Что говорит васильева о доп образовании. Как улучшить качество образования в современной школе? Упражнение

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в беседе с корреспондентом «Известий» Александрой Красногородской рассказала о базовых основах образования, передаче школ регионам и человеческих ценностях. Материал опубликован 2 августа на сайте газеты «Известия».

Сдавать ЕГЭ даже под камерами - проще, чем 6–7 экзаменов по старинке, астрономия снова возвращается в курс школьной программы, в ближайшее время в России появится 55 тыс. новых учебных мест, а школы из муниципального подчинения переходят в региональное. Об этом в интервью «Известиям» рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Ольга Юрьевна, 19 августа исполнится год с момента вашего назначения на пост министра образования и науки РФ. Что вы могли бы отметить как достижения и, наоборот, что решить пока не удалось?

Год был очень сложным и интересным. Удалось разобраться в том, что было, и понять, куда двигаться дальше. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2004 года были очень расплывчатыми, в них не хватало самого главного - содержания образования. Поэтому ключевой задачей стало наполнение стандартов базовыми основами образования.

Они отличаются от прежних тем, что в них прописано содержание. Хочу отметить, что 24 июля министерство завершило двухнедельное общественное обсуждение проектов новых стандартов. Мы увидели большой интерес со стороны экспертного сообщества и понимание необходимости изменений. Пользователи могли посмотреть по каждому предмету, какое базовое содержание ребенок должен знать в каждом классе с первого по девятый. К дискуссии подключились более 7 тыс. человек, практически все отзывы носили позитивный характер, и мы получили почти 200 конкретных предложений. Сейчас эти предложения детально прорабатываются, после чего проекты будут переданы на антикоррупционную экспертизу. Это важно и для учителей, и для родителей, и для самого ребенка.

Если мы создаем единое образовательное пространство, то должны создать концептуальное видение, стандарты, на основании которых пишем учебники. 1423 учебника в федеральном перечне - это немыслимо много. Много дискуссий было по поводу историко-культурного стандарта, тем не менее наши ребята идут в этом году учиться по учебникам, написанным на базе историко-культурного стандарта. Подчеркиваю, что речь идет о двух или трех линейках учебников, среди которых обязательно должны быть базовый и углубленный учебники.

Вот основные задачи в школьном образовании, которые стояли передо мной в первый год.

- Есть задачи, которые хотелось решить, но пока не удалось?

Будучи человеком эмоциональным, я все-таки пытаюсь трезво оценивать то, что делаю. Конечно, не всё получается. Оппонентов у меня достаточно, я всегда приглашаю их к диалогу. Если вы считаете, что что-то плохо, приходите и докажите, объясните, вместе сделаем лучше.

Моя важнейшая забота - педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций - я только за эволюционный путь. Всё новое - хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.

Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь - национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.

Поручение разработать систему учительского роста президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.

Задач впереди больше, чем удалось сделать.

В ваш адрес звучат критические высказывания относительно переподчинения школ регионам. Оппоненты говорят, что в таком случае у муниципалитетов не будет мотивации привлекать дополнительные средства в учреждения.

У нас уже есть два региона, которые работают по такой схеме, - Москва и Самарская область. В этом вопросе сами за себя говорят цифры.

Например, в Самарской области изменения позволили сократить долю расходов на содержание органов управления образованием. С 8,2% до 3,1% от бюджета отрасли. И такой примечательный показатель: за последние шесть лет в конкурсе «Учитель года России» три победителя и один абсолютный победитель - представители Самарской области.

Москва по итогам 2016 года заняла шестое место в международном рейтинге образовательных систем PISA, который считается крупнейшим международным исследованием качества образования. Эта система оценивает грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках.

Плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть выстраивается жестче и четче, и финансовая сторона становится более прозрачной. Я вижу много преимуществ передачи школ регионам. Когда мои оппоненты говорят, что будет плохо, я приглашаю к дискуссии.

- Можно ли назвать успешной программу укрупнения образовательных учреждений?

