Выдающиеся осетины. Известные и знаменитые люди города владикавказа

1. Осетины - пришлый народ, обосновавшийся на Северном Кавказе;

2. Осетины - прямые потомки иранских евреев;

3. Появились осетины на Кавказе в 529 году;

4. Столица нынешней Северной Осетии г. Владикавказ до 1933 года был столицей Ингушетии; 5. 99% осетин - это язычники. Поклоняются идолам, рощам, разным осетинским языческим святыням;

6. Осетины - один из немногих народов, у которых до недавних пор присутствовала гостеприимная проституция. То есть осетин должен был уступить своему гостю на ночь свою жену или дочь. Таков был обычай;

7. Национальная одежда осетин заимствована у кабардинцев и ингушей;

8. До появления России на Кавказе осетины проживали в горах и давали дань кабардинцам,ингушам и грузинам;

9. Осетины - это единственный из народов Кавказа, про которых Лермонтов в своем произведении "Герой нашего времени" писал: "...не способны ни к какому образованию, порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!" ;

10. Половина нынешней территории Северной Осетии является чужой и отобрана силой советской и российской армии уингушей,
кабардинцев, грузин и казаков (казаки-это сословие, а не нация. О чем до сих пор не знают многие осетины. И земли для поселений им были выделены лишь после прихода на Кавказ России);

11. Осетины делятся на основные три группы племен: иронцы, дигорцы и кударцы, между которыми часто происходят столкновения и
массовые драки, но пока ни одна из сторон не взяла верховенство;

12. С 1941 по 1945 годы 36 осетин стали Героями Советского союза, 29 осетин из которых удостоились этого звания за участие в депортациях ингушского, чеченского и карачаевского народов;

13. Северная Осетия - единственный в мире регион, где местными властями был на республиканском уровне принят самый
противоправный, антизаконный Тезис "О невозможности совместного проживания представителей двух народов", то есть
ингушей и осетин;

14. У осетин имя "Алан" самое распространенное, но до 1950- х годов ни один осетин не носил это имя;

15. Название "Осетия" имеет грузинское происхождение: грузинское название народа когда - то жившего на этой территории "осы (овсы)" плюс грузинский суффикс " -ети", "Осети", что в сумме означает "место где живут осы";

16. На территории Пригородного района, который сейчас входит в состав Северной Осетии еще 70 лет назад не жил ни один осетин.
Район входил в состав Ингушетии (ЧИАССР) и из 34 тысяч населения данного района 31 тысяча человек были ингуши, а остальные 3 тысячи - это грузины, русские и другие;

17. Танец у осетин называется "макъалон каф" и переводится как "ингушский танец";

18. В годы Великой отечественной войны значительная часть территории Северной Осетии была оккупирована гитлеровской
армией и около полугода осетины находились под немцами;

19. В осетинском языке нет слова "Алан" и также отсутствует смысловая расшифровка этого слова.;

20. Нынешняя Временная столица Северной Осетии г. Владикавказ возник на месте ингушского села Заур-Юрт (Заурово)

Народ осетины

Это народ живущий на территории Кавказа, преимущественно в России. Основное население северной и южной Осетии. Считаются аланскими потомками. Себя они называют народом дигирон или ирон. Осетины в большинстве своем разговаривают на двух языках.

Численность населения

Всего в мире насчитывается около 700 тыс. представителей осетинов. Больше всего их проживает в РФ, около 530 тыс. человек:

  • Северная Осетия (460 тыс.);
  • Москва и область (14,5 тыс.);
  • Кабардино-Балкария (9 тыс.);
  • Ставрополь (8 тыс.);
  • Краснодар (4,5 тыс.);
  • Санкт-Петербург (3,2 тыс.);
  • Карачаево-Черкесия (3 тыс.);
  • Ростов-на-Дону и область (2,8 тыс.);
  • Тюмень и область (1,7 тыс.);
  • Красноярск (1,5 тыс.);
  • Волгоград и область (1 тыс).

