Поэма дом у дороги краткое содержание. Анализ «Дом у дороги» Твардовский
Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский "Дом у дороги". Краткое содержание данного произведения представлена ниже. Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии - войны.
О поэте
Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.
Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция. Через шестнадцать лет выходит его своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом - его "Василий Теркин". О войне и "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.
История создания поэмы
Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой "Дом у дороги" Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения. На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году. Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды- как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем. Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.
"Дом у дороги": краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы
Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский "Дом у дороги". Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его "в той тетрадке". Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата. Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор "домом солдата".
Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова "не докосил хозяин луг" звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.
Неоднозначна третья глава поэмы "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны - солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги. Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми. Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное - верой и надеждой, что любимый вернется.
Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове - ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.
Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.
Шестая-девятая главы поэмы
По окончании войны был издан "Дом у дороги". Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.
Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.
Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка - сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.
С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.
Анализ произведения
Поэма Твардовского "Дом у дороги" рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке. Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина - эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.
Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку - сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что такое война, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома - восстанавливаться, разбитые семьи - воссоединяться.
Каждый должен вернуться в свой дом у дороги - так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
- М. Ю. Лермонтов ";Беглец";: краткое содержание поэмы
- Некрасов ";Железная дорога";: краткое содержание поэмы
- А.Т. Твардовский, "Василий Тёркин": анализ поэмы
- Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин". Образ Василия Теркина
- Поэма А. Т. Твардовского ";По праву памяти";. ";По праву памяти";: краткое содержание
«Дом у дороги» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Глубокий демократизм Твардовского, столь ярко проявившийся в «Василии Теркине », отличает и замысел его поэмы «Дом у дороги» (1942—1946). Она посвящена судьбе простой крестьянской семьи, испытавшей все тяготы войны. Подзаголовок поэмы — «лирическая хроника» — точно соответствует ее содержанию и характеру. Жанр хроники в традиционном ее понимании — это изложение исторических событий в их временной последовательности. Для поэта судьба семьи Сивцовых с ее трагизмом и типичностью для тех лет не только отвечает этим жанровым требованиям, но и вызывает соучастие, глубокое сопереживание, достигающее огромного эмоционального накала и побуждающее автора постоянно вмешиваться в повествование.
Судьба, подобная выпавшей Андрею Сивцову, была намечена уже в «Василии Теркине», в главах «Перед боем» и «Про солдата-сироту». Теперь же она изображена подробнее и еще более драматизирована.
Открывающая поэму картина последнего мирного воскресенья исполнена той «традиционной красоты» сельского труда (косьбы «по праздничному делу»), которая поэтизировалась Твардовским еще со времен «Страны Муравии». Это дорогое и горькое воспоминание о привычном и любимом крестьянском обиходе, о «жилье, уюте, порядке», прерванном (а для многих — навсегда оборванном) войною, будет впоследствии постоянно воскресать в поэме вместе с вековым присловьем:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой —
И мы домой.
В тяжкую пору отступления Сивцов ненадолго тайком заходит домой — «худой, заросший, словно весь посыпанный золою» (мельком упомянута и «бахромка рукава» обтрепавшейся шинели), но упорно прокладывающий «никем не писанный маршрут» вдогонку за фронтом.
История его жены еще драматичнее. Всегда преклонявшийся перед образом женщины-матери, запечатлевший его во многих стихотворениях разных лет («Песня», «Матери», «Мать и сын» и др.) Твардовский на этот раз создал особенно многогранный характер. Анна Сивцова не просто обаятельна («В речах остра, в делах быстра, Как змейка, вся ходила»), но полна величайшей самоотверженности, душевной силы, позволяющей ей вынести самые страшные испытания, например отправку на чужбину, в Германию:
И хоть самой — на снег босой,
Троих одеть успей.
Рукой дрожащею лови
Крючки, завязки, мать.
Нехитрой ложью норови
Ребячий страх унять.
И всю свою в дорогу кладь,
Как из огня, схвати.
Материнская трагедия и вместе с тем героизм Анны достигают вершины, когда у нее в каторжном бараке рождается сын, казалось бы заведомо обреченный на гибель. Замечательно используя поэтику народных причитаний, плачей («Зачем в такой недобрый срок зазеленела веточка? Зачем случился ты, сынок, моя родная деточка?»), Твардовский передает воображаемый, фантастический разговор матери с ребенком, переход от отчаяния к надежде:
Я мал, я слаб, я свежесть дня
Твоею кожей чую.
Дай ветру дунуть на меня —
И руки развяжу я,
Ho ты не дашь ему подуть,
He дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.
Герои «Дома у дороги» так же оказываются лицом к лицу с гибелью, безнадежностью, отчаянием, как это было с Теркиным в главе «Смерть и Воин», и так же выходят победителями из этого противостояния. В очерке «В родных местах», рассказывая о своем односельчанине, который, как и Андрей Сивцов, строил дом на пепелище, Твардовский выразил свое отношение к этому с публицистической прямотой: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...» В поэме же автор предоставлял возможность сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись самым лаконичным описанием этого негромогласного подвига Андрея Сивцова:
...Потянул с больной ногой
На старую селибу.
