История Цирка и чуть-чуть интересных фактов о цирковом костюме! Что такое цирк? Цирковое искусство. Цирковые артисты Как называют цирк

Обычно цирк ассоциируется с характерным круглым шатром, в котором разыгрываются красочные развлекательные представления, включающие элементы циркового искусства — например, эквилибристику и акробатические номера, жонглирование, танцы, выступления клоунов или дрессированных животных. Однако цирк не всегда выглядел так, как сегодня, а его история уходит корнями в древность. В Древнем Китае цирковое искусство было представлено выступлениями акробатов, сохранявшими равновесие при исполнении сложных упражнений: в китайском цирке не было номеров с участием животных. В свою очередь, древнеримские цирки — монументальные сооружения для нескольких тысяч зрителей — были прежде всего местами соревнований конных повозок. Позднее, после изобретения складного циркового шатра, появились передвижные цирковые труппы. В наши дни в цирке, кроме классических номеров, можно увидеть также разнообразные спецэффекты — не только известные на протяжении веков пиротехнические фокусы, но и управляемые посредством компьютера.

Circus Maximus.
В Риме цирк был открытым сооружением с ареной, окружённой многоярусными трибунами. Зрителям показывали захватывающие акробатические трюки, танцы, сражения, верховую езду, в частности гонки на колесницах. Слово «цирк» (лат. circus — круглый) появилось потому, что здания строились в форме, близкой к окружности, чтобы в них можно было расположить беговую дорожку. Подобные зрелища в древности пользовались большой популярностью: в самом большом цирке — римском Circus Maximus — размещалось 250000 зрителей, в несколько раз больше, чем в Колизее.

Цирковые шатры.
Цирк в привычном нам виде появился только в XVIII в. Первый стационарный цирк, где регулярно проходили выступления артистов и дрессированных животных, был построен в 1772 году англичанином Ф. Астлеем в Великобритании. Вскоре — после того, как был сконструирован складной шатёр в форме конуса или эллипса, названный шапито — начала развиваться традиция странствующего цирка. А французское слово шапито стали употреблять для названия самого странствующего цирка, путешествовавшего с выступлениями из города в город.

Волшебство тела.
Цирковое искусство намного старше, чем собиравшие тысячи зрителей римские зрелища. Впервые (3500 лет до н.э.) оно появилось в Китае. Китайские циркачи демонстрировали в основном эквилибристику, акробатические и гимнастические номера, а также жонглирование. Именно этими номерами китайцы знамениты и по сей день. Китайский цирк — зрелище, в котором артисты демонстрируют немыслимую гибкость тела. Однако в китайском цирке не бывает дрессированных животных.

Цирковые парады.
Приезд цирка был важным и заранее ожидаемым событием. Чтобы сообщить о своём прибытии, циркачи часто организовывали парады, в которых принимали участие ярко украшенные животные, атлеты с мощными фигурами, тянущие за собой гружёные телеги, а также акробаты на ходулях и пожиратели огня. Парадное шествие замыкали характерные цирковые фургоны, в которых путешествовали странствующие артисты.

Бродячие артисты.
В Европе цирковое искусство расцвело в средние века, когда появились странствующие циркачи и артисты. Их выступления проходили на больших аренах, в шатрах или просто на городских улицах во время ярмарок и народных гуляний. Особенный восторг публики вызывали канатоходцы, исполняющие опасные номера, удерживая равновесие на канате, натянутом прямо над улицей между крышами домов. В странствующих труппах были также жонглёры, пожиратели огня, мимы и комедианты.

Клоуны.
Современный цирк — прежде всего развлечение, поэтому его обязательным элементом является выступление клоунов. Любимцы детей — ярко раскрашенные актёры в огромных башмаках с искусственными красными носами призваны смешить зрителей. Это нелегко, и зачастую требует разнообразных талантов — актёрских, музыкальных и гимнастических. Наиболее популярные представители этой группы циркачей — акробаты, мимы — «рыжие» и «белые», чьи образы произошли от традиционных комедийных персонажей — Арлекина и Пьеро.