А также в таких странах:

  • Южная Осетия (48 тыс. человек и составляют 80% всего населения государства);
  • Турция (37 тыс.);
  • Грузия (14-36 тыс.);
  • Узбекистан (9 тыс.);
  • Украина (4,8 тыс.);
  • Азербайджан (2,5 тыс);
  • Туркмения (2,3 тыс.);
  • Казахстан (1,3 тыс);
  • Сирия (700 чел.);
  • Абхазия и Киргизия (по 600 чел.);
  • Белоруссия (500 чел.);
  • Таджикистан (400 чел.).

Происхождение народности

Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.

Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые .

Распределение по языковых группах

Осетинский язык — это единственный реликт, что сохранился со времен скифов и сарматов. Он делиться на такие категории:

  • индоевропейский язык;
  • индоиранская ветка;
  • иранская группа;
  • северо-восточная подгруппа.

Среди местных диалектов Северной Осетии различают иронский и дигорский диалект. Первые — больше распространённые, а их диалект заложен в литературное письмо. Кроме того на дигорском языке издаются книги. Но между собой эти диалекты сильно отличаются, как фонетически, так и лексически. В Южной Осетии ошибочно закрепилось название этноса, как кударцы. Но на самом деле, это лишь несколько десятков представителей с одноименной фамилией. Среди говоров различают кударо-джавский и чсанский осетинские языки. Кроме того в Южной Осетии признано 3 национальных языка:

  • осетинский;
  • грузинский;
  • русский.

Тогда, как на территории РФ распространено только двуязычие. Поэтому даже в диалектах Южной и Северной Осетии много отличия. В первой больше грузинского сходства, а во второй — русского.

Религиозность

Большинство осетин православные, почти 60% всей народности. Многим людям свойственно язычество. И совсем немного человек (всего 3 %) поддерживают ислам.

Описание народности

У коренного населения форма головы продолговатая, волосы темных оттенков, также, как и глаза (но не редко бывают и серыми). Осетины — яркий пример европеоидной расы.

Кухня

Кулинарные традиции начали вводить кочевые племена аланов. Очень ценится мясо, а также осетинские сыр и пиво. Среди любимых блюд — пироги (насгун, фидгун) и шашлык. Очень часто мясо тушат в сметане. Такие блюда, как калуа и бламык до нашего времени не сохранились в традициях. Но сегодня осетинская кухня вобрала в себя много элементов русской и европейских кухонь.

Культура и традиции

Осетины в древние века занимались скотоводством, реже ловили рыбу и охотились.

Костюмы в летнее и зимнее время могли отличаться. Но в основном одевали зауженные брюки мужчины, башмаки и бешмет. Женщины же носят платье с воротником, могут на голову одевать платок.

В семье глава старался чтобы его семья была защищена, ни в чем не нуждалась и являлся крепкой опорой для всех. Это сохранилось и по сей день.

Позор для осетин — пьянство за застольем. Также нельзя начинать кушать, пить и выходить з-за стола без разрешения старшин. Кто опаздывает на мероприятие, то садится в самый конец стола.

Гостеприимность и дружелюбие народа видны во всем. Особым доказательством тому есть — проживание иных народов на их землях. А суровые обычаи только закалили дисциплину и характер каждого осетина.

В декабре 2008 года Северо-Осетинский информационный портал «15-й РЕГИОН» подвел итоги проекта «Наше достояние», который преследовал цель выявления самого знаменитого осетина. Наибольшее количество голосов набрал основоположник осетинской письменности и литераторы Коста Хетагуров, за которого проголосовало 908 человек. 824 голоса набрал главный дирижер Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев. На третьем месте - легендарный разведчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник Хаджумар Мамсуров, набравший 541 голос. Проект «Наше достояние» проводился по аналогии с теми, что были проведены во многих европейских странах, в том числе и в России («Имя России»).

Жизненный путь Коста (Константина) Левановича Хетагурова - основоположника осетинской литературы и языка, просветителя, поэта, драматурга, публициста, скульптора, художника, общественного деятеля - тяжкий и трагический. Его личная жизнь состояла из лишений, невзгод, постоянных переездов. Беспокойного поэта власти не раз высылали «внутрь России». Но народный певец, как любил себя называть Коста, всегда считал человека существом священным, а насилие над личностью преступным и отвратительным.

