Авторитарный тип семейного воспитания. Как стили воспитания в семье влияют на формирование личности дошкольника

Стили воспитания

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. Авторитарный стиль: Особенности Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения. Последствия В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу. Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты: 1 вариант – развитие слабой жизненной позиции: - потеря чувства собственного достоинства; - потеря способности принимать решения, отвечать за выбор; - потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»); 2 вариант – развитие деспотической личности: - ненависть к родителям; - решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав); - грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; - повышенная агрессивность и конфликтность. Рекомендации - Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место! - Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа. - Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально. - Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком). - Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». - Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. - Не подслушивать телефонные разговоры. - Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д. - Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте. - Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре. Попустительский стиль: Особенности При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Последствия При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – свободный, но безучастный: - самостоятельность - неспособность к близости и привязанности; - безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно») - отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать; - мало «душевного тепла». 2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»: - хамство и вседозволенность; - воровство, враньё, распущенность; - безответственность, не умение «держать слова». Рекомендации - Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение. - Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. - Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания. - Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи. - Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. - Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни! Гиперопека: Особенности В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Последствия При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности: 1 вариант – «домашний деспот»: - требовательность и нетерпимость к желаниям других; - избалованность и капризность, эгоизм; - манипулирование окружающими; - высокомерие и надменность; - своенравность. 2 вариант – зависимая личность: - безынициативность, беспомощность; - пасует перед трудностями; - зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение; - с трудом контактируют со сверстниками. Рекомендации - Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. - Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть. - Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы; - Стимулируйте общение со сверстниками. - Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации. - Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них. Демократический стиль : Особенности При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей. Основные характеристики этого стиля: - взаимоприятие; - взаимоориентация. Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны: - активно-положительное отношение к ребенку; - адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; - им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; - умение прогнозировать развитие личности ребенка. Последствия При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны: - Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. - Инициативность и целеустремленность. - Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими. - Способность договариваться, находить компромиссные решения. - Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих. Рекомендации Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими! Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Уважаемые родители! Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас. И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

Авторитарный стиль воспитания характеризуется строгой дисциплиной, постоянным контролем и большим количеством ограничений, накладываемых на детей. Таким образом, при авторитарном стиле, родители оказывают сильное психологическое давление на ребенка.
Несмотря на это, даже некоторые знаменитые педагоги считают авторитарное воспитание весьма эффективным. Применение авторитарного стиля воспитания всегда вызывало жаркие дискуссии в научных кругах.
Одни говорят, что он способствует развитию дисциплины и добропорядочности, другие утверждают, что авторитарное воспитание приводит к различным психическим отклонениям у детей. Давайте попробуем сейчас сами разобраться в положительных и отрицательных сторонах авторитарного стиля воспитания.

Семьи являются неотъемлемой частью социальной структуры человеческого общества. Родители и дети составляют самую важную часть семьи, и их взаимосвязь определяет здоровое развитие ребенка. Быть родителем – значит возложить на себя определенные обязанности и решение сложных задач по воспитанию и целостному развитию личности ребенка.

Психологи разделили стили воспитания на несколько различных типов. Воспитание, как мы знаем, представляет собой нелегкую и каждодневную педагогическую работу, которая оказывает глубокое влияние на умственное и психическое развитие ребенка. И если родители будут изо всех сил стараться влиять на ребенка, чтобы он оправдал их самые лучшие ожидания, дети могут пострадать от такого воспитания.

Что такое авторитарный стиль воспитания?

Этот стиль основан на чрезвычайно строгих дисциплинарных правилах, установленных родителями для детей, а также минимальной свободой в осуществлении ребенком собственного выбора без учета его личного мнения.

Обычно, родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, хотят от своих детей слишком многого, никак не поощряя их успехи и послушание. Эти вещи считаются само собой разумеющимися. Тем не менее, такие родители обеспечивают хорошие условия для своего ребенка, однако, они очень строги со своими правилами и положениями. Авторитарные родители часто становятся абсолютными диктаторами для своих детей.