Всё индивидуально. В Москве, например, укрупнение в подавляющем большинстве случаев абсолютно обосновано. Это оптимизация управления, количество управленцев от образования сократилось на 3%, зарплата учителей поднялась, качество образования стало выше. Но мы не можем так сделать в каждом регионе. В Псковской области, например, есть школа на острове, где три ученика. Ни о каком укрупнении там речи быть не может. Ближайшая школа находится на слишком большом расстоянии, мы не можем возить детей так далеко.

- Можно подвести итоги ЕГЭ этого года? И какие изменения планируется ввести в ближайшее время?

Результаты ЕГЭ в этом году лучше, чем в предыдущем. И это заслуга Рособрнадзора. За четыре года поменялось восприятие экзамена, пришло осознание, что это государственная итоговая аттестация, а не натаскивание на сдачу теста.

В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тыс. - это выпускники 2017 года. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Особенно отрадно для меня то, что в этом году практически в два раза больше ребят в сравнении с прошлым годом по всем предметам преодолели нижний балл. По русскому языку количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось - в 2 раза, по истории - в 2 раза, по физике - в 1,6 раза, по литературе - в 1,5 раза, по базовой математике и географии - почти в 1,5 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку - на четверть.

Тесты остались только в устной части экзамена по иностранному языку. В настоящее время мы обсуждаем, в каких регионах в следующем году мы вводим устную часть в девятом классе по русскому языку в качестве пилотного проекта. Через два года планируем распространить это по всей стране, и уже подготовлены необходимые рекомендации.

Эксперты бьют тревогу, потому что, по различным оценкам, у 25–45% наших детей потеряно функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Я полностью согласна с тем, что это большая проблема, которую нужно решать.

- Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, отмечающим невероятное нервное напряжение у детей при сдаче экзамена?

Люди либо забыли, сколько экзаменов они сдавали, либо они моложе тех, кто сдавал 6–7 экзаменов. Я уверена, что попроси страну сдать шесть экзаменов, будет еще сложнее.

- Говорят, что тяжело сдавать под камерами...

Для того чтобы в Сингапуре перестали бросать окурки мимо урны, десять лет стояли камеры на улицах. У нас прошло четыре года нового формата сдачи ЕГЭ. Я считаю, что мы добились больших успехов.

Самое важное, что меняется содержание. Главное - изменить отношение к ЕГЭ как к натаскиванию. Мы учим детей, они не боятся, потому что приходят сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили нас. Не было дикого страха. Мы вернули сочинение как допуск к ЕГЭ. Русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе.

Многие ссылаются на опыт прошлых лет, подготовка к трем экзаменам вызывает страх, а шесть экзаменов как будем сдавать? Нужно не заниматься натаскиванием, а учить так, чтобы учащийся мог сдать экзамен. Это тот же экзамен, только в другой форме. Но когда мы учились в школе, у нас не было такого страха перед экзаменами.

- Чем отличаются советский и российский выпускники школы?

Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всемогущих гаджетах.

Конечно, возможности современных детей выпускнику двадцать лет назад были недоступны. Но те дети были, на мой взгляд, пытливее, более интересующиеся, потому что нужно было приложить больше сил, чтобы получить ответ на свой вопрос. Нужно было найти книгу, посмотреть, проанализировать. Такого объема готовых сочинений и всевозможных ответов не было.

Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога - развить и привить желание учиться.

- Учителя на местах это понимают?

Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится.

В этом году в 15 регионах учителя готовы пройти предметную аттестацию - на знание предмета. Это будут русский язык и математика. Это не «ЕГЭ для учителей», ни в коем случае. Цель - проанализировать ситуацию вместе с регионами и выстроить систему повышения квалификации для тех, кто в этом нуждается. Я считаю, что каждый учитель обязательно должен повышать квалификацию: предметную или в другой области, но каждые три года, чтобы расти постоянно. Тогда будет результат.

Сегодня регионы активно работают над созданием крупных образовательных центров, и их создание и работа отражаются на уровне образования всего субъекта. Это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Ленинградская и Московская области, Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Там результаты оценочных работ, в том числе международных, очень высокие.

