Олимпиадные задания школьного тура для учащихся вторых классов по окружающему миру. Олимпиадные задания школьного тура для учащихся вторых классов по окружающему миру Мягкие сочные стебли имеют

Какие бывают растения

Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы .
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель - ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков.
Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок (хвоинок).

Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение.

Заполни пропуски в тексте.

У лиственных растений листья в виде пластинок.
У хвойных растений листья в виде хвоинок.

Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).

а) Деревья: липа, ель, берёза, яблоня, каштан, тополь

б) Кустарники: малина, барбарис, смородина, сирень, можжевельник, бузина

в) Травы: полынь, тимофеевка, лисохвост, шалфей, мята, петрушка, базилик

Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и раскрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями.
1. Птичья гречишка. 2. Тысячелистник. 3. Репейник. 4. Подорожник. 5. Пустырник.

В книге "Зелёные страницы" прочитай рассказ об одном из этих растений. Подготовь устное сообщение.

Подорожник

Люди давно знают подорожник. И не только внешний его вид, но и свойства. Древнегреческие, древнеримские, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны.
Прошло много лет, но люди не разочаровались в подорожнике. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, - плантаглюцид, который помогает при болезнях желудка.
Слово плантаглюцид происходит от слова плантаго. Так по-латыни именуются все подорожники. А слово плантаго возникло от слова планта - ступня. Это лишний раз напоминает нам, что мы ходим по чудесному лекарству, невольно топча его ногами.Что еще замечательно у подорожника? Да хотя бы то, что мы его топчем-топчем, а он не исчезает.

Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Растения это удивительный мир, который существует рядом с нами и помогает нам. Многие растения мы употребляем в пищу. Существуют растения, которые нам помогают вылечиться от болезней - лекарственные растения. Благодаря растениям, мы дышим чистым воздухом. А еще растения просто очень красивы. Как прекрасно выглядит весенний цветущий луг, а как красивы и ароматны цветущие плодовые деревья. Хорошо в жаркую солнечную погоду посидеть под кронами раскидистых деревьев, подумать о чем-нибудь и насладиться благоуханием цветов и трав.

__________________________________________________________________________

Дорогой друг! Ты ведь любишь проводить наблюдения в природе, ставить опыты и эксперименты. Предлагаем тебе проверить свои исследовательские способности.

Укажи номер правильного ответа.

Задание 1: Что находится в мыльном пузыре?

1) мыло

2) воздух

3) вода

Задание 2: Укажи, в какой группе все слова обозначают объекты живой природы:

1) берёза, гроза, стол, вода

2) дождь, камень, заяц, книга

3) стрекоза, осина, лисица, стриж

4) иней, школа, ромашка, почва.

Задание 3 : Совершим путешествие в мир растений .

А) Какое растение называют в народе порезник, ранник?

1) ландыш

2) одуванчик

3) подорожник.

Б) Мягкие сочные стебли имеют

1) деревья

2) кустарники

3) травы.

Задание 4: Совершим путешествие в мир животных.

А) Укажи правильный ответ: Сколько ног у паука?

1) четыре

2) шесть

3) восемь

Б) Напиши названия птиц нашего края. Подчеркни названия зимующих птиц. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Почему осенью последними улетают утки и гуси?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5: Прочитай названия животных. Подчеркни в каждом ряду название того животного, которое является «лишним». Объясни свое решение.

1.Бабочка, муравей, паук, стрекоза-…………………………………………………….

2. Соловей, воробей, летучая мышь, сорока-……………………………………………

3. Жаба, уж, лягушка, тритон -……………………………………………………………

Задание 6: Какие группы растений вы знаете. Напишите названия групп и названия двух растений, относящихся к той или иной группе.

растения

1 ______________ 1 _______________ 1________________ 2 ______________ 2 _______________ 2 ________________

Задание 7: Обозначь цифрами в определённом порядке стадии развития растения:

Семя.

Взрослое растение с плодами и семенами.

Проросток с корешком.

Взрослое растение с цветами.

Проросток с корешком и несколькими листочками.

