Наука как социальный институт план. Наука как социальный институт Составить план наука как социальный институт

развёрнутый план социального института и получил лучший ответ

Ответ от Ѓильям Фостер[гуру]
Сферы жизнедеятельности общества
Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.
Экономическая - отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ) . Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
Социальная - отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
Политическая - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
Духовная - отношения, возникающие в процессе создания и сохранения духовных ценностей, создания распространения и потребления информации. Институты, относящиеся к духовной сфере: образование, наука, религия, искусство, СМИ и др.
Источник: wikipedia

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: развёрнутый план социального института

Наука как социальном институте

В современном мире наука предстает не только как индивидуальная научная деятельность ученого, но и как сообщество ученых, образующих в своей совокупности социальный институт.

Определение 1

Наука как социальный институт – это особая сфера организации деятельности, выражающая форму сознания ученого сообщества , и общественный институт, форма которого выработана в ходе исторического развития цивилизации.

Наука в рамках социального института организует особый тип взаимодействия между учеными, нормы научного труда. Наука здесь приобретает форму учреждения: исследовательского института или научной школы.

Можно выделить ряд функций науки как социального института:

  1. формирование общественного мировоззрения, картины мира;
  2. наука как производственная сила, создающая новые технологии;
  3. расширение применения научной методологии: использование ее для анализа общества и социальных отношений.

Институализация науки

Начало институализации науки относится к $XVII в.$ К тому времени, когда начинает формироваться наука как самостоятельное общественное явление. Наука становится основой производства и технологии. В это время в европейских странах появляются первые академии наук, начинают издаваться научные журналы.

Следующей вехой в истории развития науки как социального института стало создание научных лабораторий и научных институтов, оснащенных надлежащим техническим оборудованием. Наука превращается в «большую науку» и окончательно приобретает форму социального института. Она устанавливает связь с политикой, промышленным и военным производством.

Наравне с этим появляются научные школы, формирующиеся вокруг определенной теории или ученого. Это способствует воспитанию нового поколения исследователей и открывает пространство для дальнейшей генерации новых идей.

Кроме того, вместе с официальными сообществами в среде ученых формируются «неформальные» группы ученых, предназначенные для частного обмена опытом и информацией.

«Этос» науки

Р. Мертон, социолог науки, в $середине XX в.$ формулирует принципы, устанавливающие поведение ученого в рамка науки как социального института. Данные императивы составляют «этос» науки.

  1. Универсализм . Наука не предполагает личного знания. Результаты научного исследования объективны и применимы во всех аналогичных ситуациях, т. е. универсальны. Кроме того, этот принцип утверждает, что степень научного вклада и его ценность не может зависеть от национальной или какой-либо другой принадлежности.
  2. Коллективизм . Любое научное открытие является достоянием сообщества. Поэтому ученый обязан публиковать результаты своих исследований.
  3. Бескорыстность . Данный принцип направлен на искоренение из науки «нездоровой» конкуренции, жаждущей финансового обогащения. Ученый должен иметь своей целью достижение истины.
  4. Организованный скептицизм . С одной стороны, этот принцип подтверждает общеметодологическую установку науки, на основании которой ученый обязан подвергнуть объект своего исследования критическому анализу, с другой же стороны, в рамках самой науки ученые должны критически рассматривать результаты своего или предшествующего исследования.

Приращение знания и технологии

Наука как социальный институт подвержена схожим с социальными процессам. В науке возможно «нормальное развитие» и революции. «Нормальное развитие» предполагает постепенное наращивание знаний. Научная революция стоит на позициях смены парадигмы, общей системы научных методов и взглядов на свои фундаментальные основы.

Современное общество во многом зависит от науки. Она формирует у человека представление о мире и дает ему технологии для жизни в нем. В современных условиях научное открытие – это появление новой технологии. Уровень развития науки определяет степень технологической оснащенности промышлености. Технологизация науки является причиной многих глобальных проблем современности, в основном связанных с экологией.

Во всех современных обществах. Во все большей степени само существование современного общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире. В этом смысле существенно различие между наукой и технологией. Если наука может быть определена в качестве системы логических методов, посредством которых приобретается знание о мире, то технология представляет собой практическое применение этих знаний.