Кроме этого, наши школьники показывают высокие результаты и на международном уровне. Речь идет о международных олимпиадах: по физике - у пятерых золото, по химии - 3 золота и 2 серебра, у математиков - золото, серебро и бронза. Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей. И хочется дать еще больше. Нужно вспомнить о факультативной и кружковой работе.

- Каких предметов не хватает в школьной программе?

Многие эксперты констатируют избыточность предметов. Разговоры об увеличении или уменьшении нагрузки на ребенка, естественно, вызывают реакцию в обществе. Но есть предмет, который, по моему мнению, не должен вызывать больших споров и сомнений - это астрономия. С 1 сентября 2017 года она триумфально возвращается в школьную программу курсом в 35 часов. Парадокс: у страны, первой полетевшей в космос, в школах нет астрономии, но наши юноши несколько лет подряд занимают первые места на международных олимпиадах по астрономии.

Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка. Важно то, что методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Дети должны заниматься шахматами в школе во внеурочное время бесплатно. И также обязательно должны быть бесплатными спортивные секции, литературные кружки, музыкальные. Получается классический набор из пяти направлений. Можно говорить и о навыках предпринимательской деятельности.

Есть внеурочная деятельность - обязательные 10 часов, которые нужно использовать. Дело за малым - нужно захотеть. Будут направляться рекомендации регионам. Кстати, в Самарской области в шахматы играют 42 школы. Тюменская область играет, Ханты-Мансийский округ играет. Огромные регионы, в которых играют повсеместно. Интерес к шахматам в обществе возвращается.

Вы перечисляете то, что лежало в основе советского образования, утраченного в 1990-е годы вместе с воспитательным базисом.

Правильно, образование - это воспитание и обучение. Воспитывать можно на уроках литературы, истории, внеурочных музыкальных занятиях. Ценностные вещи все-таки несет гуманитарный блок, хотя учитель химии и физики всегда привнесет их в урок - на то он и учитель. Это очень важно, с чем ребенок пойдет в жизнь.

- Насколько это соответствует вызовам сегодняшнего дня - новой технологической революции?

Я всей душой за новые технологии. Но как «цифра» меняет человеческие ценности? Любовь, милосердие, сострадание, жалость, способность радоваться, смеяться, любовь к труду редко напрямую соотносятся с «цифрой», но имеют прямое отношение к школе. Именно там о человеческих ценностях можно говорить, если семья о них не говорит. Глубинные основы закладываются в семье, но школа всегда помогала и будет помогать ей в этом. С гордостью говорю, что в России более 9,5 тыс. бесплатных психолого-педагогических центров для родителей, где можно получить консультацию психолога, педагога-психолога. Количество таких центров растет и будет расти.

- У любого воспитателя всегда есть кнут и пряник. Каким может быть кнут в школе?

Мое глубочайшее убеждение, что с малышами кнут не нужен. У маленького человека не должно быть хаоса. Должны быть смена деятельности и четкое представление, что он делает сейчас, будет делать через 10 минут, через 15. Объяснять, что хорошо, а что плохо, мы начинаем с рождения, поэтому жестких кнутов я здесь не вижу. И главное - любить.

В подростковом возрасте нужно объяснять, рассказывать о ситуациях, которые могут быть. Это очень сложный период в жизни. Подросток - как хрустальный сосуд.

- А в угол ставить на горох?

Как родитель могу сказать, что горох, наверное, не наша методика. Но запреты должны быть. Что можно, а что нельзя, маленький человек должен знать с самого начала. Объяснять нужно постоянно. Понимание не приходит ниоткуда.

Давайте от воспитательных вопросов вернемся к насущным. Где проблема строительства школ стоит особенно остро?

Проблемы в тех регионах, где есть третья смена. Это Дагестан, Чеченская республика. Эту проблему нужно решать сию секунду - третьей смены быть не должно. Правительство выделяет 25 млрд рублей на строительство новых школ. И в этом году у нас будет 55 тыс. новых мест. В программе в этом году участвуют 57 регионов. Мы надеемся, что этот год завершим так же удачно, как и прошлый.