Опасная работа.
Эквилибристка и акробатические номера требуют необычайного умения, которое приходит лишь в результате многолетних тренировок, как, например, в акробатических трюках на трапециях под куполом цирка, изобретенных во Франции в середине XIX в. Для этого необходимо точное чувство времени, ловкость, сила и гибкость тела. Не менее трудными номерами являются езда на одноколёсном велосипеде, требующая исключительного чувства равновесия, а также метание ножей в цель. Каждое неверно выполненное движение связано с огромным риском и может угрожать жизни артиста.

Дрессированные животные.
В большинстве цирков мира выступления дрессированных животных давно стали классическими номерами. В программу могут входить выступления катающихся на велосипедах собачек, жонглирующих мячами тюленей, а также верховая езда. Особенно популярны номера с участием опасных животных — например, медведей, львов, тигров и слонов. Зрелище дрессировщика, вкладывающего голову в пасть льва, заставляет замирать сердце, но настолько же захватывающим может быть вид огромных слонов, стоящих на двух ногах как маленькие собачки.

Знаете ли вы, что:

  • В былые времена зрителей очень привлекали выступления пожирателей огня.
  • Под огромным цирковым шатром находятся места для зрителей и оркестра, а также арена для артистов.
  • Помимо обычного цирка, существуют также «Цирк на воде» и «Цирк на льду», в котором циркачи исполняют трюки в воде и на коньках.
  • Автомобили, на которых циркачи переезжают из города в город, обычно покрыты цветными рекламами.
  • Одним из самых известных клоунов был Грок (1882-1959). Свою карьеру он начал, выступая в цирках и кабаре вместе с отцом. Грок выступал по всему миру и амплуа печального клоуна, борющегося со злобными неодушевлёнными предметами, снялся в нескольких фильмах и написал несколько автобиографических книг.
  • Многие считают, что показывать дрессированных животных — жестоко. Чтобы животные — например, львы — стали послушными, безопасными и выполняли приказы человека, их приходится годами обучать самыми безжалостными методами. Часто животных содержат в несоответствующих условиях, например, в слишком маленьких клетках, где они лишены возможности свободно двигаться и играть. Поэтому некоторые современные цирки возвращаются к китайским формам развлечений — без выступлений животных, только с фантастическими номерами великолепно обученных людей.

История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о цирковых лицедеях, дедах-зазывалах, бродячих акробатах, поводырях медведей и других зачинателях циркового искусства.

Цирковое искусство берет свое начало в Киевской Руси. Еще скоморохи на народных гуляниях и ярмарках исполняли комические сцены, показывали дрессированных медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования. В 1619 году ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, иные из которых добирались даже до Сибири .

Появление русских бродячих артистов – скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи – профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам «ватагами», водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти «смехотворцы» и «гудошники» были носителями народного веселья и «глума» – сатиры. На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей. В нашем современном понимании эти люди объединяли профессии актера, певца, музыканта, танцора, акробата, жонглера, фокусника, дрессировщика. Выступали они в традиционных местах скопления людей – на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV – начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.

В XVIII в., когда Петр I начал гигантскую работу по европеизации России, в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве пошел процесс становления городской светской жизни. Это нашло свое отражение в культуре, и, пожалуй, в наибольшей степени – именно в стремительном развитии форм циркового искусства.

Петр I организует кунсткамеру, в которой первыми экспонатами становятся заспиртованные «уроды», – и это укрепляет интерес к людям либо с физическими уродствами, либо – с особенностями внешности, сильно отличающими их от большинства окружающих. В высокопоставленных кругах России возникает мода на «арапчат» и «карлов». Разнообразные «уроды» («волосатая женщина», «человек-собака» и пр.) выставляются для обозрения и в балаганных павильонах.

Все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. Балаган - народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. Само явление гораздо старше своего названия. В старину балаганами (от персидского слова «балахане» – верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках. В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название «балаган».

Жанры и стиль балаганных зрелищ были разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи. Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины и многие другие. Еще в 30-х годах прошлого столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать знаменитого русского Петрушку. Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.

Параллельно развиваются и «официальные», придворные формы циркового искусства: с начала XVIII в. возникают традиции устройства театрализованных конных каруселей, кавалькад и других конных зрелищ; и уже к середине века можно говорить об образовании в столице России настоящего конного цирка. В начале XIX в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. Развитие дипломатии и международных связей приводит к тому, что на гастроли в Россию приезжает все больше европейских цирковых актеров, преимущественно – итальянцев.

