Резные домики. Деревянная резьба - кружевное украшение дома

Возвращается и интерес к украшению строений резьбой по дереву. В старину дома украшали резьбой не только для красоты. Специалисты считают, что каждый элемент узора имел свою смысловую нагрузку и служил для защиты дома от злых духов, бед и напастей.

Сейчас мало кто с особой тщательностью выбирает элементы декора и узоры, задумываясь о таком их предназначении. Но русское деревянное зодчество определенно переживает этап возрождения. Правда, на помощь народным умельцам все чаще приходят современные технологии и возможности промышленного производства, позволяя получать шедевры и уникальные по красоте фасады и строения. Как и прежде деревянные узоры появляются на фасадах и наличниках как результат кропотливого труда талантливого мастера. Но неплохой и более доступной по стоимости альтернативой является использование готовых декоративных элементов, полученных промышленным способом. Высокоточное современное оборудование позволяет получать уникальные изделия. При этом можно получать изделия сравнительно малой толщины, которые сложно получить вручную из-за природной хрупкости древесины. В продаже имеются готовые элементы декора, но можно заказать их изготовление по своим эскизам.

Виды резьбы по дереву

Существует много направлений и техник в искусстве резьбы по дереву. Даже неспециалист заметит разницу в узорах. Они могут быть

  • тонкими и прозрачными как кружево,
  • объемными,
  • непрозрачными, напоминая внешне инкрустацию,
  • накладными.

Украшенные резьбой декоративные элементы могут отличаться по цвету в зависимости от выбора породы древесины. Нужный оттенок может быть получен тонировкой с применением морилок, грунтовок или нескольких слоев лака. Последние в обязательном порядке используют для защиты декоративного элемента от воздействия влаги, появления микроорганизмов, насекомых и преждевременного разрушения.



На выбор узора влияет не только желание заказчика, но и общая концепция оформления фасада или интерьера дома. В зависимости от узора и места использования декоративного элемента выбирается

  • способ и техника выполнения резьбы,
  • нужная порода древесины,
  • ее качество и
  • направление роста волокон.

Украшение домов деревянными резными элементами - традиционное для народного декоративно-прикладного искусства - широко распространено в нашей стране. Вспомним, сколько радости глазу дарит легкая и изящная, изумительная по красоте отделка наличников, ставень, карнизов, коньков крыш и у сельских, и у еще сохранившихся городских домов центральной части России, Урала и Сибири. Здесь можно найти самые трудные виды резьбы - сложной формы, с использованием растительного орнамента и фантастическими изображениями всевозможных птиц, животных. На Севере же широко распространены простые геометрические узоры из неглубоких выемок и канавок: им не страшны обильные здесь осадки, которые быстро привели бы к разрушению более сложную резьбу.

Орнаментовке подвергаются не только наличники, карнизы, фронтоны, двери, ворота, беседки, террасы, но и различные ограждения. Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяин не только украшает его, но и показывает свое мастерство, художественный вкус.

Для примера рассмотрим отделку дома Н. И. Вилковым, жителем поселка Залесного, что под Казанью. Сколько умения и любви вложил он в украшение своего жилища. Обшивка выполнена «в елочку», у наличников резьба в самом доме и на фронтоне не повторяют друг друга, их дополняет красивый карниз. Фронтон над крыльцом выполнен в виде сложной стрельчатой арки; крышу крыльца поддерживают фигурные квадратные столбы. Угол фронтона частично закрыт тесом, доски которого срезаны на конус; на них укреплена красивая розетка. Верх кровли венчает резная доска.

К дому пристроена терраса, оконные переплеты которой - тоже узорные, в виде прямых и ромбических фигур. Вверху - широкая доска с фигурной резьбой.

И ограждение дома необычное. Головкам столбиков придана красивая форма, планки набиты не строго горизонтально, а с небольшой выемкой в середине каждого звена между столбами, с ромбами из реек, с кругом в середине и треугольниками по краям. В центре круга - розетка-звездочка.

Рис. 1. Инструменты для резьбы:

1 - ножи-косячки, 2 - стамески плоские, 3 - стамески полукруглые, 4 - клюкарзы, 5 - стамески уголковые, 6 - рашпили, 7 - лобзики (ручной и ножной).

Столбы для навешивания ворот закрыты, досками - они называются лопатками - с укрепленными на них резными деталями. Обшивка ворот выполнена в два яруса; нижний с расположением досок вертикально, а верхний - «в елочку», с розетками.

Такая ограда украшает и дом, и усадьбу в целом.

Материал для резьбы

Древесина для элементов отделки дома применяется хвойная (как более стойкая к атмосферным воздействиям), без дефектов (косослой, сучковатость), затрудняющих работу или портящих изделие; сухая, иначе при высыхании она коробится и трескается.

На заготовку - брусок, доску нужной длины - после придания нужной формы наносят контуры рисунка. Если поверхность недостаточно чистая после строгания, ее не рекомендуется зачищать шлифовальной шкуркой перед резьбой: внедрившиеся в древесину абразивные зерна быстро затупят инструмент. Поэтому лучше всего сперва выполнять резьбу, а затем шлифовать.

Для долговечности мягкие лиственные породы рекомендуется консервировать - пропитывать противогнилостными составами, окрашивать масляными красками.

Крепить отдельные детали друг с другом можно на шипах, гвоздях или шурупах, водостойких синтетических клеях.

Рис. 2. Державки:

1 - торцевые, 2 - фигурные, 3 - угловые, 4 - валеты или нажимы.

Инструменты

Для простых деревянных узоров достаточно иметь столярный лобзик, нож-косячок, прямые и полукруглые стамески. При более сложной резьбе потребуется и более сложный инструмент. Общее правило: он должен быть очень хорошо наточен и направлен на оселке.

