Поэма дом у дороги краткое содержание. Анализ «Дом у дороги» Твардовский

Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский "Дом у дороги". Краткое содержание данного произведения представлена ниже. Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии - войны.

О поэте

Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция. Через шестнадцать лет выходит его своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом - его "Василий Теркин". О войне и "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.

История создания поэмы

Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой "Дом у дороги" Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения. На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году. Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды- как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем. Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.


"Дом у дороги": краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы

Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский "Дом у дороги". Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его "в той тетрадке". Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата. Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор "домом солдата".

Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова "не докосил хозяин луг" звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.

Неоднозначна третья глава поэмы "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны - солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги. Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми. Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное - верой и надеждой, что любимый вернется.

Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове - ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.

Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.

Шестая-девятая главы поэмы

По окончании войны был издан "Дом у дороги". Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка - сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.


Анализ произведения

Поэма Твардовского "Дом у дороги" рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке. Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина - эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.

Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку - сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что такое война, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома - восстанавливаться, разбитые семьи - воссоединяться.
Каждый должен вернуться в свой дом у дороги - так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • М. Ю. Лермонтов ";Беглец";: краткое содержание поэмы
  • Некрасов ";Железная дорога";: краткое содержание поэмы
  • А.Т. Твардовский, "Василий Тёркин": анализ поэмы
  • Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин". Образ Василия Теркина
  • Поэма А. Т. Твардовского ";По праву памяти";. ";По праву памяти";: краткое содержание

«Дом у дороги» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Глубокий демократизм Твардовского, столь ярко проявившийся в «Василии Теркине », отличает и замысел его поэмы «Дом у дороги» (1942—1946). Она посвящена судьбе простой крестьянской семьи, испытавшей все тяготы войны. Подзаголовок поэмы — «лирическая хроника» — точно соответствует ее содержанию и характеру. Жанр хроники в традиционном ее понимании — это изложение исторических событий в их временной последовательности. Для поэта судьба семьи Сивцовых с ее трагизмом и типичностью для тех лет не только отвечает этим жанровым требованиям, но и вызывает соучастие, глубокое сопереживание, достигающее огромного эмоционального накала и побуждающее автора постоянно вмешиваться в повествование.

Судьба, подобная выпавшей Андрею Сивцову, была намечена уже в «Василии Теркине», в главах «Перед боем» и «Про солдата-сироту». Теперь же она изображена подробнее и еще более драматизирована.

Открывающая поэму картина последнего мирного воскресенья исполнена той «традиционной красоты» сельского труда (косьбы «по праздничному делу»), которая поэтизировалась Твардовским еще со времен «Страны Муравии». Это дорогое и горькое воспоминание о привычном и любимом крестьянском обиходе, о «жилье, уюте, порядке», прерванном (а для многих — навсегда оборванном) войною, будет впоследствии постоянно воскресать в поэме вместе с вековым присловьем:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой —
И мы домой.

В тяжкую пору отступления Сивцов ненадолго тайком заходит домой — «худой, заросший, словно весь посыпанный золою» (мельком упомянута и «бахромка рукава» обтрепавшейся шинели), но упорно прокладывающий «никем не писанный маршрут» вдогонку за фронтом.

История его жены еще драматичнее. Всегда преклонявшийся перед образом женщины-матери, запечатлевший его во многих стихотворениях разных лет («Песня», «Матери», «Мать и сын» и др.) Твардовский на этот раз создал особенно многогранный характер. Анна Сивцова не просто обаятельна («В речах остра, в делах быстра, Как змейка, вся ходила»), но полна величайшей самоотверженности, душевной силы, позволяющей ей вынести самые страшные испытания, например отправку на чужбину, в Германию:

И хоть самой — на снег босой,
Троих одеть успей.

Рукой дрожащею лови
Крючки, завязки, мать.

Нехитрой ложью норови
Ребячий страх унять.

И всю свою в дорогу кладь,
Как из огня, схвати.

