Рынок лекарственных препаратов: анализ и перспективы. Обзор рынка фармацевтической продукции Анализ рынка лекарственных препаратов

Согласно информации ресурса Statista, в 2016 году стоимость мировой фармацевтической отрасли достигла одного триллиона долларов США. Развитыми и богатыми лидерами индустрии признаны две американские фармацевтические компании Pfizer и Johnson & Johnson, а также швейцарская компания Roche. Самым успешным оказалось вещество Lyrica от Pfizer. Это противосудорожное лекарство, применяемое в неврологии.

Мировой можно смело назвать олигополистическим: тенденции его развития определяют всего несколько крупных игроков, ежегодный доход которых от – 3 млрд. долларов США и выше. Эти крупные фарма-корпорации объединены в картель «Big Farma». На научные исследования эти компании тратят каждый год от 500 млн. долларов и более, активно пополняя рынок лекарственных препаратов.

Анализ рынка лекарственных препаратов

Согласно статистической информации, самыми крупными странами-потребителями медикаментов до 2104 года оставались США, потребляя 26% объема выпущенных фармацевтических единиц, Япония – 13% соответственно и Германия – 12%. Только эти три страны использовали больше половины фарма-продуктов, которые производились в мире.

В 2014 году на втором месте после США оказался Китай. И хотя Япония, Германия и другие развитые государства остаются в десятке самых активных потребителей продуктов фармацевтики, согласно прогнозам, все больше медикаментов будет перераспределяться на развивающиеся страны. Это связано с политикой таких государств, направленной на укрепление здравоохранения граждан. Пример — КНР, Южная Корея , Бразилия, Индия.

Однако, как замечают статисты, число пенсионеров в Европе постоянно растет, поэтому выручка от стран Евросоюза в фармацевтику будет неуклонно увеличиваться. Особенно активно в европейских странах продаются вещества, применяемые в неврологической, онкологической сферах, противоязвенные и аутоиммунные средства.

Рассматривая статистические данные, нужно помнить, что традиционно в фармацевтической отрасли под понятием «лекарства» подразумеваются любые единицы, используемые для снятия симптомов, лечения, поддержания организма и профилактики заболеваний. Таким образом, даже лейкопластырь входит в данную категорию.

Российский рынок лекарственных препаратов

За последнее десятилетие российский характеризуется стремительным увеличением ассортимента. Согласно данным, предоставленным DSM Group, в 2016 год объем его достиг 1344 млрд. руб. При этом 57,4% продаваемых в России медикаментов – отечественные. Их популярность связана, в основном, с ценой, которая устраивает среднестатистического потребителя.

До 2010 года рынок лекарственных препаратов России был на 90% импорториентированным. Ситуация кардинально изменилась, когда в 2009 году была принята целевая программа, направленная, на развитие отечественной фармацевтики. Ее целью было внедрение инноваций в отрасль и производство отечественных средств, ничем не уступающих по качеству импортным аналогам.

По рецепту или нет

Лекарства, выпускаемые в мире, можно разделить на три группы: реализуемые исключительно по рецепту, безрецептурные и дженерики. Пока что по темпам сбыта лидируют безрецептурные медикаменты. Однако в последние пять лет на рынке лекарственных препаратов наблюдается огромный скачок в продаже дженериков. Специалисты ожидают, что в 2020 году эта категория веществ будет занимать 88,7% всех продаваемых.

Такая ситуация с оригинальными средствами и дженериками связана с тем, что срок лицензии на многие распространенные как рецептурные, так и безрецептурные единицы истекает в ближайшие годы. Прогнозируется, что их место на рынке лекарственных препаратов займут дженерики, ожидаемый рост продаж которых – 52,3%, по сравнению с сегодняшними статистическими данными.

Что ожидает фармацевтическую отрасль в будущем

Сегодня фармацевтика и рынок лекарственных препаратов связаны с развитием ИТ-технологий и биотехнологий. Среди тенденций, которые уже сейчас касаются производства веществ и их реализации, можно назвать.

Последние 3 десятилетия ознаменовались появлением новых лекарств и вакцин, которые спасают жизни и предотвращают прогрессирование хронических инвалидизирующих заболеваний. Это средства для лечения туберкулеза, пневмонии, СПИД/ВИЧ, болезней системы кровообращения, язвенной болезни желудка, диабета, злокачественных новообразований. Цель государственной лекарственной политики – своевременно обеспечить население доступными по цене и качественными лекарственными препаратами (ЛП). При этом фармацевтический рынок не является саморегулируемым, он требует от государственных органов власти в этой сфере постоянного вмешательства во все процессы лекарственного обращения – от разработки новых лекарств до их рационального потребления. Это происходит путем выработки и внедрения в практику правил, законов, подзаконных актов и мотивационных механизмов.

При формировании лекарственной политики регуляторы сталкиваются с непростыми задачами, первая из них – необходимость соблюдения оптимального баланса между интересами множества субъектов лекарственного обращения: разными группами пациентов и их объединениями, фармацевтическими компаниями (в том числе отечественными и зарубежными производителями), оптовыми и розничными дистрибьюторами (государственными и частными), врачами и их общественными объединениями. Вторая – финансовые ограничения: средства, направляемые на программу государственных гарантий (ПГГ) оказания бесплатной медицинской помощи, ограничены в любой стране. Это диктует необходимость рационирования или выработки приоритетов в лекарственном обеспечении (ЛО).

Предстоящий период с 2019 по 2024 г. для РФ особенный – Президент РФ В.В. Путин в Указе № 204 от 7 мая 2018 г. поставил общенациональную цель: увеличить ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) с нынешних 72,7 до 78 лет к 2024 г. Это цель многофакторная и зависит почти в равной мере от уровня доходов населения, соблюдения здорового образа жизни, а также от расходов и эффективности деятельности системы здравоохранения. По опыту развитых стран известно, что значительный эффект в продлении ОПЖ был достигнут за счет внедрения системы всеобщего лекарственного обеспечения, которая позволила сделать современные лекарства доступными для всех граждан в амбулаторных условиях .

Следует отметить, что в РФ за последние годы благодаря государственной политике достигнуты определенные позитивные сдвиги в сфере лекарственного обращения, а именно: принятие основного Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» (от 12.04.2010 № 61-ФЗ), развитие отечественной фармацевтической промышленности, осуществление жесткого контроля за ценами на лекарственные препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), ускорение введения на рынок инновационных ЛП, поэтапное внедрение системы идентификации ЛП от производителя до конечного потребителя.

Вместе с тем сохраняются серьезные проблемы. Главные из них – недостаточное лекарственное обеспечение населения ЛП в амбулаторных условиях (сегодня за счет государства на ЛП в РФ тратится в 2,8 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС, имеющих близкий уровень экономического развития ), различия в лекарственном обеспечении в различных субъектах РФ (связанные с отсутствием единых подходов в формировании перечней ЖНВЛП и ценовой политики), монополизация закупок ЛП в субъектах РФ (что приводит к снижению конкуренции), нерациональное назначение и использование ЛП, отсутствие единоначалия в формировании и реализации лекарственной политики. В этой связи Президент РФ на совещании по системе лекарственного обеспечения населения РФ, прошедшем в Санкт-Петербурге 16 ноября 2018 г., поставил задачу существенного повышения ее эффективности. Многие эксперты, в том числе рабочая группа при Государственном Совете РФ, которая подготовила проект доклада «О повышении эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ», вносят важное предложение – внедрить систему всеобщего лекарственного обеспечения и повысить эффективность обращения лекарственных средств в РФ. Такие предложения требуют детального анализа сложившейся ситуации в сфере лекарственного обращения и обсуждения механизмов, которые обеспечат достижение поставленных целей.