В советское время Хетагурова было принято считать атеистом и чуть ли не большевиком. На самом же деле Коста был настоящим христианином, глубоко верующим человеком, гордящимся тем, что его осетинский народ еще до Крещения Руси ступил на путь Православия. Коста рисовал картины на религиозные темы, расписывал храмы в горах Осетии.

…Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в семье прапорщика Русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова в самом сердце Осетии - Нарской котловине, где на изломе Кавказского хребта, на южном и северном его склонах, живут осетины.

Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (Плиевой). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Позже Коста говорил о мачехе, что она его «не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

В августе 1881 года Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии прекратили. Коста еще два года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

До 1891 года жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции.

К этому времени Коста был хорошо известен уже всему Кавказу. Одно из своих лучших стихотворений он посвятил великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

На открытии памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске в 1899 году Коста Хетагуров возложил к пьедесталу венок от кавказской молодежи.

Преследуемый властями, поднадзорный Коста в 1898 году приехал в Пятигорск после перенесенной операции лечиться грязевыми ваннами и пробыл здесь несколько месяцев. Он сразу же включается в общественную жизнь города. Активно сотрудничает с местной прессой. Отсюда посылает статьи в Петербург. И, конечно же, у общительного и открытого от природы Коста сразу же появились многочисленные друзья в среде пятигорской интеллигенции.

29 мая 1899 года поэт прибыл на место новой ссылки в Херсон. В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва он поселился в Пятигорске, затем переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

В 1899 году, когда Хетагуров ещё находился в ссылке, во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира». Многие стихи были изменены цензурой, некоторые же не вошли в книгу.

Стихотворение «Мать сирот» из этого сборника, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа. Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина разжигает костер, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

В 1901 году Хетагуров вновь тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

И вновь - Пятигорск, который осетинский поэт любил особенно горячо, мечтал купить здесь скромный домик. Последний раз Коста побывал в городе 3 июля 1903 года, незадолго до смерти. Его, абсолютно больного, привезла сестра Ольга, чтобы показать профессору Харьковского университета А.Я. Анфимову. Доктор нашел состояние поэта безнадежным.

В 1905 году Коста перевезён сестрой Ольгой в село Георгиевско-Осетинское, где он умер 1 апреля (19 марта) 1906 года. Позже поэта перезахоронили в Северной Осетии-Алании. Ныне Коста Хетагуров покоится на территории Осетинской Церкви во Владикавказе. Здесь работает Дом-музей Коста Хетагурова, перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста.

Имя поэта носит крупнейший вуз РСО-А - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).

Коста Хетагуров сегодня - символ борьбы Южной Осетии за свободу и независимость, символ единства всего осетинского народа, разделенного границами.

Во время августовской войны прошлого года в Южной Осетии у многих на устах были такие его пламенные строки:

Я счастия не знал,

Но я готов свободу,

Которой я привык,

Как счастьем дорожить/

Отдать за шаг один,

Который бы народу/

Я мог когда-нибудь/

К свободе проложить.

«Даром Бога осетинскому народу» назвал Коста Хетагурова Председатель Союза писателей Южной Осетии Мелитон Казиев.

По его словам, «Коста поднял осетинский язык и литературу на недосягаемую дотоле высоту. Весь мир знает поэзию Коста, творчество Коста. После него, после того как стало понятно, что осетинский народ богат дарованиями, началось истребление лучших сынов Осетии и это продолжается до сих пор».

Возрождение героического Цхинвала еще только начинается. Во время недавних гастролей Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова в Тамбовскую область спектакль «Юлий Цезарь» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира на осетинском языке сыграли девять актеров. Их речь переводил на русский язык художественный руководитель театра, министр культуры независимого государства Тамерлан Дзудцов.

Министр рассказал, что здание их театра было разрушено снарядами грузинских танков и поблагодарил тамбовских строителей, безвозмездно построивших в Цхинвале целую улицу, названную Тамбовской.

В перспективе осетинские артисты намерены поставить в учебном театре Тамбовского университета спектакль о любви по пьесе Коста Хетагурова «Фатима»,

Недавно завершился конкурс на лучший проект эмблемы юбилейного Года.