Нож-косячок. Его рабочая часть заточена с двух сторон и образует угол 20°, имеет у лезвия скос или косой срез под углом у одного типа ножа в 45°, у другого 60°. Длина лезвия небольшая: Оно выступает из-под рукоятки на 50-70 мм.

Рукоятка - деревянная или пластмассовая, длиной 100-120, шириной 20-30, толщиной 12-15 мм. Ей придают удобную для работы форму без острых углов и кромок.

Рис. 3. Перенос рисунка с уменьшением или увеличением - по клеткам.

У режущей части косячка имеется носок (острый угол резца) и пятка (тупой угол). Эти термины в дальнейшем будут часто упоминаться. Во время резьбы носок всегда заглубляется в древесину, а пятка слегка приподнята. Нож-косячок широко применяется в геометрической резьбе.

Стамески есть прямые, полукруглые и клюкарзы. Затачиваются они так, чтобы угол был в пределах 18-20°; работать такими легче, чем с более крутой заточкой. У стамески клюкарзы изогнутое полотно разной ширины.

Стамески-уголки практически представляют собой две стамески с полотнами, сваренными вместе под углом от 50 до 70°. Ширина каждого - от 5 до 15 мм. Используются они для прорезки за один прием жилок или линий в виде канавок разной ширины.

Рашпили - это стальные стержни различной формы, ширины и длины, с насечками в виде мелких зубчиков - для стачивания древесины и придания ей той или иной формы, получить которую другим инструментом не представляется возможным.

Чеканы - стальные стержни с рабочими концами разного рисунка. Под ударами молотка они оставляют на Древесине небольшие углубления - для получения необходимого фона изделия. Обычно глубина рисунка не превышает 5-6 мм.

Рис. 4. Шаблон рисунка.

Лобзики - ручные, ножные и механические, чаще всего электрические. С их помощью выполняются прорезные работы: в древесине пропиливаются кривые пинии или отверстия. С той же целью применяются и ножовки с узким полотном.

Полотно лобзика считается нормальным при ширине до 5 мм и толщина 1-1,5 мм, с зубьями для продольного или смешанного пиления. Один конец его имеет не отверстие, а крючок: благодаря ему пилу можно быстрее вынуть из ручки и, пропустив в отверстие Заготовки, снова закрепить.

Зубья могут быть разной величины: чем они крупнее, тем шероховатее пропил, и наоборот. Направлены они должны быть так, чтобы резать древесину в направлении от себя, а при ножном лобзике - сверху вниз.

Последний устроен так. В верстаке или доске сверлится или долбится отверстие, куда будет пропущено пильное полотно. Над отверстием подвешивают пружину, а под ним крепят педаль: к ней и к пружине на поводках цепляют пильное полотно. Это дает возможность работать ногой, а заготовку держать двумя руками, направляя пилку точно по рисунку. Чтобы полотно пилы было более устойчиво, по бокам его над отверстием устанавливают на кронштейне бобышки-направляющие.

При работе стоя высота верстака должна быть на уровне локтей резчиков, в среднем 100-110 см. Сидеть же лучше на прочном, устойчивом табурете высотой 65-75 см, имеющем проножку на высоте 20-30 см от пола - для упора одной ноги во время работы.


Державки

С их помощью можно надежно закреплять заготовки на верстаке и при необходимости легко вынимать. Они бывают торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и прочие.

Торцевые нужны для узких и длинных заготовок, угловые - для больших квадратных или прямоугольных, фигурные же говорят сами за себя.

Упорка удерживает заготовку при выполнении геометрической резьбы. Крепят все державки к верстаку двумя гвоздями.

Для тех же целей, кроме державок, используют крепежные винты - конусообразные стержни с концами в виде буравчика с одной стороны и барашком с другой: его легко ввертывать и вывертывать.


Рис. 5. Работа ножом-косячком:

1 - положение ножа в начале прорезки, 2 - конечное врезание, 3 - дорезание линии, 4 - поперечная подрезка конца соломки; А - размеченная заготовка.

Валеты и нажимы представляют собой куски досок или брусков с вырезами на концах, прикрепляемые к верстаку с помощью шурупов.

Применяются и сами шурупы. Чтобы на заготовке от них не оставались отверстия, делают припуск на 20-35 мм, сюда и ввертывают их. После выполнения резьбы припуски отрезают.

Струбцины также удобны для закрепления заготовок. Они бывают деревянные и металлические. Опытные мастера отдают предпочтение деревянным, чтобы при работе случайно не затупить инструмент.

Перевод рисунка

Контуры будущего узора переводят на кальку мягким карандашом, шариковой ручкой, пером. Чернила или пасту желательно применять черные.

Рис. 7. Усиление рельефа:

1 - внутренний срез под углом 45°, 2 .- затупление кромки среза фаской, 3 - закругление кромки среза.

Если рисунок мал, его можно увеличить (а большой уменьшить) с помощью сетки. Для этого его контур переносят на кальку, затем делят его поле на квадраты и нумеруют их. На бумаге или картоне наносят такое же количество квадратов, но размером больше или меньше, и врисовывают в них изображение, ориентируясь по первой сетке.

Перенесение рисунка на заготовку

Изображение с кальки нетрудно перевести на деревянную поверхность с помощью копировальной бумаги.

Если же предстоит выполнить много одинаковых деталей, то лучше изготовить шаблон из картона, плотной бумаги, фанеры, тонкой доски. Можно также использовать хорошо выполненную первую заготовку, обязательно тщательно зачистив её кромки, по которым будет двигаться карандаш.