Для этого ВШОУЗ подготовила анализ системы лекарственного обеспечения и предложения по формированию национальной лекарственной политики. Документ предназначен для обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Обсуждение этого документа состоится на площадках фонда «Росконгресс», в том числе в стартовый день Российского инвестиционного форума на специальном форуме «Здоровое общество: на пути к цели 80+» 13 февраля 2019 г. Читателям данного номера журнала представляется на обсуждение первая часть документа – «Анализ рынка лекарственных препаратов в РФ».

Общий объем рынка: государственный и частный

В РФ в 2017 г. всего было потреблено ЛП и изделий медицинского назначения недлительного применения для индивидуального пользования (далее – ИМН) на сумму 1 514 млрд руб. в ценах конечных потребителей (розничные цены). В упаковках это составило 6273 млн. Расходы на ЛП обычно классифицируются в зависимости от источника финансирования – население или государство и от условий потребления – амбулаторные или стационарные. В амбулаторных условиях расходы на лекарства могут оплачиваться населением или государством по специальным программам. В стационарных условиях расходы на ЛП входят в структуру тарифа по оплате медицинской помощи и в РФ покрываются государством за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) или бюджетов всех уровней. Для справки: международная методика учета расходов на ЛП включает изделия медицинского назначения (ИМН) недлительного применения для индивидуального пользования.

В стационарных условиях ведется учет только по ЛП, без ИМН. Далее все расчеты по расходам на ЛП в амбулаторных условиях сделаны с учетом ИМН. В амбулаторных условиях расходы населения и государства только на ЛП (без учета ИМН), по данным Росстата, в 2017 г. составили 1027,2 млрд руб.(с учетом ИМН – 1254,1 млрд руб.). Расходы на ЛП в амбулаторных и стационарных условиях составили: для населения – 67% (1021,4 млрд руб.) , государственные – 33% (492,6 млрд руб.) (рис. 1). Для справки: значение расходов населения на ЛП в амбулаторных условиях рассчитаны как разница между показателем общих расходов, представляемых Росстатом (1254,1 млрд руб.), и расходов на все государственные программы, реализуемые в амбулаторных условиях (232,7 млрд руб.). Расходы государства на ЛП в амбулаторных условиях примерно равны таковым в стационарных условиях – 47% (232,7 млрд руб.) и 53% (259,9 млрд руб.) соответственно.

Таким образом, в амбулаторных и стационарных условиях население РФ несет в 2 раза большие расходы на ЛП, чем государство.

Рисунок 1. Объем рынка лекарственных препаратов в амбулаторных и стационарных условиях в России в 2017 г.

Расходы населения и государства на ЛП в амбулаторных условиях

Структура расходов на ЛП в амбулаторных условиях. В 2017 г. расходы населения и государства на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях составили 1254,1 млрд руб., из них для населения – 81% (1021,4 млрд руб.), государства – 19% (232,7 млрд руб. с учетом ведомственных закупок). В «новых-8» странах ЕС, имеющих близкий с РФ уровень экономического разви- тия (оценено по ВВП на душу населения)7, доля государственных расходов на ЛП в амбулаторных условиях в 2 раза выше и составляет 38% (рис. 2). Таким образом, население РФ в амбулаторных условиях тратит на ЛП в 4 с лишним раза больше, чем государство, в «новых» странах ЕС расходы населения только в 2 раза больше.

Динамика расходов на ЛП в амбулаторных условиях . С 2005 по 2017 г. (с момента начала реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, в настоящее время – обеспечения необходимыми лекарственными средствами – ОНЛС) расходы на ЛП в амбулаторных условиях в текущих ценах значительно выросли: за счет государства – в 5,6 раза, за счет личных средств граждан – в 6,2 раза (рис. 3). В постоянных ценах (2005 г. – 100%) за счет государства они выросли в 1,9 раза, за счет личных средств граждан – в 2,1 раза (рис. 4). Все расчеты в динамике не учитывают расходы по ведомственным программам из-за отсутствия данных.

Рисунок 2. Структура расходов на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в амбулаторных условиях в России и «новых-8» странах ЕСБ

Рисунок 3. Динамика расходов на лекарственные препараты в амбулаторных условиях в текущих ценах

За последние 5 лет – с 2012 по 2017 г. государственные и личные расходы на ЛП в амбулаторных условиях в текущих ценах также выросли: государственные расходы – в 1,6 раза (с 138,2 до 215,2 млрд руб.), личные – в 1,8 раза (с 575,1 до 1038,9 млрд руб.). В постоянных ценах (2012 г. – 100%) государственные расходы выросли только на 9%, а личные – на 20%. При этом среднедушевые денежные доходы российских семей за этот период снизились на 9% в постоянных ценах 2012 г. (с 23,2 до 21,0 тыс. руб.).

Из рис. 4 также видно, что темп роста государственных расходов в постоянных ценах за последние 5 лет замедлился. В 2005–2011 гг. они росли в среднем с темпом 8,9% в год, а в 2012–2017 гг. только 0,7% в год. Таким образом, в последние 5 лет ежегодный темп роста расходов на ЛП за счет средств государства по сравнению с предыдущими годами снизился почти в 13 раз. При этом темп роста расходов населения за последние пять лет снизился только в 2 раза (с 8,2% в 2005–2011 гг. до 3,8% в 2012–2017 гг.). Все это говорит о том, что за последние 5 лет снижение темпов роста государственных расходов на ЛП на фоне падения реальных денежных доходов российских семей л егло дополнительным бременем на россий- ских граждан.

Сравнение расходов на ЛП в РФ и странах ЕС в амбулаторных условиях. В 2017 г. государственные и личные расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в долларах, оцененных по паритету покупательной способности (ППС, 1 $ППС = 24,55 руб.) в РФ составили 350 $ППС на душу населения в год. Это на 15% меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (410 $ППС), и в 1,7 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (600 $ППС) (рис. 5).

Рисунок 4. Динамика расходов на лекарственные препараты в амбулаторных условиях в постоянных ценах

Рисунок 5. Подушевые расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2017) и в странах ОЭСР (2016)


Государственные расходы по этой статье в РФ составили 65 $ППС на душу населения в год, что в 2,8 раза меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (185 $ППС), и в 6,4 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (415 $ППС), (см. рис. 5) . В долее ВВП государственные расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в РФ составили 0,25%, что в 2,4 раза меньше, чем в «новых-8» странах ЕС (0,6%), и в 4,4 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (1,1%) (рис. 6). Таким образом, в амбулаторных условиях расходы государства на ЛП на душу населения в $ППС в РФ почти в 3 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития.

Рисунок 6. Расходы на ЛП и ИМН в амбулаторных условиях в доле ВВП, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ (2017) и в странах ОЭСР (2016)

Государственные программы лекарственного обеспечения населения

Все государственные программы лекарственного обеспечения в РФ реализуются на амбулаторном уровне. Расходы на ЛП компенсируются населению в зависимости от наличия у гражданина социальной льготы или определенного заболевания, требующего дорогостоящего и/или длительного лечения, а также по принадлежности к определенной профессии (например, военнослужащие обеспечиваются ЛП из ведомственного бюджета).

Основные программы

1. Региональные программы
2. Программа обеспечения населения лекарственными средствами (ОНЛС).
3. Программа «7 высокозатратных нозологий» (далее «7 ВЗН»).
4. Программа для лиц, страдающих жизнеугрожающими и хронически прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями.
5. Программа для лиц, инфицированных ВИЧ, гепатитом В и С.
6. Национальный календарь профилактических прививок.
7. Ведомственные закупки ЛП.

