"Викинги" Северной Америки: оружие и доспех тлинкитов. Оружие и снаряжение Оружие индейцев сев америки

Оружие индейцев

Спору нет, оружие индейцев во многом уступало испанскому; однако туземцы отнюдь не были беззащитны перед нашествием чужеземцев. У них был свой военный арсенал, с помощью которого они нередко весьма успешно сопротивлялись завоевателям. Даже на Антильских островах испанцы, случалось, обращались в бегство, а уж материковая конкиста и вовсе не была избиением младенцев - и не только в случае с майя и ацтеками она превращалась в жестокую войну с большим количеством жертв с обеих сторон.

Итак, что могли индейцы противопоставить конкистадорам? Прежде всего лук - их главное оружие. Для изготовления лука подбирались специальные сорта древесины, прочной и упругой. Наконечники стрел делались из камня, гладкие или зазубренные, из рыбьих костей, змеиных зубов и шипов ската, или дерево закалялось в огне, что придавало ему твердость железа. Кстати, индейцы, можно сказать, изобрели принцип нарезного оружия (в Европе оно появится лишь в XIX в.): они иногда делали спиралевидное оперение стрелы, и это заставляло ее вращаться и значительно увеличивало дальность полета. Индейцы использовали также стрелы с двойными и тройными наконечниками. Часто к оперению прикрепляли пустую скорлупу ореха, чтобы в полете стрела издавала леденящий душу свист.

Прицельность стрельбы из лука - около восьмидесяти метров, убойная сила достигала ста сорока метров. Скорострельность была невероятная: моментальным движением руки лучник выхватывал стрелу из колчана за спиной и выпускал десяток стрел в минуту; есть свидетельства, что иные могли пускать в минуту и до двадцати стрел. И видимо, не такая уж это метафора, когда конкистадоры пишут, будто стрелы заслоняли солнце. Меткость была тоже поразительна - впрочем, искусству стрельбы из лука индейцы обучались сызмальства. Рассказывали, что мексиканские индейцы подбрасывали кукурузный початок и удерживали его в воздухе стрелами до тех пор, пока не вышибали из него все зерна. В это трудно поверить. Но, безусловно, правдив, например, такой факт: в одной из битв во время экспедиции Сото восемнадцать испанцев, защищенных доспехами и эскаупилями с ног до головы, погибли от попадания стрелы в глаз или в рот.

Убойная сила лука тоже изумляла конкистадоров, особенно тех, кто побывал во Флориде. «Некоторые наши люди клялись, - свидетельствует Кабеса де Вака, - что видели в этот день два дуба, каждый толщиной с бедро в нижней его части, и оба эти дуба были пронзены насквозь стрелами индейцев; и это совсем не удивительно для тех, кто знает, с какой силой и сноровкой пускают индейцы стрелы, ибо сам я видел одну стрелу, которая вошла в ствол тополя на целую четверть». Во время экспедиции Сото, рассказывает Гарсиласо, пал конь. Хозяин внимательно осмотрел его и обнаружил лишь крохотную ранку в крупе. «Подозревая, что это была рана от стрелы, кастильцы взрезали коня и следовали за следом стрелы, которая прошла через бедро, кишки, легкие и застряла в груди, чуть-чуть не высунувшись наружу. Испанцы были поражены, уверенные, что даже аркебузная пуля не смогла бы так прошить тело коня».

Индейское войско

Речь до сих пор шла о стрелах, какие конкистадоры называли «чистыми». То есть - без яда. Испанцам несказанно повезло в том, что ацтеки и прочие индейцы Северной Америки, а также майя, инки, муиски и арауканы, видимо, полагаясь на свою силу, не использовали отравленных наконечников стрел. С этим страшным и коварным оружием конкистадоры впервые столкнулись в Дарьене (Панама), а затем в Венесуэле и в Колумбии, в Аргентине и в Парагвае, где, кроме того, индейцы стреляли отравленными шипами, выдувая их через тростниковые трубки (сербатаны), и цепляли обмазанные ядом колючки на деревья и кусты. Отравленные стрелы вызывали у испанцев панический ужас - и было отчего. Конкистадор-поэт Хуан де Кастельянос видел, в каких страшных мучениях умирали раненные «травой» (так испанцы называли яд), и в своей эпопее писал: мол, возблагодари Бога, если тебе довелось погибнуть в честном и открытом бою, а не от «травы», ибо «это худшее зло из тысяч зол». Любое ранение такой стрелой, пустяковая царапина, приводили к смерти в мучительной агонии, длившейся от суток до недели. По свидетельству Агуадо, яд «вызывает у человека дрожь и сотрясение тела и потерю разума, из-за чего он начинает говорить ужасные, устрашающие и святотатственные слова, неподобающие христианину при смерти». Бывали случаи, когда раненый не выдерживал пытки и, нарушив церковный запрет, кончал жизнь самоубийством.

Конкистадоры настойчиво искали противоядия, пытали индейцев, стараясь выведать тайну, но те и сами не знали защиты от собственного оружия. Оставалось только два средства спасения - и оба крайне жестоких. Первый - вырезание стрелы с корнем из тела; на этот случай хирург носил с собой остро заточенный нож и моментально производил раненому болезненную операцию. Если же стрела задевала, скажем, ухо или палец, то конкистадор, не дожидаясь хирурга, сам отрубал их. Второй способ - прижигание; поэтому иногда перед боем испанцы накаляли докрасна в жаровне кинжалы. Увы, и эти жестокие средства помогали далеко не всегда.

У горных индейских народов в качестве метательного оружия, наряду с луком, широко использовалась праща. Это согнутая пополам веревка, посередине с утолщением из кожи, куда вкладывался камень; веревку брали за два конца, раскручивали над головой, затем один конец отпускали и камень летел в заданном направлении. Не бог весть какое мудреное оружие, но неприятностей оно могло причинить немало. По отзывам конкистадоров, меткость индейских пращников была невероятной, а сила полета камня немногим уступала аркебузной пуле. Один из испанцев вспоминает, как камень, выпущенный из пращи, угодил в голову коню и уложил его замертво; другой рассказывает, как камень попал в его меч и разломил его. Правда, меч был старый и, верно, не толедской стали.

Луки хороши для дальнего боя. Когда же противники сближаются, наступает черед дротика. Он летит не так далеко, как стрела, зато он прочнее и мощнее, и если попадет в противника с близкого расстояния, то может пробить и доспехи. Ацтеки, инки и муиски использовали для метания дротика особое приспособление, которое значительно увеличивало дальность его полета. Это что-то вроде деревянного рычага, прикрепленного к запястью руки, куда вкладывался конец древка дротика; при броске рычаг распрямлялся, тем самым как бы продлевая движение руки. Такое же приспособление знали римляне (аментум), только оно представляло собой кожаную петлю.

Длинных копий индейцы не имели, да они им были как бы ни к чему при наличии лука и дротика. И вот здесь индейцы заблуждались, ибо длинные копья могли служить эффективным противодействием кавалерии. Это, в конце концов, поняли арауканы, отбросили свои луки и дротики, сделали семиметровой длины копья и стали сбиваться в эскадроны на манер древнегреческих и римских фаланг. И об эти эскадроны бесславно разбивалась испанская конница.

