Невербальное программирование. НЛП (NLP) — практическая психология

НЛП – это одно из направлений практической психологии. В чем особенности этой методики? Как на практике применяют знания, полученные в рамках изучения НЛП? Что на самом деле могут люди при помощи методов НЛП, а что является мифом? Давайте разберемся подробнее.

Что такое НЛП (NLP)

Термин НЛП

НЛП (NLP) означает нейролингвистическое программирование. Название включает три компонента , которые играют фундаментальную роль в приобретении человеком жизненного опыта: неврология, язык и программирование.

Неврологическая система регулирует функции нашего организма, отвечает за восприятие мира через органы чувств. Лингвистическая составляющая относится к коммуникации с окружающими. Программирование, в конкретном случае, это организация «нейролингвистического» взаимодействия; оно отвечает за создание персональных моделей мира каждым человеком.

Таким образом, нейролингвистическое программирование описывает ключевые процессы между мозгом (нейро) и языком (лингвистика), и то, как их взаимодействие влияет на организм и поведение человека (программирование).

Как появилось НЛП

НЛП появилось в 70-х гг. прошлого века в США. Его родоначальниками стали лингвист, доктор философии и писатель Джон Гриндер, а также психолог и писатель Ричард Бендлер.

Гриндер и Бендлер заинтересовались работой крупных психотерапевтов различных специализаций. Их общение с пациентами практически всегда давало положительные результаты. Гриндер и Бендер решили разобраться в особенностях работы этих выдающихся профессионалов. Изученные методы и техники легли в основу нейролингвистического программирования.

Базируется НЛП на лингвистике, психофизиологии, нейрологии, теории коммуникации и др.

НЛП в практике

НЛП – это школа правильного мышления, изучающая функционирование человеческого организма на различных уровнях.

Нейролингвистическое программирование – это многогранный процесс. С одной стороны, оно включает в себя развитие поведенческих компетенций и психологической гибкости, с другой, взаимодействует со стратегическим мышлением, изучением умственных и когнитивных процессов, отвечающих за конкретное поведение.

НЛП связано, прежде всего, с пониманием своего я и открытием своей миссии. Также данная система изучает «духовную» часть человеческого опыта , которая выходит за рамки отдельного индивида. Вследствие чего, НЛП – это учение не только о компетенциях и личностном совершенствовании, но и о мудрости и правильном видении жизни.

Где применяется НЛП

Нейролингвистическое программирование находит свое применение в различных областях:

Но главное, оно используется для повышения качества повседневного межличностного общения и улучшения жизни обычных людей.

НЛП в повседневной жизни

НЛП для обычного человека станет своеобразной «инструкцией» по обращению со своим разумом.

В учебных заведениях детей учат важным предметам : истории, алгебре, химии; но никто не дает им знаний о том, как быть в хорошем настроении, достигать желаемого, как создавать и сохранять плодотворные отношения.

Методы NLP можно использовать для того, чтобы подружиться со своими мыслями и чувствами , понять, что только человек является ответственным за то, что с ним происходит, и обучиться навыкам изменять нежелательное состояние на более оптимальное.

Благодаря этим знаниям удается налаживать контакты с окружающими быстрее и эффективнее, и успешно управлять своей жизнью.

Психология нейролингвистического программирования позволяет любому человеку научиться:

  • Ставить и достигать желанные цели;
  • Продуктивно взаимодействовать со своим мышлением;
  • Жить более осознанно;
  • Общаться эффективнее с другими людьми;
  • Лучше понимать окружающих;
  • Создавать удовлетворительные отношения;
  • Справляться со своими страхами;
  • Избавляться от негативных привычек и приобретать полезные;
  • Управлять своими эмоциями и поведением более грамотно;
  • Достигать высоких результатов в своем деле;
  • Легче обучаться новым навыкам;
  • Жить в удовольствие.

Преимущества НЛП

Основные положительные моменты нейролингвистического программирования заключаются в его

  • гибкости,
  • быстрых результатах,
  • практической направленности.

Гибкость нейролингвистического программирования определяется возможностью выбора подходящего способа его изучения. Это может быть самостоятельное обучение с помощью специализированной литературы, сайтов, или работа с профессиональным наставником на семинарах или тренингах.

Каждого новичка быстрые результаты обрадуют и дадут сильнейший стимул к дальнейшей работе, это то, чем цепляет НЛП. Естественно, что первые результаты – это итог неглубокой работы. Чем больше изучать данное направление, тем более значимые преимущества открываются.

Приверженцы нейролингвистического программирования настаивают на том, что НЛП – это, прежде всего, практика, и для них важнее то, что дает результат, а не то, что считается истинным. Поэтому в НЛП не нужно несколько дней сидеть за книгами, можно после первого ознакомления с примерами, техниками сразу применить понравившийся совет.

Базовые принципы НЛП

НЛП придерживается определенного набора принципов , которые становятся маяками на пути к цели, помогают научиться по-другому смотреть на окружающий мир. Данные принципы называют еще убеждениями или пресуппозициями.

Эти пресуппозиции являются полезной базой для успешной коммуникации и эффективным способом проанализировать свои личные установки.

