Закон о ношении хиджаба в школе. О запрете на ношение религиозной одежды в образовательных учреждениях РФ

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

С началом нового учебного года снова разразились скандалы из-за формы одежды учащихся.

Речь идет не о единой школьной форме, а о строгой одежде мусульманок - хиджабе. На днях не пустили на первый урок двух одноклассниц в . Директор потребовала у девочек, чтобы те сняли платки. На что отец школьниц отреагировал весьма агрессивно.

Корреспонденты Total.kz спросили у депутатов, какова же судьба хиджабов в казахстанских учебных заведениях и есть ли этот вопрос на повестке дня парламентариев в новой сессии.

Ахмед Мурадов, депутат мажилиса

В Казахстане 80% мусульман, и они выбирают носить то, что разрешено их верой. А хиджаб - это арабское одеяние, исконно казахи никогда не носили его. Появление в особенного регламента или закона, запрещающего носить их в общественных местах, неправильно. Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб.

Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб

Не нужно делать вокруг религии, и в особенности хиджабов, какие-то споры и проблемы. В первую очередь хиджаб закрывает голову девушки. Но все-таки главнее не внешний вид, а то, что в этой голове находится. У нас демократичная страна, если хочешь - носи, но не надо нарушать принятые нормы.

Жамбыл Ахметбеков, депутат мажилиса

Тема хиджабов в Казахстане поднималась уже не раз, и к ней нужно подходить с четким пониманием того, что Казахстан не страна с исламской направленностью. И мы не должны перенимать опыт тех стран, которые разрешают носить хиджабы в школах. У нас в стране действуют единая школьная форма, рассчитанная на всех – верующих, атеистов, черных и белых. Глубоко верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы. В Казахстане нет письменного документа, запрещающего или разрешающего носить хиджабы. И я думаю, что он нам не понадобится, так как мы светское государство.

Светлана Романовская, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса

Я помню свое детство, не все жили в достатке, кто-то был богаче, кто-то беднее. Но была единая форма, которая настраивала на рабочий процесс. У меня самой младший сын в третьем классе учится. Я приложила немало усилий, чтобы найти ему форму. Сама я никак не отношусь к тому, нормально ли для школьников ходить на занятия в хиджабе. По-моему, должна быть свобода. И если говорится о детях первого класса, наверняка инициатива исходит не от детей, а от их родителей. Но мы пока такой вопрос не рассматривали, его никто не поднимал, и законодательно этот момент нигде не закреплен. А по закону все, что не запрещено, разрешено.

Галина Баймаханова, депутат мажилиса

Школа – это светское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и по одежде. Нельзя же ребенка, например, отправлять полуголым. Но есть религиозные учебные заведения – там, пожалуйста, можете демонстрировать свою религиозную принадлежность. Если родители такие глубоко верующие – пусть отдают ребенка в медресе. Кроме того, ношение хиджабов – это своеобразная реклама религиозной принадлежности среди детей, которые еще не разбираются в тонкостях религии. Ребенок должен сам по жизни определить свои взгляды на веру, но не подвергаться такому косвенному воздействию.

{also_read_block}

Хочу также отметить, что одежда – это внешняя сторона. И тот, кто упорствует в ношении определенных вещей, верит в эти символы – у него неглубокая вера. Это люди, как правило, не нашедшие своего места в этой жизни и сосредоточенные на деталях.

Внимание мусульманской общественности в эти дни приковано к ситуации, которая сложилась в Турции в связи с отменой закона, который запрещает хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. В настоящее время преподаватели турецких ВУЗов продолжают собирать подписи под заявлением в поддержку женщин, которые борются за право соблюдать предписания религии на учебе и на работе. По словам инициаторов акции - профессора Ихсана Даага и профессора Шабана Чалиса, к настоящему времени собраны почти 3 тысячи подписей.

Стоит особо отметить, что многие из тех, кто в эти дни участвует в митингах и акциях протеста против секуляристов, желающих во что бы то ни стало сохранить светский дресс-код для студенток и госслужащих, не являются соблюдающими каноны религии мусульманами. Люди выражают солидарность с верующими, потому что мечтают о дне, когда каждому турецкому гражданину, независимо от вероисповедания, пола и социального статуса, будут гарантированы все права и свободы.

