Наглядные материалы, их виды и использование. Наглядные пособия, их роль в использовании при изучении нового материала по математике Виды наглядных пособий в начальной школе

Наглядные пособия – для чего они нужны.

И для учителя, и для ученика очень важен и полезен переход к предоставлению информации наглядно, к таким формам учебной деятельности, которые можно определить как поисково-исследовательские. Поэтому сложно переоценить значимость, которую представляют для более успешного усваивания материала учебно-наглядные пособия . Наглядные пособия по разнице в использовании можно разделить на индивидуальные и общеклассные. Полезным будет привлекать к изготовлению наглядных пособий самих учеников – это стимулирует выработку трудовых навыков, поможет более прочно и сознательно овладевать знаниями и умениями, а также имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Даже ученикам младших классов по силам изготовить простейшие модели и таблицы.

Основные принципы обучения, которые должны осуществляться во время урока, это систематичность, наглядность, учет возрастных возможностей. Необходим также индивидуальный подход. Использование на уроках различных наглядных средств возбуждает внимание учащихся, способствует развитию и более основательному усвоению материала, помогает экономить затрачиваемое на объяснение время. Формирование хороших пространственных и количественных представлений, развитие у учащихся речи, логического мышления, обобщение на основе анализа конкретных явлений – помощью в этом выступят учебно-наглядные пособия . Наглядные пособия, изготовленные, к примеру, для математики, где присуща абстрактность, характер и применение средств наглядности будут различаться с пособиями по гуманитарным предметам. В изучении истории, биологии, географии наглядные пособия служат для показа предлагаемых к изучению объектов. Для того чтобы помочь учащимся составить правильное и полное впечатление о растении или животном, о каком-либо природном явлении, событии и т.д., надо показать им это в как можно более естественном виде и при этом позаботиться, чтобы все нужные детали были хорошо различаемы.

Учебно-наглядные пособия . Наглядные пособия – как использовать их с наибольшим эффектом

Наглядные пособия нуждаются в правильном подборе – это дает возможность использовать их при обучении более эффективно. Принято подразделять пособия на изобразительные и натуральные. Например, натуральные наглядные пособия, которые используют для уроков математики – это предметы окружающей среды. Изобразительные наглядные пособия – в основном образные, это предметные картинки, таблицы с изображениями различных фигур и предметов, или изображения таких предметов и фигур из дерева, бумаги, картона, других материалов. Также это могут быть наглядные экранные пособия, диапозитивы, диафильмы, учебные фильмы. Наглядные пособия в процессе обучения используют для разных целей. Это может быть знакомство с новым материалом, закрепление умений, навыков и знаний, проверка из усваивания. При использовании наглядных пособий как источника знаний необходимо учитывать, что его обязанностью является подчеркивать самое существенное в материале – то есть то, что станет основой для обобщения, а кроме этого, показывать и второстепенное значение. При знакомстве с новым материалом с целью конкретиризования знаний, которые предлагаются для усваивания, используются учебно-наглядные пособия . Наглядное пособие в этом случае выступает как иллюстрированное подкрепление словесных объяснений. Материал будет усваиваться значительно лучше с применением таких пособий, так как в работу включены несколько анализаторов – речевые, двигательные, зрительные, слуховые. Ученики при этом не только овладевают знаниями, но и учатся самостоятельно работать с наглядными пособиями. Учителю, в свою очередь, предлагается всячески поощрять их к самостоятельному использованию наглядных средств. Воспроизведение того, что было воспринято наглядно, предлагается практиковать путем словесного описания, моделирования, рисования.

Зачастую учебно-наглядные пособия используются, чтобы проверить умения и знания учащихся. Но следует знать, что на уроке необходимо применять материал в количестве не больше необходимого – чтобы эффективно использовать учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие, которое используются везде, где только можно, создает вероятность добиться отрицательного результата – ученики отойдут в сторону от поставленной задачи. Вот факты из практики: первоклассников обучают выбирать нужное действие для решения арифметических задач. Для этой цели можно использовать, например, картинку, где изображены котята, сидящие в корзинке, и рядом те, что из корзинки выбрались. Ребенок рассматривает картинку и отвечает на поставленный в задаче вопрос, пользуясь при этом не арифметическим действием, а просто пересчитав котят. В этом случае наглядность не только не помогает, но и задерживает формирование умения выбирать действие над числами, которые даны в условии.