Дополнительно из резервного фонда нам выделили 3,8 млрд на школы в регионах Северного Кавказа. Надеемся, что будем строить дополнительные школы по программе развития Северного Кавказа. Очень важно, что школы будут с современным оснащением, прекрасными лабораториями. Это будут не просто здания, не просто стулья и столы. Строят огромные школы на 1,2-2,2 тыс. человек и совсем маленькие сельские школы.

Как вы оцениваете уровень образования современных выпускников вузов? По мнению многих экспертов, им не так просто найти работу. Работодатели считают, что они ничего не знают.

Молодым людям и 20 лет назад говорили, что они ничего не знают, просто времена были другими. Уровень подготовки не такой плохой, как хотелось бы кому-то представить. Конечно, мы будем делать всё возможное, чтобы он стал лучше. Нужно менять правовую основу, чтобы компания или предприятие не говорили, что обязательно нужен опыт работы, чтобы вас взяли на работу. Уже есть наработки, которые дадут возможность ребятам начать работать. Это и поддержка самых талантливых, и студенческие инновационные предприятия, и лаборатории, которые уже есть. Инновационные предприятия, которые создаются при вузах, могут продолжать работу после того, как студенты закончат учебу. Много форм работы и в рамках НТИ. У нас есть хороший опыт, который можно повторить в новых реалиях.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева считает, что из области образования необходимо убрать термин "образовательные услуги", об этом она заявила на Общероссийском родительском собрании.

"Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образовании", - сказала Васильева.

Она отметила, что с точки зрения правовой защиты учителя все необходимое уже есть. Кроме того, Васильева сказала, что "необходимо формировать правильное отношение к профессии учителя, в том числе с помощью кинематографа".

"Страхи, наверное, напрасны": Васильева призвала родителей не бояться за будущее образования

Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева выступила во вторник, 30 августа, в Москве на Общероссийском родительском собрании и призвала родителей, встревоженных появившимися сразу после ее назначения прогнозами , что теперь православное воспитание в школах будет введено с первого по 11-й класс, не бояться за будущее российской образовательной сферы. Прямая трансляция собрания с 12:00 по московскому времени велась на сайте Минобрнауки.

"Чтобы не было дальше страшно, образование - это та сфера, где должно быть поступательное движение. Я несколько раз говорила, что мы должны посмотреть, оценить то, что было, взять лучшее, что есть, и двигаться вперед. С этой точки зрения страхи, наверное, напрасны", - приводит цитату из выступления Васильевой "Интерфакс" .

В ходе собрания родители школьников обращались к главе Минобрнауки с волнующими их вопросами и, в частности, пожаловались на третий урок физкультуры, введенный в учебный план с 1 сентября 2011 года, назвав этот урок неинтересным для детей и обременительным для педагогов.

Глава Минобрнауки предложила подойти к этому уроку творчески, например, соединив его с музыкой. "Что нам мешает сделать ритмику или спортивные музыкальные танцы?" - сказала Васильева, фактически повторив предложение московского департамента образования, рекомендовавшего разнообразить занятия фитнесом, боевыми искусствами и спортивными танцами, чтобы повысить качество уроков физкультуры.

"Мы мало думаем и делаем для художественного воспитания наших детей, музыкального воспитания. Можно сделать третий урок - ритмика, спортивные движения под музыку", - сказала Васильева, подчеркнув, что "третий час никому не помешает". "Может, это будут какие-то па, если хотите. Хорошо двигаться - это осанка, здоровый позвоночник, движения под музыку - это здоровье", - добавила министр.

"Натаскать" - глагол неуместный": из ЕГЭ исчезнут тесты по физике, химии и биологии

Васильева выступила против того, чтобы обучение в школе заменялось "натаскиванием" на задания Единого государственного экзамена. "Я категорически против натаскивания на ЕГЭ в послеурочное время - официально в рамках школы. "Натаскать" - глагол неуместный", - сказала она (цитата по "Интерфаксу").

По ее словам, ЕГЭ будет постепенно совершенствоваться по мере необходимости. Агентство "Москва" сообщает, что из ЕГЭ по физике, химии и биологии в 2017 году исчезнут тестовые задания, а в основном государственном экзамене по русскому языку и литературе появится устная часть. "Из ЕГЭ по физике, химии, биологии тестовые задания будут сняты, в первый раз девятые классы будут сдавать устную часть по русскому и литературе, мы сделаем анализ и будем двигаться дальше в старшие классы", - заявила Васильева.

