Придумал парту. Школьная парта Эрисмана

Занимаясь домашним уютом и интерьером мы порой забываем о своих детях.

Собирая их в школу, покупаем им рабочий стол или парту, какую найдем в ближайшем магазине или закажем в интернет-магазине. Главный критерий в выборе выдвижных ящичков для хранения - побольше. Потом "чадо" садится делать уроки, а мы твердим ему: "сиди прямо" "глаза сломаешь", "горб наживешь", ну, и так далее, - в зависимости от фантазии родителя. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом с прямой столешницей не согнувшись. Немного истории: Школьную парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века , имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку . И глаза напрягаются меньше. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф. Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Ф. Ф. Эрисман результаты этих исследований обобщил в проекте так называемой образцовой классной комнаты. Выглядела она примерно так: Она прекрасно знакома старшему поколению, у нее есть некоторые неудобства, но главное - она не портит осанку ребенка. Потом пошли новые парты, но оставалось главное - угол наклона столешницы.

Немецкая школьная парта. Потом прошло время... Эти парты ушли...Остехондроз и близорукость стали профессиональными заболеваниями у школьников. Времена к счастью иногда меняются. По новому САНПИНУ столешня школьной парты должна иметь от 12 до15гр наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут "горбатится". Это уже заложено анатомически и придумано век назад. Все это мне навеяло 1 сентября и спина моего ребенка сидящего в кассе. Изучив историю, новые школьные нормативы, я сделал прототип. Пока он не имеет обязательного покрытия (темный цвет +матовый лак), может что-то придется дополнить. Главное рабочий конструктив, так как были использованы совсем другие материалы. Материал -березовая фанера. Предполагаемое покрытие - морилка, полиуритановый лак. Регулировка по высоте.Под столешней ящик для хранения тетрадей и книг. Будет дополнено стопором или газовым лифтом.

Ребенок работая за такой партой меньше устает, а натуральный материал дает тепло и чувство комфорта. На данный момент"полевые" испытания показали полную работоспособность этой парты.
Это уже поточные варианты, отделка -морилка орех, грунт, полиуритановый лак Sayerlak матовый.

Школьная парта – одно из прекрасных школьных воспоминаний. Каждая парта – абсолютно живой и индивидуальный участник всех школьных событий, она словно хороший школьный друг. С партой связано очень много интересных воспоминаний в школьной жизни. Каждый из нас помнит свою школьную парту до мелочей, до каждой надписи и пятнышка на ее столешнице. А между тем, это не только предмет воспоминаний детства и юности, но и серьезное изобретение.

Школьная парта – главное оборудование в классе, без школьной парты и школьной доски невозможно правильно организовать школьный процесс.

Правильная школьная парта Эрисмана была изобретена в 1870 году, и сегодня она вновь возвращается к нам. Знаменитый русский гигиенист Эрисман Ф.Ф. сначала придумал одноместную школьную парту, а в конце 19 века ссыльный петербургский студент Коротков П.Ф. усовершенствовал парту Эрисмана, сделав ее двухместной, за что получил серебреную медаль на промышленной выставке и диплом об изобретении. А первый аналог такой мебели в виде постовца появился еще в эпоху Возрождения, потом он преобразовался в конторку или секретер, а уже позже – в школьную парту.

Правильное устройство школьной парты Эрисмана создает хорошие условия ученику для письма, чтения, рисования.

1. Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе , не препятствующей нормальному развитию ребенка.

2. Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепежных элементов, поэтому не причинит повреждений ребенку.

3. Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребенку не сложно ею пользоваться, а взрослому – обслуживать.

Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты.

Конструкция школьной парты такова, что позволяет формировать правильную осанку, так как парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.

Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.

В царской России также была изобретена уникальная парта-трансформер, у которой меняется высота стола и угол наклона столешницы. Такая школьная парта помогла сохранить правильную осанку и хорошее зрение многим поколениям школьников. Раньше эти парты использовали только в элитных школах из-за их дороговизны, но сегодня их производство удешевлено, и они массово применяются в школах России.

В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты

Но классическая школьная парта Эрисмана по-прежнему – главный атрибут любой школы.

Введение.

Мебель для школы во всем своем многообразии появилась в истории не сразу. История школьной мебели началась с самого необходимого для занятий предмета – школьной парты . Хотя многие, по привычке, называют стоящие в классе столы партами. А ведь больше 100 лет парта была спутником любого школьника от первого класса до получения аттестата зрелости!

В школах древности никаких особых парт и столов ученикам не полагалось. Школяры времен Древней Эллады или Рима писали на покрытой воском дощечке, пристраивая ее у себя на коленях.

