Природное сообщество водоем животный мир. Природные сообщества, влияние человека на них и их охрана

Тема: Водоем – природное сообщество.

Цель: Сформировать представления учащихся о жизни пресного водо­ема. Познакомить с растительным и животным миром пресных во­доемов, ролью человека.

Развивать познавательный интерес учащихся, учить рассуждать и делать выводы.
I. Организационный момент

II. Проверка знаний и умений

Что же такое сообщество?

С каким сообществом мы уже познакомились?

Почему лес называют природным сообществом? Свой ответ
подтвердите примерами.

(Лес - это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие в лесу тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые)

Перед вами тест. На его выполнение вам дается 2 минуты.

Тест «Лес - природное сообщество»

^ 1. Лес называют природным сообществом, потому что...

а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения;

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между
собой;

в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными.

^ 2. В лесу растения образуют ярусы:

а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кус­тарники;

б) верхний - деревья, средний - травянистые растения, нижний -
кустарники;

в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний - травы,
мхи и лишайники.

^ 3.На деревьях обитают...

а) белки, дятлы, кедровки;

б) мыши, зайцы, медведи;

в) кроты, лоси, черви.

4.В лесной подстилке живут...

а) ежи, кроты, землеройки;

б) бактерии, насекомые и их личинки;

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши.

^ 5.К съедобным грибам относятся...

а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы;

б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие;

в) лисички, рыжики, маслята.

^ 6. Санитарами леса называют...

а) дятла, волка;

б) пчел, кабанов, соек;

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов.

7. Составить цепь питания, соответствующую лесному сообществу.
Ответы.


  1. б; 2. в; 3 а; 4 б; 5 в; 6 а

III Изучение нового материала

Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите на экран

(показ фильма)

Как думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Как вы догадались?
- Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит.

Это… (пресный водоем).


  • Мы с вами знаем, что водоемы по происхождению делятся на
    две группы. Какие?
(Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще - пресные и соленые.)

Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет о пресных водоемах.

Нам надо ответить на вопрос: является ли водоем сообществом?

Какие типы пресных водоемов вы знаете?

(Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище)

Какой водоем изображен на слайде? Обоснуйте свой ответ.

(Я думаю, что это озеро, потому что водоем окружен лесом, и в нем много растений.)


  • А может быть это пруд или река?
(Это не река и не пруд. У ре­ки есть течение, а пруды обычно находятся у населенных пунктов?)

  • Хорошо! Убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере.

  • Что вы можете сказать о поверхности озера?
(Она покрыта маленькими зелеными листочками)

  • Это растение ряска. Найдите его описание. Что вы о нем узнали?
(Это крошечное растение, плавающее на поверхности воды.)

  • Какие еще растения вам знакомы? (Рогоз, тростник, камыш.)

  • Внимательно рассмотрите эти травы.

  • Какие растения вы еще можете назвать?

  • (Лилии белые и жел­тые.)

  • Это не точные названия. Растения называются кувшинка и ку­бышка. Что вы о них узнали?

  • (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в
    охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в
    реках, ее тоже надо охранять.)
Название кувшинка или лотос получило по имени одной из водяных нимф. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с загадочным образом русалки. Скандинавские легенды говорят, что у каждой кувшинки есть свой друг - эльф, который вместе с ней рождается, вместе с ней и умирает. Согласно древнегреческим мифам, кувшинка была когда-то белой нимфой, но потом она погибла от любви к остававшемуся к ней равнодушным Геркулесу и превратилась в прекрасный цветок. Кувшинку-нимфею также называют “дитя солнца”: ее прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек.
Посмотрите внимательно на этот цветок. Где вы его могли видеть?
В станице Старонижестеблиевской рядом с дорогой есть пруд, в котором люди выращивают лотосы.
В отличие от обычных кувшинок этот лотос имеет тысячелетнюю историю употребления не только цветков, но и всех частей растения. В Азии листья и стебли лотоса употребляются в пищу как добавка к салатам, корневища используют в Китае как лекарственное средство, которое повышает иммунитет, семенные головки лотоса отваривают и добавляют во вторые блюда по всей Индии, а семена грызут в свежем и сушеном виде и даже готовят как попкорн в Камбодже. Считается, что употребление любой части этого растения дарит гармонию и мудрость.
Как вы думаете, где находится корни кувшинок?
(Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а ши­рокие листья плавают на поверхности).

