Павильон в царском селе кваренги. Биография

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (итал. Quarenghi, Guarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо - 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) - известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Состоял почётным вольным общником Императорской академии художеств.
Джакомо Кваренги родился в селении Рота Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.
Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780–1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783–1787), Академии наук (1783–1785), Ассигнационного банка (1783–1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге. При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792–1796) и здание театра в саду близ Большого дворца. В это же время построен дворец графа Завадовского в Ляличах.В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800–1807), здание «Кабинета его величества» (1803–1806), Мариинская больница для бедных (1803–1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804–1807) и Смольного института благородных девиц (1806–1808). Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы - характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре.


Кваренги, Джакомо - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад

В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию.
Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве! Но построить ему помешала смерть.
По окончании строительства Эрмитажного театра (1787) зодчий получил разрешение поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Там он жил до конца своих дней. Умер Кваренги в Петербурге 18 февраля (2 марта) 1817 года. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, где место его могилы считалось давно утраченным. В 1967 году, когда отмечалось 150-летие со дня смерти Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора. В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д.Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры. Новый памятник на его могиле - полуколонна с урной на постаменте - был установлен Музеем городской скульптуры.



Кваренги, Джакомо - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад с частью трибун

Кваренги, Джакомо - Биржа в Санкт-Петербурге. Фасад и перспектива

Кваренги, Джакомо - Большой театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез по главной оси

Кваренги, Джакомо - Большой театр в Санкт-Петербурге.
Часть ярусов зрительного зала с царской ложей. Совмещенный фасад и разрезы

Кваренги, Джакомо - Вид Михайловского замка

Кваренги, Джакомо - Воскресенский монастырь на Истре, или Новый Иерусалим вблизи Москвы

Кваренги, Джакомо - Гробница адмирала С.К. Грейга в соборе Вышгорода

Кваренги, Джакомо - Зал во дворце герцогини Моденской в Вене. Поперечный и продольный разрезы

Кваренги, Джакомо - Малый Эрмитаж. Восточная галерея у Висячего сада.
Центральный павильон. Продольный разрез

Кваренги, Джакомо - Малый Эрмитаж. Музейные залы над корпусом конюшен и манежа.
Часть продольного разреза

Кваренги, Джакомо - Павловский дворец. Туалетная поперечный разрез

Кваренги, Джакомо - Панорама сел Коломенское и Дьяково в окрестностях Москвы

Кваренги, Джакомо - Пейзаж с церквями у реки

Кваренги, Джакомо - Покровский собор и Спасская башня в Москве

Кваренги, Джакомо - Смольный институт в Санкт-Петербурге.
Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Кваренги, Джакомо - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.
Иконостас угловой церкви фасад и план

Кваренги, Джакомо - Соборная площадь в Московском Кремле

Кваренги, Джакомо - Теремной дворец в Московском Кремле

Кваренги, Джакомо - Терраса с фонтанами на бульваре. Фасад и план

Кваренги, Джакомо - Торговые ряды при Аничковом дворце в Санкт-Петербурге.
Фасад, въезд со стороны Фонтанки вариант

Кваренги, Джакомо - Церковь-усыпальница в имении А.А. Безбородко Стольное. Главный фасад

КВАРЕНГИ, Куаренги, Гваренги (Quarenghi) Джакомо (Джакомо Антонио Доменико) , итальянский и российский архитектор, декоратор, живописец, график, почётный вольный общник петербургской Академии Художеств (1805). Родился в аристократической и художественной семье (его отец и дед занимались живописью). В юности готовился к карьере священнослужителя или юриста, изучал богословие, философию, право, увлекался античной поэзией. Против воли родителей решил посвятить себя живописи. Учился в Бергамо у Дж. Раджи и П. В. Бономини (последователей Дж. Б. Тьеполо) в середине 1750-х годов, с 1763 - в Риме у А. Р. Менгса, затем в студии С. Поцци (1764-66), где подружился с архитектором Бренной (вероятно, В. Бренна, работавший затем в России) и под его влиянием увлёкся архитектурой. В 1767-69 годах обучался архитектуре у позднебарочного архитектора П. Пози, затем у лионского архитектора А. Деризе (занимавшегося в Риме церковной архитектурой), друга И. И. Винкельмана; вместе с Н. Джансимони рисовал и обмерял памятники античного Рима. Кваренги был увлечён теорией Деризе о музыкальных пропорциях в архитектуре, даже изучал контрапункт и занимался сочинением музыки под руководством Н. Йоммелли (1770).