Упражнения по резьбе


Рис. 8. Детали фриза, образованные треугольниками с углублением центра:

На деталях украшения могут встречаться самые различные узоры: геометрические с различным фоном и контурами, прорезная, накладная, барельефная, горельефная резьба. Не зная техники ее выполнения, нельзя избежать многих ошибок. Поэтому полезно предварительно потренироваться в выполнении резьбы на небольших заготовках из древесины мягких лиственных пород, например липы. Начинать лучше всего с геометрической резьбы, выполняемой ножом-косячком или стамеской со скошенным лезвием. Сперва следует проходить трехгранные углубления, линии, квадрату, элементы орнамента листьев, цветов.

Для тренировки берут заготовку размером 20X70X200 мм, строгают с двух сторон и резьбу выполняют на обеих поверхностях.

Техника работы ножом-косячком. Резак следует брать не только за черенок, но и за полотно лезвия, захватив его рукой так, чтобы лезвие выступало из-под сжатых пальцев на 30-40 мм. Пятка при этом обращена к резчику. Ту часть лезвия, за которую держатся рукой, можно обернуть изоляционной лентой или тканью.

Косячок находится по отношению к заготовке строго вертикально, ведут его на себя. Носок резака вдавливается в толщу заготовки на нужную глубину, а пятка приподнята над поверхностью на 1-2 мм. Когда она приподнимается больше, косячок режет древесину легче.

Если надрез не сквозной и не доходит до конца заготовки, а только до поперечной линии, то, заканчивая надрез, пятку погружают в древесину на нужную глубину. Затем косячок снова отклоняют от себя и дорезают носком эту и поперечные линии.


1 - цепочка треугольников, 2 - «зеркальные» цепочки, примыкающие основаниями, 3 - примыкающие вершинами, 4, 6 - трехрядная цепочка, 5 - зигзаг из двух цепочек.

Выполнение трехгранных углублений. Канавка трехгранной формы шириной 4 и глубиной 3 мм вырезается косячком под углом 30-40″. Предварительно с помощью угольника проводят на заготовке осевые линии сплошной чертой. От нее с обеих сторон на расстоянии 2 мм проводят пунктиром дополнительные пинии, которые и определяют ширину канавки. Сперва резаком, держа его строго вертикально, надрезают осевую линию на глубину 3 мм или немного глубже. Затем лезвие приставляют к дополнительной линии справа от осевой, придают резаку боковой наклон в 45°, врезают его в древесину на такую глубину, чтобы носок проник до надреза по осевой. Прорезав эту дополнительную линию, заготовку поворачивают на угол в 180° и точно так же делают подрезку по второй дополнительной линии. При правильном выполнении резов соломка, как ее называют, сама выходит из канавки. Если этого нет, значит, какая-то линия не прорезана, и работу приходится повторять.

Когда два таких углубления проходят рядом, между ними остается древесина, называемая площадкой. Канавка может идти не навылет, а быть закрытой, образуя как бы корытце; для этого на концах она прорезается поперечными линиями, подрезающими соломку.

Движение косячка вдоль годичных слоев легче, чем поперек их, но при этом резак может отклоняться от прямой, уйдя по направлению волокон, - это надо иметь в виду при выполнении работы.

Получение квадратов. Они образуются при пересечении трехгранных углублений. Сначала канавки прорезают вдоль волокон, затем поперек. Выполнение линий лучше всего повторить - фигуры получатся чище.

Подчеркивание рельефа. Рисунки из треугольных канавок станут смотреться резче, если в них выявить тень. Для этого срежьте скат канавки с наклоном вовнутрь, например, под углом 45°. Полученное острое ребро можно еще раз срезать; образуется фаска, которую нетрудно дополнительно закруглить.

Рис. 8. Детали фриза, образованные треугольниками с углублением центра:

1 - цепочка треугольников, 2 - «зеркальные» цепочки, примыкающие основаниями, 3 - примыкающие вершинами, 4, 6 - трехрядная цепочка, 5 - зигзаг из двух цепочек.

Вырезание треугольников. Такие фигуры широко применяются в геометрической резьбе; они бывают разной формы, размера: равнобедренные, равносторонние с прямыми и изогнутыми линиями. К ним можно отнести и так называемые миндалевидные углубления, которые образуются криволинейными сторонами одинаковой величины. Из треугольников создаются различные по красоте и сложности орнаменты - розетки, фризы, порезки.

Фризы из треугоульников. Три треугольника, вырезанные так, что они имеют одну общую вершину и две линии соприкосновения между собой, образуют большой треугольник. При этом нужно стремиться, чтобы общая вершина оказалась заглубленной; получится как бы вдавленная пирамида - эффектная фигура для образования геометрических узоров, широко используемых, например, при украшении фризов.

Фриз может быть получен просто из цепочки таких заглубленных треугольников. Рисунок нетрудно усложнить, если расположить рядом две одинаковые цепочки. Причем возможны два варианта узора - в зависимости от того, состыковать ли цепочки основаниями треугольников или их вершинами. Главное требование здесь - полная идентичность самих фигур и глубина их выборки.

Интересно, что последний узор может быть еще более усложнен, если в ромбовидных площадках между двумя цепочками врезать еще по два углубленных треугольника; получается как бы третья, промежуточная цепочка, в которой треугольники соединяются попарно то основаниями, то вершинами. В этом узоре четко читаются вертикальные гребни-стрелки и чуть растянутые четырехлучевые звезды. Они обретут правильную форму и впишутся лучами в квадраты, если все треугольники узора сделать равносторонними.

И, наконец, еще один интересный фриз получится, если две исходные цепочки расположить рядом так, чтобы вершины треугольников не стыковались, а легли между двух других: по узору пробежит рельефная зигзагообразная змейка.


Рис. 11. Прорезная резьба и приспособление для ее выполнения.

