Запрещают платок в школе как поступить. Запрет хиджаба в школах: дискриминация или вынужденная мера

МОСКВА, 11 февраля. Верховный суд России признал законным запрет демонстрировать религиозную атрибутику и носить хиджаб в школах. Как сообщает РБК , таким образом, были отклонены жалобы семи родителей из Мордовии, которые требовали признать частично незаконным постановление правительства республики, запретившее в мае прошлого года посещать школы в головных уборах и демонстрировать религиозную атрибутику.

По словам заявтелей, это правило было введено, чтобы не допустить религиозную дискриминацию, на практике же получилось ровно наоборот. Их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее обучение, а лругим - перейти в другие школы. Осенью прошлого года все заявители обратились в Верховный суд Мордовии, где попросили отменить спорное постановление, но получили отказ. После этого они подали жалобу в Верховный суд страны.

На заседании Верховного суда адвокаты заявителей отметили, что правительство республики Мордовия не имело право выносить такое постановление, так как оно ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания и получение образования. Заявители напомнили, что в Мордовии существует более 60 традиционных татарских сел, которые очень болезненно восприняли введение этого запрета. "В 2003 году Верховный суд же разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках", - заметили адвокаты. Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия - это светское государство. А запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других. "Норма установлена для всех, вне зависимости от их веры" - добавила она.

28 октября прошлого года Верховный суд Мордовии признал законным пункт о запрете религиозных атрибутов и головных уборов в типовых требованиях к школьной одежде обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях региона. Требования к единому облику одежды были утверждены постановлением правительства республики 12 мая.

В начале февраля 2015 года глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин попросил в открытом письме к президенту РФ Владимиру Путину защитить право мусульманок носить платки в образовательных учреждениях. Гайнутдин объясняет, что в современном трактовании потерялось истинное значение слова "хиджаб", которое на арабском означает "покрывало" и как предмет одежды несет в себе символ скромности и укрытости. В этой связи муфтий не видит причин для запрета традиционной одежды для девочек мусульманского вероисповедания при посещении ими общеобразовательных школ.

Позднее в Минобрнауки РФ заявили, что школьная одежда в России должна быть светской, а оснований для перемотра нормативной базы ведомство не видит.

Внимание мусульманской общественности в эти дни приковано к ситуации, которая сложилась в Турции в связи с отменой закона, который запрещает хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. В настоящее время преподаватели турецких ВУЗов продолжают собирать подписи под заявлением в поддержку женщин, которые борются за право соблюдать предписания религии на учебе и на работе. По словам инициаторов акции - профессора Ихсана Даага и профессора Шабана Чалиса, к настоящему времени собраны почти 3 тысячи подписей.

Стоит особо отметить, что многие из тех, кто в эти дни участвует в митингах и акциях протеста против секуляристов, желающих во что бы то ни стало сохранить светский дресс-код для студенток и госслужащих, не являются соблюдающими каноны религии мусульманами. Люди выражают солидарность с верующими, потому что мечтают о дне, когда каждому турецкому гражданину, независимо от вероисповедания, пола и социального статуса, будут гарантированы все права и свободы.

Как сказал один из подписавшихся под заявлением в защиту хиджаба - атеист Атеш Несин: "Гражданам Турции должна быть гарантирована свобода вероисповедания, даже если мы не согласны с основными принципами религии, которую кто-то исповедует".

Активность турецкой интеллигенции и ее желание защитить права и свободы сограждан вызвали неподдельный интерес со стороны российских политиков и мусульманских общественных деятелей.

Мы поинтересовались мнением советника президента и член-корреспондента Академии геополитических проблем, руководителя Центра проблем этнополитики и ислама Деньги Халидова по этому актуальному вопросу.

"Я целиком поддерживаю инициативу турецких преподавателей, которые выступили за отмену закона, запрещающего хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. Этот закон, навязанный секуляристскими, безбожными и антиисламскими структурами, является нонсенсом для Турецкой Республики и должен быть обязательно изменен. Естественно, противодействие этому оказывает так называемая четвертая власть - СМИ, которая занимается подменой исламских ценностей и представляет норму как патологию", - заявил Д. Халидов.

