Передавшая наибольшее количество хадисов досточтимая аиша мустафа эриш. Можно ли смотреть на нее без ее ведома

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был наилучшим примером. В том и числе и в том, что касается его отношения к женам. Все в нем было прекрасно: его терпеливость к ним, милосердие, снисходительность к их нравам, благородство и щедрость в обращении с ними. У них не было золотых гор и роскошных жилищ, но они были богаты, потому что обладали тем, что не достается даже королям – искренней любовью, крепкими отношениями, поддержкой и опорой в лице друг друга.

Самой любимой же женой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (после Хадиджи) была Аиша, да будет доволен ею Аллах. Именно об их отношениях дошло до нас больше (по сравнению с хадисами, касающимися его отношений с другими женами) хадисов и именно любовь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Аиши, да будет доволен ею Аллах, называют первой любовью в Исламе. Различные истории из их жизни подтверждают глубину, прочность и надежность их взаимной любви и привязанности друг к другу.

Когда они ссорились…

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил Аише, да будет доволен ею Аллах: «Поистине, я знаю, когда ты на меня сердишься, а когда ты мною довольна». Она спросила: «Как?» Он ответил: «Когда ты довольна мной, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада!» А когда сердишься, то говоришь: «Нет, клянусь господом Ибрахима!» Она сказала: «Ты прав, я не употребляю (в гневе) твое имя» (Бухари, Муслим).

Когда ей захотелось отдохновения…

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пригласил меня с собой, [когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничный день]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Эй, хумайра! Хочешь на них взглянуть?» Я ответила: «Хочу». [Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо).

А он приговаривал: «Осторожней, любезные!». Затем он несколько раз спросил меня: «Аиша! Ну что, посмотрела?» А я ему отвечала: «Нет еще». И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство».

И далее: «А люди время от времени спрашивали: «Абуль-Къасим! Так хорошо?» В одной из передач хадиса: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Ну что, достаточно?» А я ответила: «Да». И тогда он сказал мне: «Ступай себе».

В другой передаче хадиса: «А я ответила: «Еще немножко». И он продолжал стоять ради меня еще какое-то время, а затем спросил вновь: «Ну что, достаточно?» А я ответила: «Еще немножко». [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее: «Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к нему была я ‑ [тогда ‑ совсем еще девчушка].

[Посудите сами, как сильно хотелось девочке ‑ [совсем юной], маленькой – увидеть что-то забавное]». Аиша также рассказывала: «В тот день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению» (Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад).

Когда она спрашивала, любит ли он ее…

Рассказывают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, выйдя замуж за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спрашивала его: «О Посланник Аллаха, ты меня любишь?» «Да, Аиша, конечно люблю!» - отвечал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Аиша, да будет доволен ею Аллах, хотела знать больше - как он её любит?

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал: «Сильно и крепко, как узелок веревки (в другой версии «как мертвый узел»)». А затем Аиша, да будет доволен ею Аллах, часто спрашивала: «О Посланник Аллаха, в каком состоянии мертвый узел?» А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда отвечал: «Так же, как в первый день!».

Когда она проявляла ревность…

От Умм Салямы, да будет доволен её Аллах, передаётся, что однажды она принесла Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам еду в своей тарелке. Затем Аиша принесла небольшой твердый камень и разбила им эту тарелку. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собрал то, что было между двумя осколками тарелки, и сказал своим сподвижникам: «Кушайте, кушайте, ваша мать просто заревновала, ваша мать заревновала». Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял тарелку Аиши и передал её Умм Саляме, а разбитую тарелку Умм Салямы отдал Аише.

Когда они пили с одного сосуда…

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Часто бывало так, что во время месячных я пила, а потом передавала (чашу) Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он же прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы, и пил. И часто бывало так, что во время месячных я откусывала кусок мяса, которое было на кости, а потом передавала (кость) Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он прикасался губами к тому месту, которого касались мои губы». (Сахих Муслим).

Когда он читал Коран…

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не раз ложился головой мне на колени и начинал читать Коран, когда у меня были месячные». (Сахих Муслим).

Когда он играл с ней…

Как-то раз Аиша сопровождала Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в одном из походов. Тогда она была совсем еще девочкой. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает: «Я была худенькой, весила мало. Вдруг, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, скомандовал своим спутникам: «Идите вперед», ‑ [и они ушли вперед], ‑ а мне сказал: «А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!»

Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз:

«Ступайте вперед», ‑ а сам обратился ко мне: «А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей!» К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: «О Посланник Аллаха! И как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки?»

А он все за свое: «Ну, давай же, давай». Я побежала и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, конечно же, опередил меня. «Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила».

Хадис: «Любовь — как канатный узел»

Сообщается, что ‘Аиша спросила Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

يا رسولَ اللهِ :كيفَ حُبُّكَ لي؟ قال :كعُقدةِ الحبلِ, قالت : فكُنْتُ أقولُ لهُ: كيفَ العُقدةُ ؟ فيقولُ:على حالِها

- О, Посланник Аллаха какова твоя любовь ко мне?

Он ответил:
- Как канатный узел!

Аиша сказала:

- Потом я говорила ему:
- А каково состояние узла?

И он говорил:
- Прежнее.

Этот хадис передал ад-Даракъутни в «Гъараиб Малик», как об этом сказано в «Лисан аль-мизан» (1/571) от Абу Бакра аш-Шафи’и и Ахмада ибн Мухаммада ибн Исхакъа, которые передали его от Мухаммада ибн Сахля аль-‘Аттара, передавшего от Ахмада ибн ‘Иса аль-Кинди, передавшего от ‘Усмана ибн ‘Абдуллах ан-Насыби, передавшего от Малика, передавшего его от Хишама.

Ад-Даракъутни сказал: «Этот хадис ложный . Между Маликом и нашим шейхом, все (его передатчики) являются слабыми, исключая аш-Шафи’и».

