Отношение к сказке карлик нос. Тема

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА. Произведение В. Гауфа « Карлик Нос ».

Участники проекта : учащиеся 4 класса .

Срок выполнения : 3-4 урока.

Тип проекта: групповой, творческий

Продукт проекта: журнал

Цель

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Тема: В. Гауф «Карлик Нос»

Урок-проект.

Цель урока: Формировать вдумчивое отношение к авторскому слову, правильно оценивать поступки героев. Формировать умение постигать смысл и художественное содержание произведений. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.

Воспитывать на примере героя сказки мужественность, честность, смелость, открытость характера.

Оборудование: интерактивная доска, журналы, дополнительные материалы, для создания страниц, звездочки.

Ход урока:

I . Оргмомент

Сейчас вы узнаете отрывок из новой сказки В. Гауфа и надеюсь, что он подтолкнет вас прочитать всю сказку и узнать, чем она интересна.

(учащиеся получают отрывок)

В далекой прекрасной стране, где вечнозеленые сады, никогда не заходит солнце, царствовала королева Фантазия. Она была любима и почитаема всеми, кто ее знал. Слетела она на землю, ибо слышала, что там обитают люди, которые проводят жизнь в суровой печали, среди трудов и забот. Им принесла дары из своего царства, и с тех пор, люди стали радостнее за работой…

И своих детей она тоже посла на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвратилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна…

Что с тобой, душенька Сказка, - обратилась к ней королева, - Доверься своей матери, скажи, что с тобой?

Ах, милая мама! Эта печаль…

Дочь моя, горе – это тяжесть, которая не под силу одному и с которой легко справится вдвоем, - сказала прекрасная королева.

Почему Гауф выбрал королеву Фантазию?

Почему она любима и почитаема всеми?

Как вы думаете, какие дары принесла королева из своего царства?

А почему, по вашему мнению, старшей дочерью была сказка?

Найдите в тексте главную мысль этого отрывка из сказки?

Вывод: И мы должны работать с радостью, помогая друг другу.

II . Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы должны подвести итог работы по творчеству В. Гауфа. Свои умения и навыки мы должны выразить в проекте.

Слайд №2 Проект – это продукт нашего труда и сегодня мы будем оформлять наш проект в виде журнала.

Беседа:

Слайд №3

Какие вы знаете современные детские журналы, созданные по мотивам сказок? (Вини-Пух)

Сегодня я предлагаю по мотивам сказки В. Гауфа создать журнал.

Вспомните, что отображается на страницах детских журналов.

Итак, мы начинаем. Слово предоставляется Библиографам

(Сбор интересных фактов из биографии Гауфа.

Выбор портрета писателя.

Написание аннотации к произведению Гауфа «Карлик Нос»)

Рассказывают дети, выступающие в роли библиографов

Выслушиваются ответы детей.

Слово предоставляется группе Хужожников

Презентация

(см. приложение)

III . Инструктаж

Я предлагаю вам название рубрик, а вы должны определить, какой материал вы поместите на данной странице. Слайд 4,5,6,7,8 целиком

1 страница Необыкновенная биография в обыкновенное время (об авторе)

2 страница. Приглашаем в галерею (портреты, характеристики героев)

3 страница Шкатулка задачек (кроссворды, ребусы)

4 страница Секреты Гауфа (доскажи словечко, пословицы)

Слово предоставляется группе «Фантазёры» (см. приложение)

IV . Работа над проектами.

Слово предоставляется группе «Мыслители» (см. приложение)

V. Презентация проектов.

Какие у вас будут вопросы к выступающему, дополнение, замечания?

VI . Итог урока.

5 страница «Почтовое дерево»

Как вы думаете, где может пригодиться наш журнал?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выступления учащихся

БИБЛИОГРАФЫ

Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фредерика Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел, и Вильгельмины Эльзассер Гауф. Из четырёх детей он был вторым по старшинству.
В 1809, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии прошли юные годы Гауфа. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.
Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгель и стал наставником его детей. Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, с огромным интересом знакомился с северной и центральной частями Германии. За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене , пoceтил Кассиль, родину братьев Гримм, Бремен , топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке», побывал в Берлине, Лейпциге , Дрездене .

Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время, лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день, как детям, так и взрослым.

Слово предоставляется группе Хужожников

Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва) - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.
Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.

https://pandia.ru/text/80/176/images/image003_83.jpg" width="500" height="290">

Николай Александрович Устинов (1937г. р., Москва), его педагогом был Дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже Устинова считают своим учителем.

Николай Устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в России (СССР), но и в Японии, Германии, Корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для издательств: «Детская литература», «Малыш», «Художник РСФСР», издательств Тулы, Воронежа, Санкт-Петербурга и других. Работал в журнале Мурзилка.

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград) - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (Ладушки, Радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы .

Акварель" href="/text/category/akvarelmz/" rel="bookmark">акварелью . Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова. Ну а Буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.

Виктор Александрович Чижиков (1935 г. р., Москва) - народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка», много лет рисовал для журнала «Вокруг света».
Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква "А"), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.

Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва) - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Басни» Ивана Крылова, журнал «Веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «Пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (Брифф, жадный мишка, жеребята Черныш и Рыжик, пятьдесят зайчат и другие..jpg" width="484" height="323 src=">

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита . Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг .

Мультипликатор (лат." href="/text/category/mulmztiplikator__lat_/" rel="bookmark">мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие.

Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск) – художник-анималист, график, иллюстратор. Иллюстрировал преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. В основном иллюстрировал произведения, в которых главные герои – животные: русские сказки про зверей, басни.

Иван Максимович Семёнов (1906-1982, Ростов-на-Дону, Москва) – народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей - «Весёлые картинки».
Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса».

Группа «Фантазёры»

Тест по сказке В. Гауфа «Карлик Нос» (10 вопросов)

1. Серебряный предмет Крейтервейс:

А) Колечко

Б) Свисток

С) Яблочко

2. ЗЗверек, в которого превратила колдунья Якоба:

А) Сурок

Б) Белка

С) Хомяк

3.Одна из профессий, которую освоил Карлик Нос в доме колдуньи:

А) Охотник

Б) Плотник

С) Водонос

4.То, чем колдунья заколдовала Якоба:

А) Иголка

Б) Кольцо

С) Травка

5. Карлик Нос в первый раз приготовил герцогу:

А) Кисель

Б) Клецки

С) Пудинг

6. Птица, в которую была превращена дочь волшебника Веттербока:

А) Уточка

Б) Сорока

С) Гусыня

7. Овощи, которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба:

А) Кабачки

Б) Капуста

С) Морковь

8. Дерево, под которым росла травка «чихай на здоровье»:

А) Береза

Б) Каштан

С) Рябина

9. Имя дочери волшебника Веттербока:

А) Люси

Б) Мари

С) Мими

10. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи Крейтервейс?

А) Лапти

Б) Балетки

С) Носочки

Д) Скорлупки

Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?

    Чья душа в грехе, та и в ответе. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Самолюб никому не люб. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. За каждым вечером следует утро. Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем. Язык человека может принести ему славу, и позор. Жить прожить - не поле перейти. Один битый двух небитых стоит. Грамоте учиться - вперед пригодиться.

Сочини свой «синквейн» на тему урока.

(Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной части речи . Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.)

Ведьма
Дряхлая, скупая
Знает, помнит, угрожает.
Малышу, что варит каши, будет служба на века
Вот тоска.

Группа «Мыслители»

Аналитическая работа с философскими понятиями.

Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча.

Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра.

Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные... Один из героев фильма сказал: "Что для русского хорошо, то для немца - смерть". Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро.

Зло (минус)

Добро (плюс)

1. Служба у ведьмы

минус: жил без родителей 7 лет в изгнании.

плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.

2. Превращение в карлика

минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать.