  1. Общение – это не только слова. Общение может происходить не только за счет произнесенного слова. Даже без словесной коммуникации мы все время контактируем с окружающим миром с помощью мимики, взглядов, прикосновений и др. И именно невербальная коммуникация часто отвечает за 70-90% общения. Суть общения – получить результат. Успешный коммуникатор – это совсем не тот человек, который красиво говорит и может эффектно преподнести информацию, а тот, кто получает необходимую ему реакцию от собеседника.
  2. Если получен не тот ответ, нужно попробовать что-то другое. Люди совершают определенные действия и достигают соответствующих результатов. Неудовлетворительные итоги не говорят о том, что проблема в человеке. Просто нужно изменить свое поведение. Если необходимы другие последствия, то нужно разобраться, как человек действует на данный момент, произвести необходимые изменения и ждать новых результатов.
  3. У каждого человека есть необходимые ему ресурсы. Данная пресуппозиция NLP открывает новые горизонты и возможности. Ресурсы – это внутреннее состояние, внешнее поведение, инструменты, необходимые для получения желаемого результата. Данный принцип говорит о том, что у каждого человека уже есть все, что нужно для воплощения его желаний. Ресурсы работают тогда, когда ими начинают пользоваться. Многие люди обладают ресурсами, о которых они не задумываются. Например, человек с хорошими лидерскими задатками на работе не может справиться со своими детьми дома.
  4. Любое поведение имеет положительное намерение в определенном контексте. Определенный тип поведения ценен в определенном месте и в определенное время. Гнев выполняет полезную функцию, если на человека напали. В другом контексте он используется, чтобы заставить другого человека проявить понимание. Хотя в этом случае гнев не играет положительную роль и не приведет к необходимому результату.
  5. Суть общения заключается в полученном ответе. Общение – это всегда новый опыт. Его цель – получение ответной реакции, сподвигающая задуматься над своими действиями и установками. Например, если писатель получает негативную рецензию на свою работу, ему следует рассуждать так: «Я получил отрицательный отзыв. Как мне нужно изменить свое поведение, чтобы получить реакцию, который меня порадует?»
  6. Не существует такого понятия, как провал, есть только обратная реакция. Роберт Дилтс рассказывает о своем друге-изобретателе, который постоянно экспериментирует с новыми идеями, делая попытку за попыткой. Когда Роберт спросил его: «Это не останавливает тебя?» «Нет, нисколько. Каждый раз я обнаруживаю, что открыл решение другой проблемы».
  7. По частям. Можно достичь всего, если разбить задачу на маленькие части. «Как вы съедаете слона?» «Один кусочек за другим».
  8. В любой системе наиболее гибкие элементы имеют наибольшее влияние. Человек с широким спектром поведенческих реакций будет контролировать систему. В любой сфере деятельности, наверху находятся те люди, которые более гибкие в поведенческом плане, чем их коллеги. Как только человек ограничивает свой поведенческий выбор, он начинает проигрывать. Если индивид способен реагировать на ситуацию различными способами, он имеет больше шансов достичь того, чего хочет.
  9. Карта не является территорией. Карта местности является только ее изображением, а не самой местностью. Большинство людей видят не реальное событие, а свое субъективное восприятие ситуации. НЛП – это наука об изменении данных карт (а не реальности). Изменения карты могут повлиять на изменение реакции людей.
  10. Если это возможно, это возможно для любого. Если один человек может достичь определенного результата, значит, любой человек тоже может это сделать.
  11. Люди всегда делают наиболее правильный выбор, который был доступен в тот момент. Это так. Однако NLP также учит тому, что жизнь изобилует более удачными решениями, которые нужно находить.
  12. Мышление и поведение взаимозависимы. Одно влияет на другое. Например, организм реагирует по-разному на позитивные и негативные мысли, а введенные человеку определенные препараты, в свою очередь, оказывают влияние на сознание. Поведение тела отражает функционирование мозга. Таким образом, получив доступ к определенному поведенческому проявлению можно воздействовать на разум. Если человек развалится в кресле, он может почувствовать себя на самом деле уставшим. Из это следует, что при необходимости добиться определенного состояния сознания, это можно сделать через физические изменения.
  13. Мир полон ресурсов. Нужно только научиться их разглядеть. Даже без изучения техник и методик НЛП, только лишь поняв и приняв данные принципы, можно значительно улучшить свою жизнь.

Экологичность НЛП

НЛП – это мощный инструмент управления собственными возможностями и способ влияния на окружающих. Любой инструмент может принести пользу или вред; а иногда и то, и другое одновременно.

Осознавая это, сторонники НЛП сделали одним из ключевых правил проверку планируемых действий на экологичность. Экологичность в данном случае относится к сохранению баланса, к адекватной оценке последствий своих действий. Это касается как самого человека, так и окружающих. То есть нужно научиться принимать такие решения, которые приведут к желаемому результату без негативных последствий.

Для того чтобы проверить действие на экологичность, следует объективно оценить свои цели, их мотивы. Применение данной концепции на практике достаточно сложно, но успешное ее использование поможет избежать многих ошибок.

Развитие НЛП

Представители НЛП постоянно совершенствуют систему. Появляются новые техники, более эффективные и более узконаправленные. Несмотря на то что НЛП обязано своей популярностью получению достаточно быстрых результатов, глобальность достигнутых целей зависит от более глубокого знакомства с данной системой, от поиска более эффективных инструментов для каждого индивидуума.

Подсознание влияет на поведение человека, его отношение к себе, другим людям, жизненным ситуациям; мотивирует на новые свершения или ввергает в депрессию. Подсознание руководит человеком . А должно быть наоборот. Психология НЛП ставит своей задачей помочь любому человеку разобраться в себе и научиться руководить своим подсознанием. Руководить им эффективно, добиваясь желаемого.

Хотя НЛП имеет свои законы, правила, инструкции , оно, в большей степени, является искусством. К практической психологии нужно подходить творчески, наслаждаясь процессом, тогда положительные изменения принесут еще более удовлетворительные результаты.

Главное отличие кросс-системы от популярного НЛП, это понятность и обоснованность, зачем делать то-то и то-то. Кросс-система апеллирует к разуму и логике человека, "чтобы избавиться от чего-то - необходимо делать то-то потому что (далее следует логическое доказательство). НЛП поступает проще и доводит свои принципы и методики до человека путем эмоционального (иногда псевдологического): "чтобы избавиться от чего-то - необходимо делать то-то и то-то потому что (далее следует призыв поверить, потому что, например, проводились исследования и так делает большинство людей и у них все получилось хорошо, как вы знаете - миллионы мух не могут ошибаться. (пример классической подмены понятий в формальной логике)
Но, тем не менее, НЛП - действительно очень популярная теория. Кросс-мастерам будет очень интересно увидеть многие вещи с точки зрения, как они объясняются в теории НЛП.