Однако, относительно того, как сильно Пророк любил Аишу есть другие достоверные хадисы.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) послали к нему его дочь – Фатыму. Она попросила позволения войти к нему в то время, когда он лежал со мной на моём шерстяном плаще, и он разрешил ей войти. Фатыма сказала: «О Посланник Аллаха, твои жёны послали меня к тебе, чтобы передать, что они просят тебя проявлять справедливость, когда дело касается дочери Абу Кухафы (‘Аиши)». А я хранила молчание. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил её: «О доченька, разве ты не любишь то же, что и я?» Она сказала: «Конечно!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так полюби и её». Услышав эти слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Фатыма (да будет доволен ею Аллах) встала, вернулась к жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и передала им, что сказала она, и что ответил ей он. Однако они сказали: «Мы видим, что ты ничем не смогла нам помочь. Вернись же к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и скажи ему: «Твои жёны заклинают тебя проявлять справедливость, когда дело касается дочери Абу Кухафы!» На что Фатыма сказала: «Клянусь Аллахом, я никогда не буду говорить с ним о ней!» Тогда жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) послали к нему одну из них, а именно Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах), которая занимала перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) такое же положение, как и я. Что же касается меня, то я никогда не видела более религиозной, богобоязненной и правдивой женщины, чем Зайнаб, ни такой, которая поддерживала бы более хорошие отношения с родственниками, или раздавала больше милостыни, или отдавалась делу, приближавшему её к Аллаху Всевышнему в большей мере, нежели она. Можно сказать, что она была совершенной, если не считать излишней вспыльчивости, да и то вспышки гнева у неё быстро проходили. Она попросила позволения войти к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он лежал со мной на шерстяном плаще, как и тогда, когда к нему вошла Фатыма. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешил Зайнаб войти, и она сказала: «О Посланник Аллаха, твои жёны послали меня к тебе, чтобы попросить тебя проявлять справедливость, когда дело касается дочери Абу Кухафы». После этого она принялась поносить меня и набросилась на меня, я же наблюдала за взором посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), пытаясь понять, разрешит ли он мне (дать ей отпор). И Зайнаб продолжала действовать в том же духе, пока я не поняла, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не против того, чтобы я одержала верх. Тогда я тоже принялась ругать её и сразу оказала ей сопротивление, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Она – настоящая дочь Абу Бакра», и улыбнулся”. Муслим 2442.
Хафиз ан-Науауи касательно слов: «они просят тебя проявлять справедливость, когда дело касается дочери Абу Кухафы (‘Аиши)», сказал: “Жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) требовали от него равноправия в проявлении любви сердцем (что является невозможным)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 15/205.

Также сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самым любимым из людей для меня является Аиша , а из мужчин её отец ». Этот хадис передали аль-Бухари (3662), Муслим (2384), ат-Тирмизи (3885), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (4/367), со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса; ат-Тирмизи (3890) и Ибн Маджах (101) со слов Анаса, да будет доволен ими Аллах.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (177).

В версии этого хадиса, которую приводит имам аль-Бухари со слов ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что (в своё время) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил его во главе отряда, который должен был двинуться на Зат ас-Салясиль. (‘Амр ибн аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, сказал):

– И я пришёл к нему и спросил: «Кого из людей ты любишь больше всех?» Он ответил: «‘Аишу». Я спросил: «А из мужчин?» Он ответил: «Её отца». Я спросил: «А кого потом?» Он ответил: «‘Умара ибн аль-Хаттаба», и назвал ещё несколько человек».

То есть Абу Бакр ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах.

Поход на Зат ас-Салясиль состоялся осенью 629 г.

Место, именуемое Зат-ас-Салясиль или же Зат-ас-Сулясиль, находится за Вади-аль-Кура на расстоянии десяти дней пути от Медины. Поход на Зат- ас-Салясиль, в котором приняли участие более трёхсот бойцов, состоялся осенью 629 г. Узнав о том, какую позицию во время битвы при Мут’е заняли населявшие Шам арабские племена, которые выступили против мусульман на стороне византийцев, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осознал необходимость предпринять нечто такое, что вбило бы клин между этими племенами и Византией, привело их к объединению с мусульманами и исключило возможность концентрации столь крупных военных сил в дальнейшем. По некоторым сообщениям, Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, стало известно о концентрации сил племени куда’а, намеревавшегося приблизиться к Медине, после чего он и направил туда ‘Амра, который одержал полную победу над врагом. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» (стр. 567).

Названная в Коране верующей.
Хауля бинт Хаким ибн Умайя ас-Сулямия (да будет доволен ей Аллаh) - славная сподвижница. Она рано приняла Ислам. Её прозвище - Умм Шарик. Она жена ‘Усмана ибн Маз‘уна, одного из виднейших руководителей переселенцев, одного из богобоязненных приближенных Аллаха, первого, кто был похоронен на кладбище аль-Бакы‘ («Аль-исаба» (7/621)).
Её сын ас-Саиб ибн ‘Усман ибн Маз‘ун принял Ислам в самом начале, совершил переселение в Эфиопию, участвовал в важных событиях вместе с Посланником Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Другой сын ‘Абдуррахман ибн ‘Усман ибн Маз‘ун - один из сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям), заставший девять или более лет из его жизни.
Абу Хатим аль-Бусти назвал его в числе известных учёных этих стран.
Хауля была праведной и достойной женщиной. Она была из тех, кто заботился о делах Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). Она стремилась приносить ему радость. ‘Аиша рассказывала:
«Когда умерла Хадиджа, Хауля бинт Хаким пришла к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и предложила ему:
- Почему бы тебе не жениться?
- А на ком? - спросил он.
- Хочешь - на девственнице, а хочешь - на побывавшей замужем.
- А кто эта девственница и кто побывавшая замужем?
- Девственница - это ‘Аиша, дочь самого любимого для тебя создания. А побывавшая замужем - это Сауда бинт Зам‘а. Она уверовала в тебя и последовала за тобой.
Он сказал:
- Посватай меня к ним обеим».
Хауля рассказывала, что она пришла к Умм Руман и сказала:
- Умм Руман! Какое добро и благодать дал вам Аллах!
- Какое? - спросила она.
- Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) хочет жениться на ‘Аише.
- Подожди, придёт Абу Бакр.
Пришёл Абу Бакр, и она ему сказала то же самое. Тогда он сказал:
- Подходит ли она ему, ведь она - дочь его брата?
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) передал:
- Я его брат, а он мой брат. А его дочь подходит для меня.
Хауля рассказывала:
«Абу Бакр ушёл. Тогда Умм Руман мне сказала:
- Аль-Мут‘им ибн ‘Ади уже посватал к ней своего сына. Клянусь Аллахом, он никогда не нарушал обещаний, - она имела в виду Абу Бакра.
Тогда Абу Бакр пришёл к аль-Мут‘иму и сказал:
- Что ты скажешь насчёт этой девочки?
Он повернулся к своей жене и спросил:
- Что ты скажешь?
Она обратилась к Абу Бакру, сказав:
- Если мы женим этого парня на твоей дочери, ты, наверно, заставишь его отказаться от веры и принять вашу религию.
Абу Бакр обратился к нему:
- Что ты скажешь?
- Она сказала, что ты слышал, - ответил аль-Мут‘им.
Имеется в виду братство в вере (прим. пер).
Тогда Абу Бакр пошёл, и у него в душе ничего не осталось от этого обещания. Он сказал Хауле: «Скажи Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), чтоб он пришёл». И тогда пришёл Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и женился на ней».
Хауля продолжала:
«Затем я пошла к Сауде бинт Зам‘а. У неё был отец- старик, который не поехал в хаджж. Я приветствовала его по доисламскому обычаю:
- Доброе утро!
- Кто ты? - спросил он.
Я сказала:
- Хауля бинт Хаким.
Он поприветствовал меня и сказал то, что пожелал Аллах. Я сказала:
- Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абдульмутталиб
хочет жениться на Сауде бинт Зам‘а.
- Хорошая пара, - сказал он. - Что скажет твоя подруга (Он имел в виду свою дочь)?
- Она хочет этого.
- Скажи, пусть приходит (Имеет в виду Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Тогда пришёл Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) и женился на ней».
Хауля рассказывала дальше:
«Приехал ‘Абд ибн Зам‘а (Брат Сауды) и стал посыпать себе голову землёй. А после того, как он принял Ислам, он говорил: «Глупец же я был, когда посыпал себе голову землёй из-за того, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на Сауде!»
Хауля часто приходила к жёнам посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). А они уважали её, заботились о её нуждах, спрашивалии о её делах. Например, ибн Са‘д привёл в «Табакат», а
‘Абдурраззак в «Мусаннафе» сообщение от ‘Аиши:
«Жена ‘Усмана ибн Маз‘уна - её звали Хауля бинт Хаким - пришла к ‘Аише вся растрёпанная. ‘Аиша спросила:
- Что с тобой?
- Мой муж, - сказала она, - всю ночь молится и весь день постится.
Тогда пришёл Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) и сказал:
- ‘Усман! Нам не было предписано монашество. Разве я для тебя не пример? И, клянусь Аллахом, тот, кто больше всех из вас боится Аллаха и соблюдает Его запреты, - это я».
На ‘Усмана так сильно повлияли слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), что он стал обращать внимание на жену, заботиться о ней так, что даже «она после этого пришла к ним (жёнам Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям)) благоухающая, как невеста. Они спросили:
- Что это?
Она ответила:
- С нами случилось то, что случается с людьми».
Хауля прожила хорошую жизнь вместе с мужем ‘Усманом ибн Маз‘уном. А когда он умер, это очень затронуло её.
Об этой славной сподвижнице известно также то, что она была из тех женщин, которые подарили себя Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям). Аллах (Могущественен Он и Велик) назвал совершившую это верующей. Аллах (Пречист Он) сказал (смысл):
«…А также любую верующую женщину, которая подарит себя пророку, если пророк захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим ерующим». (Аль-Ахзаб, аят 50).
Аль-Бухари передал от Хишама ибн ‘Урвы, передавшего от своего отца то, что Хауля бинт Хаким была из тех женщин, которые подарили себя Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).
Аль-Байхакы передал от ‘Аиши, что она сказала:
«Та, которая подарила себя Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), - это Хауля бинт Хаким (да будет доволен ей Аллаh)».