Под впечатлением трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» Кваренги стал страстным приверженцем палладианства (его даже прозвали «тенью Палладио»). Посетил Неаполь, Помпеи и Сицилию, затем Виченцу, Верону, Мантую, Ассизи, Римини и Пестум. В 1771-72 жил в Венеции, где подружился с архитекторами-палладианцами Т. Теманцой и Дж. Сельвой, познакомился с англичанами и получил несколько английских заказов. Кваренги также интересовался современной архитектурой классицизма: работами Ш. де Вайи, К. Н. Леду, Э. Л. Булле и Р. Адама. В 1771-77 Кваренги обновил интерьер средневековой церкви Санта-Сколастика в Субиако, которая стала одной из первых итальянских классицистических церквей. Затем работал в Риме в церкви Санта-Мария-ин-Кампителли и спроектировал музыкальный зал Капитолийского дворца (1775, осуществлён) по заказу сенатора и мецената А. Риццонико, в доме которого познакомился с А. Кановой, Дж. Б. Пиранези и другими художниками. В 1778-79 путешествовал по Южной Франции. По рекомендации Ф. М. Гримма в 1779 году Кваренги был приглашён к императорскому двору в Россию.

В 1779-1817 жил преимущественно в Санкт-Петербурге, неоднократно совершал поездки в Москву и другие города России, а также в Италию (1794-95 и 1810-11). Знакомился с древнерусской архитектурой и памятниками зодчества 18 века (исполнил многочисленные архитектурные и пейзажные зарисовки, имеющие большую художественную и историческую ценность). Среди первых архитектурных заказов Екатерины II было строительство 4 сельских церквей близ Царского Села (1781-1785, разрушены во время Великой Отечественной войны). Их простые кубические объёмы с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом и низкой алтарной преградой-колоннадой, должны были напоминать о позднеантичных гробницах и храмах первых христиан, а 2 симметричные колокольни на западном фасаде, вдохновлённые венецианскими церквами Палладио, указывали и на характерную форму греческих (афонских) церквей. Один из центрических античных памятников Кваренга воспроизвёл в Казанской церкви-мавзолее А. Д. Ланского (1785-90) в Царском Селе, где также построил павильон «Концертный зал» (1784-86) и Александровский дворец (1792-96). В Петергофе Кваренги возвёл Английский дворец (1781-94, полностью разрушен в 1942 году). Среди наиболее значительных работ Кваренги в Санкт-Петербурге - здания Академии наук (1783-89), Ассигнационного банка на Садовой улице (1783-90); Эрмитажный театр (1783-87; прообразом послужил «Театро Олимпико» Палладио в Виченце), Екатерининский институт на Фонтанке (1804-07; ныне часть РНБ), Конногвардейский манеж (1804-07), Смольный институт (1806-08).

