Тосол и антифриз для охлаждения двигателя. Основные причины замены антифриза. Аварийное предупреждение о перегреве двигателя

В настоящее время производители предлагают в основном две разновидности жидкости для охлаждения систем автомобиля – на основе кислот и солей. Для более наглядного отличия одну из них окрашивают в красный – на основе кислотных присадков, вторую в зеленый с использованием солевых присадков, на основе моноэтиленгликоля.

Что такое этиленгликоль

Этиленгликоль – слегка маслянистая бесцветная жидкость, сладковатого вкуса и без запаха . Изобретен был в 1859 г. химиком из Франции Вюрцом. Польза этиленгликоля заключается в том, что он значительно понижает температуру замерзания воды, поэтому это вещество широко используется в производстве охлаждающей жидкости.

К тому же, даже если антифриз на основе этиленгликоля и замерзнет, то она не превратится в твердый лед, который будет расширяться, а будет напоминать некую рыхлую массу, не способную нанести ущерб трубам и радиатору. Концентрированный антифриз на основе гликоля имеет очень высокую температуру замерзания -13 градусов, поэтому .

Как и чем разбавлять антифриз на основе этиленгликоля

Такая процедура поможет обеспечить охлаждающей жидкости более низкую температуру замерзания, и на выходе получается раствор от 30% до 70%, в зависимости от необходимой концентрации, но, конечно же, экономически целесообразно использовать больше воды.

Желательно использовать воду, очищенную от твердых солей и прочих примесей. С помощью гидрометра или аерометра измеряется плотность, по которой определяется соотношение этиленгликоля и воды в антифризе.

Плюсы и минусы антифриза на основе этиленгликоля

Очень часто выбор падает именно на антифриз на основе этиленгликоля, так как его присадки обладают противовспенивающими, антикорриозными и стабилизирующими свойствами, соответственно продлевают жизнь начинке автомобиля. неопасна для человека, за исключением ее попадания внутрь. Также антифриз не должен содержать нитраты, иначе взаимодействуя с аминами, они могут выделять в воздух токсичные вещества.

Для восстановления уровня жидкости лучше использовать дистиллированную воду, а не другой . Они чаще несовместимы между собой, а их присадки при контакте друг с другом вступают в реакцию и теряют свои свойства.

Использование на автомобилях жидкостной системы охлаждения позволяет поддерживать температурный режим двигателя в определенных рамках, чтобы обеспечить максимально оптимальные условия для процессов, происходящих внутри силовой установки.

Но данная система конструктивно усложняет конструкцию двигателя, дополнительно она требует наличие еще одной рабочей жидкости двигателя – охлаждающей. При этом жидкость должна циркулировать, чтобы выполнять отвод тепла от наиболее разогретых элементов двигателя для обеспечения поддержания температуры в заданных рамках. А поскольку система охлаждения является замкнутой, то отведенное тепло жидкость должна передать дальше, в случае с авто – в окружающую среду, чтобы снова она смогла забрать часть тепла. По сути, жидкость в системе охлаждения – это всего лишь «переносчик» тепла, но она более эффективна, чем воздух, которым охлаждается мотор с воздушной системой охлаждения.

Почему не подходит вода?

Изначально в качестве жидкости для охлаждения силовой установки использовалась обычная вода. Она довольно эффективно выполняла свои функции, но из-за ряда отрицательных качеств, от нее практически отказались.

Первым и одним из самых неблагоприятных факторов воды в качестве жидкости для охлаждения является незначительный порог замерзания. Уже при 0°С вода начинает кристаллизоваться. При понижении температуры вода переходит в твердое состояние – лед, при этом переход сопровождается расширением объема. В итоге, замерзшая вода в блоке цилиндров способна разорвать рубашку охлаждения, повредить трубопроводы и разрушить трубки радиатора.

Вторым негативным фактором воды является ее способность к отложению накипи внутри системы охлаждения, из-за чего снижается теплообмен, эффективность охлаждения падает. К тому же вода может вступить в реакцию с металлом, из-за чего в месте их контакта может появиться очаг коррозии.

Коррозия блока цилиндров

Так же из значительных негативных качеств воды является температурный порог закипания. Официально считается, что температура кипения воды составляет 100°С. Но этот показатель зависит от многих факторов, одним из которых является химический состав.


Зачастую температура кипения воды ниже установленного уровня, в некоторых случаях порог закипания может составлять 92-95°С. Если учесть, что у многих авто оптимальным считается температура двигателя на уровне 87-92°С, то в таких моторах вода будет работать на грани закипания, и при малейшем превышении температуры она будет переходить в газообразное состояние, с прекращением выполнения своей основной функции – отвод тепла.

Из-за этих негативных качеств от воды в качестве охлаждающей жидкости практически отказались. Хотя иногда ее используют в двигателях сельскохозяйственной техники, но при этом должно соблюдаться много правил.

Виды жидкостей для охлаждения

На замену воде в стали использовать специальные жидкости – антифризы, при этом от воды никуда не делись. Ведь по сути, антифриз – это смесь воды с материалами, которые меняют ее свойства, в первую очередь понижают температуру замерзания. В качестве таких материалов могут выступать неорганические соли (хлористые натрий и кальций), спирты, глицерин, гликоли, карбитолы.

В двигателях внутреннего сгорания наибольшее распространение получили водные растворы гликолей. Состав и применение охлаждающих жидкостей для силовых установок автомобилей практически идентичны, отличаться могут только специальные добавки к ним.

