Наука гляциология. Гляциолог иван лаврентьев о глобальном похолодании и конфликте с реальностью

Гляциолог — специалист, занимающийся изучением всех видов льда, снега, водоемов. Работа ученого тесно связана с физикой, профессия появилась в середине XVI века. Профессия подходит тем, кого интересует география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Территория Земли покрыта около 24 млн. м 3 ледников, которые могут быть горными, вершинными, долинными, покровными и т. д. Сегодня человечество столкнулось с проблемой глобального потепления, которое влечет за собой таяние льда, недостаток питьевой воды, катастрофы, вызванные этими процессами (наводнения, сели, высыхание пресных водоемов и другие).

В гляциологии выделяют несколько направлений:

  • ледниковедение, связанное с исследованием ледников и их покровов;
  • снеговедение, связанное с изучением снега (количество осадков, скорость таяния и т. д.);
  • лавиноведение, являющееся очень важным направлением. Гляциолог, выбравший эту специализацию, изучает характер лавин (формирование, причинных схода, формы), ищет пути для предупреждения этих катастроф;
  • ледоведение водоемов и водотоков, где гляциологи изучают механизмы появления и исчезновения водоемов, их свойства;
  • палеогляциология. Ученые занимаются исследованием льдов, сформировавшихся в прошлом.

Именно гляциолог занимается изучением ледников, что позволяет спрогнозировать природно-климатические ситуации, изучать опасности, связанные с глобальным потеплением. Гляциологи работают в сложных условиях, ведь ледники расположены в холодных регионах, где температура воздуха в темное время суток опускается ниже отметки −30 °C.

Профессия очень редкая, а гляциологи — востребованы, без них невозможно выполнять строительство промышленных объектов, производить поиск и добычу полезных ископаемых, предупреждать катастрофы.

Особенности профессии

Гляциологи — уникальные специалисты, которые могут работать как в северных регионах, так и в крупных мегаполисах, исследуя ситуацию на местах. Они необходимы везде: горнодобывающая промышленность, частные горнолыжные курорты, строительная сфера и другие направления. В обязанности гляциологов входит выполнение следующих видов работ:

  • научно-исследовательская деятельность;
  • поиск решения проблем, вызванных быстрым таянием льдов;
  • изучение лавин, льдов, водоемов;
  • сбор проб снега, жидкостей и льда, выполнение замеров и наблюдение за ледником;
  • анализ скорости таяния, количества осадков, климатических условий в конкретном регионе, составление географических прогнозов;
  • картографирование;
  • поддержка электронных приборов, которыми окружена научная станция;
  • использование радарных, космических снимков для анализа;
  • использование радиолокатора для произведения замеров толщины льда;
  • изучение химического состава льда, измерение ледовых стоков;
  • изучение движения ледников.

Профессию не стоит романтизировать, ведь жизнь гляциолога связана с переездами, сложными условиями труда. Базы ученых расположены около ледников, где чаще всего просто нет людей. Снежные бури, лавины и другие стихийные бедствия могут отрезать станцию от мира, поэтому ученым приходится выживать самостоятельно до тех пор, пока ситуация не улучшится.

В некоторых случаях гляциологи занимаются исследованиями одного участка в течение 2-3 лет, посвящая научной работе все свое время. Но есть у профессии один большой плюс, который заставляет забыть обо всех опасностях, — это единение с природой, возможность прикоснуться к многовековой истории, хранящейся под толщей льдов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Интересная работа.
  2. Дружный коллектив, состоящий из увлеченных людей.
  3. Возможность поработать в далеких странах.
  4. Много современных устройств и технологий, облегчающих трудовую деятельность.
  5. Профессия очень редкая, а в гляциологах нуждаются международные и частные компании, что обуславливает большое количество вакансий.
  6. Высокий оклад, но он зависит от направления, с которым гляциолог работает.

Минусы

  1. Сложные условия труда.
  2. Монотонная работа.
  3. Некомфортные условия проживания.
  4. Мало вузов, которые готовят гляциологов.
  5. Профессиональные заболевания.
  6. Проживание на специальных станциях, отдаленных от людей, поэтому на личную жизнь остается мало времени.

Важные личные качества

Люди, которые изучают льды, обожают эту профессию, они стремятся защитить человечество от глобальных катаклизмов, поэтому в их характере присутствуют следующие черты:

  • смелость;
  • решительность;
  • педантичность;
  • честность;
  • стремление помогать ближнему;
  • наблюдательность;
  • сосредоточенность;
  • самопожертвование.

Одно из негласных условий — хорошее здоровье, аналитический тип мышления, увлеченность профессией, без которой невозможно работать в этой сфере.