В табл. 1 представлены основные характеристики данных программ. Из табл. 1 следует, что:

  • по каждой из программ имеется дефицит финансирования, составляющий не менее 50% существующего объема финансирования;
  • доступ к ЛП имеют только ограниченное число граждан РФ;
  • в региональной программе действует отдельный перечень ЛП, не совпадающий с перечнем ЖНВЛП, а объем финансирования этих программ зависит от бюджетной обеспеченности субъекта РФ;
  • по программе ОНЛС регионы ограничены объемами средств, предусмотренных на программу, в зависимости от числа льготополучателей, оставшихся в ней.
По данным табл. 1 можно рассчитать, что в 2017 г. по государственным программам за счет федеральных источников финансирования было покрыто 54% расходов (127 млрд руб.) на лекарственное обеспечение, за счет средств регионов – 38% (88,2 млрд руб., включая орфанные заболевания), оставшиеся 8% приходятся на ведомственные расходы (17,5 млрд руб.).
Таблица 1. Основные характеристики государственных программ лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях 1


1 Доклад Госсовета РФ «Повышение эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ»; Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017 г.; Итоговый отчет и презентация Минздрава России за 2017 г. (коллегия).
2 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
3 Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017 г.
4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
5 Со всеми дополнительными бюджетными ассигнованиями.
6 Доклад Госсовета РФ «Повышение эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ», с. 25.
7 На 2018 г. действует Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарcтвенных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (приложение 1, 2).
8 С 1 января 2019 г. согласно поправкам в ФЗ-323, внесенным Федеральным закон от 03.08.2018 № 299-ФЗ.
9 На 2018 г. действует Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (приложение 1, 2).
10 Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2016 № 2203-р.
11 «Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения, и Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения».
12 «О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также о реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С».
13 «Об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок, для передачи федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА), а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований».
14 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».


На рис. 7 представлена структура государственных программ обеспечения ЛП по объему финансирования (в долях общего объема), а на рис. 8 – по численности населения, обеспеченного ЛП (в долях общего числа получивших). Видно, что на одну из самых объемных по численности населения программ – ОНЛС (37% получивших ЛП) затрачивается всего 20% средств, а на самые малочисленные программы «7 ВЗН» и для лечения орфанных заболеваний (2% числа получивших ЛП) тратится больше средств – 26% (59,8 млрд руб.). Отметим, что программа ОНЛС включает бесплатное лекарственное обеспечение детей от 0 до 3 лет. Всего на программы «7 ВЗН» и орфанных заболеваний в РФ тратится 59,8 млрд руб., или 17 $ППС на душу населения. В «новых» странах ЕС финансирование лечения орфанных заболеваний в расчете на душу населения составляет в среднем 11 $ППС (около 9 евро, 2014 г.)11, в «старых» странах ЕС – 21 $ППС (около 17 евро12).

Таким образом, в РФ расходы на орфанные заболевания в 1,5 раза выше, чем в «новых» странах ЕС, и приближаются к показателям «старых» стран ЕС. Доля затрат на лечение орфанных заболеваний от общих расходов в РФ также выше, чем в странах ЕС, соответственно 5 и 3–4%. Это говорит о том, что в системе государственных закупок ЛП сложились неоптимальные балансы затрат по различным программам и в дальнейшем потребуется увеличение затрат по другим программам, кроме лечения редких заболеваний, например на обеспечение всех детей и подростков от 0 до 17 лет бесплатными лекарствами.

Рисунок 7. Структура государственных программ обеспечения лекарственными препаратами в амбулаторных условиях по объему финансирования в 2017 г.

Динамика расходов на ЛП по государственным программам в амбулаторных условиях. Расходы на ЛП по госпрограммам с 2005 по 2017 г. в постоянных ценах (2005 г. – 100%) за счет федерального бюджета выросли на 28%, а из регионального бюджета – в 6,1 раза (с учетом дополнительных расходов на орфанные заболевания с 2013 г.) (рис. 9). Все расчеты в динамике не учитывают расходы по ведомственным программам из-за отсутствия данных. За последние 5 лет (с 2012 по 2017 г.) государственные расходы в постоянных ценах (2012 г. – 100%) за счет средств федерального бюджета снизились на 17%, а за счет средств регионов возросли в 1,6 раза (с учетом затрат на лечение орфанных заболеваний). При этом затраты федерального бюджета снизились почти по всем программам: по программе ОНЛС – на 28%, по программе «7 нозологий» – на 13%, по программе ВИЧ – на 23%. Лишь по программе профилактических прививок расходы выросли на 47% (рис. 10).

Рисунок 8. Структура государственных программ обеспечения ЛП в амбулаторных условиях по численности обеспеченного населения в 2017 г.

Рисунок 9. Динамика государственных расходов на лекарственные препараты в амбулаторных условиях по федеральным и региональным программам в постоянных ценах 2005 г.



Рисунок 11. Динамика государственных расходов на лекарственные препараты в стационарных условиях в текущих и постоянных ценах (2012 г. – 100%), млрд руб. и млн упаковок

Объем потребления лекарственных препаратов в стационарных условиях

Объем продаж ЛП медицинским организациям в РФ в 2017 г. составил 259,9 млрд руб., или 1038 млн упаковок . Динамика продаж с 2012 по 2017 г. в финансовом выражении со- ставила 72% в текущих ценах, 14% – в постоянных ценах (2012 г. – 100%). В упаковках объем продаж за этот период вырос на 8% (с 2013 г.) (рис. 11). Это говорит о том, что в стационарных условиях цены на ЛП в расчете на упаковку увеличились на 6%.

Структура продаж лекарственных препаратов (по АТС-группам, по рецепту и по принадлежности к ЖНВЛП) в разрезе различных секторов

Продажа лекарственных препаратов в аптечной сети

Kesselheim A.S., Huybrechts K.F., Ranabhat C.L., Atkinson J. Prescription Drug Insurance Coverage and Patient Health Outcomes: A Systematic Review // Am J Public Health. 2015. Vol. 105 (2). Р. e17–e30.; Park M.-B., Kim C.-B., Jakovljevic M. The Influence of Universal Health Coverage on Life Expectancy at Birth (LEAB) and Healthy Life Expectancy (HALE): A Multi-Country Cross-Sectional // Frontiers in Pharmacology. 2018. Vol. 9. 10 р.; Universal health coverage and health outcomes. OECD Final Report. Paris, 2016. 43 р.; Eaddy M.T., Cook Ch.L. Patient Cost-Sharing Trends Affect Adherence and Outcomes A Literature Review. 2012. Vol. 37 (1). Р. 45–55.

«Новые-8» страны ЕС, которые включают Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию.

Тариф по оплате медицинской помощи в РФ чаще всего привязан к группе заболеваний и включает также другие статьи расходов – оплату труда с начислениями, расходы на медицинские изделия, коммунальные услуги и др.

База данных Росстата – ЕМИСС.

Доклад Госсовета РФ «Повышение эффективности системы лекарственного обеспечения в РФ», 2018 г. Итоговый отчет Минздрава России за 2017 г. (коллегия). Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017г.

Итоговый отчет DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2017 г.

«Новые-8» страны ЕС включают Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию.

Доклады о реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи за 2006–2011 гг. Доклады о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за 2012–2013 гг. Государственные доклады о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2014–2016 гг. Итоговая презентация и отчет Минздрава России за 2015–2017 гг. (коллегия). Презентация министра здравоохранения «О повышении доступности и качества услуг, предоставляемых населению Российской Федерации в сфере здравоохранения». Итоговые отчеты DSM Group «Фармацевтический рынок России» за 2012–2017 гг., оценка расходов сделана по реализованным контрактам на закупку ЛП стационарными медицинскими организациями.