Антифризы на основе гликолей являются оптимальными для использования на автомобилях.

Интересным является тот факт, что лучшим антифризом считается 40%-й раствор этилового спирта, то есть обычная водка.

Но пары спиртов легковоспламенимы, поэтому использование такого антифриза на автомобилях небезопасно.

Что касается состава гликолевых антифризов, то основными элементами является вода и гликоль, а в качестве добавок выступают ингибиторы коррозии, антикавитационные и антипенные присадки, а также красители. Чаще всего используется этиленгликоль, но можно встретить и охлаждающую жидкость на основе пропиленгликоля.

Положительные свойства антифриза

Пройдемся по основным положительным качествам гликолевых антифризов:

  • более низкая температура замерзания, чем у воды (зависит этот показатель от процентного содержания гликолей в водном растворе);
  • антифризы на основе гликолей обладают значительно меньшей степенью расширения при замерзании (Поэтому даже при очень низких температурах, когда раствор кристаллизуется, возможность повреждения элементов двигателя значительно ниже, чем при использовании воды);
  • температура кипения гликолевого раствора свыше 110°С (зависит тоже от процентного соотношения гликоля и воды);
  • гликоли в своем состав имеют вещества, которые обеспечивают смазку элементов системы;

Основа антифриза

Этиленгликолевые антифризы самые распространенные из-за дешевизны их производства. Основным их недостатком является высокая токсичность. Они способны вызвать летальный исход при попадании в организм человека. Особая опасность в использовании этиленгликоля заключается во вкусовых качествах такого антифриза – он сладковат на привкус, поэтому хранить такую жидкость нужно в недоступных для детей местах.

Представляет собой этиленгликоль прозрачную жидкость с желтоватым оттенком и умеренной вязкостью. Эта жидкость имеет очень высокую температуру кипения - +197°С. Но интересно, что температура кристаллизации, то есть замерзания, не такая уж и низкая, всего -11,5°С. Зато при смешивании ее с водой, температура кипения снижается, а вот кристаллизация происходит при более низком пороге. Так, раствор с 40%-м содержанием уже замерзает при -25°С, а 50%-й – при -38°С. Самой устойчивой к низким температурам является смесь с содержанием гликоля в 66,7%. Такой раствор начинает кристаллизоваться при -75°С.

Пропиленгликолевые жидкости по своим свойствам идентичны этиленгликолю, но они обладают меньшей токсичностью, при этом производство их значительно дороже, поэтому встречаются они реже.

Ингибиторы коррозии в антифризе

Теперь по присадкам, используемым в составе охлаждающих жидкостей для автомобилей. Одной из самых важных присадок являются ингибиторы коррозии. Данный тип присадок, как понятно из названия, предназначен для предотвращения появления очагов коррозии внутри системы охлаждения.


Сейчас используется несколько типов таких добавок к жидкости и каждый из них имеет свое обозначение.

Первыми идут присадки, которые называются традиционными, поскольку они первыми начали применяться в составе антифризов. Жидкости с таким типом ингибиторов не имеет дополнительного обозначения.

Ингибиторы традиционного типа состоят из неорганических веществ – силикатов, фосфатов, нитритов, боратов, а также их соединений. Такие присадки образуют по всей внутренней поверхности системы тонкий защитный слой, предотвращающий прямой контакт жидкости с металлом.

На данный момент изготовители жидкостей стараются отказаться от ингибиторов такого типа. Причиной тому является непродолжительность срока службы их – не более двух лет. Дополнительным негативным качеством является слабая переносимость высоких температур, они начинают разрушаться при температуре свыше +105°С.

Второй тип ингибиторов коррозии, которые применяются в охлаждающих жидкостях – органические вещества на карбоновой основе. Жидкости с такими добавками получили название карбоксилатных антифризов, их обозначение – G12, G12+.

Особенностью таких ингибиторов является то, что они не образуют защитный слой на всей поверхности. Такие ингибиторы химически взаимодействуют уже с очагом коррозии. В результате взаимодействия поверх этого очага и образуется защитный слой, не затрагивая поверхности без коррозии.

Особенностью такого типа ингибиторов является большой срок службы – более 5 лет, при этом они невосприимчивы к высоким температурам.

Третий тип ингибиторных добавок – гибридные. Они включают в себя и карбоксилатные элементы, и традиционные неорганические. Интересно, что по стране-производителю можно выяснить, какие неорганические элементы содержит гибридный ингибитор. Так, европейские производители используют силикаты, американские – нитриты, японские – фосфаты.

Срок службы ингибиторов выше, чем традиционных, но уступают они карбоксильным присадкам – до 5 лет.

Недавно появился еще один тип ингибиторов – тоже гибридных, но у них основой выступают органические материалы, а дополнением к ним – минеральные вещества. Данный тип ингибиторов еще не получил полного определения, поэтому везде они фигурируют как лобриды. Антифризы с такими добавками обозначаются G12++, G13.


Следует отметить, что эта классификация является не совсем общепринятой, ее ввел в обиход немецкий концерн VAG, но пока другого ничего не придумали, и все пользуются данным обозначением.

Другие присадки, красители

Антикавитационные и противопенные присадки нужны для поддержания жидкости в состоянии, которое будет обеспечивать максимальный отвод тепла. Ведь кавитация – это образование пузырьков воздуха в жидкости, которое в случае с антифризом будет только наносить вред. Наличие пены тоже не желательно.