Нейролингвистическое программирование , более известное под аббревиатурой НЛП, есть практическая психология, инструменты и методы которой могут быть применены для улучшения нашей жизни. НЛП это средство измерения, использования и изменения психических программ. Разработанное в семидесятых годах Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером, НЛП в настоящее время является распространённой практикой среди психологов, психотерапевтов, коучей и большинства людей интересующихся саморазвитием. В этой статье я постараюсь как можно проще объяснить вам, что такое НЛП. Итак, приступим.

Для начала давайте определим значение входящих в аббревиатуру НЛП слов.

Нейро : Мы взаимодействуем с реальностью посредством пяти наших органов чувств и нервной системы. Всё что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и чувствуем на вкус - есть опыт, у человека нет других способов взаимодействия с окружающим миром.

Лингвистическое: Наш опыт закодирован, организован и осмыслен языком и не вербальными средствами коммуникации. Мы можем передавать информацию только посредством слов, жестов и неосознанного языка тела. Мы можем оперировать информацией, осмыслять и понимать её только через слова.

Программирование: Мы исследуем, используем и по мере необходимости изменяем нашу систему поведения, язык и невербальные средства связи. Наше поведение и действия определяют результаты, которые мы получаем в своей жизни, поэтому, если мы хотим изменить что-то в своей жизни, мы должны для начала изменить своё поведение и способ действий.

С помощью НЛП мы ведём наблюдения, выявляем и изучаем закономерности в поведении человека и результатах, которые он получает с помощью этого поведения, в дальнейшем копируем полезные модели поведения и получаем желаемые результаты. Кроме того, НЛП позволяет нам изменять наше отношение к вещам, обстоятельствам и ситуациям, а также наше внутреннее состояние. Изменяя внутреннее, мы изменяем внешнее - наш жизненный опыт определяет наше отношение и убеждения, а наше отношение и убеждения определяют наш жизненный опыт, и наоборот.

В основе НЛП лежат две фундаментальные пресуппозиции - наши предположения о том или ином аспекте нашей жизни, на основе которых мы строим свой опыт:

1. Карта не территория. Как человеческие существа мы не можем знать действительной реальности, поскольку строим её на основе своих наблюдений, через органы наших чувств. У каждого своя карта мира, и каждый из нас видит окружающий мир по-разному.

2. Жизнь и «разум» взаимосвязаны. Внешнее является отражением внутреннего. Любое внутренне изменение ведёт к изменениям внешним, любое внешнее изменение приводит к изменениям внутренним.

Мы не раз будем возвращаться к пресуппозициям, поскольку это действительно важная тема, требующая отдельного разговора. Любое наше убеждение, по сути своей есть пресуппозиция, которая влияет на наш внешний и внутренний мир. И это то, к чему следует отнестись особо внимательно.

НЛП обеспечивает нас инструментами и навыкам для развития собственного мастерства, устанавливает систему убеждений, расширяет права и возможности, для совершения изменений в жизни и самом себе. НЛП даёт человеку средства самопознания, изучения личности и миссии, обеспечивает основу для понимания и отношения к духовной части человеческого опыта. Пожалуй, вы не найдёте для себя более мощных, научно обоснованных инструментов для улучшения своей личности.

Вообще, возможности НЛП, можно сказать, безграничны, существует масса техник НЛП под самые разные жизненные ситуации. Его используют в сфере образования, менеджмента, маркетинга, личной жизни и лечении фобий. На основе НЛП разработаны бесценные для саморазвития техники. Давайте рассмотрим несколько преимуществ нейролингвистического программирования:


  • Лёгкое достижение целей.

  • Приобретение навыков и стратегий.

  • Создание положительных изменений.

  • Уверенное поведение в любых ситуациях.

  • Избавление от страхов.

  • Увеличение мотивации.

  • Генерация идей.

  • Творческое вдохновение.

  • Построение взаимопонимания с другими людьми.

Фундаментальные принципы и правила НЛП

Всё, что мы видим в нашем мире, всё, с чем встречаемся и что испытываем и обращаем на это особое внимание, формирует наши убеждения, те же в свою очередь оказывают влияние на нашу жизнь, наше поведение, наше отношение к жизни, наше восприятие. Фундаментальные принципы, или, основные предположения, изложенные в НЛП, обеспечивают поведенческий фон, на котором применение НЛП происходит наиболее эффективно и этично. Они не есть нерушимая истина, но принимая их на веру, вы увеличите эффективность применяемых вами НЛП техник.

Фундаментальные принципы и правила НЛП:


  • НЛП есть модель и исследование субъективного опыта, а не теория.

  • НЛП ищет решение, а не анализирует причины, добавляет выбор, а не лишает его.

  • Разум и тело являются частью единой системы.

  • Весь жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.

  • Любое человеческое поведение имеет структуру, следовательно, поведение можно смоделировать.

  • Внешнее поведение человека определяется способом использования его репрезентативной системы.

  • Если один человек может сделать что-то, в потенциале это может каждый.

  • Пропускная способность сознания ограничена 5-6 частями информации.

  • Любое взаимодействие человека, обладающего наибольшей поведенческой гибкостью, с внешним миром оказывает наибольшее влияние на результат.

  • Любая даже самая сложная проблема или задача должна иметь решение.

  • Любой человек действует исходя из лучших побуждений, по крайней мере, ему так кажется.

  • Любое поведение есть выбор наилучшего из имеющихся вариантов.

  • Ошибки обеспечивают обратную связь, если то, что вы делаете, не работает, необходимо изменить способ действий.

  • Вы ответственны за то, как другие люди реагируют на вас.

  • Любой человек уже обладает необходимыми умственными и эмоциональными ресурсами, даже если не признаёт это.

  • Влияние на человека начинается с изучения его уникальной модели мира.

  • У каждого человека своя «правда», и если она ложна для вас, для него она «истина».

  • Каждый человек взаимодействует с их внутренней версией реальности, а не с тем, что происходит во внешнем мире.

