Норма резервирования и норма обязательных резервов. Норма обязательных резервов банка

Размер обязательных резервов (в %) к обязательствам бан­ка, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров. Законом также установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка, и могут быть разны­ми для различных кредитных организаций. Нормативы обяза­тельных резервов не могут быть единовременно изменены бо­лее чем на 5%.

В настоящее время обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные ор­ганизации. Согласно сложившимся в мире правилам обяза­тельные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует (В РФ - до 20%). Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это тре­бование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отноше­ние его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн руб.

должен расположить в ЦБ резервы на сумму 200 тыс. руб. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до двух миллионов, то банк должен увеличить свои резервы в ЦБ до 400 тыс. Политика резервирования является довольно гру­бым методом и если при этом не используются другие инстру­менты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании. Считается, что операции на открытом рынке и учетная политика - методы тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается допол­нять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, т.е. объем выдаваемых кредитов, которые означают кредитную эмиссию.

Кредитные институты могут расширять ссудные операции, их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в ЦБ. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Обязательные резервы не всегда были инструментом денежно-кредитной политики в современном ее понимании. Этот рычаг влияния на банковскую систему сначала обуславливался необходимостью страхования вкладчиков банка, а также повышением ответственности банков перед своими клиентами.

В современном понимании минимальные обязательные резервы - это инструмент денежно-кредитной политики, сущность которого заключается в установлении обязательной нормы ресурсов, которую коммерческие банки должны хранить в центральном банке в процентах к привлеченных депозитов.

Минимальные обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики является рычагом глубокого влияния на предложение денег. Обязательное резервирование призвано выполнять в экономике две основные функции, а именно:

o средства поддержания ликвидности коммерческих банков;

o инструмента регулирования денежной массы в обращении. Первичной функцией минимальных резервов является обеспечение

ликвидности коммерческих банков. Формирование централизованного фонда денежных средств должна служить надежным обеспечением вкладов. В сегодняшних условиях роль этой функции связана с обеспечением стабильности банковской системы, способствует как поддержанию непрерывности функционирования платежно-расчетного механизма, так и снижению рискованности вкладов в банки и уменьшению убытков от их банкротств.

На сегодняшний день эта функция трансформировалась и связана с обеспечением стабильности деятельности банковской системы в целом, что способствует, во-первых, поддержанию надежности платежно-расчетного механизма и, во-вторых, снижению уровня риска банковских вложений и минимизации потерь в случаях банкротства банков.

Основной функцией обязательного резервирования является воздействие на кредитный потенциал коммерческих банков с целью регулирования количества денег в обращении. Уровень минимальных резервов непосредственно влияет на количественные параметры кредитования субъектов национальной экономики со стороны коммерческих банков и определяет объем денежной массы.

Центральный банк периодически изменяет норму обязательного резервирования в зависимости от ситуации на рынке и типа политики, которым проводится. По ограничительной денежно-кредитной политики центральный банк прибегает к повышению нормы обязательных резервов, что ведет к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков и сокращение денежной массы в обращении.

За осуществление стимулирующей (экспансивной) денежно-кредитной политики центральный банк снижает норму обязательных резервов, в результате чего большая часть ресурсов остается в распоряжении коммерческих банков, что дает возможность увеличивать объемы кредитования и ведет к росту денежной массы в обращении (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Использование норм минимальных обязательных резервов как инструмента денежно-кредитной политики

Современная монетарная политика предусматривает использование норм минимального резервирования как инструмента долгосрочного влияния на стабилизацию денежного обращения и средства антиинфляционной политики. Цель применения норм обязательного резервирования заключается в:

* Ограничении темпов роста денежной массы;

o изъятии избыточных средств с денежного обращения;

o формировании жесткой связи между денежной массой и денежной базой;

* Регулировании спроса на банковские ресурсы.

Норма обязательного резервирования устанавливается в законодательном порядке. Порядок ее применения существенно отличается как количественно, так и качественно в разных странах. Частое манипулирования нормами обязательного резервирования может вызвать определенные трудности, поскольку даже небольшие его колебания существенным образом влияют на объем кредитования в экономике. Этот инструмент обеспечивает решение в большей степени долгосрочных задач денежно-кредитной политики.

При использовании норм обязательного резервирования следует иметь в виду не только мультипликативный эффект кредитной экспансии, ослабляет его управляемость, но и влияние на уровень рентабельности коммерческих банков, поскольку деньги, находящиеся на резервных счетах, не приносят дохода. Это является своеобразным дополнительным "налогом" на деятельность коммерческих банков.

Механизм установления минимальных банковских резервов как эффективного и надежного инструмента денежно-кредитной политики в течение последних лет существенным образом потерял свое значение. Во многих странах центральные банки проводят постепенное снижение норм резервных требований. Так, например, центральные банки стран - членов Европейской системы центральных банков используют норму резервирования, что составляет 2%, а по срочным вкладам сроком более двух лет норма минимальных резервных требований не устанавливается.