На берегах водоема растет череда (показ слайда), это лекарст­венное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цеп­ляющиеся за одежду.

^ Прицепой, острючкой, собачками, двузубцем, золотушной травой в народе называют череду трёхраздельную. Первые три имени, видимо, даны за способность её зазубренных плодов-семянок прицепляться к шерсти животных и одежде человека. Название золотушная трава говорит само за себя. Издавна она считалась самым эффективным средством при золотухе.
Стрелолист (показ на слайде) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечни­ками, в высоту растение достигает одного метра.
Почему вода в озере имеет зеленоватый оттенок?

^ В толще воды пла­вают мельчайшие водоросли, благодаря им, вода в озере имеет зеле­ный оттенок.


  • Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?
    (Растения являются пищей и домом для животных.)

  • А еще?
Подсказка: какую роль выполняют растения на земле?
В нашей классной комнате? (Вырабатывают кислород.)
^ IV Физминутка

  • Продолжим наш разговор попробуйте угадать загадки:

Ползает наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней. (Рак.)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах, А дом на спине? (Улитка.)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)
О ком говорится в этих загадках?
- Богат и разнообразен животный мир водоема. Познакомьтесь с
ним поближе в учебнике. Каких животных мы
еще не назвали?

(Цапля, бобр, клоп-водомерка, карась, жук-плавунец, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.)


  • Самостоятельно прочитайте в учебнике стр. 195 о животных
    водоема. Что вы узнали о клопах водомерках, раках, моллю­сках, прудовиках, катушках? (Ответы детей.)

  • Какие хищники обитают в водоемах?

  • Кто такие головастики?

  • (Головастики - это детеныши лягу­шек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок)
- Познакомиться со всеми обитателями водоема сегодня мы
просто не успеем.
В пресных водоемах обитают разнообразные живые организ­мы. Докажите, что они связаны между собой.

(Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются живот­ные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями.)


  • Как живут все обитатели водоема?
(Они живут сообща?)

  • Какой из этого можно сделать вывод?
(Пресный водоем это природное сообщество.)

  • Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит? Прочитайте об этом в учебнике на стр. 196.

  • Какие беды принес человек водоему?

  • (Отлов рыбы привел к увеличению количества больных рыб. Уничтожение дву­створчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.)

  • Что надо делать, что бы экологическое равновесие в сообще­стве не нарушалось?

  • (Надо охранять редкие растения (ку­ бышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек - будет много комаров и мошек.)

  • Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности. Дома познакомьтесь со статьей
«Надо лиохра­нять болота?» и приготовьте ответ на этот вопрос.

V. Закрепление изученного

И в заключении урока составьте цепи питания сложившиеся в водо­еме. (Взаимопроверка в парах.)

Организуется коллективная проверка.

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Стр. 191-200.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 2,4.

Подготовить ответ на вопрос «Надо ли охранять болота?»

Семейный конкурс «Живая вода» Теоретический тур.

Выполнила: Ларина Т.И

Лазовский природный заповедник имени Л.Г. Капланова

Владивосток

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В природном сообществе осуществляется и поддерживается круговорот веществ. Число видов в сообществе зависит от климатических условий и типа растительного сообщества. По своему происхождению сообщества бывают естественными или могут быть созданы человеком (искусственные). Обычно природное сообщество называют биогеоценозом. Понятие о биогеоценозе, введённое В. Н. Сукачёвым (1940), получило распространение главным образом в отечественной литературе. За рубежом, особенно в англоязычных странах, в аналогичном значении чаще используют термин «экосистема», хотя последний более многозначен и употребляется также по отношению к искусственным комплексам организмов и абиотических компонентов (аквариум, космический корабль) и к отдельным частям биогеоценоза (напр., гниющий пень в лесу со всеми населяющими его организмами). Экосистемы могут иметь произвольные границы (от капли воды до биосферы в целом), в то время как биогеоценоз всегда занимают определённую территорию. Далее в своей работе мы будем использовать оба эти понятия как равнозначные

Итак, биогеоценоз - это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. В это сообщество поступают энергия Солнца, минеральные вещества почвы и газы атмосферы, вода, а выделяются из него теплота, кислород, диоксид углерода, продукты жизнедеятельности организмов. Основные функции биогеоценоза - аккумуляция и перераспределение энергии и круговорот веществ.