По данным Росстата. $ППС – доллар, оцененный по паритету покупательной способности: соотношение валют разных стран, установленное по покупательной способности этих валют применительно к определенному набору товаров и услуг (по всему ВВП).

Данные по странам ЕС представлены согласно сборнику ОЭСР «Health at a Glance, 2017» (стоимость отпуска рецептурных ЛП и безрецептурных ЛП). Данные по стоимости отпуска рецептурных ЛП практически совпадают с объемом расходов государства на эти ЛП (могут не учитывать объем расходов населения в момент покупки рецептурного препарата 5–7%).

В расчеты берутся только ЛП, направленные на таргетное лечение орфанных заболеваний.

Deticek A., Locatelli I., Kos M. Patient Access to Medicines for Rare Diseases in European Countries // Elsevier. 2018. Vol. 21, Iss. 5. P. 553–560 13 По данным DSM Group, рассчитано по заключенным контрактам на приобретение ЛП.

Это ЛП, приобретаемые как за счет личных средств населения, так и субсидируемые населению за счет средств государства.

Анатомо-терапевтическо-химическая классификация - международная система классификации лекарственных средств. Используются сокращения: латиницей АТС (от Anatomical Therapeutic Chemical) или русское: АТХ (анатомо-терапевтическо-химическая).

Улумбекова Гузель Эрнстовна – доктор медицинских наук,
диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США),
руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ),
председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК),
доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Обзор фармацевтического рынка России
  • 2. Особенности российского фармацевтического рынка
  • 3. Стратегия развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 года
  • 4. Рынок медицинского оборудования.
  • 5. Рынок медицинских услуг
  • 6. Законодательство
  • Выводы
  • 1. Обзор фармацевтического рынка России
  • На российском фармацевтическом рынке функционируют зарубежные и отечественные производители, дистрибьюторы, аптечные и больничные учреждения, правительство и другие государственные органы. Отечественные производители согласно классификации ОКОНХ относятся к химико-фармацевтической промышленности (входит в состав медицинской промышленности). Рынок характеризуется высокой долей импортной продукции, порядка 65% продукции приходится на импорт.
  • Рынок сбыта российских производителей фармацевтической продукции ограничивается Россией и странами СНГ, поскольку ассортимент и качество продукции не позволяют занять достойные позиции на внешних рынках; более того, и внутри страны препараты российского производства постепенно вытесняются в области потребительских групп с наименьшими доходами.
  • Серьезная проблема российского фармацевтического рынка - распространение фальсифицированной продукции. Масштабы этого явления ужасают, на российском рынке более 10% продукции (до 30% по неофициальным данным), распространяемой через аптечную сеть, являются поддельными. По данным опроса, проведенного по заказу Ассоциации международных фармацевтических производителей (APIM) и Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности (CIPP) среди руководителей 53 российских и зарубежных фармацевтических компаний, доля фальсифицированных лекарственных средств на российском рынке составляет 12%. Представленные в опросе компании контролируют свыше 55% фармацевтического рынка России. При этом ежегодные убытки компаний от этого явления, как то: недополученная прибыль, затраты на борьбу с фальсификатом и т.п. превышают 250 млн. долл. Объем рынка фальсифицированной продукции 250-300 млн. долл., а по неофициальным данным порядка 1 млрд. долл., при этом 67% фальсификата - продукция отечественного производства.
  • Однако фальсификация фармацевтической продукции - не только российская проблема.

2. Особенности российского фармацевтического рынка

1. Российский фармрынок отличается высокой долей традиционных лекарственных средств-дженериков, преобладанием безрецептурных препаратов.

2. На структуру спроса сильно повлияли длительная изоляция российского рынка от мирового, склонность населения к самолечению и фитотерапии. К тому же традиционные дженерики заметно дешевле современных лекарств.

3. В развитых странах основные расходы на покупку ЛС возложены на систему медицинского страхования, в России она достаточно слаба и львиная доля расходов на лечение возложена на плечи конечных потребителей - населения.

На российском рынке сегодня розничная цена отечественных препаратов более чем в четыре раза ниже, чем импортных. ЦМИ "Фармэксперт" составил динамику объема данного рынка, включая прогнозные данные, исходя из которых:

В России пока отсутствуют национальные аптечные сети, годовой оборот которых превышает 2 млрд. руб. и которые присутствуют не менее, чем в шести федеральных округах. К самым крупных межрегиональным сетям с оборотом не менее одного млрд. руб. и присутствием не менее, чем в двух федеральных округах относятся: "Аптеки 36,6", "Ригла", "03", "Натур Продукт", "Имплозия", "Доктор Столетов", "БИОТЕК". В среднем, аптечные сети увеличивают количество торговых точек на 50 аптек за год в основном за счет покупки региональных сетей. "Аптеки 36,6" лидируют не только по количеству аптек, но и по объему продаж. Ближайшими конкурентами компании являются "Доктор Столетов" (экс-лидер по количеству аптек) и "03", по количеству аптек и объему продаж, соответственно. В ближайшие три года прогнозируется укрупнение сетевых игроков за счет слияний и поглощений, а также значительное увеличение их доли в совокупном доходе отрасли.

3. Стратегия развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 года

Данная стратегия разработана Министерством промышленности и торговли РФ с целью развития конкурентоспособной медицинской промышленности России. Реализация стратегии планируется в 2 этапа: I этап - 2010-2017 гг. - стимулирование развития отечественного производства; II этап - 2015-2020 гг. - создание инфраструктуры для развития собственных технологий. В ходе реализации Стратегии планируется достижение следующих результатов: наличие высококвалифицированных кадров; наличие собственной технологической базы, отвечающей мировым требованиям; развитие нишевых решений до уровня мирового лидерства; доля на внутреннем рынке медицинской техники и изделий медицинского назначения, произведенной на территории Российской Федерации не менее 40%.

Сотрудники Министерства спрогнозировали минимальный объем рынка медицинской промышленности в России к 2020 году. По их подсчетам он составил 450 млрд. рублей.

Диаграмма. Прогноз изменения объемов рынка.

Обзор зарплат в медицине по итогам I квартала 2011 года.

Минимальный уровень

Средний рыночный уровень

Повышенный уровень

кардиолог

пульмонолог

терапевт

гастроэнтеролог

травмотолог-ортопед

офтальмолог

дерматолог

косметолог

анестезиолог-реанимотолог

акушер-гинеколог

врач-уролог

невропотолог (невролог)

эндокринолог

мануальный терапевт

врач-лаборант

врач-рентгенолог

заведующий отделением

На сегодняшний день многие врачи работают на двух работах или на двух ставках и предпочитают трудоустраиваться в коммерческие учреждения. Так, молодой специалист, работая в коммерческом секторе, зарабатывает значительно выше, чем в госсекторе. По данным экспертов дефицит врачебных кадров в Москве составляет свыше 23 тысяч человек, среднего медперсонала - свыше 46 тысяч.

4. Рынок медицинского оборудования.

Основные проблемы:

1) Высокая доля импорта.

2) Использование устаревших технологий.

3) Недостаточная квалификация, недостаток персонала.

4) Отсутствие инвестиций в разработки и производство.

5) Недостаточное количество специализированных медицинских центров и отделений.

В настоящее время по уровню оснащения РФ отстает от ведущих стран в несколько раз, а по отдельным видам оборудования такое отставание достигает показателя в 10-15 раз.

Таблица 2. Величина оснащения высокотехнологичной медицинской техникой.