Крупнейший мастер русского классицизма, Кваренги одним из первых гармонично приспособил палладианские схемы сельских вилл к плотной городской застройке. Ему удалось вписать дворцовые типы фасадов особняков в единый ряд домов вдоль улицы; он использовал объёмные классические колоннады в контрасте с широкими плоскостями стен, прорезанными простыми окнами и отдельными нишами с антикизированной скульптурой. Его постройки задали центру Санкт-Петербурга монументальный масштаб, в котором работали архитекторы на протяжении следующего столетия. В Москве по проектам Кваренги были возведены одни из самых крупных зданий той эпохи, важные в градостроительном отношении, в которых преобладала классическая тема колоссальной колоннады: Старый гостиный двор на Ильинке (проект Кваренги 1789 года осуществлён в 1791-1805 С. А. Кариным и И. А. Селеховым, завершён в 1825-30 при участии О. И. Бове), Странноприимный дом графа Н. П. Шереметева (1803-07; строительство начато Е. С. Назаровым и др. в 1794-1803; ныне - НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), Екатерининский (Головинский) дворец в Лефортове (1782-90-е годы, совместно с Ф. Кампорези, ныне - Общевойсковая академия ВС Российской Федерации). Кваренги также были созданы проекты для усадеб (Останкинский дворец графа Шереметева близ Москвы, «Ляличи» графа П. В. Завадовского в Черниговской губернии и др.) и ряда построек в провинциальных городах России. В 1798-1800 Кваренги построил мальтийские капеллы (католическую и православную) при Воронцовском дворце в Санкт-Петербурге. Около 1797 года вступил в Мальтийский орден (с 1798 года - кавалер ордена). Член Королевской Академии Художеств в Стокгольме (1796). В 1814 Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден Святого Владимира 1-й степени.

Среди последних работ Кваренги - деревянные Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге в честь возвращения русской армии из Франции (1814; перестроены в камне и металле В. П. Стасовым в 1824-33) и конкурсный проект храма-памятника Отечественной войны 1812 года в Москве на Воробьёвых горах (1815, сохранилось 2 варианта ротонды с портиком типа Пантеона). Последний, как и другие церковные проекты Кваренги (в частности, соборов в Кременчуге и Новгороде-Северском, 1790-е годы), послужил источником творчества его последователей, в том числе для создания альбомов типовых проектов как в России (К. И. Росси, Л. Руска, И. И. Шарлемань), так и в Западной Европе. Их влияние ощущается и в российской архитектуре середины 20 века (например, в проектах монументов, посвящённых Великой Отечественной войне).

Исполнял также проекты надгробий (адмирала С. К. Грейга, мрамор, 1788, Домский собор, Таллин), погребальные катафалки для императрицы Екатерины II (1796) и Павла I (1801) в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга; рисунки ваз, торшеров и др. Был похоронен в католической части Волковского кладбища. К 150-летию со дня смерти Кваренги его останки перенесены в музейный некрополь Александро-Невской лавры. После смерти мастера его сын и помощник Джулио выпустил два издания «Постройки и проекты» Кваренги («Fabricche е disegni», 1821; т. 1-2, 1843-44; оба - по примеру осуществлённых О. Бертотти-Скамоцци изданий произведений А. Палладио).

Соч.: Théâtre de l’Ermitage de Sa Majesté l’Impératrice de toutes les Russies. Saint-Рé- tersbourg, 1787; Le nouveau bâtiment de la Banque Impériale de Saint-Рétersbourg. Saint- Рétersbourg, 1791; Edifices construits à Saint- Рétersbourg d’après les plans du chevalier de Quarenghi et sous sa direction. Saint-Рéters- bourg, 1810; Architetto а Pietroburgo: Lettere е altri scritti. Venezia, 1988.

Лит.: Земцов С. М. Материалы для биографии Гваренги // Архитектура СССР. 1934. № 3; Эттингер П. Портреты Дж. Кваренги // Там же. 1939. № 2; Талепоровский В. Н. Кваренги. Л.; М., 1954; Богословский В. А. Кваренги - мастер архитектуры русского классицизма. Л.; М., 1955; Гримм Г. Г. Кваренги. Л., 1962; Архитектурные проекты и рисунки Кваренги из музеев и хранилищ СССР. (Кат. выставки). Л., 1967; Ильин М. А. О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова // Русское искусство XVIII в. М., 1973; Коршунова М. Ф. Дж. Кваренги. Л., 1977; она же. Дж. Кваренги // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997; Пилявский В. И. Дж. Кваренги. Архитектор. Художник. Л., 1981; Piljavskij V. G. Quarenghi. Mil., 1984; Мурашова Н. В. Контракт Дж. Кваренги // Ленинградская панорама. 1984. № 9; G. Quarenghi: Architetture е vedute. Mil., 1994; Disegni di G. Quarenghi. Venezia, 1998; Дж. Кваренги. Архитектурная графика. (Кат. выставки). СПб., 1999; G.Quarenghi е San Pietroburgo. Bergamo, 2003; Гармония стиля в архитектуре. Рисунки и чертежи Дж. Кваренги из Муниципальных собраний Италии. (Кат. выставки). Venezia, 2003.