В первой половине XIX в. во времена царя Николая I цирковое искусство стало развиваться, правительство которого всячески поддерживало различные направления искусства. Власти стремились оказывать влияние на настроения в обществе и, таким образом, заставить его меньше задумываться о серьёзных политических проблемах. Подобное покровительство российского государства пробудило интерес и смелость иностранных, европейских цирковых артистов к гастролям в России. Именно иностранные труппы, в конечном итоге, организовали строительство постоянно-действующих цирков в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. Самая первая цирковая труппа, в традиционном понимании этого термина, прибыла в Россию под руководством Жака Турньера (Jacque Tourniare) в 1825 году. Он организовал гастроли в Санкт-Петербурге и приступил там к строительству здания цирка. Деревянное здание было открыто 11 декабря 1827 года. Здание было разобрано в 1877 году после постройки каменного строения. В то время свою активность проявил Каетано Чиниселли (Caetano Ciniselli). И по сей день именно в этом здании находится действующий цирк в Санкт-Петербурге.

В 1849 году в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров.

В Москве в 1847 году на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье. С 1853 года функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В. Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 году деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне. Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 году газета «Русский курьер» известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре. Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей.

Создателями первого русского цирка были братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины – выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К. О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 году купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870-1880 годы деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 года они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому. Только в 1911 году Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных, как и в других цирках России того периода, формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию. Начинали как гимнасты, иллюзионисты, сатирики, пробуя себя в разных жанрах. Анатолий был клоуном-сатириком, его политические злободневные репризы становились легендой. Владимир стал клоуном-дрессировщиком, создал научно обоснованный метод дрессировки, названный впоследствии дуровским. В. Л. Дуров основал в Москве лабораторию по изучению поведения животных, на основе которой позже был создан Уголок имени Дурова с Театром зверей, которым сейчас руководит внучка В. Л. Дурова – народная артистка России Н. Дурова .

Их шутки, меткие остроты принимались зрителями восторженно. Представления с участием этих клоунов ожидались с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом. Большой любовью зрителей пользовалась Дуровская железная дорога. Вот раздается за кулисами гудок паровоза, и на манеже появляются настоящие, только маленького размера паровоз и вагоны. Верхом на паровозе – Владимир Дуров. Поезд приближается к платформе. Состав встречает французский бульдог – начальник станции. Крыса звонит в колокол, возвещая приближение поезда. Из вагона с любопытством выглядывают пассажиры: морская свинка, собаки, куры, барсуки, муравьед, журавль, павлин. И юные зрители, и взрослые узнают их, и со всех сторон навстречу веселому поезду несутся звонкие голоса привета. Впрочем, пожалуй, с большим, чем ребята, удовольствием взрослые аплодируют обезьяне-машинисту, водяной крысе-стрелочнику, носухе-телеграфистке. Вот к платформе приближается багажный вагон. Разгрузка вагона сопровождается бичующим комментарием: гнилые шпалы – инженерам, рваные штаны с вывернутыми пустыми карманами – министру финансов и др. Публицистическая меткость, смелость высказывания – особенности творчества выдающихся клоунов, составившие традицию русской и советской клоунады.

У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. Большим успехом у публики пользовались его выступления. Он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой.

Уже в начале 90-х годов рост цирка братьев Никитиных настолько определился, что именно их пригласили играть в 1896 году на народных праздниках по случаю священного коронования Николая 2. На Ходынском поле цирк Никитиных занял громадный ипподром для конских ристалищ с двумя цирковыми аренами и высокой мачтой для акробатов и, согласно официальным источникам, для «45 отдельных номеров, исполненных при участии 100 артистов и 100 лошадей».

Популярными в русском цирке, наряду с Дуровыми и Лазаренко, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом. Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры К. и М. Пащенко, жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие .

Отличительной особенностью этого периода было в том, что цирки принадлежали частным хозяевам – антрепренерам, многие из которых не имели никакого отношения к искусству. Художественное руководство осуществляли директора и шпрехшталмейстеры. Режиссеров в цирках почти не было, поэтому популярность и, как следствие, доходность цирков практически целиком зависела от таланта и творческих находок артистов, и многие из них действительно были в состоянии поддерживать высокий художественный уровень циркового искусства.



