Доходность новых государственных облигаций россии и где их можно купить. Государственные облигации и их доходность Курс облигаций обеспеченных государственными гарантиями

Современная экономика представляется достаточно сложным механизмом. Не менее сложной является система денег, ценных бумаг и прочих всевозможных платежных средств. Государственные облигации занимают важное место в этой нише, при этом их можно по праву назвать одним из старейших финансовых инструментов. О том, для чего государство выпускает облигации, какие их виды существуют, а также о многом другом, имеющем отношение к рынку ценных бумаг, вы сможете прочитать в этой статье.

Необходимость в дополнительном финансировании государства

Деньги, как платежное средство, можно сравнить с кровью, циркулирующей в организме экономики. Другими словами, без денег, или какого-либо другого их аналога, экономическая система попросту не сможет функционировать. Для любой экономической деятельности, коммерческой или даже государственной, необходима основа, финансовое обеспечение. В какой-то степени государственные облигации и прочие ценные бумаги вполне могут считаться платежным средством.

И если целью коммерческих предприятий является получение прибыли, ведь именно по этой причине они создаются, работают, производят и реализуют свою продукцию или предоставляют услуги, то вполне очевидно, что государство также нуждается в денежных средствах. Кроме этого, оно является участником этой системы распределения материальных благ, выполняет свои функции и обязательства перед людьми, собирает налоги и оказывает другие услуги. Как это всегда бывает, иногда денег не хватает, и столкнуться с этой проблемой может не только частный бизнес, но и государство.

Где взять деньги?

Для чего же все-таки нужен выпуск государственных облигаций? Являясь звеном экономической системы, государство нуждается в деньгах, которые необходимы ему для обеспечения всевозможных функций управления. Поступление денег в бюджет страны происходит в основном от налогов и таможенных пошлин. Поэтому в случаях, когда государство нуждается в дополнительном финансировании, логичным решением может стать повышение налогов и прочих сборов. Однако такие меры не всегда дают желаемый результат, ведь увеличившаяся может спровоцировать сокращение деятельности бизнеса или же вынудит его укрываться от уплаты налогов.

Еще одним решением может стать эмиссия – выпуск государством дополнительных денег, которые, казалось бы, помогут урегулировать все накопившиеся проблемы. Но и здесь не все так просто, как хотелось бы, ведь прирост количества денежной массы в обороте без соответствующего увеличения производства товаров и услуг приводит к обесцениванию денег. Инфляция делает попросту бессмысленной эмиссию новых купюр, так как цены при этом растут, что может даже усугубить ситуацию.

Остается единственный выход – взять деньги в долг. Такое решение выгодно тем, что для привлечения средств не нужно поднимать налоги и печатать новые денежные знаки, приток которых неизбежно приведет к инфляции.

Облигации как гарантия от заемщика

Облигации государственного займа представляют собой ценные бумаги, владельцу которых по истечении их срока действия государство гарантирует возвращение номинальной стоимости, а также выплату определенного процента. В этом случае эмитентом, то есть гарантом по долговым обязательствам, является государство или отдельные органы исполнительной власти, имеющие право выпускать ценные бумаги. В отличие от акций, чей курс подвержен колебанию, доходность государственных облигаций не изменяется, поэтому инвестирование в них представляется довольно надежным.

Многие страны прибегают к государственным займам с целью получения дополнительных ресурсов и решения финансовых сложностей. Облигации представляются хорошим средством для привлечения инвестиций. Если изучить структуру государственного долга развитых стран, то можно увидеть, что гособлигации, размещающиеся как на внутренних, так и на внешних рынках, занимают большую часть от всех долговых обязательств.

Помимо государств, для привлечения инвестиций ценные бумаги способны выпускать и коммерческие предприятия. По сравнению с государственными, приобретение подобных облигаций несет в себе больше рисков, ведь в случае разорения такого предприятия можно потерять вложенные средства. Тем не менее в случае банкротства юридического лица обязательства перед обладателями облигаций являются приоритетными.