В комплексный план мероприятий по празднованию 150-летнего юбилея Коста Хетагурова включены проведение филологических, искусствоведческих, этнографических конференций, издание произведений самого поэта, специальных фотоальбомов, научно-методической и детской литературы.

В юбилейные дни будут развернуты выставки и специальные экспозиции в музеях, библиотеках и школах. В них примут участие профессиональные художники и воспитанники детских художественных школ. Кроме того, будут организованы концертные программы, читательские диспуты, встречи литераторов с учащимися школ и студентами вузов.

Театральные коллективы покажут спектакли по пьесам Коста Хетагурова. Будут проведены многочисленные конкурсы, литературные, музыкальные и фольклорные праздники, демонстрация кинофильмов по произведениям Коста.

В сентябре в Художественном музее имени М.Туганова во Владикавказе - здесь самое крупное в Российской Федерации собрание живописи великого осетинского просветителя - будет открыта выставка художественных работ Коста Хетагурова.

В музее 18 его живописных и графических произведений. Среди них - жанровая художественная композиция «На школьной скамье жизни», а также написанная им галерея портретов современников.

По словам директора музея Аллы Джанаевой, в фондах хранятся также иконы, написанные Коста Хетагуровым, - «Скорбящий ангел», библейский сюжет «Моление о чаше», еще одна икона «Спас нерукотворный», хранившаяся ранее в музее в Цхинвале, находится сегодня в Краеведческом музее Владикавказа.

Юбилейные мероприятия пройдут не только в Северной и Южной Осетии, но и в Ставрополе, Пятигорске, Карачаево-Черкесии, Санкт-Петербурге…

В октябре 2009 года в Москве пройдут Дни Осетии, приуроченные к 150-летию со дня рождения Коста Хетагурова. В их рамках состоится гала-концерт «Вместе с Россией единой и сильной».

«Юбилей Коста Хетагурова, имя которого знает вся Россия, имеет и большое патриотическое значение, - подчеркнул глава Республики Северная Осетия - Алания Таймураз Мамсуров. - Нам надо вдохнуть жизнь в сложившуюся обстановку обыденности и тревоги, сделать все, чтобы у людей появился жизненный оптимизм. Таким стимулом должно стать празднование этого важного исторического события».

…Стихи и поэмы Коста Хетагурова, любившего повторять «…я пишу то, что уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце», переведены почти на все языки бывшего Советского Союза, на десятки языков мира. Многие фразы из них стали крылатыми.

Так, далеко за пределами родины Коста Хетагурова известны строки:

Весь мир - мой храм,

Любовь - моя святыня,


Осетины , Осетины – потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северный и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия – Алания (площадь – около 8 тыс. кв. км., столица – г.Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь – 3.4 тыс. кв. км., столица – г.Цхинвал).

Не смотря на географическое и административное разделение в обеих частях Осетии живёт единый народ, с одними и теми же культурой и языком. Разделение же произошло по волевому решению из Кремля в 1922 году, без какого-либо учёта мнения самих осетин. По этому решению Северная Осетия была отнесена к России, а Южная Осетия – к Грузии. В течение семи десятилетий, если не принимать во внимание чувств бедной падчерицы и попыток насадить грузинскую культуру и язык, граждане Южной Осетии особо больших неудобств от этого разделения не испытывали, так как жили в единой семье братских народов СССР. Но времена поменялись. Россия и Грузия стали отдельными государствами с весьма натянутыми взаимоотношениями. Осетины при этом оказались по разные стороны государственной границы. Причём, разделёнными стали даже многие семьи, члены которых проживают в разных частях Осетии. Но об этом – ниже. В настоящее время общая численность осетин в мире всего составляет около 640-690 тысяч человек. Из них (по неофициальным данным) проживают: -в Северной Осетии – 420-440 тысяч человек

В Южной Осетии – 70 тысяч человек

В республиках и регионах России – 60-80 тысяч человек

В Грузии – 50-60 тысяч человек

В государствах на территории бывшего СССР – 20-30 тысяч чел.,

В Турции и Сирии – 11-12 тысяч человек,

В странах Европы, Америки, Австралии – около 12-15 тысяч чел.