Он также подчеркнул, что "Турция уже сейчас представляет собой расколотое общество в отношении к главным принципам ислама, и оппозиция пытается усугубить данное положение, но ей это плохо удается, так как устои ислама достаточно сильны и прочны".

В качестве положительного примера он привел жену нынешнего президента Турции Абдуллы Гюля, которая смело носит хиджаб и гордится этим.

"Слава Богу, в настоящее время во всем мире хиджаб становится символом умеренного и демократического исламского движения", - добавил он.

Деньга Халидов сказал: "Наступает время, когда людям приходится выбирать, когда уже нельзя отсидеться в стороне, как будто ничего не происходит. Если мы будем стоять в стороне, "глобалистская дубинка" ударит по нашим семьям и не оставит камня на камне".

На вопрос о возможных прогнозах данной ситуации, Деньга Халидов ответил, что расстановка сил в турецком парламенте пока неизвестна. Партия справедливости и прогресса имеет, по мнению Д. Халидова, большинство голосов и она может содействовать внесению поправки в основной закон, но мы не знаем, что происходит в генштабе, который тесно связан с американцами".

Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России.

"Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в ВУЗах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение, - заявил он. - Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".

Наш второй собеседник, управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказал нейтральную позицию по вопросу разрешения или отмены хиджаба.

"В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои "за" и "против"… Что касается Турции, которая в свое время была одним из центров ислама, то она снова попала под влияние прозападных сил, и немалую роль в этом сыграло развитие туризма", - считает Р. Мериев.

"У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют соответствующую женскую форму одежды, закрывающую волосы и тело", - заметил управляющий делами ДУМ Ингушетии.

Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" в Махачкале (Дагестан) Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, ВУЗах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.

Хадижат Шихалиева: "По моему мнению, все зависит от самого человека, хочет он этого или нет, готов к этому или нет. В нашей республике процесс возрождения ислама происходит достаточно плавно, и нет противодействия со стороны властей, касающегося вопроса ношения традиционной мусульманской одежды. Особенно это касается осенне-зимнего сезона. Конечно, некоторые проблемы возникают у соблюдающих мусульманок школьного возраста в период весны-лета. Но мы решаем их путем работы с администрацией школ, где категорически не разрешают носить хиджаб, ведем беседы на исламские темы, организуем встречи с директорами школ. Интересно, что именно в школах, где категорически запрещают хиджаб, появляются соблюдающие мусульманки. А там, где нет запрета - склоняются к открытой форме одежды. Но как таковая, проблема запрета ношения хиджаба не стоит в Дагестане. Например, в госучреждениях в основном ходят без платков, хотя нет запрета на их ношение".

Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков, описывая ситуацию в республике, заметил, что в Чечне не существует проблем, связанных с ношением платка.

"Как и каждого соблюдающего мусульманина, меня радует, когда я вижу хиджаб. По моему мнению, женщина в платке выглядит одухотвореннее и чище, при этом мужчина, конечно, должен относиться с уважением ко всем женщинам. У нас девушку, не закончившую школу, не упрекают в том, что она не одевает платок", - рассказал он корреспонденту ИА IslamNews.

По поводу выступления Кадырова С. Хасимиков сказал, что "некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа".

Разрешить или запретить? Носить или не носить? Порой эти вопросы встают перед нами так же остро, как когда-то перед шекспировским Гамлетом - "быть или не быть?". Россия пока не спешит издавать законы, регламентирующие дресс-код студенток и чиновниц. Напротив, несколько лет назад наши соотечественницы добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт и другие документы, а сейчас в обществе наблюдается тенденция к формированию адекватного восприятия закрытой одежды, в том числе и традиционной мусульманской.