Трансформации треугольников. Варианты узоров из треугольников с углублением в центре становятся поистине бесчисленными, если одной, двум или всем трем сторонам треугольников придавать изогнутую форму. Причудливые розетки и цветы, орнаменты и звезды - самые разные фигуры могут быть получены из сочетаний таких элементов; при этом сперва надрезают внутренние линии, а затем - наружные стороны каждого треугольника. На рисунках показаны фигуры и розетки, изготовленные в этой технике с помощью косячков и стамесок.

Палитра резьбы

Кроме рассмотренных выше, имеются и другие виды резьбы, которые также могут найти широкое применение в отделке дома.

Контурная резьба выполняется так. На заготовку переносятся очертания рисунка, и по этим линиям косячком или угловой стамеской выполняют неглубокую, до 1-1,5 мм, резьбу в виде треугольных канавок.

Плоскорельефная резьба делается так же, как контурная, только глубина канавки составляет от 2 до 2,5 мм. Скат ее при этом может подрезаться или закругляться, резче выделяя рельеф.

Рис. 12. Детали украшения наличников и их оформление пропилами.

Углубленная резьба отличается более глубоким прорезанием фона. Техника резьбы остается без изменения. Оконтуривание обязательно.

Рельефная резьба состоит в том, что на деревянной заготовке вырезаются выпуклые фигурки людей, маски, птицы, животные, рыбы. Они возвышаются над фоном, который выбирается на нужную глубину.

Вырезные фигуры также очень распространены. Они могут быть отдельно стоящими, например петух на коньке крыше, или накладными на стенах, дверях, воротах, ограждениях. Эти фигуры исполняются глухими, когда просто вырезан их контур, или же ажурными, прорезными насквозь в разных местах. Они могут иметь острые кромки или заоваленные.

Прорезная и накладная резьба

Эти виды резьбы широко применяются в отделке домов: на наличниках, карнизах, ограждениях.

Рис. 13. Сборные розетки: круглые, квадратная, эллиптические.

Прорезная - с полностью выбранным фоном, как бы кружевная. Часто называют ее ажурной. Применяется она там, где просвечивается нижележащий фон - скажем, дощатая обшивка или окрашенная поверхность.

Накладная резьба представляет собой орнамент, выполненный прорезкой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон. Так украшают доски наличников вокруг оконного проема, стазни, ворота, калитки..

Детали для наличников могут быть разной формы и размеров - геометрические, растительные и прочие. Одни выполняются резаками, другие выпиливаются пилой, редко - подрезаются резцами.

Чтобы получить заготовки, например трехгранные бруски, рекомендуется острогать доску нужной толщины, разметить по торцам форму треугольников, провести риски по пластинам, распилить и острогать пропиленные стороны. Когда требуются пятигранные бруски, то лучше всего заготовить квадратные или прямоугольные и набить на них треугольные. При выстругивании каннелюр-желобков применяют струги-галтели.


Рис. 14. Резные карнизы.

Сборные розетки

Их не вырезают из целой заготовки, а выполняют из отдельных деталей (строгают, выпиливают, высверливают).

Из подготовленных деталей собирают задуманный узор, скрепляя заготовки гвоздями. Если форма розеток эллиптическая, то сперва надо построить эллипс, разделить его на части (8, 10. 16, 20 частей) и по ним располагать отдельные элементы.

Наличники

Для их украшения могут применяться различные орнаменты. На рисунках показаны самые доступные варианты, составленные исключительно из геометрического орнамента. Форма и размеры отдельных элементов могут варьироваться в зависимости от величины оконного проема и общего решения декоративного оформления дома.

Карнизы


Рис. 15. Наличники с геометрическими орнаментами.

Для оформления домов широко применяются всевозможные карнизы, простой и сложной формы. Они могут состоять из геометрического, растительного и комбинированного орнамента. Чаще всего их делают ажурными и выполняют высверливанием, выпиливанием, выдалбливанием, вырезанием.

Ограждения


Рис. 16. Украшения ограждений: А - для беседки, крыльца, террасы. Б - для усадьбы.

Они бывают разными: вокруг крыльца, беседки, террасы, а также общее - вокруг усадьбы. Высота ограждения первого типа до 1 м, второго - от метра и выше. Чаще всего на них идет штакетник, бруски, доски (на сплошные идет больше материала, на разреженные - меньше). Декоративные элементы на них проще, чем на доме, но в целом ограда прекрасно дополняет общий наряд жилища.

А. Шепелев, инженер.

Деревянный материал для строительства дома используется все чаще. Обусловлено это его особенными характеристиками: прочностью, экологичностью, теплом. Деревянный дом также обладает эстетичным внешним видом, к примеру, дома из клееного бруса в отделке и не нуждаются, он и так будет смотреться отлично. Но по своей стоимости такой материал обходится гораздо дороже и не у всех имеются возможности его приобрести. Приобретая другой деревянный материал, многие стараются дом из него разнообразить и украсить. Для этого большинства используют лакокрасящие средства или устанавливают перед домом различные прудики, мостики. Но есть способы украсить свой деревянный дом и поинтереснее, с помощью резьбы и декоративных веревок.

Деревянная резьба: виды и техника

Украшение домов при помощи деревянной резьбы имеет большое распространение в России, особенно в далеком прошлом. Ближе к Югу украшают свой дом деталями с мелкой резьбой, а вот на Севере используют простые геометрические фигуры, которые выдерживают атмосферные явления и осадки (мелкие детали они бы разрушили).

Существует несколько видов резьбы по дереву

Подразделяются они на:

  1. Ручной, который производит мастер самостоятельно вручную. Данный вид ценится за ручной труд. Сделать узор очень трудно, ведь дерево это хрупкий материал и сложно сделать резьбу не повредив и не испортив материал.
  2. И резьба, которую выполняют на специальных оборудованиях и полностью заменяет ручной труд. за сложные узоры и орнаменты, которые вручную выполнить могут лишь единицы опытных мастеров.