Осетия граничит: на востоке - с Республикой Ингушетия, на северо-востоке - с Чечнёй, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге - с Грузией и на севере - со Ставропольским краем. Богата и разнообразна природа Осетии: знойные степи, цветущие предгорные равнины, вечно покрытые льдом вершины высочайших в Европе Кавказских гор, глубокие ущелья и стремительные реки. Осетины – народ, ввиду своей уникальности (отсутствия близких по языку и культуре родственных народов) давно привлекавший к себе пристальное внимание российских и известных зарубежных историков и исследователей Кавказа, таких как Миллер, Шегрен, Клапрот, Вернардский, Дюмезиль, Бахрах, Сулимирский, Литтлтон, Бейли, Кардини, Абаев, Ростовцев, Кузнецов и многие другие. История Осетии от алан, сарматов и скифов до наших дней достаточно хорошо описана в книгах многих авторитетных ученых, и в частности М.Блиева и Р.Базрова «История Осетии», а также в приводимом в данном разделе, предисловии академика М.Исаева «Аланы. Кто они?» к русскому изданию книги Бернарда С.Бахраха «Аланы на Западе». Сама же эта книга (“A history of the Alans in the West”, by Bernard S. Bachrach)* ярко освещает историю западных алан, большими массами расселившихся в странах Западной и Центральной Европы, и оставивших заметный след на развитии культуры народов этих стран, от Британских островов и северной Италии до Балканских стран и Венгрии. Там потомки алан (ассов) в последствии образовали отдельную Ясскую область, многие столетия сохраняя культуру и язык предков. К слову, большинство исследований истории западных алан начисто опровергает теории некоторых северо-кавказских историков о том, что аланы не были ираноязычны. Ираноязычность западных алан распознается без больших усилий. На протяжении своей истории, осетинский народ прошёл периоды, от бурного расцвета, усиления мощи и огромного влияния в первом тысячелетии нашей эры, до почти полного катастрофического истребления во времена нашествий татаро – монгол и хромого Тимура в 13-14 веках. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Жалкие остатки некогда могущественного народа (по некоторым данным - не более 10 -12 тысяч человек) почти на пять столетий были заперты в высокогорных ущельях Кавказских гор. На протяжении этого времени все «внешние связи» осетин сводились только к контактам с ближайшими соседями. Однако, нет худа без добра. По мнению ученых, во-многом благодаря этой изолированности, осетины почти в первозданном виде сохранили свои уникальные культуру, язык, традиции и религию. Прошли столетия и народ восстал из пепла, заметно вырос в численности. И к первой половине XVIII века, ввиду тесноты, суровости и ограниченности условий высокогорья и сложной геополитической обстановки в регионе, перед осетинским народом остро встал вопрос необходимости вхождения в состав России и переселения на равнинные земли. Через выборных послов – представителей различных осетинских обществ, в Санкт-Петербург было направлено соответствующее прошение на имя Императрицы Елизаветы Петровны. После поражения Турции в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Влияние России в регионе заметно возрасло и она могла действовать более решительно, чем ранее, в осуществлении своих колониальных целей на Кавказе. И следом за заключением Кучук-Кайнарджийского мирного договора в 1974 году, было принято решение о присоединении Осетии к Российской Империи. Однако административное подчинение Осетии поначалу носило формальный характер. И народ ещё долгое время продолжал сохранять независимость от российской администрации. В осетинских ущельях то и дело вспыхивали восстания, подобные Дигорскому в 1781 году, носившие народно-освободительный характер. Однако вцелом, присоединение к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений в Россией. За последующие 100 -150 лет в Осетии выросли сотни образованных педагогов, просветителей, литераторов, военачальников, государственных и общественных деятелей. Большинство из них получило хорошее образование в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах России. К началу прошлого века уже насчитывались десятки боевых генералов-осетин, и тысячи офицеров, награждённых высшими воинскими наградами России. Верой и правдой, с аланской честью, они защищали интересы Отечества на всём протяжении, от Дальнего Востока до Балкан и Турции. Шли годы и уже политические события начала XX столетия нанесли новый удар по нашему народу, как и всем остальным народам страны. Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война надолго раскололи осетинское общество на враждующие непримиримые лагеря. Они заметно подорвали основы внутриобщественных взаимоотношений, устоев и традиций. Зачастую по разную сторону баррикад оказывались соседи, родственники, а то и члены одной семьи. Многие передовые люди своего времени были убиты в боях, другие навсегда эмигрировали заграницу. Ну а самый большой урон осетинской культуре был нанесён во времена известных репрессий 30-40-х годов, когда почти полностью был уничтожен цвет нации. Знаменитое аланское воинское искусство и тяга к ратным подвигам не ушли в историю вместе с ними. Через века они возродились в потомках, у котоорых воинская служба и защита Отечества всегда были в особом почёте. Тяга к офицерской службе проявляется в осетинах с самого раннего детства. И тот факт, что в данный проект вошли сведения о 79 генералах и адмиралах советского периода и современной России, убедительно подтверждает этот вывод. Наиболее ярко осетинский народ проявил свои лучшие качества, унаследованные от гордых предков, во время Второй мировой войны.

