Памятник валерию чкалову. Памятник чкалову в нижнем новгороде 5 предложений о памятнике чкаловец кратко

Валерий Павлович Чкалов (20 января (2 февраля) 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) - советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза. Чкалов - личность в нашей стране легендарная. Кумир довоенной молодежи - той самой, что разбила фашистских агрессоров.

Памятник Чкалову на Волжском скосе стоит у одной из башен Нижегородского кремля, венчая Чкаловскую лестницу. Чкаловская лестница — одно из самых красивых мест Нижнего Новгорода. Очень интересна её форма - в виде восьмерки или знака бесконечности. Отсюда открываются великолепные виды на Волгу, Нижегородский кремль, заволжские дали. Памятник Чкалову появился раньше Чкаловской лестницы почти на 10 лет - в 1939 году. Он стоит лицом к городу, на фоне неба. Сегодня памятник Чкалову - один из символов Нижнего Новгорода.

Валерий Чкалов


фото

Судьба будущего Героя не была простой. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище (ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В. П. Чкалова»). В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде, что, впрочем, документами не подтверждается. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями - 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к одному году лишения свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.

В 1926-м году 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (сегодня - Гатчина), где Чкалов служит с 1926 по 1928 годы. В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности).

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И.В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н.Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ...

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика.

В 1943 году были выделены средства на строительство огромной мемориальной лестницы в честь победы советской армии в Сталинградской битве. К строительству привлекались, в том числе, и немецкие военнопленные. В 1949 году лестница была закончена.

Проект Чкаловской лестницы военных лет:

Чкаловская лестница и памятник Чкалову с Волжской набережной.

Приезжая в Нижний Новгород, туристы обязательно знакомятся с одним из самых популярных памятников - скульптурой, изображающей Валерия Павловича Чкалова. Он мечтательно смотрит в небо и будто готовится к новому полету.

Местные жители относятся к этой достопримечательности с особым трепетом. Кажется, будто памятник стоял тут всегда. Сегодня он - место встречи, обязательный пункт туристического маршрута и символ города. А знаете ли вы, как эта статуя появилась возле Кремля?

История места

Прогуляемся до Георгиевской башни. Если повернуться лицом к Волге, справа от вас будет возвышаться фигура Чкалова, который, словно радушный хозяин, встречает гостей.

Само место, на котором стоит памятник, примечательно. В начале XVII века здесь был женский монастырь, который в XIX веке был перенесен к площади Лядова. Дело в том, что в то время расчищалось пространство. Вдоль стен Кремля планировалось обустройство зоны отдыха для горожан, которые могли бы гулять по дорожкам, любоваться зелеными насаждениями и видом на Волгу.

В прошлом веке на месте постамента находилось кафе, где можно было полакомиться вкусным мороженым.

Сегодня отсюда открывается поистине удивительный вид. На противоположном берегу красуется Бор, вдалеке виднеется новый мост, а по реке важно и величаво плывут различные судна: прогулочные катера, пароходы, деловые баржи.

Кто должен был стоять на месте Чкалова?

Великий летчик любил гулять по волжскому откосу и останавливался на смотровой площадке у Кремлевской стены, чтобы полюбоваться речными пейзажами. В город он приезжал часто, здесь у него было много друзей и знакомых. С одним из них, скульптором Исааком Менделевичем, он разговорился о том, что на таком примечательном месте должен быть памятник выдающемуся нижегородцу. Фигура Максима Горького идеально бы подошла на эту роль.

Хотя идея была хорошей, ей было не дано претвориться в жизнь. После гибели Валерия Чкалова скульптор настоял на том, чтобы памятник действительно был поставлен, но принадлежал он летчику. Проект был разработан самим Менделевичем при помощи архитекторов Ивана Таранова и Виктора Андреева.

Памятник должен был находиться на территории Кремля, но Исаак Менделевич установил фигуру друга на его любимом месте.

Перенос лестницы к памятнику

Что появилось раньше – памятник легендарному летчику-испытателю или знаменитая Чкаловская лестница? Задумка о строительстве ступенек возникла задолго до Великой Отечественной войны. Валерий Чкалов был знаком с председателем Горисполкома города, Александром Шульпиным, и не раз говорил ему о необходимости соединить смотровую площадку с набережной у самой кромки реки.

Идея строительства лестницы выросла в разработку целого проекта, который был осуществлен только в 1949 году. Изначально ступеньки должны были находиться ближе к Казанскому съезду, но смерть Валерия Чкалова изменила ее местоположение и название.

История распорядилась так, что память о легендарном летчике-герое надежно хранится в сердцах его земляков, нижегородцев. Именно здесь, где он задумчиво смотрел вдаль, любуясь невероятными пейзажами, установлен его бронзовый двойник. Его именем названа лестница, соединяющая Кремль и Волгу – главное здание города и могучую реку, гордо несущую свои воды.