Биогеоценоз - целостная саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся система. Он включает следующие обязательные компоненты: неорганические (угле род, азот, диоксид углерода, вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, углеводы, липиды и др.);

автотрофные организмы - продуценты органических веществ;

гетеротрофные организмы - потребители готовых органических веществ растительного - консументы (потребители первого порядка) и животного (потребители второго и следующих порядков) происхождения.

К гетеротрофным организмам относятся разрушители - редуценты, или деструкторы, которые разлагают остатки мертвых растений и животных, превращая их в простые минеральные соединения.

Говоря о биоценозах, рассматривают только взаимосвязанные живые организмы, обитающие в данной местности. Биоценозы характеризуются видовым разнообразием, т.е. числом видов живых организмов, образующих его;

плотностью популяций, т.е. числом особей данного вида, отнесенного к единице площади или к единице объема (для водных и почвенных организмов);

биомассой – общим количеством животного органического вещества, выраженного в единицах массы. Биомасса образуется в результате связывания солнечной энергии. Эффективность, с которой растения ассимилируют солнечную энергию, в разных биоценозах неодинакова. Суммарная продукция фотосинтеза называется первичной продукцией.

Растительная биомасса используется потребителями первого порядка - растительноядными животными - в качестве источника энергии и материала для создания биомассы; причем используется чрезвычайно избирательно, что понижает интенсивность межвидовой борьбы за существование и способствует сохранению природных ресурсов. Растительноядные животные в свою очередь служат источником энергии и материала для потребителей второго порядка - хищников и т.д.

Наибольшее количество биомассы образуется в тропиках и в умеренной зоне, очень мало - в тундре и океане.

Организмы, входящие в состав биогеоценозов, испытывают влияние неживой

природы - абиотических факторов, а также со стороны живой природы - биотических воздействий.

Биоценозы представляют собой - целостные, саморегулирующиеся биологические системы, в состав которых входят живые организмы, обитающие на одной территории.

Энергия солнечного света ассимилируется растениями, которые впоследствии используются животными в качестве пищи.

Пищевые связи.

Биогеоценозы очень сложны. В них всегда имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания, а общее число видов часто измеряется сотнями и даже тысячами. Почти всегда разные виды питаются несколькими разными объектами и сами служат пищей нескольким членам экосистемы. В результате получается сложная сеть пищевых связей.

Развитие и смена сообществ

Смена природных сообществ может проходить под влиянием биотических, абиотических факторов и человека. Смена сообществ под влиянием жизнедеятельности организмов длится сотни и тысячи лет. Главную роль в этих процессах играют растения. Примером смены сообщества под влиянием жизнедеятельности организмов может служить процесс зарастания водоемов. Большинство озер постепенно мелеет и уменьшается в размерах. На дне водоема со временем накапливаются остатки водных и прибрежных растений и животных, частички почвы, смываемые со склонов. Постепенно на дне образуется толстый слой ила. По мере того, как озеро мелеет, его берега зарастают камышом и тростником, затем осоками. Органические остатки накапливаются еще быстрее, образуют торфянистые отложения. Многие растения и животные замещаются видами, чьи представители более приспособлены для жизни в новых условиях. Со временем на месте озера образуется иное сообщество - болото. Но на этом смена сообществ не прекращается. На болоте могут появляться неприхотливые к почве кустарники и деревья, а в конечном итоге болото может смениться лесом.

Таким образом, смена сообществ происходит потому, что в результате изменения видового состава сообществ растений, животных, грибов, микроорганизмов постепенно изменяется среда обитания и создаются условия, благоприятные для обитания других видов.

Смена сообществ под влиянием деятельности человека. Если смена сообществ под влиянием жизнедеятельности самих организмов - постепенный и длительный процесс, охватывающий период в десятки, сотни и даже тысячи лет, то смена сообществ, вызванная деятельностью человека, происходит быстро, в течение нескольких лет.