Национальный банк Украины, в соответствии с Положением о порядке формирования обязательных резервов для банков Украины, использует норматив обязательного резервирования как один из инструментов реализации денежно-кредитной политики с целью контроля за денежными агрегатами из-за снижения (увеличения) денежного мультипликатора. Обязательства выполнять резервные требования возникает в коммерческом банке с момента получения лицензии НБУ на право осуществления соответствующих банковских операций.

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора . При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики .

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)» , определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:

Денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;

Обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.

Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов.

Первоначально норма обязательного резервирования Rбыла установлена для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля 1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были высокие темпы инфляции, то ЦБ повышалRдля связывания денежной массы и снижения инфляции.

До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R:

В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на 5 процентных пунктов:

После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января 1995 г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному резервированию часто нарушались.

В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков:

    Коммерческие банки должны были в обязательном порядке придерживаться установленных норм, в случае же нарушения применялись серьезные санкции вплоть до лишения лицензии

    Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация нормативов по принципу ликвидности.

    Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков.

В результате этих изменений были введены следующие нормы:

После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались нейтрализовать действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков во главе с Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с выражением недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление 1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли. Противостояние ЦБ и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 г., когда было найдено компромиссное решение. ЦБ пошел на незначительные уступки:

Рассмотрим ситуацию с валютными счетами. Обязательные 1,5% нужно было отчислять на резервный счет в ЦБ не в валюте, а в рублях. Для выполнения обязательств по валютным счетам коммерческие банки в июне начинают массовую продажу долларов. Одним из процессов на валютном рынке стало резкое увеличение предложения. Какова же была ситуация со стороны спроса? Главным покупателем валюты в 1995 г. был ЦБ. После «черного вторника», когда ЦБ проводил серьезные валютные интервенции для стабилизации курса рубля, в конце 1994 г. валютные резервы ЦБ иссякли, что крайне негативно отразилось на кредитоспособности и развитии внешнеэкономических отношений. И с января 1995 г. ЦБ начинает проводить политику по наращиванию золотовалютных резервов. Зимой и в начале весны ЦБ предъявлял огромный спрос на валюту, чем провоцировал рост курса доллара. К маю принимается решение о достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения прекращается. Итак, спрос падает, а предложение растет, и к лету 1995 года на валютном рынке складывается достаточно интересная ситуация. Рассмотрим курс доллара в 1995 г.:

Курс доллара, р.

Резкое падение курса доллара в июне приводит к укреплению рубля, что делает невыгодным экспорт и повышает доходность импорта. Так как российская экономика сильно зависит от экспорта, развитие экспортных отраслей замедляется, а импорт начинает развиваться, что грозит дальнейшим отставанием отечественных предприятий. Это заставило ЦБ отреагировать введением валютного коридора. После этого ЦБ регулирует курс рубля посредством рублевых и валютных интервенций. Валютный коридор действительно способствовал стабилизации рубля, сделал экономическую ситуацию более предсказуемой для экспортеров и импортеров. 1995 год стал решающим в снижении темпов инфляции во многом за счет грамотной политики ЦБ.

Следующее изменение нормы обязательных резервов происходит 1 мая 1996 г. Темпы инфляции снижаются, внутренние цены стабилизируются, и такая положительная тенденция позволяет слегка ослабить денежно-кредитную политику. Происходит смягчение денежно-кредитной политики в области обязательного резервирования:

Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из-за стабилизации курса рубля. Однако, 11 июня 1996 г. вновь возвращаются прежние нормативы – 20% и 1,5%, т.к. началась предвыборная гонка и стало необходимым выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по заработной плате и т.п. Министерство Финансов принимает странное решение о передаче Центробанком в бюджет 5 трлн. рублей для выполнения государственных обязательств. Выдача этих средств осуществлялась в чистом виде за счет денежной эмиссии, и для того, чтобы денежная масса не увеличилась, необходимо было ее связать при помощи возврата к прежним нормативам. Особенно резко были поднята норма резервирования по валютным счетам – до 2,5%. Считается, что в течение следующего месяца с помощью обязательных резервов была связана половина денег, перечисленных в Минфин. Это положительно отразилось на снижении темпов инфляции, и, поскольку процесс дезинфляции продолжался, стало возможным вновь смягчить денежно-кредитную политику 1 августа 1996 г.