Вузы

Абитуриенты, решившие связать свою жизнь с изучением льдов, должны подавать документы в вузы, в которых есть кафедра криолитологии и гляциологии. Поступают на эту специальность после 11 класса, сдавая ЕГЭ по русскому языку, географии и математике. Профессию могут выбирать люди, которые уже имеют образование, связанное с физикой, горной инженерией, географией, климатологией, геоморфологией.

Сегодня подготовкой гляциологов занимаются преподаватели, работающие в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, форма обучения - очно.

Место работы

Гляциологи принимают участие в геологических партиях, входят в состав рабочей группы, которая изучает территорию перед добычей полезных ископаемых или строительством предприятий, необходимы они и на международных научно-исследовательских станциях, в проектных организациях, научно-исследовательских центрах, вузах.

Львиную долю времени гляциологи уделяют научной работе, создавая пособия, учебники и книги для студентов. Сегодня гляциология является одним из самых перспективных направлений, что вызвано глобальным потеплением, поэтому ученые востребованы на протяжении всей своей жизни.

Зарплата Гляциолога

Точной статистики по заработной плате нет, ведь размер оклада гляциолога зависит от направления подготовки, опыта, наличия научных трудов, части света, в которую он готов оправиться. Минимальная ставка составляет 50000-70000 руб., максимальная — около 250000 руб.

Профессиональные знания гляциолога

  1. Знание биологических, физико-химических процессов, физической географии.
  2. Грунтоведение, геофизика ландшафта, лавиноведение, селеведение и другие смежные направления.
  3. Умение работать с техникой для исследований (радиолокаторы, буровое оборудование, термокосы, георадары и т. д.).
  4. Дистанционное зондирование Земли.
  5. Умение выживать в экстремальных условиях.

Известные гляциологи

  1. Тронов Михаил Владимирович.
  2. Рудой Алексей Николаевич.
  3. Алексей Анисимович Земцов.

Где учился Географический факультет МГУ.

Что изучает Ледники на Кавказе, Шпицбергене и на Тянь-Шане методом радиолокационного зондирования.

Особые приметы Увлекается фотографией, принимает участие в международных конференциях.

На географический факультет МГУ я пошел потому, что меня в первую очередь заинтересовала практика. Поскольку первая практика на кафедре криолитологии и гляциологии была в горах, я туда отправился сразу же. Общая практика у всех географов после первого курса проходит в Сатино, в Калужской области. Это 150 километров от Москвы. Она длится два месяца, в течение которых студенты изучают основные науки (картография, метеорология и геоморфология) на практике. У гляциологов зимняя тематика, нужен снег и вечная мерзлота. Снег летом есть в горах, а меня с детства как-то привлекали горы, хотя я туда попал впервые только на втором курсе. Единственной кафедрой, которая предлагала горы, была моя.

Честно говоря, я не очень понимал вначале, в чем суть гляциологии. Но потом, когда стал учиться и поехал на учебную практику, уже понял, что не хочу ничего другого. Меня очень радует, так скажем, расслабленная атмосфера. И перспектива катания на лыжах и на сноуборде. Моя первая практика была на Центральном Кавказе, на Эльбрусе. Нам там показывали, что, как и зачем делает гляциолог. А потом я попал на Камчатку, к большим ученым, где занимался серьезными вещами. Это было круто.

Пока я не был в Антарктиде. В принципе, попасть туда можно, но просто так туда ехать нет смысла - везде лед. А я его и так уже насмотрелся.

В гляциологии я вижу перспективу и для себя, и для того, что мы делаем в стране. Кроме нас мало кто в России этим занимается, а это сейчас очень востребовано. Востребованы климатологи, модельеры (это те, кто создают модели, в том числе изменения климата). А мы - те люди, которые между модельерами и остальными. Модели ведь основываются на определенных данных. Климатологи поставляют одни данные, мы им поставляем другие. Они строят модели, а потом мы все вместе уже думаем, что получается из этих моделей. Ледники - продукт климата, поэтому они реагируют на его изменения быстрее, чем другие объекты природы. Измерив некоторые параметры ледника, можно сказать, что, например, стало теплее, а потом уже искать связь, почему стало теплее, откуда тепло пришло, как его туда занесло и так далее. Мы занимаемся, среди прочего, радиолокацией: измеряем толщину ледников, считаем их объем и исследуем их внутреннее строение - что и как происходит в леднике.

Сейчас все настолько компьютеризировано, все дается людям намного проще. Когда мы учились, у нас только-только появлялись цифровые методы обработки информации, которые сейчас используются повсеместно. И это здорово. Традиционные методы из гляциологии потихоньку уходят. Сейчас уже можно с помощью радиолокатора измерять толщину снега. Нужно разве что пешком сходить в горы. В этом смысле радиолокация - передовой инструмент для многих вещей в гляциологии. Наверное, именно это в ней привлекает. Думаю, это одна из причин, почему народ идет к нам, хотя пока и не слишком активно.