Родилась Аиша в Мекке в 614 году, выросла и воспитывалась в мусульманской семье. Отцом ее был досточтимый Абу Бакр Сыддык, по величию духа и высоте нравственности являющийся вторым во вселенной после пророков. Ее матерью была Умму Руман бинт Амир ибн Уваймир из рода Кинан. Посланник Аллаха сказал о ней: "Кто желает увидеть гурий из рая, пусть взглянет на Умму Руман!"

После смерти Хадиджи Посланник Аллаха как-то увидел во сне Джибриля. Он вручил ему футляр с портретом и сказал: "О Посланник Аллаха! Эта девушка станет твоей женой. Она осчастливит тебя и спасет от мук одиночества". Когда Посланник Аллаха открыл футляр, он увидел изображение Аиши. Из этого сна было ясно, что Всевышний Аллах желает, чтобы Посланник Аллаха взял Аишу в жены.

Вскоре после этого случая Посланника Аллаха пришел навестить ‘Усман ибн Маз"ун со своей женой Хавлей бинт Хаким. Хавля сказала, что если Посланнику Аллаха будет угодно, они с мужем могут выступить в роли его сватов. И предложила ему на выбор двух незамужних женщин - Савду бинт Зам"а и Аишу бинт Абу Бакр. Мухаммад безо всяких колебаний выбрал Аишу и попросил Хавлю быть его свахой.

Хавля сразу же направилась в дом Абу Бакра. В доме была одна Умму Руман, его жена.

О Умму Руман! Известно ли тебе, чем Аллах облагодетельствовал вас? - спросила она ее.

Чем же? - удивленно спросила та.

Посланник Аллаха направил меня к вам свахой, чтобы я просила вас выдать за него дочь вашу, Аишу.

Подожди, пусть вернется Абу Бакр, - совсем растерялась Умму Руман.

Когда вернулся Абу Бакр и узнал новость, сердце его затрепетало.

Для него было величайшей честью стать тестем Посланника Аллаха, соединившись с ним родственными узами. Но его беспокоил один вопрос, который он тихим голосом задал Хавле:

А является ли халяль (разрешенным) выдать мне свою дочь Аишу за своего брата?

Ответа на этот вопрос Хавля не знала, поэтому поспешила к Посланнику Аллаха, чтобы спросить об этом.

Едва завидев ее, Солнце обоих миров встал и, не дожидаясь ее объяснений, повелел:

Ступай к Абу Бакру и скажи: "Мы с тобой братья по вере. Между нами нет кровного родства, и поэтому дочь твоя мне дозволена" .

Когда Хавля донесла эти слова до семьи Абу Бакра, они очень обрадовались, ибо не было для них большего

счастья, чем породниться с самим Посланником Аллаха.

Абу Бакр назначил день помолвки и пригласил Солнце обоих миров к себе в дом. Вскоре они с Аишой были помолвлены. Посланник Аллаха стал дважды в день, утром и вечером, навещать свою невесту. Но это счастливое время длилось недолго: многобожники Мекки не могли смириться с тем, что число мусульман их изо дня в день увеличивается. Постоянные притеснения и вражда многобожников стали невыносимы для мусульман и самого Посланника Аллаха.

Большая часть мусульман по его повелению переселилась город Медину, где они смогли нормально жить, следуя истинной религии Аллаха и призывая к ней других. И вот от Всевышнего Аллаха снизошло откровение, что ему необходимо покинуть Мекку.

С этой радостной вестью, несмотря на то, что стоял полуденный зной, Гордость вселенной сразу же отправился к Абу Бакру, чтобы рассказать ему обо всем. Они вместе обсудили план переселения и подготовились к нему. На следующий же день два ближайших друга выехали из Мекки в Медину.

По прибытии в Медину они начали обустраиваться там, а через три (самое большее пять) месяцев они отправили в Мекку караван, с которым должны были приехать члены их семей. Посланник Аллаха на двух верблюдах отправил в Мекку своего вольноотпущенного раба Зайда ибн Хариса и Абу Рафи"а.