ЦБ вновь начинает новую политику. При достаточно низких темпах инфляции в 12% в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%. Это приводит к «эффекту вытеснения» – ситуации, когда инвестиции в реальный сектор вытесняются инвестициями в государственные ценные бумаги. Инвестирование в реальный сектор дает очень низкую доходность по сравнению с доходами по ГКО, и коммерческим банкам невыгодно тратить свои избыточные резервы на кредитование предприятий. Таким образом, деньги в экономике сосредоточены не в реальном, а в финансовом секторе, и при наличии всех предпосылок для экономического роста никакого оживления не наблюдается. ЦБ начинает проводить политику по оживлению инвестиционного сектора путем выравнивания норм обязательного резервирования для валютных и рублевых счетов. 1 ноября 1996 г. снижается норма по рублевым вкладам и повышается для валютных счетов:

Рост нормативов по валютным счетам приводит к росту предложения валюты и падению курса доллара, с другой стороны, это ориентирует коммерческие банки на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Процент по первым поднимается, а по вторым снижается, поощряя население к хранению денег в рублях, а не в валюте. Появляется возможность кредитования российской, а не американской, экономики.

Эта тенденция к уравниванию рублевых и валютных вкладов продолжается и далее: 1 апреля 1997 г. происходят следующие изменения

Снижение нормативов по рублевым счетам оставляет в распоряжении коммерческих банков больше рублевых резервов для инвестирования, повышение по валютным вкладам стабилизирует курс доллара и стимулирует желание работать с рублем.

В ноябре 1997 г. происходит кризис, неизвестный широкой общественности. Только благодаря политике ЦБ мы избежали кризиса, подобного августовскому, в 1997, оттянув его на год. В то время азиатский кризис был сдержан, тогда как в 1998 году России не удалось его избежать из-за неразумной бюджетной политики.

В 1997 г. финансовые рынки азиатских стран стали нестабильны, и иностранные инвесторы уводят оттуда капитал. Россия также относится к странам с высоким риском вложений для нерезидентов, и это приводит к их массовому оттоку с рынка ГКО. Это означало одновременную продажу большого числа ценных бумаг для отвода капитала и перевод рублевых средств, полученных в результате продаж в иностранную валюту. На валютный рынок поступает большая денежная масса и резко возрастает спрос на доллар, в то время, когда колебания курса доллара ограничены валютным коридором. ЦБ не может допустить, чтобы курс рубля вышел за пределы им же установленного валютного коридора, и должен проводить массированные валютные интервенции для поддержания курса рубля, приводящие к быстрому истощению золотовалютных резервов. Поэтому для поддержания курса рубля ЦБ решает призвать на помощь коммерческие банки, для чего поднимает норму обязательного резервирования по валютным счетам до 9%. Коммерческие банки должны были выбросить на рынок большое количество валюты, что уравняло спрос и предложение и предотвратило обвал рубля в ноябре 1997.

С 1 февраля 1998 года вводится одинаковая норма обязательных резервов по всем валютным и рублевым счетам в размере 11%. Летом этого года денежно-кредитную политику слегка ослабляют, так как нарастает неликвидность средств, связанная с дефолтом и экономическим кризисом. 24 августа для облегчения прохождения платежей и обеспечения коммерческих банков свободными резервами происходит снижение Rна 1 процентный пункт до 10%.

После финансового кризиса изменяется подход к определению нормы обязательного резервирования – она устанавливается не по ликвидности средств, а по удельному весу вложений в ГКО в активах банка. В результате отказа государства платить по своим обязательствам коммерческие банки стали неплатежеспособными, т.к. значительная часть активов была заморожена. Банки не могли проводить платежи своих клиентов, и для нейтрализации этого 1 сентября 1998 года были произведены следующие изменения:

Поскольку «замороженные» в ГКО денежные средства все меньше влияют на ликвидность, то в декабре норма опять становится единой по всем счетам в размере 5%.

Начиная с августа 1998 г., норма обязательных резервов теряет свою роль инструмента денежно-кредитной политики и не оказывает влияние на темпы инфляции и экономического роста, а является лишь средством повышения ликвидности средств и платежеспособности коммерческого банка.

Весной 1999 года Rвновь начинает использоваться как инструмент денежно-кредитной политики, так как, несмотря на то, что много банков разорилось, платежная система вновь заработала, и стало необходимым дальнейшее использование этого инструмента для борьбы с инфляцией.

До сегодняшнего дня Rеще дважды меняется в сторону повышения, т.к. инфляция вновь становится проблемой. 10 июня 1999 г.:

1 января 2000 г. происходит очередное ужесточение денежно-кредитной политики для борьбы с инфляцией и поддержки рубля:

В 2000 г. необходимо удержать низкий темп инфляции и способствовать повышению темпов экономического роста одновременно с проведением политики по дедолларизации страны.

Норма обязательных резервов - установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке . Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны Центрального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью.

Нормативы обязательных резервов (политика минимальных резервов)

Размер обязательных резервов (в %) к обязательствам банка, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров. Законом также установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5%.

В настоящее время обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации. Согласно сложившимся в мире правилам обязательные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует (В РФ – до 20%). Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Политика резервирования является довольно грубым методом и если при этом не используются другие инструменты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании. Считается, что операции на открытом рынке и учетная политика – методы тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Минимальные резервы выполняют две основные функции . Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, т.е. объем выдаваемых кредитов, которые означают кредитную эмиссию.

Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.