Красители в составе антифризов несут в себе несколько функций. Он облегчает выяснение уровня в системе. Расширительные бачки автомобилей делаются зачастую из белого пластика. Уровень бесцветной жидкости в таком бачке был бы незаметен, а вот имеющая определенный оттенок – легко просматривается.

Еще одно свойство красителя – это показатель пригодности дальнейшего использования. Со временем антифриз в системе будет вырабатывать свои присадки, из-за чего сама жидкость будет менять цвет. Смена цвета буде сигнализировать об исчерпании жидкостью своего ресурса.

Что касается оттенков антифриза, то они могут быть самые разнообразные. У нас самыми распространенными являются синий и красный оттенки. Причем часто к цвету привязывают температурную устойчивость жидкости. Так, антифриз с синим оттенком чаще всего имеет порог замерзания -40°С, с красным -60°С. Однако это не всегда так, можно приобрести и жидкость с красным оттенком, у которой температурный порог составляет -40 град.

Но это не все оттенки, которые может иметь антифриз. Встречаются жидкости и с желтым, зеленым, оранжевым оттенком. В этом вопросе все зависит от производителя. Что касается температурной устойчивости антифриза, то ориентироваться только по цвету не стоит. У разных производителей этот показатель может отличаться, несмотря на то, что по цвету жидкости могут быть одинаковы.

Пару слов о «Тосоле»

Теперь по поводу «Тосола». Производящиеся у нас практически все охлаждающие жидкости называются именно так. На самом деле «Тосол» - всего лишь один из видов антифриза.

Разработана эта жидкость в НИИ Органической Химии и Технологий, отделе Технологии Органического Синтеза. Аббревиатура этого отдела и легла в основу слова для обозначения жидкости. Приставка -Ол в названии, по одной из версий, обозначает спирт. Отсюда и название – «Тосол».

«Тосол» представляет собой этиленгликолевый раствор с добавлением традиционного ингибитора. Производится он и сейчас, причем двух типов – «Тосол 40» и «Тосол 65». Цифровое обозначение указывает температуру замерзания данной жидкости.

Дополнительно они различаются по цвету – «Тосол 40» имеет голубой оттенок, более морозостойкая жидкость имеет красный оттенок.

В целом «Тосол», разработанный в СССР, давно устарел, однако само название охлаждающей жидкости укоренилось в словарном запасе настолько прочно, что применимо у нас ко всем жидкостям для системы охлаждения.

Особенности использования жидкости

Охлаждающая жидкость продается сейчас двух видов – уже готовая разведенная смесь, и концентрат этиленгликоля, который перед использованием нужно разводить.

Проблем с применением уже готового раствора – особо никаких. Приобретается жидкость в количестве, которое указано в технической документации к авто в разделе заправочных емкостей. Там же и указывается тип применяемой жидкости. В этом вопросе лучше не экспериментировать, а приобретать жидкость, рекомендованную изготовителем авто.

Важно учитывать, что антифриз – как и любая жидкость при нагреве имеет свойство расширяться, поэтому не следует заполнять систему так, чтобы в бачке ее уровень был «под завязку». Обычно на бачке имеется метка максимального заполнения бачка, если таковой нет, его не следует заполнять более чем наполовину. Стоит сказать, что уровень в бачке должен соблюдаться уже после полного заполнения системы.

Если же приобретен был концентрат, то перед заливкой его нужно будет развести дистиллированной водой. Использовать концентрат без предварительного разведения водой нельзя, не стоит забывать, что температура кристаллизации чистого этиленгликоля не такая уж и низкая.

Перед разведением нужно определиться с пропорциями. Оптимальной считается равноценная пропорция – 1 к 1. Такая смесь будет иметь температуру замерзания на уровне -40°С, что для большинства наших широт вполне достаточно.

Периодичность замены антифриза во многом зависит от химического состава и присадок. Некоторые жидкости способны отработать 250 тыс. км. В целом же считается, что ресурс жидкости составляет 100-200 тыс. км.

Не стоит также полностью доверять производителям, что их жидкость способна отработать значительный ресурс. Ведь этот ресурс указывается для жидкости, залитой в полностью чистый двигатель. А при замене жидкости всегда остается часть отработанной в двигателе, которая смешиваясь с новой, понижает ее свойства, и влияет на ресурс.

Всегда следует возить в автомобиле бутылку с антифризом, причем таким, который залит в систему. Периодически в системе нужно проверять, и при надобности – пополнять.

Бывают случаи, когда произошла утечка жидкости из системы. В таком случае нужно в первую очередь устранить место утечки, а затем уже восполнить количество жидкости.

По поводу доливок. Нельзя смешивать между собой разные по составу, свойствам и цвету жидкости. Не рекомендуется даже доливка идентичного по составу антифриза, но разных производителей.

Дело в том, что разные производители могут применять в составе разные присадки и добавки. В условиях высокой температуры и постоянного смешивания, между разными присадками могут возникнуть конфликты, что может привести к разным, причем не всегда положительным, последствиям. Они могут проявиться и не сразу, а лишь через длительное время использования такой смеси.

Поэтому доливку нужно производить только жидкостью одного производителя. Если нет возможности приобрести идентичную жидкость, залитую в систему, лучшим вариантом будет полная замен антифриза на новый.

Но что делать, если жидкость утекла, а точно такой же под рукой для восполнения уровня - нет? Как уже сказано, другой антифриз заливать нельзя. Но можно же долить воду. Антифриз все-таки водный раствор, поэтому вода самой системе не навредит. Однако она изменит свойства самого антифриза, снизится температура кипения и повысится порог кристаллизации.