Разница между нынешними студентами и нами, конечно, есть. Хотя бы потому, что у нас были полевые дневники, а у них - полевые айпады. Стало больше возможностей добывать и получать информацию. Когда мы учились, мы только-только начали осваивать компьютерные программы. Раньше как было? Тупо прийти на ледник и все записать на бумажку. Потом ты сидишь, долго разбираешь эти таблицы, считаешь, рисуешь все от руки. Нынешние студенты, наверное, менее усидчивые. Это и понятно - много чего есть в интернете, можно заниматься хоть в кафе, не надо ломиться в библиотеку, хотя и приходится иногда.

После МГУ у меня была авантюра. Когда я уже заканчивал факультет, я попал на производственную практику на том же Кавказе с известными учеными, которые котируются во всем мире. Они меня спросили, что я планирую делать дальше, чего хочу, и позвали меня работать в Институт географии РАН. В аспирантуру я тоже хотел пойти в Институт географии, но, так как я заканчивал магистратуру, мне было проще, практически без экзаменов, поступить в аспирантуру МГУ, и я остался на кафедре. На нашем факультете науки мало. Там есть, безусловно, люди, которые ее делают, но, поскольку они все завязаны на учебном процессе, совмещать это довольно сложно. Гляциология теплится: на геофаке есть несколько человек, которые что-то делают, но их меньше, чем в Институте географии. Тут у нас нет студентов, которых надо обучать каждый день.

Нас периодически спрашивают на Кавказе, когда мы копаем шурф или стоим с GPS и измеряем высоту поверхности, - кто вы и что делаете? Мы отвечаем, что клад ищем. Еще бывают лыжники, которые часто задают не менее глупые вопросы. Но многие уже привыкли к нам, потому что на Эльбрусе мы бываем часто. Типичный разговор: «Что вы делаете?» - «Мы измеряем толщину ледника» - «Зачем?» - «Чтобы узнать хотя бы его толщину. Потому что из ледника течет водичка. Эту водичку все пьют, орошают ею сельхозугодья, поят коровок и так далее. А если водички станет очень много, дороги смоет». В горах это существенно. В Арктике меньше - там сразу все в океан течет, и на хозяйственную деятельность, откровенно говоря, это особо повлиять не может.

У меня есть определенный оптимизм по поводу того, чем мы занимаемся. Разумеется, у студента-гляциолога поначалу будет маленькая зарплата. Но, если он защитится, начнет писать статьи, получать гранты, перспектива у него определенно будет. У нас таких специалистов очень мало. А работы - непочатый край. Взять хотя бы Арктику. Или работа на постсоветском пространстве: есть Киргизия, есть Казахстан, где куча ледников - туда сейчас активно приезжают немцы, англичане. А наших очень мало.

Сейчас богатые страны вкладывают в эти исследования большие деньги. Стало быть, ученый, делая полезную вещь, может еще на этом заработать. Это коммерческая работа, но и интересный опыт и просто интересные места. У нас люди больше работают ради интереса. А ведь гляциология - это в первую очередь образ жизни, на самом деле.

У гляциологов зимняя тематика, нужен снег и вечная мерзлота. Снег летом есть в горах, а меня с детства как-то привлекали горы, хотя я туда попал впервые только на втором курсе. Единственной кафедрой, которая предлагала горы, была моя.

Наш последний проект был коммерческий, но очень интересный в плане науки. Есть такая компания «Кумтор» в Киргизии. Они добывают золото на Тянь-Шане. Так вышло, что рудное тело находится под ледником, поэтому его приходится срывать. Уже срыли несколько километров ледника по ширине, в глубину - больше ста метров. Сколько там кубометров льда вытащили, неизвестно, но главное, что там еще много его осталось. А золото лежит под ледником. Они роют карьер, самосвалы ездят по этому карьеру круглые сутки, уже 15-20 лет. Это не есть хорошо для ледника как источника воды, но ледник этот, прямо скажем, не самый большой. Местных экологов больше беспокоит «хвостохранилище». «Хвосты» - токсичные и другие отвальные отходы обогащения полезных ископаемых. Там высоко поднятая плоская равнина, так называемые сырты, над ней горы, на них - ледники, с них течет вся вода, которая попадает в крупные реки. Вдоль которых, в свою очередь, живет очень много народу. Если химия попадет в реку, то отравится очень много народу и животных. Реки - это основа Азии, так как осадков мало, вода в основном идет с гор. И вот руководство «Кумтора» заинтересовалось, сколько еще льда осталось. Мы пришли на ледник, измерили его толщину, а потом написали отчет. С нашей стороны мы сделали радиолокационное исследование. Вот это - пример работы на стороне. И все равно она связана с моей текущей деятельностью.