В Средневековье и более поздние времена все ученики, находящиеся под началом учителя, усаживались за один стол. В некоторых странах они сидели на стульях, а на Руси, как правило, на деревянных лавках. Потом школьники стали заниматься на так называемом поставце – столике с откидной наклонной доской, за которой работали стоя. В школе эти поставцы не прижились, но из них со временем получилась канцелярская «конторка» (ее можно увидеть на рисунках и картинах XIX века) и хорошо знакомый вам секретер (за которым, правда, работают сидя на стуле).

Но уже к середине XIX

Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман… Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано - во всех школах использовать парты единого образца.

Цель: исследовать и сравнить степень действия формы и вида школьной парты на здоровье школьника.

Задачи :

    Изучить литературу по данной теме;

    Познакомиться с историей происхождения школьной парты и её усовершенствованием;

    Познакомить с историей возникновения школьной парты в России;

    Выявить преимущества и недостатки школьной парты;

    Рассмотреть виды школьных парт в разных странах мира;

    Проанализировать характер воздействия на здоровье учеников школьной парты;

    Показать изменение школьной парты во времени и современное ее усовершенствование.

Методы исследования : анализ литературы по проблеме исследования, социологический опрос, статистические данные, использование интернет – ресурсов, корректировка в конструкции парт.

Гипотеза : влияние конструкции школьной парты на здоровье ученика.

Объект исследования : учащиеся МБОУ «Лянторской СОШ № 3».

Предмет исследования: школьная парта.

Практическая значимость проекта : данный проект помогает выяснить значимость правильной школьной мебели в формировании здорового детского организма, влияние школьной парты на профилактику детского сколиоза и развитие ранней близорукости у школьников, формирование правильной осанки; показывает на то, как сказывается удобство школьной парты на усидчивости ребёнка, его способности лучше усваивать учебный материал.

Глава 1. История школьной парты.

    1. Парта Эрисмана

К середине XIX века и учителя, и медики стали задумываться – а как сказывается на здоровье школьника сидение несколько часов подряд за не приспособленным для долгих занятий столом? Ведь такое неудобное положение очень вредно для позвоночника! Да и зрение от этого портится…

Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман.

Но парта Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места. Поэтому в большинстве школ 20го века использовались парты на двоих.

Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины 19го века, когда Высочайшим Постановлением было предписано - во всех школах использовать парты единого образца.
Эти парты просуществовали без изменений до второй половины 20го века, на них сидели еще наши прапрабабушки и прапрадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года! Редкий образец удачной конструкции изделия, по распространению сравнимый разве, с автоматом Калашникова! Но большинство сегодняшних молодых мебельщиков эту парту просто не помнят. Не довелось.
Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм.

Эта двухместная парта включала продольных два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний от сидящего за партой край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша.

Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница - в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Интересно и то, что петли откидных крышек, ломались довольно часто, но не продавались нигде, и их изготовление служило прекрасным занятием для мальчиков на уроках труда!


За такой партой ученик мог сидеть только в одном, лишь в самом удобном для него положе-нии, словно сегодняшний космонавт в индивидуальном ложементе. Этому способствовали нужная высота спинки, поддерживавшей именно поясницу, правильно рассчитанный уро-вень высоты подножки, точное расстояние до нее от переднего края сиденья, правильный угол наклона столешницы и т.д. А для того, чтобы парты как теперь говорят, росли вместе с учеником, - они выпускались в четырех типоразмерах.
То есть уже полтора века назад безопасность ребенка ставилась во главу угла!
Все было продумано и проверено, полностью соответствовало требованиям. Так, почему же этих, столь безопасных и сохраняющих здоровье детей и подростков предметов, в наших школах вдруг, не стало? Почему они сохранились лишь в единичных экземплярах, да и то, в музеях? Есть лишь один единственный класс, полностью оснащенный этими партами - в здании Симбирской гимназии, где учились еще Ленин и Керенский!

1.2 Недостаток парты Эрисмана
Дело в том, что такая парта имеет несколько существенных недостатков. Один из них - встать из-за нее можно было, только откинув крышку, словно люк танковой башни. И учите-ля каждый раз, первого сентября, вновь и вновь тренировали классы вставать из-за парт не создавая оглушительного грохота. Если ученик, вызванный к доске, вставал, то учебник или его большая тетрадь сдвигались поднятой крышкой вперед, цепляли чернильницу, и все ее содержимое выливалось на спину сидящего впереди. Причем, фиолетовые чернила, потом сводились обычно нашатырным спиртом или нашатырно-анисовыми каплями от кашля. Но главная трудность состояла в уборке помещения. Ведь парты, соединенные в один продоль-ный ряд и сцепленные между собой выступающими концами своих полозьев - неприступная конструкция, почти недоступная для веника и тряпки. Ведь, когда после революции ликви-дировали должность уборщиц, и в действие вступил чеховский лозунг:«чисто не там, где ме-тут …», - уборку доверили самим школьникам. В результате, настоящая очистка пола стала производиться только летом - при его новой покраске...Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. Так как ученики год от года становились старше, то парты произво-дились для четырех возрастных групп. Со временем такие парты обзавелись отверстиями для, книгодержателем и другими приспособлениями, стали выпускаться более раз-нообразными по размерам…

1.3 Парта 60-х годов.