Авторитарное воспитание: «За» и «против»

Сторонники авторитарного воспитания, заявляют в «громкий голос» о многочисленных преимуществах авторитарного воспитания. По их словам, дети тех родителей, которые выбрали авторитарный стиль, будут послушными и ответственными, поскольку всегда находятся в среде, которая требует жесткой дисциплины и тяжелой работы.

В этом есть определенная доля истины, но авторитарные родители, как правило, забывают, что они имеют дело с развивающимися, еще не до конца сформировавшимися личностями. Авторитарные родители, несомненно, любят своих детей, однако, но они также забывают и о тонкой грани разделяющей «любовь» и «слепую любовь». Требуя беспрекословного повиновения от детей, они выстраивают серьезное препятствие на пути развития личности ребенка.

Минусы авторитарного воспитания заключаются в том, что оно ограничивает возможности развития свободного мышления. Дети вынуждены повиноваться родителям во всем, в независимости от своих собственных предпочтений, симпатий и антипатий. Это воспитывает отрицательные личностные качества, такие как низкая самооценка, неуверенность и малодушие.

Если родители не готовы выслушивать ребенка, считаться с его мнением и взглядами, это приводит к дополнительному психологическому давлению на несформировавшуюся личность. В случае если ребенок делает что-то не так, как того требуют родители, обычно следует суровое наказание или другие весьма серьезные последствия. Фактически, единственным стимулом при авторитарном стиле воспитания является страх наказания или других санкций, а это нельзя признать положительным фактором.

В совокупности, все это ведет к нарушениям психики ребенка, делая его более уязвимым и культивируя в нем чувство вины, вследствие чего наносится ущерб собственному достоинству. Авторитарное воспитание приводит к тому, что даже дети из обеспеченных и богатых семей, в конце концов, теряют самоуважение и у них развивается тяжелый комплекс неполноценности.

Последствия авторитарного воспитания сказываются во взрослой жизни. Воспитанные таким способом дети, склонны избегать видов деятельности, требующих принятия самостоятельных решений. Также ребенок может стать жертвой вредных привычек. Следует понимать, что слишком большое число ограничений приведет к глубокому протесту со стороны детей и подтолкнет их к тому, что они начнут делать то, что им запрещают.

По мере своего взросления и повышения интеллекта, дети из авторитарных семей могут восстать против своих родителей. Это повлечет за собой отчуждение не только от своей семьи, но и развитие других психологических проблем. Ребенок может оторваться от своих родителей, если не физически или материально, но, по крайней мере, эмоционально. И даже слова «мама» или «папа», произносимые в адрес родителей, не будут идти от сердца ребенка, и будут скорее привычкой, чем выражением теплоты и любви.

Последствия авторитарного воспитания, несомненно, очень пагубны, несмотря на то, что в основе такого воспитания, тоже лежит проявление заботы о детях и надежда на их светлое будущее. Тем не менее, такой метод может иметь катастрофические последствия для будущего детей. Поэтому лучше выбрать стиль воспитания, который дает детям безусловную любовь и поддержку, но все же, поддерживает определенный уровень строгости, сохраняя, таким образом, равновесие. Именно это, в конечном счете, сделает детей счастливыми и успешными.

ОТ АВТОРА: Мои ответы в комментариях являются мнением частного лица, а не рекомендацией специалиста. Я пытаюсь ответить всем без исключения, но к сожалению физически не успеваю изучать длинные истории, анализировать их, задавать по ним вопросы и потом подробно отвечать, а также я не имею возможности сопровождать ваши ситуации, потому что для этого требуется огромное количество свободного времени, а у меня его очень мало.

В связи с этим, очень прошу вас задавать конкретные вопросы по теме статьи, не расчитывать, что я буду консультировать в комментариях или сопровождать вашу ситуацию.