Учебно-наглядные пособия. Наглядные пособия – помощь в создании образного представления

Несмотря на всеобщую компьютеризацию школ, применение наглядных пособий при обучении формирует более образные представления вместе с непосредственным восприятием предметов. Предметная наглядность широко применяется в преподавании естественных наук – здесь имеется возможность дать не только зрительное представление о предмете изучения, но и раздать предметы по рукам (некоторые экспонаты можно понюхать, попробовать на вкус), поработать с изучаемыми предметами и явлениями более плотно – это могут быть растения с листьями, цветком, корнем, а также минералы, части скелета, химические элементы и другие учебно-наглядные пособия. Наглядное пособие используется в обучении в следующих вариантах: демонстрационные изобразительные пособия, предметы окружающей нас обстановки, иллюстрации, дидактический материал, различного рода таблицы – познавательные, справочные, тренировочные, инструктивные, а также счетные и измерительные приборы. Основные признаки хороших наглядных средств – доступность и достоверность содержания, удобный для фронтальной работы формат, соответствующая назначению яркость и красочность изображения, аккуратность и эстетичность, соответствие содержанию предлагаемого к изучению материала.


Многообразие средств наглядности и видов наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа, вызывает необходимость их научной классификации. Отсутствие такой классификации неизбежно приводит к путанице понятий и к несовершенству методов использования наглядных пособий на уроках.

Мы считаем, что для полноты классификации наглядных пособий по истории одного признака по содержанию недостаточно, мы в них различаем содержание и форму, т. е. технику исполнения данного типа пособий.
Один и тот же сюжет может быть напечатан на бумаге типографским способом и использован в качестве настенного или настольного пособия (как раздаточный материал), воспроизведен фотографическим способом на стекле или на пленке в виде диапозитива или диафильма и показан учащимся с экрана, нарисован учителем на доске мелом или сделан учащимися в виде модели, показан при помощи стереоскопа (который почти не встречается в школьной практике), наконец, может быть показан в звуковом или немом кинофильме.
Наоборот, серия диапозитивов включает как памятники, так и реконструкции, исторические картины, схемы, карты, таблицы и т. п.
Мы делаем попытку классифицировать наглядные пособия по истории, которыми в настоящее время пользуется школа, по двум’признакам - по содержанию и по форме (по технике воспроизведения).
По содержанию мы различаем изобразительные и условные наглядные пособия.
К изобразительным наглядным пособиям относятся: репродукции исторических памятников и их реставрации (архитектурные, бытовые), памятники письменности, живописные миниатюры и пр.; 2) портреты исторических деятелей; 3) карикатуры как свидетельство острой классовой и политической борьбы; 4) реконструкции, т. е. картины, как художественные, так и учебные, воспроизводящие деятельность народных масс, те или другие исторические события и явления общественной жизни.
К условным наглядным пособиям мы относим графически выраженные обобщения и соотношения по времени и пространству. Здесь мы различаем: 1) карты - общие, тематические и контурные; 2) схемы - экономические, социально- политические, военно- и революционно-исторические, а также культурно-исторические, таблицы - хронологические, синхронистические и текстовые.
По форме (по технике выполнения) мы различаем печатные, экранные и самодельные наглядные пособия.
Печатные наглядные пособия: 1) настенные, приспо
собленные для работы с классом, - картины, карты и аппликации; 2) настольные - альбомы и атласы (историко-географические и культурно-исторические); 3) иллюстрации в учебнике. Последние две подгруппы объединяет общий признак - индивидуальная работа учащегося над содержанием изображения. Иллюстрация учебника - наиболее доступный вид наглядного пособия, находящийся перед глазами учащегося. Под руководством учителя учащиеся могут рассматривать и делать выводы из иллюстративного материала.

Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. Они воспроизводятся фотографическим способом и экспонируются на экране при помощи светоэлектроаппаратуры. К ним мы относим диапозитивы, диафильмы и кинофильмы.
К третьей группе относятся многочисленные самодельные наглядные пособия. Поскольку они являются результатом творческой деятельности учителя и учащихся, нельзя исчерпать всего богатства их разновидностей. Мы намечаем две основные подгруппы: 1) плоскостные самодельные пособия, к которым относятся: а) схематические рисунки, диаграммы, планы, схемы сражений и прочие рисунки учителя и учащихся на классной доске или на бумаге; б) аппликации - заранее заготовленные рисунки, которые дополняют и иллюстрируют схематические изображения на доске (аппликации могут быть самодельными, а также напечатанными типографским способом; они вводятся в

схематический рисунок в процессе рассказа); 2) объемные наглядные пособия по истории, которые также относятся к числу самодельных, так как фабричное производство их почти не налажено. К ним относятся муляжи, модели, макеты, диорамы.
Таким образом, мы видим, насколько многообразны виды наглядных пособий по истории, которыми пользуется в настоящее время советская школа. Классификация наглядных пособий по двум признакам нужна для того, чтобы определить методику раскрытия сюжета, содержание данного пособия, с одной стороны, а с другой - наметить способ его экспозиции для коллективной (настенные и экранные пособия) или индивидуальной работы (иллюстрации в учебнике, атласы, альбомы, раздаточный материал).
Для того чтобы дать определение любого индивидуального пособия, мы должны найти его место в каждом из двух основных отделов нашей схемы. Так, учебная историческая картина «Продажа рабов в Древней Греции» является реконструкцией, печатным настенным изобразительным наглядным пособием, а схема «Грюнвальдская битва» - печатным условным настольным пособием, иллюстрацией в учебнике по истории СССР для VII класса М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба (с. 86), изображение дворца дожей в Венеции является репродукцией архитектурного исторического памятника в «Альбоме по истории культуры средних веков» Д. Н. Никифорова (табл. 62) - изобразительным настенным пособием, а «План феодального поместья» (учебник по истории средних веков, с. 27) - настольным условно-графическим пособием и т. д.
В дальнейшем мы будем рассматривать практические приемы работы с различными видами наглядных пособий, главным образом по раскрытию их содержания, а вопросов экспозиции будем касаться попутно, в зависимости от наличия тех или других изданий наглядных пособий, которыми располагает в настоящее время советская школа.
’Особое место в классификации средств наглядного обучения занимают исторические памятники как средства монументальной пропаганды, а также технические аудиовизуальные средства обучения (кино, радио, телевидение) как средства массовой информации. Однако их нельзя считать школьными учебными пособиями в узком смысле, так как первые предполагают внеклассную экскурсионную работу, а последние - наиболее эффективное использование средств массовой информации в педагогических целях. В этом отношении делаются лишь первые шаги научной разработки методов использования массовой информации для классной работы в школе.
Мы различаем понятия средств обучения и наглядные пособия. Первые шире вторых. В учебной школьной практике мы пользуемся главным образом наглядными пособиями, во внеклассной работе - различными средствами наглядного обучения!

На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности .

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали .

Виды наглядных пособий, используемых в обучении: предметы окружающей обстановки, демонстрационные изобразительные пособия, таблицы: познавательные, инструктивные, тренировочные, справочные; счетные приборы; измерительные приборы; иллюстрации; дидактический материал.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой -- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.) .

С точки зрения использования наглядные пособия делят на обще классные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока - 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? -- Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне -- и я забуду. Покажи мне -- и я запомню. Дай мне сделать самому -- и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.

Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников .

Признаки хорошего наглядного пособия:

Доступность сюжета;

Достоверность содержания;

Достаточный формат для фронтальной работы;

Красочность и яркость изображения;

Соответствие содержанию изучаемого материала;

Аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

Дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;

Время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).

Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями .

Словесное изложение материала допускает второстепенную информацию, а средства наглядности помогают выделить главное. Именно поэтому наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала .

Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:

развитие у учащихся наглядно-образного мышления;

формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;

фиксация внимания при усвоении учебного материала;

развитие познавательного интереса;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

конкретизация изучаемых теоретических вопросов;

наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д .