В действительности самых разных пресуппозиций может быть бесчисленное множество, у каждого из вас, кстати, есть свои убеждения, что, по сути, является пресуппозициями. Вопрос только в том, насколько ваши убеждения эффективны? Базовые пресуппозиции нейролингвистического программирования не взяты с потолка, а построены на основе опыта тысяч и тысяч людей, а потому их эффективность доказано на практике.

НЛП техники

Здесь будет приведено краткое описание техник, которые используются в Нейролингвистическом программировании (НЛП). Если вы не знакомы с понятием нейролингвистическое программирование, вам будет сложно понять, что они собой представляют, и к какому эффекту приводят. Здесь привожу перечень НЛП техник только с целью ознакомления.

Работа с убеждениями: Выявление ограничивающих и конфликтующих убеждений с целью их изменения или ослабления.

НЛП техника: Мета модель.
Применение: Раскрытие ограничивающих убеждений.
Описание: Исследование языковых шаблонов с целью обнаружения бессознательных ограничений, искажений и обобщений. Существует двенадцать таких шаблонов, и для каждого из них есть множество вопросов, позволяющих определить ограничивающие убеждения.

НЛП техника: Выравнивание логических уровней.
Применение: Ослабление внутренних конфликтов.
Описание: Медитативные упражнения, которые позволяют человеку осознать каждый из шести уровней мотивации.

НЛП техника: Рефрейминг.
Применение: Устранение негативных высказываний о ком-то или о чём то.
Описание: Взгляд на тему в контексте.

НЛП техника: Изменение циклов убеждений.
Применение: Изменение убеждений.
Описание: Процесс пространственного якорения, в котором объект проходит через множество ментальных этапов.

НЛП техника: Преобразование ядра.
Применение: Работа на очень глубоком уровне с целью изучения и, при желании, изменения ценностей, восприятия себя и своей миссии.
Описание: Мощное упражнение интенсивной работы с «частями» личности.

НЛП техника: Интеграция конфликтных убеждений.
Применение: Снижение внутренней напряжённости.

Влияние на объект: Непосредственное влияние на поведение другого человека, установка взаимопонимания.

НЛП техника: Микро-мускульное моделирование.
Применение: Установка взаимопонимания.
Описание: Отзеркаливание жестов человека без видимого движения.

НЛП техника: Раппорт.
Применение: Установка раппорта.
Описание: Копирование аспектов внешнего состояние объекта, и дальнейшая его корректировка изменением своего внутреннего состояния.

НЛП техника: Калибровка.
Применение: Повышение осведомлённости о собственном состоянии и состоянии других людей.
Описание: Тщательное наблюдение за клиентом и приведение себя в соответствие с его физическим и эмоциональным состоянием, с целью изучения языка его тела.

НЛП техника: Контакт глаз.
Применение: Калибровка внутреннего состояния клиента.
Описание: «Чтение мыслей» по движениям глаз объекта.

НЛП техника: Эриксонианский гипноз.
Применение: Введение объекта в «генеративные» трансовые состояния, где высвобождается бессознательное и находится правильное решение проблем.
Описание: Манера речи, ведущая к созданию состояния транса.

НЛП техника: Использование историй и метафор.
Применение: Влияние на объект с целью поиска здравого решения.
Описание: Форма косвенной связи.

НЛП техника: Встроенные команды.
Применение: Оказание воздействия на поведение.

Работа с поведением: Изменение поведения - копирование поведения успешных людей с целью саморазвития.

НЛП техника: Неявное моделирование.
Применение: Получение интуитивного понимания поведения мастера.
Описание: Физическое копирование действий и проверка сопутствующих мыслей.

НЛП техника: Явное моделирование.
Применение: Исследование мышления мастера до, во время и после действия.
Описание: Набор вопросов.

НЛП техника: Создание нового поведения.
Применение: Изучение нового поведения.
Описание: Простое упражнение с использованием визуализации.

НЛП техника: Стратегический анализ.
Применение: Самоанализ и копирование поведения других людей.
Описание: Исследование в точных деталях шагов, совершаемых вами и другими людьми для достижения цели.

НЛП техника: Соматический синтаксис.
Применение: Понимание своего языка тела и использование его для улучшения качества общения.
Описание: Отметка жестов и их значения, и их дальнейшее усиление.
Самосовершенствование: Общие техники для развития своей личности или личности клиента.

НЛП техника: Правильно построенный результат.
Применение: Классическая техника для определения целей.
Описание: Через набор вопросов устанавливаются «SMART» цели, и понимание внутренних барьеров на пути к достижению этих целей.

НЛП техника: Процесс творчества.
Применение: Увеличение творческих способностей.
Описание: Использование пространственного якорения для доступа к различным творческим процессам.

НЛП техника: Идеи.
Применение: Принятие решений.
Описание: Процесс якорения различных мышлений, необходимых для принятия решений.

НЛП техника: Установка намерения.
Применение: Помощь в подходе к задаче с наилучшим состоянием ума.
Описание: Простой процесс самовнушения.

НЛП техника: Освобождение из пут.
Применение: Работа с «взаимозависимостями» или другими видами зависимостей от другого человека, продукта или наркотических веществ.
Описание: Процесс с использований метафор и физических жестов.

НЛП техника: Ценностная иерархия.
Применение: Создание ясной мотивации.
Описание: Выявление и ранжирование ценностей, и последующая регулярная переоценка.

НЛП техника: Паттерн прощения.
Применение: Работа с «незавершённым негативным бизнесом».
Описание: Упражнение с использованием субмодальностей и пространственных якорей.

НЛП техника: Принуждение будущего процесса.
Применение: Повышение мотивации.
Описание: Упражнение со сроками.

НЛП техника: Подстрекательство трансдеривационного поиска.
Применение: Освобождение творческого бессознательного.
Описание: Гипнотическая техника НЛП.

НЛП техника: Вложенные циклы.
Применение: Предоставление информации.
Описание: Способ структурирования информации для обеспечения её запоминания.
Внутреннее спокойствие: Достижение душевного равновесия, в основном это медитативные техники.

НЛП техника: Осознанное дыхание.