Такую смесь вполне можно использовать в авто, но непродолжительное время. А если утечка произошла зимой, то сразу после постановки авто на стоянку лучше эту смесь слить из системы во избежание заморозки блока цилиндров. Затем перед эксплуатацией авто в систему охлаждения залить новый антифриз.

Что использовать, как охлаждающую жидкость в автомобилях: тосол или антифриз? Кажется, ответ на этот вопрос интересует многих водителей. Попробуем разобраться в том, что лучше.

Начнём статью с истории. Да, именно так. С направление развития различных охлаждающих жидкостей. И наиболее доступной жидкостью всегда, во все времена на нашей планете являлась обычная вода. Именно она первоначально заливалась в двигатель и охлаждала его, когда он начинал перегреваться.

Как был придуман антифриз?

Но вода имела недостаток, который быстро обнаружился. Кристаллизация, то есть обычное замерзание H 2 O являлось уже явным недостатком. При минусовых температурах автомобилист был обязан сливать охлаждающую жидкость из радиатора каждый раз. И понятно, что как и все другие открытия, сделанные человеком, так и создание тосола и антифриза было связано со стремлением человека сделать всё более комфортным. Человеческий гений поставил перед собой определённую цель: найти жидкость или придумать раствор, который бы не замерзал при заморозках.

Для начала химиками был предложен глицерин. Это бесцветная жидкость, имеющая вязкую структуру и быстрорастворимая в простой воде. На вкус глицерин сладкий, поэтому и получил такое название (в переводе «гликос» с лат. - «сладкий»). Но и в этом случае обнаружился недостаток. В частности, глицерин слишком вязок, а это непосредственно сказывается на мощности двигателя. Мотору приходится затрачивать больше сил, для того чтобы гонять вязкий раствор по всей системе. Да и при низких температурах глицерин терял свои свойства.

Видео о применении охлаждающей жидкости:

Тогда предложили метанол. Это тоже жидкость бесцветная, но с запахом. Метанол отдаёт этиловым спиртом и, собственно говоря, имеет сходные с ним свойства. Так, это вещество замерзает при очень низких температурах. Зато обнаружились, как и в двух аналогичных случаях, минусы.

Метанол, по сути, это ядовитое вещество для человеческого организма. Получается он посредством перегонки древесины. Кроме того, он начинает активно реагировать, когда контактирует с алюминием, а это малопригодно для двигателя внутреннего сгорания. Но самое страшное это то, что метанол имеет свойство накапливаться в организме человека и постепенно отравляет его. Так, 5–10 мл такого вещества способно привести к тяжёлому отравлению, приводящему к летальному исходу. Да, около 5 мг/м³ метанола - это предельно допустимая норма в воздухе, но в настоящее время его использование в тосолах и антифризах запрещено.


Этанол или этиловый спирт. Он входит в состав большинства напитков, которые пьёт человек. Широко используется он и в составе антифриза и тосола. Его преимущества очевидны: он безвреден для организма человека и имеет довольно низкую температуру замерзания. Кроме того, этанол обладает низкой вязкостью, а это, как помнится, придаёт двигателю дополнительную мощность.

Интересно, что этиловый спирт является сывороткой при отравлении токсичными спиртами и тем же метанолом. Это вовсе не означает, что этанол входит с ними в реакцию. Просто при попадании в человеческий организм этиловый спирт окисляет живые ткани, которые после становятся невосприимчивыми к окислению со стороны других, даже ядовитых спиртов. Единственным пагубным свойством эталона является алкоголизм, но мы сейчас говорим не об этом.

Ещё одно вещество было предложено для использования в качестве ОЖ. Называется оно этиленгликолем, но он также ядовит и способен проникать в организм человека сквозь кожу.


Группы ОЖ: карбоксилатный или силикатный

Как становится понятно из вышеописанного, основным веществом, используемым в современных ОЖ, становятся спирты. И ещё то, что для антифриза или тосола важно отсутствие в своём составе таких веществ, которые бы негативно влияли на металлы двигателя. А вот наличие в составе таких веществ, которые бы повышали материалов, напротив, является преимуществом!

Сегодня эти задачи решаются путём добавления в ОЖ различных присадок. И по типу антикоррозийных присадок тосол и антифриз делят на две основные группы: карбоксилат и силикат.

К группе силикатов относятся тосолы и антифризы старого образца. В них используются такие присадки, которые при кипении или нагревании оставляют после себя накипь. Эти слои постепенно накапливаются в системе ОЖ и снижают эффективность её работы. Отличаются охлаждающие жидкости силикатной группы обычно цветом. При изготовлении они получаются синими или зелёными, хотя это и не является обязательным условием.


Что касается карбоксилатных охлаждающих жидкостей, то они имеют в своём составе присадки на основе органических кислот. Являясь, по сути, ингибиторами коррозии, они образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения.

Расход присадок в процессе использования ОЖ этой группы невелик и, следственно, заметно выше.

Отличительным цветом ОЖ карбоксилатной группы является красный, каким мы привыкли видеть антифриз. Ингибиторы, входящие в состав карбоксилатных ОЖ, имеют более низкий класс вредности. В частности, они практически не опасны и более экологичны, чем принято считать традиционные ингибиторы. И при покупке тосола или антифриза, следует стараться приобрести именно такой, который бы относился к группе карбоксилатов. Для этого рекомендуется внимательно изучить упаковку, на которой должна быть указана группа.