Предыстория облигаций. Ценные бумаги в царской России

Пожалуй, не будет лишним рассказать предысторию появления облигаций. Само слово происходит от латинского obligatio, что переводится как «обязательство». В Средние века основными финансовыми центрами являлись ростовщики, выдающие кредиты. Им же можно было дать свои деньги «в рост». Альтернативой ростовщикам, деятельность которых, между прочим, осуждалась церковью, становятся облигации, появившиеся в Голландии в XVI веке. Изначально они были аналогом векселей, и выпускали их коммерсанты, платившие проценты по долговым обязательствам со своей прибыли. Условия погашения и проценты по первым облигациям заранее строго оговаривались.

Что касается России, то здесь государственные облигации появились по инициативе Екатерины II. Она как раз завоевала Крым, впрочем, для этого ей пришлось залезть в долги. Кредиторы, снабжавшие российскую армию, требовали расчета, поэтому Екатерина была вынуждена искать деньги за границей. Английские и немецкие банки пошли ей навстречу, тогда и появились на свет первые российские ценные бумаги. Рынок облигаций начал бурно развиваться приблизительно с момента отмены крепостного права. В стране велось активное строительство железных дорог, создавались большие предприятия – для этих целей и привлекались новые средства. Облигации выпускали металлургические компании, банки и российские правители, последние особенно нуждались в деньгах в период войн. В те времена владелец облигаций получал примерно 4% годовых, а сроки их действия обычно составляли от 5 до 50 лет.

Ценные бумаги СССР

Как уже говорилось ранее, государственные ценные бумаги представляются довольно надежным средством вложения денег, однако в 1917 году, после захвата большевиками власти в стране, все долговые обязательства Российской империи и временного правительства были признаны недействительными, то есть платить по старым счетам новая власть попросту отказалась. Зато уже в 20-х годах правительство СССР стало выпускать собственные так называемые выигрышные облигации, проценты по которым разыгрывались и выплачивались по принципу лотереи. Так как желающих покупать новые ценные бумаги было не так много, их приобретение сделали добровольно-принудительным.

В советское время выпускались разные виды облигаций, обязательная их покупка была отменена Хрущевым, а задолженность перед кредиторами была частично погашена лишь после 1977 года. При Брежневе выигрышные ценные бумаги приобрели некоторую популярность. А перед самым распадом СССР в стране появились товарные облигации, владелец которых получал право в ближайшем будущем приобрести различные товары, например, бытовую технику или даже автомобиль ВАЗ. Но, как и в 1917 году, после развала страны по этим долговым обязательствам никто толком не платил.

Цели выпуска

В наши дни страна может эмитировать облигации государственного займа по разным причинам, преследуя различные цели. Рассмотрим основные:

  • Для покрытия бюджетного дефицита.
  • При необходимости сокращения срока погашения предыдущих долговых обязательств.
  • Для кассового пополнения государственного бюджета.
  • Когда местными органами власти финансируются программы целевого назначения.
  • Для обеспечения равномерного и бесперебойного поступления средств по налогообложению в течение всего финансового года.
  • В случае, когда различные организации и учреждения, чья деятельность имеет важное экономическое и социальное значения для государства, нуждаются в финансовой поддержке.

Виды ценных бумаг

Так как гособлигации бывают разных типов, инвестор имеет возможность выбрать наиболее подходящие для себя варианты, исходя из собственных приоритетов.


Кроме этого, ценные бумаги государства номинируются как в национальной валюте, так и в зарубежной. Валютные облигации имеют несколько более высокую процентную ставку, при этом они не лишены гарантий защищенности со стороны государства. Еще такие ценные бумаги бывают рыночного и нерыночного назначения. К первым относятся ноты, боны, казначейские векселя, которые всегда можно продать или купить. Рынок облигаций не предназначен для сберегательных сертификатов и некоторых других видов банковских ценных бумаг.