И вот противники сходятся в ближнем бою и выхватывают палицы. Индейские палицы были самых различных форм и размеров. Среди этого разнообразия можно выделить три основных типа. Первый - палицы деревянные, то есть попросту дубины, утолщавшиеся от рукоятки к концу. Но, в отличие от русской дубины, индейские сработаны из фантастически крепких американских сортов дерева, таких, например, как парагвайское кебрачо. Название этому дереву дали испанцы, и происходит оно от двух слов: «кебрар» (ломать, разбивать) и «ача» (топор). Рассказывают, как один индеец на свою беду поспорил с чапетоном, что тот за сто ударов топором не перерубит деревце с руку толщиной. Испанец нанес по дереву девяносто девять ударов топором и оставил на стволе зарубку, а сотый удар он вне себя от ярости обрушил на голову ни в чем не повинного туземца. Стоит ли удивляться, что такие деревянные палицы с легкостью крушили железные нагрудники и каски испанцев?

В Перу наибольшее распространение получил другой тип палицы - каменный шар, часто с зубцами и зазубринами, вставленный в деревянную рукоятку. Он тоже не сулил противнику ничего хорошего. А в Мексике ацтеки применяли в бою особый вид палицы под названием «макауитль», которую испанцы называли деревянным мечом. Она, действительно, была похожа на широкий меч, только без острия, с двумя лезвиями, куда вставлялись заостренные куски обсидиана, стекловидной горной породы, но не сплошным рядом, а через короткие промежутки. Таким вот оружием, свидетельствуют хронисты, индеец мог одним ударом отрубить голову коню. Макауитль да каменные топоры - иного рубящего оружия индейцы не знали. Это удивляет, ведь они прекрасно владели плавкой бронзы и меди, металлов вполне пригодных для выделки топоров и мечей. Но почему-то до металлического оружия индейцы так и не додумались. Еще один парадокс цивилизации, которая создала самый точный в мире календарь, но не изобрела колеса.

Настало время сказать об одном необычном оружии индейцев Перу, Аргентины, Парагвая и Чили, которое оказалось самым эффективным средством против испанской конницы. Не подкопы и завалы, что устраивали индейцы на пути продвижения конкистадоров, не семиметровые копья, - нет, всего-то два каменных шарика с кулак величиной, связанных веревкой, - оружием не назовешь! - преградили путь кавалерии. Гениальное - просто. Инки именовали это приспособление «айлью», а испанцы назвали «болеадорас» (от «bola» - шар). Это - пусть оружие - было известно еще задолго до появления испанцев и применялось для того, чтобы пленить убегающего врага. Преследователь бросал веревку с шариками бегущему под ноги, шарики обкручивались вокруг ног, и человек падал. Неизвестно, кому из индейцев пришла в голову мысль использовать айлью против конницы, зато конкистадоры надолго запомнили, когда и где их кавалерия полегла и была уничтожена в считанные минуты - это случилось 15 июня 1536 г. неподалеку от Буэнос-Айреса. Как обычно, испанцы бросили на индейское войско кавалерию, надеясь сокрушить его одним махом. Индейцы кидали шарики на веревках под ноги коням, те, стреноженные, моментально летели на землю, а всадника тут же приканчивали деревянными палицами. И никакого противодействия этому оружию испанцы найти так и не смогли. Пройдет два века, и болеадорас, обогатившись третьим шариком, станут неразлучным спутником знаменитого аргентинского гаучо, скотовода пампы.

И в заключение скажем о самом необычном и самом «современном» оружии индейцев - газовой атаке. Да, изобретатели нарезного оружия, они, можно сказать, предрекли и Сомму первой мировой войны. Впервые с газовой атакой столкнулись конкистадоры экспедиции Ордаса на Ориноко; вот как это описывает Овьедо со слов участников: «Впереди войска карибов шли подростки и несли каждый в одной руке горшок с горящими углями, а в другой - молотый перец, и кидали его в огонь, а поскольку они находились с подветренной стороны, то дым шел на христиан и причинил им немалый ущерб, ибо, вдохнув того дыма, они начали беспрерывно чихать и оттого едва не потеряли рассудок». Газовые атаки использовались также при осаде форта, но это средство было ограничено в применении, так как целиком зависело от направления ветра.

Макуауитль (также макуавитль, макуахутл, макуахуитль) (аст. Mācuahuitl; переводится примерно как «ручная палка») — холодное оружие ближнего боя жителей Мезоамерики, в частности у ацтеков, майя, миштеков, тлашкальтеков и пурепеча.

Макуаитль очень тяжело классифицировать по европейской оружейной системе. Фактически, это нечто среднее между дубинкой и мечом. Древко макуахутла обычно было длинным, плоским и гладким, без острого конца. Часто на него наносили резьбу или рисунки с традиционными религиозными символами и ликами богов. По обеим сторонам на торцевой части имелись специальные пазы, в которых при помощи клейкой смеси (состоящей, помимо прочего, из голубой глины, помета черепах и даже крови летучих мышей) крепились трапециевидные или треугольные кусочки обсидиана, игравшие роль лезвия.

Существовало множество разновидностей такого оружия. Согласно «Военному делу ацтеков» («Aztec Warfare») Росса Хассига, ширина его варьировалась от 76 до 102 мм, а длина достигала метра. Таким образом, он мог служить как в качестве одноручного, так и двуручного оружия. Согласно сохранившимся гравюрам эпохи колонизации Америки, часто воин вступал в бой с макуаитлем в одной руке и легким (но довольно большим) щитом в другой.

Кому-то может показаться, что это примитивное оружие совершенно бесполезно против стального меча. Напоминаем, что на дворе — начало XVI века, и мастерство изготовления воинской экипировки из стали достигло своего пика, а на вооружении уже начал появляться огнестрел. И тем не менее, воины с макуаитлями успешно противостояли конкистадорам в рукопашных схватках.

Во-первых, культура боевых искусств в Мезоамерике была на весьма достойном уровне. Воинов тренировали с малых лет, и каждый из них превосходно владел своим оружием. Макуахутл — оружие универсальное: им можно резать, рубить, оглушать и просто избивать человека тяжелым древком. Известен случай, когда во время религиозной церемонии воин, вооруженный всего лишь миниатюрной копией макуаитля с перьями вместо лезвий, успешно одолел шестерых противников с боевым оружием.

Во-вторых, обсидиан — это очень интересный материал. Вулканическое стекло не только красивое, но и невероятно твердое. Конечно, как и любое стекло оно легко крошится, но его структура позволяет при правильном сколе получить лезвие, толщина которого составляет лишь несколько нанометров. Такой осколок без труда рассекает мягкие ткани человека, кожу и сухожилия. Конкистадоры рассказывали, что как-то раз воин на спор обезглавил коня с одного удара, отделив голову от тела в районе шеи. Может быть, это и преувеличение, но в бою макуаитль оставлял страшные раны на теле человека: рассеченная, свисающая лоскутами плоть очень долго не заживала и в сырых тропиках быстро подвергалась воздействию инфекции. Впрочем, это явно не оружие «медленной смерти». Человек, получивший удар макуаитлем, если не умрет мгновенно, то имеет все шансы быстро скончаться от кровопотери и болевого шока.