А Абу Бакр отправил Абдуллаха ибн Урайкита с тремя верблюдами и письмом для сына Абдуллаха, в котором велел послать вместе с караваном Умму Руман и дочерей Аишу и Асму. Этот небольшой караван вскоре вернулся в Медину. Аиша остановилась в доме своего отца, где прожила некоторое время.

Проходили недели, но Посланник Аллаха все не назначал дня свадьбы. Абу Бакр при первом представившемся удобном случае спросил:

О Посланник Аллаха! Что мешает тебе взять в жены ту, с которой ты помолвлен?

- Махр, - отвечал тот.

Тогда Абу Бакр дал ему необходимые для этого 500 дирхемов. Посланник Аллаха взял эту сумму в долг, и уже в месяце Шавваль они поженились.

Когда строилась Масджидун-Наби (Мечеть Пророка), для его жен, Аиши и Савды, были построены отдельные комнаты. После окончания строительства Аиша стала жить в своей комнате, начав новую жизнь в роли матери правоверных.

Аиша прожила с Гордостью вселенной девять лет. Выросшая в обеспеченной семье, со своим мужем она познала и трудные времена. Бывало так, что в их доме из еды не было совсем ничего, и очаг не разжигался по нескольку месяцев. Но не было случая, чтобы Аиша проявила недовольство или сказала что-нибудь, что могло бы обидеть Гордость вселенной.

Ее юная душа была полна нерастраченной любви, которую она отдала Посланнику Аллаха. Она очень любила его и была любима им. Она была одаренной девушкой. Благодаря своему стремлению к знаниям и феноменальной памяти, Аиша обладала знанием и глубоким пониманием многих религиозных вопросов, что очень нравилось Посланнику Аллаха. Именно поэтому он любил и ценил ее. Он открывал ей много нового из того, что открывалось ему, побуждая ее к приобретению все новых знаний. Аиша никогда не упускала случая, чтобы задать ему другие вопросы и постараться больше изучить Ислам.

Как-то Аиша спросила: "О Посланник Аллаха! У нас есть двое соседей. Кого из них мне следует навещать сначала?" Пророк ответил: "Сначала навещай тех, чьи воротак твоим ближе всего".

Однажды ее навестил муж ее молочной матери. Но она не пригласила его в дом. А когда рассказала об этом Посланнику Аллаха, он сказал: "Это твой молочный отец. Он имеет право навещать тебя".

Жизнь досточтимой Аиши представляет образец нравственности и добродетели. Она стала взрослой в доме Посланника Аллаха. Озаренная его знанием, она стала одной из великих его учениц. Девять с лишним лет она жила в доме, наполненном светом божественных откровений и истинами Ислама.

Посланник Аллаха учил ее всему, что было ей полезно. Был с ней очень искренен и обходителен. Бегал с ней наперегонки. Водил ее смотреть, как иногда в мечети упражнялись на мечах эфиопские воины. Временами по вечерам они выходили на улицу и беседовали при свете луны. Нередко их разговоры посвящались религиозным знаниям и серьезным вопросам по Исламу. Он старался, чтобы их любовь и чувства с матерью всех правоверных Аишой стали еще более глубокими.

Юная Аиша стремилась лучше понимать Коран и Посланника Аллаха. На этом пути она не щадила ни ум свой, ни молодость. И в этом направлении развивала свои способности. Это ее качество очень нравилось Посланнику Аллаха. В том, что касалось передачи знаний, он проявлял особую внимательность в отношении нее. Он хотел, чтобы Аиша могла применить те знания, которые приобрела в отцовском доме, прибавив к ним свет знаний божественных откровений. Многие вопросы, которые возникали у женщин-мусульманок, были разъяснены благодаря знаниям, переданным ею. Также ей принадлежат разъяснения по многим вопросы фикха (исламского права). Посланник Аллаха знал это и готовил ее к этому.

Очень скоро Аиша стала авторитетным источником, на который ссылались многие знающие ученые. Известно, что Абу Муса аль-Аш"ари как-то сказал: "Когда перед нами возникал какой-то вопрос, ответа на который мы не знали, или же не знали верной трактовки какого-нибудь хадиса, мы шли к Аише и спрашивали ее. Она всегда давала нам исчерпывающий ответ".

О том же говорил Абу Саляма, сын Абдуррахмана бин Ауфа: "Мне не был известен никто, кто знал бы сунну Пророка так, как знала его Аиша. И я не видел никого, кто был бы так сведущ в том, что касалось религиозных предписаний".

Она была одной из семи величайших ученых в области Исламского права (фикха). Шестью другими были досточтимые ‘Умар, Али, Ибн Мас"уд, Ибн Аббас, Ибн ‘Умар и Зайд ибн Сабит. Аиша, благодаря своим выдающимся способностям, могла быстро вникнуть в суть какого-либо вопроса и, опираясь на свои знания, вынести единственно правильное суждение из множества других. Ее знания в области религиозных предписаний были превосходны. Один из ее учеников, Масрук говорил об этом так: "Клянусь Аллахом, я не раз видел, как самые именитые из сахабов приходили к Аише и спрашивали ее о чем-то из религиозных предписаний".

Эти способности Аиши были причиной особой любви и привязанности к ней Посланника Аллаха.

Однажды Амр ибн Ас спросил Посланника Аллаха, кого он любит больше всего. Он ответил: "Аишу" . А когда тот спросил, кого он любит больше всех из мужчин, Посланник Аллаха ответил: "Отца Аиши" .

Однажды он сказал: "Одной трети ваших знаний вы научитесь у этой Хумейры" . Известно, что у Аиши была белая кожа, она была благочестива и очень застенчива, отчего часто краснела. Именно поэтому ее прозвали "Хумейра" (краснушка). Известно, что, однажды беседуя с дочерью своей Фатымой, Посланник Аллаха спросил ее: "Дочка, разве не станешь ты любить того, кого люблю я?" - "Конечно, стану, батюшка" - "Тогда люби А и шу, также как люблю ее я!"

Говорится, что однажды кто-то из семьи Посланника Аллаха стали обсуждать между собой Аишу. Тогда он сказал: "Не говорите о ней такое в моем присутствии! Ведь даже Джибриль явился ко мне в присутствии только ее одной" .

Известно, что Аиша была в то время не единственной женой Гордости вселенной. В силу своей молодости, она очень ревниво переносила его общение с другими женами. Ей, конечно же, хотелось быть единственной и любимой.

Желая немного сбавить ее пыл, однажды, когда она заболела, Посланник Аллаха сказал ей: "О, Аиша! Если ты умрешь раньше меня, я своими руками заверну тебя в саван и опущу в могилу".