Так если в водоемы попадают сточные воды, удобрения с полей, бытовые отходы, то кислород, растворенный в воде, тратится на их окисление. В результате снижается видовое разнообразие, различные водные растения (сальвиния плавающая, горец земноводный) заменяются ряской, водоросли - синезелеными, возникает "цветение воды". Ценные промысловые рыбы сменяются малоценными, исчезают моллюски, многие виды насекомых. Богатая водная экосистема превращается в экосистему загнивающего водоема.

Если воздействие человека, вызвавшее смену сообществ, прекращается, то, как правило, начинается естественный процесс самовосстановления. Ведущую роль в нём продолжают играть растения. Так, на пастбищах после прекращения выпаса появляются высокорослые травы, в лесу - типичные лесные растения, озеро очищается от засилия одноклеточных водорослей и синезеленых, в нем вновь появляются рыбы, моллюски, ракообразные.

Если же видовая и трофическая структуры упрощены настолько, что процесс самовосстановления уже не может происходить, то человек вновь вынужден вмешиваться в это природное сообщество, но теперь с благими целями: на пастбищах высевают травы, в лесу сажают новые деревья, водоемы очищают и запускают туда молодь рыб.

Сообщество способно к самовосстановлению лишь при частичных нарушениях. Поэтому влияние хозяйственной деятельности человека не должно превышать того порога, после которого не может осуществляться процессы саморегуляции.

Смена сообществ под влиянием абиотических факторов. На развитие и смену сообществ большое влияние оказывали и оказывают резкие изменения климата, колебания солнечной активности, горообразовательные процессы, извержения вулканов. Эти факторы называют абиотическими - факторами неживой природы. Они нарушают стабильность среды обитания живых организмов.

Итак рассмотрев понятие общее понятие биогеоценоза (природного сообщества) и существующие внутри них пищевые связи рассмотрим в качестве природного сообщества пресный водоем, которые в избытке существуют на территории нашего края.

Любой природный водоем, например озеро или пруд, с его растительным и животным населением представляет собой отдельный биогеоценоз. Эта природная система, как и другие биогеоценозы, обладает способностью к саморегуляции и непрерывному самовозобновлению. Растения и животные, населяющие водоем, распределяются в нем неравномерно. Каждый вид обитает в тех условиях, к которым приспособлен. Наиболее разнообразные и благоприятные для жизни условия создаются в прибрежной зоне.

Здесь вода теплее, так как прогревается солнечными лучами. Она достаточно насыщена кислородом. Обилие света, проникающего до дна, обеспечивает развитие многих высших растений. Многочисленны и мелкие водоросли. В прибрежной зоне живут и большинство животных. Одни приспособлены к жизни на водных растениях, другие активно плавают в толще воды (рыбы, хищные жуки-плавунцы и водяные клопы). Многие водятся на дне (перловицы, беззубки, личинки некоторых насекомых - ручейников, стрекоз, поденок, ряд червей и т. п.). Даже поверхностная пленка воды служит местом обитания специально приспособленных к ней видов. В тихих заводях можно видеть бегающих по поверхности воды хищных клопов-водомерок и быстро плавающих кругами жуков-вертячек. Обилие пищи, и другие благоприятные условия привлекают в прибрежную зону рыб.

В глубоких придонных участках водоема, куда слабо проникает солнечный свет, жизнь беднее и однообразнее. Фотосинте-зирующие растения здесь не могут существовать. Нижние слои воды вследствие слабого перемешивания остаются холодными. Здесь вода содержит мало кислорода.

Особые условия создаются и в толще, воды открытых участков водоема. Она заселена массой мельчайших растительных и животных организмов, которые сосредоточены в верхних, более прогреваемых и хорошо освещаемых слоях воды. Здесь развиваются различные микроскопические водоросли; водорослями и бактериями питаются многочисленные простейшие - инфузории, а также коловратки и ракообразные. Весь этот комплекс мелких взвешенных в воде организмов называют планктоном. В круговороте веществ и в жизни водоема планктону принадлежит очень важная роль.

2.Пищевые связи и устойчивость биогеоценоза пруда.