Минусы макуаитля — это стандартные слабости любого дробящего оружия: оно инерционное, не позволяет наносить колющие удары (хрупкое стекло в этом случае наверняка треснет или сломается, а потому против тяжелой брони оно весьма бесполезно). Конечно, макуаитлем можно было без проблем размозжить человеку череп или промять шлем, оглушив врага; да и просмоленное дерево, из которого изготавливалось древко, было достаточно толстым и волокнистым, чтобы выдержать пару-тройку ударов меча.

Последний из сохранившихся макуаитлей хранился в Мадриде до 1884 года, пока не был уничтожен пожаром. К сожалению, из-за того, что дерево быстро гниет и рассыпается в труху, до наших дней дошли лишь редкие фрагменты обсидиана и рисунки, иллюстрирующие внешний вид оружия.

Продвигаясь на юг вдоль материкового побережья Аляски в поисках более богатых промысловых угодий, русские партии охотников на морского зверя постепенно приближались к территории, заселённой индейцами-тлинкитами - одним из наиболее могущественных и грозных племён Северо-Западного побережья Северной Америки. Русские называли их колошами (колюжами). Имя это происходит от обычая тлинкитских женщин вставлять в разрез на нижней губе деревянную плашку - калужку, отчего губа вытягивалась и отвисала. "Злее самых хищных зверей" , "народ убийственный и злой" , "кровожаждущие варвары" - в таких выражениях отзывались о тлинкитах русские первопроходцы. И на то у них были свои причины.

Выразительное описание внешности тлинкита дал в конце XIX века архимандрит Анатолий (Каменский): "Аляскинский индеанин, или тлинкит, высок ростом, нередко шести футов, имеет длинное, почти круглое туловище, сильно развитую грудь и руки, несколько вогнутые в коленах наружу ноги, как у истых наездников степи. Впрочем, на кривизну ног могло не мало влиять постоянное сидение в узкой лодке. Походка медленна и некрасива с покачиванием в стороны… Безобразие нижней части тела скрашивается верхнею – головой, обыкновенно прямо и гордо сидящей на толстой шее поверх широких могучих плеч. Лицо типичного индеанина выразительно, сильно очерчено и подвижно. В большинстве случаев лицо кругло и безбородо, но встречаются нередко лица продолговатые, сухие, с орлиными хищными носами… Если бы не цвет кожи, слегка отливающий медью, иногда статного индеанина или индеанку трудно было бы распознать и отличить от европейца" .

К концу XVIII в. тлинкиты занимали побережье юго-восточной Аляски от залива Портленд-Канал на юге до залива Якутат на севере, а также прилегающие острова архипелага Александра. Скалистые материковые берега этих мест изрезаны бесчисленными глубокими фьордами и заливами, высокие горы с вечными снегами и ледниками отделяли страну тлинкитов от внутриматериковых районов, где обитали атапаски, а дремучие, в основном хвойные леса покрывали, словно косматой шапкой, многочисленные гористые острова. Страна тлинкитов делилась на территориальные подразделения - куаны (Ситка, Якутат, Хуна, Хуцнуву, Акой, Стикин, Чилкат и др.). В каждом из них могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали представители различных родов (кланов), принадлежавших к двум большим фратриям племени - Волка/Орла и Ворона . Эти кланы - киксади, кагвантан, дешитан, тлукнахади, текуеди, нанъяайи и т.д. - нередко враждовали между собой. Именно родовые, клановые связи и были наиболее значимыми и прочными в тлинкитском обществе. Численность тлинкитов к началу XIX в. составляла, вероятно, более 10 000 человек.

Селения тлинкитов включали в себя от четырёх-пяти до двадцати пяти больших дощатых домов, стоящих чередой вдоль берега моря или реки фасадами к воде. Дома имели каждый своё имя ( Дом Касатки , Дом Звезды , Дом Костей Ворона и пр.), которое зависело от родового тотема, местоположения, размеров. При постройке или перестройке дома приносились человеческие жертвы - под его опорными столбами закапывались тела убитых рабов. Фасады и внутренние перегородки украшались резьбой, перед входом иногда ставились тотемные столбы.
Достаточно далеко, как и у многих других племён Северо-Западного Побережья, зашло у тлинкитов социальное расслоение общества. В каждом куане имелись свои люди высокого ранга, анъяди , простолюдины - тлинкит или канаш-киде , и рабы. Власть вождей, однако, была невелика. Важным фактором для определения статуса человека служили благородство происхождения и богатство, которое раздавалось на устраиваемых им потлачах - церемониальных пиршествах с раздачей подарков. Уважением и весом в обществе пользовались также шаманы и мастера ремесленники (например, резчики по дереву). Несмотря на свою воинственность, отмечаемую всеми ранними путешественниками и исследователями, тлинкиты вовсе не были примитивными дикарями-грабителями. То был народ не только воинов, но и охотников, рыбаков, ремесленников, торговцев. Куаны, населённые соперничающими кланами, соединялись между собой прочными торговыми связями. Главную же роль в жизни тлинкитов играл морской промысел. Вся их жизнь, как и жизнь прочих прибрежных племён, была тесно связана с морем и полностью зависела от него.

Каждый мужчина-тлинкит постоянно готовился к войне и подготовка эта велась с самого раннего детства. Уже с трёхлетнего возраста тела мальчиков закалялись ежедневными купаниями в холодной воде, а периодические порки приучали их терпеливо переносить боль. "Когда дитя начинает говорить, - отмечает К.Т.Хлебников, - то родственники его, дяди и другие, имеют обязанность каждое утро купать его в речной или морской воде, не взирая ни на какие морозы, до тех пор, пока привыкнет терпеть холод… Дядя, исполняя обыкновение, за непослушание и крик сечет розгами" . В сказании об акойском герое Дахкувадене говорится, что "в то время полагали, что ледяная вода делает храбрым и сильным" , и поэтому дед купал мальчика в море до тех пор, пока "тело его не коченело, словно у мертвеца" . Дакхуваден плавал в ледяной воде, спал без одеяла и в результате "стал сильным, как скала" . Кроме того, "чтобы показать свою храбрость, укрепить тело и дух" , взрослые мужчины также подвергали себя бичеванию, а иногда даже наносили себе во время купания в морской воде раны острыми камнями.

Труды практически всех исследователей, записки путешественников и собственные родовые предания тлинкитов свидетельствуют о том, что война занимала в их жизни одно из важнейших мест. Однако при этом, как верно подметил Дж. Т. Эммонс, в истории тлинкитов нам практически неизвестны внешние войны , в которых весь народ мог бы сражаться против общего врага. Война всегда оставалась частным делом того или иного клана, куана или, в крайнем случае, коалиции нескольких из них. Клановые истории полны описаний резни, кровной мести, войн с другими кланами среди которых лишь иногда встречаются сообщения о стычках с соседями – эскимосами-чугачами, индейцами хайда и цимшиан.