Тем не менее, проблема, которая актуальна сегодня для турецких мусульманок, не может не вызывать живого отклика у мусульман в других уголках мира. Ведь, как известно, наша умма - одно тело, и если болит одна его часть, то это непременно отзывается страданием в другой. Именно поэтому российские мусульмане, пристально наблюдающие за событиями, происходящими в Турции, с трепетом ожидают решения, которое на днях должен принять парламент. Чем закончится противостояние между верующими и секуляристами - покажет время.

В январе в СМИ и обществе тема "хиджабов в школе" стала чуть ли не главной. А началось всё с Мордовии, где учителям, носящим хиджаб, местный Минобр пригрозил увольнением. История повторилась в Ульяновской области, где местные чиновники также запретили носить хиджаб как учителям, так и ученикам. Подлила масла в огонь и глава Минобрнауки Ольга Васильева, заявившая со ссылкой на решение ВС, что хиджабам не место в школе. В то же время правозащитники из СПЧ предложили оставить регионам право решать вопрос о допустимости ношения хиджабов в школах.

Каково учиться в хиджабе в обычной российской школе, быть единственной в платке на уроках и кому это может помешать, разбирался Лайф.

Алана

Алана выходит из дома в тёплой куртке, белых колготках и светлой шапочке. За спиной яркий рюкзак, в руках мешочек со сменкой. Её 6 "Б" занимается во вторую смену. На уроки Алане обычно к двум. Она, как всегда, приходит чуть раньше, в раздевалке снимает лишние вещи. Шапку и шарф прячет в рукав куртки. Остаётся в юбке, серой кофте, рубашке. И хиджабе. Смотрится в зеркало, проверяет, не выбились ли волосы из-под головного убора. Убедившись, что всё в порядке, идёт к классу.

Школа - самая обычная. 860 учеников. Одна она в хиджабе.

В эту школу Алана ходит с первого класса. Хиджаб надела в 9 лет. Говорит, из-за того, что хотела быть похожей на маму. В школу с покрытой головой впервые пришла во втором классе. И началось.

Вспоминает, как тогда на уроки её привела мама. Успела поговорить с учителями. Но как объяснить детям? В классе над Аланой смеялись. Отвечает на уроке - хихикают. Выходит на перемену - показывают пальцем и постоянно расспрашивают, зачем, почему. "Сначала я отвечала, что это секрет", - вспоминает девочка. Приходя домой, Алана плакала. Зульфия, мама девочки, вспоминает, что для ребёнка всё случившееся стало шоком.

Алана сильно переживала из-за реакции одноклассников. Плюс ко всему у неё заболела мама. Девочка стала пропускать занятия. В школе забеспокоились. Заодно задумались: можно ли пускать на уроки ребёнка в хиджабе? Во время летних каникул семье выдвинули ультиматум: платок или домашнее обучение.

Ни на то ни на другое семья не согласилась. Зульфия стопками отправляла письма. В местный комитет образования, муфтию. Наконец вынесли решение. В школу девочке в платке ходить можно. С тех пор, с третьего класса, Алана его не снимает. Ходит на занятия в хиджабе. Не чёрном. Убор подбирает под цвет формы. Синий или серый. Видно, что любит наряжаться. Всё скромно, но тщательно подобрано по цвету. На руке яркое колечко. На кофте - цветочки и бусинки.

Сейчас в школе её хиджаб никто не замечает. В классе у девочки две лучшие подруги - Саша и Женя. Им, как говорит сама Алана, её головной убор не нравится. Подруги иногда упрекают одноклассницу, что у неё красивые волосы, а она их прячет. Впрочем, эти споры никак на отношениях не сказываются. На перемене ни на шаг друг от друга не отходят.

"Она очень активная", - скажет классный руководитель. Перечислит, куда они вместе ходили с классом. Театры, дискотеки, ботанический сад. "С подругами под ручку... Ни разу ни от ребят, ни от родителей я не слышала, что Алана какая-то другая и надо с ней что-то делать".

Без Аланы друзья тихо скажут, что иногда её всё-таки обзывают. Но она уже не обращает на это внимания. Дети разные, бывают жестоки. В свои 12 она это отлично понимает.