Слово «цирк» было известно еще в Древнем Риме, однако означало оно не совсем тот вид искусства, который мы понимаем под этим термином сейчас. «Цирком» называлось округлое сооружение, где проводились игрища: скачки, гонки на колесницах, состязания спортсменов, гладиаторские бои. Народ Рима приходил в цирк за зрелищем. Первый известный в истории стационарный цирк начал функционировать в Риме в 7 году до н. э. и был провозглашен одним из чудес этого города. Точно неизвестно, сколько человек могло вместить здание цирка, однако считается, что эта цифра превышает 150 тысяч.

Так выглядел Большой цирк в Древнем Риме

Первый стационарный цирк начал функционировать в Риме в 7 году до н. э


В то же время, в Древнем Риме были известны и бродячие цирковые труппы, состоявшие из жонглеров, акробатов и эквилибристов. Они давали свои представления на рынках и площадях, и никогда не выступали на настоящих аренах. Долгое время цирковое искусство делилось на два типа: для народа и для аристократии. В первом случае свое мастерство толпе демонстрировали эквилибристы, клоуны и гимнасты, представляя незамысловатые сценки. Во втором случае, это были настоящие театральные феерии с выступлениями профессиональных наездников и дрессированных лошадей, сценами сражений и ярким шоу.

Ближе к началу Средневековья активно развивавшееся театральное искусство и другие церемониалы оттеснили цирк с позиции одного из главных народных развлечений.


Выступления цирковых артистов, средневековая германская гравюра

Цирковое искусство существовало отдельно для народа и аристократии

Возрождение его пришлось на уже на конец 18-го века. Программа первых представлений практически целиком состояла из фигурной езды, упражнений на лошадях и конной дрессировки. Посмотреть на эти шоу можно было в Амфитеатре Астлея в Англии — первом в мире стационарном цирке в современном понимании этого слова. В 1768-м году предприниматель Филип Астлей выкупил поле в районе Ватерлоо и возвел на нем круглую арену, где давал конные представления. Затем он добавил в программу выступления клоунов, дрессированных животных, жонглеров, канатоходцев и музыкантов. За несколько лет шоу Астлея стали известны в Европе, его приглашали выступать во Франции и других странах. Именно Астлея называют «отцом современного цирка».


Выступление в цирке Астлея

Цирк современного типа появился только в конце XVIII века


После Англии цирк проник во Францию, а оттуда — в другие европейские страны. Добралось это искусство и до Нового Света — первый американский цирк открылся в Филадельфии в 1793 году. Одним из поклонников этого развлечения был президент Джордж Вашингтон. Популяризировать представления помогло возникновение передвижных цирков — шапито. Жизнь кочующих цирковых артистов была нелегкой, а вот директор такого шапито вполне мог быстро разбогатеть, если дела шли в гору.

На Руси первые подобия цирковых представлений можно было увидеть на ярмарках и народных гуляниях — скоморохи исполняли комические сценки и на потеху публике выводили дрессированных собак и медведей. Известно, что в 1619-м году царю Михаил Федоровичу некий рязанский мужик продемонстрировал прирученного льва. Первые стационарные помещения для представлений были сооружены в России в 19-м веке: в Петербурге — в 1827 году, а в Москве — в 1847-м. Они были построены из дерева и просуществовали недолго. А вот первое каменное здание цирка появилось на Цветном бульваре.


Здание цирка на Цветном, начало 20-го века

На открытие арены пригласили выступать клоунов, гимнастов, наездников и дрессировщиков. На этой сцене давали свои представления клоуны Козлов, Бабушкин, Бим-Бом, а также братья Анатолий и Владимир Дуровы. Значительную часть программы занимали выступления с лошадьми: животные вальсировали, ходили по канату, по команде одновременно вставали на дыбы и перепрыгивали друг через друга. Кстати говоря, работать для детей цирк стал относительно недавно: ближе к началу 20-го века. Для детской публики разрабатывали специальные программы: балеты, пантомимы, хороводы и танцы.

Одним из поклонников цирка был президент Джордж Вашингтон


После революции, в 1927-м году в Москве открылось первое Государственное училище циркового и эстрадного искусства, где были воспитаны многие звезды советского цирка. Кроме того, в годы политических репрессий и террора цирк не загнил, а, наоборот, получил мощную государственную поддержку.