Цели науки и технологии различны. имеет целью познание природы, технология — применение знаний о природе на практике. Технология (хотя бы и примитивная) имеется практически во всех обществах. Научное знание требует понимания принципов, лежащих в основе феноменов природы. Такое знание необходимо для развития передовой технологии. Связь между наукой и технологией образовалась сравнительно недавно, но привела к возникновению научно-технической революции, развитию процесса модернизации, процесса, радикально изменяющего современный мир.

Институционализация науки — сравнительно недавний феномен. Вплоть до начала XX столетия наука существовала главным образом в форме непрофессиональных занятий представителей интеллектуальной элиты. Ее стремительное развитие в XX столетии привело к дифференциации и специализации научного знания. Необходимость овладения специальными дисциплинами сравнительно узкого, специализированного профиля предопределила возникновение институтов длительной подготовки соответствующих специалистов. Технологические последствия научных открытий сделали необходимым вовлечение в процесс их разработки и успешного промышленного применения значительных капитальных вложений, как частных, так и государственных (так, правительством США финансируется более половины научных исследований).

Потребность в координации специализированных исследований привела к возникновению крупных исследовательских центров, а потребность в эффективном обмене идеями, информацией — к возникновению «невидимых колледжей» — неформальных сообществ ученых , работающих в одной или смежных областях. Наличие подобной неформальной организации позволяет отдельным ученым быть в курсе направлений в развитии научной мысли, получать ответы на специфические вопросы, ощущать новые тенденции, оценивать критические замечания на свою работу. В рамках «невидимых колледжей» были сделаны выдающиеся научные открытия.

Принципы науки

Возникновение сообщества ученых, осознание растущей роли и предназначения науки, увеличивающейся социальной значимости социальных и этических требований к ученым предопределили необходимость выявить и сформулировать специфические нормы, следование которым должно стать важной обязанностью ученых, принципы и нормы, образующие моральный императив науки. Формулировка принципов науки была предложена Мертоном в 1942 г. В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организованный скептицизм.

Принцип универсализма означает, что наука и ее открытия имеют единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личные характеристики отдельных ученых — такие, как их расовая, классовая или национальная принадлежность, — не имеют какого бы то ни было значения при оценке ценности их работ. Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

Согласно принципу коммунализма, никакое научное знание не может стать личной собственностью исследователя, а должно быть доступно любому члену научного сообщества. Наука основывается на разделяемом всеми общем научном наследии и никто из ученых не может считаться собственником сделанного им научного открытия (в отличие от технологии, достижения в области которой подлежат защите посредством патентного законодательства).

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого. Ученый, конечно, может быть законно заинтересован в своем признании со стороны ученых и в положительной оценке его работы. Такого рода признание должно служить достаточной наградой ученого, поскольку его главной целью должно быть стремление к умножению научного знания. Это предполагает недопустимость малейшего манипулирования данными, их подтасовки.

В соответствии с принципом организованного скептицизма ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного выявления соответствующих фактов. Никакая научная теория как традиционного характера, так и революционного, не может быть воспринята некритически. В науке не может быть запретных зон, не подлежащих критическому анализу, даже если политические или религиозные догмы препятствуют этому.

Такого рода принципы и нормы, естественно, не формализованы, и содержание данных норм, их реальное существование производно от реакции сообщества ученых на поступки тех, кто нарушает подобные нормы. Подобные нарушения нередки. Так, принцип универсализма в науке нарушался в нацистской Германии, где пытались проводить различия между «арийской» и «еврейской» наукой, а также в нашей стране, когда в конце 1940-х — начале 1950-х гг. проповедовалось различие между «буржуазной», «космополитической» и «марксистской» отечественной науками, причем к «буржуазным» были отнесены генетика, кибернетика и социология. В обоих случаях результатом явилось долгосрочное отставание в развитии науки. Принцип универсализма нарушается также в ситуации, когда исследования засекречиваются под предлогом военной или государственной тайны либо скрываются под воздействием коммерческих структур с целью сохранить монополию на научное открытие.