Молится, читает намаз Алана дома, до и после уроков. В школе неудобно. В столовой ест всё, кроме мяса. Плохо с математикой и точными науками, зато на отлично музыка и пение...

А если в школе попросят снять платок?

Я не могу просто его снять. Если такое будет, всё сразу обсужу с мамой, - отвечает Алана.

"Это был её осознанный выбор. Она не снимет. Это исключено. Это часть нравственности. Она не снимет платок", - уверена мама. Сама Зульфия раньше жила светской жизнью, но шесть лет назад решила покрыть голову.

По её словам, если в школе ещё раз поставят ультиматум - платок или школа, скорее, выберут домашнее обучение. Но делать выбор не хочется. Ни Зульфие, ни Алане. Да и стоимость немаленькая: по словам мамы, обучение на дому обойдётся в 10 тысяч рублей в месяц.

"Если государство встанет в позу, то пусть выделяют деньги на школы для мусульман. У нас есть право на свободу вероисповедания. У меня совершенно обычный ребёнок. Чистый, опрятный. Единственное, что её отличает от других, - платочек на головке".

Зухра

Девочка пришла в школу в платке в четвёртом классе. "На меня не обращали внимания. Спрашивали, почему вы это носите. Я отвечала, что по религии положено. Учителя ничего не говорили", - рассказывает и улыбается. Зухра весёлая, часто смеётся, поглядывает на подружек.

Мама девочки, Одина, наоборот, спокойная, видно, что переживает. Месяц назад её дочки перешли в другую школу. Зухра и её сестра-двойняшка - в шестой класс, старшая дочка - в седьмой. Платок на уроки носить не разрешили.

"Сказали, зачем вам это надо? Девочек будут дразнить. Отношения с друзьями не сложатся. Школа светская. Пусть все ходят одинаково".

В каждом классе школы по пять-шесть мусульманок. Все без платков. Дочки Одины теперь тоже.

"Нам сказали, что нельзя. Конечно, буду спрашивать ещё, чтобы разрешили", - говорит Одина.

Мадина и Сабина

Сёстры Мадина и Сабина на занятия в школу ходят в платках, и, по их словам, если тема хиджаба в разговоре с одноклассники и всплывает, то не слишком часто.

"Иногда спрашивают про него. Я отвечаю, что это наша религия. Мы приняли её и должны соблюдать законы. Некоторые слушают и понимают, другие - нет. Иногда оскорбляют", - говорит 13-летняя Сабина.

Её сестра Мадина сейчас учится в 10-м классе. Мама вспоминает, что всегда мечтала, чтобы дочки ходили в головном уборе. В день рождения, когда Мадине исполнилось девять, подарила ей платок.

"Сейчас оскорблений стало меньше. Во втором классе я была первой, кто в платке ходил в школу, - очень часто обзывали. Сейчас же прошло несколько лет. Почти все уже нормально относятся ко мне, привыкли", - объясняет Мадина.

Её сестра Сабина учится в седьмом классе той же школы. Ей проще. Иногда на улице лишь спрашивают маму: "Зачем такая маленькая, а уже в платке?"

Семья живёт в Перми уже 18 лет. К вопросам привыкла и на недовольных уже почти не обращает внимания. Мадина хочет учиться до 11-го класса. Младшая, Сабина, после 9-го мечтает поступить в исламский колледж. Там точно никто не задаст лишних вопросов.

Россия присоединилась к списку стран, в которых женщинам запрещено носить хиджаб. Решение оказалось весьма спорным. Министр образования РФ Ольга Васильева поддержала принятое в одном из сел решение запретить ношение хиджаба ученицами и преподавателями. Несмотря на свободу вероисповедания, пропагандируемую на Западе, в большинстве западных стран — в том числе и в России — запрещено носить хиджаб. Многие не согласны с этим решением. Среди них — президент Чечни Рамзан Кадыров.