Также ценные бумаги могут различаться по сроку действия. Например, государственные краткосрочные облигации обычно действуют от 7 дней до одного года. Среднесрочные ноты могут иметь срок погашения по займу от года до пяти, а долгосрочные боны погашаются через 5 лет и более. Впрочем, такие облигации можно предъявить к оплате в любое время, однако в этом случае выплаты по процентам будут существенно ниже.

Структура рынка

Кредитором, приобретающим государственные облигации, может быть как физическое, так и юридическое лицо, а заемщиком выступает государство или какой-то его субъект. В момент приобретения ценных бумаг с заимодавцем заключается договор, в котором четко указываются все условия касательно сроков погашения займа, процентов по выплатам и другие права и обязанности сторон.

Сам рынок ценных бумаг бывает первичным и вторичным. Облигации, акции, сертификаты и векселя размещаются на первичном рынке, то есть на бирже, где их может приобрести любой желающий, конечно же, при наличии у него денежных средств. Все остальные операции, не связанные с торговлей на бирже, когда покупка-продажа ценных бумаг осуществляется посредством личных контактов или при помощи Интернета, причисляются к вторичному рынку. Впрочем, сегодня большинство финансовых организаций и других серьезных игроков работают на вторичном рынке ценных бумаг или производят сделки при помощи посредников.

Контроль рынка облигаций в России

Для обеспечения правомерной и стабильной работы рынка ценных бумаг как государственных, так и всех остальных, правительство обязано осуществлять контроль над деятельностью его участников. В России для этих целей создана специальная Федеральная комиссия Центрального банка (ФКЦБ), чья деятельность регламентируется Федеральным законом РФ. В каждом регионе страны созданы специальные территориальные органы, находящиеся в подчинении у ФКЦБ. Они имеют широкий круг полномочий и имеют право:

  • Выдавать участникам рынка ценных бумаг генеральные лицензии на осуществление их профессиональной деятельности, а также аннулировать и приостанавливать действие этих лицензий.
  • Наделять своими полномочиями местные органы власти, контролировать их работу в этой сфере.
  • Квалифицировать ценные бумаги, виды облигаций, а также определять аспекты их дальнейшего распространения.
  • Устанавливать всевозможные показатели и нормативы с целью снизить риски для участников рынка, связанные с операциями по ценным бумагам.
  • Принимать решения о ликвидации или учреждении дополнительных филиалов ФКЦБ в регионах.
  • Следить за выполнением всех предписаний и нормативов, регламентирующих работу рынка ценных бумаг, участвовать в выявлении нарушений, а также в дальнейших разбирательствах по этому поводу.

Этими органами и комиссиями, а также Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами контролируются и государственные облигации РФ.

Инвестирование в гособлигации

Рынок государственных облигаций может подойти не каждому инвестору по причине ряда его особенностей. Инвестиции в государственный заем являются самым подходящим инструментом для тех, кто своими приоритетами ставит надежность сохранности своих накоплений и получение стабильного дохода, нежели высокие проценты, ведь гособлигации обычно имеют небольшую доходность.

Сегодня практически невозможно найти более надежный способ инвестировать свои личные средства, чем вложить их в государственные ценные бумаги. Они находятся под юрисдикцией законодательных актов, что гарантирует их стабильность и надежность – этим и компенсируется низкая доходность к погашению облигации, выпущенной государством. Гособлигации высоколиквидны ввиду их несомненной беспроигрышности, поэтому продать их не составит труда. Кроме этого, надежность таких ценных бумаг обусловлена тем, что они подкреплены не только экономическими возможностями государственной структуры, но и его активами и имуществом.

Государственные облигации, эмитентом которых выступает государство, что является весьма распространенной практикой в большинстве стран мира, считаются самым надежным и стабильным инструментом инвестирования.

