Они говорят все дороги ведут в рим. Что означает выражение «все дороги ведут в Рим

Вы наверняка слышали древнюю поговорку, которая гласит, что все дороги ведут в Рим. Правда ли это и как можно проиллюстрировать ее? Оказывается при помощи современных технологий это вполне возможно сделать и поможет в этом особая интерактивная карта.

Когда римский император Цезарь Август возвел в самом сердце Древнего Рима Миллиариум (золотую веху), все дороги должны были начинаться у Стеллы, и все расстояния по всей Римской империи измерялись от этой центральной точки отсчета. Много воды утекло с тех пор, и много дорог было построено.

Уже в наши дни пара дизайнеров фактически создала интерактивную карту, которая показывает каждую дорогу, ведущую в Рим, с помощью данных, карт Google и при поддержке программистов с их кодом. Карта показывает сложную сеть, проложенную по всей Европе. Это огромное ветвистое древо тянет свои ветки от Санкт-Петербурга и Стокгольма, от совсем малых автомобильных дорог, которыми мало кто пользуется, до больших транспортных артерий, через которые проезжают сотни тысяч автомобилей ежедневно.

В общей сложности на карту было нанесено более 500 тыс. маршрутов.

Дизайнеры Бенедикт Гросс и Филипп Шмитт начали с того, что расположили 486,713 отправных точек на карте, охватывающей площадь 26,503,452 км 2 , распростирающейся по всей Европе . Затем ими был создан алгоритм, который рассчитал маршрут от отправной точки до Рима для каждой поездки. Чем чаще использовался сегмент дороги, тем жирнее он отображался на карте.

В итоге получилась такая замечательная и крайне необычная карта.

Но на достигнутом они не останавливались: в своих исследованиях любопытные исследователи обнаружили, что Рим (или, по крайней мере, города, носящие название Рим или Рома) существует на каждом континенте. Только в США есть девять городов, названных в честь древней столицы. Они решили создать карту, которая проложила бы пути к ближайшему Риму в каждом штате США . Получившаяся красочная карта показывает самый быстрый маршрут к любому Риму в США, с 312.719 маршрутами. Для обработки данных компьютеру понадобилось два часа.

Зачем останавливаться? Проектировщики также наметили маршруты в каждую столицу штата в США и в каждую столицу в Европейских странах. Первыми на очереди - дороги к Парижу и Берлину, с помощью которых можно выяснить могут ли дороги выявить политический устрой в странах. " как результат этого проекта находятся где-то между визуализацией информации и искусством данных, открывая мобильность в очень большом масштабе" , - написали дизайнеры.

Все дороги в едут в Рим на карте

Известная нам поговорка «Все дороги ведут в Рим » сейчас воспринимается образно и означает один итог при разных решениях какой-либо задачи. Но если задаться вопросом о факте происхождения этого афоризма, о том, почему же именно в Рим, а не в какой другой город ведут дороги, выяснится следующее.

Успешные завоевания Древнего Рима III-I вв. до н. э. превратили его в могущественного и грозного правителя всего Средиземноморья. После всех Пунических и Македонских войн, после успешных завоеваний и экспансии Рима на восток и запад, остро стал вопрос об удержании всех новоприобретенных провинций. О мобильности армии в случае их неповиновения и исправном получении желаемых податей с новых территорий. Античная история рассказывает о Риме того времени, как о главном торговом и политическом центре с развитыми морскими и сухопутными путями. Множество торговых судов с товарами и рабами прибывало в столицу. Политические деятели, зарубежные дипломаты приезжали сюда для заключения важных договоров. И значит, это неизбежно вело к появлению новых и качественных дорог. Если посмотреть на карту Рима того времени, его транспортная развязка напомнит нам вид солнца. С удивительно прямыми лучами-дорогами, сходившимися в центре города. В самом же центре находился Палатинский холм с большим форумом. Этот форум (площадь) был основой общественной и политической жизни всего города. На нем был расположен рынок, это было место народных собраний и заседаний Сената. На площади стояла колонна, называемая «Milliarium Aureum». Исследователи Древнего Рима появление ее приписывают императору Августу. По его приказу на этой колонне было отмечено расстояние от Рима до всех столиц провинций, которые в него входили. В переводе на современный язык ее можно назвать «нулевым километром» с центром в столице не только Рима, но поистине и древнего мира. Таким образом, происхождение фразеологизма обязано наличию всех вышеперечисленных факторов.