Задание 8: Назови одним словом: А) Акула, щука, карась - ___________________ Б) Орел, снегирь, колибри - _________________ В) Зебра, медведь, енот - ___________________

Спасибо тебе за участие!

к проверке олимпиадных заданий по окружающему миру во 2 классе

Цель проведения олимпиады: создать условия для формирования познавательного интереса у учащихся, к окружающему миру, проверить их умения использовать знания в нестандартной ситуации, готовить к участию в олимпиадах.

Задание 1: проверяет умение анализировать.

За ответ – воздух - 2 балла

Задание2: проверяет умение различать объекты живой и неживой природы, различать объекты природы от изделий.

за правильный ответ (пункт 3)- 3 балла

Задание3:

А) проверяет умении находить ассоциацию (порезник, ранник, - значит лекарство от порезов и ран, т.е. подорожник).

За правильный ответ – 3 балла

Б) проверяет знание отличительных особенностей травянистых растений, которые имеют мясистые стебли.

За правильный ответ – 2 балла

Задание 4: А) проверяет умение отличать насекомых от паукообразных, у которых 8 ног.

За правильный ответ - 3)- 1 балл

Б): проверяет знание птиц нашего края, в том числе зимующих.

Оценка: за каждую правильно названную птицу- 1 балл

(в случае грамматической ошибки снимается 0,5 балла за ошибку)

За правильно подчеркнутое название каждой зимующей птицы – 1 балл

В): проверяет умение устанавливать зависимость между объектами живой природы.

За правильное объяснение (водоплавающие птицы улетают последними, потому что водоемы долго не замерзают и птицы могут находить себе пищу)– 2 балла

Задание 5: проверяет умение анализировать, обобщать, делать выводы.

За каждый правильно выделенный «лишний» объект в строке - 1 балл

За правильное объяснение причины выделения «лишнего» объекта- 2балла за каждый объект.

Олимпиадные задания школьного тура

для учащихся ВТОРЫХ классов

по окружающему миру

Март 2011 год

Укажи номер правильного ответа.

Задание 1: Что находится в мыльном пузыре?

Задание 2: Укажи, в какой группе все слова обозначают объекты живой природы:

1) берёза, гроза, стол, вода

2) дождь, камень, заяц, книга

3) стрекоза, осина, лисица, стриж

4) иней, школа, ромашка, почва.

Задание 3 : Совершим путешествие в мир растений.

А) Какое растение называют в народе порезник, ранник?

2) одуванчик

3) подорожник.

Б) Мягкие сочные стебли имеют

1) деревья

2) кустарники

Задание 4: Совершим путешествие в мир животных.

А) Укажи правильный ответ: Сколько ног у паука?

Б) Напиши названия птиц нашего края. Подчеркни названия зимующих птиц. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Почему осенью последними улетают утки и гуси?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5: Прочитай названия животных. Подчеркни в каждом ряду название того животного, которое является «лишним». Объясни свое решение.


1.Бабочка, муравей, паук, стрекоза-…………………………………………………….

2. Соловей, воробей, летучая мышь, сорока-………………………………………….

3. Жаба, уж, лягушка, тритон -…………………………………………………………….

к проверке олимпиадных заданий по окружающему миру во 2 классе

Март 2011 год

Цель проведения олимпиады:

Задание 1: проверяет умение анализировать.

За ответ – воздух- 2 балла

Задание2: проверяет умение различать объекты живой и неживой природы, различать объекты природы от изделий.

за правильный ответ (пункт 3)-3 балла

Задание3:

А) проверяет умении находить ассоциацию (порезник, ранник, - значит лекарство от порезов и ран, т. е подорожник).

За правильный ответ – 3 балла

Б) проверяет знание отличительных особенностей травянистых растений, которые имеют мясистые стебли.

За правильный ответ – 2 балла

Задание 4: А) проверяет умение отличать насекомых от паукообразных, у которых 8 ног.

За правильный ответ- 3)- 1 балл

Б) : проверяет знание птиц нашего края, в том числе зимующих.