Рассмотрим, за счет чего существует и как поддерживается система обитателей водоема. Цепи питания состоят из нескольких последовательных звеньев. Например, растительными остатками и развивающимися на них бактериями питаются простейшие, которых поедают мелкие рачки. Рачки, в свою очередь, служат пищей рыбам, а последних могут поедать хищные рыбы. Почти все виды питаются не одним типом пищи, а используют разные пищевые объекты. Пищевые цепи сложно переплетены. Отсюда следует важный общий вывод: если какой-нибудь член биогеоценоза выпадает, то система не нарушается, так как используются другие источники пищи. Чем больше видовое разнообразие, тем система устойчивее.

Список литературы

Вопросы географии Приамурья: Нижнее Приамурье, Природа. - Хабаровск, 1970.

Изменение природной среды Амурско-Комсомольского ТПК под влиянием хозяйственной деятельности. - Владивосток, 2004.

Использование и охрана природных ресурсов в Хабаровском крае. - Владивосток, 2004.

Охрана окружающей среды и рациональное природопользование: Амурско-Комсомольский ТПК. - Владивосток, 2006.

Природопользование Российского Дальнего Востока и Северо-восточная Азия. - Хабаровск, 2007.

Ресурсно-экологические исследования в Приамурье. - Владивосток, 2003.

Сохина Н.Н., Шлотгауер С.Д., Селедец В.П. Охраняемые природные территории Дальнего Востока. - Владивосток, 2005.

Эколого-экономические аспекты освоения новых районов. - Владивосток, 2000.

Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. «Экология».

Жуков А. И., Монгайт И. Л., Родзиллер И. Д. Методы очистки производственных сточных вод М.: Стройиздат.

Методы охраны внутренних вод от загрязнения и истощения / Под ред. И.К. Гавич. - М.: Агропромиздат, 1985.

«Экология, здоровье и природопользование в России» / Под. ред. Протасова В.Ф. - М. 1995

Ващенко М.А., Жадан П.М. Влияние загрязнения морской среды на воспроизводство

морских донных беспозвоночных//Биол. моря. 1995. Т. 21, № 6. С. 369-377.

Огородникова А.А., Вейдеман Е.Л., Силина Э.И., Нигматулина Л.В. Воздействие

береговых источников загрязнения на биоресурсы залива Петра Великого

(Японское море)//Экология нектона и планктона дальневосточных морей и

динамика климато-океанологических условий: Изд. ТИНРО. 1997. Т. 122. С. 430-

Долговременная программа охраны природы и рационального использования природных ресурсов Приморского края до 2005 г. Экологическая программа. Часть 2. Владивосток: Дальнаука. 1992. 276с.

Экологическая безопасность: отечественный и зарубежный опыт в деятельности парламентов и регионов (к «правительственному часу» 256 заседания Совета Федерации) Серия: Развитие России - №17(384), 2009

Экологические риски российско-китайского трансграничного сотрудничества: от «коричневых» планов к «зеленой» стратегии. Исследование Программы по экологизации рынков и инвестиций WWF/ Под ред. Евгения Симонова, Евгения Шварца и Лады Прогуновой.

Москва-Владивосток-Харбин: WWF, 2010

Куда течет Амур?. Под редакцией к.г.н. С. А. Подольского. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF) – Россия, 2006 – 72 с.

В.В. Богатов Комбинированная концепция функционирования речных экосистем// Вестник ДВО РАН 1995 №3 ст. 51-61

Примечание.

При составлении списка литературы хочется отметить, что он не содержит ссылок на ресурсы интернета Этим мы не претендуем на то, что его возможности нами не использовались и что работа написана нами исключительно на обработке печатного материала. Нет, просто большинство указанных в списке литературы статей, а также книг были действительно найдены нами в интернете и при написании этой работы мы пользовались просто их электронными,(зачастую отсканированными, копиями), которые имели все реквизиты печатного издания. Наиболее активно в данном плане нами использовался сайт Всемирного фонда дикой природы – WWW.WWF.RU.

Рис. 2. Озеро Аракуль ()

Или искусственные: пруд, водохранилище, канал (рис. 4-6).

Рис. 5. Водохранилище ()

Каким бы ни был водоем, естественным, искусственным, он украшает нашу землю, радует нас своей красотой. В пресных водоемах мы берем воду, без которой не обойтись ни в быту, ни на производстве. В водоемах мы купаемся, рядом с ними загораем, по воде путешествуем на судах, перевозим грузы. Значение водоемов в природе велико. Пресная вода является важнейшим условием существования человека на Земле, а для животных, которые живут в воде, это еще и единственный дом. В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, воздух и растворенные минеральные вещества.