Облигации федерального займа для физических лиц – ценные бумаги с высокой доходностью, выпускаемые Минфином. Купить новые ОФЗ 3-го выпуска в 2018 году можно в Сбербанке и ВТБ с 15 марта по 14 сентября.

Облигации федерального займа или, как их раньше называли «облигации государственного займа» – это далеко не новый и не слишком востребованный финансовый инструмент.

Однако новость о том, что Минфин РФ планирует произвести новый выпуск облигаций федерального займа для физических лиц произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Новыми ОФЗ-н, «народными» облигациями заинтересовались не только продвинутые инвесторы, но и обычные люди, которые раньше довольствовались открытием вкладов в банках.

Облигации федерального займа в 2018 году представляются Минфином как альтернатива банковским вкладам физических лиц, поскольку доходность ОФЗ-н сравнима с процентными ставками депозитов. А об их надежности и говорить не приходится.

Сейчас размещаются ОФЗ-н уже 3-го выпуска. Первый выпуск продавался с 26 апреля по 25 октября 2017 года. Второй — с 13 сентября 2017-го по 14 марта 2018 года.

Рассмотрим подробнее, условия вложения денег в новые облигации федерального займа, доходность ОФЗ для физических лиц - 2018, а также расскажем, где и как можно купить «народные облигации» 3-го выпуска, выпускаемые с марта этого года.

Облигации федерального займа — 2018: доходность и условия

Народные облигации федерального займа сильно отличаются от тех, ценных бумаг, которые уже имеют хождение в России. В чем их особенности?

Срок действия ОФЗ — 2018

Облигации федерального займа – 2018 выпускаются сроком на 3 года. Физические лица, купившие ОФЗ-н, должны будут через три года сдать их обратно государству и получить вложенные деньги с процентами. Дата начала размещения облигаций третьего выпуска: 15 марта 2018 года. Погашение - 24 марта 2021 года.

Кстати, бежать в банк и давиться в очереди, чтобы срочно продать в этот день облигации не обязательно. Предусмотрено автоматическое погашение ОФЗ-н по истечении срока. По истечении 3 лет деньги поступают на расчетный или брокерский счет инвестора в банке.

Конечно, владелец ОФЗ имеет право сдать их государству и ранее трех лет, например спустя один год владения облигациями. Но доход его в этом случае будет значительно ниже, чем по истечении трех лет. А потому возвращать ОФЗ-н государству в первый же год после покупки будет невыгодно.

Словом, чтобы получить максимально возможный доход, владельцу ОФЗ-2018 нужно будет держать их у себя все три года.

Доходность облигаций федерального займа — 2018

Облигации федерального займа, выпускаемые в марте – сентябре 2018 года, будут итак иметь сравнительно высокие проценты.

Но, чтобы стимулировать долговременное вложение денег, предусмотрено постепенное повышение процентной ставки.

Ставки и даты выплаты купонного дохода ОФЗ-н третьего выпуска

В итоге ставка доходности без учета комиссий, а также при владении ОФЗ-н третьего выпуска в течение 3-х лет до даты погашения составит до 7,25% годовых.

Банки-агенты (Сбербанк и ВТБ) будут взимать комиссионное вознаграждение с покупателя, размер которого будет зависеть от суммы сделки: 1,5% – при сумме сделки до 50 тыс. руб., 1,0% – от 50 до 300 тыс. руб. и 0,5% – от 300 тыс. руб. Аналогичные комиссии будут взиматься с инвесторов и в случае предъявления облигаций к досрочному выкупу.

Таким образом, чтобы получить максимальную выгоду от ОФЗ-н третьего выпуска надо приобрести их на сумму свыше 300 тысяч рублей и держать до 24 марта 2021 года.

Доходность ОФЗ для физических лиц, по истечении трех лет, превысит , которые предлагают сегодня крупнейшие банки России.