Оценка: за каждую правильно названную птицу - 1 балл

(в случае грамматической ошибки снимается 0,5 балла за ошибку)

За правильно подчеркнутое название каждой зимующей птицы – 1 балл

В): проверяет умение устанавливать зависимость между объектами живой природы.

За правильное объяснение (водоплавающие птицы улетают последними, потому что водоемы долго не замерзают и птицы могут находить себе пищу)– 2 балла

Задание 5: проверяет умение анализировать, обобщать, делать выводы.

За каждый правильно выделенный «лишний» объект в строке- 1 балла

За правильное объяснение причины выделения «лишнего» объекта - 2балла за каждый объект.

Анализ

олимпиадной работы по окружающему миру учащихся ВТОРЫХ классов

______________________________________________________________школы

Март 2011 год

Параметры анализа

Кол-во

уч-ся

Всего учащихся

Писали работу

1задание

Выполнили задание верно

Ошиблись в выполнении задания

2 задание

Отметили верно строчку, в которой все объекты относятся к живой природе

Ошиблись в определении объектов, относящихся к живой природе.

Не приступили к выполнению задания

3задание

Ответили верно (8 ног)

Ошиблись в ответе на вопрос

Не приступили к выполнению задания

4 задание

Правильно определили название растения (подорожник)

Ошиблись в определении названия растения

Не приступили к выполнению задания

5 задание

Отметили, что мясистые стебли имеют травянистые растения

Ошиблись в ответе на вопрос

Не приступили к выполнению задания

6 задание

Записали названия птиц нашего края (5 и более)

Записали названия птиц нашего края (меньше 5)

Подчеркнули названия зимующих птиц верно

Подчеркнули названия и зимующих и перелетных птиц

Подчеркнули названия перелетных птиц

Назвали кроме птиц нашего края, птиц, обитающих в других краях

Не приступили к выполнению задания

7 задание

Объяснили причину позднего отлета водоплавающих птиц верно

Ошиблись в объяснении причины позднего отлета водоплав. птиц

Не приступили к выполнению задания

8задание

Все «лишние» объекты каждой строки выделены верно

Есть ошибки в выделении «лишних» объектов в строках

Не приступили к выполнению задания

Верно объяснили причины выделения «лишнего» объекта во всех строках

Объяснили причины выделения «лишнего» объекта верно в 2 строках

Объяснили причины выделения «лишнего» объекта верно в 1 строке

Неверно объяснили причину выделения «лишнего» объекта.

Не приступили к выполнении задания

__________


_________

Сгруппируй названия животных по выделенным основаниям:

Дикие: _______________________________________________________________

Домашние: ___________________________________________________________

Хищные: _____________________________________________________________

Растительноядные: ___________________________________________________

Задание 2: Назови известные тебе группы «царства» растений, приведи один пример растений каждой группы:

Март 2009 год

Цель проведения олимпиады: создать условия для формирования познавательного интереса у учащихся, к окружающему миру, проверить их умения использовать знания в нестандартной ситуации, готовить к участию в олимпиадах.

Задание1 проверяет умение учащихся проводить классификацию животных по разным основаниям, умение анализировать, сопоставлять.

Оценка: За каждое правильно названное животное в группе- 0,5 балла;

За каждую грамматическую ошибку в названиях животных снимается 0,5 балла.

Задание2 проверяет знание групп растений, умение назвать представителей каждой группы.

За каждое правильно названное растение в группе - 1 балл

Максимальное количество баллов за это задание - 5.

Задание3: проверяет знание леса, как природного сообщества и умение установить взаимосвязи между объектами живой природы.

За каждое правильно составленное звено цепи питания – 1 балл

Задание 4 А: проверяется умение показать цикл превращения воды из одного состояния в другое (жидкое, газообразное, твердое) под воздействием разных природных факторов.

Оценка:

За верно нарисованную схему круговорота воды в природе, в которой отражен полный цикл движения воды - 3 балла.

Задание проверяет умение учащихся применить полученные знания о свойствах воды в практической ситуации

Оценка: за каждое правильно установленное соответствие - 2 балла

Задание5 проверяет знание правил здорового образа жизни.

Оценка: за каждое верно написанное правило здорового образа жизни- 1 балл.