Материнская трагедия и вместе с тем героизм Анны достигают вершины, когда у нее в каторжном бараке рождается сын, казалось бы заведомо обреченный на гибель. Замечательно используя поэтику народных причитаний, плачей («Зачем в такой недобрый срок зазеленела веточка? Зачем случился ты, сынок, моя родная деточка?»), Твардовский передает воображаемый, фантастический разговор матери с ребенком, переход от отчаяния к надежде:

Я мал, я слаб, я свежесть дня

Твоею кожей чую.
Дай ветру дунуть на меня —
И руки развяжу я,

Ho ты не дашь ему подуть,
He дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.

Герои «Дома у дороги» так же оказываются лицом к лицу с гибелью, безнадежностью, отчаянием, как это было с Теркиным в главе «Смерть и Воин», и так же выходят победителями из этого противостояния. В очерке «В родных местах», рассказывая о своем односельчанине, который, как и Андрей Сивцов, строил дом на пепелище, Твардовский выразил свое отношение к этому с публицистической прямотой: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...» В поэме же автор предоставлял возможность сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись самым лаконичным описанием этого негромогласного подвига Андрея Сивцова:

...Потянул с больной ногой
На старую селибу.

Перекурил, шинель долой,
Разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой,
Так надо строить хату.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной —
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Читателю хочется видеть в ней именно Анну, но такт художника предостерег Твардовского от благополучного финала. В одной из статей поэт замечал, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, „доисследования“ затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов». И в своей собственной поэме Твардовский позволял читателям живо представить себе и трагический конец, который имели подобные истории в жизни множества людей.


«Дом у дороги» А. Твардовского – лиро-эпическое произведе­ние. Цель работы – рассмотреть композицию поэмы в связи с ее жанровым своеобразием.

Раскройте идейно-эмоциональное значение первой главы – лирического вступления к поэме о судьбе Родины, отметьте в нем ли­рическое и эпическое начала, осмыслите ключевые образы «Дома у дороги» и образа поэта (лирического героя), судьба которого неотделима от судьбы Родины.

Объясните принцип отбора материала в поэме; подумайте, какие основные вехи жизни «дома у дороги» намечены автором и поче­му; чем объясняется обобщенность художественных образов (от­сутствие индивидуализации) и каковы пути их создания.

Выявите художественную логику расположения материала, за­кономерность «смещения времени» и «совмещения времен» в «ли­рической хронике», значение повторяющегося рефрена «Коси, ко­са, пока роса, роса долой, и мы домой».

Проследите развитие лирической темы, связанной с образом са­мого поэта, который в постижении и эмоциональном восприятии событий сливается с героями поэмы, а также уловите изменение ли­рической интонации, обусловленное характером размышлений и переживаний автора.

Литература

1. Акаткин В.М. А.Т.Твардовский: Страницы творчества: Работы разных лет. – Воронеж, 2008.

2. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. 2-е изд. – М., 1985.

3. Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.

4. Творчество Александра Твардовского: Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева. – М., 1989.

5. Турков А. М. Александр Твардовский. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1981.

РАЗДЕЛ VI

ВОПРОСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ (СТИЛИСТИКА)

Общие методические указания к темам VI раздела



В работе над темами данного раздела важно раскрыть обуслов­ленность стилистики (лексики, синтаксиса, тропов и фигур) идейно-худо­жественными задачами, которые решает писатель в произведении. При этом необходимо учесть, что слово в художественном контек­сте получает новые смысловые и эмоциональные оттенки, как бы обнаруживает скрытые в нем силы. В поэтической речи эстетическое значение приобретают любые используемые писателем слова, а также отобранные им синонимы, архаизмы, прозаизмы, диалек­тизмы, варваризмы. В каждом конкретном случае следует выявить их функцию. Это относится к поэтическому синтаксису, который наряду с лексикой придает художественной речи особую экспрес­сивность (выразительность).