плюс: сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.

3. Встреча с разгневанными родителями

минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына.

плюс: понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, астал мудрее и терпимее.

4. Служба у герцога

минус: опасения за свою жизнь.

плюс: знакомство с гусыней, проверка поварских умений.

5. Избавление от чародейства

минус и плюс: знакомство и прощание со сказочным миром.

плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.

6. Вывод

Для своего доказательства подберите яркие цитаты из текста.

"Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына - он не был таким. Когда ты им хвасталась перед людьми!

"Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал надо ртом и подбородком, шеи не было видно".

"Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его не печалила утраченная красота".

"Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за то, что он порицал ее».

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми испытаниями, которые выпали на его долю? в своем стихотворении "Некрасивая девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал:

А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.)

Тема: «В. Гауф «Карлик-Нос»

Цель урока : познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа.

Задачи урока :

Сопоставить сказку Гауфа с волшебной сказкой, которая принадлежит фольклору;

Выявить особенности жанра литературной сказки вообще и данной сказки в частности:

Воспитывать чувство сопереживания

Ход урока:

    Орг. момент

Нет сказки причудливей. чем сама жизнь

Г. Х. Андерсен

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф - величайший немецкий писатель-сказочник.

Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет, но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.

    Выступление подготовленных учащихся :

1)Родился Вильгельм Гауф в немецком городе Штутгарде в начале ХIХ века. В 1802 году семья господина Гауфа, министерского чиновника, была большой и очень дружной. Все особенно любили маленького выдумщика и проказника Вильгельма. Мама читала ему на ночь самые интересные книги, какие только можно было купить в книжных лавках, и мечтала увидеть сына в будущем известным ученым или писателем.

2)В гимназии и университете Вильгельм был лидером в среде своих одноклассников. Все любили его за красноречие и остроумие. Неистощимый выдумщик. он затевает проказы,которые никому не приходят в голову, кроме него.

3)Рано потеряв отца, Вильгельм понял, что в дальнейшей жизни он должен рассчитывать только на себя.

Еще в ранней юности, будучи студентом,он... пишет. Сочиняет стихи, повести, романы и даже мемуары. И в 20 лет он уже признанный писатель.

Закончив семинарию. оп становится домашним учителем в одной дворянской семье. И. обучая детей разным наукам, сочиняет для них сказки. А скоро и взрослые с увлечением слушают волшебные истории Гауфа и советуют выпустить сказки отдельными сборниками, которые и увидели свет в 1825 году.

Истоки сказки Гауф видит в неуемном желании человека «вознестись над повседневностью» ,с одной стороны, а с другой - в стремлении к творчеству и сопереживанию. Ибо только дух творчества дает ощущение свободы, стирает грань между явью и вымыслом.

Именно поэтому сказка в творческом наследии Гауфа была любимейшим жанром.

    Беседа по произведению

- Но ведь не только Гауф с удовольствием избирает именно этот жанр, что же заставляло и других писателей – сказочников создавать свои произведения?

Особенности жанра литературной сказки :

Сказки в большинстве своем хорошо заканчиваются;

Многих писателей радует возможность создания светлой атмосферы, господствующей сказочном мире;

Как и в народной сказке, в сказках литературных всегда добро побеждает зло:

Следить за событиями сказки очень увлекательно, но развлекая, сказка учит.

А чтобы ответить на вопрос, чему же учит нас эта сказка Гауфа, за что наказан герой, какие испытания ему нужно преодолеть, мы должны обратиться к содержанию этой сказки.

4.Рассмотрение иллюстраций

Рассмотрим иллюстрации средневекового города, ведь все действие сказки разворачивается в германском городе, где жили сапожник Фридрих со своей женой Ханной. Она продавала на рынке плоды и овощи со своего маленького огорода, ей помогал сын Якоб, стройный, красивый мальчик. , довольно высокий для своих двенадцати лет.

Этот мальчик и будет героем нашей сказки.

Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

- Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.

Физминутка для глаз

    Выборочное чтение.

И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей, теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью. Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила. (найдите отрывок в тексте)

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься - надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха,а что он за это получил?

Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки н натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт, друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям. Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

-А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке - ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.

Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! - подумал Якоб. - То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.

Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, но лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок.

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо воз- награждение.

Особое отличие литературных сказок, особенно, если мы говорим о сказках Г.Х.Андерсена, В. Гауфа, Ш. Перро в том, что добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться, если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими. Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

- Гусыня Мими - тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник - традиционный персонаж всех волшебных сказок. Интересно, что во многих литературных сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье: у Жуковского в «Сказке о царе Берендее» - уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» Финист превращается в сокола.

Закрепление

Итак, чудесный помощник - это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

Нет традиционного зачина и концовки;

Нет в конце свадебного пира;

Нет магического числа “три”:

Нет традиционных эпитетов

Один вариант, но разные переводы (об искусстве перевода мы поговорим, когда будем изучать баллады Жуковского).

И. наконец, герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным - это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.

Понятие о литературном герое . Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более психологичен, чем герой народной сказки.

-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

(В начале сказки мы испытываем интерес, в конце- симпатию и большое уважение)

- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

(Когда отец побил и выгнал его.)

(Когда кочаны превратились в головы).

- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

(Несправедливость родителей. жестокость старухи, обжорство герцога).

Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.

Вопросы к уроку:

- Как вы хотели бы закончить сказку?

- Обозначьте ключевые сцены.

(Ключевые сцены:

1 Встреча со старухой на рынке.

2.Превращение в доме колдуньи.

3.Возвращение Якоба в город в образе карлика.

4.Изгнание из дома.

5.У герцога на службе.

6.Вызволение Мими.

7.Поиск травки и избавление.)

- Выявите особенности литературной сказки Гауфа.

Домашнее задание

НЕ НОС КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА...

Замечательная сказка немецкого писателя Вильгельма Гауфа "Карлик Нос" никого не оставит равнодушными - ни детей, ни взрослых. И потому её очень хорошо читать всей семьёй вслух, а потом поговорить с детьми о многих важных вещах, которые автор хотел донести до своих читателей.

Действие сказки происходит в старой Германии, и главным её героем является двенадцатилетний мальчик Якоб из простой семьи, но такой писаный красавец, что просто загляденье. Чудо, а не мальчик!

Якоб часто помогал маме продавать овощи на базаре, но был он паренёк насмешливый и бойкий и однажды обидел старую женщину, которая неаккуратно выбирала овощи. Он зло и грубо посмеялся над внешностью старухи: над её длинным, уродливым носом, над корявыми пальцами, над толстой шеей. Издевался он от души, ничуть не задумываясь о том, что старому человеку больно и обидно слышать такие слова, что старуха не виновата в своём уродстве и преклонном возрасте. Никто ему не объяснял, видно, прописных истин - о такте, деликатности, уважении к старости, о том, что нельзя глядеть во все глаза на чужие физические недостатки: этим ты обижаешь человека.

Разумеется, по законам сказки старуха оказалась злой колдуньей, и красивому мальчику пришлось горько расплачиваться за свои ошибки. Колдунья заманила Якоба к себе во дворец и там заколдовала его на долгих 7 лет. Такой срок, вычеркнутый из человеческой жизни - лучшие годы отрочества и юности - кажется непомерным наказанием. Но ведь и в реальной жизни за свои грехи порой приходится платить очень дорогую цену.

К счастью, для Якоба эти семь лет не прошли даром: он научился всякому труду по хозяйству, а главное - стал отличным, классным поваром - получил прекрасную профессию на всю оставшуюся жизнь.