НЛП техника: Медитация золотого цвета.
Применение: Создание внутреннего спокойствия.
Описание: Медитативное упражнение.

НЛП техника: Метта Бхавана.
Применение: Прощение и успокоение.

НЛП техника: Медитация трёх разумов.
Применение: Внутреннее равновесие.
Описание: Медитативная техника.
Решение проблем: Работа с тревожными мыслями, стрессовыми ситуациями, помощь в решении проблем.

НЛП техника: Мета зеркалирование.
Применение: Понимание и уменьшение внешних конфликтов.
Описание: Используются пространственные якоря (таблички в разных частях комнаты) для изучения стрессовой ситуации с разных точек зрения.

НЛП техника: Процесс визуального перевода.
Применение: Помощь в решении проблем.
Описание: Объект создаёт картину проблемы и искомое решение.

НЛП техника: Сопоставление карт.
Применение: Доступ к полезным состояниям в сложных ситуациях.
Описание: Упражнение с использованием пространственной привязки к себе и практика новых способов реагирования на стрессовые ситуации.

НЛП техника: Свист.
Применение: Устранение тревожных психических образов.
Описание: Изменение «субмодальностей» или способов, которыми мы представляем вещи в негативном свете.

НЛП техника: Новый свет через старое окно.
Применение: Уменьшение силы тревожных воспоминаний.
Описание: Упражнение визуализации для отдаления от плохих воспоминаний с сохранением полезных уроков.

НЛП техника: Круг совершенства.
Применение: Подготовка к трудным ситуациям.
Описание: Объединение положительных воспоминаний и применение их в стрессовых ситуациях.

НЛП техника: Паттерн горя и потери.
Применение: Работа с горем, или потерей, имеющей навязчивый характер.
Описание: Упражнение с использованием субмодальностей и сроками.
Работа с прошлым: Мысленное возвращение в прошлое с целью изменения отношения к нему.

НЛП техника: Изменение личной истории.
Применение: Изменение существующих нежелательных паттернов.
Описание: Возвращение в прошлое и проигрывание нового сценария так, как если бы у нас были необходимые ресурсы, ресурсы, которых нам недоставало, с целью уменьшения негативного влияние прошлых событий на нашу судьбу.

НЛП техника: Перекодирование решений.
Применение: Работа с «незавершёнными делами».
Описание: Пересмотр прошлого с новыми ресурсами.

НЛП техника: Хронология.
Применение: Ключевой компонент НЛП техник.
Описание: Пространственное представление времени.

НЛП техника: Быстрое исцеление фобии.
Применение: Лечение фобии.
Описание: Возвращение к травмирующим событиям, которые вызвали фобию и отдаление этого события от себя.

НЛП техника: Хронологическая визуализация.
Применение: Выпуск эмоциональных блоков из далёкого прошлого.
Описание: Упражнение с использованием шкалы.
Техники якорения: Одна из важнейших техник Нейролингвистического программирования, может быть применена практически во всех сферах жизни.

НЛП техника: Якорение.
Применение: Ключевой компонент многих процессов НЛП.
Описание: Создание простых в использовании триггеров желательных состояний.

НЛП техника: Сворачивание якорей.
Применение: Замена негативного состояния позитивным состоянием.
Описание: Закрепление двух состояний, негативного и позитивного, и слив потока энергии от первого к последнему.

НЛП техника: Цепочка якорей.
Применение: Элегантный переход от негативного состояния к позитивному состоянию.
Описание: Создание линии якорей, которые уносят вас в путешествие от одного крайнего настроения к другому.

НЛП техника: Укладка якорей.
Применение: Увеличение мощности позитивных воспоминаний.
Описание: Якорение других состояний в одно приятное состояние.

НЛП техника: Пространственное якорение.
Применение: Использование физического пространства для создания триггера состояния.
Описание: Создание связи между пространством и состоянием.
Техник действительно много, вам не обязательно знание каждой из них, если, конечно, вы не собираетесь стать коучем или психотерапевтом, чтобы помогать другим людям в решении их проблем. Некоторые техники могут быть применены самостоятельно, но чаще всего, работа с профессионалом приносит более устойчивый результат - к тому же, это несколько отличается от самостоятельной работы, где вы можете давать себе поблажки.

НЛП - одно из наиболее популярных в настоящее время на­правлений психотерапии, зародившееся в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.

Однако принципиальная схема терапевтического воздействия НЛП существовала с незапамятных времен, когда жрецы, шама­ны, целители, а также некоторые властители и полководцы ис­пользовали «магическую» силу слова, способного в соответст­вующих условиях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения. Этот механизм используется и во внушении (включая гипноз), и в самовнушении (от традиционного аутотренинга до самогипноза).

Теоретическое обоснование такого воздействия прекрасно представлено в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К. И. Платонова и других выдающихся отечественных и зарубежных физио­логов, психологов и психотерапевтов. Так, Павлов писал: «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, свя­зано со всеми внешними и внутренними раздражениями, прихо­дящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заме­няет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими«закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву или условно­го рефлекса по И.П.Павлову. (Как мы знаем, их труды, особенно условно-рефлекторная теория и исследования И.П.Павлова, очень высоко ценятся и интенсивно используются в США.)

И все же о нейролингвистическом программировании в его со­временном виде можно говорить как о самостоятельном направ­лении психотерапии.

Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий ка­нал приема информации:модальность. То есть, хотя любой нор­мальный человек воспринимает мир всем спектром органов чувств: и слухом, и зрением, и обонянием, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т.д., однако у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого -слуховое (а другие - дополняют их).

Причем внутри этой ведущей модальности специалисты НЛП видят дальнейшую градацию признаков, уточняющих индивиду­альные особенности приема и переработки информации.

Для уточнения доминирующего канала, направленности и осо­бенностей приема информации в НЛП большую роль играет ана­лиз типов сканирующего движения глаз .

Так, сканирующее движение глаз показывает, какой репрезен­тативной системой получения информации человек пользуется в определенные моменты.


Считается, что движение глаз вверх-налево сигнализирует о процессе извлечения из зрительной памяти эйдетических (нагляд­ных) образов.