АНАСТАСИЯ АСТАХОВА

История человечества полна именами тех людей, чьи заслуги и подвиги навсегда запечатлелись на её страницах. Во все времена находились те, кто смотрел на мир по-другому, обладал острым умом, целеустремлённостью, имел храбрость и смелость для свершения настоящих подвигов. Деятельность таких людей не проходит незамеченной, не забывается следующими поколениями. Большую роль в этом играет их увековеченье в виде памятников. Такого вида проявление уважения и памяти можно встретить в каждом населенном пункте, ведь даже самая незначительная община знает имена тех, кто сделал большой вклад и в ее становление и развитие. Великих людей помнит и Нижний Новгород. Памятник летчику-испытателю и настоящему мастеру-виртуозу, был установлен 15 декабря 1940 года и до сих пор напоминает жителям о его заслугах перед страной.

Кто такой Валерий Чкалов?

Среди всех значительных мест особенно выделяется памятник Чкалову в Нижнем Новгороде, история которого отличается многими поворотами и неожиданностями. Человек, который дал развитию советской авиации мощный толчок и благодаря которому во времена Великой Отечественной войны летчики освоили новые, невероятно важные навыки, не может не вызывать уважение и благодарность со стороны людей. Валерий Чкалов был командиром экипажа самолета, который первый совершил беспересадочный перелет из Москвы в Ванкувер.

Он был новатором, начинателем нового этапа в авиации. Благодаря результатам его деятельности, Валерия Чкалова считают основателем школы высшего пилотажа, которая базируется на доскональном знании техники пилотирования и отваге. Этот человек был первым испытателем самолетов разных скоростных режимов, что позволило конструкторам постоянно совершенствовать их модели. Его навыки быстро уходить из-под обстрела благодаря в военное время помогли немалому количеству пилотов остаться живыми перед лицом прямой опасности.

Памятник Валерию Чкалову в Нижнем Новгороде: история

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании очередной модели истребителя. Сразу же после его смерти правительством был принят ряд документов, в которых были решения по увековечению его памяти. Место для установки памятника выбрали неслучайное. Смотровая площадка поблизости Георгиевской башни кремля была любимым местом прогулок Чкалова.

Ранее на этом месте стояла статуя «Девушка с веслом». Еще при жизни Валерий Чкалов советовал это место своему другу, скульптору Исааку Менделевичу, для установки памятника Максиму Горькому. Тогда еще он не знал, что именно в этом месте навсегда будут увековечены его подвиги и что оно особенно выделит Нижний Новгород. Памятник Чкалову каждый день приходят посмотреть десятки людей, и все они с большим уважением смотрят на фигуру Героя Советского Союза.

Задумка авторов

Памятник Валерию Чкалову в Нижнем Новгороде был разработан его же другом Менделевичем, а также архитекторами и Виктором Андреевым. Валерий Чкалов изображен в своем лётном комбинезоне надевающим перчатку. Основой служит гранитный постамент цилиндрической формы, который размещен на трех высоких ступенях. На полированную поверхность основания было нанесено изображение карты, на которой отмечен маршрут двух самых значительных перелетов Валерия Чкалова. Москва как исходный пункт всех его начинай выделена рубиновой звездой.

Сооружение

Всего за месяц работы это место украсило Нижний Новгород. Памятник Чкалову хоть и был возведен достаточно быстро, но со времени торжественной закладки его основы на День авиации в 1940 году он часто переделывался, так как допускался ряд неточностей. Сделан памятник из бронзы; фигура отливалась на Ленинградском заводе «Монументскульптура». По установлению возник вопрос о создании необходимой светотени, по итогу решения которого для специального освещения на крыше Георгиевской башни и Мединститута были установлены прожекторы.

Скульптор Исаак Менделевич в 1942 году был удостоен Сталинской премии за памятник Валерию Чкалову. Позже, в 1960 году, памятник был взят под государственную охрану. С 1940 года он менялся несколько раз. Часто приходилось его реставрировать, ведь погодные условия ускоряли процесс разрушения материалов. В результате этого звезды на карте менялись три раза. Но даже при частом укреплении и переделывании памятник сохранил свой первоначальный облик.

Чкаловская лестница

Чкаловская лестница - это визитная карточка, одно из самых популярных мест, которые славят Нижний Новгород. Памятник Чкалову изначально сооружался возле промышленных зон. На одном из заседаний городской комиссии по возведению памятника была высказана идея по строительству лестницы, которая соединяла бы сам памятник и реку внизу.

Это способствовало благоустройству откоса и набережной. Война стала основным препятствием в завершении проекта, и его реализация затянулась на целых шесть лет. В итоге она была сделана в форме восьмерки и имеет 560 ступеней. Название «Чкаловская лестница» было дано месту народом и окончательно закрепилось за ним.