В Москве мы пережидаем зиму. Конфликта с реальностью у меня не возникает. Все географы - очень расслабленные и позитивные люди. По крайней мере те, кто работает в полях. Все сидят и ждут следующего поля, а при первой возможности - сваливают. Только в этом году у меня был долгий период в Москве. А так я с 2001 по 2008 год в Москве летом не бывал. И осенью не был. С конца мая до конца августа, а то и до конца сентября можно было торчать или на Шпицбергене, или на Кавказе. В свое время там нас снимало местное телевидение. Корреспонденты спрашивают: «А вам было не страшно?» Наоборот, хочется еще туда вернуться.

А в Москве - работа. То, что за лето набралось, перелопачивается в статьи. Потом нужно съездить на конференции и представить все это, пообщаться с людьми. Вот мы сейчас съездили в поле, вернулись с результатами по «Кумтору». Мы приехали на международную конференцию в Алматы. И тут же местные гляциологи попросили нас сделать радиолокацию на местном леднике. Это один из опорных ледников мира, на котором наблюдения ведутся более 30 лет и где уже работало немало людей. Но подобной работы не проводилось уже лет 20, а тогда и точность была не та, привязки к GPS не было. Сейчас радиолокационное зондирование позволяет с 2-3%-ной точностью определять толщину льда. А дальше из этого уже вырастает серьезная база данных для моделирования. Поэтому мы сидим и пережидаем между полями, иногда ездим в командировки за рубеж. В России тоже проводится несколько гляциологических мероприятий в год.

Пока я не был в Антарктиде. В принципе, попасть туда можно, но просто так туда ехать нет смысла - везде лед. А я его и так уже насмотрелся. Интереснее ехать по работе. Сейчас вроде появляются интересные возможности и проекты. Главное, что мы можем сделать работу, которую кроме нас в нашей стране на сегодня не может сделать никто. Бурением льда там занимаются россияне, американцы, японцы, китайцы, англичане и другие, но это все глубокое бурение, нацеленное на достижение старого льда и восстановление климата прошлого. А верхние сантиметры проскакивают, берут образцы буквально по метру. Верхние 200 метров льда в Антарктиде - это приблизительно 10 000 лет. Сейчас уже умеют из миллиметра слоя добывать всяческую информацию, поэтому пробурить верхние 100-200 метров с последующей детальной обработкой керна - это очень хороший способ получить данные о колебаниях климата за последние 10 000 лет.

Но такие скважины там никто не бурит. Потому что оборудование у них гигантское, весит тонны, завозится самолетами или гусеничными поездами. И такую работу никто не делает, в том числе потому что нет таких установок. А у нас есть. Мы бурили на Эльбрусе. Удалось раздобыть денег, и специально для нас японцы сделали электромеханический бур, которым можно пробурить до 300 метров. Лебедочка, станина, бур - всего 300 килограммов веса. В принципе, любой легкомоторный самолет это в состоянии привезти.

Есть такая станция в восточной Антарктиде - «Восток». Там пробурена самая глубокая скважина в леднике, под которым находится гигантское озеро - самое большое на материке. Там российские ученые (НИИ Арктики и Антарктики) с американцами и французами (бурят наши, американцы помогали с логистикой, а французы обрабатывали) пробурили более 3,5 километров льда. Бурят уже 20 лет. Сейчас добурили, дошли до озера, уже водичка пошла наверх и замерзла. И сейчас наши коллеги должны были вернуться с очередного сезона, где они пробуривали воду, которая замерзла. Вода озера, которое было сокрыто миллионы лет. Никому не известно, что там и как там. Но уже многие вещи известны. Они докопались до возраста 420 000 лет назад. Последние 10 000 лет у них прорисованы очень широким мазком. Это был теплый период, а до этого - ледниковый период. Мы живем в межледниковье, и это самый интересный период с точки зрения того, что будет в ближайшем будущем. Подробной информации не так много. Деревья - это 1000 лет хронологии. А вот эта возможность очень подробно просмотреть, что было в течение последних 10 000 лет. Притом, что мы близимся к пику потепления, дальше будет похолодание.

В последнее время длительность экспедиций уменьшается, в том числе из-за использования вертолетов для радиолокационного зондирования. Мы улетаем в поле на три дня и успеваем все сделать. Но это если речь идет о радиолокации. Если бурение, то это долго. Например, я просидел четыре месяца на Кавказе, пока у меня жена была беременная. Жена - тоже ученый, она занимается дендрохронологией. У нее тоже с полями все хорошо. Мы ребенка друг другу передаем между экспедициями. Мы понимаем, что это важно каждому из нас. Во-первых, нам за это платят деньги (но в меньшей степени меня интересует зарплата - она небольшая, и от наличия полей она не сильно меняется), во-вторых, результат: его можно показать на конференции в Европе и в Америке. Тебя будут публиковать, на тебя будут ссылаться - это самое главное. Ты можешь что-то сделать не только себе и своему институту, а приоткрыть белые пятнышки всем остальным. Меня это в географию изначально завлекло. Это был мой любимый предмет в школе.