Отвечая на вопрос, как быть с репетиторами, которые предлагают подготовиться к ЕГЭ, министр высказала мнение, что они могут научить отвечать на вопросы теста, но не заменят учителя и не дадут глубоких знаний, которые должна давать школа.

"ЕГЭ дает возможность из очень далеких регионов поступать в лучшие вузы. Здесь нужно идти по пути улучшения и совершенствования: идти по качественному углублению самого состояния и содержания, наполнения ЕГЭ", - цитирует министра РИА "Новости" .

"Просто подготовить к ЕГЭ без прохождения всей программы невозможно. Можно пройти по бизнес-предложению - ради бога, кнопки угадали, угадали правильно. Но впереди вуз, первая зимняя сессия, где кнопки нажимать не надо. Зачем наступать на грабли?" - сказала министр. "Ребенок должен быть подготовленным, и уже будучи подготовленным, легко отвечать на задания", - добавила Васильева.

О профориентации детей в школах: "Главное, захотеть это делать или заставлять это делать"

Васильева выступила за профориентацию старшеклассников, передает ТАСС. "Школам нужно относиться к этому серьезно и прилагать все усилия, чтобы профориентация в школах была", - сказала Васильева. Она добавила, что все необходимые для этого механизмы и условия в школах уже созданы. "Главное, захотеть это делать или заставлять это делать", - подчеркнула министр.

В школе должна быть профильная замена интернета

Министр считает, что современного ребенка получится отвлечь от интернета с помощью кружков и активной деятельности в школе.

Федеральный портал Российское образование" приводит такой фрагмент из выступления Васильевой: "Родители, дома вы можете делать все возможное, чтобы блокировать программы и компьютерные игры, которые отбирают так много времени. Можете ограничивать скачивание файлов, которые скачиваться не должны, - это дома, тут вы вправе решать, какие доступы вам ограничить".

"Что касается школы, я считаю, что в школе должна быть профильная замена. Это значит, что ребенок и мы должны стараться. Необходимо, чтобы он занимался активной деятельностью: кружковая работа, спорт, музыка, техническое творчество, чтобы отвлекать его от желания находиться все время в Сети", - заявила министр.

Она добавила, что в октябре проходят уроки, обучающие безопасности при работе с Сетью. По мнению министра, в этом вопросе родители и образовательная система должны сработать заодно, так как у школьного компьютера ребенок проводит меньше времени, чем у домашнего.

Пятидневка не коснется десяти- и одиннадцатиклассников

Школы, по словам Васильевой, будут постепенно переходить с шестидневной на пятидневную учебную неделю. "Насчет пятидневки. На сегодняшний день она у нас есть во многих школах, и процесс, который сейчас идет, - это постепенное расширение перехода к пятидневке", - сказала министр, отвечая на вопрос родителей о том, что дети не успевают отдохнуть за один день. Она добавила, что вместе с тем это не касается десятого и одиннадцатого классов, сообщает "Интерфакс".

Министр также подчеркнула, что санитарные нормы допустимой максимальной аудиторной нагрузки на детей в школе не должны нарушаться. "Больше вас никто не может нагружать", - сказала Васильева.

"Мы сделаем все возможное для того, чтобы у нас не было не только третьей смены, но и второй - программа 2025 уже действует, развивается, будет выполнена", - цитирует Васильеву портал "Российское образование".

Она привела нормативы допустимой аудиторной нагрузки. По ее словам, школьники во втором-четвертом классах должны учиться 26 часов в неделю, в пятом классе - 32 часа, в шестом классе - 33 часа, в седьмом классе - 35 часов, в десятом - одиннадцатом классах - 37 часов.

Общероссийское родительское собрание проходит в формате видеоконференции с прямыми включениями из десяти регионов России. Это третье такое собрание, первое состоялось в 2014 году.