В стилистике художественного произведения значительную роль играют также тропы. Они рождаются творческим воображением писателя, и поэтому в них сказывается миропонимание, мироощу­щение автора и характер его дарования. Анализ стилистики требу­ет уяснения эстетического значения любого тропа – эпитета, срав­нения, метафоры, олицетворения, метонимии, перифраза, иронии, символа, аллегории и др., постижения его связи со всем идейно-эмоциональным строением произведения. В характере выбора тропов, их ис­пользовании в художественном контексте всегда проявляется творческая индивидуальность писателя. Ее и нужно раскрыть, работая над темами данного раздела. Привлечение творческой исто­рии произведения поможет понять, какую большую работу проде­лывает писатель в поисках необходимого слова, образа.

Необходимо учитывать также и историко-литературный кон­текст, определенную власть литературной традиции. Это позволит обнаружить, что те или иные метафоры, эпитеты на разных этапах развития литературы могут быть истолкованы как новые или тра­диционные; увидеть, как художник обновляет традиционные тропы, наполняет их новым смыслом.

При выполнении контрольных работ по темам этого раздела следует показать, что стилистика литературного произведения, вы­ражая его идейно-художественное содержание, определяется спецификой поэтического рода, жанра, литературного направления (метода), творческой индивидуальностью художника.

ТЕМА 42. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛИСТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА

«ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ» И «БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ...»

Размышления о жизни и смерти являются тематической ос­новой указанных в названии темы стихотворений Пушкина. Путем сравнительного анализа докажите, что тематическая близость от­нюдь не ведет к совпадению идейно-эмоционального содержания произведений. В работе следует выяснить стилистическое и ритмико-интонационное своеобразие стихотворений, показать целенап­равленность в отборе лексики и синтаксических форм, а также рас­крыть обусловленность созданных художником тропов поэтиче­ской мыслью, лежащей в основе каждого стихотворения.

В заключение необходимо проследить, как в стилистике стихотво­рений «Дорожные жалобы» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» выражается разнообразие переживаний поэта, связанных с одни­ми и теми же явлениями жизни.

Литература

1. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-е изд., доп. – М., 1977.

2. Непомнящий В.С. Лирика Пушкина как духовная биография: Репетиция книги. – М., 2001.

3. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974.

4. Фомичев С. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – М., 1986.

5. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб., 1999.

ТЕМА 43. РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Ф.И. ТЮТЧЕВА

На основании известной вам теоретической литературы дайте определение метафоры, охарактеризуйте ее важнейшие художест­венные функции и возможности.

Найдите в лирике Ф. И. Тютчева стихотворения, всецело по­строенные на основе одного развитого сопоставления или образа. Наиболее простым случаем такого построения будут стихотворе­ния, части которых (как правило, две) находятся друг с другом в отношениях композиционного параллелизма. Излюбленным при­емом Тютчева было параллельное изображение природы и нрав­ственно-психологического состояния человека. Опишите этот прием на конкретных примерах, раскрывая содержание тютчевских сопо­ставлений и их художественные цели.

Однако метафорическими в более точном смысле слова будут не эти стихотворения-сравнения, а стихотворения, где характерное для метафоры уподобление, сближение, соотнесение разнородных явлений не выявлено в речевой структуре, а подразумевается. В та­кого рода произведениях из двух соотносимых членов метафоры присутствует только один, второй же обозначается косвенно, наме­ком, подтекстом. Данный прием использован Тютчевым, например, в стихотворении «Что ты клонишь над водами...». Предметно в нем представлен только один пейзажный план. Почему, однако, смысл стихотворения к этому внешнему плану не сводится? Каков подтекст тютчевского пейзажа? Найдите в лирике Тютчева случаи дру­гих метафорических образов, в которых наружный предметный план не является планом единственным и последним, где картина одного явления вызывает не названные прямо ассоциации с явле­ниями другого порядка. Покажите, где в тютчевских образах ма­териального мира открывается содержание психологическое, эсте­тическое, философское, как изображение становится выражением духовного опыта поэта.