В первую очередь в России не хватает специализированных радиологических отделений и медицинских центров. Диагностические и лечебные технологии ядерной медицины, как правило, применяются в комплексе с современными клинико-инструментальными методами диагностики и радиохирургическими методами лечения и должны создаваться на базе специализированных медицинских учреждений.

Конкуренция. Иностранные компании, работающие на российском рынке - это крупные ТНК с оборотом более $1 млрд. каждая. Российских компаний такого масштаба пока нет. Тем не менее, у России также есть определенный технологический задел - уникальное гамма-терапевтическое оборудование производства ФГУП "Равенство", производство терапевтических изотопов, опытные образцы диагностического оборудования - гамма-камер, действующие по отечественным технологиям медицинские центры в г. Дубна и г. Протвино. Также Россия традиционно сильна в производстве линейных ускорителей, которые во многих случаях незаменимы для терапии онкологических заболеваний головного мозга.

5. Рынок медицинских услуг

фармацевтический ассортимент дженерик фитотерапия

Анализ рынка медицинских услуг в России, подготовленный компанией BusinesStat в 2011 году, показывает, что около 50% жителей страны пользуется платной медицинской помощью. При этом доля пользователей коммерческих услуг ежегодно возрастает. Развитие инфраструктуры обуславливает рост медицинских услуг и коммерциализацией государственной медицины.

По прогнозам в 2011-2015 гг. большого роста клиентской базы не предвидится: во-первых, потому что доля пользователей платными медицинскими услугами в России итак достаточно высока, во-вторых, потому что доходы россиян не позволяют пользоваться необязательными услугами.

Согласно маркетинговому исследованию, в 2010 г среднее число оказанных медицинских услуг составило 15,1 услугу на пациента. Таким образом, результаты исследования показали, что несколько визитов в год совершает лишь половина пациентов, однако другая половина получает сразу много услуг, за счет прохождения комплексной диагностики, медицинской комиссии либо курсов процедур. Исследование рынка показывает, что в 2010 г отрасль здравоохранению России была представлена 56,4 тыс. медицинских учреждений. Эти учреждения сильно различаются по видам деятельности, численности клиентов и количеству сотрудников. Большая часть медицинских клиник в России предоставляют услуги по нескольким медицинским направлением. Из узкопрофильных медицинских клиник широко представлены стоматологические. Обзор рынка показывает, что в 2010 г в отрасли здравоохранения в нашей стране было занято 4,4% от общей численности трудоспособного населения или 3,71 млн человек. На одного практикующего врача в медицинской отрасли РФ в среднем приходится еще четыре сотрудника: два сотрудника средней медицинской квалификации и два сотрудника других профессий. По численности персонала лидируют Москва и Санкт-Петербург.

6. Законодательство

Государственной Думой одновременно во втором и третьем чтениях принят Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Его рассмотрение отложили с 8 июля 2011 года на осеннюю сессию под давлением общественных организаций. 8 ноября 2011года закон утвердил Совет Федерации. Планируется, что новый документ начнет действовать с 1 января 2012 года. Некоторые его положения, требующие переходного периода, вступят в силу в 2013 и 2015 годах.

Правительство РФ постановлением №917 от 10.11. 2011 года утвердило перечень видов образовательной и медицинской деятельности, занимаясь которой предприятия могут не платить налог на прибыль, включив в него, в частности, терапевтическую и хирургическую косметологию, мануальную терапию, стоматологию и челюстно-лицевая хирургию.

Выводы

Проблемы, мешающие развитию рынка медицинских услуг в России:

1.Отсутствие современной практически реализуемой модели здравоохранения в РФ.

2. Отсутствие плана и критериев оценки достижения результатов по модернизации системы здравоохранения.

3. Отсутствие современной законодательной базы по вопросам здравоохранения.

4. Коррупция и неэффективность исполнения государственных функций в системе здравоохранения.

5. Платные услуги в государственных учреждениях.

6. Отсутствие современной информационной инфраструктуры.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мировой рынок лекарственных препаратов. Характеристика фармацевтического рынка России и г. Санкт-Петербург. Анализ ценовой среды рынка лекарственных препаратов. Оценка уровня конкуренции на отдельных иерархических уровнях фармацевтического рынка России.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Инновационное развитие фармацевтического сектора российской экономики. Требование о проведении локальных клинических исследованиях препаратов, которые проходят регистрацию. Практические проблемы исполнения закона "Об обращении лекарственных средств".

    презентация , добавлен 11.01.2014

    Ознакомление с анатомо-терапевтическо-химической классификацией лекарственных средств. Анализ объемов продаж продукции разных фармацевтических производителей. Исследование принципов формирования ассортимента детских медикаментов в аптечных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2011

    Понятие фармацевтического рынка как совокупности экономических отношений, возникающих между людьми по поводу купли и продажи лекарственных средств. Законы рынка, особенности их проявления и характеристика ограничений действия на фармацевтическом рынке.

    презентация , добавлен 10.04.2016

    Ценовые и неценовые детерминанты спроса. Анализ спроса и предложения по степени удовлетворения на примере аптеки. Оценка степени насыщения рынка некоторыми препаратами. Выявление "топ-десятки" лекарственных средств, приносящих наибольшую выручку.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Критерии выбора поставщика, способы и критерии их классификации в сфере фармацевтики. Оценка ассортимента лекарственных средств, распространенных на современном рынке. Принципы организации товародвижения. Институциональные критерии выбора поставщика.

    реферат , добавлен 13.06.2014

    Анализ региональной системы фармацевтического обеспечения Львовской области. Отсутствие достаточных резервов лекарств. Полная зависимость от импорта лекарственных средств и активных ингредиентов фармации для отечественного производства медикаментов.

    статья , добавлен 11.09.2017

    Импортозамещение как один из элементов экономической политики страны, грамотная реализация которого позволит сократить импорт, одновременно высвобождая валютные средства. Характеристика основных тенденции развития мирового фармацевтического рынка.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2017

    Роль государства в управлении развитием фармацевтической промышленности. Концепции, правовые аспекты и структура государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств, международный опыт применения нормативных и экономических методов.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2012

    Признаки и характеристика рынка монополистической конкуренции. Определение механизма установления равновесия на рынке монополистической конкуренции. Конкуренция на рынке лекарственных средств. Воздействие рекламы на издержки продавцов и на покупателей.

Формирование ассортимента целевого сегмента фармацевтического рынка осуществляется на основе контент–анализа официальных и справочных источников информации о ЛС, зарегистрированных Министерством здравоохранения РФ (Минздравом России): Государственный реестр ЛС, Регистр ЛС в России, справочник Видаль, справочник синонимов ЛС, стандарты и протоколы лечения больных.

Формирование ассортимента регионального (локального) сегмента фармацевтического рынка осуществляется на основе контент–анализа товарных накладных, прайс–листов оптовых и розничных фармацевтических организаций города или области.

Результаты систематизации качественных и количественных характеристик рынка отражаются в таблицах, диаграммах, рисунках (см. пример маркетингового анализа рынка лекарственных средств, применяемых в терапии доброкачественной гиперплазии предстательной железы).

В ходе анализа как целевого, так и регионального (локального) рынка ЛС рассчитывают показатели ассортимента:

1. Структура ассортимента ЛС – доля отдельных групп в общем количестве наименований ЛС (форм. 26).

Доля % = А г / А о х 100%, где (26)

– А г – количество наименований ЛС данной группы,

– А о – общее количество наименований ЛС.

2. Степень обновления (У о) (форм. 27):

У о = m / А о, где (27)

– m – количество наименований новых ЛС, разрешенных к применению за последнее 3 или 5 лет,

А о – общее количество наименований ЛС.