В порыве ревности юная Аиша вспылила: "Хочешь, чтобы я скорей умерла, чтобы привести вместо меня новую жену?!" Но Посланник Аллаха только очень приятно улыбался. И только одной улыбкой воспитывал юную А и шу.

Однажды, когда Гордость вселенной ночевал в доме А и ши, он встал среди ночи и, одевшись, вышел. Аиша почувствовала это, встала и пошла за ним вслед. Она так рассказывала об этом случае:

"Мною овладела ревность. Я подумала, что он отправился к одной из других своих жен. И я последовала за ним. Но Посланник Аллаха пришел на кладбище Баки аль-‘Аркад и стал совершать ду"а за покоящихся там сахабов. Мне стало стыдно: "Пусть мои мать и отец станут жертвой ради тебя, о Посланник Аллаха! Когда ты спешишь снискать благоволенья Господа своего, я занята своими желаниями", - и вернулась. Спустя некоторое время он вернулся домой. Я рассказала ему все, как было. Он сказал: "О Аиша! Неужели ты думаешь, что Посланник Аллаха поступит по отношению к тебе несправедливо?" А затем спросил: "О Аиша! Позволь мне провести эту ночь в поклонении Господу моему?" Я ответила: "Пусть мать моя и отец станут жертвой ради тебя. Конечно..." Он полностью предался поклонению. И провел всю ночь в мольбах и взываниях. Как прекрасна была эта школа... Как возвышенно воспита ние... Как высока нравственность... Научить исправлять ошибки и

оплошности, преодолевать зависть, злобу и высокомерие, не упрекая за это... А исцеляя раны, оставляемые ими, светом милосердия и любви... Воспитывая терпимостью... Притягивая сердца окружающих, оценив их по достоинству... Покоряя их, заручившись их разрешением... И до самой смерти продолжая путь свой к Истине на том же высоком уровне... Пусть же те препятствия, что встанут на пути Истины перед нами, наш Господь поможет нам преодолеть благодаря такому благонравию. Аминь.

Аиша всегда стремилась следовать за Посланником Аллаха. Она участвовала во всех сражениях Пророка в Медине и, также как другие женщины, ухаживала за больными и ранеными.

В день сражения при Ухуде она носила на своих плечах еду и воду.

А когда Посланник Аллаха получил ранения от камней многобожников в этой битве именно Аиша останавливала кровотечение на его благословенном лице. В пятом году хиджры Аиша участвовала вместе с Пророком в битве с Бани Мусталик, более известной как поход Мурейси. Именно тогда Аиша подверглась великому испытанию, когда с ней произошло то, что вошло потом в историю как Случай с Клеветой. Но вскоре Сам Всевышний Аллах оправдал Аишу, разоблачив козни лицемеров, ниспосланием целых одиннадцати айатов (11-21) суры "ан-Нур". А происходило все так.

Когда Посланник Аллаха собирался в военный поход, он предлагал всем своим женам тянуть жребий. Какой из них выпадал жребий, та и сопровождала его в походе. Как всегда, перед битвой с Бани Мусталик был брошен жребий, и на этот раз он выпал Аише. На обратном пути, когда мусульманское войско уже возвращалось в Медину, во время ночного привала Аиша покидала лагерь из-за естественной нужды и по пути обронила свое ожерелье. Обнаружив пропажу, она решила, что лучше искать, когда рассветет. Когда наступило утро, она, никого не предупредив, отправилась на поиски своего ожерелья. Во время ее отсутствия войску было приказано трогаться в путь. На верблюде, перевозившем Аишу, был сооружен небольшой шатер, скрывавший ее от посторонних глаз. А так как она, к тому же, была стройной и изящной, никто и не заметил, что ее на верблюде нет. Войско ушло без нее. Когда Аиша вернулась к тому месту, где был лагерь, она никого не нашла. В надежде, что кто-нибудь заметит ее отсутствие, и за ней вернутся, она стала ждать на том же месте. Ею овладел сон. В это время Саффан ибн Муаттал, на ходившийся в дозоре, догонял войско мусульман. Вдали он увидел среди песков что-то темное. Направив своего верблюда туда, он обнаружил спящую на земле мать всех правоверных Аишу. Саффан усадил ее на верблюда и продолжил свой путь, ведя "корабль пустыни" впереди за поводья. Еще до того как полуденный зной охватил бескрайние просторы песчаных дюн, они настигли войско на очередном месте его стоянки. О том, что было потом, Аиша рассказывала так: "Когда мы вернулись в Медину, я заболела и слегла на целый месяц. А в это время среди людей поползли слухи. Но я не знала, о ком и о чем они были. Однако пока я болела, мне показались необычными некоторые вещи. Я не находила того внимания и расположения со стороны Посланника Аллаха, которые получала раньше. Он лишь приходил, здоровался и, даже не называя моего имени, спрашивал: "Как ваша болезнь?"

Ведь мне не было известно, что говорили обо мне между собой люди. Но вскоре я поправилась. Однажды ночью мы вместе с дочерью Абу Рухма, матерью Мистаха - Сальмой, вышли по нужде. Тогда туалетов в домах еще не было, и поэтому каждый раз нам приходилось идти туда, где для этого были отведены специальные места. Во время нашего пути нога Сальмы провалилась в какую-то яму, и та в гневе выругалась, но не так, как это было принято у арабов, желая погибели врагу своему, а, пожелав ее, почему-то своему сыну Мистаху. Попытавшись образумить ее, я сказала: "Что ты говоришь, разве можно так говорить об одном из тех, кто принимал участие в битве при Бадре?!" Но все, что Сальма до сих пор держала про себя, теперь прорвалось наружу: "Взгляните на эту невинность! Ты, будто, и не слышала, что говорят люди о тебе самой!" - воскликнула она. И она рассказала все, что слышала обо мне в последнее время. Меня будто ударили молотом по голове. Я и представить не могла, что кто-то может распустить обо мне такие слухи. И чем больше я думала, тем тяжелей мне становилось. Не успев полностью справиться с одной болезнью, я приобрела другую.

Я вернулась домой, вскоре пришел Посланник Аллаха, поприветствовал меня и спросил: "Как ваша болезнь?" Я попросила разрешения у Пророка, чтобы он позволил мне вернуться в дом моего отца. Он позволил мне, и я ушла. Я все хотела разобраться, что происходит.

Я спросила у своей матери Умму Руман: "Матушка, как люди могли представить все в таком виде?" Она ответила: "Не беспокойся детка!.. Не угнетай себя дурными мыслями. Не бывает, чтобы о такой красивой и любимой своим мужем девушке люди ничего не говорили".

"Субханаллах! Как только такое могло прийти кому-то в голову!" - ответила я. Эту ночь я провела в доме своего отца. Не сомкнув глаз, я проплакала до утра.