Конечно, вы можете проигнорировать мою просьбу (что многие и делают), но в таком случае будьте готовы к тому, что я могу вам не ответить. Это не вопрос принципа, а исключительно времени и моих физических возможностей. Не обижайтесь.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь, пожалуйста, обращайтесь за консультацией, и я с полной отдачей посвящу Вам свое время и знания.

C уважением и надеждой на понимание, Фредерика

Довольно часто люди, имеющие детей, обращаются за помощью к психологам. Мамы и папы спрашивают у специалистов, откуда у их любимых чад могли возникнуть нежелательные качества, плохое поведение. Важнейшую роль в формировании личности играет воспитание. От его стиля и типа, выбираемого родителями, зависит их дальнейшая жизнь. Какие методы и формы воспитания применяются? В этом вопросе стоит разобраться, ведь ответ на него будет полезно узнать всем родителям.

Что такое воспитание и какие стили существуют?

Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».

В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:

  • формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
  • взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
  • процесс обучения.

Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.

Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • либеральный.

В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.

В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:

  1. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
  2. Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
  3. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.

Авторитетный стиль в семейном воспитании

Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «надо».

Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.

Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.

Либеральная модель отношений

Либеральный воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.

Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:

  • являются зачастую агрессивными, импульсивными;
  • стремятся ни в чем не отказывать себе;
  • любят хвастаться;
  • не любят физический и умственный труд;
  • демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
  • конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.

Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).

Индифферентный стиль воспитания ребенка в семье

В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.

Некоторые родители не только показывают свое безразличие, но и враждебность. Дети в подобных семьях чувствуют себя не нужными. У них наблюдается с разрушительными импульсами.

Классификация типов семейного воспитания по Эйдемиллеру и Юстискису

Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
  3. Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
  4. Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
  5. Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
  6. Эмоциональное отвержение. может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.

Классификация типов воспитания по Гарбузову

В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:

  1. Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
  2. Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
  3. Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Характеристики Дисгармоничное воспитание Гармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.

Почему в некоторых семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?

Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить следующие:

  • проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • воспитательную неуверенность родителей;
  • наличие страха потерять ребенка.

При первой причине родители видят в ребенке те качества, которые имеют сами, но не признают их. К примеру, у чада наблюдается склонность к лени. Родители наказывают своего ребенка, жестоко обращаются с ним из-за наличия этого личностного качества. Борьба позволяет им верить в то, что у них самих отсутствует этот недостаток.

Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.

Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.

При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Что собой представляет гармоничное семейное воспитание?

При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).

При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

  • всегда находить время для общения с ребенком;
  • интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
  • не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
  • относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
  • привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.

Последнее обновление: 16/07/2015

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста. Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

  • дисциплинарная стратегия;
  • тепло и забота;
  • стиль общения;
  • ожидание взрослости и способности контролировать себя.

Четыре стиля воспитания

Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер - и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим «(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Попустительский (индифферентный)

Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

Влияние стиля воспитания на развитие ребёнка

Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

  • Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
  • Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными (Маккоби, 1992).
  • Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.
  • Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.

Почему же именно авторитетный стиль воспитания обладает неоспоримыми преимуществами перед остальными? «Во-первых, когда дети считают просьбы своих родителей справедливыми и разумными, они, скорее всего, будут их выполнять», - поясняют авторы Хоккенбери и Хоккенбери в одной из своих работ. - «Во-вторых, дети скорее усваивают причины вести себя определённым образом, и, таким образом, достигают самоконтроля».

Чем отличаются стили воспитания друг от друга?

Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

К факторам, определяющим предпочтения родителей относят культуру,их собственные качества, размер семьи, происхождение, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

Естественно, стили воспитания в отдельных семьях часто смешиваются, образуя уникальное сочетание. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец будет предпочитать более либеральный подход. Для того, чтобы выработать согласованный подход к воспитанию детей, важно, чтобы родители научились сотрудничать, гармонично сочетая различные элементы собственных уникальных стилей воспитания.