В начале 60-х годов прошлого века, когда наконец-то началось строительство жилья, был объявлен и другой лозунг: «В новую квартиру - с новой мебелью!». Новые парты были нужны обязательно! Но государство не могло осилить огромные затраты на их полную замену, да и в стране просто не растет столько дуба, чтобы разом изготовить миллионы новых парт.

Вот тогда-то и придумали дешевые столики на трубчатых металлических ножках, с при-ставным стулом, который во время уборки можно было бы ставить ножками вверх - си-деньем на столешницу. К тому же, такая конструкция помогала учителю в начале учебного дня сразу увидеть, кого сегодня нет в школе. Тогда, в период «оттепели», всем очень хоте-лось хоть как-то отойти от этого сидения в классе в строгой позе, в ряд, затылок в затылок. Мечталось об американском опыте, когда ученики словно бы ведут диалог с учителем, сидя за индивидуальными столами, свободно расставленными в классе. Но суровая действитель-ность: недостаток учителей и школьных помещений скоро снова заставили сажать учеников по двое за вновь разработанные столы, по-прежнему, выстроенные в классе в три ряда.
От этой мебели гигиенисты пришли в ужас сразу же, еще в 60-х, только один раз увидев, как криво-косо сидел за ней наш ученик.

1.4 Современная школьная парта.

Мебель для школ не выставляют в магазинах. Ее заказывают и покупают оптом. Делать ее - выгодно. Но чтобы оценить, что же сегодня предлагают наши изготовители, достаточно пройтись по страницам Internet .

Выбор школьной мебели крайне скуден. Заметно, что ее проектирование проводилось домашними умельцами, не только не читавшими действующих стандартов, но и не знающих даже, чем парта отличается от стола со стулом - партой огульно называется теперь все, что предназначено для занятий ученика сидя.


Вся школьная мебель похожа на ту, что была сделана в 60-е, только стала она еще хуже - почему-то стало немодным выполнять даже элементарные требования стандартов. Взамен прочного, многослойного пластика, применяется ламинированная плита, у мебели острые уг-лы, нет наклона у столешниц, высота их не регулируется, ростовые размеры детей и подрост-ков не учтены, стул не регулируется по высоте, его невозможно зафиксировать на нужном расстоянии от стола, нет подножек, подлокотников. Ядовитые выделения из ДСП, вдыхают школьники все десять лет своей учебы, - не хочется и спрашивать, какое здоровье будет у наших будущих поколений. Достаточно просмотреть статистику военкоматов при призыве в армию...
Похоже, что те, кто разрабатывает эти изделия, просто мстят младшим за свои уже прошедшие десятилетние мучения в школе за неудобным и опасным столом.

Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: ведь это непорядок, когда современные дети вынуждены сидеть за партами, придуманными еще во времена Александра Второго! Однако создать что-то принципиально новое оказалось труднее, чем принять по этому поводу постановление правительства. А потому старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.

Но конструкторская мысль не стоит на месте. Существует множество проектов (разработок и даже реальных образцов) самых современных школьных парт, которые не только отвечают всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки и техники. Парты, растущие вместе с учениками, парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты, разработанные учеными Даремского университета, сочетающие функции клавиатуры и дисплея. То, что «напишет» ученик за такой партой, может тут же без труда «проявиться» на классной доске или за столом учителя. Внедрению всей новой техники препятствует только одно: такие парты пока еще весьма дорогие. И все же будем надеяться, что вам еще предстоит посидеть за такими чудо - партами. Ведь время и ученые работают на вас!

    1. НормыСАнПиНа.

Немецкая школьная парта.

Занимаясь домашним уютом и интерьером мы порой забываем о своих детях. Собирая их в школу, покупаем им рабочий стол или парту, какую найдем в ближайшем магазине или зака-жем в интернет-магазине. Главный критерий в выборе выдвижных ящичков для хранения - побольше. Потом "чадо" садится делать уроки, а мы твердим ему: "сиди прямо" "глаза сло-маешь", "горб наживешь", ну, и так далее, - в зависимости от фантазии родителя. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом с прямой столешницей, не согнув-шись.

Времена к счастью иногда меняются. По новому САнПиНу столешница школьной парты должна иметь от 12 до15гр наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут "горбиться". Это уже заложено анатомически и придумано век назад .