Печатные наглядные пособия -- обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. Занятия по информатике и информационным технологиям проходят в кабинете информатики -- учебно-воспитательном подразделении средней общеобразовательной школы, оснащенном комплектом учебной вычислительной техники, соответствующими учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями. Это психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда . Печатные наглядные пособия (плакаты) по информатике и информационным технологиям включены в Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений.

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н.Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо... ничего путного не сделают».

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом педагога. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова педагог руководит наблюдением, которое ведут обучающиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах обучающиеся получают из наблюдаемых объектов.

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В.Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении» (М.: Учпедгиз, 1960). Наиболее типичными из них являются:

При помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

При помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.

С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. В этом случае, на учебном занятие, посвященном той же теме (серная кислота), педагог сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства .

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности обучающихся. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание педагогом форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у обучающихся правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. В преподавании общетехнических и специальных предметов показ реальных объектов часто единственный путь передачи сведений о них обучающимся .

Преподаватель предъявляет средства наглядности на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет инженеру-преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности обучающихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

Вопросы методики применения наглядных пособий

1. При подготовке к занятию:

1.1. определение дидактических задач, решаемых с помощью наглядных пособий;

1.2. детальное знание наглядного пособия, намеченного к применению на занятии;

1.3. определение места наглядного пособия на занятии;

1.4. определение способов применения наглядных пособий на занятии.

2. В ходе проведения занятия:

2.1. подготовка обучающихся к восприятию демонстрации пособия. Создание проблемной ситуации;

2.2. руководство восприятием пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.);

2.3. анализ совместно с обучающимися, учебного материала, получаемого с помощью наглядного пособия;

2.4. руководство самостоятельной работой обучающихся по осмыслению материалов, получаемых с помощью наглядных пособий;

2.5. рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и учебного труда обучающихся с учетом содержания и специфики наглядных пособий .

Дидактические задачи, решаемые с помощью применения наглядных пособий

· сообщение обучающимся более полной и точной учебной информации, повышение в результате этого качества обучения;

· повышение доступности обучения;

· повышение темпа изложения учебного материала;

· повышение интереса, удовлетворение их запросов и любознательности;

· снижение утомляемости обучающихся на занятиях;

· переключение сэкономленного времени на творческую деятельность;

· увеличение доли времени на самостоятельную работу обучающихся;

· облегчение труда преподавателя и обучающихся.

Учебные ситуации, требующие применения наглядных пособий:

· Изучаемые объекты в натуре очень велики или столь же малы;

· Необходимость наглядного выражения взаимосвязи элементов, показывающая принцип действия устройства;

· Демонстрация взаимного расположения деталей механизма или машины в наиболее характерных моментах движения.

Методические требования к демонстрации наглядных пособий

· Наглядное пособие нужно демонстрировать тогда, когда в этом возникла необходимость во времени и по содержанию изучаемого материала;

· Нельзя перегружать занятие демонстрацией наглядных пособий;

· В процессе восприятия демонстрируемого наглядного пособия следует вовлекать возможно большее количество органов чувств - зрение, слух, осязание и т.д.;

· Рационально сочетать слово и демонстрацию. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия;

· Побуждать, обучающихся, при изучении наглядных пособий проявлять инициативу, мыслительную деятельность и самостоятельность;

· Умело использовать “эффект новизны” - не показывать наглядное пособие, обучающимся, до момента его демонстрации;

· Действующие и динамические наглядные пособия обязательно показывать в динамике, в действии;

· Обеспечивать условия хорошей видимости демонстрируемого наглядного пособия (место расположения, освещенность, четкость изображения) .

Методика использования наглядности преподавателя дисциплины «Технология парикмахерских работ» приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Преподавание технологии тесно связано с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу) . Прямое изучение действительности, то есть изучение, основанное на наблюдении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на учебном занятии темы. Чтобы обучающийся смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить.

Использование наглядных средств для преподавания технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются преподаватели и обучающиеся для более эффективной реализации задач образования. На каждом занятие необходимо наличие образца (схожих образцов), схем, эскизов, инструкционных карт.