Сколько стоят облигации федерального займа – 2018

Одна облигация федерального займа для физических лиц, выпускаемая в марте – сентябре 2018 года, будет стоить 1 тысячу рублей в первые два дня размещения, затем цена будет меняться в зависимости от ситуации на рынке. Стоимость будет еженедельно публиковаться на официальном сайте Минфина России. При приобретении физическим лицом облигаций все условия (цена и доходность) фиксируются и больше не зависят от рыночной конъюнктуры.

Купить облигации первого выпуска можно будет в течение 6 месяцев с даты начала размещения, затем реализация этого выпуска прекратится и начнется продажа следующего. При этом инвестор сможет купить ценных бумаг на сумму от 30 тысяч рублей до 15 миллионов рублей в одном выпуске.

Где и как купить облигации федерального займа — 2018

Облигации федерального займа для физических лиц, которые выпущены в марте — сентябре 2018 года, можно купить только в Сбербанке и ВТБ.

Для того чтобы купить ОФЗ, нужно будет прийти в отделение Сбербанка или ВТБ, открыть там необходимые счета, подписать договор и, соответственно, стать владельцем ценных бумаг. Клиенты Сбербанка или ВТБ, имеющие личный кабинет в Интернет-банках, могут сделать это дистанционно.

«Народные облигации» 3-го выпуска поступили в банки 15 марта 2018 года. Дата окончания размещения облигаций: 14 сентября 2018 года.

Купить ОФЗ-2018 у посредников, частников или на бирже будет нельзя. Никакого дарения, или взносов ими в капитал не предусмотрено. Запрещено также использовать их в качестве залога для получения кредита.

Владелец ОФЗ сможет реализовать их только в том банке, где их взял, без права передачи в третьи руки. ОФЗ можно будет передать другому лицу только по наследству. Это поможет избежать злоупотреблений.

Купить облигации федерального займа для физических лиц в 2018 году или нет, каждый решает сам! Подробнее об условиях приобретения и погашения ОФЗ-н узнавайте в Сбербанке и ВТБ, а также из информационных сообщений Минфина РФ.

Сегодня в России имеют хождение ОФЗ, выпущенные государством ранее. Эти облигации федерального займа бывают следующих видов:

  • ОФЗ-ПК (с переменным купоном) начали выпускать в 1995 г, а после кризиса 1998 выпуск был прекращен. Выплата купона осуществлялась раз в полугодие. Значение купонной ставки менялось и определялось средней взвешенной доходностью по ГКО за последние 4 сессии (торгов).
  • ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998. Купон выплачивался раз в год и фиксировался на весь срок обращения.
  • ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999. Их выдавали владельцам ГКО и ОФЗ-ПК, замороженным в 1998 в порядке новации. Срок обращения 4-5 лет. Купон выплачивался ежеквартально. Ставка снижалась ежегодно (30 % в первый год, 10 % - конец срока).
  • ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга.
  • ОФЗ-ИН (с индексируемым номиналом) выпускаются с 2015 года. Номинальная стоимость облигаций ежемесячно индексируется на предстоящий месяц в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации.

Именно облигации федерального займа могут составить альтернативу вкладам физических лиц, теряющим доходность.

Доходность по облигациям федерального займа прошлых лет

По мнению аналитика ГК «Телетрейд» Марка Гойхмана, которое он высказал «Российской газете», населению могут быть также интересны появившиеся в 2015 году российские облигации федерального займа с привязкой к инфляции (ОФЗ-ИН).

«Ставка дохода в 2,5 процента плюс компенсация инфляции дают сочетание надежности и достаточной доходности данных бумаг », — отмечает собеседник «Российской газеты».

Входной билет на этот рынок доступен абсолютному большинству — номинал одной облигации составляет тысячу рублей.

Гендиректор УК Peramo Ольга Мещерякова также заявила «Московскому комсомольцу», что для новичка лучший вариант - облигации федерального займа или корпоративные облигации «первого эшелона» - самых надежных российских компаний.