Техник резьбы также множество. Но самой популярной среди мастеров является техника «обратной подрезки». Заключается она в обработке древесины и вырезки узора из нее не только сверху, но и изнутри. С использование данной техники можно выполнять весьма сложные узоры. Существуют резьба сквозная и выпуклая, объемная. Узор может быть как цельным, так и созданным из различных элементов соединенных между собой при помощи держателей.

К выбору породы дерева также подходят серьезно, наиболее красивые детали получаются из ольхи, ясеня, кедра, груши, лиственницы, яблони, дуба. Они обладают самой красивой текстурой и оттенком. Для резьбы по дереву в основном используется влагостойкая фанера, именно из нее изготавливают красивые резные ветровые планки, лобовые или же карнизные доски и т.д. Такие декоративные элементы не только служат украшением для дома и придают ему дополнительную защиту от непогоды.

Особое внимание стоит уделить наличнику. Он необходим для сокрытия щели между стенами и оконной коробкой. Даже использование данного элемента самой простой формы может сильно преобразить дом. Таким образом он также выполняет и декоративную и защитную функцию. Оформляются окна наличниками с четырех сторон. Для каждой стороны можно использовать как одинаковые, так и различные по узорам резные наличники. Они придадут дому особую индивидуальность и уникальность. Они могут быть выполнены в виде различных орнаментов, зверушек, замысловатых мелких или крупных узоров и т.д.

Швы между венцами также можно украсить при помощи декоративной верки. Изготавливаются они из природного материала – джута. Они экологичны, прочны, гибки и абсолютно безопасны для людей. В тоже время благодаря своему плетению смотрятся очень красиво. Они не только не только украсят швы деревянного дома, но и создадут дополнительное утепление. Веревки из джута не пропустят тепло на улицу и не впустят холод в дом. Также швы, дополнительно утепленные джутовыми веревками, не промерзнут в холодную зиму. Межвенцовый утеплитель закрытый веревками не вытащат пернатые. Джут отлично сочетается с деревом по своим свойствам, и по своему золотистому оттенку, который схож с деревом.

Заключение

Своему дому можно придать особый внешний вид, который вызовет восторг у всех прохожих. И деревянная резьба в этом поможет. Дом станет уникальным и красивым. Цветовую гамму можно подобрать различную. Красиво резьбы на дереве смотрится с коваными элементами, поэтому такой дом можно дополнить массивными железными коваными скамейками или же забором. А швы и зазоры между венцами бревен или же брусьев аккуратно можно спрятать под декоративную экологичную веревку из джутовых волокон.

Дом в деревне. Моему деревенскому дому больше ста лет. Когда-то бревенчатые стены были обшиты вагонкой, а окна украшены наличниками. Но со временем всё это стало выглядеть невзрачно. Вагонка, которую ни разу не красили, приобрела характерный для старых деревянных построек землисто-серый цвет. А шиферная кровля, на которой снег лежал почти до мая, тоже потемнела и кое-где протекла. В общем, надо было всё менять.

Когда я снял старую вагонку, то обнаружил, что сруб выглядит совсем неплохо - как будто его построили пять, максимум десять лет назад (при простукивании обухом топора нижних венцов они звенели, как «молодые»). Вагонка хорошо защищала сруб от дождя, снега и ультрафиолета. Брёвна соседского дома, который гораздо моложе, но стоит без обшивки, рассохлись и потрескались.

После монтажа и окраски новой вагонки встал вопрос: как бы оживить внешний вид дома? Если вы построили бревенчатый или брусовый дом, настоятельно рекомендую «разориться» на вагонку или сайдинг - потомки спасибо скажут.

Но ждало меня и неприятное открытие. Нижние части оконных коробок почти на четверть сгнили - практически превратились в труху. Пришлось выбирать стамеской и долотом гниль и вставлять на эти места «протезы» из обработанного антисептиком бруса.

Причина - не были сделаны отливы. И если идёт косой дождь, то воде и деваться некуда - она прямиком с окна течёт на подоконную доску и делает там своё «чёрное дело».

Хотя нужно сказать, что строители, возводившие дом, основательно подошли к своей работе. Для коробок выбрали хорошо просмолённую древесину, в наибольшей степени способную противостоять гниению. Всё равно - если не предусмотрена кон-труктивная защита нижней подоконной доски, то это не спасёт.

Поэтому новую подоконную доску я защитил отливом из железа с полимерным покрытием, запустив верхний край листа в щель между коробкой и рамой. Отлив имеет небольшой уклон для отвода воды. Теперь я уверен, что окнам не страшен дождь, даже при сильном ветре.

Резьба. Надо сказать, что дом мой не блещет архитектурными изысками. Выстроен он в «сарайно-барачном» стиле. И вот после настила кровли из оцинковки, монтажа и окраски новой вагонки передо мной встал вопрос: как бы оживить внешний вид ?

Простая отделка меня не устраивала. Быть может, использовать резьбу? Опыта в этом деле у меня на тот момент не было практически никакого. Но не боги горшки обжигают. Обложился литературой, подкупил инструменты и взялся за работу.

При декорировании деревенского дома используют много элементов (подзоры, карнизы, фризы, ветровые доски). Но самые важные из них - это, конечно же, наличники. Любые, даже самые простые, они придают постройке индивидуальные черты. И слово это точно говорит само за себя (НАЛИЧНИК - украшение лица дома).

Наличник обычно состоит из верхней части (она называется кокошником, очельем, навершием или фронтоном), боковых тяг (боковин) и подоконной части.