Война обычно вырастала на почве кровной мести, а вызывал её ряд причин: убийство (зачастую на почве ревности), за которое не было уплачено достойной виры; оскорбление и ранение в ссоре; вторжение в чужие охотничьи угодья и спор из-за добычи; походы предпринимались также с целью грабежа и захвата рабов (в основном на юг) или для защиты своих торговых интересов (как это было в 1851 году, когда чилкатские кагвантаны разорили английской форт Селкирк в верховьях Юкона).

Межклановые войны могли быть остановлены лишь при достижении равновесия потерь или же путём уплаты выкупа за ещё неотмщённых погибших. Жизнь вождя равнялась нескольким жизням людей иного общественного положения.

Хотя тликинтское общество и не создало прослойки профессиональных воинов или военных предводителей, каждый тликинт был превосходно снаряжен для битвы.

Самым распространённым среди тлинкитов оружием и неотъемлемой принадлежностью каждого мужчины был кинжал . Он постоянно носился в ножнах из жёсткой кожи, которые вешались на шею на широком ремне. На ночь его клали у постели. Оружие это так и называлось чиханат - "справа от меня, всегда наготове" или "вещь под рукой" . Изначально кинжалы были каменными. Затем камень сменили медь и железо. Позднее появились кинжалы типа гватла (от gwala - "ударить" ) с одним лезвием и резным тотемным навершием, но ранние кинжалы имели по два клинка – нижний, колющий, и верхний, более короткий, режущий. Находящаяся между ними рукоять обматывалась полоской кожи, коры, или шнурком из человеческих волос. Также она снабжалась длинным шнурком, который дважды обматывался вокруг запястья. Кроме того, воин пропускал средний палец в развез на конце этого ремня – таким образом боевой нож намертво крепился к руке и его невозможно было вырвать даже у убитого.

Капитан Этьен Маршан, побывавший в Ситке в 1791 г., так говорит о вооружении тлинкитов: "Тхинкитанайаны (tchinkitanayans) все вооружены металлическими кинжалами 15 или 16 дюймов длинной, от двух с половиной до трех шириной, завершающиеся острием, обоюдоострыми – это оружие они наиболее тщательно хранят и с удовольствием чистят и полируют; гренадер не более гордится своей саблей, чем тхинкитанайан своим книжалом: он носит его на заплечном ремне в кожаных ножнах и никогда не бывает без него ни днем, ни ночью" .

К оружию ближнего боя относились также копья и палицы . Палицы, изготовлявшиеся из дерева, камня, кости и даже металла, применялись тлинкитами сравнительно редко. Уже в начале XIX в. они переходят в разряд фамильных реликвий. Согласно устным преданиям, увесистые дубинки с резными каменными навершиями носились вождями скрытно под одеялами и использовались при внезапном нападении на личных врагов. Распространенным был тип палицы в виде кирки (так называемый slave-killer ),представлявший собой церемониальное оружие вождей для ритуального умерщвления рабов. Это оружие состояло из слегка изогнутого отполированного каменного острия, насаженного на деревянную ручку или вправленного в нее. Гораздо чаще, чем на войне, дубинки применяли в морском промысле.

Копья использовались равно и на войне, и на охоте (особенно медвежьей). Оба вида этого оружия представляли собой листовидный наконечник, металлический или каменный, прикрепленный к древку длиной в 6 – 8 футов. Подобные копья не метались, но вонзались в противника в рукопашной схватке. При умелом использовании это было грозное оружие. В коллекции Дж . Т . Эммонса находилось копье, которым в бою ситкинцев со стикинцами был нанесен удар такой страшной силы, что оно прошло сквозь одного стикинца и пронзило другого, стоящего позади.

Подобно копью, лук также использовался и на войне и на охоте, но на войне гораздо реже. Это объясняется отчасти тем, что тлинкиты обычно нападали на противника на рассвете, когда эффективность стрельбы из лука была минимальной. К тому же тликинтские воины предпочитали рукопашную схватку, в которой не было места для луков и стрел. Известны, однако, факты применения этого оружия во время "морских битв" на каноэ, когда для защиты от стрел был разработан целый ряд специальных манёвров. При стрельбе лук держался горизонтально - также, возможно, чтобы удобнее было целиться с борта каноэ.Позднее, однако, лук был быстро вытеснен широким распространением огнестрельного оружия, которое закупалось у европейских и американских морских торговцев.

Еще при нападении на партию А. А. Баранова в 1792 г. тлинкиты еще не применяли ружей, то уже в 1794, согласно рапорту Е.Пуртова и Д. Куликалова, у якутатцев было "множество… ружей, а снарядов, как то пороху и свинцу сколько есть неизвестно" . Ю.Ф. Лисянский сообщает, что в его время тлинкиты уже практически оставили лук, заменив его огнестрельным оружием. Оружие это получалось с европейских торговых судов в обмен на шкуры морских выдр (каланов). Для XIX в. наиболее типичным оружием такого рода является мушкет Компании Гудзонского Залива. Для него отливались свинцовые пули, но он мог стрелять и галькой. Известны и медные пули. Ружье называлось "уна" ( "нечто стреляющее" ) или "хан уна" ( "военное ружье" ).

Воин, вооруженный мушкетом, должен был иметь при себе порох, пыжи, пули, а позднее и капсюли. Заряды хранились в особой корзинке или кисете из птичьей шкурки. Порох и капсюли помещались в сумочку из кишок. Использовались и пороховые рога. В коллекции, собранной Дж. Т. Эммонсоном, имеется мерка для пороха из рога горного козла, вырезанная в виде орла. Она имеет "линию, размечающую внутри уровень 4-х драхм – полновесный заряд для охотничьего ружья 12-го калибра или легкий заряд для 10-го калибра. Ремешок, на котором она держалась, проходил через клюв орла" .

Известны и случаи использования тлинкитами пушек ( "анту уна" - "ружье внутри города" ), как приобретенных у европейских купцов, так и захваченных у русских. Широко применялись на Северо-Западном Побережье мушкетоны , стрелявшие картечью. Благодаря своим конструктивным особенностям, они были весьма эффективным оружием в ближнем бою, особенно против превосходящих сил неприятеля. Большой популярностью пользовались они у морских торговцев: опасаясь внезапного нападения индейцев, они помещали на реи матросов, вооруженных мушкетонами.

Тело тлинкитского воина было надёжно защищено против всех видов известного ему оружия, за исключением пушек. К числу санке’т , доспехов, относились: деревянные шлем и забрало ( "воротник" ), дощатые деревянные кирасы, наголенники и наручи, рубахи-безрукавки из толстой кожи, боевые плащи из сложенных вдвое лосиных шкур, а позднее еще и "куяки", усиленные металлическими полосами.

Шлем вырезался из древесного узла или корня, изображая собой лицо человека или морду животного, раскрашивался или покрывался шкурой, украшался инкрустацией из меди и раковин, пучками человеческих волос. Шлем одевался на голову поверх меховой шапки и крепился под подбородком кожаными ремешками. Шею и лицо до уровня глаз покрывал воротник-забрало, который поддерживался на месте петлёй или продолговатой деревянной пуговицей, зажатой в зубах воина.

