем воплощается творческие силы народного духа… Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Серьезная и трудная задача учителя - научить детей думать, размышлять обо всем, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения - развитие литературно-творческих задатков, языкового творчества, потребности и умение владеть богатствами родного языка .

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читателя. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия.

Одним из основных видов творческих работ является произведение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в произведении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему произведения. Продумать ее так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить свое мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно ученики пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Произведение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. В таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества .

Детское произведение является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. С помощью произведения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского произведения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Произведение, как и связная речь в целом, является разделом русского языка и литературы, отражением и результатом всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание произведения, поэтому любая новая тема - это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает образующим фактором, определяющим назначение произведения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, исключают любую возможность самостоятельного размышления над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.

Можно выделить две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие любого отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден осуществлять предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже в какой-то степени, содержания своего произведения. Например, «Пусть всегда будет солнце!»

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации языкового творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнения. Формирование творческих тем должно соответствовать ожидаемому результату: многоаспектным охватом действительности, проявления эмоционально-оценочного суждения, то есть затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

Яркую эмоциональную окраску носят произведения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые различные темы для написания произведений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Культура русского народа» и многие другие.

Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких произведениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чем они пишут. И это очень важно и с точки зрения воспитания.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, их нравственному воспитанию, формированию у них эстетического вкуса.

На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связанные с определенной лексико-грамматической темой, вызывать у учащихся потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств.

Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т.п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Именно на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, поскольку дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Все это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменного изложения прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Назначение текстов о культуре русского народа для различных видов диктантов и творческих работ заключается в том, чтобы дать практический материал по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку.

Банк текстов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимосвязанные этапы:

Этап косвенной подготовки;

Этап непосредственной работы над произведением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

Этап работы над произведением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам) .

Творческая работа по творчеству А.С.Пушкина.

Тема: «Мое открытие любимого поэта»


Цели:
Образовательная:
1.Познакомить с творческим наследием поэта, с особенностями художественного замысла его лирических произведений.
2. Обучать искусству творческого прочтения лирического произведения, умению выражать собственную позицию, давать личную оценку своим художественным впечатлениям.
3.Обучать грамотной речи, умению формулировать собственные высказывания.
Воспитательная:
1.Воспитывать любовь к творчеству великого классика поэтического слова.
2. Прививать уважение к родному слову, бережное отношение к его красоте и самобытности.
Развивающая:
1. Развивать художественное воображение, аналитическое мышление, умение художественного пересказа.

Внутренний мир человека всегда являлся и теперь является загадкой, оставаясь за гранью понимания, может быть, даже самых близких людей. Ведь душа-это необъятный простор, целый мир, со своими проблемами и бесконечными поисками их решения, радостью и стремлениями к внутренней гармонии. Каждый из нас, безусловно, мечтает выбрать свой жизненный островок, причал, пытается найти то, что отражает его духовные идеи, мысли, чувства. Именно таким волшебным краем, потаенным уголком служит поэзия. Это богатейшая сокровищница человеческих ценностей. Она так глубока и содержательна, что можно почувствовать в ней что-то свое. Пушкин же один из тех писателей, которые принадлежат к неисчерпаемым тайникам русской культуры, составляют её основу, являются неоспоримыми мастерами в познании внутреннего мира людей. Пожалуй, трудно встретить человека, который бы, соприкоснувшись с творчеством Александра Сергеевича, остался равнодушным, не нашел в его строках отражение своей души, мыслей, каких-то жизненных убеждений:

Это – Пушкин, наше утешенье,
Яркий светоч – в сумраке ночном!
С ним забудем горе и лишенья,
Жить и мыслить сызнова начнем.

Действительно, каждый раз, открывая томик Пушкина, находишься во власти его поэзии. Перед глазами до боли знакомые строки, полюбившиеся мне еще с детства:


Мороз и солнце; день чудесный…

Какой бодростью и свежестью веет от этой стихотворной строчки, чувствуется прилив сил, ощущение нового дня, уносящего меня в светлые мечтания о дальнейшем будущем. Когда я читаю эти строки, то невольно хочется покинуть душную комнату, наполненную какими-то житейскими трудностями, вырваться на волю, вдохнуть свежего воздуха. Как приятно побродить по глубоким зимним сугробам, насладиться рождением нового дня! И хотя автор не описывает картину пробуждения природы от ночного сна, я произвольно рисую в своем воображении утро, с великолепным заревом, где за тонкой завесой боязливо проглядывают последние звездочки, и, наконец, вижу первые солнечные лучи, как мне кажется, олицетворяющие собой всю прелесть и необычность предстоящего дня.

Читаю дальше….. Невозможно оторваться от этих строк. Как ярко и поэтично Пушкин описывает прекрасный пейзаж родной природы, сравнивая вчерашний вечер, когда «злилась вьюга», «луна, как бледное пятно… желтела» с утром, несущим перемену. Действительно, так изменилось все кругом, что стало просто неузнаваемым:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
… … …
А нынче …. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…


Но, несмотря на эти противопоставления, может быть, даже тайные указания на превосходство одного природного явления над другим, думаю, каждая пора по-своему прекрасна. Пусть вчерашняя непогода, печаль пушкинской героини задают грустный тон всему происходящему, я чувствую всю прелесть этой неугомонной стихии, затмевающей своей яростью даже небесные светила. Так и представляешь себя в маленьком домике, где потрескивают горящие поленья. Их таинственный говор сливается с воем пурги, навевающей своей песней грустные воспоминания и раздумья. Я думаю, олицетворения в художественной ткани помогают воспринимать явление природы как нечто человеческое, близкое, родное: «вьюга злилась», «мгла носилась». Да, за строчками бурлит жизнь, со всеми её страстями: упрямством, властностью, подлостью, любовью.