Фотографии предоставлены Иваном Лаврентьевым.

Гляциология - это наука о чем? Чем занимаются специалисты, что работают в данной сфере? Давайте постараемся отыскать ответ на эти и другие вопросы.

Гляциология что изучает?

Термин происходит от латинских слов «гляциес» - лед, и «логос» - учение, слово. Гляциология - это наука о льдах, что формируются в естественной среде на поверхности планеты, в литосфере, атмосфере и гидросфере.

В задачи, поставленные перед наукой, входит:

  • изучение особенностей формирования ледников, условий их существования;
  • исследование состава, физических свойств льда;
  • рассмотрение геологического воздействия ледников на поверхность планеты;
  • изучение географии распространения ледяных образований.

Гляциология - это наука о льдах, что неразрывно связана с физикой, геологией. Специалисты в данной сфере широко используют в работе методы механики, географических наук.

История становления науки

Начало учению положил известный швейцарский альпинист, геолог и естествоиспытатель Орас Бенедикт Соссюр. Задачи и предмет нового научного течения он раскрыл в своем рукописном сочинении «Путешествие в Альпы». Работа составлялась ученым в период с 1779-го по 1796-й год.

Конкретный круг проблем, который стоит перед гляциологией, наметился в 19-м веке. Однако в это время ученые ощущали недостаток в систематических материалах о ледниках. Не хватало специалистам знаний о физических свойствах льда, его поведении. Поэтому первый серьезный этап становления гляциологии как науки характеризовался в основном накоплением знаний, формированием научных методов.

Начало 20-го века ознаменовалось для науки стартом целого ряда масштабных экспедиций, направленных на исследование оледенений, сконцентрированных в области полярного круга. Способствовало раскрытию сути физических явлений, что происходят в ледниках, появление таких точных методов, как: аэрофотосъемка, фотограмметрия, термическое бурение, зондирование почвы. В этот период ученым удалось разработать единую классификацию льдов, отследить особенности передвижения, формирования и таяния ледников.

На протяжении прошлого века были собраны обширные сведения о географическом распространении мерзлоты. Ученым удалось открыть новые ледники и составить каталоги с их подробным описанием.

Чем занимаются гляциологи?

Гляциолог - профессия, суть которой заключается в исследовании ледяных образований, сформированных в природной среде. Такие специалисты изучают особенности появления ледников, их поведение, процессы, что ведут к таянию льда.

Гляциолог - работа, которая предполагает исследование лавин, водоемов, которые образовались в результате таяния льда. Более того, специалисты данной категории составляют опасные маршруты на картах, предупреждая таким образом возникновение несчастных случаев и природных катастроф.

Какое практическое значение имеет гляциология?

Гляциология - это наука, изучающая, прежде всего, широкое распространение ледников на поверхности планеты. Согласно подсчетам ученых, такие образования занимают около 11% всей суши. В них заключено порядка 29 млн км 3 пресной воды. Развитие науки способствует рациональному использованию водных ресурсов рек и озер, которые формируются по причине таяния ледников.

Кроме того, гляциология - это наука о том, как предотвратить природные катастрофы, причиной возникновения которых является изменение поведения ледников. Практическая сторона развития учения также заключается в ведении учета территорий, которые высвобождаются в результате перемещения ледников, с целью осуществления хозяйственной деятельности.

Научные институты

Для изучения ледников сегодня создана целая сеть специальных учреждений, которые имеются в России, США, Швейцарии, Италии, Канаде, Великобритании, прочих высокоразвитых странах мира. Начиная с 1894-го года, действует Международная гляциологическая комиссия, что занимается изучением снега и льда.

В целях развития науки организован ряд станций, которые сконцентрированы на Полярном Урале, Земле Франца-Иосифа, Алтае, Новой Земле, в Северо-Восточной и Средней Азии.

Важные гляциологические исследования

Первые серьезные экспедиции, направленные на изучение крупнейших ледников мира, были организованы в период с 1923-го по 1933-й год советскими учеными. Наблюдения проводились в Средней Азии, на Урале, Новой Земле. Целью походов являлся в основном сбор полезных сведений о ледниковых образованиях.

Внушительный толчок развитию науки дала экспедиция, организованная советским исследователем Г. А. Авсюком в период с 1950-го по 1960-й год. Направлена она была на наблюдение за ледниками Тянь-Шань. В результате ученым удалось установить темп и закономерности передвижения мерзлоты.

В 1877 году мировым сообществом было принято решение об организации специальной авиационно-космической службы, которая должна вести наблюдения за таянием снега и льда в различных областях планеты. Целью ее создания выступило формирование данных о процессах, которые ведут к пополнению запасов пресной воды на Земле. Впервые такие наблюдения были осуществлены экипажем космической станции «Салют-6». Исследования носили визуальный характер. Основную массу ценных данных ученым удалось собрать благодаря применению 12-кратных и 6-кратных биноклей. Снимки земной поверхности, что выполнялись с высоты около 350 км, позволили получить целую массу качественных изображений, с помощью которых можно было выполнять довольно точные измерения.