Какие же растения растут и какие животные обитают в пресных водоемах? Оказавшись у водоема в теплое время года, вы могли наблюдать только тех его обитателей, которые живут на поверхности. Но жизнь в водоеме есть везде: и у берегов, и на поверхности, и в толще воды, у самого дна и на дне. На берегах водоемов можно увидеть листья и стебли камыша, тростника, рогозы, стрелолиста. Небольшая глубина позволяет этим растениям прикрепиться ко дну водоема. На значительно большей глубине растут кувшинка белая, кубышка желтая (рис. 7, 8). На гладкой поверхности воды плавают их цветки и широкие листья.

Рис. 7. Кувшинка белая ()

Рис. 8. Кубышка желтая ()

Как этим растения удалось приспособиться к жизни в сильно увлажненной почве, где почти нет кислорода? Если рассмотреть срез стеблей тростника, камыша, рогоза, то можно увидеть воздушные каналы, которые проходят в стеблях этих растений (рис. 9, 10).

Рис. 9. Тростник ()

Воздухоносные каналы есть и в листьях, и в корнях водных растений. У кувшинки белой и кубышки желтой черешки листьев и цветоножки, на которых сидят цветки, тоже пронизаны воздухоносными каналами, по которым проникает кислород, необходимый для дыхания. Срывая цветок, человек наносит вред всему растению. В место разрыва в растение начинает проникать вода, это приводит к загниванию подводной части и, в конечном счете, гибели всего растения.

Трава ряска в виде мелких зеленых пластинок тоже плавает на поверхности водоема, но корнями ко дну не прикрепляется, а в толще воды - мельчайшие зеленые водоросли, рассмотреть их можно только под микроскопом. Но их присутствие выдает цвет воды. Когда их в водоеме очень много, цвет воды становится зеленым.

Какую роль играют растения в жизни многочисленных жителей водоемов? Во-первых, зеленые растения под воздействием солнечного света из воздуха берут углекислый газ, а выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания всех животных. Во-вторых, в зарослях водоема находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы. Животные в водоемах есть везде: на поверхности и в толще воды, на берегу, на дне, на водных растениях. Главные связи между животными и растениями - пищевые. Вот водомерки (рис. 11) стремительно бегут по поверхности воды и охотятся на комаров и других мелких животных.

Рис. 11. Водомерка ()

Их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их и держит. А на водных растениях обитают улитки: прудовик и катушка (рис. 12, 13).

Рис. 12. Прудовик ()

Без кого же река жить не может? Очень маленькие рачки водоемов, дафнии и циклопы, живут и зимуют в воде. Их величина немного больше запятой в книжке (рис. 14, 15).

Самое примечательное у дафнии - длинные усы. Взмахнут усами, резко опустят, оттолкнутся от воды и подпрыгнут. У циклопа есть непарный лобный глазок, из-за которого он и получил свое название.

Без рачков река жить не может, так как они очищают воду от невидимых глазу бактерий, зеленых водорослей и мельчайших животных, если бы не рачки, река быстро бы переполнилась ими. Дафнии и циклопы, как и другие обитатели речки, питаются этими организмами, тем самым очищая воду. Сами служат кормом малькам рыб, моллюскам, головастикам, личинкам насекомых.

Неужели в реке кто-то без головы живет? Это моллюски, беззубки и перловицы (рис. 16).

Рис. 16 Моллюски ()

Сначала раковина, состоящая из двух продольных пластинок, будет лежать неподвижно, потом створки ее приоткроются и из нее высунется нога, головы ни у беззубки, ни у перловицы нет. Выдвинет беззубка ногу и воткнет ее в песок, раковина сдвинется с места. Переместится беззубка на 2-3 сантиметра, отдохнет - и снова в путь. Так и путешествует по дну реки. Пищу и воздух беззубка добывает прямо из воды. Приоткроет створки раковины и начинает втягивать воду, потом выбрасывает. В воде полно мельчайших животных, попадают они в раковину, так беззубка их специальными приспособлениями и задерживает. Дышит беззубка и ест, а заодно и воду очищает. И перловица также работает. Каждая за сутки очищает примерно 40-50 литров воды. Моллюсков, личинки насекомых, головастиков поедают рыбы, аисты, кулики, утки. Жук-плавунец охотится на других насекомых, а также червей, улиток, головастиков. Лягушки кормятся в прибрежных частях водоемов, в основном летающими насекомыми, а сами являются кормом для тритонов и хищных рыб, окуня и щуки. За рыбой и тритонами охотятся цапли, чайки, зимородки.