Почему российские школы лучшие в мире, как изменятся выпускные экзамены и почему нужно поднимать престиж преподавателей - обо всем этом министр образования России рассказала на встрече с предпринимателями в . записала основные тезисы ее выступления.

О качестве образования и консерватизме

Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить. Оппоненты заявляют, что сегодня в Европе одно из лучших образований предоставляет Финляндия. Но мало кто знает, что в 1809 году, войдя в состав Российской империи, финны полностью переняли содержание и методику нашего образования. После 1917 года методика у них осталась, однако наполнилась новым содержанием.

Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа - ее дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается все остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать.

О воспитании и личном примере

Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове - так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент.

У нас с малых лет начинается антикоррупционное образование. Ни в детсаду, ни в школе нет ни одного педагога, который бы сказал ребенку: «Возьми чужое». Образцы нашей литературы тоже говорят о нравственности. Но маленькому человеку важно, что если мы сказали «черное» - это на самом деле должно быть черным. А если ребенок видит другое в реальной жизни - толку не будет. Нужно подавать пример. Если сказали «нельзя» - значит, и сами не должны так поступать.

О престиже преподавателей

Наша основная задача - вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты. Что касается последнего - об этом уже разговор был, регионам даны поручения. Дело за малым: проверить, как они выполняются.

Упал престиж профессии не только школьного учителя, но и профессора вуза. Я с этим столкнулась лично. Была на встрече историков, которым слегка за 30. Они задавали вопросы. Один кандидат наук спросил: «Ольга Юрьевна, почему профессор, пусть даже известный, который входит в аудиторию к студентам два раза в месяц, получает как преподаватель, работающий ежедневно?» - «Но ведь это профессор, которого знает весь мир, - отвечаю я. - Он посвятил свою жизнь служению науке». Молодой ученый продолжает: «А зачем нам лишние деньги тратить? Можно было бы сэкономить. Материал в книгах есть, студенты могут и в интернете все найти». В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: «Их лекции давно устарели. Я все и так могу прочитать». Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: «Этого не будет никогда, потому что от личности зависит все».

О том, чему учить

Первая проблема школ - это наши ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты - прим. «Ленты.ру» ). Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию. То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед и которая сейчас осуществляется, - наполнить стандарты.

Есть и другая проблема - учебники. В федеральном перечне их сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года.

Об умении говорить

Сегодня в экзамене для девятиклассников по русскому языку (ГИА - прим. «Ленты.ру» ) единственное новшество, которое мы вводим, - устная часть. Я считаю, что страхи, что из-за этого у ребенка или учителя увеличится нагрузка, совершенно напрасны. Мы сегодня констатируем: наши дети очень мало говорят. Чаще всего урок проходит в форме монолога преподавателя. Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение через понимание. Ребенок читает параграф, а затем тезисно пересказывает, о чем он. Сейчас они не могут этого делать, потому что прививать это умение надо еще с детского сада. Вспомните, как раньше с малышами разбирали литературное произведение: они его читали, слушали, пересказывали. А сейчас и в школах не говорят, и в институтах. Оправдывают тем, что диалоги и монологи для современного человека неактуальны - сейчас ведь интернет. Но это не так. Чтение - это развитие интеллекта и дальнейшей деятельности. Ничего невозможно, если ты не работаешь над собой.

О натаскивании на ЕГЭ

В этом году у нас тестовая часть экзамена осталась только в иностранном языке. Из новшеств - правда, это скорее можно назвать возвращением к старому - проверочные работы у выпускников. Они будут идти в течение недели по тем предметам, по которым не сдается ЕГЭ. Для меня важно вернуться к тому времени, когда каждый школьный предмет был любимым, каждый был важен. Натаскивание на ЕГЭ надо исключить. Если последние три года школы мы посвятим тренировкам детей на ЕГЭ в ущерб всему остальному - получим достаточно урезанный результат. Президент поставил задачу: в нашей стране каждый ребенок должен иметь базовый курс знаний по всем предметам. А уже потом углублять эти знания в тех областях, где он достигает результатов, - будь то инженерные науки, гуманитарные или естественно-научная деятельность.

В системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество. Что касается доступности - в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест. Из них 46 процентов отдано инженерным специальностям. Мы на девять процентов подняли набор в педвузах и на восемь процентов - в медицинских. Нам необходимы врачи в сельской местности. И тут важен момент, по которому очень хочу, чтобы меня услышали: взаимодействие с бизнесом. С этого года мы запускаем целевой прием студентов во всех вузах по трехстороннему договору между студентом, вузом и предприятием или муниципальным учреждением. Учреждение, направляющее студента, должно поддерживать его социально: платить повышенную стипендию, решать проблемы с жильем. А затем выпускник должен не менее трех лет отработать на этом предприятии. Это не прямое возвращение обязательного распределения - это целевой набор, который был и в советское время. Просто сейчас будем более активно его использовать.

— По поручению президента страны Владимира Путина ведётся формирование единого образовательного пространства. Могли бы вы рассказать подробнее, в чём заключается суть этой идеи?

— Большое спасибо за такой важный вопрос. Образование всегда, во все периоды нашей истории волновало и руководство, и граждан, потому что нет ни одного человека, который не был бы связан с образованием. Конечно, вопрос единого образовательного пространства напрямую связан — и всегда был связан — с очень важной проблемой: национальной безопасностью. Здесь стоит вопрос перед страной, кого мы готовим, кого мы учим, кого мы воспитываем, кому мы сможем передать страну завтра. То есть сегодня ученик, сегодня ребёнок, а завтра — гражданин, на плечи которого ляжет ответственность за страну.

Концепция единого образовательного пространства включает в себя несколько направлений. Но самое главное — это то, что мы вкладываем в наше обучение, что мы вкладываем в воспитание. Потому что образование — это обучение и воспитание, это дуализм, который трудно разорвать, кто бы что ни говорил. Если говорить на самом простом уровне, то для чего эта инициатива? Чтобы точно знать, что ребёнок, покинув одну школу и перейдя в другую, сел за парту, открыл учебник, допустим, математики и начал с того места, где он закончил читать в предыдущей школе.

При этом единое образовательное пространство предполагает несколько шагов. Первый шаг — это, конечно, создание содержания — того, чему и как мы учим. Существовали стандарты, о которых все мы знали и по которыми мы жили, которые были хороши для своего времени. Но каждое время требует определённой корректировки. Когда мы говорим о содержании образования, мы должны знать ядро того, что мы будем преподавать.

Год назад президент РФ назначил Ольгу Васильеву министром образования. Историк-теолог, дипломированный хормейстер и бывшая сотрудница администрации президента сменила на этом посту физика-теоретика Дмитрия Ливанова. «Актуальные комментарии» выделили самые важные направления, в которых Ольга Васильева успела отметиться изменениями.

Начало передачи школ от муниципалитетов к регионам

Министр посетовала на то, что «44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются (...) и не подчиняются региону». По ее словам, нынешняя система неэффективна и нуждается в переменах. В качестве решения проблемы она решила провести масштабную реформу школьного образования. Школы предлагается передать от муниципальных властей к региональным.

Действие реформы будут тестировать в 16 регионах. Она уже началась в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге.

Изучение религии и теологии

Васильева предложила увеличить количество часов для изучения основ религиозной культуры и светской этики в школах. Она заявила, что основы религии - предмет, который укрепляет основы нравственности. То, что в центральной России школьники выбирают чаще всего православие и светскую этику, а в мусульманских регионах - ислам, ее не смущает. Она полагает, что эта дисциплина не направлена на религиозное образование.

Тем временем, Минобрнауки уже увеличило количество бюджетных мест по специальности «теология». В этом году науку о религии изучают 475 бюджетников, в следующем планируется 632 студентов.

Уроки астрономии

До недавних пор астрономия носила статус главного аутсайдера среди всех школьных предметов. Науку о звездах в лучшем случае оставляли коротким разделом в учебнике физики и преподавали по остаточному принципу, в худшем - притворялись, что ее не существует. Васильева решила сделать астрономию «великой снова» - предмет появится в программе учебного года 2017/18.