Снимается 0,5 балла за допущенную грамматическую ошибку

Схема анализа олимпиадной работы по окружающему миру

учащихся ТРЕТЬИХ КЛАССОВ

Школы

Март 2011 год

№ задания

Параметры оценки

Кол-во уч-ся

Количество учащихся всего

Писали работу

1 задание

Все названия животных распределили по группам верно

Допустили 1- 2 ошибки при распределении животных на группы

Допустили более 2 ошибок при распределении на группы

Записали названия животных без орфографических ошибок

Допустили орфографические ошибки при записи названий животных

Не приступили к выполнению задания

2 задание

Привели примеры растений каждой группы верно

Ошиблись в приведении примеров растений 1-2 групп

Ошиблись в приведении примеров растений 3-4 групп

Не приступили к выполнению задания

Записали примеры растений каждой группы без орфограф. ошибок

Допустили орфографические ошибки при записи названий растений

Не приступили к выполнению задания

3 задание

Составили верно цепи питания, сложившиеся в лесном сообществе

Допустили незначительные ошибки в составлении цепей питания

Допусти грубые ошибки в составлении цепей питания

Не приступили к выполнению задания

4 задание А

Нарисовали схему круговорота воды в природе верно

Допустили неточности в изображении схемы кругов. воды в природе

Допустили ошибки в схеме круговорота воды в природе

Не справились с заданием

4 задание Б

Установили соответствие между св-ми воды и их применением верно

Ошиблись при установлении соответствия между cвойствами воды и их применением (1-2 ош)

Ошиблись при установлении соответствия между cвойствами воды и их применением (больше 2 ошибок).

5 задание

Написали основные правил ЗОЖ

Написали менее 4х правил

Ошиблись в указании правил ЗОЖ

Не приступили к выполнению задания

Прочие ошибки

Директор школы _______________________________

Учитель _______________________________________

Олимпиадные задания

для учащихся ЧЕТВЕРТЫХ классов по окружающему миру

2011 год

Дорогой друг! Ты ведь любишь проводить наблюдения в природе, ставить опыты и эксперименты. Предлагаем тебе проверить свои исследовательские способности.

Задание1А: Ты знаешь источники изучения исторического прошлого? Назови их виды и приведи примеры.

№ п/п

Виды источников изучения исторического прошлого

Названия предметов, соответствующих каждому виду

Задание 1Б): Археология - одна из главных помощниц истории. Докажи это письменно_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2: Предлагаем совершить путешествие по карте России:

А) На ней разными цветами изображена поверхность суши. Как цвета помогают тебе дать характеристику земной поверхности? Не забудь, что ты - исследователь:

___________________________________________________________________________________________

Б) Исследуй водную поверхность. Как тебе в этом помогают цвета?

___________________________________________________________________________________________

В) Напиши соответствующие географические названия:

Горы, протянувшиеся с севера на юг через всю нашу страну- ___________________________________________________________________________________________

Равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор,_______________________________________________________________________________________

Равнина, расположенная к востоку от Уральских гор,- ___________________________________________________________________________________________

Самое большое в мире озеро, называемое морем___________________________________________________________________________________

Великая русская река, протекающая, по европейской части нашей страны

___________________________________________________________________________________________

Самое глубокое в мире озеро- ___________________________________________________________________________________________

Задание 3 : А) Перечисли, какие природные сообщества есть в нашей местности:_________________________________________________________________________________

Б) Опиши то сообщество, которое тебя больше всего привлекает. Можешь воспользоваться планом: какие организмы составляют природное сообщество, цепь питания, которая сложилась в этом сообществе:

___________________________________________________________________________________________

Задание4: Ты с ребятами пошел в поход. Напиши, как ты будешь действовать, если один товарищ получил солнечный удар, а другой незначительно поранил руку:

___________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за участие!

к проверке олимпиадных заданий по окружающему миру в ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССАХ

Март 2009 год

Цель проведения олимпиады: создать условия для формирования познавательного интереса у учащихся, к окружающему миру, проверить их умения использовать знания в нестандартной ситуации, готовить к участию в олимпиадах.