Клоун Карандаш

Во время Великой Отечественной войны многие цирковые здания пострадали от бомбежки, однако приказом Сталина на поддержание жизни артистов и животных были выделены отдельные средства. В дни войны циркачи давали выступления в госпиталях, мобилизационных пунктах и на вокзалах, перед отправкой частей на фронт. 9 мая 1945 года артисты советского цирка дали представление на лестнице рейхстага.

Слово «цирк» происходит от латинского circus . В переводе оно означает круг, окружность. Цирковое искусство - самый любимый вид не только детей, но и взрослых. Данное искусство состоит в основном из трюков. Каждый трюк - это годы тренировок, он сложен для исполнения. Зато удачное исполнение его вызывает бурю эмоций у зрителя. Каждый трюк хорошо оформлен музыкально, а в сочетании с хореографией это уже номер. Множество номеров составляют программу, но иногда эти номера объединены одной канвой, что составляет целый спектакль.
История цирка
Римский цирк. У древних римлян словом «цирк» называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов, травли зверей и т. п. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии.
Средние века. После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.
Новое время . Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 году они выстроили в Париже, в предместье Тампль, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических этюдов. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений еще и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе. Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX века. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Лучшими считались цирки Парижа. Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевало весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но зато большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращён в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.
В годы Великой Отечественной войны . Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирко-вые здания были уничтожены вражескими бомбежками, по-жарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, рас-падались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск. В тяжелые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нем не голодали. С первых дней Великой Отечественной войны (1941—1945) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях. В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска. Карандаш на глазах у публики напяливал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы…
Коверный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе — бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.
Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии. Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом «Фашистский зверинец». Остросатирический конферанс осуществлял К. Гузынин и клоун Павел Алексеевич. Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр. 29 ноября 1943 года Ижевский цирк открыл свои двери, несмотря на войну, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы. В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года.
На арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный. Случилось так, что Вальтер и Мстислав остались в осаждённом Ленинграде. Дом их от бомбёжек сгорел и жили они с бабушкой в гримуборной цирка. Младших Запашных вывезли по «Дороге жизни». Они отправились к матери, Лидии Карловне, в Саратов. Здесь, ещё в годы войны они начали репетировать свой акробатически-трюковой номер, а затем выступать. Так на цирковых афишах появилась группа «Братья Запашные», которую прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников.
В День Победы — 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Начало цирка Нового времени