Материал -березовая фанера. Предполагаемое покрытие - морилка, полиуритановый лак. Регулировка по высоте. Под столешницей ящик для хранения тетрадей и книг. Будет допол-нено стопором или газовым лифтом.


Ребенок работая за такой партой меньше устает, а натуральный материал дает тепло и чувство комфорта. На данный момент"полевые" испытания показали полную работоспособность этой парты.


Глава 2. Школьные парты в разных странах мира.

2.1 Перуанская школа.


2.2 Школа Нигерии


2.3. Немецкие школьники


2.4. Школа в Японии

Урок классического японского языка (г.Токио)

2.5 Школьники Бразилии


2.6 Английская школа


Глава 3. Характер воздействия школьной парты на здоровье учеников.

3.1 Статистические данные

Вопрос здоровья школьников волновал и учителей, и медиков еще в 19 веке. По данным социологического исследования мы выявили, что неудобное положение очень вредно для позвоночника (развивается детский сколиоз).

Да и зрение от этого портится - развивается (близорукость)…

Данные представлены в диаграмме.

В настоящее же время – 3% детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель растет до 10%. В 7-8 классе он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью.

Близорукость у подростков в последние годы приобрела поистине пугающие масштабы - по статистике миопией страдает каждый третий ребенок в возрасте 14 - 15 лет. Стабилизируется острота зрения, как правило, в возрасте от 18 до 25 лет. Среди учащихся 1-2-х классов близорукость встречается у 3-6%, 3-4-х классов - у 6%, 7-8-х классов - у 16% и в 9-10-х - более чем у 20%. Выраженная (высокая, далеко зашедшая) близорукость дает свыше 30% слабовидения и слепоты от всех глазных заболеваний, она является преградой к выбору многих профессий.

По данным диспансеризации, у школьников за последние годы почти в два раза выросло количество заболеваний позвоночника. В результате - в четырех случаях из пяти это приводит к “взрослому” остеохондрозу, который оборачивается межпозвоночными грыжами, радикулитами и т.д., а иных делает инвалидами. По данным углубленных педиатрических осмотров детей в дошкольных учреждениях, в последнее десятилетие нарушения костно-мышечной системы стоят на первом месте среди всех встречающихся морфофункциональных отклонений. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) растет число детей с асимметричной осанкой, с деформациями грудной клетки и нижних конечностей.

- Каковы симптомы самого распространенного из детских ортопедических заболеваний - сколиоза?

- Греческое слово “сколиоз” (по-латыни scoliosis) означает “кривой”. Основной симптом - боковое искривление позвоночника и его скручивание вокруг своей оси (торсия). Но этот недуг нужно рассматривать не только как ортопедическую деформацию, а как сложное заболевание костной и нервно-мышечной системы растущего организма. Эта прогрессирующая патология, развиваясь, вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета ребенка. У больных сколиозом не только уродуется фигура, но происходят функциональные нарушения состояния внутренних органов, в первую очередь - сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Малый рост, сутулость, а в тяжелых случаях и горб меняют психику подростков, особенно девочек - они становятся нелюдимыми, раздражительными. Кстати. Девочки заболевают сколиозом в 4-6 раз чаще, чем мальчики. Болезнь начинается с нарушения осанки. Первыми аномалию должны заметить родители. Неправильная поза в положении сидя, стоя, странная походка не должны остаться без внимания и педагогов.

Согласно исследованиям, почти 70% юношей и девушек эти страшные заболевания приобретают в школе, а значит, их можно предотвратить? Какие меры профилактики посоветуете вы - специалист, работающий с детьми более 30 лет?- Если своевременно оказать амбулаторную помощь, у детей с нарушениями осанки и сколиозом можно приостановить дальнейшее нарастание деформаций и стабилизировать позвоночник. Однако из-за отсутствия в нашей стране единой государственной программы и слабо развитой сети спецмедучреждений для лечения детей с нарушениями осанки и начальными формами сколиоза подавляющее большинство их остается без квалифицированной помощи или попадает в руки непрофессионалов. Проблема не только медицинская, но и социально-экономическая, требующая вмешательства государства.

3.2 Изменение школьной парты во времени и современное ее усовершенствование. Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.

Виды школьных парт:

Школьная парта с регулируемой высотой
1-местная или 2-местная (отдельно школьный стол, и отдельно школьные стулья). Школь-ная парта без наклона столешницы, подходит с первого по старшие ученические классы. Можно регулировать высоту стола и стула под изменяющийся рост ребёнка.