В маленьком селении Капиатоне округа Рота д’Иманья в провинции города Бергамо на севере Италии в состоятельной семье Джакомо Антонио Кваренги и Марии Капиатоне Урсулы Рота родился второй сын Джакомо.

Образование Джакомо получил в лучшем колледже «Милосердие» в Бергамо. Переехав в Рим, Джакомо в течение первых пяти лет менял наставников и мастерские. Случайно обнаруженный трактат Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре» стал основой его творчества.

Вскоре он построил первые особняки и получил признание как архитектор у заказчиков в Италии и в других странах.

В январе 1780 года Джакомо Кваренги был приглашен в Санкт-Петербург императрицей Екатериной II. В 35 лет он переехал в Россию как «архитектор двора ее величества», надеясь широко применить свои знания и способности.

Первой работой стала перестройка императорского Екатерининского дворца на реке Яуза в Лефортово. Императрица Екатерина II оценила изящность архитектурных решений и в феврале 1782 года поручила архитектору разработать проект всего внутреннего декора дворца, «а равно и фасад, по колику можно поправить». Сам Кваренги писал, что Екатерина II активно участвовала: «Её величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как исполнители». Строя прекрасные дворцы и дома, Кваренги продолжал выполнять царские заказы и Павла I и у императора Александра I.

В конце 1780-х годов Кваренги получил заказ графа Н.П.Шереметьева на перестройку его загородной резиденции Останкино. Кваренги проектировал домашний театр, будучи лично знакомым с П. И. Ковалевой-Жемчуговой, актрисой этого театра, крепостной и затем женой графа Н.П.Шереметьева.

Российская Академия художеств в Санкт-Петербурге 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании избрала Кваренги в «почетные вольные общники».

В 1811 году было приказано всем итальянцам вернуться в Италию – во время подготовки похода Наполеона в Россию. Но Кваренги не выполнил приказ итальянского короля и был заочно приговорен к смертной казни с конфискацией имущества. Его родиной стала Россия.

В 1814 году немолодой Кваренги построил деревянные Триумфальные Нарвские ворота в честь возвращения русской армии с победой из Франции и подготовил проект «Храма в память 1812 г.» в Москве. Это проект не был закончен: 2 марта архитектор скончался и был похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. В 1967 году его останки были перезахоронены в некрополе XVIII века Александро-Невской Лавры. Перед зданием Ассигнационного банка установлен его памятник.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (итал. Quarenghi, Guarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо - 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) - известный архитектор и живописец, сын живописца и внук живописца.

Джакомо Кваренги является крупнейшим представителем архитектуры русского классицизма, утвердившегося к 1770-м годам во всех областях отечественного искусства.

Искусство Дж. Кваренги хорошо исследовано, но всегда найдется место для добавлений и всегда будет уместен пристальный интерес к отдельному произведению в творчестве мастера.

Он усиливается благодаря недавним публикациям обширного графического наследия Кваренги, ставшего более доступным для специалистов. Графические листы, хранящиеся, в основном, в собраниях Городской библиотеки Бергамо в Италии (более 700 произведений), Государственного Музея истории Санкт-Петербурга и Государственного Эрмитажа, как правило, не датированы, что представляет определенную проблему в выстраивании хронологии и оставляет место дискуссии, но именно они являются важным источником информации наряду с письмами архитектора. При сопоставлении и анализе материала яснее осознаются масштаб работ, разнообразие осуществленных и неосуществленных проектов, повторяющиеся идеи, которые волновали мастера, заимствования и инновации в его решениях, художественная традиция, которой он следовал.

Родился в Италии возле Бергамо в старинной знатной семье. Обучался живописи в Бергамо у Дж. Реджи, ученика Тьеполо. Путешествовал по Италии. В Риме вначале учился живописи у А. Р. Менгса, а затем архитектуре у Ст. Поудо. Находился под влиянием А. Палладио. Имел знатных друзей и покровителей. Много работал в Италии и Англии. Один из самых известных архитекторов и рисовальщиков XVIII века.