Коррозия металлов - это опасность, с которой человечество борется различными методами. Но всё равно со временем металлы ржавеют. ОЖ на силикатной основе сопротивляются коррозии намного хуже, чем карбоксилатные, а это влечёт за собой не только химическое изменение внутри двигателей, но и постепенное разрушение деталей.

Полезно знать о том, что разделение ОЖ на тосол и антифриз существует только у нас в стране. И по данным компании Arteco, почти четверть всех связано с системой ОЖ двигателя. Именно из-за этого верный выбор охлаждающей жидкости поможет сохранить не только деньги, но и время.


Классификация ОЖ

Что мы узнали из вышеописанного? А то, что в состав смазывающих жидкостей для двигателя входят различные вещества, в том числе и присадки. Это может быть смесь этиленгликоля или пропиленгликоля, вода и целая группа присадок, направленных на борьбу с коррозией. И охлаждающие жидкости того или иного производителя отличаются друг от друга именно составом присадок.

Что нужно сделать, для того чтобы, выбирая ОЖ, не ошибиться? В первую очередь нужно изучить ту информацию, которая даётся в руководстве по его эксплуатации. Именно в ней будет указано, к какой группе относится эта жидкость (силикатной или карбоксилатной), какие вещества содержит, что за присадки используются и т. п. Также можно узнать по информации на упаковке о рекомендациях производителя, наименовании жидкости и данные о прохождении и испытаний. Кроме этого, ОЖ отличаются по классам. И они бывают следующими:

  • класс традиционный, куда входят такие жидкости, которые содержат присадки на основе неорганических кислот (силикаты, бораты, амины, фосфаты, нитриты, нитраты и т. п.);
  • карбоксилатный класс, куда входят пакеты присадок на основе органических солей, то есть карбонатов;
  • гибридный класс ОЖ, куда входят присадки на основе тех же карбоновых солей, но с добавлением силикатов или фосфатов.

И как говорилось выше, у нас в стране преобладают ОЖ лишь двух классов - традиционные (силикатная группа) и карбоксилатные.

Видео о мифах, касающихся охлаждающих жидкостей:

К первому классу чаще всего относят тосол, который по сравнению с антифризом имеет массу недостатков. Но стоит напомнить, что не всегда тосолы относятся к традиционному классу или к группе силикатов.

Какие преимущества имеет антифриз перед тосолом

Карбоксилатный антифриз имеет много достоинств, если сравнивать его с тосолом традиционного класса.

Способность эффективно охлаждать двигатель

В частности, это повышенная эффективность системы охлаждения ДВС. Как и было сказано выше, ОЖ, изготовленные по традиционной технологии, оставляют слои накипи, которые могут достигать 0,5 мм.

В принципе, такой слой способен защитить металл от действия ржавчины, но в то же время он значительно ухудшает теплоотвод. Получается почти 50% ухудшение теплоотвода за счёт низкой теплопроводности. И тосол (если он силикатный) начинает работать, как своеобразный изолятор, отрицательно влияющий на теплопередачу. А двигатель начинает работать уже при более высокой температуре, чем предусмотрено производителем. Таким образом, двигатель быстрее изнашивается и снижается существенно его мощность.

Антифриз, относящийся к классу карбоксилатов, охлаждает двигатель внутреннего сгорания наиболее эффективно. Эта охлаждающая жидкость оставляет слой лишь в тех местах, где образуется коррозия, да и то толщиной в 0,0006 мм. Сравним с тосолом (0,5 мм). И так, как на остальных участках, где коррозии нет, слоёв не образуется, теплоотвод не ухудшается.


Длительный срок эксплуатации

Как известно, пакеты присадок силикатов содержат соли неорганических кислот. Это те же нитраты, фосфаты и т. п. С большой уверенностью можно заявить, что при производстве антифризов отечественных используются в большинстве своём нитриты и силикаты (что по логике должно относиться к тосолам). Силикаты добавляют, для того чтобы максимально защитить алюминий от воздействия коррозии, а нитриты - чтобы защитить металлы от кавитационной эрозии.

Хотя пакеты присадок и сбалансированы, они быстро растеряют свои полезные свойства, если нарушится композиция по причине скорого расхода одного из компонентов. В первую очередь в процессе эксплуатации двигателя истощаются запасы именно нитритов и силикатов. Уже через 30–40 тыс. км пробега машины, ОЖ на основе только этих присадок теряет полностью свои защитные свойства.

Но вот антифризы, изготовленные за границей, сохраняют свою стабильность. В частности, это объясняется тем, что зарубежные производители используют другие присадки. Используя в своём производстве карбоксилатную технологию, производители добиваются стабильности антифриза. Расход присадок происходит очень медленно и одновременно обеспечивается эффективная защита металлов двигателя от коррозии и не снижается мощность мотора. К примеру, популярный антифриз зарубежного производителя Cool Stream Premium рассчитан на эксплуатацию свыше 250 тыс. км. Другими словами, этот антифриз можно использовать более семи лет для и более пяти для легковых.


Эффективная защита алюминия в режиме высоких температур

Ещё одно важное преимущество. Ведь, как известно, в процессе изготовления современных автомобилей и двигателей для них чаще стали использовать алюминий. Это очень конструктивный материал, который имеет особые, заслуживающие только всяческих похвал качества.

Тосол в этом случае, опять же, изготовленный по традиционной технологии, не способен обеспечить надёжную защиту алюминия. В частности, из-за того, что присадки в его составе не могут дать надёжную защиту этому металлу при высоких температурах. Имеется в виду температура выше 105 градусов по Цельсию. Также тосол неспособен защитить алюминий при высоких тепловых потоках.