Как сказал один из подписавшихся под заявлением в защиту хиджаба - атеист Атеш Несин: "Гражданам Турции должна быть гарантирована свобода вероисповедания, даже если мы не согласны с основными принципами религии, которую кто-то исповедует".

Активность турецкой интеллигенции и ее желание защитить права и свободы сограждан вызвали неподдельный интерес со стороны российских политиков и мусульманских общественных деятелей.

Мы поинтересовались мнением советника президента и член-корреспондента Академии геополитических проблем, руководителя Центра проблем этнополитики и ислама Деньги Халидова по этому актуальному вопросу.

"Я целиком поддерживаю инициативу турецких преподавателей, которые выступили за отмену закона, запрещающего хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. Этот закон, навязанный секуляристскими, безбожными и антиисламскими структурами, является нонсенсом для Турецкой Республики и должен быть обязательно изменен. Естественно, противодействие этому оказывает так называемая четвертая власть - СМИ, которая занимается подменой исламских ценностей и представляет норму как патологию", - заявил Д. Халидов.

Он также подчеркнул, что "Турция уже сейчас представляет собой расколотое общество в отношении к главным принципам ислама, и оппозиция пытается усугубить данное положение, но ей это плохо удается, так как устои ислама достаточно сильны и прочны".

В качестве положительного примера он привел жену нынешнего президента Турции Абдуллы Гюля, которая смело носит хиджаб и гордится этим.

"Слава Богу, в настоящее время во всем мире хиджаб становится символом умеренного и демократического исламского движения", - добавил он.

Деньга Халидов сказал: "Наступает время, когда людям приходится выбирать, когда уже нельзя отсидеться в стороне, как будто ничего не происходит. Если мы будем стоять в стороне, "глобалистская дубинка" ударит по нашим семьям и не оставит камня на камне".

На вопрос о возможных прогнозах данной ситуации, Деньга Халидов ответил, что расстановка сил в турецком парламенте пока неизвестна. Партия справедливости и прогресса имеет, по мнению Д. Халидова, большинство голосов и она может содействовать внесению поправки в основной закон, но мы не знаем, что происходит в генштабе, который тесно связан с американцами".

Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России.

"Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в ВУЗах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение, - заявил он. - Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".

Наш второй собеседник, управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказал нейтральную позицию по вопросу разрешения или отмены хиджаба.

"В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои "за" и "против"… Что касается Турции, которая в свое время была одним из центров ислама, то она снова попала под влияние прозападных сил, и немалую роль в этом сыграло развитие туризма", - считает Р. Мериев.

"У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют соответствующую женскую форму одежды, закрывающую волосы и тело", - заметил управляющий делами ДУМ Ингушетии.

Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" в Махачкале (Дагестан) Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, ВУЗах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.

Хадижат Шихалиева: "По моему мнению, все зависит от самого человека, хочет он этого или нет, готов к этому или нет. В нашей республике процесс возрождения ислама происходит достаточно плавно, и нет противодействия со стороны властей, касающегося вопроса ношения традиционной мусульманской одежды. Особенно это касается осенне-зимнего сезона. Конечно, некоторые проблемы возникают у соблюдающих мусульманок школьного возраста в период весны-лета. Но мы решаем их путем работы с администрацией школ, где категорически не разрешают носить хиджаб, ведем беседы на исламские темы, организуем встречи с директорами школ. Интересно, что именно в школах, где категорически запрещают хиджаб, появляются соблюдающие мусульманки. А там, где нет запрета - склоняются к открытой форме одежды. Но как таковая, проблема запрета ношения хиджаба не стоит в Дагестане. Например, в госучреждениях в основном ходят без платков, хотя нет запрета на их ношение".

Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков, описывая ситуацию в республике, заметил, что в Чечне не существует проблем, связанных с ношением платка.

"Как и каждого соблюдающего мусульманина, меня радует, когда я вижу хиджаб. По моему мнению, женщина в платке выглядит одухотвореннее и чище, при этом мужчина, конечно, должен относиться с уважением ко всем женщинам. У нас девушку, не закончившую школу, не упрекают в том, что она не одевает платок", - рассказал он корреспонденту ИА IslamNews.

По поводу выступления Кадырова С. Хасимиков сказал, что "некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа".