Кадыров ответил России

Президент Чечни Рамзан Кадыров раскритиковал стремление России запретить хиджаб в общественных местах и ​​школах, сказав, что «запрет хиджаба — смертельный шаг для русских». Он отметил, что Россия является «многонациональной страной и страной многих религий».

Канал «Россия Сегодня» цитирует комментарии Кадырова, который не только подчеркивает необходимость отказа от этих шагов, говоря, что они опасны для общества, но и говорит о необходимости поощрения и поддержки со стороны России во всем, что касается религиозных и культурных традиций.


Запрет на хиджаб в русском селе

Контекст

Шахматистки в ярости

Dagbladet 02.10.2016

Не надевайте хиджаб!

The Washington Post 02.01.2016

В иранском кинематографе нет ни одного фильма про хиджаб

Javan 24.05.2014 Вопрос о хиджабе возник после того, министр образования и науки России Ольга Васильева поддержала решение о запрете на ношение хиджаба ученицами и учителями в одном из сел Мордовии.

В феврале 2015 года Верховный суд России оставил в силе решение суда Мордовии о запрете на ношение одежды, показывающей религиозную принадлежность, и другой религиозной атрибутики в школах, сообщает «Россия Сегодня».

Ставропольский край стал первым в России регионом, в котором было запрещено ношение хиджаба. Соответствующее решение было вынесено Верховным судом России в июле 2013 года.

Россия — не первая

Россия — не первая страна, которая приняла решение о запрете на хиджаб. В ряде европейских государств, первыми из которых стали Нидерланды и Франция, был введен запрет на ношение никаба и вуали для лица в общественных местах. В Нидерландах Совет Палаты представителей на прошлой неделе проголосовал за принятие законопроекта, запрещающего женщинам носить никаб в общественных местах. За нарушение этого закона может грозить штраф в размере 410 евро.

По данным агентства The Associated Press, министр внутренних дел Голландии Рональд Пластерк объявил о своем намерении добиться полного запрета на ношение хиджаба в следующем году.

Франция

Мультимедиа

Скрытый ислам

Time 01.08.2014 Франция стала первой европейской страной, запретившей ношение хиджаба в общественных местах. Запреты начали появляться в 2004 году, когда начались притеснения учениц в государственных школах из-за наличия религиозных атрибутов на их одежде. В 2011 году правительство наложило полный запрет на вуаль для лица. Женщины, носящие ее, будут оштрафованы на 150 евро, а любой мужчина, принуждающий женщину к ношению чего-либо, закрывающего лицо, получит штраф в размере до 30 тысяч евро.

Бельгия

В Бельгии последовали по стопам Франции. В 2011 году был одобрен закон о запрете никаба и любого типа одежды, скрывающего лица людей в общественных местах.

Женщины, не соблюдающие данный закон, подвергаются тюремному заключению на семь дней, а в качестве альтернативы могут заплатить штраф в размере 1378 евро.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

2060

Глава Чечни Рамзан Кадыров вступил в полемику с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой по поводу ношения хиджабов в школах. Хиджабы снова оказались в центре внимания после того, как учительницам и ученицам школы в мордовском селе Белозёрье, в котором живут преимущественно татары, запретили надевать на занятия мусульманские платки.

Власти объяснили это профилактикой экстремизма в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Запрет поддержала глава Минобрнауки Ольга Васильева, заявившая, что Россия – светское государство и хиджабу не место в учебном заведении. «Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются своё отношение к вере подчеркнуть», – добавила она.

В ответ на это Рамзан Кадыров заявил, что Васильева навязывает обществу своё личное мнение. По его словам, «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки». Чеченский лидер полагает, что эта тема искусственно поддерживается, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем в российских школах. «Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами», – подчерк­нул он, добавив, что его дочери будут ходить в хиджабах.

В Кремле решили дистанцироваться от споров о мусульманской одежде в школах. «Мы не хотели бы становиться стороной в этой дискуссии в настоящий момент», – сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В свою очередь, в президентском Совете по правам человека предложили отдать решение этого вопроса на усмотрение субъектов РФ.