Перекурил, шинель долой,
Разметил план лопатой.
Коль ждать жену с детьми домой,
Так надо строить хату.
Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной —
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.
Читателю хочется видеть в ней именно Анну, но такт художника предостерег Твардовского от благополучного финала. В одной из статей поэт замечал, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, „доисследования“ затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов». И в своей собственной поэме Твардовский позволял читателям живо представить себе и трагический конец, который имели подобные истории в жизни множества людей.
«Дом у дороги» А. Твардовского – лиро-эпическое произведение. Цель работы – рассмотреть композицию поэмы в связи с ее жанровым своеобразием.
Раскройте идейно-эмоциональное значение первой главы – лирического вступления к поэме о судьбе Родины, отметьте в нем лирическое и эпическое начала, осмыслите ключевые образы «Дома у дороги» и образа поэта (лирического героя), судьба которого неотделима от судьбы Родины.
Объясните принцип отбора материала в поэме; подумайте, какие основные вехи жизни «дома у дороги» намечены автором и почему; чем объясняется обобщенность художественных образов (отсутствие индивидуализации) и каковы пути их создания.
Выявите художественную логику расположения материала, закономерность «смещения времени» и «совмещения времен» в «лирической хронике», значение повторяющегося рефрена «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой».
Проследите развитие лирической темы, связанной с образом самого поэта, который в постижении и эмоциональном восприятии событий сливается с героями поэмы, а также уловите изменение лирической интонации, обусловленное характером размышлений и переживаний автора.
Литература
1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008.
2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985.
3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.
4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989.
5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.
РАЗДЕЛ VI
ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА)
Общие методические указания к темам VI раздела
В работе над темами данного раздела важно раскрыть обусловленность стилистики (лексики, синтаксиса, тропов и фигур) идейно-художественными задачами, которые решает писатель в произведении. При этом необходимо учесть, что слово в художественном контексте получает новые смысловые и эмоциональные оттенки, как бы обнаруживает скрытые в нем силы. В поэтической речи эстетическое значение приобретают любые используемые писателем слова, а также отобранные им синонимы, архаизмы, прозаизмы, диалектизмы, варваризмы. В каждом конкретном случае следует выявить их функцию. Это относится к поэтическому синтаксису, который наряду с лексикой придает художественной речи особую экспрессивность (выразительность).
В стилистике художественного произведения значительную роль играют также тропы. Они рождаются творческим воображением писателя, и поэтому в них сказывается миропонимание, мироощущение автора и характер его дарования. Анализ стилистики требует уяснения эстетического значения любого тропа – эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения, метонимии, перифраза, иронии, символа, аллегории и др., постижения его связи со всем идейно-эмоциональным строением произведения. В характере выбора тропов, их использовании в художественном контексте всегда проявляется творческая индивидуальность писателя. Ее и нужно раскрыть, работая над темами данного раздела. Привлечение творческой истории произведения поможет понять, какую большую работу проделывает писатель в поисках необходимого слова, образа.
Необходимо учитывать также и историко-литературный контекст, определенную власть литературной традиции. Это позволит обнаружить, что те или иные метафоры, эпитеты на разных этапах развития литературы могут быть истолкованы как новые или традиционные; увидеть, как художник обновляет традиционные тропы, наполняет их новым смыслом.
При выполнении контрольных работ по темам этого раздела следует показать, что стилистика литературного произведения, выражая его идейно-художественное содержание, определяется спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.
ТЕМА 42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА
«ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ» И «БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ...»
Размышления о жизни и смерти являются тематической основой указанных в названии темы стихотворений Пушкина. Путем сравнительного анализа докажите, что тематическая близость отнюдь не ведет к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений. В работе следует выяснить стилистическое и ритмико-интонационное своеобразие стихотворений, показать целенаправленность в отборе лексики и синтаксических форм, а также раскрыть обусловленность созданных художником тропов поэтической мыслью, лежащей в основе каждого стихотворения.
В заключение необходимо проследить, как в стилистике стихотворений «Дорожные жалобы» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» выражается разнообразие переживаний поэта, связанных с одними и теми же явлениями жизни.
Литература
1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977.
2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.
3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.
4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.
5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.
ТЕМА 43. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА В СТИХОТВОРЕНИЯХ
Ф.И. ТЮТЧЕВА
На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художественные функции и возможности.
Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело построенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворения, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным приемом Тютчева было параллельное изображение природы и нравственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопоставлений и их художественные цели.
Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В такого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, намеком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи других метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явлениями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах материального мира открывается содержание психологическое, эстетическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта.
Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю богослуженье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отличаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живописной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понимание тютчевской символики, рассмотрите вопрос о художественной выразительности развернутых метафор поэта.
Работая над темой, обратите внимание на тонкий анализ метафоричности Тютчева, данный первым биографом поэта и одним из лучших его критиков – И. С. Аксаковым (см. список рекомендуемой литературы) при рассмотрении таких стихотворений, как «Слезы людские, о слезы людские...», «Полдень», «Радуга», и в особенности стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...».
Литература
1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.
2. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.
3. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009.
4. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.
5. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
6. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-74. Литературно-теоретические исследования. – М., 1975.
Александр Твардовский
ДОМ У ДОРОГИ
Лирическая хроникаЯ начал песню в трудный год,
Когда зимой студеной
Война стояла у ворот
Столицы осажденной.
Но я с тобою был, солдат,
С тобою неизменно -
До той и с той зимы подряд
В одной страде военной.
Твоей судьбой я только жил
И пел ее доныне,
А эту песню отложил,
Прервав на половине.
И как вернуться ты не мог
С войны к жене-солдатке,
Так я не мог
Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.
Но как ты помнил на войне
О том, что сердцу мило,
Так песня, начавшись во мне,
Жила, кипела, ныла.
А я ее в себе берег,
Про будущее прочил,
И боль и радость этих строк
Меж строк скрывая прочих.
Я нес ее и вез с собой
От стен родной столицы -
Вслед за тобой,
Вслед за тобой -
До самой заграницы.
От рубежа до рубежа -
На каждом новом месте
Ждала с надеждою душа
Какой-то встречи, вести…
И где бы ни переступал
Каких домов пороги,
Я никогда не забывал
О доме у дороги,
О доме горестном, тобой
Покинутом когда-то.
И вот в пути, в стране чужой
Я встретил дом солдата.
Тот дом без крыши, без угла,
Согретый по-жилому,
Твоя хозяйка берегла
За тыщи верст от дому.
Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной -
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.
Кипели реки подо льдом,
Ручьи взбивали пену,
Была весна, и шел твой дом
На родину из плена.
Он шел в Смоленщину назад,
Что так была далече…
И каждый наш солдатский взгляд
Теплел при этой встрече.
И как там было не махнуть
Рукой: «Бывайте живы!»,
Не обернуться, не вздохнуть
О многом, друг служивый.
О том хотя бы, что не все
Из тех, что дом теряли,
На фронтовом своем шоссе
Его и повстречали.
Ты сам, шагая в той стране
С надеждой и тревогой,
Его не встретил на войне, -
Другою шел дорогой.
Но дом твой в сборе, налицо.
К нему воздвигнуть стены,
Приставить сени и крыльцо -
И будет дом отменный.
С охотой руки приложить -
И сад, как прежде, дому
Заглянет в окна.
Жить да жить,
Ах, жить да жить живому!
А мне бы петь о жизни той,
О том, как пахнет снова
На стройке стружкой золотой,
Живой смолой сосновой.
Как, огласив войне конец
И долголетье миру,
Явился беженец-скворец
На новую квартиру.
Как жадно в рост идет трава
Густая на могилах.
Трава – права,
И жизнь жива,
Но я про то хочу сперва,
Про что забыть не в силах.
Так память горя велика,
Глухая память боли.
Она не стишится, пока
Не выскажется вволю.
И в самый полдень торжества,
На праздник возрожденья
Она приходит, как вдова
Бойца, что пал в сраженье.
Как мать, что сына день за днем
Ждала с войны напрасно,
И позабыть еще о нем,
И не скорбеть всечасно
Не властна.
Пусть меня простят,
Что снова я до срока
Вернусь, товарищи, назад,
К той памяти жестокой.
В тот самый час воскресным днем,
По праздничному делу,
В саду косил ты под окном
Траву с росою белой.
Трава была травы добрей -
Горошек, клевер дикий,
Густой метелкою пырей
И листья земляники.
И ты косил ее, сопя,
Кряхтя, вздыхая сладко.
И сам подслушивал себя,
Когда звенел лопаткой:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.
Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьем бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косье в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И все, казалось, пело:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.
И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядах -
Все это вместе было дом,
Жилье, уют, порядок.
Не тот порядок и уют,
Что, никому не веря,
Воды напиться подают,
Держась за клямку двери.
А тот порядок и уют,
Что всякому с любовью
Как будто чарку подают
На доброе здоровье.
Помытый пол блестит в дому
Опрятностью такою,
Что просто радость по нему
Ступить босой ногою.
И хорошо за стол свой сесть
В кругу родном и тесном,
И, отдыхая, хлеб свой есть,
И день хвалить чудесный.
Тот вправду день из лучших дней,
Когда нам вдруг с чего-то -
Еда вкусней,
Жена милей
И веселей работа.
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.
Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.
Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:
“Коси коса
Пока роса” …
Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.
Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.
Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.
В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.
Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.