Разрешить или запретить? Носить или не носить? Порой эти вопросы встают перед нами так же остро, как когда-то перед шекспировским Гамлетом - "быть или не быть?". Россия пока не спешит издавать законы, регламентирующие дресс-код студенток и чиновниц. Напротив, несколько лет назад наши соотечественницы добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт и другие документы, а сейчас в обществе наблюдается тенденция к формированию адекватного восприятия закрытой одежды, в том числе и традиционной мусульманской.

Тем не менее, проблема, которая актуальна сегодня для турецких мусульманок, не может не вызывать живого отклика у мусульман в других уголках мира. Ведь, как известно, наша умма - одно тело, и если болит одна его часть, то это непременно отзывается страданием в другой. Именно поэтому российские мусульмане, пристально наблюдающие за событиями, происходящими в Турции, с трепетом ожидают решения, которое на днях должен принять парламент. Чем закончится противостояние между верующими и секуляристами - покажет время.

Поддержав запрет на ношение платков, глава минобрнауки РФ сослалась на несуществующее решение Конституционного суда РФ

«Это мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе», — заявила сегодня на пресс-конференции в Москве министр образования и науки РФ Ольга Васильева, сославшись на решение Конституционного суда РФ. Между тем решения по этому вопросу принимал Верховный суд РФ, касались они только отдельных регионов. А буквально в декабре Владимир Путин говорил, что право выбора одежды предоставлено самим школам.

ВАСИЛЬЕВА: «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ, ЧТО ХИДЖАБУ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕСТА В ШКОЛЕ»

Сегодня министр образования и науки РФ Ольга Васильева в ходе своей пресс-конференции в Москве поддержала запрет на ношение хиджабов в школах. По мнению главы ведомства, истинно верующий человек не будет зацикливаться на атрибутике. Так федеральный чиновник прокомментировала в ответе на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» в татарском селе Белозерье, расположенном в Мордовии, где местные власти запретили носить платки ученицам и педагогам в школе, мотивируя свое решение борьбой с экстремизмом.

«Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных и межконфессиональных отношений, я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть. Это мое глубочайшее личное убеждение. Коллеги, я вас прошу, я хорошо знаю и отвечаю за то, что я говорю. Мне бы очень хотелось, чтобы вы правильно воспринимали то, что я говорю. Это мое личное убеждение, что вряд ли глубоко верующий человек будет очень сильно отдавать предпочтение атрибутике, а тем более в школе. У нас светский характер образования», — заявила Васильева.

Она напомнила, что подобная ситуация в стране возникает не в первый раз, такой же случай несколько лет назад был в Ставропольском крае. «Конституционный суд принял решение, что хиджабу как подчеркивающему национальную принадлежность [атрибуту] не должно быть места в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом», — добавила она.

Отметим, что федеральный министр в своем ответе, по всей видимости, не вполне точна. Вопрос о ношении платков в школах в качестве последней инстанции рассматривал не Конституционный, а Верховный суд РФ. В 2013 году жалоба заявителей из Ставропольского края на запрет была отклонена, в феврале 2015 года последовало то же самое решение — Верховный суд России признал законным запрет демонстрировать религиозную атрибутику и носить платки в школах и вновь отклонил жалобу семи родителей из Мордовии, как раз из того самого Белозерья. На заседании заявители настаивали, что решение правительства Мордовии ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания и получение образования. Адвокаты для пущей убедительности ссылались на решение самого Верховного суда, который в 2003 году разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться в платках на паспорт. При этом представители властей региона настаивали на светскости России и убеждали в том, что их решение никак не может дискриминировать кого-то. В итоге судебная коллегия постановила решение Верховного суда Мордовии о запрете хиджабов оставить без изменения, а апелляционную жалобу жителей — без удовлетворения.

Кроме того, возникла путаница с определениями: защитники белозерских учительниц говорят о «платках», а их оппоненты и министр Васильева — о «хиджабах». Действительно, если слово «платок» близко и понятно всем жителям России независимо от вероисповедания, то слово «хиджаб» звучит как нечто чужеродное и даже зловещее. Поясним, что «хиджаб» в переводе с арабского означает «покрывало». Согласно исламской традиции, так называют всю одежду, закрывающую тело от головы до пят. Хиджаб — это полный комплект женской одежды, отвечающий требованиям шариата (покрывает все, кроме кистей рук и лица, не облегающий, непрозрачный, не пестрый, не мужеподобный). Платок можно рассматривать как часть хиджаба, но он не считается хиджабом как таковым. Поэтому и нельзя говорить, что платок не присущ народам России, ведь даже православная религия предписывает покрывать голову платком при входе в храм.