При общей численности населения на 1941 г. 340 тысяч человек:

90 тысяч осетин ушли защищать Родину от фашистских оккупантов.

46 тысяч из них погибли в боях за свободу и независимость нашей Родины.

34 осетина стали Героями Советского Союза. Это самый высокий показатель по отношению к общей численности населения, среди всех народов СССР (см. таблицу в разделе "Герои Советского Союза"). -более 50 человек стали генералами и адмиралами

Осетинская семья Газдановых потеряла на фронтах войны всех 7-х сыновей,

Две семьи потеряли по 6 сыновей,

В 16-ти семьях не вернулись с войны по 5 сыновей,

52 осетинские семьи потеряли в этой войне по 4 сына,

Поражние фашистских войск на Кавказе началось с их разгрома в жестоких боях на подступах к Владикавказу зимой 1942 года, и освобождения оккупированных гитлеровцами районов Северной Осетии. В рядах командиров Красной Армии храбро сражались десятки боевых генералов – осетин. Самые известные из них - дважды Герой Советского Союза генерал армии Исса Плиев, Герой Советского Союза, генерал армии Георгий Хетагуров, Герой Советского Союза, генерал-полковник, один из самых видных советских разведчиков, которого называли отцом советского спецназа, Хаджи-Умар Мамсуров и командир прославленных советских воздушных ассов, Герой Советского Союза, генерал-майор Ибрагим Дзусов. Послевоенный период истории Осетии характеризуется бурным развитием промышленности, экономики, сельского хозяйства, культуры и спорта. Благодаря богатым природным ресурсам, в Осетии выросли такие крупные предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности, как Садонский и Квайсинский свинцово-цинковые комбинаты, заводы "Электроцинк" и "Победит", продукция которых находила широкое применение в стране и за рубежом, Цхинвальские заводы «Эмальпровод» и «Вибромашина», Алагирский завод сопротивлений, крупнейший в Европе Бесланский маисовый комбинат, мебельная фирма «Казбек», целый ряд крупных предприятий электроники и др. Столица Республики Северная Осетия – Алания, Владикавказ (население –чуть более 300 тысяч человек) - один из красивейших городов региона, культурный, экономический и транспортный центр. Здесь, как и по всей республике, в мире и согласии проживают люди многих национальностей. Владикавказ славится престижными высшими учебными заведениями, среди которых Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Горский государственный аграрный университет, Северо-Кавказский государственный технологический университет, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, высшие военные училища и другие. Разнообразна и насыщена культурная жизнь Осетии. Здесь функционируют несколько государственных театров, филармония, известный в стране и за рубежом государственный академический ансамбль народного танца «Алан», конный театр «Нарты». Осетинская культура и искусство дали стране и миру таких известных людей, как один из лучших дирижёров в мире, руководитель Санкт-Петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев, первая в мире женщина-дирижёр, народная артистка СССР Вероника Дударова, солистка балета Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева, династию цирковых артистов Кантемировых во главе с основателем советского конно-циркового искусства Алибеком Кантемировым, артисты театра и кино, народные артисты СССР Владимир Тхапсаев и Николай Саламов, известные эстрадные исполнители Феликс Царикати и Аким Салбиев и многие другие. На соревнованиях самого высшего ранга прославляют свою Родину осетинские спортсмены в вольной и греко-римской борьбе, дзю-до, каратэ, тае квон до, тяжелой атлетике, армрестлинге, футболе, художественной гимнастике и многих других видах спорта. Осетины по праву гордятся 12- ю чемпионами Олимпийских игр, несколькими десятками чемпионов мира, Европы, СССР и пост-советской России.