На следующий день Посланник Аллаха позвал к себе Али бин Абу Талиба и Усаму бин Зайда. Он хотел посоветоваться с ними в связи с возникшей ситуацией с Аишей, ведь откровения относительно этого пока не было.

Усама бин Зайд относился ко всем женам Посланника Аллаха с любовью и уважением, поэтому сказал: "О Посланник Аллаха, каждая из ваших жен благочестива и достойна вас. И об Аише мы не знаем ничего, кроме хорошего".

Али бин Абу Талиб сказал: "О Посланник Аллаха, Всевышний не стеснил вас из мирского ничем. Кроме Аиши у вас есть другие жены. Но если вы хотите знать правду, не спросить ли тогда ее служанку Бариру..."
Призвав к себе Бариру, Посланник Аллаха спросил: "О Барира! Замечала ли ты в поведении Аиши что-нибудь?" Та отвечала: "Нет, о Посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто послал тебя с Истиной, я не видела в поведении своей хозяйки ничего непристойного".

Посланник Аллаха спросил у Зайнаб бинт Джахш: "О Зайнаб, что слышала ты об Аише, и что можешь о ней мне сказать?" Она отвечала: "О Посланник Аллаха, я оберегаю взор свой и слух от всего, чего не видела и не слышала из первых уст. И, клянусь Аллахом, об Аише я не могу сказать ничего, кроме хорошего".

Благородный ‘Умар спросил у Посланника Аллаха: "О Посланник Аллаха, кто женил тебя на Аише?" "Всевышний Аллах", - отвечал он. Тогда ‘Умар сказал: "Не думаешь же ты, что, соединяя вас браком, Всевышний обманул тебя?" Эти слова ‘Умара нашли отражение и в айатах, которые снизошли позже, уничтожив могучим божественным светом мрак клеветы, разорвав липкую паутину лжи, опутавшей невинную и праведную Аишу, мать всех правоверных.

"Весь этот день я проплакала. Я плакала так много, что, казалось, сердце мое вот-вот разорвется на части. А слезы все катились, и я не могла сомкнуть глаз даже ночью. Утром ко мне пришли отец и мать.

К нам зашла одна женщина из ансар. Увидев нас в таком состоянии, она, не удержавшись, тоже разрыдалась.

Прошел месяц. За все это время Пророк ни разу не пришел навестить нас. Однажды он пришел, поприветствовал и сел рядом. Он воздал хвалу Всевышнему Аллаху. До того дня я все плакала. Услышав голос Пророка, я перестала плакать. Повернувшись ко мне, он сказал: "Аиша, мне о тебе сказали нечто. Если ты не такая, как отебе говорят, то очень скоро Всевышний Аллах откроет это. Если же ты грешна, то покайся и проси у Господа прощения! Ведь Аллах всегда прощает тех, кто кается и просит у Него прощения".

Я ответила: "Клянусь Всевышним Аллахом, все то, что вы слышали - ложь. Аллах знает, что я ни о чем не ведаю. И если я скажу, что сделала то, чего не делала, то солгу и оговорю сама себя.

Поэтому я не скажу ничего, кроме того, что сказал Йакуб сыновьям своим, которые принесли ему рубаху Йисуфа, испачканную не его кровью: "Вы задумали злое дело, которое разукрасило ваши души, и вы осуществили его. Отныне для меня прекрасно лишь терпение, чтобы перенести ту боль, которую вы причинили мне, и я уповаю только на Аллаха, обращаясь к Нему за поддержкой в том, чтобы противостоять вашей лжи".

Затем я ушла в свою комнату. Я все ждала, что Господь оправдает меня, ведь я была уверена в себе. Я была невиновна. Однако я не была уверена в том, что относительно меня Всевышний Аллах ниспошлет айаты, где будет сказано обо мне, и эти айаты будут повторяться вплоть до самого Судного Дня. Я же надеялась лишь на то, что Посланник Аллаха увидит во сне знак, указывающий на мою невиновность. Пророк еще не успел встать со своего места, и никто не успел выйти из комнаты. По его лицу стало заметно, что начинают нисходить откровения. Все присутствовавшие поняли, что пришло божественное повеление. После того как откровение закончилось, он стер с лица капли пота. И, улыбаясь, сказал:

"Божественная весть тебе, Аиша! Всевышний Аллах оправдал тебя и очистил. Он свидетельствует о твоей невиновности". Затем он прочел десять ниспосланных айатов, начиная с одиннадцатого айата суры "ан-Нур".

Отец мой сразу же встал и поцеловал меня в лоб. "Встань же, поблагодари Посланника Аллаха!" - сказал он. Я не ожидала, что относительно меня снизойдут айаты, и в растерянности произнесла:

"Нет, не встану! Клянусь, не встану! И не стану благодарить и воздавать хвалу никому, кроме Аллаха. Господь мой восхваляет меня в Своих айатах".

Великий Всемогущий Аллах ниспослал о моей невиновности 11-21 айаты суры "ан-Нур".

"Воистину, те, которые возвели великую ложь, - из вас же самих. Не считайте ее (т. е. ложь) злом для вас, напротив, это добро для вас. Каждого мужа из них постигнет [наказание] за содеянный грех. А тому, кто совершил наибольший грех, уготовано великое наказание"

"Почему же вы, верующие мужчины и женщины, когда услышали эту [ложь], не обратились душой к благому и не сказали: "Это - явная ложь!"?"

"Почему они не призвали для подтверждения этого [навета] четырех свидетелей? Раз они не привели свидетелей, то они перед Аллахом - лжецы"
"Если бы не благоволение и милость Аллаха к вам в этом мире и будущем, то вас за ваши словоизвержения постигло бы великое наказание"
"Вот вы подхватываете ложь своими языками, передаете устами то, чего вы не знаете, и полагаете, что подобный поступок незначителен перед Аллахом. А ведь она (т. е. ложь) - великий проступок"

"Когда вы услышали ложь, почему вы не сказали: "Не подобает нам болтать об этом. Преславен Ты! Ведь это - великий навет!"?

"Аллах предостерегает вас, чтобы вы никогда не повторяли подобную ложь, если вы веруете"

"Аллах разъясняет вам знамения. Аллах - Ведающий, Мудрый"

"Воистину, тем, которые любят, чтобы об уверовавших распространялась мерзостная ложь, уготовано мучительное наказание в этом мире и будущем. Ведь Аллах ведает [истину], а вы не ведаете"

"И если бы не благоволение Аллаха и милость Его, если бы Аллах не был добр и милосерден [, то наказал бы вас]"

"О вы, которые уверовали! Не следуйте по стопам шайтана: тот, кто следует по стопам шайтана, [пусть знает], что он зовет к мерзости и нечестию. И если бы не благоволение и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не искупил бы [греха]. Однако Аллах прощает того, кого пожелает. Аллах - Слышащий, Знающий"

Известно, что у Абу Бакра был бедный родственник по имени Мистах. Абу Бакр всегда и во всем помогал ему. Но когда ему стало известно, что Мистах вместе с лицемерами распространял об Аише грязные сплетни, то прекратил всяческую помощь ему. Об этом, вслед за остальными, был ниспослан 22 айат суры "ан-Нур":

"И пусть щедрые и обладающие достатком среди вас не клянутся, что не будут оказывать помощи родственникам, беднякам и покинувшим свой дом [для борьбы] на пути Аллаха. Пусть они прощают и извиняют [их]. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах - Прощающий, Милосердный".