Но если бы наказание исчерпывалось только этим! Якоб вернулся в мир не красавцем-мальчиком и не стройным юношей, а безобразным, уродливым карликом с огромным носом, висящим до подбородка, с длинными корявыми руками до самых пяток и совершенно без шеи. "Всё, над чем он тогда смеялся... получил он от старухи за свои насмешки". И отныне Якобу предстояло узнать на личном опыте, каково это - очутиться в шкуре урода, над которым все потешаются, которого все дразнят и норовят унизить!

Разумеется, родители его не узнали, а горожане начали зло насмехаться над ним, избрав мишенью своих недобрых острот и издевательств.

Якобу пришлось очень быстро становиться взрослым: думать, как заработать себе на хлеб, быть ответственным за все свои поступки, постараться не пропасть в этой, такой немилостивой к нему, новой жизни. К чести "карлика Носа", как его прозвали, он не выбрал для себя самый лёгкий путь: стать шутом, демонстрирующим своё уродство на потеху публике. Он предпочёл по-настоящему работать: быть поваром во дворце у герцога. Дворцовый смотритель очень удивлялся его решению и говорил Якобу: "Будь ты придворным карликом, ты мог бы ничего не делать, есть, пить, веселиться и ходить в красивой одежде, а ты хочешь на кухню!" Но Якоба отнюдь не прельщала подобная мечта многих и многих - получать блага, не делая ничего. Просто он был гордым, имел чувство собственного достоинства и не желал быть посмешищем.А работать он умел отлично! И вскоре, по признанию всех окружающих, он стал великим мастером кулинарного искусства. И о чудо: люди, признав его талант и трудолюбие, как будто перестали замечать его уродство. Теперь уже никто не смеялся над карликом. Все низко ему кланялись и почтительно уступали дорогу. Горожане интуитивно поняли, что надо судить о человеке не по его внешности, а по его делам.

Много ещё удивительных приключений пришлось пережить Якобу, прежде чем сказка завершилась счастливым финалом. И, разумеется, юные читатели оценят остроту и занимательность сюжета, волшебные превращения, чудеса и очень мудрые мысли, которые Вильгельм Гауф постарался предельно чётко донести до ребят и до взрослых тоже.

Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа «Карлик Нос»

Разработан учителем начальных классов

Кулешиной Валентиной Ивановной

МБОУ «Школа№2» г. Семенов

Нижегородской области

2016 год

Урок внеклассного чтения по сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»

Предмет: литературное чтение

Учебник: «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац, УМК «Планета знаний»,часть 1, 2014 год

Тема урока:

Цель: развивать навыки анализа прозаического текста

Задачи:

участвовать в диалоге;

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы:

Методы:

Планируемые результаты УУД:

Предметные

    смысловое чтение;

Личностные

Метапредметные(познавательные, коммуникативные,регулятивные)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Ход урока

1.Организационный момент. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже солнце.

А вы какими мечтаете стать?

Мы мечтаем стать сильными, умными, смелыми, добрыми, отзывчивыми…

А кто вас учит быть такими?

Учителя, родители, герои книг, сказок.

Сейчас мы с вами прослушаем музыкальный фрагмент, и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

О чем же пойдет разговор на нашем уроке?

В сказках и в каждом человеке борются два качества.Какие?

Добро и зло.

Что для вас добро?

-Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

А еще ласковое солнышко.

-Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

И темная туча на небе, закрывшая солнце.

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Назовите свою любимую сказку.

Я предлагаю пройтись сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках.

-Что такое сказка? Дайте определение.

-СКАЗКА- повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

-С какими видами сказок мы знакомились на уроках?

Какую сказку вы дома читали?

Кто назовет тему нашего урока?

(Добро и зло в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»)

Кто является главным героем?

3.Актуализация знаний.

Карлик Нос.

Почему Карлик? (Он был маленьким)

Где еще мы применяем слова в значении « карлик»?

1.Карлик-это маленький человек(90-100 см, вес 10-15 кг)

2.Гном. - Чем гном отличается от карлика? (Гномы живут под землей- «Белоснежка и семь гномов»)

3.Карликовое растение (карликовая береза в тундре 20-80 см)

4.Государства в Европе (Андора, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, город Ватикан, Мальтийский орден)

5.Планеты-карлики (Церера, Плутон, Эрида, Макемаке, Хаумеа)

Почему главным героем Гауф делает не обычного человека, а карлика?