Проживающий на территории Южной и . Однако, можно встретить и в , России, и иных странах мира. Во всем мире живет примерно 700 тыс. осетин, из которых 515 тыс. человек имеют российский паспорт.

Жители Северной Осетии говорят, в основном, на русском языке, т.к. государство входит в состав России. Что касается вероисповедания, то здешние люди в большинстве своем , однако есть и представители других религий. Осетины относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Для этих людей характерны вытянутая форма головы, карий, голубой или серый цвет глаз, а также черный цвет волос, хотя встречаются и русоволосые, рыжеволосые представители.

Население республики составляет примерно 712 тыс. человек, на территории страны помимо осетин в стране проживают:

165,0 (23,0 %);

Ингуши - 25,0 (5,0 %);

17,0 (2,5 %);

Кумыки - 13,0 (2,0 %);

10,5 (1,5 %);

5,5 (менее 1%);

3,5 (менее 1%);

Адыги (Кабардинцы) 2,8 (менее 1%);

Турки 2,8 (менее 1%).

Говоря об осетинской архитектуре, необходимо сказать, что наибольший интерес вызывают памятники, типа крепости, замки, башни, заградительные стены. Такие сооружения обычно строились в ущельях, которые населял народ. С давних времен такие постройки были надежным гарантом свободы родов, а также убежищем для их хозяев. До наших дней дожили немного памятников архитектуры, большая часть их была разрушена во время военных действий.

Основными блюдами у осетин являются пироги, рагу из мяса с картофелем, тушеное со сметаной мясо, соус из листьев перца со сливками, сваренные кукуруза и фасоль. Из традиционных напитков можно назвать квас, пиво, а также напиток, который называется арака, походящий на виски. Конечно, как и в любой другой кавказской стране, в Северной Осетии умеют и любят готовить шашлык.

Издавна основным занятием местных жителей были земледелие и скотоводство, когда-то местные жители занимались и охотой. Наиболее популярно в хозяйстве было приготовление масла, сыра, производство сукна, обработка шерсти, изготовление посуды из дерева и металла. Костюм осетин имел приблизительно такой вид: бешмет и узкие брюки, достигающие башмаков. В горах использовали особую обувь - арчит, а головным убором служила шапка из меха, летом - горская шляпа.

Что касается женщин, то они в повседневной жизни одевались в платья, которые имели стоячий воротник и складки в районе талии, разрез на груди до пояса.

Изобразительное и прикладное осетинское искусство очень богато.

Местный народ занимался резьбой по дереву, обработкой металла, вышивкой орнамента, даже резьбой по камню. Если говорить о музыкальных инструментах, то они имеют большую схожесть с типичными кавказскими инструментами.

Среди них можно выделить арфу, пастушью свирель, двухструнную скрипку, на всех этих инструментах играли только мужчины. Чуть позже в Северной Осетии появилась двурядная гармонь, которая была завезена из России.

Осетины - толерантная, гостеприимная и дружная нация.

Известные осетины:

Валерий Георгиевич Газзаев (р. 1954) — футбольный тренер, «Мастер спорта международного класса», «Заслуженный тренер России».

Валерий Абисалович Гергиев (р. 1953) — Народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.

Варзиев Хаджисмел Петрович (1938—2011) — первый дипломированный балетмейстер Осетии, заслуженный деятель искусств , народный артист СОАССР.

Гизикова, Зарина Майрамовна — российская гимнастка, заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, чемпионка Европы в команде (2002), чемпионка мира в упражнении с мячом (2003)

Дзагоев Алан Елизбарович (р. 1990) — российский футболист, молодой игрок в составе

Шанаева Аида Владимировна (р. 1986) — российская спортсменка — рапиристка, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка в команде (2008), чемпионка мира (2009)

Хетагуров, Коста Леванович (1859—1906) — поэт

Гацалов Хаджимурат Солтанович (р. 1982) — Олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, мастер вольной борьбы.