В 2012 году отечественным гляциологам, которые работали в Антарктиде, удалось осуществить успешное бурение ледяной шапки, толщина которой составляла порядка 4 км. Ученые получили доступ к водам доисторического подледного озера. Исследование уникальной экосистемы, которая формировалась на протяжении нескольких миллионов лет, позволило выявить микроорганизмы, ранее не известные науке. Открытие имело значение для развития не только гляциологии, но и сферы космических исследований. Его неожиданные результаты позволили предположить, что подобные биологически активные бульоны имеются не только под ледяной шапкой Земли, но и на других планетах, а также их спутниках.

Гляциология - это наука о чем? Чем занимаются специалисты, что работают в данной сфере? Давайте постараемся отыскать ответ на эти и другие вопросы.

Гляциология что изучает?

Термин происходит от латинских слов «гляциес» - лед, и «логос» - учение, слово. Гляциология - это наука о льдах, что формируются в естественной среде на поверхности планеты, в литосфере, атмосфере и гидросфере.

В задачи, поставленные перед наукой, входит:

  • изучение особенностей формирования ледников, условий их существования;
  • исследование состава, физических свойств льда;
  • рассмотрение геологического воздействия ледников на поверхность планеты;
  • изучение географии распространения ледяных образований.

Гляциология - это наука о льдах, что неразрывно связана с физикой, геологией. Специалисты в данной сфере широко используют в работе методы механики, географических наук.

История становления науки

Начало учению положил известный швейцарский альпинист, геолог и естествоиспытатель Орас Бенедикт Соссюр. Задачи и предмет нового научного течения он раскрыл в своем рукописном сочинении «Путешествие в Альпы». Работа составлялась ученым в период с 1779-го по 1796-й год.

Конкретный круг проблем, который стоит перед гляциологией, наметился в 19-м веке. Однако в это время ученые ощущали недостаток в систематических материалах о ледниках. Не хватало специалистам знаний о физических свойствах льда, его поведении. Поэтому первый серьезный этап становления гляциологии как науки характеризовался в основном накоплением знаний, формированием научных методов.

Начало 20-го века ознаменовалось для науки стартом целого ряда масштабных экспедиций, направленных на исследование оледенений, сконцентрированных в области полярного круга. Способствовало раскрытию сути физических явлений, что происходят в ледниках, появление таких точных методов, как: аэрофотосъемка, фотограмметрия, термическое бурение, зондирование почвы. В этот период ученым удалось разработать единую классификацию льдов, отследить особенности передвижения, формирования и

На протяжении прошлого века были собраны обширные сведения о географическом распространении мерзлоты. Ученым удалось открыть новые ледники и составить каталоги с их подробным описанием.

Чем занимаются гляциологи?

Гляциолог - профессия, суть которой заключается в исследовании ледяных образований, сформированных в природной среде. Такие специалисты изучают особенности появления ледников, их поведение, процессы, что ведут к таянию льда.

Гляциолог - работа, которая предполагает исследование лавин, водоемов, которые образовались в результате таяния льда. Более того, специалисты данной категории составляют опасные маршруты на картах, предупреждая таким образом возникновение несчастных случаев и природных катастроф.

Какое практическое значение имеет гляциология?

Гляциология - это наука, изучающая, прежде всего, широкое распространение ледников на поверхности планеты. Согласно подсчетам ученых, такие образования занимают около 11% всей суши. В них заключено порядка 29 млн км 3 пресной воды. Развитие науки способствует рациональному использованию водных ресурсов рек и озер, которые формируются по причине таяния ледников.

Кроме того, гляциология - это наука о том, как предотвратить природные катастрофы, причиной возникновения которых является изменение поведения ледников. Практическая сторона развития учения также заключается в ведении учета территорий, которые высвобождаются в результате перемещения ледников, с целью осуществления хозяйственной деятельности.

Научные институты

Для изучения ледников сегодня создана целая сеть специальных учреждений, которые имеются в России, США, Швейцарии, Италии, Канаде, Великобритании, прочих высокоразвитых странах мира. Начиная с 1894-го года, действует Международная гляциологическая комиссия, что занимается изучением снега и льда.

В целях развития науки организован ряд станций, которые сконцентрированы на Земле Франца-Иосифа, Алтае, Новой Земле, в Северо-Восточной и Средней Азии.

Важные гляциологические исследования

Первые серьезные экспедиции, направленные на изучение крупнейших ледников мира, были организованы в период с 1923-го по 1933-й год советскими учеными. Наблюдения проводились в Средней Азии, на Урале, Новой Земле. Целью походов являлся в основном сбор полезных сведений о ледниковых образованиях.