Цирк, как и театр, родился на площади. Артисты давали свои представления пря-мо на земле, а зрители образовывали круг. Современная круглая арена — по-рождение производственной площадки ста-ринных комедиантов. Летописцы утверждают, что в Европе уже в XIV— XV веках их было немало. Они выходили из народа. Какой-нибудь сапожный под-мастерье или крестьянский сын сначала у себя в местечке поражал товарищей ма-стерством акробата или жонглера. Потом его известность распространялась на всю округу. Новое ремесло требовало отдачи всех сил. И молодой человек укладывал в мешок свой нехитрый скарб и отправлял-ся в путешествие, увеличивая число бро-дячих артистов.
Бродячие артисты везде преследовались государственной властью и церковью. Вы-ходцы из народной среды, эти артисты в своих выступлениях не щадили власть имущих и нередко жестоко издевались над ними. Но не только в этом было дело. В отличие от религии, народные искусники утверждали радость земного бытия. Они прославляли человека сильного, смелого, ловкого. Это вызывало гонения со стороны господствующих классов и церкви, прини-мались меры, чтобы запретить представле-ния и даже физически уничтожить артис-тов. Но так как искусство поддерживалось народом, осуществить это никогда не удавалось.
Были бродячие артисты и на Ру-си. Максим Горький писал о них: «У нас до начала XVII века тоже были свои «ли-цедеи», свои мейстерзингеры — «калики перехожие», они разносили по всей стра-не «лицедейства» и песни о событиях «ве-ликой смуты», об Ивашке Болотникове, о боях, победах и гибели Степана Разина». Памятники материальной культуры, ле-тописи, старинные книги свидетельствуют, что скоморохи были известны с очень отдаленных времен. В Киеве, в Софийском соборе, сооруженном в 1037 году, на лест-ничных фресках изображено целое представление, в котором участвуют и хищные звери, и эквилибристы, и музыканты, и танцоры, и борцы.
Расцвет скоморошества относится к XVI — XVII векам. Это был период актив-ного образования русской нации. В. И. Ленин писал; «Новый период рус-ской истории (примерно с XVII века) ха-рактеризуется действительно фактическим слиянием всех... областей, земель и кня-жеств в одно целое... Оно вызывалось уси-ливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обраще-нием, концентрированием небольших ме-стных рынков в один всероссийский ры-нок. Так как руководителями и хозяева-ми этого процесса были купцы, то созда-ние этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуаз-ных».
Экономический и политический подъем России в XVI и XVII веках способствовал росту национальной культуры, и в том числе скоморошества. В репертуаре скомо-рохов все чаще встречаются выпады про-тив правящих классов и церкви, проявле-ния симпатий к героям народных восста-ний. И тогда усиливаются гонения против них. В 1551 году Собор высшего русского православного духовенства в изданной им книге «Стоглав»* утверждал, что боже-ственные писания и священные правила отрицают всякое играние — и зернь, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смычки, и всякое глумление и позорище, и плясание. «Рече бо господь: «Горе вам смеющимся ныне, яко восплачите и возрыдаете».
В 1648 году царь Алексей Михайлович, «жалея православных христиан», прика-зывал им глумление и скоморошество «со всякими бесовскими играми прекратить», а «которые люди от того всего богомерз-кого дела не отстанут и учнут впредь та-ковы богомерзкие дела держаться, по го-судареву указу тем людям чинить наказа-ние. Где такое бесчиние объявится или кто на кого такое бесчиние скажет, тех людей бить в батоги». Вопреки нападкам правящих классов и церкви, скоморошество продол-жало развиваться, ибо искусство скоморо-хов было тесно связано с народной тради-цией, оно выражало мысли и чаяния на-рода. Скоморохи оказали большое влияние и на развитие русского театра и русского цирка.
Начиная с XVI—XVII веков широкое распространение в Европе получают шко-лы верховой езды. В школах верховой езды нередко про-водились соревнования и показательные заезды. Среди берейторов появляются вы-дающиеся мастера своего дела. Иные из этих берейторов переносят свои выступле-ния и на народные гулянья; успех, кото-рый они там имеют, приводит к тому, что берейторы начинают переезжать из горо-да в город, давая представления. В 1588 году в Праге гастролировал не-кий кунстберейтор. Он стоял ногами на спине у скачущей лошади, спрыгивал с лошади и вскакивал на нее вновь. В 1647 году наездник Христиан Мюллер в городе Нюрнберге демонстрировал слож-ные эволюции на лошади. В 1724 году в России некий искусник показывал танцующую лошадь. Сведения о таком «чуде» дошли до Петра I, и он отдал распоряжение: смотрителям препят-ствий не чинить, а дрессировщику отво-дить квартиру и выдавать для лошади фураж.
В 1764 году наездник Якоб Бейтс вы-строил в Москве возле Красного пруда амфи-театр для конных представлений. Высту-пал он, по-видимому, один, и представление продолжалось от тридцати до сорока минут. Бейтс появлялся перед публикой в красной однобортной куртке с отложным воротником и вышитыми манжетами. Брюки у него были заправлены в мягкие сапожки, на голове — охотничья фураж-ка. В руках Бейтс держал длинный хлыст. Такой спортивный вид подходил к суще-ству его номера. Бейтс скакал, стоя на крупах двух лошадей, а в середине бежа-ла еще третья лошадь. Показывал он так-же упражнения вольтижировки: взявшись руками за ручки гурты, Бейтс повисал вдоль лошади, потом он продевал в петлю ногу и висел в таком положении. Наконец, Бейтс перепрыгивал через бегущую ло-шадь, упираясь в ее спину руками. Этот подчеркнуто спортивный номер был связан со школами верховой езды, упражнения-ми кавалеристов. Театрализация, получив-шая развитие в дальнейшей практике цир-ка, здесь присутствовала лишь в зачатке.
В 1776 году в Москве выступал наезд-ник и дрессировщик лошадей Вольтон. В 1884 году в Россию прибыл уроженец города Бреславля Николай Мори. У него лошадь копытом отсчитывала часы, отсту-кивала, сколько лет она была в обучении. Кроме того, перепрыгивала через неболь-шой обруч, опускалась, «прося милости», на колени, становилась на дыбы и шла на дрессировщика.