3. Коэффициент полноты ассортимента ЛС (K n) (форм. 28):

K n = П факт / П баз, где (28)

– П факт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

– П баз – количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

4. Коэффициент глубины ассортимента ЛС (К г) (форм. 29):

К г = Г факт / Г баз, где (29)

– Г факт – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

– Г баз – количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

5. Степень (полнота) использования ассортимента ЛС (П и) (форм.30):

П и = а / А х100%, где (30)

– а – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, пользующихся спросом в фармацевтической организации или используемых в практике определенного врача за исследуемый период времени,

– А – количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации на протяжении исследуемого периода времени.


2.2.1. Пример маркетингового исследования рынка лекарственных средств,


применяемых в терапии доброкачественной гиперплазии

предстательной железы

Маркетинговый анализ фармацевтического рынка представлен на примере исследования лекарственных средств для лечения урологических больных с доброкачественной гиперплазией предстательной железы (ДГПЖ).

Предварительно необходимо познакомиться со стандартами и протоколами лечения, разработанными Минздравом России, а также рекомендациями, представленными в литературных источниках, учебниках и т.д. Кроме этого, для формирования информационного массива по ассортименту ЛС желательно изучить современные технологии лечения заболевания, при которых назначается анализируемая ФТГ. Предварительно перечень ЛС (определенной нозологии или ФТГ) отражается в таблице (Приложение А или Приложение Б), на основании которой рассчитываются маркетинговые характеристики анализируемого ассортимента.

Характеристика целевого ассортимента лекарственных средств для

лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы

Для маркетингового анализа ассортимента можно использовать алгоритм, разработанный проф. Н.Б. Дремовой с соавт. В соответствии с этим алгоритмом проводится поэтапный анализ ассортимента по следующим признакам: группы фармакотерапевтические (ФТГ) и АТС-классификации (Anatomical Therapeutical Chemical – ATC–classification – анатомо-терапевтическо-химическая классификация), механизм действия, способ приема, состав действующих веществ, лекарственные формы, регистрация в РФ, страна и фирма производители. По результатам анализа, согласно алгоритму (рис. 4), предполагается составление ассортиментного макроконтура целевого сегмента рынка, позволяющего иметь представление о возможностях удовлетворения потребностей в лекарственном лечении больных, в нашем случае больных ДГПЖ.

Наблюдение за ситуацией на рынке осуществлено на основе контент-анализа официальных источников информации о ЛС: Государственный реестр лекарственных средств (2004 г., 2008 г., интернет-версия 2011 г.), Регистр ЛС России (2006–2010 гг.), справочник Видаль (2007–2011 гг.), справочник синонимов ЛС (2007, 2010, 2011 г.); период анализа составил 2002–2011 гг. (Приложения А и Б). Всего в ходе контент-анализа отобраны 142 лекарственных препарата (ЛП), результаты систематизации которых, представлены в таблицах в абсолютном выражении (количество) и относительных величинах (доля подгрупп в процентах).

Структура ассортимента ЛС для лечения ДГПЖ, установленная в ходе маркетингового анализа, представлена в таблице 5.

При выполнении курсовой работы по теме № 2 (Анализ ассортимента ЛС конкретной ФТГ) форма таблицы 5 имеет структуру, представленную в Приложении В.

Структура сегмента рынка ЛС для лечения ДГПЖ по составу препаратов. В ходе маркетингового анализа определена полнота ассортимента. Так, общий ассортимент предложений ЛС для лечения ДГПЖ на рынке составляет 80 торговых названий (ТН) ЛС, которые систематизированы в шесть основных ФТГ. Среди них: 1) средства, применяемые преимущественно в урологии (СПУ) – 43,8%; 2) средства противоопухолевые (СП) – 26,3%; 3) средства гормональные и их антагонисты для системного использования (СГАСИ) – 11,3%; 4) средства противомикробные и противовирусные для системного использования (СПСИ) – 8,6%; 5) средства для лечения сердечно-сосудистой системы (ССС) – 5,0%; 6) прочие лекарственные средства (ПЛС) – 5% (рис. 5. и Приложение А (представлена часть ассортимента).

Рис. 4. Алгоритм маркетингового анализа ассортимента лекарственных средств, применяемых в урологии.

Структура ФТГ, полученная в результате анализа ассортимента, обусловлена тем, что лечение ДГПЖ осуществляется комплексно и требует применения препаратов, воздействующих на предстательную железу в разных аспектах, с целью добиться положительного эффекта при лекарственной терапии.


В последние годы наблюдается стабилизация и рост коммерческого рынка в Российской Федерации. На рисунке 1 представлена динамика объема коммерческого рынка готовых лекарственных препаратов (ГЛП) России с апреля 2009 г. по апрель 2010г.

Рисунок 1 - Коммерческий рынок готовых лекарственных препаратов России с апреля 2009 г. по апрель 2010 г.

По данным статистических данных, в апреле 2010 г. коммерческий рынок ГЛП упал на 3,6 по сравнению с мартом 2010 года, емкость рынка составила 19,1 млрд. руб. (с НДС). В долларовом выражении рынок снизился на 2,4%, с 670 до 654 млн. дол. Объем коммерческого рынка ГЛП РФ в ценах закупки аптек в апреле 2010 г. вырос относительно аналогичного периода 2009 года 5,6% в рублевом выражении. Апрель - первый месяц в 2010 году, когда объем рынка превысил показатели аналогичного периода 2009 года. В натуральном выражении рынок в апреле составил 336 млн. упаковок, что на 2% ниже, чем в марте 2010 года, и на 9% выше, чем в апреле 2009 года. За январь - апрель 2010 года объем аптечного рынка ГЛП снизился на 1%. Рынок в 2010 году лишился главного фактора роста - инфляции на лекарства, поэтому наблюдается стагнация по стоимостному показателю. В натуральном выражении также изменения незначительны +0,3%. Кризисный год внес свои коррективы в ситуацию на фармацевтическом рынке. В 2010 году не стоит ожидать от рынка каких-либо ярких показателей: помимо посткризисных тенденций на рынок оказывает влияние жесткое государственное вмешательство: престольное внимание за ценами на лекарства, новые правила регулирования ЖНВЛС. Поэтому неудивительно, что средневзвешенная стоимость упаковки ГЛС на коммерческом рынке России в апреле упала по сравнению с прошлым месяцем на 1,6% и составила 56,72 руб. Снижение средневзвешенной цены упаковки ГЛС в апреле 2010 г. относительно апреля 2009 г. составило 2,7% в рублевом выражении .

На рисунке 2 отражена динамика потребления ГЛП (в стоимостном выражении) из разных ценовых категорий.


Рисунок 2 - Структура разных ценовых категорий на коммерческом аптечном рынке России в апреле 2010 г.

Как следует из рисунка 2, структура рынка по ценовым категориям в апреле 2010 года по сравнению с мартом 2010 года изменилась очень неравномерно - выросли сегменты с очень низкой и очень высокой ценой. Впервые наверно за три года выросла доля сегмента с ценой ниже 50 руб., правда очень незначительно на 0,2%. Почти на 1% упала доля сегмента с ценой от 150 руб. до 500 руб. Но все это снижение пришлось не на более дешевые препараты, а наоборот, на самый дорогой сегмент с ценой за одну упаковку свыше 500 рублей. Доля этого сегмента в апреле 2010 года составила 17,7%.

Стоит отметить, что это сезонный фактор, и в апреле 2009 года доля данного сегмента также выросла. Связано это с тем, что в данном сегменте сосредоточены лекарства системного пользования и не носящие ярко выраженной сезонной составляющей. Поэтому потребление данного сегмента в натуральном выражении практически во всех месяцах одинаково.