Кираса имела несколько разновидностей. Она изготовлялась из дощечек или комбинации дощечек и палочек, которые скреплялись вместе и оплетались тонко скрученными нитями сухожилий. Отдельные части доспехов скреплялись кожаными связками. Нагрудник имел внизу V-образный выступ для защиты живота и гениталий.Руки от запястий до локтевого сгиба защищали наборные деревянные наручи. Такие же дощатые наголенники прикрывали ноги от колен до подъёма ступни.

Деревянные доспехи могли носиться в сочетании с кожаными. Кожаные рубахи-безрукавки достигали бедра, а иногда спускались и ниже колен. Они состояли из одного или нескольких слоёв шкур морского льва, лося или карибу. Многослойными бывали и боевые плащи. Подобные доспехи изготовлялись из сложенной вдвое шкуры, в которой сбоку прорезали отверстие для левой руки, а верхние края скрепляли, оставляя отверстие для головы. Защищённая левая сторона подставлялась врагу в бою, особенно во время поединка на ножах. Внешняя поверхность расписывалась тотемными символами. В 1870 г. американским этнографами на Ситке были приобретены два своеобразных "жилета" из трех слоев дубленой кожи с пришитым воротником. Они были обшиты вертикальными рядами медных матросских пуговиц и китайских монет. Этот тип, бесспорно, появился уже в результате тесных связей с европейцами. Тликинтские доспехи успешно выдерживали удары не только копий и стрел, но иногда даже мушкетных пуль.

Одно из ранних описаний бойца в полном вооружении сделал в 1791 г. испанский художник Т.Суриа, участвовавший в экспедиции Маласпины в Якутат: "Сражающиеся индейцы надевают все свое вооружение, нагрудник, спинные латы, шлем с забралом или тем, что выполняет его роль. Грудные и спинные доспехи есть род кольчуги из досок в два пальца толщиной, соединенных шнуром, который переплетает их как спереди, так и изнутри, равно соединяя их. В этих точках соединения нить берет противоположное направление; получается чехол, который не может пробить стрела даже здесь, а уж тем более в толстых частях досок. Этот нагрудник привязывается изнанкой к телу. Они носят передник или броню от талии до колен, того же самого рода, который может машать им ходить. Тем же самым материалом они покрывают себе руки от плеча к локтю, а на ногах носят некие ноговицы, достигающие середины бедер, шерстью внутрь.Шлемы они изготовляют различных форм; обычно это кусок дерева, крупный и толстый, столь большой, что когда я надел один такой, то он весил так же, как если бы был сделан из железа… Чтобы прикрыть лицо они опускают от шлема кусок дерева, который окружает его, и висит на неких кожаных подвязках, соединяясь с другими, одна из которых идет вверх из-под подбородка. Они соединяются у носа, оставляя в месте стыковки смотровую щель. Примечательно, что перед тем, как одеть свои доспехи, они облачаются в платье, подобное женскому, но тяжелее и толще, особо обработанное. Они вешают свои catucas [колчаны] и перекидывают луки через плечо, позади которого и висит колчан. Они сжимают в руках короткое копье, нож и топор. Таково снаряжение воина. Копье есть тяжелый шест из черного дерева, хорошо обработанный, к концу которого привязано лезвие большого ножа, какие получают они от англичан в обмен на свои шкуры.. Топор – из черного камня, размера, формы и заостренности наших железных топоров. Они крепят его к прочной палке и используют как на войне, так и для других нужд" .

Кинжалы, палицы, а также боевые шлемы и ружья, подобно домам и каноэ, получали особые названия (например, кинжал Касатка , шлем Шапка Ворона и пр.).

В жизни каждого человека наступает момент, когда разум замутняется любовью в Дикому Западу, отважным ковбоям и свободолюбивым индейцам. Само собой, каждый прекрасно знает, чем вооружен настоящий дворовый Чингачгук или Виннету. Это топор томагавк, идеальное оружие для того что бы отбиваться от бледнолицых. Но история томагавка намного интереснее и шире, нежели детские представления об этом оружии.

Появление томагавка, распространение и современная жизнь этого, на первый взгляд архаичного, оружия, далеко выходит за рамки дворовых игр детства.

Появление на свет

Жившие длительное время в изоляции племена индейцев не умели обрабатывать металл так, как европейцы. Это не значило, что коренные племена не воевали и не охотились.

Когда первопроходцы познакомились с индейской культурой, они обнаружили интересные образцы вооружения. В качестве основного оружия индейцы использовали нечто среднее между палицей и боевым топором. Оружие это называлось томахиген и представляло собой длинный деревянный стержень с вставленным сверху камнем.

Томахиген был чрезвычайно распространен среди индейцев, хотя и имел множество недостатков.

Рукоять, изготавливавшаяся из гибких пород дерева, часто ломалась в самый неподходящий момент боя. Узкий камень, ударная часть, хоть и гарантировано могла пробить голову, но застревала в костях черепа.

Поэтому когда индейцы познакомились с металлическими топорами европейцев, восторгу не было предела. Коренные жители охотно меняли что угодно на топоры, создавая свою, особую .

Основа металлических томагавков – британский топор, предназначенный для абордажных команд. Прибывшие в Новый Свет солдаты не жалели сравнительно дешевых топоров на обмен с индейцами. Для моряков и солдат морской пехоты эти топоры были обыденностью, в то время как для коренных племен это было новое слово в вооружении.

Как и из чего делали томагавки

Первоначально европейцы привозили топоры, предназначенные для работы. Это были обычные крепкие стальные изделия, широко распространённые и используемые по всему миру. Для того, чтобы топоров при перевозке умещалось больше, их закладывали без рукояти.

Попадая к индейцам в обмен на меха и прочие ценности, европейские образцы подвергались «глубокой модернизации» в соответствии с представлениями индейцев о красоте.

Большое широкое лезвие стачивалось для легкости. Томагавк, получивший свое название в транскрипции индейского слова на европейский манер, индейские воины часто и успешно метали во врага. Обух менялся, его удлиняли, превращая в клевец.

Иногда в нем делали выемку для табака, просверливали отверстие через рукоять, дополняя функции топора, делая его трубкой для курения. Правда, в рукопашной такие топоры не использовали, оставляя его как дипломатический инвентарь.


Поскольку поставщики топоров, так же как и племена, сильно различались, то выделяют несколько самых популярных разновидностей томагавков:

  • проушный топор, самый известный вид томагавка, пропиаренный кинематографом;
  • трубочный, описанный немного выше;
  • эспонтонные варианты, как правило, полученные в качестве трофеев у сержантов и офицеров колониальных войск, отличались большой массой, непригодной для метания;
  • алебардовые томагавки, получались так же как и в варианте, описанном выше, но основой была уже укороченная алебарда, редко встречается на землях, где не было испанских конкистадоров.

Представления о красоте индейцев в полной мере отразилось на томагавках. Рукояти украшались резьбой и орнаментом. В качестве талисманов и оберегов подвешивались перья, клыки хищников, скальпы поверженных врагов.


Лезвие и обух также подвергались росписи, чеканке и прочим изыскам, достойных ювелирных изделий времен европейского Великого переселения народов.