С ниспосланием этих айатов невиновность Аиши стала очевидной. И стало совершенно ясным, что те, кто распространял эти слухи, были "клеветниками" . И, несмотря на то, что их низкий поступок явился причиной ниспослания этих айатов, и они видели в них лишь недобрый знак для себя, во всем этом, как говорилось в

айатах, заключалось великое благо для всех.

Верующие вынесли из этого еще один урок и усвоили основную заповедь благочестия. Ведь многие из них потворствовали лицемерам, поверив распускаемым ими слухам.

Ислам требует быть хорошего мнения о каждом человеке и придерживаться этого принципа во всех ситуациях. От них требовалось поставить себя на место Аиши и очень хорошо обо всем подумать. Ведь они, как никто другой, должны были понимать, что честь и достоинство этой благородной, чистой женщины, удостоившейся быть женой Гордости вселенной, не могли быть втоптаны в грязь. Но, вместо того чтобы отринуть эту явную клевету, они поддержали ее. Хотя те, кто обвинял Аишу, должны были привести в доказательство правдивости своих слов четырех свидетелей. И предстали перед Аллахом лжецами.

Верующие не оценили всей тяжести происходящего и позволили вовлечь себя в эти события, пересказывая сплетни друг другу.

Хотя, только услышав что-либо подобное, они должны были отдалиться от него, объявив это ложью и клеветой. Но они не сделали этого, поэтому заслужили порицание и осуждение Аллаха.

Лицемеры распространили слухи о том, чего не было, хотя Ислам не одобряет распространение слухов даже о совершенном прелюбодеянии. Именно поэтому в айате сказано, что тех, кто занимается распространением клеветы, ожидает мучительное наказание не только в будущей жизни, но и в жизни земной.

Но, несмотря на это, Всевышний Аллах говорит, что Он бесконечно милостив и снисходителен к верующим, и только Его Милость и Милосердие спасают их от великих бед.

Как-то во время одного из походов Аиша опять потеряла свое ожерелье. Войско находилось в месте, где поблизости не было воды. Пока искали ожерелье, начало всходить солнце, и время утренней молитвы подходило к концу. Воды для омовения было мало. Именно тогда снизошли айаты Священного Корана, разрешающие омовение песком.

В 11 году хиджры, в месяце Сафар Солнце обоих миров заболел. В это время он был в доме своей жены Меймуны. Узнав о его болезни, пришли все остальные жены, и он, окинув их взглядом, начал спрашивать: "Где я должен быть завтра, где должен я быть послезавтра?"

Они, поняв, что он имеет в виду, ответили: "О Посланник Аллаха! Мы уступаем свой черед Аише".

Последние дни и мгновения жизни Гордости вселенной Аиша была рядом с ним. Его благословенная голова покоилась на ее коленях, когда он покинул этот мир. Он был похоронен в комнате, в которой умер, в комнате Аиши.

Священный Коран запрещал женам Посланника Аллаха выходить замуж после его смерти. Поэтому Аиша больше не выходила замуж, став матерью всех правоверных до конца времен.

Аиша не вмешивалась в государственные дела, ни когда халифом стал ее отец Абу Бакр, ни когда его сменил ‘Умар, занимаясь только просвещением. У нее были ученики, которых она обучала в своем доме. Обязанность просвещения женщин тоже лежала на ней. Благодаря ее урокам, многие женщины стали передатчицами большого числа хадисов.

Ее дом был подобен школе. Все - и женщины, и мужчины, у которых возникал какой-либо вопрос, могли найти исчерпывающий ответ, обратившись к Аише. Она занималась также воспитанием осиротевших девушек, помогая им выйти замуж. Она становилась для них любящей матерью. У нее не было своих детей, но она стала матерью для всей уммы.

Аиша запомнила и передала 2210 достоверных хадисов Господина двух миров, став одной из пяти основных передатчиков хадисов. Вот некоторые хадисы, дошедшие до нас от Аиши: "О Аллах! Если случится, что тот, кто будет руководитьделами уммы, создаст трудности для нее, создай рудности идля него. Если же он облегчит для уммы мирские тяготы, окажиему Свою милость и облегчи его дела".

Однажды Посланник Аллаха сказал Аише: "О, Аиша! Не ложись спать, не сделав четыре в ещи:

1 - Не прочитав весь Коран,

2 - Не удостоившись моего заступничества и заступничества всех других пророков,

3 - Не снискав довольства всех верующих,

4 - Не совершив паломничество".

"Клянусь отцом и матерью, я не смогу сделать все это за такое короткое время", - возразила она.

Улыбнувшись, Посланник Аллаха объяснил: "Что может быть легче этого, о Аиша! Прочитав трижды суру "аль-Ихлас" и один раз суру "аль-Фатиха", ты прочтешь весь Коран. Произнеся "салават" мне и другим пророкам, ты удостоишься нашего заступничества. Попросив Аллаха о прощении грехов всех верующих, ты сможешь снискать их довольство. А произнеся тасбих: "Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху, ляхуль-мульку ва

ляхуль-хамду ва хува ‘аля кулли шайин кадир", ты совершишь паломничество" .

Аиша рассказывала : " Однажды ко мне пришла моя сестра Асма . На ней было платье из прозрачной ткани , сквозь которую был виден цвет кожи . Увидев ее , Посланник Аллахаотвел взгляд . И , отвернув свое благословенное лицо , сказал : "О Асма, женщина, достигшая возрастасовершеннолетия, должна скрывать от посторонних свое тело, кроме кистей рук и лица" .

"О, Аиша! Будь со всеми добра, ибо Всевышний Аллах открывает врата блага лишь тому дому, в котором царит доброта".

"О, Аиша! Если кто-нибудь подарит тебе то, о чем ты не просила, прими это, ибо это есть то, чем тебя наделил Господь".

После смерти Гордости вселенной Аиша прожила еще сорок семь лет . Она оставила этот бренный мир 17 Рамадана 678 года (58 года хиджры ) в возрасте 66 лет . Как оназавещала , ее похоронили в тот же день . Джаназа - намаз для нее совершал Абу Хурайрa , а в могилу опускали ееплемянники . Тело ее покоится в Медине на кладбище Джаннат аль - Баки , а душа пребывает садах рая . Пусть же Аллах удостоит насзаступничества этой целомудренной , благочестивой , проницательной , умной и милосердной женщины , матери всех правоверных Аиши.