Вопрос ношения хиджабов в российских школах поднимается не впервые. Ещё в 2013 году Верховный суд рассматривал обращение жителей Ставрополья, которые требовали разрешить их дочерям посещать уроки в хиджабах, отменив ранее введённый местный запрет. Тогда ВС отклонил жалобу, а спустя два года подтвердил своё решение по аналогичному обращению, поступившему как раз из Мордовии. К слову, у руководства республики есть свои резоны для принятия жёстких мер. По данным местных СМИ, как минимум два десятка жителей того самого села Белозёрья сейчас воюют в Сирии в рядах террористов.

Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги:

– Этот вопрос нужно отдать в распоряжение регионов, где мусульман подавляющее большинство. Всё зависит не от какого-то глобального решения. Есть Чечня – пусть там у них будет референдум, пусть они примут это решение. Только чтобы тогда был выбор: я хочу носить хиджаб – я ношу, я не хочу – я не ношу. Это, я бы сказал, какая-то должна быть рекомендация. А законы принимать по этому поводу – смешно. Не раздувать – вот и всё.

Константин КАЛАЧЁВ, политолог:

– Эта история будет скоро позабыта. Вряд ли Министерство образования сможет что-либо навязать Чечне. Есть моноэтническая Чечня со своими мусульманскими традициями, а что касается министра образования, то не нужно подходить к субъектам Федерации с одним лекалом.

Михаил САЛКИН, учредитель Московского правозащитного центра:

– Позиция РФ по данному вопросу заключается в том, что государственные школы существуют на деньги налогоплательщиков, и поэтому они хотят соблюдать абсолютный нейтралитет. Если девочка придёт в школу в хиджабе, не будет никаких законных оснований отстранить её от обучения, отправить домой переодеваться. Из-за этого запретить вам посещать школу не могут.

Виктория Назарова

Отредактировано: 05.02.2017 14:56

Комментарии 25

    Valerii Ffff 09.02.2017 09:50

    Опять поднимают вопрос о хиджабах.По версии читателей (Россия - светское государство и хиджабу не место в учебном заведении) ,а по версии экспертов (В России есть моноэтнические субьекты, их власти сами должны принимать такие решения) ,я склоняюсь к мнению экспертов.Но считаю форма единого образца решила бы этот вопрос.

    Тимур Манухин 09.02.2017 09:54

    Школьная форма необходима. Она поможет уровнять всех детей. В школе не должно быть той или иной религии, богатых и бедных и т.д.

    Тимур Манухин 09.02.2017 09:57

    Школьная форма поможет сосредоточить внимание деток именно на учёбе.

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 10:04

    У любого принятого закона есть как согласные,так и недовольные,и закон о принятие единой формы одежды для учеников не будет исключением. Но до тех пор пока его не примут в школах будут насмешки и ущемления детей,отличающихся от большинства..

    Irina Savelieva 09.02.2017 10:09

    Каждая религия имеет свои особенности, которые касаются в том числе и одежды. И зачастую эти особенности противоречат светским законам. Свобода вероисповедания не подразумевает ношения всех религиозных атрибутов в светских заведениях.

    Mariy Barzunova 09.02.2017 10:50

    Товарищи, безусловно, каждый регион мог бы решать сам, если б ни одно НО!!! Мы живём в многонациональной стране, где дети должны быть равны, особенно в школе. Форма станет компромиссным решением в данном вопросе!!!

    Valerii Ffff 09.02.2017 11:19

    Посмотрел что считает Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги,и полностью с ним согласен.А вот с политологом Константином Калачёвым не соглашусь, эта история скоро позабыта не будет,ее обсуждают уже лет 6-7 если не больше.Михаил Салкин ни чего не сказал,кроме того что озвучил позицию РФ.А какое ваше мнение по этому вопросу?

    Irina Savelieva 09.02.2017 11:19

    Заходя в мечеть, требуют снять обувь, так почему же удивляются, что в светском заведении также требуют соблюдать дресскод?