Замыслы архитектора, основанные на изучении памятников античности и эпохи Возрождения, отвечали духу времени, и Екатерина II предложила Кваренги работать при русском дворе.

В одном из самых ранних писем, отправленном Кваренги из Санкт-Петербурга и датированном 1 мая 1780 г., архитектор описывал заботливый прием, который ему оказала Екатерина II по приезде, отметив также, что она испросила его рисунки. Он послал те, которые были выполнены в Риме несколько лет назад, после чего императрица объявила публично на одном из празднеств, что она, наконец, нашла в Кваренги архитектора своего склада.

Литография в карандашной манере, бумага, 34,5 x 30 см
Опубликовано на аукционном доме bidspirit

Екатерину всегда отличало пристрастное наблюдение за выполнением ее архитектурных заказов и непосредственность общения с архитекторами. В одном из писем Кваренги упоминал, что императрица неоднократно обращалась к нему с программами построек и набрасывала эскизы. В обширном архиве Кваренги в Городской библиотеке Бергамо сохранились собственноручные записки Екатерины с карандашными набросками планов, которые она адресовала архитектору. Они свидетельствуют о личном и частом обращении к нему («Я забыла вам сказать вчера три вещи...»), понимания того, чего она хочет, представления о возможных ресурсах материалов: «Господин Кваренги, я вас прошу сделать мне рисунок для зала или салона в саду в форме, как это отмечено на бумаге, в центре которого можно было бы поместить статую Аполлона Бельведерского или какую-либо другую, которая бы вам понравилась, с которых есть формы и которые я приказала бы отлить...».

Джакомо Кваренги подписал контракт 1 (12) сентября 1779 года еще в Италии и прибыл в Санкт-Петербург в конце 1779. В конце 1779 года итальянский зодчий вместе с женой прибыл в Петербург и до конца жизни остался в России.

Здесь он создал выдающиеся архитектурные памятники, вошедшие в историю русского искусства: Английский дворец в Петергофе, здание Академии наук на Васильевском острове, Эрмитажный театр, Ассигнационный банк на Садовой улице, Мариинский госпиталь в пригороде Санкт-Петербурга - Павловске; Академия наук на Университетской набережной; Эрмитажный театр; Лоджии Рафаэля в Эрмитаже; здание Коллегии иностранных дел на Английской набережной; Ассигнационный банк на Садовой улице; Серебряные ряды на Невском проспекте; дом Салтыкова на Марсовом поле; дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте; дом Юсуповых на Садовой улице; здание Главной аптеки на Миллионной улице; Мариинская больница для бедных на Литейном проспекте; Екатерининский институт на Фонтанке; здание "Кабинета Его Величества" на Невском проспекте; Смольный институт; Конногвардейский манеж; Английская церковь на Английской набережной. Александровский дворец в Царском Селе.

Все постройки Кваренги отличает простота композиции, строгость внешнего облика и в то же время изысканность, достигнутая благодаря необыкновенной соразмерности пропорций. Фасады его построек почти лишены декора; внимание акцентируется на главной - центральной части здания, обычно украшенной портиком или колоннадой.

А. Орловский. Карикатура на Джакомо Кваренги, 1802 и 1817

В качестве придворного архитектора сначала работал в Петергофе, а затем в Санкт-Петербурге. Блестящий мастер эпохи классицизма, он много строил в Москве, работал при трех российских императорах: императрице Екатерине II, императоре Павле I и императоре Александре I. Значительный период жизни и творчества Кваренги связан с пригородами Петербурга, и в первую очередь с Царским Селом.

Екатерина в письме Гримму от 2 февраля 1780 сообщает, что он «сразу же по прибытии засел за один план» - когда Камерон уже работал над замыслом "Холодной бани", она предложила, по своему обыкновению, составить проект и другому только что приглашенному ею архитектору.