Неполная информация необходимая, для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у обучающихся. Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно "прозрачно", оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственного и образного мышления .

При преподавании технологии особенно значимо использование наглядных средств обучения. Педагог застрахован от многих методологических ошибок, если перед учащимися стоит зрительно воспринимаемый объект. Тогда объяснение, используемые при этом термины не входят в противоречие со сложным образом, как это часто случается, если словесно пытаются передать объект, недоступный наблюдению

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что:

1. Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов. И когда говорят о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют в виду наглядность образов этих предметов.

2. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения. Поэтому ненаглядным "может быть образ реально существующего предмета или явления и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующего реально, фантастического объекта.

3. Наглядность или не наглядность образа, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его познавательных способностей, от его интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания увидеть, услышать, ощущать данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта.

3. Следует иметь в виду, что функции учебных пособий и средств наглядности в обучении могут быть совершенно разными. В одних случаях наглядные пособия могут использоваться для создания у учащихся конкретных, наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которых они не наблюдали. В других случаях наглядные пособия используются для того, чтобы обучающиеся смогли проделать с ними какие-то определенные действия. Пособия могут использоваться и как материализованные опоры для усвоения сложных абстрактных понятий. И т. д.

Каждый раз, используя те или иные наглядные пособия и средства наглядности, педагог отдает себе отчет в том, какую именно функцию эти пособия должны выполнить в учебном процессе, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы насытить занятия наглядностью.

4. При использовании наглядных пособий и средств наглядности учителю надо учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся, особенности содержания учебного материала, а также свои личные качества: ведь один педагог, лучше владеет речью, другой -- более изобретательной и т.д.

Наглядность способствует воспитанию у ребенка чувства ре­альности. Наглядные пособия употребляются чаще всего тогда, когда объект изучения недоступен непосредственному воспри­ятию учащихся или территориально, или по степени своей струк­турной сложности, или по каким-либо иным причинам. Содейст­вуя осуществлению наглядности, учебные пособия обеспечивают богатство восприятий. Но надо иметь в виду, что наглядное учеб­ное пособие значительно беднее натурального объекта.

Конкретизируя учебный материал, учебное пособие не дает той полноты жизненных отношений, которую мы обнаруживаем и вскрываем перед учащимися, например, на экскурсии.

Наглядное пособие ведет к опосредованному познанию. Оно побуждает не только воспринимать действительность, но и осмыс­лять ее, т. е. отражать наиболее полно, адекватно действительно­сти. В этом сущность учебной роли наглядного пособия.

Используя наглядное учебное пособие, мы, прежде всего, даем учащимся возможность воспринять его как целое, а затем путем анализа вскрываем его главные части и их отношения и затем вновь приходим к синтезированному восприятию целого. Таким образом, здесь ребенок от синтеза в мыслях переходит к синтезу в вещах. А дальше усвоенное в школе он переносит в повседневную практику и таким образом проверяет выведенные положения, еще прочнеe закрепляя их в памяти.

Наглядное учебное пособие дает возможность конкретизировать учебный материал. В одних случаях изучаемый объект сам по себе прост, доступен непосредственному восприятию - мы его приносим в класс, показываем учащимся, например ветки, цветы; или совершаем экскурсию, например, на скотный двор, в парк, в В других случаях он недоступен непосредственному восприятию, и тогда приходится пользоваться картиной, чучелом или макетом. Иногда изучаемый объект хоть и доступен, но он является структурно очень сложным для восприятия ребенка и как таковой не может быть предъявлен для непосредственного изучения на уроке, например паровоз. В таких случаях берется не натураль­ный объект во всей его сложности, а упрощенная модель этого объекта, благодаря которой учащиеся получают возможность уяс­нить нужное. После полезно при случае показать и сам натураль­ный объект. Пособие часто дает возможность сложные отношения заменить отношениями простыми. Мы показываем классу диаграмму. Здесь отношения больших чисел, отношения трудно представляемые заменяются отношениями малых чисел, отношениями более простыми и наглядными. Значит, и модель, и диаграмма уп­рощают материал, делают его доступным для ребенка, дают воз­можность учащимся осмыслить его, понять.