«ВСЕ-ТАКИ ЭТА РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ — ОНА ЕСТЬ»

«Ольгу Васильеву ввели в заблуждение: на Ставрополье, так же как и в Мордовии, не дошли до Конституционного суда, остановились на президиуме Верховного, — подтвердил „БИЗНЕС Online“ адвокат жителей Белозерья Марат Ашимов , занимавшийся этим делом и два года назад, и сейчас. — Была очень сложная обстановка, что мы не решились подать в КС». При этом, по его словам, то решение Верховного суда РФ не снимает всех вопросов, поскольку тогда речь шла об ученицах школы, а теперь об учителях, некоторые из которых, отказавшись снимать платки, были вынуждены написать заявление об уходе.

Думает ли Ашимов сейчас о перспективе обращения в Конституционный суд РФ? «Нужно посоветоваться с коллегами из других регионов, потому что это такой шаг — если Конституционный суд запретит, то опротестовать будет уже невозможно. Это последняя инстанция. Очень часто решение Конституционного суда имеет политический окрас, на волне исламофобии, что царит сегодня в обществе, он может принять отрицательное решение», — считает адвокат.

При этом наш собеседник подчеркивает одну очень важную деталь: дело в том, что подтвержденные судом на федеральном уровне запреты формально касаются не всей России, а конкретно Ставропольского края и Мордовии: «Если бы был Конституционный суд, тогда да, его решение распространялось бы на всю Россию, а суд по Ставрополью касается только этого региона, и на Мордовию или, например, Татарстан никак не распространяется. То же самое касается решения по Мордовии».

Ашимов также настаивает, что учитывать региональную специфику в этом вопросе призвали на самом верху: «Все-таки эта региональная дифференциация — она есть, Максим Шевченко задавал этот вопрос Путину. На что он ответил, что каждая школа вправе решать этот вопрос самостоятельно. То есть дал понять, что решение этих вопросов находится в компетенции регионов и местных властей».

Действительно, с подачи журналиста и общественного деятеля Максима Шевченко эту тему не далее как 9 декабря комментировал глава государства. Тогда на заседании совета по развитию гражданского общества и правам человека он обтекаемо отметил, что вопрос ношения мусульманками платков в школе должен решаться в рамках действующего законодательства, а школы имеют право самостоятельно определять форму одежды учащихся. «Что касается одежды, то это чувствительная тема. Во многих европейских странах накладываются такие ограничения. Не буду приводить всех аргументов, это то, что тоже должно решаться в рамках действующего законодательства. Школам предоставлено право выбора одежды», — сказал тогда Владимир Путин .

А пока проблема ношения платков в учебных заведениях Мордовии вышла далеко за пределы одного конкретного села. Сегодня Ашимов сообщил в своем «Фейсбуке» и подтвердил в личном разговоре следующий факт: «В Мордовском государственном педагогическом институте имени Евсевьева студенток-мусульманок, носящих платок, не допускают до сдачи экзаменов и прохождения практики, угрожают отчислением и недопуском до занятий, всячески оскорбляют их религиозные чувства, говорят, что они выступают против государства. Администрация вуза ссылается на какой-то „внутренний“ документ, содержание которого тщательно скрывается».

Фото: e-nkama.ru

«МЕСТА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОЧЕНЬ МАЛО ОСТАЕТСЯ — КАК В МОРДОВИИ, ТАК И В ЧЕЧНЕ»

Между тем препятствия женщинам, желающим носить платки в образовательных учреждениях, чинят далеко не во всех регионах. Например, в Татарстане проблемы из этого сознательно не делают. «У нас есть распоряжение кабинета министров Татарстана, в котором подробно расписано, какую форму должны носить мальчики и девочки в школе, — рассказала „БИЗНЕС Online“ заместитель министра образования и науки РТ Лариса Сулима . — Но мы не акцентируем внимание на платках. У нас есть, конечно, отдельные школы, где девочки носят эти платки. Никаких запретов со стороны министерства образования мы не проводим».