«Tutte к vie conducano a Roma» — говорят в Италии . Об этом нам рассказывал в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник» французский писатель Жан Лафонтен. В сборнике стихов цитировал древних римлян итальянский писатель и поет Даль-Онгаро. Об этой поговорке напоминает Л.Н.Толстой в произведении «Война и мир». Эта поговорка давно уже вышла за рамки одной страны и стала всемирным достоянием.

Все дороги ведут в Рим
Поговорка времен раннего Средневековья.
Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому,баснописцу Жану Лафонтену (62 -1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».
Но возникло оно гораздо раньше, еще в Древнем Риме, когда римляне активно приращивали свои территории за счет завоеваний. А для удержания своих новых приобретений вынуждены были строить новые, хорошие дороги, благодаря которым и подати могли бы доставляться в столицу вовремя, и курьерская связь работала бы исправно, и воинские отряды могли бы быстро перебрасываться в варварские провинции в случае бунта. Таким образом, это выражение в то время имело буквальный смысл - все дороги, построенные римлянами, вели, естественно, только в Рим. Иными словами, это была просто констатация очевидного факта. Во всякой империи, строго централизованном государстве, дороги не могут не вести в столицу. Не случайно в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» посол императора Александра Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».
Раньше фраза «все дороги ведут в Рим» приписывалась итальянскому писателю Даль-Онгаро (1808-1873), в чьем сборнике стихов «Политические ритурнели» она содержится. Поэтому иногда она цитировалась на итальянском языке: Tutte к vie conducano a Roma.

  • - должностное расследование...

    Словарь бизнес-сленга

  • - Название популярной в СССР серии телефильмов о сотрудниках милиции, снятой режиссером Вячеславом Бровкиным по сценарию Ольги Александровны Лавровой и Александра Сергееви- ча Лаврова...
  • - Из «Песни о тачанке» , написанной композитором Константином Листовым на стихи поэта Марка Исааковича Рудермана...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Два белыша ведут черныша...
  • - разными средствами достигают цели Ср. Вы у меня ровно восхитили... если не всю идею, то начало ее... Но ваш план выше моего. - "Все дороги в Рим ведут... зачем же от своей личности отказываться?" Боборыкин...
  • - Ср. Важное дело образования, которое так широко понимал Пирогов, было решено в тоне полумер, которых всего более Пирогов опасался... Лесков. Рассказы кстати. 2, 5. Ср. Nichts halb zu thun ist edler Geister Art. Wieland. Oberon. 5, 30...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Всѣ пути ведутъ въ Римъ разными средствами достигаютъ цѣли. Ср. Вы у меня ровно восхитили... если не всю идею, то начало ея... Но вашъ планъ выше моего. «Всѣ дороги въ Римъ ведутъ.....
  • - Полумѣры вообще ни къ чему не ведутъ. Ср. Важное дѣло образованія, которое такъ широко понималъ Пироговъ, было рѣшено въ тонѣ полумѣръ, которыхъ всего болѣе Пироговъ опасался... Лѣсковъ. Разсказы кстати. 2, 5...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. БОГ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПРИЛИЧИЕ - ВЕЖЕСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БОЖБА - КЛЯТВА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТАЙНА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Знайку на суд ведут...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Не тот пьян, что двое ведут, третий ноги расставляет, а тот пьян, кто лежит, не дышит, собака рыло лижет, а он и слышит, да не сможет сказать: цыц! См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. арм., арест. Шутл.-ирон. Об утреннем осмотре. БСРЖ, 546...