Учебное пособие можно рассматривать и как мнемонический прием, который дает возможность лучше сохранить материал в памяти учащихся. Причем здесь ученик запоминает не только са­мое пособие, но и то, что было с пособием связано, хотя бы только по времени.

Наглядное учебное пособие пробуждает интерес и тем освежа­ет внимание учащихся и, кроме того, сообщает этому вниманию определенную направленность.

Пособие дает возможность особенно просто и наглядно под­нести итог проделанной работы. Например, даются учащемуся от­дельные детали табуретки, представляющие собой различные ста­дии ее изготовления, и предлагается расположить их в последова­тельности технических процессов изготовления этой вещи. Или на уроке естествознания - отобрать из альбома рисунки животных того или иного вида, класса.

Можно наметить ряд требований, которым должны удовлетво­рять наглядные учебные пособия. Пособие должно быть демонстративно, т. e. в нем должны ярко бросаться в глаза те его стороны, которые подлежат изучению.

Например, счетная лестница представляет собой 10 палочек различной длины: здесь длина палок - это то, что останавливает на себе внимание ребенка. Из этих палок получается лестница только в том случае, если они подбираются по их последовательно уменьшающейся длине.

Если имеется 10 цилиндров, одинаковой длины и окраски, но разнящихся диаметром основания (от 1 до 10), то внимание учени­ков невольно останавливается на этой разнице - это толстый, а это тонкий; этот еще тоньше и т. д.

Пособие должно давать детям что-то новое, даже в том случае, если оно представляет собой достаточно известный детям объект. Например, на картинке изображена белка, объект, знакомый уча­щимся 7-го класса вспомогательной школы. Но возможно, что ученики не знают, как белка сушит себе грибы. Вот на картинке пособий и видны грибы, насаженные на ветки дерева.

Каждое пособие должно быть посильно для той возрастной группы, для которой оно предназначается. Например, надо нау­чить детей разлагать числа первого десятка на 2-3 слагаемых. Для этого можно сделать табличку, где нарисовано определенное чис­ло пуговок. Табличка вывешивается на доске. А у учащихся есть линеечки и коробки с пуговицами. Линеечки настолько узкие, что они на 2-3 мм меньше диаметра пуговичек. Требуется взять из ко­робки то число пуговиц, которое нарисовано на табличке (отличение числа от структуры), и разложить их на 2 или 3 линеечки.

Пособие должно действовать на ученика многообразием своих качеств: и цветом, и величиной, и тщательностью отделки. Оно должно производить эстетическое впечатление. Это требование важно соблюдать в пособиях-самоделках.

Особо большое значение имеют те пособия, которые могут быть употреблены в разных разделах курса.

Например, ту же счетную лестницу можно употреблять для того, чтобы проверить, как учащиеся сравнивают длину:

Дай самую длинную (метр);

Дай самую большую из оставшихся (9 дециметров);

Дай самую большую из оставшихся (8 дециметров) и т. д.

Ее же можно взять и при прохождении состава чисел первого десятка, когда вы складываете палку в 3 дм и 2 дм и заменяете их палкой в 5 дм; при прохождении счета в пределе двух десятков опять возможно применение счетной лестницы; берете палку в 10 дм. Читаете: один на десять или одиннадцать. Положите 2 дм и получите два на десять - двенадцать и т. д.

Если мы имеем ряд пособий по какому-либо вопросу курса, то их следует так расположить в классе, чтобы уже самое расположе­ние наталкивало учеников на определенные выводы и обобщения. Например, есть три плаката:

«В предложении перед а ставится запятая»;

«В предложении перед но ставится запятая»;

«В предложении перед что ставится запятая».

При удачном расположении плакатов (один под другим) уча­щимися легко делается единая формулировка: «В предложении перед а, но, что ставится запятая».

Приобретаются наглядно-учебные пособия в специальных магазинах наглядных учебных пособий. Очень много пособий можно выбрать в детских игрушечных магазинах. Пособия могут быть изготовлены на уроках труда в различных школьных мастерских. И, наконец, пособия могут быть изготовлены самим учителем или учеником под руководством учителя в процессе внеклассных за­мятий.