«Дефолт по таким бумагам может наступить только при дефолте России и банкротстве госкорпораций. Вероятность наступления дефолта нашей страны при текущем низком уровне госдолга практически равна нулю, то же самое можно сказать и об эмитентах первого эшелона. Более того, если вспомнить дефолт РФ в 1998 году, когда пострадали держатели ГКО, мы увидим, что даже в такое сложное для страны время тот же «Газпром» расплатился по своим облигационным займам», - рассуждает Мещерякова.

Где физическому лицу купить облигации федерального займа прошлых лет

Поскольку ОФЗ прошлых лет обращаются на бирже, необходимо открывать инвестиционный счет у брокера. Приобретать облигации можно и через открытые паевые инвестиционные фонды (ОПИФы) под управлением крупных управляющих компаний.

Кстати, среди альтернатив банковским вкладам также можно выделить инвестиционное и накопительное страхование жизни.

Нередко путают две разные ценные бумаги, весьма созвучные по названию: облигации с государственной гарантией и государственные облигации.

Государственные облигации – это государственные ценные бумаги.

Эмитентом этих облигаций выступают Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Пример. Субъект Российской Федерации город Москва 24.06.2009 разместил облигации «Москва – 25061» сроком погашения 03.06.2013, номинал облигации – 1000 руб., размещенный объем – 11 936 710 000 руб. Ставка – 15 % годовых.

Облигации с государственной гарантией – это облигации эмитентов – коммерческих организаций, обязательства по которым обеспечены государственной гарантией.

Напомним, что государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) – вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Пример. ОАО «Московское областное ипотечное агентство» (ОАО МОИА) 07.09.2006 разместило облигации серии 02, погашение 07.09.2011. Номинал облигации – 1000 руб., размещенный объем – 3 000 000 000 руб. Ставка – 7,99 % годовых. Правительство субъекта Российской Федерации Московской области выдало безотзывную публичную оферту по приобретению облигаций ОАО МОИА серии 02 в декабре 2007 г., о чем был принят соответствующий Закон Московской области от 26.07.2006.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

Надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

Возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Гарант имеет право отозвать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

1) наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

2) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

3) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

4) определение гарантийного случая;

5) наименование принципала;

6) безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

7) основания для выдачи гарантии;

8) вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

9) срок действия гарантии;

10) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

11) порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

12) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

13) иные условия гарантии, а также сведения, определенные БК РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Срок действия государственной или муниципальной гарантии определяется условиями гарантии.

Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной или муниципальной гарантии прекращается:

Уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

Истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана;

В случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

Вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

Если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

В иных случаях, установленных гарантией.

Правительство Российской Федерации вправе принимать решения в форме правительственного акта о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.

Минфин России вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в размере и в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации.

От имени субъекта Российской Федерации его государственные гарантии предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями БК РФ и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями БК РФ и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Выполнение Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Минфином России.

Банк России осуществляет функции генерального агента безвозмездно.

Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Минфином России, производится за счет средств федерального бюджета.

Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств субъекта Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации.

Облигации федерального займа для физических лиц можно купить с 26 апреля 2017 года в двух крупнейших банках России — ВТБ и Сбербанке. В современной истории это третья попытка государства привлечь средства со стороны населения. Первый этап продаж государственных долговых бумаг был запущен в 1995 году. В 11 серий эмиссии вошли долговые бумаги на сумму в 13 триллионов рублей. Еще через пять лет (в 2000 году) была сделана еще одна попытка размещения, но по различным причинам эмиссию пришлось остановить.

Теперь гражданам доступныновые гособлигации России, которые уже получили статус «народных». Предлагаемые государством условия заинтересовали население и привлекли его внимание к долговым бумагам. Этот способ вложений является альтернативой классическим депозитам, ведь покупка новых ОФЗ также дает право держателю на получение процентов. Вопрос в том, насколько надежной является такая инвестиция, и в чем особенности государственных облигаций.