Научная парадигма

Результатом успешной научной деятельности является приращение научного знания. Вместе с тем наука как социальный институт испытывает влияние социальных факторов как со стороны общества в целом, так и со стороны сообщества ученых. Процесс научного исследования включает в себя два момента: «нормальное развитие» и «научные революции». Важная особенность научного исследования заключается в том, что оно никогда не сводится к простому накоплению открытий и изобретений. Чаще всего в сообществе ученых в рамках единой научной дисциплины образуется определенная система концепций, методов и предложений о предмете исследования. Т. Кун называет такую систему общих взглядов «парадигмой». Именно парадигмы предопределяют, в чем заключается подлежащая исследованию проблема, характер ее решения, суть достигаемого открытия и особенности применяемых методов. В этом смысле научное исследование представляет собой попытку «уловить» многообразие природы в концептуальную сеть актуальной парадигмы. По сути, именно изложению существующих в науке парадигм и посвящены в основном учебники.

Но если парадигмы являются необходимой предпосылкой исследования и научного открытия, позволяя координировать исследования, достигать быстрого роста знания, то не менее необходимыми являются и научные революции, суть которых в замене устаревших парадигм парадигмами, открывающими новые горизонты в развитии научного знания. «Подрывными элементами», накопление которых ведет к научным революциям, являются постоянно возникающие отдельные явления, не укладывающиеся в текущую парадигму. Их относят к отклонениям, исключениям, их используют для уточнения существующей парадигмы, но со временем возрастающая неадекватность такой парадигмы становится причиной кризисной ситуации, возрастают усилия по поиску новой парадигмы, с установления которой и начинается революция в рамках данной науки.

Наука не представляет собой простое накопление знаний. Теории возникают, используются и отбрасываются. Существующее, наличное знание никогда не является окончательным, неопровержимым. Ничто в науке не может быть доказано в абсолютно окончательном виде, для любого научного закона всегда найдутся исключения. Единственной возможностью остается возможность опровержения гипотез, и научное знание как раз и состоит из пока что не опровергнутых гипотез, способных быть опровергнутыми в будущем. В этом отличие науки от догмы.

Технологический императив

Значительная доля научного знания в современных индустриально развитых странах используется для создания высокоразвитых технологий. Влияние технологии на общество столь велико, что дает основания для выдвижения технологического динамизма в ведущую силу общественного развития в целом (технологический детерминизм). Действительно, технология производства энергии накладывает явные ограничения на образ жизни данного общества. Использование лишь мускульной силы ограничивает жизнь узкими рамками небольших, изолированных групп. Использование силы животных расширяет эти рамки, позволяет развить сельское хозяйство, произвести прибавочный продукт, что ведет к социальному стратифицированию, появлению новых социальных ролей непроизводительного характера.

Появление машин, использующих природные источники энергии (ветер, воду, электричество, ядерную энергию), значительно расширило поле социальных возможностей. Социальные перспективы, внутренняя структура современного индустриального общества неизмеримо сложнее, шире и разнообразней, чем когда-либо в прошлом, что позволило сложиться многомиллионным массовым обществам. Стремительное развитие компьютерных технологий, невиданные возможности передачи и получения информации в глобальном масштабе предвещают и уже ведут к серьезным социальным последствиям. Все более выявляется решающая роль качества информации в деле повышения эффективности как научного, промышленного, так и социального развития. Тот, кто лидирует в развитии программного обеспечения, совершенствовании компьютерного оборудования, компьютеризации науки и производства, — тот лидирует сегодня и в научном и промышленном прогрессе.

Однако конкретные последствия технологического развития непосредственно зависят от характера культуры, в рамках которой это развитие происходит. Различные культуры принимают, отвергают или игнорируют технологические открытия в соответствии с господствующими ценностями, нормами, ожиданиями, устремлениями. Теория технологического детерминизма не должна быть абсолютизирована. Технологическое развитие должно рассматриваться и оцениваться в неразрывной связи со всей системой социальных институтов общества — политических, экономических, религиозных, военных, семейных и др. Вместе с тем технология является важным фактором социальных перемен. Большинство технологических нововведений прямо зависят от роста научного знания. Соответственно усиливаются технологические нововведения, что, в свою очередь, ведет к ускорению социального развития.