Деятельность Кваренги в Царском Селе началась в 1780-х годах, когда, следуя воле Екатерины II, придворный архитектор создал в пейзажной части Екатерининского парка, на одном из островов так называемых Верхних прудов» , задуманный как храм, посвященный богине плодородия Церере, и первоначально названный Храмом Дружбы.

В 1780-х годах недалеко от Концертного зала архитектор выстроил еще один павильон, названный . По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «… руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Кухня-руина и Концертный зал, органично вписанные в окружающий ландшафт, образуют один из наиболее живописных и романтических уголков пейзажной части Екатерининского парка. Островок, на котором расположены обе постройки, Кваренги соединил с берегами пруда двумя металлическими мостами (вместо прежних деревянных), конструкции которых были отлиты по его проекту на Сестрорецких оружейных заводах.

Мостики Царскосельского парка восхищали гостей Екатерины II. Франсиско де Миранда, посетивший загородную резиденцию императрицы, писал: «Мост, сделанный полностью из железа в подражание подлинному английскому мосту, впечатляет своей легкостью, прочностью и изяществом, превосходя все прочие. Пожалуй, это лучшее, что есть в этом парке...».

В 1783 году архитектор поселился с семьей в существенно перестроенном им казенном доме, располагавшемся на , недалеко от императорского дворца.

На территории прилегавшей к зданию усадьбы по его проекту был разбит сад с беседкой и небольшим круглым прудом. В ответ на просьбу зодчего в 1804 году Александр I распорядился передать усадьбу со всеми строениями в его полную собственность.

28 марта (8 апреля) 1783 года священником Стефаном Ивановым, рядом с деревянным, была совершена закладка нового каменного храма на Кузьминском кладбище - . Храм возводился по проекту Д. Кваренги.

В двумя месяцами позже в Пулкове заложили другой каменный храм по проекту Кваренги, а построили его в период 1783-1785 гг. - .

Обоим этим храмам не суждено будет дожить донаших дней- они будут разрушены во время войны. Но храм в б. Большом Пулкове планируют восстановить по проекту Кваренги, правда, несколько сместив его в сторону из-за проектов расширения Петербургского шоссе у Экспофорума.

В 1785 году мастера Сестрорецких заводов изготовили по проекту Кваренги установленную в Екатерининском парке на правом берегу второго Нижнего пруда.

XVIII столетия, наряду с «мыльнями», были купальни под открытым небом. Одной из обязательных принадлежностей парков в Царском Селе были купальни и банные комплексы. В 1791 году Кваренги построил открытую , находившуюся между Рамповой аллеей и Большим прудом.

В 1794 году Кваренги приступил к капитальной перестройке в классическом стиле Зала на острову, построенного в конце 1740-х годов архитектором С. И. Чевакинским. Памятник был полностью реконструирован.

В 1795 году Кваренги оформил заново оформил в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

Для любимого внука Екатерины II Александра в живописном месте Нового (Александровского) парка по указу императрицу Кваренги выстроил . Этот памятник является лучшей и наиболее масштабной работой архитектора в Царском Селе. Чертежи и проекты Нового дворца (так его называли первоначально), предположительно, были выполнены архитектором в начале 1792 года. Переезд "малого двора" во дворец состоялся в 1796 году- год смерти Екатерины.

Кваренги органично вписал здание в ансамбль разбитого в это же время Нового сада.

В решении интерьеров архитектору удалось соединить строгость и утонченную роскошь. Отбор предметов убранства был самым тщательным, многие из них сохранялись в дворцовых залах и при последующих перестройках. Оформляя интерьеры, Кваренги проектировал и мебель, органично вписывая ее в архитектурный облик зала, гармонично сочетая мебельное убранство с архитектурными формами.

Парадные залы Александровского дворца, созданные по проекту Дж. Кваренги, не только являются яркими образцами творчества архитектора, но и входят в историю русского и мирового искусства XVIII столетия.