В 1772 году в Лондоне Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, организо-вал школу верховой езды. Эта школа име-ла большой успех, главным образом благо-даря демонстрации в ней различных кон-ных эволюций. В 1782 году Астлей выстро-ил специальное здание для показа кон-ных представлений. Здание это имело все признаки современного цирка: арену, ме-ста для зрителей, расположенные по кру-гу и поднимающиеся амфитеатром, купо-лообразную крышу. Историки обычно счи-тают предприятие Астлея первым стационарным цирком в Европе. В том же 1782 году Астлей выстроил амфитеатр для представления в Париже, назвав его «Анг-лийский амфитеатр предместья Тампль».
Театрализация особенно усилилась в цирке Франкони. Антонио Франкони — дрессировщик птиц — 21 марта 1791 года начал представления в Амфитеатре Астлея. В его труппе места премьеров занимали сыновья Франкони — Лоренцо и Энрико — талантливые дрессировщики лоша-дей и наездники. В 1807 году Франкони строят в Париже новое здание для своих представлений. Здесь главное место зани-мают пантомимы, чаще всего на баталь-ные сюжеты, имеющие большое число мас-совых сцен и феерических эффектов. Это было во времена Наполеона I и победонос-ных войн, которые вела Франция. В цир-ке Франкони утверждался культ импера-тора, прославлялись его походы. Благода-ря этому цирк имел поддержку со стороны правящих кругов. В цирке Франкони выдвинулся замеча-тельный комик Жак Батист Ориоль (де-бют 5 марта 1835 года). Ориоль был заме-чательный акробат, жонглер, эквили-брист и он умел расцветить свои выступле-ния блестками юмора. Из его трюков на-зовем: переднее сальто-мортале через двенадцать солдат, скрестивших свои ружья. Заднее сальто-мортале он делал так, что попадал прямо в туфли, правда, без задников. Ориоль пародировал номера и, кроме того, нередко сопровождал свое выступление словесными шутками. Бес-спорно, Ориоль использовал и развил тра-дицию народных паяцев. Он утвердился на арене как первый так называемый ковер-ный клоун. Предприятие Франкони первым стало называться цир-ком . И вот почему. В 1806 году француз-ское правительство специальным указом запретило всякого рода зрелищам имено-ваться театрами, оставив это наименование только за театрами оперы, балета, тра-гедии и высокой комедии; под действие этого указа попал и Амфитеатр, или, как он еще назывался, Конный театр Франко-ни. Тогда Франкони дали своему предприятию название Олимпийского цирка. Под-ражая им, так же назвали свои амфите-атры провинциальные антрепренеры, а затем название распространилось и по всей Европе.
Как же развивался цирк в России?
В конце XVIII и начала XIX веков в России нередко гастролировали передвиж-ные труппы. В Петербурге они чаще всего выступали в манеже графа Завадовского на Мойке или же выстраивали временные балаганы. Первое специальное здание для цирковых представлений было выстроено Иосифом Габита в Петербурге на Крестов-ском острове. Открылся цирк 4 июня 1822 года. В 1827 году предприниматель Жак Турниер внес в казну 30 тыс. рублей и полу-чил разрешение на постройку цирка. Цирк обошелся в 100 699 рублей; недостающую сумму дала городская управа, и она же стала фактическим владельцем цирка. В 1845 году в столицу приехал Алек-сандр Гверра; он выстроил цирк на площади рядом с Большим театром. В 1846 го-ду еще один цирк выстроили Жюль Лежар и Поль Кюзан. Конкуренция между цирками была ожесточенная, но публика заинтересовалась цирками, и они имели очень большой успех. И. С. Тургенев пи-сал : «Упомянув о Лежаре и Гверра, нель-зя не войти в некоторые подробности: предмет слишком интересующий в настоя-щее время петербургскую публику. Мы, однако ж, нисколько не намерены смот-реть на него свысока и тяжеловесно острить, подтрунивать над публикою, назы-вая ее увлечение «лошадиного циркоманею» или каким-нибудь еще более неук-люжим словцом. Мы не видим ничего худого в том, что публике нравятся цирки ».
В 1847 году государство купило оба цир-ка, и в 1849 году открылся новый камен-ный императорский цирк. В Москве после выступлений ряда гаст-рольных трупп в 1853 году стационарный цирк выстроил гвардейский полковник В. Н. Новосильцев. Цирк находился на Петровке, на месте теперешнего Мосторга № 1. Центральное место в программах цир-ков занимали наездники и наездницы раз-ных специальностей. Тургенев писал : «В цирке Гверра привлекает в особенности г-жа Каролина Лайо. Соответственное ам-плуа в цирке Лежара занимает г-жа По-лина Кюзан. Общий голос присуждает первенство г-же Каролине Лайо. В самой деле, ловкость ее в управлении лошадью, постоянная уверенность и спокойствие и, наконец, грациозность, которою запечат-лено каждое ее движение, поразительны. Она сама занимается проездкой лоша-дей ».
Большой успех в цирках имели транс-формационные и балетно-акробатические сцены на лошадях. В паузах выступали комики, из них наибольший успех имел Луи Виоль, напоминающий Ориоля, и его ученик, замечательный акробат и экви-либрист Пачифико Авеньели.
Ставились в цирках также пантомимы, главным образам романтического содержа-ния, с большими конными сценами и по-становочными эффектами. После того как петербургский цирк стал государственным, для подготовки кадров русских цирковых артистов при театраль-ном училище было создано специальное Цирковое отделение. Из него вышли: та-лантливая наездница высшей школы Ека-терина Федорова, гротеск-наездница Анна Натарова, наездник Тимофей Стуколкин и Другие. Любопытно отметить, что выступа-ющий сейчас в цирках клоун Г. В. Стуколкин — дальний родственник этого не-когда известного наездника и танцовщика.
В казенном императорском цирке пошли откровенно монархические, антихудо-жественные пьесы, в которых прославлял-ся антинародный режим Николая I и сам царь: «Падение Акты» П. Мердера и «Мо-лодцы казаки» Воронова, но успеха они не имели. Современник записывал: «Сначала отличные сборы, а потом пустота и пустота». Наряду с цирками цирковые номера постоянно исполнялись также в балаганах и просто на улицах, главным образом I дни народных гуляний. Здесь выступали и акробаты, и жонглеры, и эквилибристы и фокусники, и веселые остроумные «деды». Последние нередко исполняли злые сатирические шутки, направленные против власть имущих. Иные из этих «дедов», например отставной егерь Бомбов, бы ли весьма популярны и любимы народом