Ускоренное научное, технологическое развитие вызывает к жизни один из самых серьезных вопросов: каковы могут быть результаты такого развития с точки зрения их социальных последствий — для природы, среды обитания и будущего человечества в целом. Термоядерное оружие, генетическая инженерия — лишь некоторые примеры научных достижений, содержащих потенциальную общечеловеческую угрозу. И только на глобальном уровне могут быть решены такие проблемы. По сути, речь идет о возрастающей необходимости создания международной системы социального контроля, ориентирующего мировую науку в направлении созидательного развития на благо всего человечества.

Центральной проблемой современного этапа развития науки в России является преобразование статуса науки из объекта директивного планового государственного управления и контроля, существующего в рамках государственного снабжения и обеспечения, в экономически и социально самостоятельный, активный социальный институт. В области естественных наук открытия, имевшие оборонное значение, внедрялись в приказном порядке, обеспечивая привилегированное положение соответствующих научных учреждений, обслуживавших военно-промышленный комплекс. Промышленные предприятия за пределами этого комплекса в условиях планируемой экономики не имели реальной заинтересованности в модернизации производства, внедрении новых, научно обоснованных технологий.

В рыночных условиях преимущественным стимулом промышленного развития (и обеспечивающих его научных разработок) становится запрос потребителей (где один из них — государство). Крупные хозяйственные единицы, производственные объединения, компании, чьи успехи в конкурентной борьбе (борьбе за потребителя) в конечном счете будут зависеть от успехов в развитии наукоемких технологий; самой логикой такой борьбы ставятся в зависимость от успехов в разработке и внедрении новейших технологий. Только подобные структуры, располагающие достаточным капиталом, способны производить долгосрочные вложения в исследование фундаментальных проблем науки, что ведет к выходу на новый уровень технологического, промышленного развития. В подобной ситуации наука как социальный институт приобретает самостоятельное значение, приобретает роль влиятельного, равноправного партнера в сети социально-экономических взаимодействий, а учреждения науки получают реальный импульс к интенсивной научной работе — залогу успеха в конкурентной среде.

В условиях рыночной экономики роль государства должна выражаться в предоставлении государственного заказа на конкурсной основе предприятиям, обладающим современной технологией, основанной на новейших научных достижениях. Это должно дать динамический импульс для таких предприятий в деле предоставления экономической поддержки научным учреждениям (институтам, лабораториям), которые способны снабдить производство технологиями, обеспечивающими производство конкурентоспособной продукции.

За пределами прямого действия законов рынка остаются по преимуществу науки гуманитарного цикла , развитие которых неотделимо от характера и особенностей той социально-культурной среды, в рамках которой формируется само общество и его социальные институты. Именно от развития таких наук во многом зависят общественное мировоззрение, идеалы. Великие события в этой сфере часто предвещают, ведут к решающим социальным сдвигам (философия Просвещения). Естественные науки открывают законы природы, науки же гуманитарного цикла стремятся познать смысл человеческого существования, характер общественного развития, во многом определяют общественное самосознание, вносят вклад в самоидентификацию народа - осознание своего места в истории и в современной цивилизации.

Влияние государства на развитие гуманитарного знания внутренне противоречиво. Просвещенное правление может содействовать таким наукам (и искусству), но проблема заключается в том, что и само государство (как и общество в целом) — важный (если не важнейший) объект критического научного анализа дисциплин обществоведческого цикла. Подлинно гуманитарное знание как элемент общественного сознания не может напрямую зависеть исключительно от рынка или от государства. Само общество, обретая черты общества гражданского, должно развивать гуманитарное знание, объединяя интеллектуальные усилия его носителей и обеспечивая их поддержку. В настоящее время науки гуманитарного цикла в России преодолевают последствия идеологического контроля и международной изоляции с тем, чтобы ввести в арсенал современной науки лучшие достижения российской и зарубежной мысли.

В развитии общества участвуют социальные слои, классы, группы людей. Технический прогресс зарождается в исследовательских коллективах. Но один факт неоспорим: идеи, которые движут обществом, великие открытия и изобретения, преобразующие производство, рождаются только в индивидуальном сознании ; именно в нем зарождается все великое, чем гордится человечество, что воплощается в его прогрессе. Но творческий интеллект — это достояние свободного человека. Свободного экономически и политически, обретающего человеческое достоинство в условиях мира и демократии, гарантом которой выступает правовое государство. Сейчас Россия стоит лишь в начале такого пути.