Такие стихотворения Тютчева, как «Я лютеран люблю бого­служенье...», «Смотри, как запад разгорелся...», «Под дыханьем непогоды...», «Не остывшая от зною...», и некоторые другие отли­чаются метафоричностью неявной, отчасти закрытой их живопис­ной описательностью. Постарайтесь обнаружить их внутреннюю идею, определить их переносные смыслы. Изложив ваше понима­ние тютчевской символики, рассмотрите вопрос о художественной выразительности развернутых метафор поэта.

Работая над темой, обратите внимание на тонкий анализ мета­форичности Тютчева, данный первым биографом поэта и одним из лучших его критиков – И. С. Аксаковым (см. список рекомендуе­мой литературы) при рассмотрении таких стихотворений, как «Слезы людские, о слезы людские...», «Полдень», «Радуга», и в особенности стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...».

Литература

1. Гинзбург Л. О лирике. Изд.5-е. – М., 1997.

2. Касаткина В.И. Поэзия Ф.И.Тютчева. – М., 1978.

3. Кожинов В.В. Тютчев. – М., 2009.

4. Орлов О.В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

5. Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

6. Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-74. Лите­ратурно-теоретические исследования. – М., 1975.

Александр Твардовский

ДОМ У ДОРОГИ

Лирическая хроника

Я начал песню в трудный год,
Когда зимой студеной
Война стояла у ворот
Столицы осажденной.

Но я с тобою был, солдат,
С тобою неизменно -
До той и с той зимы подряд
В одной страде военной.

Твоей судьбой я только жил
И пел ее доныне,
А эту песню отложил,
Прервав на половине.

И как вернуться ты не мог
С войны к жене-солдатке,
Так я не мог
Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.

Но как ты помнил на войне
О том, что сердцу мило,
Так песня, начавшись во мне,
Жила, кипела, ныла.

А я ее в себе берег,
Про будущее прочил,
И боль и радость этих строк
Меж строк скрывая прочих.

Я нес ее и вез с собой
От стен родной столицы -
Вслед за тобой,
Вслед за тобой -
До самой заграницы.

От рубежа до рубежа -
На каждом новом месте
Ждала с надеждою душа
Какой-то встречи, вести…

И где бы ни переступал
Каких домов пороги,
Я никогда не забывал
О доме у дороги,

О доме горестном, тобой
Покинутом когда-то.
И вот в пути, в стране чужой
Я встретил дом солдата.

Тот дом без крыши, без угла,
Согретый по-жилому,
Твоя хозяйка берегла
За тыщи верст от дому.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной -
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Кипели реки подо льдом,
Ручьи взбивали пену,
Была весна, и шел твой дом
На родину из плена.

Он шел в Смоленщину назад,
Что так была далече…
И каждый наш солдатский взгляд
Теплел при этой встрече.

И как там было не махнуть
Рукой: «Бывайте живы!»,
Не обернуться, не вздохнуть
О многом, друг служивый.

О том хотя бы, что не все
Из тех, что дом теряли,
На фронтовом своем шоссе
Его и повстречали.

Ты сам, шагая в той стране
С надеждой и тревогой,
Его не встретил на войне, -
Другою шел дорогой.

Но дом твой в сборе, налицо.
К нему воздвигнуть стены,
Приставить сени и крыльцо -
И будет дом отменный.

С охотой руки приложить -
И сад, как прежде, дому
Заглянет в окна.
Жить да жить,
Ах, жить да жить живому!

А мне бы петь о жизни той,
О том, как пахнет снова
На стройке стружкой золотой,
Живой смолой сосновой.

Как, огласив войне конец
И долголетье миру,
Явился беженец-скворец
На новую квартиру.

Как жадно в рост идет трава
Густая на могилах.
Трава – права,
И жизнь жива,
Но я про то хочу сперва,
Про что забыть не в силах.

Так память горя велика,
Глухая память боли.
Она не стишится, пока
Не выскажется вволю.

И в самый полдень торжества,
На праздник возрожденья
Она приходит, как вдова
Бойца, что пал в сраженье.

Как мать, что сына день за днем
Ждала с войны напрасно,
И позабыть еще о нем,
И не скорбеть всечасно
Не властна.