Устное собеседование для девятиклассников

Министр посчитала, что ГИА девятиклассникам недостаточно, и решила создать дополнительный фильтр для допуска к аттестационным экзаменам.

Васильева предложила ввести устное собеседование по русскому языку. Нововведение будет работать уже в следующем году. Также планируется введение устной части ЕГЭ по русскому в 2019 году.

Сокращение количества учебников по всем предметам

Министр уже успела озаботиться тем, что учебники по истории и географии имеют свойство безнадежно отставать от времени. Она предложила «привести в соответствие с временем» учебники географии и истории. «Сейчас мы сможем сделать в электронном виде. Потому что вряд ли носители бумажные смогут прийти в школу в сентябре» - сказала Васильева.

В ближайших планах - сокращение линейки учебников по всем предметам. Она считает недопустимым 400 учебников для начальных классов и предлагает оставить на каждый предмет 2-3 линейки.

Поддержка запрета хиджабов в школе

После скандала с запретом ношения хиджабов в одной из мордовских школ Васильева резко высказалась в пользу запрета. Она заявила, что истинно верующие люди не стараются подчеркнуть своей атрибутикой свою веру. «Несколько лет назад конституционный суд принял решение о том, что хиджабам, как подчеркивающим национальную принадлежность, не место в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен конституционным судом несколько лет назад», - сказала Васильева.

Трудовое воспитание в школах

Вслед за астрономией Васильева стряхнула пыль еще с одного образовательного артефакта советской эпохи - трудового воспитания. Она «обеими руками» поддержала законодательную инициативу Госдумы о введении трудового воспитания в школах. «Без трудолюбия, без навыков, которыми прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», - полагает министр.

Закон о трудовом воспитании был внесен в Госдуму, но принять его сразу парламентарии все же не решились: проект был отправлен на доработку.

Сокращение бюджетных мест в аспирантуре

Васильева посчитала, что на кафедрах «должно быть два-три аспиранта». Так, по ее мнению, аспирантура «действительно воспитывать исследователей». Министр недовольна тем, что только треть аспирантов защищает диссертации.

Васильева предложила отменить аккредитацию для образовательных программ аспирантуры, сделать приоритетом аспирантуры проведение научных исследований и сделать защиту диссертации по окончании обучения обязательной. Впрочем, в этом году сокращения бюджетных аспирантских мест не произошло.

Появление в школах логопедов, психологов и шахматных кружков

Обеспокоившись «группами смерти», Васильева намерилась вернуть в школы психологов. «Сейчас моя главная задача (я об этом постоянно говорю) - это вернуть психологов в школу. На сегодняшний день у нас один психолог на 700 ребят. Это ни о чем. Что касается детского сада, один логопед или психолог на 400 человек», - сказала она.

Также глава Минобразования заявила, что в школы нужно вернуть кружок шахмат. Она отметила, что «в каждой школе должен быть шахматный кружок. Ничто не развивает население, как шахматы. Это ничего не стоит». Правда, массового притока шахматных тренеров, психологов и логопедов в школы пока еще не произошло.

Школьное телевидение

Минобразования собирается запустить единое школьное ТВ.

«Это школьное телевидение из себя будет представлять следующее: новости страны и мира... новости во всех областях, которые можно сделать, конечно, с учетом возраста. А вторая часть - это школьное телевидение, их местное телевидение, которое они развивают. Вот это то, что в идеале должно быть», - заявила Васильева.

Васильева опять сделала ссылку к советскому прошлому, считая школьное ТВ логическим продолжением школьного радио. Она считает, что это не вызовет больших затрат и в целом реализуемо, потому что во многих школах уже есть свое собственное ТВ.

Пока действия министра не сильно влияют на восприятие образовательной системы среди россиян. За год ФОМ зафиксировал снижение оценки качества отечественного образования: 36% россиян (+4% за год) оценивают его как плохое, а 40% (-4% за год) как среднее.

Также резко выросло число не одобряющих ЕГЭ (с 49% до 66%). Направления, в которых Васильева предпринимает активные действия, предполагают долгосрочный эффект, однако пока видимых успехов в повышении качества образования и его восприятия не удалось.

Подпишитесь на нас