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 11:34

    Тот из родителей который сталкивался с разделением детей в школах по разным уровням обеспеченности или религиозных взглядов,непременно поддержит ввод единой формы одежды. А негодующие,или никогда ребёнка в школу не отдавали,или собственные убеждения им дороже психики и образованности своего чада.

    Тимур Манухин 09.02.2017 11:37

    Совершенно не согласна, что глупо принимать закон о ношении школьной формы. А формулировка хочу ношу хиджаб, хочу не ношу вообще не меняет нынешнего положения вещей. Все внимание ребёнка должно быть полность направлено на обучение, а т.к. наши дети не привычны к хиджабам это будет их отвлекать, да и не думаю, что девочка в хиджабе будет в восторге от повышенного внимания. Поэтому именно форма поможет избежать эти моменты

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 12:38

    Те кто противится введению единой формы,не представляют с чем приходится сталкиваться девочке носящей хиджаб в школе где она такая одна. Дома давят религией, в школе требуют ясвоения знаний,а одноклассники не принимают в свой круг общения убивая в ней личность. Ребёнок зацикливается в себе,начинает считать себя неполноценным,как следствия мысли далеки от образования,с родителями отношения натянутые.

    Андрей Жуков 09.02.2017 14:30

    Люди. Послушайте. Во многих европейских странах уже запретили ношения хиджабов, потому что из-за большого потока мигрантов, из-за утопического мультикультурализма, толерантности Европа трещит по швам из-за мигрантов. В России эта угроза также есть. И государству не нужно идти на поводу у агрессивного меньшенства. Что не ясного сказали? Хиджабов в школах нет!

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 14:37

    Не будет в школе хиджабов и прочих "показушных" религиозных атрибутик, правительство высказало своё отношение к этому вопросу. и сколько бы не махали руками недовольные,факт остаётся фактом-с единой формой гораздо лучше,чем без неё ,проверено опытом!!!

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:07

    Нет. Все таки и так много позволено моноэтническим субъектам. Закон должен быть для всех одинаковый. И в Мордовии живет много русских, которые не хотят смотреть на одноклассниц в платках.

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:11

    Вот именно, что там, где мусульман большинство, там немусульман меньшинство. А с ним тоже нужно считаться. Многим же может не понравится, что соседка за партой сидит в каком-то платке и на каждой перемене молится Аллаху. Школа - светское место!

    Irina Savelieva 09.02.2017 16:14

    Школьная форма ведь для того и создана, чтобы никто не выделялся из среды учащихся. Бесплатное обучение в России предоставляется именно на таких условиях. Думаю, есть специальные мусульманские школы и домашнее обучение для тех, кому хиджаб так уж принципиален. А требовать изменений в законодательстве из-за особенностей своей веры - это недопустимо. Школьная форма и так предусматривает скромность и закрытие почти всех частей тела.

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:15

    Получается, что те, кто придумали школьную форму были недальновидными и тупыми? Форма как раз и была создана для того, чтобы дети приходили в школу учиться, а не показывать свою религиозную принадлежность, финансовое состояние или хороший вкус в одежде

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:19

    При СССР все ходили одинаково и все было хорошо. Никто не возмущался, потому что знали - если пикнут, то до добра это не доведет. Тогда была цензура. А сейчас ее нет и одни страдания. Национальное меньшинство качает свои права...

    Фёдор Сумкин 09.02.2017 16:21

    Вообще,конечно, очень много неправильных заголовков в СМИ,которые освещают вопрос с единой формой в школах,пишут "кому помешали хиджабы" или "запрет на хиджабы" и проч. Сами масло в огонь подливают,а мусульмане читают и думают,что суть всей этой предстоящей огромной работы в том чтобы их в чем-либо ограничить...не понимая,какие благие цели государство хочет добиться!

    Андрей Жуков 09.02.2017 16:24

    Да, и еще мусульмане думают, что весь мир крутится вокруг них. А СМИ этому способствуют, подкидывая горячих темок с мнениями экспертов и прочьей лобуды. Сказали же ясно: хиджабам в школах не место