Применение в войнах и конфликтах

Как только новое оружие попало в руки американских племен, оно оказалось тут же вовлечено в многочисленные войны. Любые боевые столкновения на американском континенте не обходились без томагавков.

Межплеменная борьба, экспансия переселенцев, большие войны с использованием индейцев в качестве союзников совершенствовали тактику применения томагавков на деле.

Во время Войны за Независимость томагавк применяли сторонники США, особенно милицейские части. Возможность эффективно действовать томагавком в ближнем бою делало незаменимым оружие в рукопашной.

Британской пехоте с Браун Бесс со штыком приходилось туго, когда из засады налетали ополченцы-милиционеры, обученные владеть смертоносным топором в войнах с индейцами.

Гражданская война, одновременное с ней покорение Дикого Запада оставило двоякое отношение к томагавку у американцев. Кольт и винчестер, конечно, были эффективней оружия уровня средневековья, но в контактном бою коренные американцы не раз побеждали бледнолицых с помощью томагавка.


С победой и уничтожением большей части племен искусство боя томагавкам угасает. Оружие побежденных занимает место над каминами. Или в кино об индейцах.

История или жизнь томагавка?

Летопись томагавков, несмотря на поражение краснокожих, не закончилась. В армии США боевые топоры, ведущие историю от томагавков времен борьбы с индейцами, использовались во всех конфликтах в ХХ и ХХI веках.

Особую популярность это оружие получило во время Вьетнамской войны.

Было создано специальное предприятие по выпуску оружия, но в 1970-х, в связи с неприязнью войны американским обществом и завершении боевых действий, завод потерпел крах.

Между тем, совершенствование техники рукопашного боя потребовал тактических томагавков для армии. Война в Ираке, Афганистане, все операции армии США и их союзников не проходили без этого простого и эффективного оружия.

Но современные томагавки имеют ряд минусов. Изделия с пластиковой рукояткой часто скользят и стремятся сбежать из руки. После нескольких ударов топор соскакивает с рукояти и вертится на конце, не давая возможности нанести точный удар.


Метать такой томагавк, значит выкинуть его, так как любой пластик погибает после нескольких бросков. Цельнометаллические томагавки часто не способны пробивать сильную защиту, а так же натирают руку при рубке.

Томагавк на страницах книг и в кино

Достаточно почитать любую книгу или посмотреть любой фильм об освоении Америки для того, что бы оценить достоинства и недостатки томагавков. Довольно часто это оружие изображается как клюква, не соблюдается историческая и этнографическая составляющая.

Сильные сцены использования томагавков в бою показаны режиссерами, не стесняющимися натуралистичных сцен в кино. Так, большую роль играет томагавк как оружие главного героя фильма «Патриот».

Классический томагавк остался частью оригинальной и интересной культуры американских индейцев. Грозное боевое оружие, являющееся одновременно произведение декоративно-прикладного искусства, томагавк стал предметом, известным каждому.

Видео

Традиционное оружие

Степные индейцы имели довольно разнообразное вооружение. В ближнем бою использовались ножи, палицы, дубинки, кистени, копья. Цель на расстоянии поражали главным образом из лука. Однако применялись и копья, и метательные томагавки - топорики, которые вместе с огнестрельным оружием поставляли индейцам европейские торговцы. Предки степных индейцев использовали в древние времена копьеметалку и духовую трубку, но так как степная культура сформировалась, когда индейцы уже познакомились с огнестрельным оружием, то необходимость в неэффективных и архаических видах вооружения полностью отпала. Совсем другое дело лук и стрелы.

Лук и стрелы

Почему лук сохранил свое значение? Во-первых, ружья хоть и были доступны, но стоили дорого, к тому же индейцы не могли их чинить и, естественно, производить. Хороший же лук мог сделать практически каждый воин, не говоря уже о профессионалах, которые изготовляли на заказ высококачественные и красивые луки и стрелы. Лук имел и другие преимущества. Для него не требовалось пуль, пороха, капсюлей; не уходило много времени на перезарядку. По стреле было несложно определить, чей выстрел достиг цели. Стрелы могли использоваться не один раз. Кроме того, выстрел из лука бесшумен, что зачастую очень важно, особенно на охоте и в «партизанской» войне, которую вели индейцы. Стрелы можно было посылать из укрытия по высокой и длинной дуге, чтобы они падали сверху.

Если в открытом бою лук использовался наравне с ружьем, то на охоте индейцы неизменно отдавали предпочтение луку и стрелам. Обычно индейский лук был небольшим - 1 метр или чуть больше. Простой деревянный изготовляли из ясеня, вяза, тиса, кедра или орешника. Иногда такой лук укреплялся сухожилиями, проложенными вдоль его плечей. Более сложный, комбинированный лук состоял из деревянной основы и роговых накладок, также укрепленных сухожилиями. Для этих накладок применяли полосы, отщепленные от лосиных рогов, распрямленные рога горного барана или китовый ус, который выменивали у отдаленных племен западного побережья. Самый прочный и мощный лук делали целиком из рога. При изготовлении составного лука индейцы использовали клей, сваренный из бизоньих или оленьих копыт. Часто лук обматывали сыромятной кожей, иногда на него надевали, как чулок, шкуру гремучей змеи. Отделка и украшения были самыми разнообразными - цветная ткань, мех горностая, иглы дикобраза, раскраска и прочее.

Тетивой обычно служили сухожилия, взятые с позвоночника бизона.

Стрелы были разной формы - в основном это касалось наконечников, тупого конца стрелы и выреза для тетивы. Длина стрелы выбиралась индивидуально, как правило, она равнялась длине руки владельца - от подмышки до кончиков пальцев.

Наконечники первоначально изготовляли из камня или кости; позднее индейцы научились вырезать их из листового железа. Наконечники имели треугольную форму, изредка ромбовидную. Стрелы для охоты на птиц или белок были без наконечников - этих мелких существ поражал просто мощный удар, от которого дробились кости.

Для стабилизаторов применялись подрезанные перья. Их всегда было три, и располагались они равномерно относительно друг друга. Каждый индеец мог раскрашивать стрелу на свой вкус - это помогало безошибочно определять владельца, но существовали и раскраски, присущие какому-то определенному племени. Например, стрелы Чейеннов имели три волнистые линии, нанесенные по всей длине от перьев до наконечника.

1. Форма обычного (неукрепленного) деревянного лука

Вид сбоку, спереди и сечения.

2. Сечения луков:

б) Навахо (с сухожилиями)

г) Сиу (с рогом и сухожилиями)

д) Чиппева

е) Не-Персе (с сухожилиями)

ж) Тонкава, Арапахо

з) Шошоны (с сухожилиями)

и) Пуэбло

к) Пайюты (рог)

3. Изготовление лука из рога:

а) рог горного барана:

б) рог оленя;

в, г) склеивание лука (вид сверху и сбоку);

д) окончательный вид.

4. Плетение тетивы из сухожилий

5. Крепление тетивы на верхнем и нижнем концах лука

6. Формы концов лука:

а) Сиу, Арапахо

б) Чейенны

в) Хидатса

7. Формы кожаных нарукавников для защиты от ударов тетивы

8. Схема, показывающая упругость у луков разной конструкции в положении без тетивы

Контуром показано положение с тетивой:

а) обычный деревянный лук;

б) деревянный лук с двойным изгибам и малым качествам сухожилий;

в) лук укрепленный большим количеством сухожилий;

г) рог горного барана, сухожилия;

д) лук из рога - упругие плечи и не гнущиеся «уши».