- Люди всегда замечают тех, кто не похож на них.

Особенно бывают нетерпимы и жестоки к человеческому уродству.

Такому человеку очень тяжело приходится в жизни. Наверное, Гауф как раз и хотел показать, как трудно быть не таким, как все, но ещё хуже, когда тебя за это ненавидят.

Хотел показать и осудить жестокость людей, неприглядность их поведения.

4.Обобщение и систематизация знаний

(доклады детей)

(1, 2 слайды) -Вильгельм Гауф- немецкий сказочник. Послушаем доклады детей.

(3,4 слайды) - Гауф прожил очень короткую жизнь, всего 25 лет (1802 – 1827), но не потерял даром ни часа. Он был стройный, красивый, с тёмно-синими глазами на бледном лице, весёлый, остроумный, общительный, скромный, добрый. Родился он в Германии в семье со средним достатком. Когда ему исполнилось 7 лет, умер отец, и мать с детьми переехала к деду, в доме которого была богатая библиотека. Мальчик отдавал предпочтение запутанным историям и рассказам о старине, которые по вечерам пересказывал сестрёнкам, переиначивая по-своему и добавляя красочные подробности. В 18 лет он поступил на богословский факультет одного из крупнейших в Германии университета. Окончив его в 1824 году, стал домашним учителем в семье барона и баронессы Хюгель. Маленькие воспитанники Гауфа стали первыми слушателями его первых сказок.

Обучаясь в университете, Гауф был предводителем студенческих компаний, Его любили за красноречие и остроумие. Студенты устраивали весёлые пирушки, пели громко песни и мешали спать горожанам, перевешивали (меняли) вывески на лавках. Ни одно из развлечений не обходилось без Гауфа. Но эти развлечения Гауф как-то резко оборвал. Он как будто чувствовал, что жить ему недолго, и полностью погрузился в мир литературного творчества. Уже в 1826 году выходит 1-ый «Альманах сказок» и два романа, которые принесли ему известность. Успех книг позволил осуществить давнюю мечту: Гауф отправился в путешествие. Исколесил всю Германию, побывал за границей. Но прошёл год – и Гауф, один из самых молодых и прославленных писателей Германии, умирает в 25-летнем возрасте от нервной горячки.

(5,6,7 слайды ) Его литературная деятельность – три года, но написал он не только три «Альманаха сказок» («Караван», «Александрийский шейх», «Харчевня в Шпессарте»). Его перу принадлежат любовные стихотворения, баллады, песни, романы. Он редактировал журнал, писал статьи. Он автор многих рассказов (новелл), даже написал мемуары. Удивительно, сколь много Гауф успел всего за три года творчества. Лучшие сказки его вошли в Золотой фонд мировой литературы. Хотя он писал сказки для детей, многие из них входят в круг взрослого чтения.

Вот мы и подошли к главному вопросу. О чём заставляет задуматься сказка Гауфа «Карлик Нос»?

Эта сказка поднимает вопросы об уважении к человеку. Любого человека нужно уважать, независимо от того, как он выглядит.

Она о жестокости и доброте, вероломстве, зависти и жадности.

Она заставляет людей задуматься о том, какие они на самом деле. Прочитав эту сказку, люди, наверное, захотят быть лучше и добрее.

Ещё она поднимает вопрос о внешней и внутренней красоте человека.

Нужно ценить людей за их духовный мир, а не за то, красивы они или уродливы внешне.

Это сказка и для взрослых: в ней говорится, что мы, взрослые, должны учить вас, детей, разбираться в людях и своим поведением подавать положительный пример.