Хотелось бы упомянуть еще об одном удивительном дворце, построенном в то же время в Царском Селе Кваренги. Дворцы были построены в одно и тоже время для родных братьев. Но как разительно отличается их облик и судьба. Речь идет о , выстроенном на Большом лугу у Зубовского корпуса на берегу Верхних прудов. Константиновский дворец был построен в честь . Великий князь Константин Павлович родился в Царском Селе и был вторым сыном и его второй супруги . Будучи на полтора года младше брата Александра, он рос и воспитывался вместе с ним у бабушки императрицы Екатерины II.

После смерти Екатерины II в 1797 году дворец, по приказу Павла, был перенесен архитектором П.В. Нееловым в Павловский парк. Кваренги известен в первую очередь как создатель каменных сооружений. Деревянные постройки этого зодчего мало изучены. Среди них дача Донаурова на Охте, имеющая много общих черт с Констан-тиновским дворцом. В связи с этим он представляет значительный интерес для историков русского классицизма.

Слева от Александровского дворца, фасадом на Кузьминскую (Дворовую) улицу в 1795-1796 годах Дж. Кваренги соорудил

Джакомо Кваренги известен не только как автор выдающихся архитектурных памятников. С самого начала своей деятельности он изучал и зарисовывал привлекавшие его интерес работы других мастеров. Ему принадлежат зарисовки с разных точек пейзажной части Екатерининского парка, строения которого его восхищали и в котором он сам создал ряд павильонов и мостов. В рисунках и эскизных набросках Кваренги очевиден уверенный почерк талантливого мастера-графика.

Творчество Кваренги является неотъемлемой частью расцвета русской культуры Екатерининской эпохи. Работы зодчего следуют духу палладианства и традициям новой итальянской школы, для которой характерны сдержанные архитектурные формы, исполненные изящества и благородства. Творения архитектора отличает безупречный художественный вкус и гармония пропорций. Памятники, сооруженные им в Царском Селе, принадлежат к числу лучших образцов русской архитектуры эпохи классицизма.

В 1801 году посетил родину, где был встречен с триумфом.

С 1805 года - вольный общник Санкт-Петербургской Академии художеств.

В создание неповторимого облика двух российских столиц, Москвы и особенно Санкт-Петербурга, внесли заметный вклад зодчие итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги - яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма.

Кроме проектов зданий самого различного масштаба и назначения, среди которых множество воплощенных, в его наследии - графические листы с реальными видами городов (ведутами) и фантазийными архитектурными композициями. По ним изучали ремесло несколько поколений зодчих.

Южная родина

Считавший себя истинно русским архитектором Джакомо Кваренги (1744-1817) родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо. Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами. На выбор им архитектуры как главного занятия в жизни повлияло знакомство с Винченцо Бренна (1745-1820), ставшим потом придворным архитектором Павла I, и с Дж. Б. Пиранези (1720-1778), великим мастером архитектурной графики.

Стилистические предпочтения Джакомо Кваренги сформировались при знакомстве со знаменитым трактатом (1508-1580) «Четыре книги об архитектуре». В этой работе были обозначены схемы традиционных ордеров, применявшихся в античном зодчестве и выработана система применения классических приёмов для планировки зданий и разработки фасадных решений. Палладианство на долгое время стало главным течением классического стиля.

Освоение классического наследия

Образцами для изучения ордерных систем стали для Джакомо Кваренги достопримечательности многих итальянских городов - Рима, Флоренции, Вероны, Венеции. Они не только были насыщены древними памятниками, но и являлись настоящими центрами культуры эпохи Возрождения.

Ренессанс был тем временем, когда принципы высокой гармонии, выработанные в Древней Греции и в Древнем Риме, были подхвачены мастерами в разных областях европейской культуры. Обмерянные и зарисованные Джакомо Кваренги постройки лучших мастеров того времени - Альберти, Браманте и, конечно, Палладио - стали для молодого зодчего примером творческого освоения античных традиций в архитектуре. Он проявил интерес и к зданиям, которые построили мастера раннего классицизма Англии и Франции.

Начало творческого пути

Первым крупным заказом для Кваренги стала реконструкция церкви Санта-Сколастико, расположенной в городке Субиако близ итальянской столицы. В интерьере церкви он применяет классические элементы: ниши, пилястры и колонны Умело организованное освещение помогло добиться легкого и эффектного впечатления от внутреннего декора.