Задание 1: проверяет знание учащимися исторических источников и их значения при изучении истории.

Оценка: за верно указанный вид исторических источников:

вещественные – 1 балл,

письменные – 1 балл,

устные – 1 балл

За верно приведенные примеры к каждому источнику- 1 балл

Максимальное количество баллов за задание 1А - шесть.

За правильный обоснованный ответ о роли археологии в изучении истории

вопрос 1Б - 3 балла.

Максимальное количество баллов за первое задание -9.

Задание 2А проверяет умение учащихся читать карту и расшифровывать ее условные обозначения.

Оценка: Учащиеся полно характеризуют цветовые обозначения на карте: горы – коричневым цветом разной интенсивности, равнины - желтым или зеленым цветом.

Разные глубины морей и океанов - синим цветом разной интенсивности.

За каждое верно указанное цветовое обозначение на карте - 1 балл.

За каждое указание интенсивности цвета- 1 балл

Задание 2В: проверяет умение ориентироваться в географической карте.

Оценка: За каждый верно указанный объект – 1 балл

Уральские горы- 1 балл;

Восточно-Европейская или Русская равнина- 1 балл;

Западно-Сибирская равнина- 1 балл;

Каспийское море (озеро) – 1балл;

река Волга- 1 балл;

озеро Байкал- 1 балл.

В случае орфографической ошибки - снимается 0,5 балла за ошибку

Задание 3: проверяет знание природных сообществ нашей местности

К ним относятся: лес, луг, водоем

За каждое правильно названное природное сообщество – 1 балл,

За наиболее полный перечень организмов природного сообщества - 3 балла

За каждое правильно составленное звено цепи питания – 1 балл

За орфографическую ошибку снимается 0,5 балла.

Задание 4 проверяет умение оказывать практическую помощь людям, попавшим в беду. За каждое правильно указанное действие при оказании первой помощи или при солнечном ударе, небольшой ране- -1 балл.

Снимается 0,5 балла за орфографическую ошибку

Схема анализа

Олимпиадной работы по окружающему миру учащихся ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ

___________________________________________________ школы

Март 2011 год

№ задания

Параметры оценки

Кол-во уч-ся

Количество учащихся всего

Писали работу

1задание(А)

Верно указали названия видов ист. изучения исторического прошлого

Неверно указали виды источников изучения исторического прошлого

Привели примеры предметов к каждому виду источников изучения историч. прошлого верно

Привели примеры предметов к источникам изучения исторического прошлого и верно с ошибками

Прочие ошибки (указать какие)

Не приступили к выполнению задания

1 задание (Б)

Дали обоснованный и полный ответ о значении археологии для изучения исторического прошлого

Дали неполный ответ о значении археологии для изучения истории

Дали ответ о значении археологии для изучения исторического прошлого с ошибками

Не приступили к выполнению задания

2 задание

Полно охарактеризовали цветовые обозначения и их оттенки на физич. карте России при изучении суши и воды

Охарактеризовали цветовые обозначения на карте России верно, но не полно

Ошиблись в характеристике цветового обозначения на физич. карте России

Прочие ошибки

Не приступили к выполнению задания

2 заданиеВ

Верно написали название географических объектов

Записали часть назв. географ. объектов верно, часть - неверно

Допустили орфографические ошибки в названиях географических объектов

Не приступили к выполнению задания

Прочие ошибки

3 задание А

Написали названия природных сообществ верно

Ошиблись в названиях природных сообществ

Не приступили к выполнению задания

3 заданиеБ

Назвали организмы, составляющие природное сообщество верно

Допустили ошибки в определении организмов природного сообщества

Не приступили к выполнению задания

Составили цепь питания верно

Ошиблись в составлении цепи питания

Допустили орфографические ошибки при ответе на вопрос

Не приступили к выполнению задания

4 задание

Написали по каждому пункту не менее трех мер оказания первой помощи

Написали по каждому пункту минимальное кол-во мер (менее двух)оказания первой помощи

Не приступили к выполнению задания.

Директор школы _______________________________

Учитель _______________________________________

Дата проведения работы _______________________________