Большинство автопроизводителей отказались от использования тосола именно по причине изготовления его по традиционной схеме. В инструкции по применению они чётко указывают не применять в качестве ОЖ для двигателя тосол.


Напротив, антифризы на основе карбоксилатов прекрасным образом защищают цветной металл и его различные сплавы.

Водяной насос

Как известно, одной из главных причин выхода из строя водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Такой физический процесс способен образовать каверны на водяном насосе и разрушить лопасти.

Ни одна из существующих ныне ОЖ не способна химическим образом защитить водяной насос и предотвратить разрушение. Но всё же карбоксилатные антифризы значительно снижают воздействие кавитации, увеличивая срок использования водяного насоса до пятидесяти процентов.


Почему тосол, почему антифриз?

Действительно, если качеством заключается только в технологии производства и карбоксилатная группа ценится выше, чем силикатная, почему одна ОЖ называется тосолом, а другая - антифризом?

Как правило, в таких случаях следует разобраться в названии. Антифриз в переводе с английского языка означает «незамерзающий». Что касается тосола, то это советская аббревиатура, означающая технологию органического синтеза.

По сути, тосол является тем же антифризом, разработанным ещё в 1971 году в ГосНИИОХТ, то бишь институте органической химии и технологий. Тосол был придуман, как советский антифриз, для марок автомобилей ВАЗ взамен итальянского антифриза с интересным названием «Парафлю». Зарегистрирована марка антифриза «ТОСОЛ» не была, так как это не было принято в эпоху СССР.

Подведём итоги. Удалось ли нам выяснить, в чём существенная разница между тосолом и антифризом? Как и говорилось выше, ни в одной стране мира нет такого разделения ОЖ. Это только у нас в стране, да и то, из-за промежутка в истории под названием советский стиль. Тосола как такового - нет. И он является лишь маркой антифриза.

Сюжет об охлаждающих жидкостях:

А вот качество антифриза бывает разным. И как стало понятно, совершенным и идеальным антифризом является тот, что изготовлен по карбоксилатной технологии и в составе которого используются качественные присадки. Это означает, что выбор остаётся за покупателем, который сам решит, какой из видов антифриза ему, а вернее его автомобилю, больше подойдёт. Вот и все дела.

Антифриз – охлаждающая жидкость, имеющая, в своей основе, этилен или пропилен гликоль, переводится «Antifreeze», с международного английского языка, как “не замерзающий”. Антифриз класса G12 предназначен для применения на автомобилях с 96-го по 2001 года, на современных авто, как правило, применяются антифризы 12+, 12 plus plus или g13.

«Залог стабильной работы системы охлаждения – качественный антифриз»

В чем особенность антифриза G12

Антифриз с классом G12, как правило, окрашивается в красный или розовый цвета, а также по сравнению с тосолом или антифризом G11, имеет более длительный срок службы - от 4 до 5 лет . G12 в своем составе не содержит силикатов, в его основу входит: этиленгликоль и карбоксилатные соединения. Благодаря пакету присадок, на поверхности внутри блока или радиатора, локализация коррозии происходит только, где это необходимо, образовывая стойкую микро пленку. Зачастую такой тип антифриза заливают в систему охлаждения высокооборотных двигателей. Смешивать антифриз g12 и ОЖ другого класса – недопустимо .

Но у него существует один большой минус – антифриз G12 начинает действовать лишь когда уже проявился очаг коррозии. Хотя такое действие исключает появлению защитного слоя и быстрому его осыпанию в результате вибраций и перепада температур, что дает возможность улучшению теплоотдачи и более длительному времени использовании.

Основные технические характеристики класса G12

Представляет собой однородную прозрачную жидкость без механических примесей красного или розового цвета. Антифриз G12 – это этиленгликоль с добавлением 2-х и более карбоновых кислот, не образовывает защитную пленку, а влияет уже на образовавшиеся очаги коррозии. Плотность составляет 1,065 – 1,085 г/cм3 (при 20°С). Температура замерзания в пределах 50 градусов ниже нуля, а кипения около +118°С. Температурные характеристики зависят от концентрации многоатомных спиртов (этиленгликоля или пропиленгликоля). Зачастую, процентное соотношение такого спирта в антифризе составляет 50-60%, что позволяет добиться оптимальных эксплуатационных характеристик. Чистый, без каких либо примесей, этиленгликоль – вязкая и бесцветная маслянистая жидкость плотностью 1114 кг/м3 и имеет температуру кипения 197°С, а замерзает при минут 13°С. Поэтому в антифриз добавляют краситель чтобы придать индивидуальность и большую видимость уровня жидкости в бачке. Этиленгликоль является сильнейшим пищевым ядом, действие которого можно нейтрализовать обычным спиртом.

Помните что ОЖ смертельно опасна для организма. Для наступления смертельного исхода, будет достаточно 100-200 г. этиленгликоля. Поэтому антифриз нужно прятать от детей как можно дальше, ведь яркий цвет, похожий на сладкий напиток вызывает у них большой интерес.