Монумент возведен как дань уважения великим делам знаменитому на всю страну нижегородцу, земляку, сумевшему совершить рекордный перелет в 1936 году через всю страну (Москва - Петропавловск-Камчатский), а в 1937 году беспрецедентный перелет из СССР в США через Северный Полюс. 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе (ранее - Центральный аэродром имени Л. Д. Троцкого) опытный летчик Валерий Павлович Чкалов погиб. Совершая заход на посадку, двигатель М-88 остановился, но Чкалов В.П. героически управлял самолетом до конца и успел посадить его вне площади, занятой жилыми домами. Сам же летчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру, от полученной травмы скончался через 2 часа в Боткинской больнице.


В этом же году, после гибели летчика, горьковчане обратились к властям города с ходатайством об установлении памятника Чкалову. В день второй годовщины гибели легендарного летчика-испытателя, комбрига и Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова 15 декабря 1940 года в Нижнем Новгороде был торжественно открыт памятник в его честь. Монумент установлен в одном из красивейших мест Нижнего Новгорода - на Верхне-Волжской набережной у Георгиевской башни кремля, где Валерий Павлович Чкалов так любил гулять. Авторами проекта выступили Лауреат Государственной премии скульптор И.А Менделевич и архитекторы В.С. Андреев и И.Г. Таранов. Памятник расположен на трех высоких ступенях, облицованных черным гранитом. Бронзовая статуя В.П. Чкалова отливалась на заводе «Монументскульптура» в Ленинграде. Фигура летчика возвышается на цилиндрическом пьедестале, голова чуть откинута назад, правая рука натягивает перчатку на левую руку. Все в облике великого летчика говорит о его мужестве, бесстрашии, упорстве.


На полированной поверхности цилиндра нанесены контуры карты Северного полушария с трассами двух исторических перелетов экипажа АНТ-25 под командованием Чкалова. Трассы перелетов героического экипажа Чкалова-Байдукова-Белякова на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку изображены никелированными пластинками, Москва как начальный пункт перелетов была обозначена красной рубиновой звездой. Внизу постамента накладными буквами из бронзы сделана надпись: «1904-1938. Великому летчику нашего времени Валерию Чкалову».

Нижний Новгород, он же Горький, он же, с легкой молодежной руки — НиНо или НН. Город, заслуживший звание приволжской столицы, действительно самобытен - немного провинциальный и в то же стремительно развивающийся, сохранивший свой исторический облик, он, вместе с тем, быстро обрастает современной архитектурой.

Если говорить о достопримечательностях Нижнего Новгорода — то их довольно много: за 8 веков существования чья только нога ни ступала на землю Дятловых гор, кто только не оставил свой след в нижегородской истории.

Нижний Новгород - родина выдающихся людей в сфере литературы, искусства, науки. И почти каждому именитому горожанину здесь установлен памятник. В крайнем случае - мемориальная доска. Памятники самым известным нижегородцам - Минину и Пожарскому, Горькому и Чкалову установлены в самом сердце Нижнего Новгорода.

Здесь же стоит и самая известная нижегородская достопримечательность — Кремль. С недавнего времени ведутся переговоры о включении его в Список Объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО в России.

Сразу же за стенами Кремля расположились улица Рождественская с одной стороны, а с другой - Чкаловская лестница. Пройтись по этой лестнице - повод не только подивиться силе инженерной мысли, но и проверить свою выносливость. В лестнице — ни много ни мало — 560 ступеней! Это самая длинная лестница в России.

Особое место среди достопримечательностей города занимают многочисленные церкви и соборы. Одни - монументальные и строгие (Староярмарочный собор, Александро-Невский Новоярмарочный собор), другие - небольшие и затейливые (Строгановская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу).

Но все невероятно красивые, с богатой вековой историей. Особой известностью пользуются нижегородские монастыри - Благовещенский и Печерский.

Что касается музеев Нижнего Новгорода, то число их не слишком велико, однако все они, без сомнения, заслуживают внимания. Тем более, что некоторые из них уникальны и существуют в России в единственном числе — к примеру, музей Добролюбова.

Самым знаменитым, безусловно, является недавно отреставрированный, а потому удивительно красивый краеведческий музей - Усадьба Рукавишниковых. Здесь большую ценность представляют не столько экспозиции, сколько само здание, поражающее своей красотой и сочетанием стилей.

Почти все самые интересные музеи находятся неподалеку друг от друга: Художественный музей, Русский музей фотографии, музей-квартира А.М. Горького.

Но все же главной достопримечательностью остаются природные красоты и пейзажи Нижнего Новгорода, открывающиеся с Верхневолжской набережной. Нижегородский Волжский откос - место, которое специалисты ЮНЕСКО планируют включить в число Объектов Всемирного Наследия.

Красоту нижегородской природы можно оценить не только на Верхне-Волжской набережной, но и в одном из городских парков: автозаводский парк, парк Кулибина, парк Пушкина, парк «Швейцария».

Так, в пушкинском парке можно пройтись по уникальной березовой аллее, а в парке «Швейцария» - насладиться красотой речных просторов и прокатиться на одном из многочисленных аттракционов.