    Большой словарь русских поговорок

"Все дороги ведут в Рим" в книгах

ДОРОГИ ВЕДУТ В ПАРИЖ

Из книги Перед восходом солнца автора Зощенко Михаил Михайлович

ДОРОГИ ВЕДУТ В ПАРИЖ В кресле против меня французский полковник. Чуть усмехаясь, он говорит:- Завтра, в двенадцать часов дня, вы можете получить паспорт. Через десять дней вы будете в Париже… Вы должны благодарить мадемуазель Р. Это она оказала вам протекцию.- Я не

Все дороги ведут в Мадрид

Из книги Четвертый раунд автора Шоцикас Альгирдас Стасевич

Все дороги ведут в Мадрид Соперник был силен.Короткая бычья шея, просторная, густо поросшая волосами грудь, тяжелые плечи, узловатые, набитые мышцами руки… Все говорило о мужской зрелости, о физической мощи. Казалось, он вышел на ринг, ничуть не сомневаясь в победе:

Все дороги ведут к компьютеру

Из книги автора

Все дороги ведут к компьютеру В конце 2001 года рынок, на котором соревновались высокотехнологичные компании стал постепенно опустевать, компании разорялись и закрывались. The Wall Street Journal начало заката цифровой революции.У Джобса появилась новая идея: компьютер должен

6. Все дороги ведут в Сеул

Из книги Наблюдая за корейцами. Страна утренней свежести автора Кирьянов Олег Владимирович

6. Все дороги ведут в Сеул Может быть, с точки зрения итальянцев, все дороги и ведут в Рим, но корейцы уверены, что центр мира – в Сеуле, по крайней мере корейского мира. Правда, в Корее под столичным регионом чаще всего понимают не только сам Сеул, но и находящиеся вокруг

Не все дороги ведут в Рим

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Не все дороги ведут в Рим Проблемы вызывают у E радостное волнение. На самом деле он никогда не считает проблему проблемой. Он видит в ней вызов. Он обожает обсуждать альтернативные решения. Подобно ученым, он любит размышлять: «Мы могли бы сделать это так, но опять-таки,

«Все дороги ведут в Рим»

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

«Все дороги ведут в Рим» Приятели познакомили меня с Риккардо Галлоне в старейшем римском кафе «Антико кафе Греко».Это знаменитое заведение на улице Кондотти было открыто одним греческим торговцем. При входе, на стене, красуется мемориальная доска: «Старинное кафе

«Все дороги ведут в Рим»

Из книги Тайные каналы: По следам нацистской мафии автора Поморин Юрген

«Все дороги ведут в Рим» И вот наконец мы в Риме, куда, как известно, ведут все дороги. Но где остановиться? Как-то один из знакомых оставил нам свой адрес: «Будете в наших краях, заходите!» Но уже поздний час, а мы тщетно ищем на карте города указанную улицу. Вероятно,

Все дороги ведут в Рим

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Все дороги ведут в Рим Поговорка времен раннего Средневековья.Широкое распространение это выражение получило благодаря французскому,баснописцу Жану Лафонтену (1621 -1695), после появления его басни «Третейский судья, брат милосердия и пустынник».Но возникло оно гораздо

4.4.1. Все дороги ведут в Рим

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Монастырский Константин

4.4.1. Все дороги ведут в Рим Если a priori согласиться, что ожирение – это следствие нарушений углеводного обмена, тогда похудение – это процесс восстановления углеводного обмена. Несомненно, похудение должно начинаться с диагноза типа ожирения, или с определения причин так

Все дороги ведут в Рим

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Фрейдман Олег

Все дороги ведут в Рим Влияние обстановки может быть больше или меньше, но вряд ли кто-нибудь будет полностью отрицать значение атмосферы, в которой происходит лечение.Часто терапевты отмечают, что даже у больных с тяжелым обострением гипертонической или язвенной

Все дороги ведут в Рим

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Все дороги ведут в Рим Практика осознанности – основной инструмент преобразования тревожности в безмятежность, а робости в смелость. Ей можно заниматься где угодно и когда угодно. Она не требует приглашений, подручных средств или вступления в клубы, поскольку то, что