По классификации НЛП выделяют восемь основных типов (паттернов) направлений движений глаз и соответствующих им репрезентативных систем:

1) сканирующее движение глаз вверх-налево - зрительный эй­детический образ;

2) вверх-направо - зрительный конструируемый образ;

3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внима­тельно на внешнем объекте) взгляд - представляемый зрительный образ;

4) глаза на среднем уровне направо - слуховое конструирование;

5) глаза на среднем уровне налево - слуховые образы;

6) глаза прикрыты, взгляд обращен в себя - внутренний диалог;

7) глаза вниз и налево - слушание телефонного типа;

8) глаза вниз и направо - кинестетические ощущения, чувства.

Уточнению преобладающей репрезентативной системы спо­собствуетконтент-анализ (анализ содержания) употребляемых клиентом сенсорно-специфических терминов. Например, употреб­ление слов типа глядеть, видеть, рисовать, показывать, яркий, красный (или другой цвет) и т.п. характерно для визуальной репре­зентативной системы . Для преобладания кинестетической (мышечно-двигательной) репрезентативной системы типичны та­кие слова: трогать, теплый, мягкий - жесткий, гладкий - шерша­вый, почувствовать, схватить, погладить, потрогать и т.д. При преобладающем слуховом восприятии преобладают слова: гром­кий - тихий, шумный, мелодичный, слышать, кричать и т.п.

Доминирование в употреблении соответствующего типа сен­сорно-специфических слов указывает на основную для данного индивидуума (первичную) репрезентативную систему , то есть сен­сорную систему восприятия, которая используется данным чело­веком чаще, чем другие.

Для того чтобы установить наиболее эффективный контакт с клиентом, психотерапевт должен выявить его доминирующую систему восприятия (модальность) и использовать преимущест­венно вербальное (словесное) или невербальное (язык мимики и жестов) общение. Причем при вербальном общении он должен опираться на термины, наиболее типичные для выявленной пер­вичной модальности, характерные для нее термины или действия.

Психотерапевт осуществляет подстройку к первичной репре­зентативной системе клиента и только после этого начинает вне­дрять в установившийся контакт стратегию необходимых измене­ний поведения и состояния клиента.

Одну из причин отсутствия между супругами взаимопонима­ния и сексуальной неудовлетворенности специалисты НЛП видят в том, что супруги имеют различные первичные репрезентативные системы и не умеют осуществлять подстройку друг к другу.

Одним из ключевых рабочих терминов НЛП является понятие «якорь», под которым подразумевается какое-то специфическое ощущение (например, нажатие на плечо, руку, колено), пережива­ние клиентом соответствующего состояния. Специально вызывая или «подкарауливая» это состояние, психотерапевт каждый раз за­крепляет его якорем (т.е. мышечным или другим фиксированным ощущением). При таких повторах устанавливается условно-реф­лекторная связь между якорем и нужным состоянием, и в дальней­шем уже одно использование якоря будет вызывать это состояние.

Итак, первой задачей психотерапевтаНЛП является выявление ведущей у данного клиента репрезентативной системы восприятия и общения. Далее психотерапевт должен подстроиться к выявленной доминирующей системе, то есть заговорить с клиентом на его языке.

Затем надо уточнить, какие нежелательные состояния и их по­веденческие проявления нуждаются в терапевтической коррекции.

Обычно это делается поэтапно следующим образом.

Первый этап

Выявление характерного признака (внешнего ключа) искомого нежелательного состояния.

Второй этап

Закрепление этого состояния якорем.

Третий этап

Закрепление якоря при регулярных повторениях его одновре­менно с появлением нежелательного состояния. Для этого клиента просят пуститься в обратный путь по своей памяти , вспоминая как можно ярче ситуации, порождавшие именно эти нежелатель­ные чувства. Ощутив эти состояния, клиент сигнализирует о них психотерапевту, который закрепляет их якорем.

Четвертый этап

Психотерапевт возвращает клиента в настоящее время, создает чувство безопасности и удовлетворения, просит его изложить свою версию о том, чему его научило это путешествие в прошлое.

Лишь после выяснения и доведения до сознания клиента причин возникновения нежелательных состояний и поведенческих реакций начинается работа по рефреймингу (переформированию).

Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).

Первая ступень

Задача первой ступени - убедиться, что вы точно локализо­вали нежелательное поведение или внешний симптом нежела­тельного состояния клиента или неконтролируемый им физиоло­гический симптом.

Вторая ступень

На второй ступени психотерапевт входит в контакт с психоло­гической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Именно с этого начинается наведение моста между сознательной и бессознательной сферами психики клиента.

Клиенту рекомендуется начать сосредоточенное проникнове­ние в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной? » При­слушиваясь к ответу на этот неоднократно обращаемый к себе вопрос, клиент старается чутко улавливать и запоминать любые реакции (ощущения, зрительные образы, чувства, слова, непроиз­вольные действия), возникающие в его внутреннем мире.

При этом психотерапевт не только анализирует впечатления клиента, но и следит за любыми поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.

Третья ступень

На третьей ступени необходимо отделить намерения от их по­веденческого проявления, а затем установить и проанализировать связь между намерением и соответствующей ему или искаженной поведенческой реакцией. Задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.

Предложите клиенту спросить свою психологическую часть , от­ветственную за это поведение. «Что ты стараешься сделать для меня? » Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр.

Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния и модели поведе­ния. Так, например, если клиент скажет, что какая-то его психоло­гическая (психическая) часть говорит ему: «Я не позволю тебе всту­пать в сексуальные отношения », вы просите его задать этой части следующий вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это

Здесь может быть получен уже более рациональный ответ типа «Потому что, если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо ». То есть мы видим, что за первой реакцией запрета стоит реакция защиты.

Четвертая ступень

Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых, более приемлемых варианта удовлетворения желания.