Цирк так любим всеми, с ним связано так много легенд и волшебства, что трудно поверить, что он не существовал всегда. Но всё-таки это правда.

Первые цирки были совершенно не похожи на те, с которыми знакомы мы все. Они существовали в древнем Риме и давали представления не большой арене под названием «Великий цирк»(лат. Circus Maximus).Слово Circus обозначает всякое кольцо (лат. omnis ambitus vel gyrus), всякую фигуру без углов. Отсюда и место, на котором в Италии по греческому образцу устраивали конные ристания и которое в большинстве случаев было удлинённой долиной между двумя холмами, стали звать этим именем исходя не от назначения места, как в Греции (см. Гипподром), а из его наиболее обычной формы. С течением времени площади для конных ристаний обстраивались по образцу греческих гипподромов и италийских амфитеатров, появлялись места для зрителей, старт и т. п.; но и в то время, когда архитектурный тип цирка совершенно выработался, целый ряд местностей принуждён был довольствоваться более или менее приспособленной площадью с временными местами для зрителей.

«При первых царях местом цирковых представлений было Марсово поле; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка» . Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году». <…> (Кузнецов.Е. 1971, с.125)Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов, среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы, выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция, и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге. Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Почти полное разрушение цирка объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирка была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве -- о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания -- 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника, украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр, украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. « Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. <…> Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, -- средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.» (Доминик Жандо 1984, с.30) Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения. С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея -- первый в мире стационарный цирк в современном понимании.

«Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже, в предместье Temple, круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических. <…>Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.» (Доминик Жандо 1984, с.128)

Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 -- в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.

По пути Ренца пошли многие деятели Ц. -- немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.

В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий -- сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.

В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил цирк с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.

Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) -- выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену цирка японские, китайские, персидские, арабские артисты.

С конца 19 в. буржуазный цирк переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках цирки теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные цирки отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5--6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.