По мнению Сулимы, такой проблемы в республике вовсе нет. «С министром образования России мы полностью солидарны, но в Татарстане эта тема не актуальна. Нет обращений граждан, нет такого, чтобы где-то массово начали носить эти платки. У нас нет такой проблемы. Было время, когда в пяти муниципальных районах вопрос поднимали родители, поэтому было принято постановление кабинета министров в 2013 году о школьной форме. В этом постановлении четко прописано, что в Татарстане образование в школе носит светский характер и форма должна быть светской», — заключает один из руководителей минобрнауки РТ.

Постановлением республиканского правительства регламентируется этот вопрос и в Чечне, где вопрос определения формы одежды делегировали родительским комитетам. В результате почти все школьницы, напротив, ходят в платках. «У нас это регламентируется постановлением правительства Чеченской Республики. В нем четко прописано, какой должна быть форма одежды в образовательных организациях, и в уставе школы непосредственно прописывается эта форма одежды. Все это с согласования родительского комитета, — сообщила нашему корреспонденту заместитель начальника отдела общего образования министерства образования и науки Чеченской Республики Элиса Одаева . — У нас в соответствии с менталитетом не найдется ни одного родителя, который не хотел бы, что бы его дочь носила платок. 100 процентов девочек у нас ходят в платках. Речь идет не о хиджабе, а о традиционном чеченском платке. В соответствии с нашим менталитетом. Не хиджаб, а что-то наподобие косынки».

«В Чечне этот дресс-код считается общепринятым: когда в школах с первого класса ходят в платочках, — рассказал „БИЗНЕС Online“ чеченский писатель и политолог Руслан Мартагов . — Такие белые платочки. Одно время этот дресс-код усиленно насаждался с самого верха республиканской администрации. С другой стороны, это идет еще от древних домусульманских традиций, согласно которым женщина без головного платка — что-то «не то».

При этом Мартагов замечает, что в современной Чечне можно встретить большое количество молодых девушек, которые ходят без платка. Но в школу, а также в университет или институт принято надевать платок — за этим следят. «То есть если в Мордовии допустили перегиб в одну сторону, запретив платки, то в Чечне существует перегиб в другую сторону. А места для индивидуальности очень мало остается — как в Мордовии, так и в Чечне», — замечает наш собеседник.

«НОШЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ОТНОСИТСЯ К НЕОТЪЕМЛЕМЫМ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

Напомним, в начале января стало известно, что в татарском селе Белозерье, где проживают 3 тыс. человек, по итогам заседания регионального комитета по противодействию экстремизму под руководством главы Мордовии Владимира Волкова и работы специальной комиссии местного минобраза появился приказ за подписью нового директора белозерской школы, вносящий изменения в правила внутреннего распорядка школы. По нему запрещено ношение платков на территории учебного заведения как ученицам, так и учителям. При этом власти видят в этом метод борьбы с экстремизмом, якобы несколько выходцев из зажиточного Белозерья замечены в рядах экстремистов, воюющих на Ближнем Востоке. Несколько учителей отказались подчиниться требованиям, что вызвало широкий общественный резонанс.

Альмира Адиатуллина: «Платок вовсе не религиозный атрибут, а просто скромная форма одежды, предписанная мусульманке. И светскому содержанию образования это никак не угрожает, поскольку является личным делом человека» Фото: «БИЗНЕС Online»

В пятницу вечером на сайте всемирного конгресса татар (ВКТ) появилось открытое на имя главы Мордовии, в котором, в частности, говорится: «Последние события в селе Белозерье являются грубым произволом и административным давлением властей Мордовии в отношении беззащитных женщин-преподавателей Белозерьевской средней школы, отстаивающих свое право на соблюдение национальных традиций и обычаев». А руководство региона обвиняется в нарушении Конституции РФ: «В многонациональной и многоконфессиональной Мордовии, даже не изучив опыт соседей, нарушая основной закон России, создают конфликтную ситуацию». «Исполком всемирного конгресса татар требует от властей Мордовии прекратить грубый произвол и административное давление на женщин-преподавателей Белозерьевской средней школы, отстаивающих свои национальные и религиозные права», — заключают авторы письма.