Если не удается обнаружить творческую часть - психотерапевт должен сформировать ее. Обычно это делается с помощью воспо­минания ситуаций, в которых клиент проявлял себя творчески-находчиво. Как только такую ситуацию удается возродить в па­мяти клиента, психотерапевт закрепляет ее якорем (то есть каким-то условным касанием, движением, словом), который будет помо­гать связываться с творческой частью клиента.

Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удов­летворения потребности. Психотерапевт должен выполнять здесь лишь роль консультанта, стимулятора. Однако нередки случаи, когда у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи. В этих случаях (и только в этих случаях ) психотерапевт сам предлагает клиенту целесообразные варианты.

Пятая ступень

На пятой ступени психотерапевт предлагает клиенту прочувст­вовать, что та его часть, которая ведает этим поведением, прини­мает, осознает найденные новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. (Здесь очень важно не путать эту часть, ведающую данным пове­дением, и найденную или созданную у клиента творческую часть, разрабатывающую и предлагающую ведающей части новые моде­ли поведения.)

Для этого клиент сначала спрашивает ведающую часть себя, согласна ли она, что новые варианты решения фрустрирующей ситуации (разработанные творческой частью ) более эффективны, чем прежние, которые не приносили желаемого результата. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спро­сить ее, согласна ли она принять на себя ответственность за реа­лизацию новых моделей поведения в прежних ситуациях.

Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ведающую часть приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся новые возмож­ности. То есть клиент играет в игру, в которой он отстраняется от неполучающегося решения проблемы, передавая ее на обсуждение убеждающей и возражающей частям своего Я .

В этом нет ничего странного - ведь фактически мы постоянно спорим сами с собой по разным вопросам, сами себя убеждая и опровергая в поисках удовлетворительного решения. Авторы НЛП считают, что такой внутренний спор будет более конструк­тивным, если мы устранимся от спорящих частей и сможем менее эмоционально и более трезво рассмотреть со стороны доводы наших внутренних оппонентов.

Если все же ведающая часть так и не примет доводов творче­ской части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая со­гласится это делать.

Шестая ступень

На шестой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Для этого психотерапевт предлагает клиенту спросить себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей. Если согласие частей достигну­то, считается, что задача данной ступени выполнена и можно идти дальше. Если же какая-то часть не удовлетворена этими перегово­рами, психотерапевт вместе с клиентом возвращаются по пройден­ным шагам, для того чтобы отделить намерение клиента к осущест­влению данного процесса от каких-то частных возражений, опреде­лить причины этого сопротивления и попытаться устранить их.

Только когда экологическая проверка показывает отсутствие сопротивления всех задействованных (двух и более) частей к их рабочему взаимодействию, процесс считается завершенным.

Приведенная поэтапная схема реализации НЛП наиболее ти­пичная, однако далеко не единственная.

В настоящее время в практике НЛП применяется большое ко­личество вариантов в зависимости от конкретно сформулирован­ных целей. Тем не менее можно сказать, что все они так или иначе укладываются в приведенную схему.

Психотерапевту при семейном консультировании особенно важно уметь выявить у супругов различие модальностей (репре­зентативных систем) и, приняв на себя роль переводчика, помочь им лучше понять друг друга, а в дальнейшем обрести способность лучше понимать язык другого и заблаговременно учитывать сиг­налы нарастающего конфликта, чтобы предотвращать его или, если уж он произошел, - легче преодолевать.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность НЛП?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные рабочие термины НЛП

3. Что такое ведающая (первичная) модальность?

4. Что такое якорь и как он используется?

5. Что такое рефрейминг и в чем его сущность?

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте шесть ступеней рефрейминга.

НЛП содержит в себе множество замечательных техник и методов, для решения самых разных проблем, в этой же статье будут приведены несколько наиболее распространенных и очень эффективных техник, применяя которые вы сможете изменить свою жизнь к лучшему. Вы можете с пользой для себя применять эти техники, даже понятия не имея, что такое нейролингвистическое программирование.

НЛП техника №1: Изменение убеждений.

У каждого из нас есть множество ограничивающих убеждений, которые мешают нам достигать того, чего мы хотели бы достичь, быть тем, кем мы хотели бы быть, и получать то, чего мы хотели бы получать. Ограничивающие убеждения подобно ситу, через которое вы пропускаете свою реальность – то, во что вы верите, проходит через это сито, то, что вы считаете невозможным, застревает в нём, и не позволяет вам жить полноценной жизнью.

Убеждения формируются со временем, в повторяющихся ситуациях и обстоятельствах, так, замечая негативные аспекты нашей жизни раз за разом, вы развиваете убеждение, говорящее о том, что так и должно быть. Замечая позитивные обстоятельства своей жизни, вы также формируете убеждения, на этот раз позитивного характера, которые позволяют вам попадать в позитивные ситуации снова и снова. Однако вам следует помнить, что ситуации не могут быть плохими или хорошими, только вы делаете их такими, заостряя своё внимание на чём-то одном.

Чтобы изменить ограничивающие убеждения, вам необходимо переосмыслить ситуацию и собрать как можно больше положительных фактов об этой ситуации, а также прорабатывать каждый негативный факт на предмет достоверности. Другой способ заключается в регулярном и достаточно частом повторении позитивного утверждения, с полным сосредоточением на этом утверждении. Это чрезвычайно эффективное упражнение, поскольку оно позволяет повторяемому убеждению залечь в подсознании, но для этого должно пройти около 30 дней.

НЛП техника №2: Якорение.

Якорение – один из основных инструментов нейролингвистического программирования, и используется оно для множества целей. Суть якорения состоит в том, что вы связываете определённое действие, обстоятельство, ситуацию или место с каким-либо эмоциональным состоянием, с целью дальнейшего его воспроизведения. Интересно то, что вы можете вызывать нужное эмоциональное состояние не только у себя, но и у других людей. Методика достаточно проста, нужно лишь придерживаться следующих шагов:

  • 1. Определите состояние, которое вы желаете испытать.
  • 2. Вспомните ситуацию, в которой вы испытывали нужные чувства.
  • 3. Начав интенсивно испытывать эти чувства, почешите своё левое плечо. (В действительности это может быть любая часть вашего тела, и не обязательно почёсывание, можете просто погладить себя, или ущипнуть).
  • 4. Делайте так несколько раз, прикасаясь к точно тому же месту и точно таким же образом, когда испытываете нужные чувства.
  • 5. В любой ситуации, когда вам необходимо будет вызвать нужное состояние, просто прикоснитесь к той части тела, к которой производили привязку чувств или эмоций в той же манере, как делали это прежде.