Основная пища рака - растительная. Но он охотно поедает животных, а также останки мертвых животных. Поэтому часто раков называют санитарами водоемов (рис. 17).

Раки за свою жизнь меняют панцирь. Органы чувств у речного рака развиты прекрасно, глаза выдвинуты вперед на тонких стебельках и состоят из огромного количества, 3000, крохотных глазков. Короткая пара усиков - органы обоняния, а длинные - осязания. Если хищник хватает рака за клешню, то рак ее обламывает и скрывается в норе. Потерянная клешня отрастет снова. Раки очень чувствительны к загрязнению воды, поэтому в местах, где они водятся, говорят об экологической чистоте водоемов.

У реки можно увидеть разных стрекоз: красотку, стрелку, лютку, они живут у реки постоянно (рис. 18).

Рис. 18. Стрекоза ()

Всем стрекозам нужна вода, потому что только там могут жить их личинки. Личинки не похожи на взрослых стрекоз, только глаза у них одинаковые. Каждый глаз состоит из почти 30 000 крохотных глазков (рис. 19).

Рис. 19. Личинка стрекозы ()

Оба глаза выпуклые, благодаря чему стрекоза одновременно может смотреть во все стороны (рис. 20). Все стрекозы - хищники, они охотятся в воздухе, на лету хватают насекомых.

Рис. 20. Глаза стрекозы ()

Личинка стрекозы, подкараулив добычу, выбрасывает вперед сильно удлиненную нижнюю губу. Обычно губы сложена и прикрывает голову, как маска. Личинка в большой мускульный мешок внутри тела всасывает воду, а потом силой выбрасывает. Получается водяной выстрел. Через год, а некоторые через 3, личинки выбираются на поверхность, шкурка личинки лопается, и из нее появляется стрекоза. Посидит несколько часов, расправит крылышки и улетает.

Кто же живет в капле воды? Если посмотреть в микроскоп, то откроется удивительный мир необычных существ. Вот почти прозрачный комочек, который все время меняется, - это амеба (рис. 21).

Другие существа напоминают крохотные туфельки, так они и называются. Тело у туфельки покрыто ресничками, каждая умело управляет этими ресничками и быстро плывет (рис. 22).

Рис. 22. Туфелька ()

Трубачи - самые красивые обитатели капли, голубые, зеленые, похожи на цветки вьюнков (рис. 23).

Двигаются трубачи неторопливо и только вперед. Если их что-то напугает, то они съеживаются и напоминают шарики. Амебы, туфельки и трубачи - одноклеточные организмы, питаются бактериями.

В капле воды также обитают и хищники. Это дидиний (рис. 24).

Хоть он и меньше туфельки, он не только смело нападает на нее, но и целиком заглатывает, раздуваясь как шар.

В пресном водоеме совместно обитают растения, животные, бактерии, все они хорошо приспособлены к жизни в воде и связаны между собой пищевыми цепочками. Когда растения и животные погибают, то они скапливаются на дне водоемов, под действием бактерий разрушаются и превращаются в соли, которые растворяются в воде и используются другими животными. Водоем - это природное сообщество.

Сегодня на уроке вы получили новое представление о пресном водоеме как о пресном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Makuha.ru ().
  2. Youtube.com ().
  3. Sbio.info ().

Домашнее задание

  1. Какие пресные водоемы вы знаете?
  2. Каких животных можно встретить в водоемах?
  3. Почему говорят, что водоем - это природное сообщество?

ПРУД - искусственный водоем, создаваемый как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы. Для проведения оздоровительных мероприятий и других целей.

Площадь пруда занимает, как правило, не более 1 км2.