Общие положения

Для многих людей, которые далеки от инвестиционной деятельности, термин «облигации федерального займа» совершенно не знаком. Под этим определением подразумеваются долговые активы, которые государство выпускает с целью продажи населению и пополнения казны.

Облигации государственного займа для граждан возможность инвестировать накопления в надежде получения процентов в будущем. Главной особенностью является ограниченность срока действия этого инструмента. Так, датой эмиссии ценных бумаг является 26.04.2017 года, а погашение должно быть произведено через три года — до 29.04.2020-го.

Как только 3-х летний период завершен, держатели ОФЗ-н вправе получить номинал ценной бумаги, а также начисленные проценты. Если проводить параллели, рассматриваемый инструмент имеет много общего со сберегательным сертификатом Сбербанка.

Потенциальная прибыль

Ключевой вопрос, интересующий потенциальных покупателей — доходность облигаций федерального займа. Государство предлагает ценные бумаги под высокую ставку, размер которой превышает процент по стандартному банковскому депозиту. При этом с каждым годом ставка растет, что делает выгодной покупку ОФЗ на продолжительный срок. Чем больше покупатель удерживает долговую бумагу на руках, тем выше потенциальная прибыль.

Министерство финансов РФ установило следующие процентные ставки применительно к срокам выплат:

  • 7,5% — первое число ноября 2017 г.
  • 8,0% — второго мая 2018 г.
  • 8,5% — конец октября 2018-го.
  • 9,0% — первое число мая 2019 г.
  • 10% — 30.10.2019 г.
  • 10,5% — последний этап, который проходит 29 апреля 2020-го.

Если облигация федерального займа для физических лиц приобретена в первый день продажи, она принесет в среднем 9,02% в год. Но здесь важно брать во внимание вычет комиссии банка-агента.

Финансовые учреждения, которые занимаются реализацией ОФЗ для населения, получают следующую прибыль:

  • В случае покупки ценных бумаг на сумму до 50 000 р. — 1,5% от объема сделки.
  • 50 000-300 000 р. — 1,0%.
  • От 300 000 р. и более — 0,5%.

Такие же комиссии взимаются с покупателей, если они принимают решение досрочно погасить долговую бумагу.

Наибольшая комиссия составит 3%, если инвестор покупает ОФЗ-н на сумму до 50 тыс.р., не дожидаясь своего срока, предъявляет их к погашению. Если купить облигации на сумму от 300 000 р. и удерживать их на руках до установленного дня, комиссия будет минимальной (0,5%).

Сроки покупки ОФЗ в 2017 году

Инвестиции в ОФЗ для населения имеют ряд преимуществ:

  • Получение гарантированной прибыли, благодаря высокой доходности государственных облигаций РФ .
  • Возможность погашение долговой бумаги в любое удобное время.

В случае покупки ОФЗ инвестор вправе вернуть вложенные деньги, не дожидаясь, пока пройдет год со дня покупки. Но в этом случае доходность долговой бумаги будет нулевой. Также в случае заблаговременного погашения стоит учесть следующие нюансы:

  1. Банк-агент выкупает долговые бумаги по цене покупки (не выше номинальной стоимости актива).
  2. Взимается дополнительная комиссия, которая делает преждевременный возврат долговых бумаг невыгодным для держателя.

При погашении ОФЗ для населения через год после покупки процентная ставка будет равна 6-8,5% в зависимости от инвестированной суммы и размера комиссии. Чтобы получить наибольшую выгоду, желательно купить ОФЗ-н сразу после старта размещения на сумму в 300 000 р. и более, после чего удерживать ценные бумаги до 29 апреля 2020-го.

Во сколько обойдется покупка?