Простота и строгость художественных и композиционных решений становятся определяющими чертами его почерка. Этими приёмами в работе пользовался архитектор Джакомо Кваренги и тогда, когда начал свою деятельность в России.

При дворе Екатерины Великой

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись.

Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика. Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли. Его талант обогатился изучением лучших образцов древнерусской архитектуры, общением с признанными отечественными зодчими: И. Старовым, Н. Львовым, Ч. Камероном и другими.

Английский дворец в Петергофе

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году. Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера. Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора.
Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе - четыре церкви и многочисленные культовые постройки - полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора».

Период расцвета и успехов

C работы над Концертным павильоном в Царском Селе, около (1782), началось самое успешное для архитектора десятилетие. В этот период им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт-Петербурга и Москвы. По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции.

Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них - комплекс административных зданий Академии наук (1783-1785) и здание Ассигнационного банка (1783-1799). Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783-1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789-1792), дом Фитингофа (1786) и др.

Театр на Дворцовой набережной

Настоящий шедевр этого периода - Эрмитажный театр Джакомо Кваренги (1783-1787). Здание с двухэтажной рустованной лоджией, слегка заглубленной между двумя выступами - ризалитами - и украшенной большим коринфским ордером, стало настоящим украшением комплекса главных правительственных зданий.

Верный последователь Палладио, Кваренги при оформлении театрального зала позволил себе почти дословную реплику сооружения своего великого учителя. В планировке сцены и зрительских мест, в элементах декора Эрмитажный театр очень напоминает театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту Андреа Палладио.

Проекты для Москвы

Один из наиболее заметных объектов, возведенных итальянским зодчим для первопрестольной - старый Гостиный двор. Джакомо Кваренги начал его строительство в 1789 году. Здание дошло до нынешнего времени существенно измененным в ходе переделок и восстановлений после многочисленных пожаров. Но по сохранившейся аркаде с коринфскими колоннами можно оценить гармоничный классический характер постройки.

В числе московских построек - Головинский дворец в Лефортово (1780) и торговые ряды на Красной площади (1786). Постройки на главной столичной площади не сохранились, а другое здание - Странноприимный дом Шереметьева на Сухаревской площади (1803-1807) - до сих пор впечатляет масштабом и гармонией.

Поздний период жизни и творчества

Спроектированные и построенные Джакомо Кваренги достопримечательности Санкт-Петербурга, относящиеся к началу XVIII века, - учебные, медицинские и общественные здания. (1804-1807) отличается величественным обликом, который определяется восьмиколонным портиком Мариинская больница на Литейном (1803-1805) отличается рациональным планировочным решением и строгим декором. Любимым детищем Кваренги позднего периода стал (1806-1808).

Гармонично вписанное в окружение, это здание стало воплощением самых важных идей палладианства. Выразительность архитектурного облика достигается сочетанием гладкой протяженности стен с пластически богатым акцентом в центре композиции. Им стал великолепный портик на основании в виде аркады.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Известны и его европейские постройки. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814) воздвигнутые в Санкт-Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном.

Джакомо Кваренги. Краткая биография

  • 20 сентября 1744 года - на севере Италии, в окрестностях Бергамо, в семье судьи родился будущий великий архитектор и художник-график.
  • С 1762 года - обучение живописи в Риме у Р. Менгса, архитектуре у С. Поцци, А. Деризе, Н. Джансомини.
  • 1769 - начало архитектурной деятельности, проекты культовых сооружений в окрестностях Рима и в Ломбардии.
  • 1 сентября 1779 года - Кваренги подписывает контракт с советником русской императрицы И. Я. Рейфенштейном и приезжает на работу в Россию.
  • 1780-1817 - проектирование и руководство строительством общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, Москве, в провинции, в странах Европы.
  • 1811 - отказался покинуть русскую службу по приказу бонапартистских властей, за что был приговорен ими к смерти с конфискацией имущества.
  • 2 марта 1817 года - Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге. Впоследствии был перезахоронен в Александро-Невской лавре.