Школьная парта антисколиозная с регулируемой высотой
1-местная или 2-местная (отдельно ученический стол, и отдельно ученические стулья).
Ученическая, школьная парта рекомендуется для младших ученических классов, т.к. она имеет специальные пазы со стороны ученика, которые дают возможность сидеть как можно ближе к столу и локти ученика при этом не будут провисать, соответственно позвоночник будет находится в правильном положении. Эта школьная парта ученика имеет стандартный наклон столешницы 7 градусов. Ученик может регулировать высоту школьного стола и школьного стула под свой рост.

Парта Эрисмана

Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано - во всех школах использовать парты единого образца.

Эти парты просуществовали без изменений до второй половины ХХ века, на них сидели еще наши прапрабабушки и прапрадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года! Редкий образец удачной конструкции изделия, по распространению сравнимый разве, с автоматом Калашникова! Но большинство сегодняшних молодых мебельщиков эту парту просто не помнят. Не довелось.

Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм. Эта двухместная парта включала продольных два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний от сидящего за партой край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша. Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница - в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Интересно и то, что петли откидных крышек, ломались довольно часто, но не продавались нигде, и их изготовление служило прекрасным занятием для мальчиков на уроках труда!

За такой партой ученик мог сидеть только в одном, лишь в самом удобном для него положении, словно сегодняшний космонавт в индивидуальном ложементе. Этому способствовали нужная высота спинки, поддерживавшей именно поясницу, правильно рассчитанный уровень высоты подножки, точное расстояние до нее от переднего края сиденья, правильный угол наклона столешницы и т.д. А для того, чтобы парты как теперь говорят, росли вместе с учеником, - они выпускались в четырех типоразмерах.

То есть уже полтора века назад безопасность ребенка ставилась во главу угла! Все было продумано и проверено, полностью соответствовало требованиям тех наук, которые родились значительно позже самой этой парты - антропометрии и эргономики. Это произошло почти за век до разработок шведского врача-гигиениста Б. Акерблома, проведшего в сороковых годах ХХ века исследования по сравнению форм различных стульев, кресел и сидений с антропологическими характеристиками человека и создавшего за полвека до появления самого этого понятия "дизайн", так называемую "Линию Акерблома", известную теперь любому дизайнеру!

Так, почему же этих, столь безопасных и сохраняющих здоровье детей и подростков предметов, в наших школах вдруг, не стало? Почему они сохранились лишь в единичных экземплярах, да и то, в музеях? Есть лишь один единственный класс, полностью оснащенный этими партами - в здании Симбирской гимназии, где учились еще Ленин и Керенский! Дело в том, что такая парта имеет несколько существенных недостатков. Один из них - встать из-за нее можно было, только откинув крышку, словно люк танковой башни. И учителя каждый раз, первого сентября, вновь и вновь тренировали классы вставать из-за парт не создавая оглушительного грохота. Если ученик, вызванный к доске, вставал, то учебник или его большая тетрадь сдвигались поднятой крышкой вперед, цепляли чернильницу, и все ее содержимое выливалось на спину сидящего впереди. Причем, фиолетовые чернила, потом сводились обычно нашатырным спиртом или нашатырно-анисовыми каплями от кашля.

Но главная трудность состояла в уборке помещения. Ведь парты, соединенные в один продольный ряд и сцепленные между собой выступающими концами своих полозьев - неприступная конструкция, почти недоступная для веника и тряпки. Ведь, когда после революции ликвидировали должность уборщиц, и в действие вступил чеховский лозунг: "чисто не там, где метут …", - уборку доверили самим школьникам. В результате, настоящая очистка пола стала производиться только летом - при его новой покраске... Эту самую чудо-парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше.

В работе "Влияние школ на происхождение близорукости" (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф.Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название "парты Эрисмана", определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Ф.Ф. Эрисман результаты этих исследований обобщил в проекте так называемой образцовой классной комнаты.

Рис. 3. Основные элементы парты и их размеры: А - горизонтальная доска крышки парты; Б, В - наклонная доска; Б - неподвижная часть; В - поднимающаяся часть; Г - спинка скамьи; Е - боковые стойки; Ж - полозья-бруски; ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.

Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом. Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3-3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору. Дифференция - расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья - должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7-1/8 часть роста. Дистанция скамьи - расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья - отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т.е. край скамьи должен заходить под край стола на 3-4 см (рис. 4).