При строительстве прудов затапливаются определенные территории, на которых прежде было много наземной растительности, в том числе и деревьев. Постепенно они в воде перегнивают, образуя вещества, которые обогащают воды органическими веществами.

В прудах чаще всего стоячая вода, что приводит к ее постепенному заболачиванию. Это негативное последствие должно быть тщательно взвешено при решении вопроса о целесообразности создания такого водохранилища. Чтобы сохранить пруд в его естественно- нормальном состоянии его необходимо постоянно чистить.

Как любой природный водоем, пруд, с его растительным и животным населением представляют биоценоз .

В любом стоячем водоеме можно выделить три основные местообитания:

1-хорошо освещенная богатая растениями прибрежная зона- литораль ;

2-доступный для света водный слой открытой воды- пелагиаль ;

3-лишенная света глубоководная зона- профундаль;

Каждый вид растений и животных занимает определенное местообитания, отличающееся набором признаков среды, наиболее полно отвечающим потребностям развития, питания, роста и размножения данного вида.

К факторам среды, лимитирующим жизнедеятельность организмов, относятся:

Проточность;

Температура;

Прозрачность воды;

Концентрация углекислоты и кислорода, биогенных солей;

Наличие растительной и животной пищи;

Наибольшим видовым разнообразием в прудах отличается литоральная зона- мелководные участки, в которых свет проникает до дна. В этой зоне в основном обитают все высшие растения. Здесь также больше всего придонных обитателей, многие из которых зарываются в грунт, питаясь корнями водных растений, целиком или наполовину погруженных в воду.

В воде между растениями проходит жизнь бесчисленных рачков, ракушковых, различных одноклеточных. Встречаются также моллюски, особенно на растениях:

Прудовики с их заостренными раковинами

Беззубки и перловицы

Дрейссены

Шаровки, горошинки

Еще мельче, но все же хорошо заметны ярко окрашенные водяные клещи, единственные из паукообразных, полностью приспособленные к жизни в воде. Вблизи берега можно поймать и большинство рыб, живущих в водоеме. Здесь, в густых зарослях водных растений кормятся и мечут икру плотва, красноперка, линь, сазан, колюшка.

Здесь же встречаются тритоны, лягушки, жерлянки. Живут многие птицы, кормящиеся у берегов и устраивающие тут гнезда.

К сообществу литорали принадлежат и разнообразные насекомые: водяные клопы, жуки- плавунцы, личинки стрекоз, комаров и др.

В глубоких придонных участках водоема, куда слабо проникает солнечный свет, жизнь беднее и однообразнее. Фотосинтезирующие растения здесь не могут существовать. Нижние слои воды вследствие слабого перемешивания остаются холодными, поэтому вода содержит мало кислорода.

Особые условия создаются в толще воды открытых участков водоема. Она заселена массой мельчайших растительных и животных организмов, которые сосредоточены в верхних, более прогреваемых и хорошо освещаемых слоях воды.

Здесь развиваются различные микроскопические водоросли, бактерии, которыми питаются простейшие- инфузории, а также коловратки и ракообразные. Весь этот комплекс мелких, взвешенных в воде организмов, называют планктоном.

В круговороте веществ, в жизни водоема планктону принадлежит очень важная роль.

Сейчас рассмотрим, за счет чего существует и как поддерживается система обитателей водоема. Цепи их питания состоят из нескольких последовательных звеньев.

Например, растительными остатками и развившимися на них бактериями питаются простейшие, которых в свою очередь, поедают мелкие рыбки, рыбы крупнее поедают мелкую рыбешку и рачков, рыбы- хищники поедают рыбу средних разметов.

Название природного сообщества – лес.
Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые (боры) и еловые (ельники), березовые леса, дубравы где растут в основном дубы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, шиповник, жимолость, бузина. Также в лесу есть травянистые растения - ландыш, медуница, тысячелистник, земляника, а также различные виды мхов и лишайников.
В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ежи, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые - мухи, комары, стрекозы, бабочки, жук-короед, жук-олень. В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, червей, насекомых.
Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, зайцев, мышей, для птиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.
Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник дичи, древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.
Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает.
Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.
Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.
Конечно, производится и восстановление лесов, однако это долговременное занятие. потому что для того, чтобы вырастить дерево, нужно много времени.
Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья без необходимости.