Внушительный толчок развитию науки дала экспедиция, организованная советским исследователем Г. А. Авсюком в период с 1950-го по 1960-й год. Направлена она была на наблюдение за ледниками Тянь-Шань. В результате ученым удалось установить темп и закономерности передвижения мерзлоты.

В 1877 году мировым сообществом было принято решение об организации специальной авиационно-космической службы, которая должна вести наблюдения за таянием снега и льда в различных областях планеты. Целью ее создания выступило формирование данных о процессах, которые ведут к пополнению Впервые такие наблюдения были осуществлены экипажем космической станции «Салют-6». Исследования носили визуальный характер. Основную массу ценных данных ученым удалось собрать благодаря применению 12-кратных и 6-кратных биноклей. Снимки земной поверхности, что выполнялись с высоты около 350 км, позволили получить целую массу качественных изображений, с помощью которых можно было выполнять довольно точные измерения.

В 2012 году отечественным гляциологам, которые работали в Антарктиде, удалось осуществить успешное бурение ледяной шапки, толщина которой составляла порядка 4 км. Ученые получили доступ к водам доисторического подледного озера. Исследование уникальной экосистемы, которая формировалась на протяжении нескольких миллионов лет, позволило выявить микроорганизмы, ранее не известные науке. Открытие имело значение для развития не только гляциологии, но и сферы космических исследований. Его неожиданные результаты позволили предположить, что подобные биологически активные бульоны имеются не только под ледяной шапкой Земли, но и на других планетах, а также их спутниках.

Часть. Гляциология.

Гляциология - наука, изучающая все формы наземных льдов: ледники, атмосферный лед, снежный покров, снежники, лавины, гляциальные сели, лед пресных водоемов, наледи и морские льды. Она изучает причины возникновения различных видов оледенения и его воздействие на ландшафтную оболочку Земли, а также разрабатывает меры защиты и борьбы с неблагоприятными последствиями, вызванными скоплениями этих масс льда, и меры использования полезных сторон различных гляциальных явлений в практике.

Если понимать гляциологию как науку о всех формах скопления твердой воды на поверхности суши, то необходимо устанавливать тесные генетические связи между снежным покровом, лавинами, снежниками, ледниками, морскими и пресными льдами, наледями, гляциальными селями. Комплексный (географический) подход к изучению гляциальных явлений избавит от чрезмерного преувеличения размеров древнего оледенения в горах, позволит глубже изучить явления современного, так и древнего оледенения, по­нять существование оледенения в условиях, когда климатическая снеговая линия находится на 800 -1000 м выше горных гребней, выявить влияние различных форм оледенения на географическую среду и хозяйственное использование территории, установить воз­можности полезного использования снега и льда.

В настоящее время большое внимание в нашей стране уделяет­ся развитию автомобильного и железнодорожного транспорта, обеспечению бесперебойного и своевременного удовлетворения потребностей хозяйства, расширению сети путей сообщения в восточных районах страны и мерам по повышению безопасности движения транспорта. Особенно большое внимание уделяется освоению Дальнего Востока, Восточной Сибири, Европейского и Крайнего Севера. В хозяйственное освоение все больше вовлекаются горные районы. Во всех перечисленных районах развиты стихийно-разрушительные процессы, связанные с различными форма­ми снега и льда. Хозяйственное и спортивно-оздоровительное освоение этих территорий требует тщательного учета опасности гляциальных явлений. Более того, освоение человеком некоторых территорий увеличивает эту опасность. Например, по мере хозяй­ственного освоения горных районов с каждым годом увеличивается число зарегистрированных катастроф, связанных с гляциальными явлениями. Это объясняется тем, что строительство промышленных предприятий, энергетических, транспортных и, других объектов, также застройка городов и поселков в лавино- и селеопасных зонах осуществляется в ряде случаев без учета возможных катастроф.

Лед все шире применяется в гидротехническом строительстве, снежные покрытия используются на аэродромах, за рубежом решаются задачи осуществления построек внутри материковых льдов и др.



Огромное значение имеет разработка гляциологических проблем для морского и речного транспорта, для защиты железных и автомобильных дорог, предприятий и поселков от лавин и снежных заносов, для строительства народнохозяйственных и жилых комплексов в высокогорье и на Крайнем Севере.

Для правильного понимания формирования ландшафта и оценки природных условий территории большое значение имеет изучение снежного покрова и процессов, связанных с ним.

Снежный покров играет исключительную роль в зимнем режиме природной среды.

Воздействие снежного покрова на хозяйство имеет две стороны - положительную, когда снежный покров благоприятствует развитию хозяйства, и отрицательную, когда он создает большие трудности на пути его развития.