Ловлю себя на мысли, что автор, сталкивая мрачное, гнетущее, стремился обогатить нашу душу, вливая в нее добро, умиротворение, красоту. «Вечор», «мутное небо», «тучи мрачные» зарождают радостное, несущее гармонию, очищающее душу чувство от великолепной картины зимнего утра, наполненного свежестью и чистотой, оставляющее позади все угрозы и страхи свирепой вьюги. И я, наконец, чувствую успокоение и радость, потому что бездонное небо, ковры снегов, прозрачный лес, зеленеющая ель – все приобретает свою значимость, становится видимым после недавнего господства бурана. Природа вновь наполняется всеми жизненными красками, передавая и мне свое настроение.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…

Подобная картина, как мне кажется, способна согреть не только тело человека, но и его душу, оттаивать замерзшее сердце, впустив туда светлые начала с помощью живительного слога поэта.
Но как приковывают мое внимание, заставляют задуматься вот эти пушкинские строки:
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Эти строки пронизаны любовью к жизни, пробуждением самых светлых её начал. Человек, по мнению автора, не имеет морального права просто мечтать о приятном будущем, ничего не делая для осуществления своих желаний. Быстрая езда может встряхнуть дремлющие силы, напомнить о предназначении человека на Земле. Через такие мелочи, мне кажется, познаются истинные ценности. Мы стремимся заглянуть в самих себя, раскрывая неведомые нам качества:

Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня

А этот выразительный эпитет.… Почему конь назван «нетерпеливым»?
Может быть, это слово передает желание лирического героя насладиться зимними ощущениями бодрящего, пощипывающего морозца, раскрывает его нетерпение на пути познания неизвестного, но манящего своей притягательностью.
А вот последние строки стихотворения:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Как много чувств заключено в них! Вроде бы автор не говорит о своих внутренних переживаниях, душевном состоянии, но, читая эти строки, ощущаешь ностальгию по давно опустевшим родным местам, невольно вспоминаешь самые приятные и счастливые мгновения жизни. Несмотря на печальные нотки конца произведения, бодрый и радостный тон стихотворения навевает на меня мысли только о светлом, ничем не омраченном счастье.
Для меня поэзия Пушкина включает в себя целый мир, наполненный различными страстями, эмоциями, чувствами, которые все же побеждает любовь:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.


Поражает то, что лишь одно воспоминание о чудесных мгновениях, память об образе красавицы, способно зажечь новый душевный огонек, несмотря на все жизненные неурядицы и проблемы. Я чувствую переживание автора от новой встречи, несущей радость, возвращающей в молодость, насыщающей душу новыми чувствами и страстями:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Да слезы, любовь, вдохновенья – живительная сила, призванная возродить у каждого стремление к гармонии.
Но вот рядом со мной и другое стихотворение, темой которого стала незабвенная и величественная любовь:


Я вас любил: любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем…

Каким противоречием наполнено это произведение! Автор говорит о своей любви, как о далеком прошлом, стараясь, как мне кажется, лишь успокоить любимую, избавить её от назойливых ухаживаний, не причиняя и тени огорчения:

Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем…

Как поучительны и благородны мысли в этих строках. Я уверена, многие испытывают неразделенность любви, ее жестокую безответность. Но все ли смиряются с этим, не ставят эгоистические желания превыше всего, не требуют от любимых невозможного, обрекая только себя на муки и страдания? Наверное, нет. Мне кажется, Пушкин здесь хотел показать лишь одно: сам тот факт, что мы любим – это уже большая радость, счастье, которое дано не каждому. И важно помнить, что оскорбленные чувства, уязвленная гордость, безразличие не дают нам право жить в гармонии с собой.

Я вас любил так искренно, так нежно
Как дай вам бог любимой быть другим.

Вот урок, который пытается преподать нам поэт. Читая эти строки, удивляюсь парадоксу: пожелание своей любимой счастья с другим человеком, когда сам так беззаветно любит?! На самом ли деле, все так просто и бескорыстно? Может быть, здесь говорит лишь одно смирение, принятие своей безрадостной судьбы без борьбы? Я думаю, что нет. Ведь в строках, которые говорят, что «любовь еще, быть может,… угасла не совсем» прослеживается какая – то тайная надежда, ощущается внутренний протест, возможность еще побороться за свое счастье. Это чувство не принесло, к сожалению, ожидаемых желаний, не смогло утолить всю жажду сердца, но ведь всегда есть вера в то, что человек еще найдет свою настоящую любовь, которая подарит радость жизни. И в этом стихотворении, я думаю, это нашло свое отражение.
Пишу о Пушкине, но ловлю себя на мысли, что невозможно раскрыть все грани его живительного стиха.
Да, по-моему, стоит согласиться с литературными критиками, ценителями его таланта в том, что Пушкин у каждого свой. И не один. Он меняется с годами. Он меняется несколько раз за нашу жизнь, как меняемся мы сами. Но для меня его гений всегда остается всезнающим, как Бог, никогда не ошибающимся в понимании души человеческой.