Как правило, верхняя часть наиболее насыщена резьбой. Впрочем, в разных областях России у мастеров были свои традиции.

Изначально я планировал использовать для декорирования элементов отделки сквозную заоваленную резьбу. Но трудоёмкость её выполнения растянула бы работы не на один год, поэтому остановился на простой сквозной резьбе. Исходные материалы. По моему глубокому убеждению, приобретать доски для отделки можно только на больших базах, где есть камерная сушка.

Мне приходилось работать с полусырой вагонкой. Её по мере высыхания нещадно ведёт, и тогда приходится подгонять доски рубанком или же, не дай Бог, перестилать обшивку через год-два. На базах же, если возникнут сомнения в кондиции материала, всегда можно попросить влагомер и проверить.

Основной трудностью было приобретение досок для резьбы. Конечно же, в наших условиях - это сосна или ель. Хорошо, мне попался специализированный магазин, где продают чистовую древесину камерной сушки.


Кроме того, доски нужны были широкие, поскольку у меня возникла задумка вы-полнить несколько резных композиций с крупным рисунком. Однако в продаже нашёл толькодоски шириной 150 мм. Оставался вариант - мебельные щиты.

Но как они поведут себя в условиях солнцепёка, повышенной влажности или мороза? Можно предположить, что если щит был изготовлен с соблюдением технологии, то он не должен покоробиться и потрескаться.

Как были сделаны купленные мною щиты и как поведут себя выпиленные из них элементы, предположить было трудно. Но на пробу вырезал всё же из мебельного щита (шириной 400 мм) четыре декоративных изделия и установил их горизонтально по бокам крайних . По прошествии двух лет видимых изменений не произошло.

Конечно, окончательные выводы делать слишком рано. Поживём - увидим, имеет ли этот вариант перспективу.


Элементы резьбы обработал «Пинотексом» тона «рябина» в два слоя и прикрепил шурупами с наружной стороны. Для боковин наличников купил дополнительно готовое изделие «косичка», которое тоже закрепил шурупами, но с внутренней стороны подложки, предварительно просверлив под них отверстия.

Верхняя часть наличника у меня состоит из трёх резных досок. После изготовления я обработал их «Пинотексом», а затем прикрепил шурупами одну к другой и к резным кронштейнам, которые служат опорой всей конструкции. Сверху очелье наличника, как и подоконная доска, защищено отливом из железа с полимерным покрытием.

Инструменты.

Для пропильной резьбы подходит любой электролобзик (желательно только, чтобы мощность его была не менее 500 Вт). Из опыта знаю, что практически у всех электролобзиков немного уводит пилку при работе, но в данном случае на это можно не обращать внимания.

Вся резьба на доме будет рассматриваться со значительного расстояния, и небольшие погрешности, стало быть, допустимы. Пилки я использовал для чистого криволинейного реза. При интенсивной работе в день уходило одна-две пилки. Пробовал экспериментировать с режимами пиления, но ничего хорошего из этого у меня не вышло - испортил инструмент.

Одно дело - прямолинейный рез, при котором можно подобрать оптимальную скорость подачи, и другое - выпиливание орнамента с различными радиусами, иной раз - очень малыми. При прохождении разных по диаметру отверстий нужна разная скорость подачи. В общем, не мудрствуя лукаво, я работал на оборотах чуть выше средних.

Главное, чтобы не было заметного падения оборотов двигателя при повышенных нагрузках.По мере вхождения во вкус при отделке дома я «разорился» на фрезерную машинку. Прекрасный инструмент!

Начал с малого - использовал его для облагораживания кромок резьбовых элементов. Изделия сразу преображаются, у них появляется законченный вид.

Поиск орнаментов. Так совпало, что к тому времени, когда я занялся резьбой, издательство «Народное творчество» начало выпускать серию альбомов для резчиков по дереву. И практически все мои орнаменты - оттуда. В альбомах орнаменты даны на масштабной сетке, поэтому можно получать размеры рисунков в зависимости от творческих планов.

К счастью, сегодня можно не утруждать себя их перерисовыванием, а распечатать копию на принтере в нужном масштабе.

Орнаменты я искал также и в детских книжках (особенно изданных в советское время). Можно воспользоваться и Интернетом.

Есть ещё один способ создания орнаментов, наверное, знакомый многим с детства, когда вырезают снежинки из бумаги (обычно перед Новым годом).

Надо взять по размерам доски- заготовки бумажную ленту и сложить её гар мошкой. Затем ножницами вырезать на сгибах треугольники или завитки разной формы и величины. Потом развернуть ленту и, если получившийся узор понравился, перенести его на заготовку.

Покраска. Сколько себя помню, дом всегда был какого-то грязно-серого цвета. И вот при его отделке захотелось ярких праздничных красок.

Поэтому я выбрал пропитку «Сиккенс» ярко-жёлтого цвета («сосна 077») в качестве основного на стенах и бордового («махагон 048») - на цоколе. Эта голландская пропитка создана на основе алкидных смол и защищает древесину от воздействия УФ-лучей.

«Пинотексом» тона «рябина» окрашены резные элементы, украшающие дом, а для контраста я добавил детали, окрашенные белым цветом.

Горожане устают от окружающего их камня, и на природе, среди деревьев, им хочется обитать в доме из тёплого, дышащего материала. Это тем более обоснованно, что традиции деревянного строительства на Северо­Западе имеют тысячелетние корни. Старая резьба на исторических зданиях любовно реставрируется, но и на новых загородных домах из дерева всё чаще можно увидеть резные узоры, стилизованные под старину.

Всё чаще можно увидеть, что в качестве загородного дома используется деревянное строение - либо настоящая сельская изба, либо её осовремененная копия. Мода на деревянные загородные дома стремительно возвращается.