9. Различные формы луков

Воин Тетон-Сиу экипирован луком и стрелами, томагавком, ножом, щитом и палочкой для ку. 1870-е годы

1. Варианты крепления наконечников:

а) каменный; б) железный; в) костяной

2. Стрелы: а) Чейенны, б) Сиу; в, г) Апачи

3-6. Наконечники стрел

3. Костяные наконечники.

4. Деревянные концы стрел для охоты на птиц или белок.

5. Каменные наконечники.

6. Железные наконечники (Тетон-Сиу).

7-8. Хвосты стрел

7. Хвосты стрел с вырезом для тетивы (вид с двух сторон): а) Чейенны; б) Баннок; в) Кэддо; г, д) Сиу; е) южные равнины.

8. Варианты расположения стабилизаторов (вид с торца).

Колчан для стрел и чехол для лука изготовляли из меха выдры или бизоньей кожи. Обычно их скрепляли вместе и носили за спиной над правым плечом. Когда отправлялись на войну, стрелы иногда укладывали» наконечниками» вверх, чтобы беспрепятственно и быстро их достать. Порой при стрельбе индейцы пользовались нарукавником, который защищал запястье от ударов тетивы.

КОЛЧАНЫ ДЛЯ СТРЕЛ И ЛУКОВ:

1. Чейенны (вторая половина XIX века)

2. Ассинибойны (вторая половина XIX века)

3. Кроу (1833 год)

Вот некоторые характеристики индейского лука. Чейеннский: длина - 114 см, натяжение - 51 см, дальность выстрела - 150 м, сила, необходимая для натяжения - 30,5 кг. Апачский: длина - 104 см, натяжение - 56 см, дальность выстрела - 110 м, сила для натяжения - 12,7 кг. Однако всё это довольно приблизительно - индейский лук имел множество вариантов, даже в одном племени у этого оружия бывали существенные различия.

Вот пример, нагляднее цифр показывающий мощность индейского лука. Во время охоты на бизонов хорошим считался охотник, сразивший огромное животное двумя-тремя стрелами. Великолепный результат - убить бизона одним выстрелом. Но случалось - выпущенная индейцем стрела прошибала насквозь одного бизона, вонзалась в другого и таким образом убивала обоих. Под такой выстрел мог попасть и враг…

Копье

С распространением огнестрельного оружия копье, в отличие от лука, утратило свое былое значение. Впрочем, его всё еще применяли и на войне, и при охоте на бизонов. С практической точки зрения наиболее удобным оставалось прямое копье. Оно имело длинный и тонкий наконечник из металла или кости - например, из бизоньего ребра, иногда как наконечник использовали армейский штык. Копья с крючкообразным концом или копья-луки также использовали в бою, но чаще они служили ритуальными атрибутами. Почти все копья имели богатую отделку и множество украшений - перья, мех, ткань, скальпы. Поэтому такое оружие в основном использовали не для метания, а как пики.

1, 2. Богато украшенные копья выдающихся воинов (Манданы).

3. Различные формы наконечников: а, в-е - Сиу; б - Черноногие; ж, з) ассинибойны.

Палицы

Племена северных равнин использовали, можно сказать, реликтовое оружие - каменные палицы, камень, по форме напоминающий заостренное с обеих сторон яйцо, крепился петлей из кожи к деревянной рукоятке, также обтянутой сыромятной кожей. Иногда вместо камня применялись рога бизона. Нередко палицы богато отделывались - ручку обматывали бисером, украшали бахромой, скальповыми прядями, перьями. Украшенная палица становилась непременным атрибутом военных танцев. Тетон-Сиу почти всегда носили подобное оружие, которое даже считалось знаком этого племени. То же относится и к Ассинибойнам.

Другая разновидность каменной палицы скорее напоминала кистень. Шарообразный камень целиком обтягивался кожей, она же покрывала рукоятку, причем так, чтобы камень висел свободно. Эти палицы были распространены преимущественно на южных равнинах. Существовал вариант, когда деревянная рукоятка отсутствовала, а кожа, обтягивающая камень, переходила как бы в ремень и заканчивалась петлей для руки.

1. Схема изготовления палицы из камня, дерева и кожи

2–5 Различные варианты каменных палиц

6-8. Необычные формы каменных палиц

Например, 6 - палица-кистень: камень, целиком обтянутый кожей.

9. Каменная палица

10. Палица из рогов бизона

Дубинка

Пожалуй, только индейцы, особенно степные, обладали таким разнообразием (по форме и размерам) дубинок - встречались и вовсе причудливые. Самая древняя и примитивная - вполне соответствует нашему представлению о дубинке вообще, на этом её описание можно закончить. Более совершенную форму имела дубинка, состоящая из круглой или плоской рукояти и шарообразного навершия, куда часто вставляли костяной или каменный шип либо металлический наконечник. Нередко её украшали медными гвоздями, резьбой, перьями, инкрустировали перламутром.

Особую группу составляли так называемые прикладные дубинки. Очертаниями они повторяли ружейный приклад - отсюда и название. Их использовали в рукопашном бою. Часто прикладные дубинки утяжелялись и украшались гвоздями с большими выпуклыми шляпками. Этим оружием можно было без труда размозжить голову и переломать кости. Нередко индейцы вставляли в такую дубинку несколько лезвий ножей или наконечник копья. У попавшего под удар подобной штуковиной оставалось немного шансов выжить. Прикладные дубинки иногда использовались и как метательное оружие.

Существовали у различных военных обществ и своеобразные, порой замысловатые по форме, дубинки, служившие эмблемами или знаками отличия.

Различные виды деревянных дубинок

1, 2, 4 - используются металлические шипы или наконечники; 3 - шарообразный набалдашник сделан из камня.

5 - Манданы, 1830 г.

6, 7 - Понка, Сиу, 1830 г.

9 - дубинка из рога; 8, 10, 12 - Сиу; 11 - Юго-Запад

13 - металлические шипы

14 - Пауни, 1820 г.

15-17 - Сиу, 1880 г.

18 - равнины, XIX век

Томагавк

Томагавк-топорик стал самым излюбленным оружием индейцев от Новой Англии до Тихоокеанского побережья. Вот уж чисто индейское оружие и непременная деталь образа индейца вообще. Мы видим индейца с томагавком на старинных фотографиях и на живописных полотнах, на киноэкране и в детских комиксах. Что же это за оружие?

Само слово «томагавк» в переводе с алгонкинских языков первоначально означало боевую дубинку или палицу. Позднее то же название закрепилось за топориком европейского производства, который и завоевал сердца индейцев. Европейцы наладили массовый выпуск самых разнообразных топориков, пользовавшихся большим спросом. Существовало три основных вида: испанский в форме уменьшенной алебарды, французский, лезвие которого напоминало лепесток, и английский небольшой топорик - он-то и стал самым популярным среди индейцев степей. Томагавки делали из стали или из бронзы, продавали с рукояткой и без неё.