{overlib linktext="@info@" text="из книги М. Эриша - Жёны Пророка -, Москва Издательство Сад 2009" title=""}

Вопрос: по воле Аллаха я беременна девочкой и не знаю, каким именем ее назвать. Я хочу, чтобы это было религиозное имя, чтобы ее жизнь была связана с религией с самого ее рождения. Можно ли мне назвать ее Саджа سجى (“был тихим”), Саджида ساجدة (“совершающая земной поклон – суджуд”), Хабиба حبيبة (“любимая, возлюбленная”), Фарах فرح (“радость”) или Риталь ريتال ? Если все эти имена разрешены, то какое из них лучше? Какие, по вашему мнению, лучшие религиозные имена, которыми я могу назвать дочь? Да благословит Аллах вас, ваше знание, деяния, и да примет их от вас. И я прошу у вас дуа за меня.

Ответ

Сунной является назвать ребенка хорошим именем, согласно хадису, приведенному Абу Даудом, ад-Дарими, Ибн Хиббаном и Ахмадом, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

إنكم تدعون يوم القيامة بأسمائكم وأسماء آبائكم، فحسنوا أسماءكم .

«Воистину, в Судный день вы будете призваны по вашим именам, и улучшайте (делайте хорошими) ваши имена».

Ранее мы уже говорили о лучших именах для девочек.

Лучше всего будет выбрать одно из известных среди праведных салафов имен: из имен жен сахабов, табиинов и лучших женщин предыдущих общин.

Что касается имен, которые ты упомянула, то все они разрешены, и лучшее из них – Хабиба حبيبة, потому что это имя нескольких сподвижниц, например, Хабибы бинт Сагль аль-Ансарии и Хабибы бинт Умм Хабибы (падчерицы посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, и ее отцом был Убейдуллах бин Джахш).

Что касается Риталь, то мы не нашли в словарях слова «риталь», образованного от корня «р-т-ль», поэтому считаем, что это неарабское имя, хотя это не значит, что называть им – порицаемо, если только его значение не включает в себя что-либо плохое.

И Аллах знает лучше.

Вопрос: я прошу ответить мне на мой вопрос: как звали жен халифа (наместника) посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم Абу Бакра ас-Сыддикъа رضي الله عنه?

Ответ : хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, над его семьей и сподвижниками, а затем:

Абу Бакр ас-Сыддикъ رضي الله عنه был женат на 4 женах, и они родили ему троих сыновей и троих дочерей:

1. Первой женой была Кутейля قتيلة бинт Абдулузза. Историки разошлись относительно того, приняла ли она ислам. Она родила ему двоих детей – Абдуллу عبد الله и Асму أسماء . Абу Бакр дал ей развод в джахилии, и после ислама она пришла с подарками в Медину, и Асма отказалась поддерживать с ней родитвенные связи до того, как спросила посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, сказав:«Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Пророк صلى الله عليه وسلم ответил:

نعم صلي أمك

«Да, поддерживай отношения со своей матерью».

2. Умм Руман أم رومان бинт Амир бин Увеймир из бану Кинана. Ее муж умер в Мекке, и после его смерти на ней женился Абу Бакр رضي الله عنه. Она родила ему Абдуррахмана عبد الرحمن и Аишу عائشة رضي الله عنهم. Умм Руман рано приняла ислам, принесла присягу пророку صلى الله عليه وسلم и умерла при его жизни в Медине в шестом году по хиджре.

3. Асма أسماء бинт Умейс, Умм Маъбад. Она была одной из первых мухаджирок. Она приняла ислам одной из самых первых, еще до того, как мусульмане начали собираться в доме аль-Аркъама. Ее муж Джаъфар бин Аби Талиб сделал вместе с ней хиджру в Эфиопию, а затем – в Медину. После того, как Джаъфар пал шахидом в газавате Муъта, Абу Бакр женился на ней, и она родила ему Мухаммада محمد в Зуль-Хулейфе во время Прощального хаджжа.

4. Хабиба حبيبة бинт Хариджа бин Зейд, ансарка из племени хазрадж. После смерти Абу Бакра она родила Умм Кульсум أم كلثوم бинт Аби Бакр.

И Аллах знает лучше.

Вопрос: ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, уважаемый шейх. Можете ли вы сказать нам о дочерях пророка صلى الله عليه وسلم Умм Кульсум أم كلثوم, Рукайе رقية и Зейнаб زينب : являлись ли они дочерями пророка صلى الله عليه وسلم или же были дочерьми его жен, как считают рафидиты?

Ответ : хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, над его семьей и сподвижниками, а затем:

Имам аль-Байхакъи привел от аз-Зугри, что тот сказал: «Первая женщина, на которой женился посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم, была Хадиджа бинт Хувейлид… Она родила ему аль-Къасима (и он носил по нему кунью – т.е. Абуль-Къасим (прим.пер. ), ат-Тагира, Зейнаб, Рукайю, Умм Кульсум и Фатиму رضي الله عنهم».

В двух «Сахихах» приводится хадис Абу Къатады, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم совершал намаз, держа Умаму, которая была дочерью Зейнаб – дочери посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم.

В хадисе ат-Табарани от аз-Зубейра бин Баккара говорится, что когда Рукайя , жена Османа бин Аффана, умерла, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم выдал за него замуж Умм Кульсум , и она умерла, будучи его женой, и она не родила ему детей. И пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

لو كان لي عشر لزوجتكهن

«Если бы у меня было 10 дочерей, я бы выдал их замуж за тебя».

И эти хадисы доказывают, что Умм Кульсум, Рукайя и Зайнаб رضي الله عنهن جميعا были дочерьми посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, а не дочерьми кого-либо другого.

И Аллах знает лучше.

Вопрос: я ожидаю девочку, ин шааллах, и хочу выбрать для нее мусульманское имя. Я прошу вашей помощи, чтобы хорошо выбрать для нее имя, и хочу, чтобы вы предложили мне несколько имен. Джазакумуллаху хайран.

Ответ : хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, над его семьей и сподвижниками, а затем:

Лучшие исламские имена для девочек – это имена матерей правоверных, дочерей пророка صلى الله عليه وسلم и других сподвижниц, табиинок и жен салафов. Можно назвать девочку Фатимой فاطمة , Аишей عائشة , Хадиджей خديجة , Марьям مريم , Зайнаб زينب и другими именами, на которые нет шариатского запрета.

И Аллах знает лучше.

http://www.islamweb.net/ Сайт "Мусульманские имена" muslimnames.ru