Достаточно высокий снежный покров предохраняет почву от глубокого промерзания, обеспечивает возможность сохранения озимых посевов. Снежные заносы на железных и автомобильных дорогах нашей страны отрицательно сказываются на работе транспорта. Если снег задерживать на полях, то это даст дополнительную влагу почве, а следовательно, повысит урожайность сельскохозяйственных культур и автоматически снимет проблему защиты железных и автомобильных дорог от снежных заносов.

Снежный покров - хранитель водных запасов, поэтому для гидрологических прогнозов важно знать как запасы снега, так и процессы снеготаяния.

Совсем новым аспектом в изучении снежного покрова является изучение его как строительного материала в полярных рай­онах.

Изучение снежного покрова помогает биогеографам правильно объяснить изменение ареалов распространения ряда животных, также исчезновение некоторых их видов. Например, граница распространения лося на Русской равнине определяется современным природными условиями, а именно - появлением во вторую половину зимы на поверхности снега плотной настовой корки. Если наст не выдерживает тяжести лося, он вязнет в снегу и становится легкой добычей волков. Следовательно, определенный тип зимних погод с частыми оттепелями, сменяющимися морозами, с сильными метелями, обусловливающий появление на поверхности снега прочного ветрового наста, влияет на границы распространения копытных животных. Массовая гибель кабанов на Кавказе зимой связана с возникновением снежного покрова высотой более 30-40 см. При такой высоте снега кабаны не могут доставать из-под снега желуди, и гибнут от голода.

В последнее время перед исследователями-гляциологами стоит задача не только изучать гляциологические объекты с познаватель­ным значением, но и решать ряд инженерных проблем.

Отрасль гляциологии, которая занимается изучением и пробле­мами регулирования снежного покрова, лавин, снежников, ледников, гляциальных селей, наледей, ледяного покрова морей и пресных водоемов в связи с производственно-технической деятельностью общества, называется инженерной гляциологией.

Задача инженерной гляциологии - установление возможностей полезного использования снега и льда в инженерной практике, а также разработка способов борьбы с их вредным влиянием в развитых отраслях экономики.

Тесная связь льда и снега с зональным строением ландшафтной оболочки Земли и ее долготной дифференциацией предопределяет необходимость тщательного учета географических особенностей территории при возведении тех или иных сооружений. Типы соору­жений, а также их работа и долговечность тесно связаны с физико-географическими условиями, так как любое сооружение делается частью ландшафта и разрушается в зависимости от прочности сооружения и от процессов, протекающих в данной природной обстановке.

Инженерная гляциология в значительной мере решает пробле­мы, связанные с освоением горных территорий. Из-за больших ук­лонов, повышенного количества твердых атмосферных осадков, быстрого уничтожения естественной растительности склоновые процессы в горах происходят с катастрофической скоростью. Поэтому представители инженерной гляциологии как на стадии изыс­каний, так и на стадий строительства должны учитывать особенности природных комплексов.

Активность гляциальных явлений функционально связана с климатом. Познание закономерностей изменений гляциальных и склоновых процессов в будущем - прогноз - возможен только на основе выявления закономерностей их развития в прошлом и на­стоящем. Иными словами, с целью их прогноза необходимо внед­рять палеогеографические методы при изучении осваиваемой тер­ритории. Необходимо выяснять динамику снежности и оледенения и верхнем голоцене и в историческое время и учитывать направлен­ность и неравномерность хода природных процессов. Это позволит более обоснованно рекомендовать типы инженерных сооружений и прогнозировать развитие стихийно-разрушительных процессов на ближайшие десятилетия. Следует, кроме того, учитывать деятель­ность человеческого общества, так как научно обоснованный долго­срочный и сверхдолгосрочный прогноз развития катастрофических явлений невозможен без учета антропогенного фактора, влияние которого во многом меняет ход естественных процессов в ланд­шафте.

Исходя из сказанного, инженерная гляциология должна:

а) изучать физико-географические условия возведения и эксплуатации сооружений как по косвенным признакам, так и в условиях зимних стационаров, оценивать зимние условия с точки зрения возможности рекомендации применения различной техники;

б) широко использовать комплексные величины, характеризующие природную обстановку и необходимые для правильного выбора рекомендации (например, «жесткость» климата, реально-эквивалентные температуры и др.);

в) изучать ландшафты-аналоги, т. е. те ландшафты, в которых условия строительства и эксплуатации сооружений достаточно близки. Например Сахалин - Хоккайдо, Хибины – Шотландия, Западный Кавказ - Карпаты - Альпы и т. д.;

г) предусматривать возникновение возможных неблагоприятных явлений в зимнее время после возведения искусственных сооружений или нарушение биогеоценозов при освоении территории и рекомендовать меры, препятствующие развитию катастрофических явлений, вызванных вмешательством человека в природный комплекс;

д) отказаться от применения стандартов, созданных на ограниченных территориях и неприменимых в иных физико-географических условиях.