Пусть меня простят,
Что снова я до срока
Вернусь, товарищи, назад,
К той памяти жестокой.

В тот самый час воскресным днем,
По праздничному делу,
В саду косил ты под окном
Траву с росою белой.

Трава была травы добрей -
Горошек, клевер дикий,
Густой метелкою пырей
И листья земляники.

И ты косил ее, сопя,
Кряхтя, вздыхая сладко.
И сам подслушивал себя,
Когда звенел лопаткой:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель
В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело
Косье в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И все, казалось, пело:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядах -
Все это вместе было дом,
Жилье, уют, порядок.

Не тот порядок и уют,
Что, никому не веря,
Воды напиться подают,
Держась за клямку двери.

А тот порядок и уют,
Что всякому с любовью
Как будто чарку подают
На доброе здоровье.

Помытый пол блестит в дому
Опрятностью такою,
Что просто радость по нему
Ступить босой ногою.

И хорошо за стол свой сесть
В кругу родном и тесном,
И, отдыхая, хлеб свой есть,
И день хвалить чудесный.

Тот вправду день из лучших дней,
Когда нам вдруг с чего-то -
Еда вкусней,
Жена милей
И веселей работа.

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

Поэму "Дом у дороги" А. Твардовский написал для всех времен и поколений. Такое сильное в своей трагичности произведение остается актуальным всегда, потому что в нем показаны основные эпические моменты человечества. Автор всеми стихотворными аллегориями читателю доносит, какой ценой достается мир, разрушенный войной. Твардовский ясно показывает героизм людей, не через лозунги и пропаганду, а глубокий, достоверный и непререкаемый.

Читая поэму, можно отчетливо увидеть образ трех времен: прошлого, настоящего, будущего. В прошлом описывается умиротворенное, ясное и спокойное время. Уверенность людей – крестьян в своих мирных заботах: о собственном доме, саде, детях, покосе трав и пропашке земли. Мелодичные песенные строки, пропетые в светлый час:

“Коси коса

Пока роса” …

Проносятся сквозь все произведение и как символ на светлое будущее, звучат наравне гимна.

Подобно святому спокойствию, писатель повествует о последнем мирном дне. О котором будут вспоминать на протяжении всей поэмы главные герои – обычная крестьянская семья. Будут проявляться памятные моменты мужа и жены Андрея и Анны Сивцовых, о их детях, о размеренной жизни, которую безжалостно отняла война.

Жуткое и разрушительное настоящее время, как оковами заковало людей своими военными путами. Ушедший на фронт муж видит всю кровопролитную действительность. Однако жена его, оставшаяся в доме у дороги со своими детьми, чувствует себя заложницей в тылу врага, но все же всеми силами продолжает тяжело трудиться на своей земле с такими же соседями – крестьянами. Но фашисты угоняют их в плен. Твардовский не побоялся поведать мучительно – невыносимые переживания пленников, которые в один миг стали предателями для всей родной страны. Писатель изображает неверность этого суждения, погубившую столько искалеченных жизней соотечественников. Трудно передаваемый ужас – это потеря сожженного врагами дома, прощание с родимой стороной. Максимально он продемонстрирован драматичными строчками поэмы, в которых описывается рождение сына у Анны Сивцовой в фашистском плену. Показана стойкость этой женщины, как пример силы духа в принужденных военных событиях.

В последней главе поэмы читатель почувствует не радость победы Андрея Сивцова, вернувшегося с фронта, а печаль опустошенного одиночества. Однако герой отыскал в себе силу воли вновь отстроить дом, вести домашние дела, снова косить траву – и все это с огромной надеждой о возвращении своей любимой семьи в родной край. Сколько в этом ударе судьбы заключается горя миллионов неповинных душ.

Главный замысел автора поэмы "Дом у дороги" выражен в морали произведения. А мораль такова: что каждый житель нашей планеты обязан помнить о важности мирных отношений между людьми и странами. А так же даже о мнимый границах времени, чтобы глубокая память о предках жила обязательно в совести сердца, и не только в отдельном человеке, а равно и социуме человечества.