Темы планов по разделу «Духовная культура»

1. 1. Духовная культура и ее роль в жизни общества.

2. 2. Наука и ее роль в жизни общества.

3. 3. Современная наука и ответственность ученых.

4. 4. Социальная и личностная значимость образования.

5. 5. Религия и его роль в жизни общества .

6. 6. Мировые религии.

7. 7. Искусство в духовной жизни общества.

8. 8. Мораль и нравственность в жизни людей.

9. 9. Философия и ее роль в духовной жизни общества.

С8.3.1.

«Духовная культура и ее роль в жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о духовной культуре./ Духовая культура – совокупность продуктов и результатов духовной деятельности.

2) Основные тенденции в развитии культуры:

а) преемственность культурных традиций;

б) новаторство и обновление культуры.

3) Основные функции культуры:

а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»);

б) функция трансляции социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);

г) регулятивная (нормативная) функция (определение (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей);

д) целеполагающая, ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);

е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).

4) Основные структурные элементы культуры:

а) понятия и взаимосвязи между ними;

б) ценности и идеалы;

в) нравственные принципы;

г) правила и нормы.

5) Формы культуры:

а) традиционная культура;

б) элитарная культура;

в) массовая культура;

г) экранная культура.

6) Элементы (универсальные феномены) культуры:

а) наука;

б) религия;

в) мораль;

г) образование.

7) Многообразие и диалог культур в современном мире.

8) Специфика духовной жизни в современной России.

С8.3.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука и ее роль в жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о наука./ Наука – сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний./ Наука – совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.

2) Структурные элементы науки:

а) систематизированные взгляды на окружающий мир;

б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;

в) общность людей, научное сообщество.

3) Специфические признаки науки:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык и особая подготовка.

4) Основные функции науки:

а) познавательно-объяснительная познание и объяснение устройства мира);

б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);

в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир);

г) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);

д) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

е) производственная (непосредственная производительная сила).

5) Уровни науки:

а) фундаментальная наука;

б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.

6) Классификация наук:

а) точные;

б) естественные;

в) социально-гуманитарные.

7) Наука и научные революции, научно-технический прогресс.

8) Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире.

9) Проблемы развития науки в современной РФ.

С8.3.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Современная наука и ответственность ученых»

1) Современная наука – непосредственная производительная сила общества.

2) Специфика современной науки:

а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;

б) сложный технический и технологическим потенциал;

в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда людей;

г) возможность изучения микро и макромиров.

3) Основные направления научно-технического прогресса:

а) исследование космического пространства;

б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);

в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;

г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.

4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);

б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;

5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.

С8.3.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная и личностная значимость образования»

1) Образование как социальный институт./ Образование – ключевой фактор трансляции и преумножения социального опыта.

2) Основные принципы современного российского образования:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

г) светский характер образования в государственных учреждениях;

д) свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

3) Основные тенденции в развитии образования:

а) гуманизация (учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса);

б) интернационализация (сближение национальных образовательных систем, формирование единого глобального образовательного пространства);

в) гуманитаризация (возрастание роли и значимости социальных и гуманитарных учебных дисциплин);

г) компьютеризация (информатизация образования).

4) Система образования и ее элементы:

а) дошкольное образование;

б) основное и среднее общее образование;

в) начальное и среднее специальное образование;

г) высшее профессиональное образование;

д) дополнительное образование для детей и взрослых.

5) Основные направления модернизации российского образования.

6) Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.

С8.3.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия и его роль в жизни общества»

1) Религия как универсальная форма культуры./ Сущность религии и религиозных верований

2) Характерные признаки религии:

а) вера в сверхестественное;

б) признание теоцентрической картины мира;

в) идея креационизма (сотворенности мира высшими силами);

г) иррационализм и мистицизм.

3) Структурные элементы религии:

а) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;

б) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.;

в) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

г) объединение верующих людей в одну организацию (конфессию, церковь).