Первый выпуск ОФЗ-н поступает в продажу с 26 апреля, а далее эмиссия будет осуществляться раз в полгода. Цена одной облигации равна 1000 рублей. Нижний объем долговых бумаг, которые можно приобрести, составляет 30 штук (30 000 р.). Максимальное число облигаций федерального займа, которые доступны для покупки одним человеком — 15 тыс. штук на общую сумму до 15 млн. рублей.

Продажа ОФЗ-н 1-го выпуска будет производиться в течение полугода, начиная с 26.04.2017 года. Далее размещается второй выпуск, который может иметь другую стоимость в зависимости от рыночной ситуации. В момент приобретения актива все условия по доходности и цене фиксируются и не зависят от изменений на рынке.

Где купить?

Для инвестирования денег в государственные облигации необходимо обратиться в ВТБ 24 или Сбербанк. Эти финансовые учреждения имеют наибольшую сеть отделений в России, что делает покупку ОФЗ доступной каждому человеку. При активном спросе на долговые бумаги к продаже могут быть подключены и другие финансовые учреждения.

Какие действия можно осуществлять с облигациями?

Ценные бумаги ОФЗ-н разрешено продать только в том финансовом учреждении, где была произведена покупка долговых бумаг. Передавать облигацию другому человеку или использовать ее в качестве залога запрещено. Кроме того, не разрешается дарение актива или осуществление взноса в капитал. Единственное, что можно — передавать ОФЗ другому человеку по наследству. Подобные ограничения разработаны, чтобы избежать махинаций и злоупотреблений со стороны инвесторов.

Итоги

Доходность ОФЗ позволяет говорить об отличных перспективах подобных инвестиций. Средняя прибыль от 3-х летних облигаций составляет 8,5%, в то время как ставка банковских депозитов находится на уровне 6-8%. О надежности таких вложений лишний раз напоминать не стоит, ведь за облигациями стоят гарантии государства.

Проценты по государственным облигациям

Дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Проценты по государственным облигациям

Доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы подсчитать ЛД, крайне важно из НД вычесть всœе, что не поступает в распоряжение домохозяйств, ᴛ.ᴇ. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить всœе то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД.

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределœенная прибыль корпораций + трансферты +

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) - ϶ᴛᴏ доход, используемый, ᴛ.ᴇ. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов (а также личных процентных платежей домохозяйств по кредиту):

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):

РЛД = С + S

Чтобы рассчитать сальдо (состояние) государственного бюджета , крайне важно соотнести доходы и расходы бюджета . К доходам государственного бюджета относятся всœе налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации

Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты +

Превышение доходов бюджета над расходами (положительное сальдо) соответствует профициту (излишку) государственногобюджета. В случае если сальдо бюджета отрицательно, ᴛ.ᴇ. расходы бюджета превышают доходы , то это означает дефицит государственного бюджета . В случае если сальдо бюджета равно 0, ᴛ.ᴇ. доходы бюджета равны расходам , то это сбалансированный бюджет .

Состояние (сальдо) торгового баланса соответствует величинœе чистого экспорта͵ ᴛ.ᴇ. разнице между экспортом и импортом . В случае если величина чистого экспорта положительна (экспорт больше импорта), то имеет место профицит (положительное сальдо) торгового баланса. В случае если величина чистого экспорта отрицательна (импорт превышает экспорт), то это ситуация дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса.

Примечания. Иногда в задачах по СНС требуется определить величину изъятий и инъекций. Следует иметь в виду, что к изъятиям относятся: частные сбережения, всœе виды налогов, в т.ч. взносы на социальное страхование, и импорт, а к инъекциям относятся: чистые инвестиционные расходы, государственные закупки товаров и услуг, дивиденды, трансферты, проценты по государственным облигациям, экспорт.

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния , как правило, используются такие показатели как

· величина ВВП на душу населœения (GDP per capita):

Проценты по государственным облигациям - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проценты по государственным облигациям" 2017, 2018.