Рис. 4. Дистанция сиденья парты: А - отрицательная; Б - нулевая; В - положительна

школьный парта эрисман близорукость

Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15°. При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость. В настоящее время разработаны и разрабатываются новые модели парт (легкие, светлой окраски). Путем сравнения величины отдельных частей стола и стула с соответствующими размерами тела учащегося устанавливают, соответствует ли стол и стул сидящему за ним. Парта или стол и стул каждого номера служит для определенной ростовой группы. Ученические столы и стулья изготавливаются пяти групп: А для учащихся, имеющих рост до 130 см; Б " " " " от 131 до 145 см; В " " " " " 146 " 160 "; Г " " " " " 161 " 175 "; Д " " " " более 176 см. Каждая парта или ученический стол со стулом должны иметь маркировку: на внешней боковой поверхности парты или стола делают рельефную маркировку с обозначением номера стола в числителе и поста учащихся в знаменателе. Например, Г/161-175. Кроме того, на обеих внешних боковых сторонах ученического стола должна быть нанесена дополнительная цветовая маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы (кольца) шириной 20 мм. На ученических стульях рельефная маркировка наносится на задней поверхности спинки, а цветовая - на ножках с обеих сторон стула. Для ученических столов и стульев установлена следующая цветовая маркировка: для группы А - желтая " Б - красная " В - голубая " Г - зеленая " Д - белая Согласно новому ГОСТ на школьную мебель, ученические столы и стулья изготовляют двух типов: I тип - с постоянными параметрами и II - с регулируемыми параметрами, причем ученические столы могут быть одно-и двухместными. Рабочая поверхность столов должна быть отделана прозрачными лаками или эмульсиями и другими материалами, отвечающими гигиеническим требованиям, иметь светлую окраску, ровный тон и цвет, допускать мытье теплой водой (60°) с применением моющих средств. Классные доски длиной 3-3,5 м и шириной 1,2 м располагаются обычно посередине передней стенки класса. Нижний край доски должен немного возвышаться над партами. В начальной школе доску укрепляют на уровне 80-85 см от пола, а в средних и старших классах - 90-95 см. По нижнему краю доски делают лоток для предупреждения загрязнения пола меловой пылью. По верхнему краю доски прикрепляют крючки для развешивания таблиц. Над досками должно быть добавочное местное освещение. Поверхность доски должна быть ровной, гладкой, матовой. Для покрытия классных досок используют линолеум, пластмассу, резину. Цвет доски для кабинетов черчения рекомендуется черный, а в остальных случаях - темно-зеленый, коричневый.

Многие ли нынешние дети знают, как выглядела ? Думаем, что им знаком скорее всего современный , а его история его появления скрыта за пеленой времени. Однако, для каждого поколения были свои.
Теперь давайте обо всём по порядку...
В древней Греции, Риме или Египте партой, служила обычная деревянная или глиняная дощечка, лежащая у него на коленях.

Студенты смиренно сидели на ступеньках анфилады или лестницы храма, посвященного древним Богам Олимпа и часами внимали, а иногда и просто зубрили нудные постулаты, мудреные теоремы и аксиомы, послушно и тщательно повторяя их за философами. Так же были популярны общественные лекции в небольших колизеях. Кстати, именно оттуда берут свое начало поточные аудитории.


Уже в Средневековье учеников у преподавателя стало значительно меньше (как за счет войн и эпидемий, так и за счет общего падения интереса к образованию) и сидеть они стали рядом с ним.
На Руси в то же время ребятишек сажали на лавки вдоль стен избы, оставляя при этом пространство посередине для работы лектора.

Немногим позже в Европе появился поставец - тумба или конторка с откидной полкой для удобства письма и хранения письменных принадлежностей.

Только в 19 веке врачи задумались над влиянием рабочего места подростка на его здоровье?
И первым настоящую, специально сконструированную ученическую парту показал миру русский учёный Федор Федорович Эрисман. Изначально за ней мог заниматься только один человек.

Однако, из-за дороговизны мебели, в 20 веке набрали популярность двухместные изделия того же конструктора.

Более ста лет изобретение русского ученого пользовалось популярностью.
Обратите внимание на фото 1950-х годов.
Может кто-нибудь узнает своего дедушку или бабушку?

Однако, в 1970-е годы было решено посадить детишек обратно за обычные столы.

Сегодня учителя и родители, заботящиеся о своих чадах, понимают насколько полезна была модель Эрисмана и постепенно возвращаются к подобным конструкциям.
На сегодняшний день лучшим вариантом и современным прототипом таких моделей является или другими словами , которая обеспечивает правильную анатомическую посадку ребенка в процессе обучения в школе или дома, помогая успешно бороться против сколиоза или ухудшения зрения ребенка.

Предназначенный для учеников в системе среднего (иногда и дошкольного) образования. Как правило, парты предполагают использование одновременно двумя учениками.

Согласно существующим стандартам, школьные парты разделяются на несколько типов, отличающихся высотой столешницы , предназначены для учащихся разного возраста и, соответственно, роста.

В современных учебных заведениях парты заменяются ученическими письменными столами, комплектующихся рабочими стульями с соответствующей высотой сиденья, стулом с подставкой для письма и др.