Действительно, сказка Гауфа намного серьёзнее, чем думается сначала. Она ставит вопросы, которые должны волновать прежде всего взрослого человека, т. к. именно он является воспитателем детей. Это вопросы о внутренней и внешней красоте, об уважении к людям, о терпимости, о защите человеческого достоинства, о благородстве, о желании сделать мир и людей в нём добрее и красивее душой. Сказка поднимает важные нравственные проблемы.

5.Физкульпауза . Встанем, раскроем наши ладошки, глубоко вздохнем и представим, что мы с вами оказались в волшебном мире сказки Гауфа «Карлик Нос».

А начиналось все так…(Учитель зачитывает отрывок)

6.Инсценирование эпизода «На рынке».

Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

(8 слайд) - Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.)

Участники: автор, Хана, Якоб, волшебница. Сценка со слов “Однажды Хана, как всегда, торговала на базаре” до слов “Якоб... пошел следом за старухой. Они направились на окраину города, где жила старуха”).

И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.

7.Контрольная ситуация и коррекция

Сейчас проверим, как вы внимательно читали сказку.

(9-15 слайды) Литературная викторина по сказке “Карлик Нос”

1. Кем был отец Якоба?

    Садовником

    Поваром

    Сапожником

2. Овощи которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба

    Арбузы

    Капуста

    Морковь

3. Зверёк, в которого превратила колдунья Якоба

    Белка

    Кошка

    Хомяк

4. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи?

    Скорлупки

    Тапочки

    Хрустальные башмачки

5. То, чем колдунья заколдовала Якоба?

    Кольцо

    Иголка

    Травка

6. Одна из профессий, которую освоил Карлик Нос в доме колдуньи

    Водонос

    Охотник

    Плотник

7. Сколько лет провёл Якоб в доме колдуньи?

    5 лет

    3 года

    7 лет

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей.

Теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью.

Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила.

Прочитайте отрывок.

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься - надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха, а что он за это получил?

Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки,натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт.

Он приобрел друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям.

Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

-А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Прочитайте об этом.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке - ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.

- Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! - подумал Якоб. - То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.

Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. А что именно?

Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок.

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо вознаграждение.

Где идет борьба добра и зла?

Добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться, если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими.

Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

(16 слайд) - Гусыня Мими - тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник - традиционный персонаж всех волшебных сказок.

В каких еще сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье?

У Жуковского в «Сказке о царе Берендее» - уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» .Финист превращается в сокола.

Итак, чудесный помощник-это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

-А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

Нет традиционного зачина и концовки;

Нет в конце свадебного пира;

Нет магического числа “три”:

Нет традиционных эпитетов

Один вариант, но разные переводы

Герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным - это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.

Понятие о литературном герое . Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более конкретен, чем герой народной сказки.

-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

В начале сказки мы испытываем интерес, в конце - симпатию и большое уважение.

- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

Когда отец побил и выгнал его.

Когда кочаны превратились в головы.

- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

Несправедливость родителей, жестокость старухи, обжорство герцога.

Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.

8. Аналитическая работа с философскими понятиями.

-Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

- Мы с вами путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча .

- Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь.

- Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро в сказке «Карлик Нос». И мы сейчас вместе обсудим, что же больше совершил Якоб- добра или зла.

(17 слайд) Работа в парах (зачитать отрывки)

Зло (минус)

Добро (плюс)

1. Служба у ведьмы

минус : жил без родителей 7 лет в изгнании.

плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.

2. Превращение в карлика

минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать.

плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.

3. Встреча с разгневанными родителями

минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына.

плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.

4. Служба у герцога

минус: опасения за свою жизнь.

плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.

5. Избавление от чародейства

минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром.

плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.

6. Вывод

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Якоб справился с теми испытаниями, которые выпали на его долю.

Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей.

(18 слайд) -Внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.

(19 слайд) 9.Рефлексия деятельности(работа в группах)

- Я приготовила для вас волшебный сундучок с заданием. Работаем в группах.