Из чего состоит антифриз G12

В состав концентрата антифриза класса G12 входит:

  • двухатомный спирт этиленгликоль около 90% от общего объема, который нужен для предотвращения замерзания;
  • дистиллированная вода , около пяти процентов;
  • краситель (цвет зачастую идентифицирует класс охлаждающей жидкости, но могут существовать и исключения);
  • пакет присадок не менее 5 процентов, поскольку этиленгликоль проявляет агрессию к цветным металлам, в него добавляют несколько видов фосфатных или карбоксилатных присадок на основе органических кислот, выступающих в роли ингибитора, позволяющих нейтрализовать негативное воздействие. Антифризы с различным набором присадок, по-разному выполняют свою функцию, и главное их отличие в методах борьбы с коррозией.

Кроме ингибиторов коррозии набор присадок в охлаждающей жидкости G12 включает в себя добавки и с другими необходимыми свойствами. К примеру, обязательно ОЖ должна обладать антивспениванием, смазывающие вещества и составы, предотвращающие появление накипи.

В чем разница G12 и G11, G12+ и G13

Основные виды антифризов, такие как G11, G12 и G13 отличаются по виду используемых присадок: органические и неорганические.


Общие сведения об антифризах, в чем между ними отличие и как подбирать нужную ОЖ

Охлаждающая жидкость класса G11 неорганического происхождения с малым набором присадок, наличием фосфатов и нитратов. Такой антифриз создан по силикатной технологии. Силикатные присадки покрывают внутреннюю поверхность системы сплошным защитным слоем в не зависимости от наличия участков коррозии. Хотя такой слой и защищает уже существующие очаги коррозии от разрушений . Такой антифриз имеет низкую стабильность, ухудшенную теплоотдачу и небольшой строк эксплуатации, после выработки, которого, выпадает в осадок, образовывающий абразив и повреждающий тем самым .

Через то, что антифриз G11 создает слой подобный накипи в чайнике, он не подходит для охлаждения современных авто, имеющих радиаторы с тонкими каналами. К тому же, температура кипения такой охлаждайки составляет 105 °С, а строк службы не более 2-х лет или 50-80 тыс. км. пробега.

Зачастую антифриз G11 окрашивается в зеленый или синий цвета . Такую ОЖ применяют для автомобилей, выпущенных до 1996 года и машины с большим объёмом охлаждающей системы.

G11 плохо подходит к алюминиевым радиаторам и блокам, так как его присадки не могут должным образом защищать этот металл при высоких температурах.

В Европе авторитетная спецификация классов антифризов принадлежит концерну Volkswagen поэтому соответствующая маркировка VW TL 774-C предусматривает использование в антифризе неорганических присадок и имеет обозначение G 11. Спецификация VW TL 774-D предусматривает наличие карбо-кислотных добавок на органической основе и маркируется как G 12. Стандартами VW TL 774-F и VW TL 774-G маркируются классы G12 + и G12 ++, а самый сложный и дорогостоящий антифриз G13 регламентируется стандартом VW TL 774-J. Хотя другие производители такие как Форд или Тойота имеют свои стандарты качества. Кстати разницы между тосолом и антифризом нету. Тосол – одна из марок русского минерального антифриза, которая не рассчитан на работу в моторах с алюминиевым блоком.

Органические и неорганические антифризы смешивать категорически нельзя, поскольку возникнет процесс свертывания и в результате появится осадок в виде хлопьев!

А жидкости классов G12, G12 + и G13 разновидности органических антифризов «Long Life». Применяются в системах охлаждения современных авто выпускаемых начиная с 1996 г. G12 и G12 + на основе этиленгликоля но только G12 plus предполагает использование гибридной технологии производства в которой объединили силикатную технологию с карбоксилатную. В 2008 году появился еще и класс G12++, у такой жидкости, органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок (называется лобридной Lobrid или SOAT coolants). У гибридных антифризах органические присадки смешиваются вместе с неорганическими (могут применяться силикаты, нитриты и фосфаты). Такое объединение технологий дало возможность устранять главный недостаток антифриза G12 – не только устранять коррозию, когда она уже появилась, но и выполнять профилактическое действие.

G12+, в отличии от G12 или G13 может быть смешана с жидкостью класса G11 или G12, но все равно такой «микс» не рекомендован.

Охлаждающая жидкость класса G13 начала производится с 2012-го и рассчитана для автомобильных двигателей работающих в экстремальных режимах . С технологической точки зрения отличий от G12 не имеет, единственная разница в том, что сделана на пропилен гликоле , который менее ядовитый, быстрее разлагается, а значит, наносит меньший вред окружающей среде при его утилизации и его цена значительно выше G12-го антифриза. Изобретался исходя из требований к повышению экологических норм. Антифриз G13, как правило, фиолетового или розового цвета, хотя на самом деле может окрашиваться любым цветом, так как это всего лишь краситель, от которого её характеристики не зависят, разные производители могут выпускать ОЖ с разными цветами и оттенками.


Разница в действии карбоксилатного и силикатного антифризов

Совместимость антифриза G12

Можно ли смешивать антифризы разного класса и разного цвета интересует достаточно многих неопытных автовладельцев, приобретших б/у авто и не знающих, какая марка ОЖ была залита в расширительный бачок.

Сегодня рынок антифризов для радиаторов автомобилей наполняют средства на основе этиленгликоля. Это вещество имеет ряд положительных качеств при эксплуатации. От правильного выбора средства для системы охлаждения зависит ее долговечность, а также работа двигателя.

Антифриз на основе этиленгликоля имеет низкую температуру замерзания, которая зависит от концентрации вещества. Жидкость внутри охлаждающей системы при этом начинает кристаллизироваться в интервале от 0 до -70ºС. При выборе качественного антифриза необходимо учитывать условия эксплуатации машины. В летний период он должен охлаждать двигатель максимально эффективно. Зимой жидкость не должна замерзать даже в сильные морозы.