История

В царской России также была изобретена уникальная парта-трансформер, у которой меняется высота стола и угол наклона столешницы. Такая школьная парта помогла сохранить правильную осанку и хорошее зрение многим поколениям школьников. Раньше эти парты использовали только в элитных школах из-за их дороговизны, но сегодня их производство удешевлено, и они массово применяются в школах России.

В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты, новые технологии её изготовления, с новыми гигиеническими требованиями, современными формами и материалами изготовления. В шестидесятые годы изобрели парты в виде столов с отдельно стоящими стульями. В русле развития техники сегодня множество изобретений школьных парт с вмонтированными компьютерами.

Но классическая школьная парта Эрисмана по-прежнему - главный атрибут любой школы.

Конструкция

Принципы конструкции парт:

  1. Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей нормальному развитию ребёнка.
  2. Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепёжных элементов, поэтому не причинит повреждений ребёнку.
  3. Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребёнку не сложно ею пользоваться, а взрослому - обслуживать.
  4. Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты.
  5. Конструкция школьной парты такова, что позволяет формировать правильную осанку, так как парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.
  6. Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.

См. также

Напишите отзыв о статье "Парта"

Примечания

Литература

  • Н. Картаева Эргономическая методика проверки новых образцов школьной мебели. «Советская педагогика » № 6, 1976

Отрывок, характеризующий Парта

– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
– Верещагин! Он еще не повешен? – крикнул Растопчин. – Привести его ко мне.

К девяти часам утра, когда войска уже двинулись через Москву, никто больше не приходил спрашивать распоряжений графа. Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать.
Граф велел подавать лошадей, чтобы ехать в Сокольники, и, нахмуренный, желтый и молчаливый, сложив руки, сидел в своем кабинете.
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.
Растопчин чувствовал это, и это то раздражало его. Полицеймейстер, которого остановила толпа, вместе с адъютантом, который пришел доложить, что лошади готовы, вошли к графу. Оба были бледны, и полицеймейстер, передав об исполнении своего поручения, сообщил, что на дворе графа стояла огромная толпа народа, желавшая его видеть.
Растопчин, ни слова не отвечая, встал и быстрыми шагами направился в свою роскошную светлую гостиную, подошел к двери балкона, взялся за ручку, оставил ее и перешел к окну, из которого виднее была вся толпа. Высокий малый стоял в передних рядах и с строгим лицом, размахивая рукой, говорил что то. Окровавленный кузнец с мрачным видом стоял подле него. Сквозь закрытые окна слышен был гул голосов.
– Готов экипаж? – сказал Растопчин, отходя от окна.
– Готов, ваше сиятельство, – сказал адъютант.
Растопчин опять подошел к двери балкона.
– Да чего они хотят? – спросил он у полицеймейстера.
– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.

Классическая парта. Парты были не одинаковые. Поменьше - у доски, подобше - сзади.

У меня мама около 30 лет проработала в школе, и последнее время постоянно жалела, что эти парты убрали.

Когда поставили парты с возможностью настраивать наклон (железной ручкой), стулья отдельно, еще ничего, но когда младшеклассников пересадили за столы, то возмущению маминому не было предела. И верно - писали-то все "носом".

А за старыми партами, как на картинке, не очень-то искривишься.

Интересно, что эти парты стояли даже в старших классах, ведь организм даже к 17 годам еще не полностью сформировался (и в вечерних школах - вспомните фильм "Весна на Заречной улице").


Немного истории

Школьную парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф. Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Ф. Ф. Эрисман результаты этих исследований обобщил в проекте так называемой образцовой классной комнаты. Выглядела она примерно так:


Она прекрасно знакома старшему поколению, у нее есть некоторые неудобства, но главное - она не портит осанку ребенка. Потом пошли новые парты, но оставалось главное - угол наклона столешницы.


Немецкая школьная парта.

Потом прошло время... Эти парты ушли...Остехондроз и близорукость стали профессиональными заболеваниями у школьников.

Времена к счастью иногда меняются. По новому САНПИНУ столешня школьной парты должна иметь от 12° до 15° наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут "горбатится". Это уже заложено анатомически и придумано век назад.

Одна из компаний уже подсуетилась. Делают парты из самого дешевого дерева - из сосны, похожие на старые советские.


А цену поставили - 24 000 руб! (ссылка).

Это не крепкий дорогой дуб а дешевая мягкая сосна. Если сделать самому такую парту из покупного материала в ОБИ она обойдется в 1000 руб. (мебельные щиты, сосновые подоконники, ступени, осина для бани.)


Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом.

Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3-3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору.

Дифференция - расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья - должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7- 1/8 часть роста.