Весь мир в окошке

К сожалению, за последние лет деревянная резьба сдала свои позиции. Требования к утилитарности и дешевизне отделки отодвинули на задний план ненужные как будто украшения, хотя в тех районах, где традиционно была развита резьба, её продолжали делать - в небольших уже количествах.

Плотников, которые могли выполнять эту тонкую работу, осталось очень мало. И постепенно стали утрачиваться знания, которыми раньше обладали многие деревенские люди - что означают те или иные символы в резьбе. Нынче почти никто из хозяев домов с такими украшениями не знает, что это не просто деревянные завитушки, а повторение древних языческих символов.

Язык этих таинственных древних знаков теперь понимают только этнографы да реставраторы, археологи и художники. Но постепенное вырождение традиций началось ещё раньше - даже многие мастера, которые резали по дереву уже в XIX веке, лишь бессознательно копировали старые образцы.

А ведь в резных узорах можно увидеть весь мир древнего человека, как он его понимал. Дуга, полукруг - это радуга. Славяне верили, что радуга служила мостом между землёй и небом, от согласного существования которых зависело благосостояние и даже жизнь человека. Конечно, это не только славянская мифология, например, наши карелы - финно­угры по крови - сохраняют не менее интересную резьбу.

Если на доме мало резьбы, то она сосредоточена, прежде всего, на обрамлении оконных проёмов. Это делалось не столько для красоты, сколько для безопасности. Окна, в представлениях древних людей, не только соединяли жилище с «улицей», но и с потусторонним миром. Чтобы нечисть или дурной человек не могли ничего увидеть в доме, заглянув в него снаружи, проёмы и ставни покрывались «охранительными знаками» - оберегами.

От злых сил защищали, прежде всего, знаки с солярной, т. е. солнечной символикой - колесо с разным количеством спиц, но обязательно чётным. Но шестилучевое колесо было символом не только солнца, но и грозы. Колесо с шестью спицами часто помещали на причелинах (балках, закрывающих торцы матиц, потолочных балок). Считалось, что в такой дом не ударит молния.

Довольно часто встречаются изображения «бегущего» солнца: дугообразные линии внутри круга создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами. Не во всех районах Северо­Запада сохранились солярные мотивы, поскольку они довольно сложны в исполнении, проще сказать, где их много. В районе города Боровичи в Новгородской области множество деревянных домов украшено именно солярными символами.

Откуда львы и виноград на Севере?

Где солнце - там и земля. Символ земли, тоже часто встречающийся в орнаменте,- это ромб или квадрат, иногда разделённые на четыре части. Символом земли была и знаменитая Берегиня, Житная Баба, Рожаница, Макошь - это мать­земля, мать урожая, отголосок древнего матриархата. Изображалась она конусом с шариком сверху. Часто по бокам ей сопутствуют два символических всадника. Как оберег часто использовали изображение Змея - или несколько змеек в орнаменте, или один крупный по центру.

В резьбе нашли отражения и осадки: древние люди полагали, что дождь берётся откуда­то из бесконечных небесных запасов, хлябей небесных, и изображали его капельками - очень популярный до сих пор орнамент. Любопытно, что изображение солнца никогда не размещалось выше параллельных линий или узора из «городков»: хляби относились к «верхнему небу», а солнце и Луна ходили по «среднему небу».

Плотники использовали и растительный орнамент, и изображения животных. Например, на наличнике одного из валдайских домов можно увидеть сцену охоты - собаки бросаются на оленя. При этом в некоторых старинных городах и сёлах можно вдруг найти мотивы, характерные для других регионов,- видимо, мастера побывали где­то далеко, увидели красивый образец и разнообразили им свои изделия.

Связано это было и с переселением людей. Например, в карельском Заонежье можно увидеть порой избу с резьбой, характерной для Смоленской области, хотя на Смоленщине совершенно другой тип исполнения наличников. Заонежские русские часто используют такие узоры и мотивы, которые они могли подглядеть только в старинных книгах, ибо ни виноградных лоз, ни павлинов они видеть живьём не могли.

А у жителей Архангельской губернии были популярны птица Сирин и лев - тоже книжного происхождения фигуры. Их часто изображали на фронтонах домов возле чердачного окна.

На многих послевоенных домах, украшенных резьбой, в наличниках видна пятиконечная звезда. Конечно, такая звезда (пентакль) не была эксклюзивной выдумкой большевиков, но после Великой Отечественной войны она стала символизировать победу нашего народа над врагом. Хотя у египтян эта звезда называлась Звездой Изиды, а у германцев - символом Валхаллы (Валгаллы), славяне приписывали ей значение матери­земли и использовали изображение как амулет или оберег. Старинный символ легко вписался в послевоенное сознание людей, хотя его первоначальное значение уже никто не помнил.

Свастика - не от фашизма, а крест - не от христианства

Разумеется, в разных областях Северо­Запада резьба неодинакова - и дело не только в моде. Академик Вячеслав Орфинский, петрозаводский архитектор­реставратор, изучавший деревянную резьбу много лет, прослеживает, как меняется с юга на север характер резьбы. Если на юге Вологодчины (не говоря уже о нижегородских, ярославских и тверских деревнях) резные украшения, как правило, глухие, т. е. узор не прорезан насквозь и имеет вид барельефа, то чем дальше на север, тем «воздушнее» становятся деревянные детали.

По мнению Орфинского, это вызвано нехваткой света: северная природа сурова, солнца не так много, поэтому хочется создать иллюзию его присутствия. Важнейшее средство архитектурной выразительности в условиях Севера - именно ясно читающийся силуэт, поэтому и резьба подчинена той же задаче.