Соберите пазлы и подберите отрывок к иллюстрации и зачитайте этот отрывок.

Распределите картинки по порядку сказки.

В волшебном сундучке для вас есть письмо. Хотите узнать что в нем? Это письмо Якоба, он разрешил нам его прочитать.

А как вы думаете, кому он может писать? Давайте послушаем.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Я понял, как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и в душе! Если быбыло можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать вместе с матушкой на рынке. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Спасибо за твои уроки и прости, если сможешь…»

- Чему учит автор данной сказки?

10.Самооценка.

У вас на партах лежат капельки- желтые, солнечные и темные, дожливые. Если вам урок очень понравился, добавим желтые капельки к нашему символу- солнышку, а если возникли какие-то вопросы, что-то непонятно, то синие к темной тучке.

Оценки детей за работу.

11.Домашнее задание .

Сравнить две сказки и найти сходство в сказке Гауфа «Карлик Нос» и «Снежная королева» Г.Х.Андерсена.

12.Итог урока.

Ребята, а вы любите получать подарки? А дарить? Давайте вместе с литературными героями подарим нашим гостям песню «Дорогою добра», а я желаю вам и в жизни идти по пути добра и дарить людям только радость.

Самоанализ урока внеклассного чтения

Тема урока: Понятие добра и зла в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»

Цель: развивать навыки анализа прозаического текста, обобщить и углубить знания обучающихся о сказке

Задачи урока:

учиться определять основные качества героев;

участвовать в диалоге;

пользоваться разными источниками информации;

воспитывать интерес к литературным произведениям;

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы: частично- поисковый, сравнение, беседа

Планируемые результаты УУД:

Предметные

    обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Гауфа «Карлик Нос», постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;

    смысловое чтение;

Личностные

    духовно-нравственное воспитание учащихся;

    осознание нравственной глубины данного произведения;

    нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор;

    совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

    развитие творческих способностей;

Метапредметные(познавательные,коммуникативные,регулятивные)

познавательные

приобщение детей к основам мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;

создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

    развитие воображения; совершенствование навыка чтения;

    развитие литературных способностей;

коммуникативные

    умение работать в группах, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера;

регулятивные

    планировать свое действие в соответствии с поставленной целью;

Данный урок пятый из раздела «Авторские сказки»

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Решение задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 4-го класса УМК "Планета знаний."

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы: частично- поисковый, сравнение, беседа

С моей стороны соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения "ученик-учитель", "ученик-ученик".

Надеюсь, что дети осознали глубокий нравственный смысл этого произведения, кто-то на уроке, кто-то позже...

Название произведения: Карлик Нос

Год написания: 1826

Жанр: сказка

Главные герои: Якоб - сын сапожника, превратившийся в карлика по кличке Нос, Мими - дочь колдуна, превращенная в гусыню, старая колдунья- травница.

Сюжет

Жена и сын сапожника торговали на рынке свежими овощами с их огорода. Однажды к ним пришла за покупками безобразная старуха с огромным носом. Она попросила мальчика помочь донести ей корзину до дома. Там она угостила его вкусным супом, после чего мальчик заснул. Во сне он увидел, что работал на старуху-колдунью в течение семи лет, превращенный в белку. Проснувшись, он побежал домой, но отец и мать его не узнали, они сказали, что их сын пропал семь лет назад, а этот безобразный карлик с огромным носом вовсе не их дитя. Тогда Якоб устроился поваром на кухню к герцогу, очень любившему вкусно покушать. Там он встретился с Мими, которая помогла юноше отыскать волшебную траву, необходимую не только для приготовления особого блюда для обжоры – герцога, но и для освобождения от злых чар. После того как Якоб и Мими вновь стали людьми, они отправились к отцу девушки во дворец.

Вывод (мое мнение)

Как и во всех волшебных сказках, герои должны доказать, что они достойны счастья. А это можно сделать, только не изменив себе и своему слову, быть честным, добрым и ясно видеть цель, к которой стремишься.