Сегменты от 50 руб. до 150 рублей и от 150 до 500 рублей остаются самыми емкими. При этом сегмент от 150 до 500 рублей составляет 2/5 рынка. Средняя стоимость упаковки в сегментах практически не изменилась по сравнению с мартом 2010 года. Стоит отметить, только увеличение на 10 рублей этого показателя в сегменте с ценой более 500 рублей, по сравнению с апрелем 2010 года .

Соотношение объемов аптечных продаж отечественных и импортных препаратов в России отражено на рисунке 3.


Рисунок 3 - Соотношение объемов аптечных продаж отечественных и импортных препаратов в России в апреле 2010 г.

В апреле 2010 года доля отечественных лекарственных препаратов в стоимостном выражении составила 24% объема коммерческого рынка, в натуральном выражении - 66%. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года соотношение объема продаж импортных и отечественных препаратов в стоимостном выражении не изменилось. В натуральном выражении доля отечественных препаратов больше, чем в апреле 2009 года на 1%. Импортные препараты на порядок дороже отечественных. В апреле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года средняя стоимость упаковки импортных препаратов практически не изменилась (+0,4%); а вот у отечественных препаратов средневзвешенная стоимость упала на 4%. Отечественные препараты стоят примерно 20,4 руб., импортные же препараты в среднем стоят 128 руб.

Соотношение объемов аптечных продаж готовых лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом рынке в России отражено на рисунке 4.


Рисунок 4 - Соотношение объемов продаж готовых лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска

Как свидетельствуют данные рисунка, на коммерческом рынке России в апреле 2010 года доля препаратов рецептурного отпуска составила 54% в стоимостном объеме и 26% в натуральном объеме. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года доля рецептурных препаратов не изменилась в стоимостном выражении и упала на 2 % в натуральном выражении .

Соотношение аптечных продаж по АТС-группам I-го уровня в России в марте-апреле 2010 г. представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Соотношение доли АТС-групп I-го уровня в объеме аптечных продаж ГЛС в России в марте-апреле 2010 г., %


Данные таблицы свидетельствуют о том, что по аптечным продажам в апреле 2010 г. лидирует группа [A]: «Пищеварительный тракт и обмен веществ» с долей 19,43%. На втором месте находится группа [C]: «Препараты для лечения заболеваний сердечнососудистой системы» с долей 13,27%; ее доля выросла относительно марта (на 0,59%) - это максимальный прирост по доле среди всех групп. На третьем месте группа [N]: «Препараты для лечения заболеваний нервной системы» - 12,74%. 9 из 15 АТС-групп падают по стоимостному объему. Наибольшее падение демонстрируют группы [L]: «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» и [A]: «Пищеварительный тракт и обмен веществ». Последняя группа из-за падения на 7% потеряла 0,8% по доле (максимальное отрицательное изменение).

Колебание доли, занимаемой той или иной АТС группой от месяца к месяцу, сопряжено с сезонными изменениями потребления препаратов, поэтому более интересным является сравнение структуры рынка за аналогичный период 2009 и 2010 года. Соотношение аптечных продаж лекарственных препаратов по АТС-группам I-го уровня в России в апреле 2009-2010 гг. представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Соотношение доли АТС-групп I-го уровня в объеме аптечных продаж ГЛП в России в апреле 2009-2010 г., %


Из таблицы следует, что максимальное увеличение доли по сравнению с прошлым годом - 0,56% у группы [M]: «Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы». Также одно из высоких показателей увеличение доли по стоимостному объемы у группы [A]: «Пищеварительный тракт и обмен веществ» - 0,34%. При этом в натуральном выражении группа упала больше всего - на 0,96%. Таким образом, средняя стоимость упаковки в этой группе растет.

В апреле на аптечном рынке России присутствовало 902 фирм-производителей лекарственных препаратов. ТОП-10 фирм-производителей по объему продаж представлен в таблице 3.

Таблица 3 - ТOП-10 фирм-производителей ГЛП по доле в аптечных продажах в России (в стоимостном выражении) в марте-апреле 2010 г.


Данные свидетельствуют, что в марте-апреле 2010 года ТОП-10 фирм, лидирующих на коммерческом рынке ГЛП, очень стабилен. Перемещения происходят только внутри рейтинга. На лидирующей позиции расположился Фармстандарт, хотя в апреле доля этой компании незначительно снизилась на 0,26%. Из ТОП-10 продажи всех компаний в апреле 2010 года сократились по сравнению с мартом 2010 года (так же как и упал рынок), за исключением Servier. За счет роста таких препаратов как детралекс, престариум оборот компании вырос, и доля производителя выросла на 0,13%, что позволило ему подняться на 1 строчку вверх. Наиболее сильное падение отмечено у производителя Novartis - на 3 строчки вниз, в результате только 10 место и доля упала почти на 0,5%. Такое положение обусловлено с проблемами в регистрации цен по ЖНВЛС на препарат длянос (ранее этот препарат входил в число блокбастеров этой компании, в апреле же аптеки не смогли продавать этот препарат).

Изменение ТОП-а производителей в апреле 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Изменение ТОП-а производителей


Представленные данные показывают, что общая доля компаний, входящих в ТОП-10 в апреле 2010 года составляет почти треть (32%) от стоимостного объема продаж ГЛС на всем коммерческом аптечном рынке ГЛС, при этом в натуральном выражении это всего 20,2%. Рейтинг по сравнению с апрелем 2009 года не изменился. Тройка лидеров выглядит следующим образом: первое место - Фармстандарт, на втором месте -- Sanofi-Aventis, на третьем месте -- Berlin-Chemie /A.Menarini/. Перемещение по рейтингу коснулось 5 участников. Наибольший прирост по сравнению с прошлым годом показали компании Nycomed (+20%), Фармстандарт (+17%). Наименьший прирост компании Novartis (-6%%). Продажи десятки лидеров выросли в среднем на 7,8%, что выше роста рынка в целом .

ТОП-20 торговых наименований ГЛС по объему аптечных продаж в России за апрель 2010 г. представлен в таблице 5.

Таблица 5 - TOП-20 торговых наименований ГЛП по стоимостному объему продаж в России в апреле 2010г.


Данные таблицы свидетельствуют о том, что общая доля препаратов ТОП-20 составляет 12,85% от всего коммерческого аптечного рынка ГЛС, что ниже, чем в марте 2010 года. Противопростудные препараты являются сезонными. Поэтому в апреле, когда сезон закончился, они существенно упали, как по объему продаж, так и в доле. Первые семь строчек ТОПа практически не изменились. Лидирующую строчку продолжает занимать арбидол, при этом он потерял более 0,3% по доле. А вот терафлю, оциллококцинум изменения коснулись более сильно: первый потерял 9 позиций, второй вылетел из ТОП-20.

Отметим также некоторое увеличение долей препаратов, предназначенных для лечения заболеваний ЖКТ, обострение которых традиционно приходится на весенний период: гептрал, мезим форте, эссенциале. Наибольше движение вверх по рейтингу, в сравнении с мартом, совершили: алфлутоп (+7 позиций вверх), пенталгин (+ 5 позиций), детралекс (+7 позиций), сумамед (+6 позиций), найз (+11%), кардиомагнил (+39 позиций). Цены на эти препараты, несмотря на то, что только сумамед входит в новый список ЖНВЛС, в сравнении с мартом, практически не изменились, а на алфлутоп и пенталгин даже несколько снизились. Поэтому укрепление позиций этих препаратов в стоимостном рейтинге обусловлено увеличением натурального объема продаж. Наибольший натуральный прирост - у алфлутопа (+16%).