Ещё одна тенденция хорошо заметна при продвижении на север: узоры и детали становятся крупнее, геометрически более выражены. В Тверской области изобилие мелких деталей глухой резьбы подчёркивается в основном прокрашиванием их разной краской.

В северных регионах дома часто не обшивают, а обшитые не принято красить, а уж резьбу - тем более. Но крупные воздушные узоры на карельских и архангельских домах видно даже на общем сером фоне избы.

Очень любопытно оформление наличников и ставень. Кстати, ставни - деталь скорее южная, нежели северная (как и «резной палисад»). На севере дома стоят так широко друг от друга, что отгораживать забором пространство перед фасадом никому в голову не приходит, там если и огородят, то только плетнём огород от скота.

Глухие заборы, чтобы сосед не видел соседа,- это прерогатива южан. Так и со ставнями: чем южнее, тем сильнее хочется закрыться от жаркого солнца или от пришлых людей, тогда как на севере эти проблемы не считаются существенными.

При этом традиционная карельская резьба отличается от русской. Карелы используют те же мотивы, которые прослеживаются в народной вышивке - приверженность к определённым геометрическим решениям и их сочетаниям. Выразительнее всего именно карельские мотивы прослеживаются в украшении причелин и кистей.

Кстати, если причелина - это архитектурная деталь дома, которую можно украшать, а можно и так оставить, то кисть (иначе - полотенце, резная доска, спускающаяся с конька крыши) имеет сугубо декоративное назначение. Обе детали абсолютно нехарактерны для южных районов Северо­Запада. Узор на кисти содержит множество символов и оберегов, например, крест, вписанный в круг, просто крест, часто «солнышко» в разных видах (от многолучевого до фактически свастики).

Кстати, свастика - вовсе не символ фашизма, как думают многие, а гораздо более древний знак, к сожалению, теперь нагруженный таким отрицательным значением. И финно­угры, и славяне традиционно использовали символ свастики, о чём после Второй Мировой войны предпочитают помалкивать - даже национальные костюмы с такой вышивкой никогда не экспонируются в музеях, хотя есть в коллекциях.

Точно так же в карельской резьбе крест - не символ христианства, как уверяют не слишком образованные современные неофиты, а символ земледелия. А карелы все­таки народ, прежде всего, земледельческий, охота и рыболовство для них важный промысел, но отнюдь не главнейший. Да и христианизация здешних земель была довольно долго достаточно формальной: при наличии погостов и священников большая часть населения в быту придерживалась языческих обрядов.

Не каждое дерево станет узором

Очень важно оформление наличников, на это всегда обращают внимание. Хотя наличник - это всего лишь доска, которая должна прикрывать щель над окном (кстати, в северных районах окно, независимо от формы переплёта, одностворчатое, причём ещё в довоенное время окна часто не открывались, рама просто вынималась, а на зиму вставлялась вторая рама, тоже без петель).

Но и эту доску можно украсить самым причудливым образом. Любопытно, что многие северяне использовали абсолютно барочную форму наличников. Академик Орфинский объясняет это тем, что крестьяне ходили на заработки или по торговым делам в города и видели там каменные здания, поразившие их своей красотой, вот умелые плотники и захотели повторить эту красоту, но в дереве. Получилось очень своеобразно.

Причём, если русские старались повторить в дереве каменные детали как можно ближе к оригиналу, вплоть до изображения корон и орлов, то карелы и вепсы за коронами не гнались, но обязательно добавляли то ёлочку, то шишечку, то человечка для местного колорита. И практически не использовались в Карелии наличники, имеющие форму «мостика» - прикрывающие пространство и над окном, и по бокам сверху.

А вот в Новгородской, Псковской, Тверской областях такая «сливная доска» с глухой резьбой встречается очень часто.

Поскольку на Севере дома строили большие, то у них обычно бывал второй этаж. Зажиточные хозяева могли позволить себе балкон, который тоже оформлялся крайне затейливо - там и столбики кручёные (резьба, имитирующая металлическое кручение), и балясинки резные, и решётка со сквозным узором. Справным хозяином считался тот, кто в праздник мог выйти на свой балкон, чтобы это было видно с улицы. Верх зажиточности - это командовать своими работниками с балкона.

Во многих местностях Северо­-Запада лучшим материалом для резьбы считали сосну. Некрашеная, она со временем желтеет, приобретает медовый оттенок. Зато осина с возрастом темнеет и приобретает шелковистый серый блеск - осиновый лемех на главках деревянных северных церквей в солнечный день издали можно принять за металл.

Для резьбы применяли и липу - она мягкая, пластичная, но недолговечная. Дуб же для таких целей был слишком дорог, только если что­то оставалось в обрубках от строительства. А вот лиственницу использовали только на строительство, не на украшение: её древесина не гниёт, зато очень хрупка и легко колется, поэтому резные детали из неё не получаются.

Узор вырезают по целой отшлифованной доске. Доска эта не должна иметь сучков и повреждений, иначе проживёт такое украшение недолго, а то и вовсе расколется при изготовлении. К счастью, многие современные плотники знают все эти приёмы и хорошо наследуют традиции предков. Например, в селе Винницы Подпорожского района все знают дом плотника Радаева - мимо него равнодушно проехать невозможно. На вполне современной избе столько деревянных украшений, что она кажется сказочным теремом. Это своеобразная самореклама мастера и, надо сказать, весьма убедительная.

Но не только Радаев пропагандирует своим искусством старинную резьбу. В некоторых местностях, особенно в Вологодской области, где всегда была очень развита резьба, новые дома стали украшать старинными образцами, взятыми явно из книг. Традиции остаются с нами.

Текст и фото: Татьяна Хмельник, Александр Потравнов

«Землевладелец Северо-Запада» № 5 (65), 2011 г.