Ограничения и критика

Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать. Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер. Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные - например, темперамент ребенка.

Исследователи отмечают также, что корреляция между стилями воспитания и поведением иногда носит в лучшем случае слабый характер. Очень часто ребёнок не оправдывает родительских ожиданий или не соответствует представлениям специалистов: родители, придерживающиеся авторитетного стиля, получают ребёнка с вызывающим поведением или склонностью к преступному поведению, тогда как либерально или даже попустительски настроенные родители - детей, уверенных в себе и успешных во всех отношениях.

«Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», - пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». - «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

Выводы

Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни. Поэтому в жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Родительские установки, или позиции, являются одним из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Описана обширная феноменология родительских стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.

Большинство авторов выделяют четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за формирование черт характера детей: родительский контроль, родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий, эмоциональная поддержка.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной характерологической особенности ребенка.

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. В случаях формально-присутствующего контроля, реального недостатка тепла и заботы, недостаточной включенности в жизнь ребенка можно говорить о скрытой гипопротекции.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, в результате чего у ребенка формируется непомерно высокий уровень притязаний, стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует истероидных черт в характере.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей, нередко жестокое обращение. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда подобный стиль воспитания маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, настойчивые ожидания больших успехов в жизни. Все это сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

7. Потворствующая гипопротекция представляет собой сочетание недостаточного родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. Такое воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты характера.

8. Воспитание в атмосфере «культа болезни». Болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание семьи. Это приводит к инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, появляется истерический способ реагирования на трудности.

9. Противоречивое воспитание. В таких случаях члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют либо открыто конфликтуют друг с другом.

Х арактерологические свойства личности ребенка вытекают из того стиля семейного воспитания, который складывался в семье.

Так, В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им особенности личности ребенка

Сочувствующий стиль. Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций. В результате такого стиля семейного воспитания формируется интровертированный тип личности ребенка - чуткий, внимательный, правдивый, вежливый, уравновешенный, спокойный, стеснительный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, ответственен, самокритичен.

Попустительский стиль. Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил и требований, родители действуют ситуативно, не знают меры в поощрении и в наказании, непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. Ребенок свободен в выборе форм поведения, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Подобный стиль родительского воспитания формирует конформный тип личности ребенка. Он становится нечестен, хвастлив, изворотлив, жаден, требователен только к другим. У него отсутствует чуткость к людям, появляются стремление извлекать из всего личную выгоду, ябедничество, склонность к сплетням и клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, подхалимство, недобросовестность.

Состязательный стиль. При таком стиле воспитания родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден (восторженные эпитеты, материальное поощрение). Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное для них то, как должен он выглядеть в обществе, а моральные нормы существуют лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Они следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей и поиску момента для их проявления, а не к глубоким размышлениям. Все это приводит к формированию доминирующего типа личности, который характеризуется самоуверенностью, высокомерием, эгоистичностью, преувеличением своих возможностей, безразличием к интересам коллектива, сосредоточенностью на собственной защите. Все это сопровождается высокой двигательной активностью.

Рассудительный стиль родительского воспитания предполагает предоставление ребенку полной свободы действий с тем, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. В этом случае родители терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения в семье при этом стиле воспитания ровные и спокойные во всем, отсутствие наказаний порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось, каждый поступок ребенка обсуждают вместе с ним. Они много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, сообщают интересные факты для осмысления их ребенком. В результате происходит формирование сензитивного типа личности ребенка, характеризующегося чувствительностью, добросовестностью, общительностью, хорошим самоконтролем и уверенностью в себе. У таких детей не выражены склонность к риску и доминированию, а также тревожность.