Работа с другим человеком почти идентична, я бы сказал даже проще, чем с самим собой, поскольку пытаясь запрограммировать себя, вы будете знать, что делаете это. Для работы с другим человеком вам придётся либо ждать появления необходимого эмоционального состояния, либо вызвать его самому, рассказывая историю или анекдот. Но, сразу же после прикосновения, вам следует сказать что-либо несвязанное с прикосновением, дабы он не обратил своего внимания на ваши действия. В случае успешного программирования, через несколько минут вы можете вызвать те же чувства одним лишь прикосновением.

НЛП техника №3: Раппорт.

Иногда взаимоотношения с человеком ну никак не клеятся, тут уж ничего не поделаешь. Но что если вы заинтересованы в этих отношениях? Как построить взаимопонимание с другим человеком? В этом вам поможет мощная техника НЛП под названием Раппорт. Существует как минимум три способа создания раппорта: вы можете следить за способом дыхания человека, вы можете едва заметно – только лишь на бессознательном уровне, зеркалить язык тела человека, или использовать в своём разговоре с ним «подобные» используемым им слова.

Разберём подробнее третий метод. Итак, ваша цель заключается в оценке основного чувственного восприятия человека, в частности в наблюдении за тем, какие слова он использует в своей речи. Из трёх основных органов чувств его слова могут упираться на визуальное восприятие, звуковое, кинестетическое.


Визуальное восприятие:
  • «Я представляю, что ты имеешь в виду»
  • «Мне ясно виден результат»
  • «Большой»
  • «Тёмный»
  • «Живописный»
  • «Яркий»
  • «Блестящий»
  • И т.д.
Звуковое восприятие:
  • «Я услышал тебя»
  • «Как бы нам с грохотом не развалиться»
  • «Шумный»
  • «Громкий»
  • «Тихий»
  • «Шелестящий»
  • И т.д.
Кинестетическое восприятие:
  • «Я чувствую, что ты прав»
  • «У меня странное предчувствие»
  • «Мягкий»
  • «Тёплый»
  • «Холодный»
  • «Влажный»
  • «Нежный»
  • И т.д.

Суть метода состоит в том, что, стараясь использовать в своём разговоре слова с упором на чувственное восприятие, которое доминирует в речи собеседника, вы становитесь для него более понятным – говорите на одном языке. Кстати сказать, присутствующие в речи упоминания вкуса, запаха или образов незначительны, и часто растворяются в лексиконе без явного преимущества. Намного реже встречаются люди, в которых органично сочетаются разные виды чувственного восприятия. Вы сможете узнать об этом методе подробнее в другой статье раздела об НЛП.

НЛП техника №4: Диссоциация.

Метод диссоциации позволяет устранить негативную реакцию на тот или иной аспект вашей жизни, в результате вы перестанете реагировать на него как прежде, что защитит вас от возможного стресса или депрессии. Эта техника может с таким же успехом применяться и для лечения фобий, так, человек видит ситуацию в качестве стороннего наблюдателя, что позволяет ему произвести объективную оценку, и избавиться от преувеличений.

Для практики этой техники следуйте шагам:

  • 1. Определите, о какой эмоции вы хотели бы избавиться?
  • 2. Увидьте себя в проблемной ситуации, но присутствуйте там только в качестве зрителя.
  • 3. Проиграйте эту ситуацию в обратном направлении, быстро перемотайте вперёд, затем, снова воспроизведите с конца.
  • 4. Снова воспроизведя ситуацию с конца, добавьте в не смешную музыку (вы сможете, используйте своё воображение).
  • 5. Вашим следующим шагом должно быть проверочное воспроизведение ситуации в своём разуме от первого лица (так, будто вы на самом деле там). Если эмоции, которые вы желаете устранить не прошли, повторяйте упражнение.

Переходя в режим просмотра проблемной ситуации от второго лица, а также просматривая её с конца, вы как бы отстраняетесь от ситуации, лишаете её эмоциональной поддержки.

НЛП техника №5: Рефрейм содержания.

Столь же мощный, как и предыдущие техники, рефрейм содержания позволяет вам избавиться от чувства беспомощности, злобы или любого другого негативного отношения к ситуации прошлого, и приобрести позитивные чувства по отношению к ней. Ваша задача состоит в помещении ситуации в другую рамку или фрейм. Метод требует частичного анализа.

  • 1. Выберите негативную ситуацию или обстоятельство, отношение к которой вы хотите изменить.

  • 2. Старайтесь ответить на вопросы:
    • А. Какие хорошие стороны есть у этой ситуации?
    • Б. Что вы приобрели благодаря этой ситуации?
    • В. Могло ли стать всё намного хуже, чем было?
    • Г. Как будет выглядеть эта ситуации спустя пять или десять лет?


  • 3. Продолжайте перебирать в голове позитивные стороны ситуации, до тех пор, пока у неё не пропадёт негативный окрас.

Приведу простой пример: «Уволили с работы» это плохо, но: «Это повод найти что-то лучше», или: «Зато теперь я могу заняться тем, что мне нравится». Продолжая искать позитивные аспекты ситуации, вы очищаете свой разум от негативных эмоций, что позволяет вам находить правильные решения для будущего. С другой стороны, если вы продолжаете сосредотачиваться на негативных аспектах ситуации, это влечёт за собой возникновение новых проблем и неудач.

На нашем сайте вы найдёте описание массу других техник нейролингвистического программирования, которые помогут вам в достижении желаемых результатов в вашей жизни. Все они довольно интересны и столь же действенны, однако, прежде чем перейти к изучению других техник НЛП, постарайтесь с успехом применить эти.