Дистанция скамьи - расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья - отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т. е. край скамьи должен заходить под край стола на 3-4 см.


Основные элементы парты и их размеры:А - горизонтальная доска крышки парты; Б, В - наклонная доска; Б - неподвижная часть; В - поднимающаяся часть; Г - спинка скамьи; Е -боковые стойки; Ж - полозья-бруски; ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.

Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15° .

При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость.

Методические указания по мерам профилактики расстройств зрения у детей дошкольного возраста и в годы школьного обучения. Министерство здравоохранения. СССР, 1958.

Школьная парта по своей конструкции должна не только обеспечивать правильную посадку детей, но побуждать к ней. Это возможно только при хорошем соответствии ее размеров росту ученика. Основная задача при конструировании парты - обеспечить такую посадку, для сохранения которой нужны минимальные мышечные усилия.

Если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается над точками опоры сидящего человека, если при этом часть тяжести тела переносится на добавочную опору (спинку парты), то положение туловища устойчиво, а мышечные усилия минимальны. В таких условиях легче и голову держать прямо, и меньше устают мышцы спины.

Поэтому при наличии постоянного педагогического контроля у детей не может развиться привычка читать и писать с сильным наклоном туловища и головы. Для достижения этой цели размеры парт и их отдельных деталей должны соответствовать росту учащихся.

В настоящее время выпускаются парты 12 размеров, рассчитанные на ростовые группы детей от 110–119 до 170- 179 см.

Задний край крышки парты должен заходить за передний край сиденья парты на 4 см (так называемая отрицательная дистанция сиденья парты). (Расстояние от заднего края крышки парты до сиденья (по вертикали).) Эта особенность парт важна, так как она принуждает учеников сидеть прямо.

Итак, высота парты и ее сиденья, дифференция и дистанция - это основные элементы учебной парты, которые должны находиться в соответствии между собой и ростом учащихся. На рис. ниже эти взаимоотношения показаны для различных номеров учебных парт.


Размер стандартных парт от № VI до XI.

А - горизонтальная доска крышки парты; Б-В - наклонная доска (Б - неподвижная часть, В - поднимающаяся часть); Е - боковые стойки; Ж - полозья-бруски; Г - спинка скамьи: по профилю и высоте она соответствует поясничному изгибу позвоночника. На нее ученик переносит часть тяжести туловища при опоре. Д - сиденье скамьи: форма сиденья соответствует форме бедра. Это способствует более устойчивой посадке ученика. ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.

При несоблюдении этих размеров (особенно при нулевой или положительной дистанции) и несоответствии высоты парты росту школьника при занятиях положение центра тяжести тела изменяется. Это приводит к излишним мышечным усилиям и общему утомлению.

В свою очередь это обычно обусловливает чрезмерное приближение глаз к тексту и предрасполагает к образованию удлиненной формы глаз, т. е. к осевой вторичной миопии. Правильная рассадка детей по партам должна проводиться ежегодно в соответствии с их ростом. (По А. Ф. Листову, номер парты можно определить, если из двух первых чисел роста вычесть цифру 5. Например, при росте 163 см номер парты 11, при росте 135 см номер парты 8 и т. д.)


Правильная посадка школьника при чтении и письме.

Необходимо соблюдать следующие правила правильной посадки (рис. выше а и б):

1. сидеть прямо, голову весьма немного наклонить вперед;

2. опираться спиной на спинку парты;

3. туловище, голову, плечи держать параллельно краю парты, не наклоняя вправо или влево. От груди до края парты должно быть расстояние на ширину ладони;

4. ноги ставить на пол или на подножку, согнув их под прямым или несколько большим углом (100–110°).

Весьма важно то, что крышка учебных парт расположена слегка наклонно (12–15°). Этот наклон крышки парты и легкий наклон головы позволяют рассматривать отдельные части текста на одинаковом расстоянии, что не удается без дополнительного наклона головы и туловища, если читать книгу, расположенную на столе. Поэтому желательно, чтобы учащиеся во время домашних занятий пользовались пюпитрами либо складного типа (рис. ниже):


Большое значение имеет также положение тетради во время письма. Это зависит от того, каково направление почерка. Старый спорный вопрос о косом или прямом почерке не решен до сих пор (см. об этом ниже). При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30–40°) по отношению к краю парты или стола. При косом письме не очень легко удерживать правильное положение плечей и туловища (параллельно краю стола). В результате получается наклон туловища, влекущий за собой боковые искривления позвоночника. При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища без всякого наклона по отношению края парты или стола. При переходе от одной строчки к другой надо передвигать тетрадь кверху для того, чтобы не изменялось расстояние от глаз. В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10–15°, что позволяет использовать преимущества и косого, и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.