Предупредительный стиль. При этом стиле воспитания родители исходят из того, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Они в значительной мере лишают ребенка активной деятельности, делая его пассивным, постоянно развлекаемым родителями, никогда не наказывают. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Бесконечная любовь и ласка проявляется во вседозволенности и прощении любых шалостей. Такой стиль родительского воспитания способствует формированию инфантильного типа личности ребенка. Это несамостоятельный, неспособный к принятию решений, действующий лишь по чьему-либо указанию, равнодушный и холодный, безразличный и безучастный к трудностям и проблемам семьи, коллектива, осторожный, сдержанный в действиях и словах человек. Такие дети и в будущем исполнительны при условии контроля, пассивны, безответственны, не уверены в своих силах, неорганизованны, недисциплинированны и безынициативны.

Контролирующий стиль. Родители ограничивают свободу действий ребенка, строго контролируя выход его действий за рамки своих представлений, часто наказывают за неправильное поведение, начиная с командно - приказного тона, переходят к крику, постановке в угол, наказанием ремнем, запретам на удовлетворение потребностей ребенка. При таком типе воспитания считается, что за один и тот же проступок мера наказания должна постоянно возрастать, а ласку в отношении ребенка следует проявлять очень редко. В результате происходит формирование тревожного типа личности, характеризующегося вспыльчивостью, подозрительностью и осторожностью во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливостью, добросовестностью с заниженной самооценкой. Сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе у таких людей сопровождается отрицательным отношением к критике и отсутствием инициативы.

Гармоничный стиль является синтезом предыдущих стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания.

Тот или иной стиль семейного воспитания во многом зависит от личностных особенностей самих родителей.

Так эпилептоидная акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Тревожная мнительность родителей также может приводить к доминирующему стилю воспитания. Демонстративная акцентуация личности у родителей предрасполагает к противоречивому типу воспитания, когда при зрителях демонстрируется любовь и забота о ребенке, а в отсутствие таковых ребенок эмоционально отвергается.

Психологические (личностные) проблемы родителей также могут решаться за счет ребенка. В данном случае в основе негармоничного воспитания лежит определенная личностная проблема (или потребность), чаще всего неосознаваемая родителем, которую он пытается решить за счет воспитания своего ребенка. Было выделено несколько подобных источников нарушений воспитания.

1. Расширение сферы родительских чувств.

Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными по различным причинам: смерть супруга, развод, не удовлетворенность одного из родителей отношениями с супругом. Родитель начинает хотеть, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать ребенку (чаще противоположного пола) «все чувства, всю любовь». Такое поведение одного из родителей обусловливает такие нарушения воспитания как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

2. Предпочтение в подростке детских качеств.

У родителей наблюдается стремление игнорировать взросление своих детей, стимулировать у них сохранение детских качеств. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например, если он имел младшего брата или сестру, на которых в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст он воспринимал как несчастье). Рассматривая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, стимулируя тем самым развитие психического инфантилизма. Все это обусловливает стиль воспитания по типу «потворствующей гиперпротекции».

3. Фобия утраты ребенка.

Родители испытывают повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличивают свои представления о болезненности ребенка, что обусловливает потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. Источниками такого отношения могут быть долгое ожидание рождения ребенка, перенесенные им тяжелые заболевания.

4. Неразвитость родительских чувств может обусловливать такие нарушения воспитания как гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, либо личностные особенности родителя (например, шизоидность).

5. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств обусловливает эмоциональное отвержение или жестокое обращение с ребенком. Причиной такого отношения часто бывает то, что родитель как бы видит в ребенке черты характера, которые не хочет признать в самом себе.

6. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания может обусловливать противоречивый тип воспитания, который представляет собой сочетание потворствующей гиперпротекции со стороны одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же – склонен жалеть ребенка, идти у него на поводу.

7. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от

его пола – обусловливает либо потворствующую гиперпротекцию, либо эмоциональное отвержение.

Следует подчеркнуть, что очень важную роль в воспитании принадлежит матери и ее неадекватное воспитательное воздействие может приносить в жизнь ребенка большие сложности.