4)Функции религии:

а) мировоззренческая (формирование целостной картины мира);

б) нормативная (регулирование социальных отношений и поведения людей);

в) компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни);

г) коммуникативная (содействие общению и коммуникации между людьми).

5) Этапы развития религии:

а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);

б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);

в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

6) Религии и конфессии в современном мире.

7) Религиозное сознание и свобода совести.

С8.3.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировые религии» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о мировых религиях./ Мировые религии – религии большинства людей мира.

2) Характерные признаки мировой религии:

а) широкое распространение в мире;

б) открытость, отрицание этической избирательности;

в) универсальный набор ценностей.

3) Важнейшие мировые религии:

а) буддизм;

б) христианство;

в) ислам.

4) Конфессиональный мир мировых религий.

5) Гуманистическая миссия религий в современном мире, религиозная терпимость и свобода совести.

6) Конфессиональный мир современной России.

С8.3.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Искусство в духовной жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Искусство как особая форма духовной культуры./ Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.

2) Характерные признаки искусства:

а) иррационализм;

б) символизм;

в) субъективизм;

г) образность и наглядность.

3) Важнейшие функции искусства:

а) гедонистическая (доставляет человеку радость);

б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью);

в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);

г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);

д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);

е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).

4) Основные виды искусства:

а) искусство слова (литература);

б) искусство звука (музыка);

в) искусство цвета (живопись);

г) искусство жеста (танец, пантомима);

д) синтетические искусства (театр, кино).

5) Универсальное и национальное в развитии искусства.

6) Специфика искусства в информационном обществе: возникновение новых видов искусства.

С8.3.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мораль и нравственность в жизни людей» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.

2) Важнейшие аспекты (стороны) морали:

а) познавательный (формирование нравственной картины мира);

б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);

в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).

а) добро и зло;

б) долг и совесть;

в) справедливость;

г) честь и достоинство;

д) счастье.

4) Нравственная культура личности и общества.

5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.

С8.3.9.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Философия и ее роль в духовной жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Философия как особая форма духовной культуры./ Философия – особая форма духовного освоения человеком окружающего мира.

2) Области философского знания:

а) онтология (знание о сущем, о бытии);

б) гносеология (учение о позннии);

в) философская антропология (учение о человеке);

г) социальная философия (учение об обществе).

3) Назначение философии в обществе:

а) формирование методологических основ познавательной деятельности;

б) поиск ответов на основополагающие вопросы бытия человека и общества.

4) Общее и различное между философией и наукой.

5) Идеализм и материализм – основные направления в философском поиске.

6) Актуальность философского поиска в современном мире.

Наука как социальный институт представляет собой совокупность различных организаций и людей, подчиненных общей цели познания окружающего мира. Это одна из самых молодых областей человеческой деятельности. Узнаем, какими признаками она характеризуется и какие функции в обществе выполняет.

Этапы становления науки

Развитие науки как социального института началось в 16-17 веках (хотя некоторые ученые считают, что она зародилась еще в 5 веке до н.э, но, согласно общепринятой версии, тогда появились лишь прообразы научных открытий, так как не было специальных средств для получения объективных знаний).

Толчком для начала научной деятельности стал технический прогресс, который позволил использовать новые средства, открывать то, что до этого было недоступно для человека. Например, начать изучение космоса, строение мельчайших частиц – атомов.

Функции науки

Любые научные труды создаются с одной общей целью: получить новое знание.

К функциям науки относят:

  • выработка объективных знаний об окружающей действительности;
  • оформление этих знаний в теории.

В настоящее время наука имеет тесную связь с образованием. Это объясняется потребностью в распространении и передаче объективных знаний о мире, выработке методов и способов преподавания научных дисциплин, теоретической базы для учителей и педагогов. Перед образовательными учреждениями государство ставит сразу две цели – организация педагогической и научной деятельности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рассмотрим систему научных учреждений в России:

  • Академия наук;
  • отраслевые академии: медицинских, педагогических наук;
  • научно-исследовательские институты/

Результаты деятельности данных организаций отражаются у монографиях, учебниках, энциклопедиях, атласах, которые издаются и находятся в открытом доступе для всех людей.