Виды антифриза

Сегодня существует два основных типа антифриза - карбосиликатные и силикатные вещества. Второй тип применяется в автомобилях старого образца. Самым известным представителем этого класса средств является тосол. Силикатные антифризы имеют ряд недостатков, поэтому для иномарок их не используют.

Антифриз безсиликатный на основе этиленгликоля предпочтительнее для иностранных новых автомобилей. Присадки, которые входят в состав средства, в процессе работы автомобиля оседают исключительно на участках, где образуется коррозия. Это стало возможным благодаря включению в состав средства органических компонентов. В этом случае охлаждение двигателя происходит полноценно.

Силикатные разновидности, изготовленные на основе этиленгликоля, покрывают всю внутреннюю поверхность трубок неорганическими компонентами. Они эффективно предотвращают образование коррозии, но при этом снижают охлаждающую способность системы.

Состав антифриза

Антифризы на основе этиленгликоля имеют определенный состав. От этого зависят их основные характеристики. В чистом виде этиленгликоль выглядит как маслянистая субстанция. Его температура замерзания равна -13ºС, а кипения - +197ºС. Это вещество довольно плотное. Этиленгликоль - сильный пищевой яд. Это вещество токсично, особенно после выработки своего ресурса. Отходы антифризов на основе этиленгликоля, состав которых был загрязнен в процессе эксплуатации тяжелыми металлами, требуют правильной утилизации.

При смешивании его с может значительно снижаться (до -70ºС при соотношении воды и этиленгликоля 1:2). В качестве присадок могут применяться органические и неорганические компоненты. Первый вариант предпочтительнее. сегодня бывают 4 типов: карбоксилатный, традиционный, органический и гибридный. Из-за разницы компонентов, входящих в состав антифриза, нельзя смешивать разные марки этих средств. В противном случае они будут конфликтовать между собой, снижая эффективность вещества.

Цвет антифриза

Изначально антифриз на основе этиленгликоля, цвет которого можно увидеть на производстве, выглядит как прозрачная субстанция. Он имеет только специфический запах. Независимо от марки антифриз не имеет цвета. Красители добавляют для идентификации его качества. Среди водителей и автомехаников бытует принятая ими классификация качества средства в зависимости от его цвета. Выделяется 3 группы антифризов.


  • Класс G11 включает в себя голубые и зеленые средства. Это наиболее дешевые расходные материалы. В их состав входит этиленгликоль и силикатные присадки. Срок эксплуатации таких антифризов составляет около 30 тысяч км.
  • К классу G12 относятся красный и розовый тип веществ. Они характеризуются более высоким качеством. В их состав входят этиленгликоль и органические присадки. Срок эксплуатации таких средств может достигать 150-200 тысяч км. Однако и стоимость их значительно выше.
  • Существует и третий класс - G13. В его состав, помимо перечисленных в предыдущем разделе компонентов, входит пропиленгликоль. Окраска подобных средств чаще всего характеризуется оранжевыми и желтыми оттенками.

Система маркировки

Каждый антифриз на основе этиленгликоля для алюминиевых радиаторов, а также нагруженных систем охлаждения имеет в своем составе красители. Они никак не влияют на технические характеристики вещества. Выбор того или иного цвета зависит от прихоти производителя. Общепринятого стандарта маркировки, как и добавления красителей, не существует.

Представленные выше маркировки, которые чаще всего принимают во внимание водители и автомеханики, применялись раньше при выпуске антифризов VW coolant германского производства. Эти средства пользуются большой популярностью. Однако даже сам уже изменил свои спецификации. Сегодня этот известный производитель изготавливает 3 основных класса антифризов на органической основе. Их маркировка имеет приставку G12++, G12+++ и G13. Поэтому перед покупкой средства для охладительной системы правильнее обращать внимание на рекомендации производителя автотехники, а также состав самого расходного материала. Единой маркировки для всех антифризов не существует.

Основные свойства антифризов

В процессе своей эксплуатации антифризы проявляют целый набор качеств. Их регламентируют нормы и допуски производителей автомобилей. Следует отметить, что этиленгликоль является токсичным веществом. При выработке его ресурса этот показатель увеличивается. Существуют правила, как утилизировать отходы антифризов основе этиленгликоля. Им приписывают различные негативные свойства. Поэтому при необходимо обращаться к специальной организации, которая выполнит утилизацию правильно.

Важно также учитывать вспениваемость антифризов. Для средств отечественного производства этот показатель составляет 30 см³, а для импортных - 150 см³. Смачиваемость у антифризов в 2 раза больше, чем у воды. Поэтому они способны просачиваться даже в очень тонкие трещины. Этим объясняется их способность вытекать наружу даже при наличии микротрещин.

Обзор популярных марок

В нашей стране применяют различные марки антифриза на основе этиленгликоля. К самым популярным относятся «Феликс», «Аляска», «Синтек», Long Life, Nord. Они характеризуются оптимальным соотношением цены и качества.

Представленные антифризы предназначены для суровых условий нашего климата. Также разработанная линейка средств позволяет водителю подобрать требуемое средство для двигателя своего автомобиля. Представленные средства эффективно противостоят образованию коррозии, а также обеспечивают хорошие охлаждающие свойства радиатора.

Популярные сегодня в нашей стране продукты эффективно защищают системы двигателя от образования отложений, особенно в водяном насосе, моторном отсеке и подводящих каналах.