«Учителя Белозерьевской школы обратились к нам в конгресс с большим письмом с просьбой помочь. Как в такой ситуации не отозваться? Татарская общественность, и не только из Мордовии, также звонит в конгресс, требует отреагировать на эту ситуацию. Это событие стало греметь уже на всю Россию! — рассказал „БИЗНЕС Online“ советник председателя исполкома ВКТ Талгат Бариев . — Это открытое письмо достаточно жесткое, потому что ну сколько можно? На ровном месте создают проблему». При этом власти республики на ситуацию никак официально не отреагировали, хотя трудно поверить, что ВКТ ни с кем не согласовал свой демарш.

«Что касается того, что несколько человек из этого села уехали воевать в Сирию, ну так пусть занимаются ими конкретно! Такие мероприятия не должны проводиться огульно по всей деревне! Это что такое? Что теперь, коллективная вина, что ли? Для того чтобы пресекать всякие такие опасные явления, у нас есть специальные силовые органы, при чем тут министерство образования Мордовии и тем более женщины-преподаватели?» — уверен советник главы ВКТ.

К министру Васильевой обратилась и председатель общественной организации женщин Татарстана «Муслима» Альмира Адиатуллина . Она указывает, что село Белозерье в Мордовии является местом компактного проживания татар, коренного для этих мест этноса. Подавляющее большинство жителей села являются практикующими мусульманами. Более 90% женщин носит традиционный мусульманский головной платок, включая учителей и учениц местной школы. Платок здесь является не данью моде, а неотъемлемым элементом образа жизни и местного уклада. И за долгие годы работы школы к ее учителям и ученикам у государства не было никаких претензий. «Ношение традиционной одежды относится к неотъемлемым правам человека. Платок вовсе не религиозный атрибут, как его пытаются ошибочно представить некоторые деятели, а просто скромная форма одежды, предписанная мусульманке. И светскому содержанию образования это никак не угрожает, поскольку является личным делом человека», — резюмирует общественный деятель — та самая, которая в 2003 году через суд добилась разрешения мусульманкам всей страны фотографироваться в платках на паспорт.

МОСКВА, 11 февраля. Верховный суд России признал законным запрет демонстрировать религиозную атрибутику и носить хиджаб в школах. Как сообщает РБК , таким образом, были отклонены жалобы семи родителей из Мордовии, которые требовали признать частично незаконным постановление правительства республики, запретившее в мае прошлого года посещать школы в головных уборах и демонстрировать религиозную атрибутику.

По словам заявтелей, это правило было введено, чтобы не допустить религиозную дискриминацию, на практике же получилось ровно наоборот. Их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее обучение, а лругим - перейти в другие школы. Осенью прошлого года все заявители обратились в Верховный суд Мордовии, где попросили отменить спорное постановление, но получили отказ. После этого они подали жалобу в Верховный суд страны.

На заседании Верховного суда адвокаты заявителей отметили, что правительство республики Мордовия не имело право выносить такое постановление, так как оно ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания и получение образования. Заявители напомнили, что в Мордовии существует более 60 традиционных татарских сел, которые очень болезненно восприняли введение этого запрета. "В 2003 году Верховный суд же разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках", - заметили адвокаты. Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия - это светское государство. А запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других. "Норма установлена для всех, вне зависимости от их веры" - добавила она.

28 октября прошлого года Верховный суд Мордовии признал законным пункт о запрете религиозных атрибутов и головных уборов в типовых требованиях к школьной одежде обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях региона. Требования к единому облику одежды были утверждены постановлением правительства республики 12 мая.

В начале февраля 2015 года глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин попросил в открытом письме к президенту РФ Владимиру Путину защитить право мусульманок носить платки в образовательных учреждениях. Гайнутдин объясняет, что в современном трактовании потерялось истинное значение слова "хиджаб", которое на арабском означает "покрывало" и как предмет одежды несет в себе символ скромности и укрытости. В этой связи муфтий не видит причин для запрета традиционной одежды для девочек мусульманского вероисповедания при посещении ими общеобразовательных школ.

Позднее в Минобрнауки РФ заявили, что школьная одежда в России должна быть светской, а оснований для перемотра нормативной базы ведомство не видит.