Секрет популярности томагавка заключался в его универсальности. Он был удобен и в ближнем бою, и на расстоянии - индейцы метали его с необычайной ловкостью, поражая цель на расстоянии до 20 метров. И еще одно важное достоинство томагавков - большинство из них можно было использовать как курительную трубку. С противоположной стороны лезвия находилась металлическая чашечка, куда набивали табак. Отверстие, выходящее из чашечки, соединялось с отверстием в рукоятке, которая в результате становилась мундштуком. Когда индейцы сами изготовляли ручки для трубок-томагавков, использовались породы дерева с мягкой сердцевиной. Рукоятки трубок-томагавков зачастую украшались мехом, гвоздиками-заклёпками, бисером, инкрустацией, резьбой. Метать подобный томагавк было не очень-то удобно, но для нанесения смертельных ударов он вполне годился.

Трубка-томагавк прочно вошел не только в военную, но и в духовную жизнь индейцев - они делали даже традиционные Священные Трубки из красного миннесотского камня в форме томагавка.

ТОМАГАВКИ:

1. Сиу (Брюле). Вождь Железная Нация с трубкой - томагавком. К томагавку привязана сумка для трубки.

2. Кайова. Томагавк вождя Пинающей Птицы.

3. Чейенны. Томагавк вождя Маленького Волка.

4. Сиу (Брюле). Томагавк вождя Большого Солдата. 1830-е годы.

5. Сиу (Миннеконджу). Томагавк вождя Большой Ноги.

6. Хидатса. Томагавк украшен мехом горностая и скальпом. Вождь Прокладывающий Дороги, 1834.

7. Пауни.

9 Церемониальный томагавк, декорированный заклёпками и бисерными украшениями.

10. Флатхеды. Томагавк вождя Красной Совы.

11. Флатхеды. Томагавк Джона Делавара.

12. Манданы. Томагавк вождя Мато-Топы (Четыре Медведя). Рукоятка украшена бисером, весь томагавк выкрашен красным. 1833.

13. Сиу (Тетон). Рукоятка украшена заклепками. 1875–1880 гг.

14. Разрез трубки-томагавка.

15. Ассинибойны. Рукоятка обмотана мехом.

16. Оседжи. Рукоятка обшита красным сукном.

17. Пауни. Длинный Пес с трубкой-томагавком, 1869

18. Сиу (Хункпапа). Лезвие трубки-томагавка с гравировкой, изображающей паутину, что связано с громом и молнией, 1860 г.

19. Кри. Трубка-томагавк, украшенная орлиным пером, голубым сукном, бусами, медными заклёпками и мексиканской монетой 1897 года.

1-4. Церемониальные томагавки (равнины)

5. Тип томагавка, характерный для «фермеров» прерий

6. Топор (Сиу)

К моменту расселения в степях, и окончательному формированию равнинной культуры, индейцы уже пользовались металлическими ножами европейского производства. До этого они изготовляли ножи из кремня, которые были довольно хрупкими и, конечно, не могли конкурировать с ножами белого человека.

Иногда индейцы сами приделывали рукоятки к стальным лезвиям, используя кость или дерево. Нож носили в ножнах, чаще на поясе, иногда на шее.

И еще любопытная, но не совсем понятная деталь - индейцы затачивали лезвие ножа только со стороны одной плоскости. Тем не менее индейские ножи были так же остры, как европейские, заточенные с обеих плоскостей.

1. Кремневый нож

Первым делом шкуру бизона клали над ямой с раскаленными камнями и лили на них воду. Над паром располагалась самая толстая часть бизоньей кожи, находившаяся в области шеи. Кожа сморщивалась и уплотнялась, становилась еще толще и прочней. Затем со шкуры удаляли скребком шерсть и вырезали будущий щит. Это был круг диаметром приблизительно 50 см или больше. Далее с помощью камней выравнивались все морщины и неровности. Потом шла самая важная часть церемонии - освящение и разрисовывание щита. Для этого приглашались выдающиеся воины, которые во время совершения таинства курили Священную Трубку и пели Священные Песни. Иногда разрисовывался сам щит, но чаще рисунки наносились на отдельный кусок тонкой кожи антилопы и ею обтягивали щит. Пространство между щитом и покрышкой набивали шерстью бизона или антилопы или перьями ястреба и орла. Считалось - это улучшает защитные качества. С внутренней стороны прикреплялись полоски из шкуры выдры, служившие ручками.

На щите могли изобразить Солнце, Луну, звезды, Птицу Грома, бизона, медведя или других животных, с которыми связывалась сверхъестественная сила. Краски выбирались самые священные - красная, черная, сине-зеленая, желтая. Что изображать, решал шаман или сам владелец - обычно это подсказывал вещий сон. Кроме рисунков, щит могли украсить перьями, чучелами мелких зверьков или частями тела животных покрупнее (медвежьими когтями, хвостом бизона и прочим), сукном, бубенцами, мешочками с целебными снадобьями и многим другим. Все это придавало силу щиту и должно было остановить вражеские стрелы и пули. И действительно, толстый и тяжелый щит оказывался надежной защитой от стрел, а умелый воин, держа его под углом или вращая, умудрялся уберечься и от пуль, заставляя их рикошетить. Конечно, это касалось пуль, выпущенных из гладкоствольного кремневого ружья.

Однако главная сила щита заключалась не в толщине, а в магической силе. Самые могущественные щиты не имели вообще никакой основы - они состояли из тонкого обруча и натянутых на него в виде паутины кожаных ремешков. Говорят, подобные щиты «из ничего» не пропускали ни стрелы, ни пули. Но их было немного - например, у Сиу только четыре.

Владелец щита соблюдал множество табу, чтобы сохранить его силу. Скажем, днем щит висел на треноге или шесте лицевой стороной к солнцу. К вечеру его заворачивали в одеяла или заносили в типи. Щит не должен был касаться земли, если же это происходило, он подвергался длительной церемонии очищения. Некоторые Чейенны имели особые щиты, в центре которых была нарисована Птица Грома, а по краям четыре черных пятна. Каждый воин, обладавший таким щитом, должен был съесть кусочек сердца врага.

1. Изготовление щита:

а) нагревание над раскаленными камнями шкуры бизона;

б) разметка щита;

в) щит с покрышкой;

г) собранный щит вид сзади.

2. Щит Ассинибойнов, 1830-е годы .

3. Чейенны.

4–5. Кроу.

6. Кайова.

7. Сиу.

8. Сиу. Паутинный щит, сплетён из кожаных ремешков, натянутых на обруч. На щите укреплены 9 маленьких колец с «паутиной» (такие кольца применяются для ритуальной игры, призывающей бизонов), семь из них обернуты мехом выдры. Красный пух на орлиных перьях, укрепленных внизу, символизирует войну, зеленый пух на верхнем ряду перьев означает мир.

Потеря щита считалась великим несчастьем. За свою жизнь индеец мог изготовить не более четырех щитов.

Такое же большое значение, как щит, в индейской военной атрибутике имели только Священная Трубка, Скальповая Рубаха и Священный Головной Убор.