Для того, чтобы проанализировать динамику изменения цен на ЛС с начала 2010 года был использован индекс Ласпейреса. Индекс цен Ласпейреса представляет собой соотношение средневзвешенных цен отчетного и базисного периодов, в качестве весов для которых используются натуральные объемы базовой корзины потребления ЛС. В качестве корзины потребления было выбрано соотношения продаж препаратов в 2009 году. Благодаря применению этого подхода нивелируются сезонные влияния на потребление, и в результате получается ряд изменения цен в 2010 году по отношению к 2009 году. За основу при расчете индекса цен был взят список всех полных наименований всех производителей за 2009 г. В качестве базисного периода был взят декабрь 2009 г.

На рисунке 5 отражена динамика цен на ГЛС по индексу Ласпейреса за период с декабря 2009 г. по апрель 2010 г.

Ценообразование на рынке лекарств с 2009 года находится под пристальным контролем государства и министерства здравоохранения. Именно это можно назвать в качестве одной из причин стагнации цен на рынке лекарств. Также положительно влияет на конечные цены и укрепление рубля. Совокупно, все эти факторы привели к тому, что на рынке сложилась ситуация при которой наблюдается дефляция на лекарства.


Рисунок 5 - Изменение цен ГЛП на коммерческом аптечном рынке России за декабрь 2009 г. - апрель 2010 г.

Согласно индексу Ласпейреса в апреле 2010 года по сравнению с мартом 2010 года цены в рублях снизились на 0,4%. В целом за 4 месяца 2010 года инфляция на лекарства составила -1,2%. Такой картины не наблюдалось с момента начала мониторинга нашей компанией фармацевтического рынка. Сильнее цены падают на отечественные лекарства -1,8%. Импортные по сравнению с декабрем 2009 года стали стоить на 1% ниже. Положительно на динамику цен сказывается и ситуация с регулированием списка препаратов, относящихся в ЖНВЛС. В этой группе товаров падение индекса цен самое большое: -2,7%. В долларах наблюдается прямо противоположная картина: рост индекса цен - на 1,4% за 4 месяца. Это связано с тем, что в течение года рубль укрепляется. Если в декабре доллар в среднем стоил 29,96 руб., то в апреле средний курс был на уровне 29,19 руб.

В апреле 2010 года в аптечных учреждениях России продавалось 4752 наименования БАД, которые представляют 627 производителя. На рисунке 6 представлена динамика объема коммерческого рынка БАД России с апреля 2009 г. по апрель 2010 г.


Рисунок 6 - Коммерческий рынок БАД России в апреле 2009 г. - апреле 2010 г.

Данные рисунка показывают, что объем российского аптечного рынка БАД в апреле 2010 г. упал на 13,6% по сравнению с мартом 2010 года в стоимостном выражении и составил 1 042 млн. руб. По сравнению с апрелем 2009 года стоимостный объем текущего периода также сократился на 8,9%. В натуральном выражении объем аптечного рынка БАД в апреле 2010 года упал на 10% по сравнению с мартом и составил 19,6 млн. упаковок.

Средневзвешенная стоимость упаковки БАД в аптечном сегменте России в апреле упала 4,0% по сравнению с мартом 2010 г. и составила 53,06 руб. .

Аптечный рынок БАД более сильно «пострадал» от кризиса. И пока восстановления в этой части рынка не наблюдается. Все четыре месяца 2010 года показывают отрицательную динамику по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По итогам 4 месяцев прирост объемов реализации БАД через аптечные учреждения сократился на 7,3% в рублях и 6,9% в упаковках.

По нашим прогнозам оживлением рынка наступит с сентября 2010 года. В таблице 6 представлены производители БАД с наибольшим объемом аптечных продаж в России в апреле 2010 г.

Таблица 6 - ТОП-10 производителей БАД по объему аптечных продаж (в стоимостном выражении) в России в марте-апреле 2010 г.


Данные таблицы свидетельствуют о том, что в апреле 2010 года ТОП-10 производителей БАД по сравнению с мартом пополнился новым участником - Мираксфарма. Основной препарат компании - индинол экстракт крестоцветных - это средство для профилактики развития и предупреждения рецидивирования заболеваний женской репродуктивной системы. Низкий натуральные объемы (чуть больше 10 тыс. упаковок в месяц) компенсируются высокой средневзвешенной ценой более 1500 рублей. Неизменным остается позиция лидера, занимающего первое место - Эвалар. Его отрыв от остальных существенен. На втором месте расположился Аквион, который в конце года вытеснил с этой строчки Диод. Диод, располагающийся в апреле на 3 месте, потерял за год около 2% рынка. Основное падание произошло у брендов блокатор калорий фаза 2, Виардо. По итогам апреля концентрация на рынке БАД составила 52,2%

В таблице 7 представлен ТОП-20 БАД по объему аптечных продаж в России.

Таблица 7 - ТОП-20 торговых наименований БАД по объему аптечных продаж (в стоимостном выражении) в России в марте-апреле 2010 г.


Как следует из данных таблицы, на первом месте по итогам апреля расположился сеалекс (ВИС ООО) - БАД, комплексное средство для повышения потенции, выносливости, работоспособности. Доля этого препарата составила 2,2%. Но первое место этой БАД удалось занять не за счет роста продаж, а за счет того, что конкуренты упали сильнее. Препарат капилар закрепился на 2 строчке с минимальным отрывом от лидера. За счет падения продаж на 24% овесол с лидирующей позиции опустился на 3 строчку. Несмотря на это, компания Эвалар остается самой представительной в рейтинге торговых наименований БАД - 12 позиций из 20 занято этим производителем: спектр предложений и назначений представленных БАД очень широк.

Все позиции, входящие в ТОП-20 демонстрируют снижение продаж, за исключением одного препарата: окувайт лютеин (DR. Mann PHARMA) - комбинированный препарат для профилактики и лечения заболеваний зрения в апреле показал рост на 14%, что позволило ему войти в ТОП-20 на 19 место (+6 позиций, одного из максимальных увеличений по рейтингу).

Сильнее всего упали продажи сезонных препаратов, в частности группы БАД общеукрепляющего действия и поддерживающие функции иммунной системы. Именно поэтому максимальное перемещение вниз отмечено у препарата алфавит. Динамика цен на БАД была проанализирована с помощью индекса цен Ласпейреса.


Рисунок 7 - Изменение цен БАД на коммерческом аптечном рынке России за декабрь 2009 г. - апрель 2010 г.

Согласно данным рисунка, индекс Ласпейреса в апреле 2010 года по сравнению с мартом 2010 года цены на БАД в рублях снизились на 0,4%, а в долларах выросли на 0,8%. Динамика цен на БАД такая же, как и на лекарства. За 4 месяца цены на БАД в рублях упали на 1,1% [ 29, 38] .

Таким образом, потенциал российского рынка таков, что в ближайшее десятилетие при определенных усилиях со стороны бизнеса и внимания государственных структур он может стать одним из крупнейших в Европе по объему в денежном выражении. В конце 2009 года была утверждена стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года. Целью данной стратегии является повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем производства лекарственных средств, качественно соответствующих международным стандартам, а также поддержка экспорта российских лекарств, стимулирование и разработка инновационных препаратов и переоснащение российской фармацевтической отрасли.

Стратегия основывается на приоритете национальной фармацевтической отрасли в реализации программ лекарственного обеспечения населения, а также в приоритете замещения импортных ЛС отечественными, полный цикл производства которых должен осуществляться на территории РФ. Наметившаяся тенденция повышенного внимания государства к производственному сектору дает возможность капиталу и в том числе фармацевтическим дистрибьюторам пойти по новому пути развития, создавая свои производственные площадки.