Все дороги ведут в РИМ

Из книги Литературная Газета 6370 (№ 18 2012) автора Литературная Газета

Все дороги ведут в РИМ Все дороги ведут в РИМ ОБРАЗОВАНИЕ В этом году самый первый независимый вуз, созданный в новой постсоветской России - Международная академия маркетинга и менеджмента (МАМАРМЕН), отмечает юбилей. Прошло уже 20?лет со знаменательного для

Все дороги ведут в Рим

автора Беляев Леонид Андреевич

Все дороги ведут в Рим

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Все дороги ведут в Рим На протяжении нескольких столетий все дороги любителей раннехристианских древностей сходились, по старой пословице, в Риме. Этому было много причин. Центр западного христианства был единственной из столиц поздней античности, остававшейся в руках

Все дороги ведут в…

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Все дороги ведут в… Помните о том, что мы можем предотвратить или излечить рак, диабет, нейродегенеративные заболевания и бесплодие (в зависимости от того, как далеко вы зашли на пути саморазрушения). Вы, должно быть, заметили, что многие болезни возникают одновременно.

Римские дороги (Romea Via) изначально строились в военных целях и потому назывались viae militares. По мере освоения римлянами окраин своей империи дороги играли всё более значительную экономическую роль - именно они позволяли ассимилировать значительные территории и способствовали созданию римского мира (Pax Romana).

Первые упоминания о римских дорогах можно найти в таком источнике как Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), составленном в 451–450 годах до н.э. - в этом документе устанавливались и регламентировались размеры и юридический статус дорог. Было установлено, что ширина дороги на прямых участках должна составлять 8 футов (2,45 м), на поворотах - 16 футов (4,9 м). Собственников придорожных участков обязали огораживать дорогу в том случае, если её не мостили камнем (в ином случае путники могли передвигаться, где пожелают).

Участок Аппиевой дороги.
italy4.me

Первая известная нам мощённая камнем дорога была построена цензором Аппием Клавдием Цеком в 312 году до н.э., проходила она из Рима до города Капуя, имела 195 км в длину и строилась с военной целью. После подавления восстания Спартака в 71 году до н.э. вдоль Аппиевой дороги было распято шесть тысяч захваченных в плен рабов. Диодор Сицилийский писал, что изначально на более чем половине протяжённости дорогу вымостили массивными камнями, и что на это была потрачена почти вся государственная казна.

Классификация

Так как многие сферы жизни Римской империи носили упорядоченный характер, на основе источников можно дать точную классификацию её дорог. Основой будут служить произведения землемера Сикула Флакка и юриста Домиция Ульпиана. Согласно их классификации, в империи имелось три типа дорог:

  • viae publicae (consulares, praetoriae или militares);
  • viae privatae (rusticae, glareae или agrariae);
  • viae vicinales.

Viae publicae - общественные, преторианские, военные и консульские дороги. Они являлись основными дорогами империи, принадлежали государству и строились за счёт налогов. Управление ими осуществлялось дорожным смотрителем (curator viarum), ширина составляла от 6 до 12 м.


Участок Постумиевой дороги, построенной консулом Спуриусом Постуминусом в 148 году до н.э.
clipartxtras.com

Viae privatae являлись частными дорогами. Зачастую они сооружались владельцами поместий для собственного удобства и хозяйственного использования. Ширина составляла от 2,5 до 4 м - всё зависело от пожеланий хозяина и его финансовых возможностей.

Viae vicinales - наиболее распространённый тип римских дорог. По сути, речь шла о просёлочных дорогах, соединявших городки и деревни в одной местности.

Участок римской дороги, Испания.
baavar.mn

Технологии постройки

Процесс прокладки дороги начинался с того, что римские землемеры (mensor) производили разметку. До нас дошли названия и чертежи некоторых инструментов, которыми они пользовались в своих измерениях. Грома - аналог угломера, позволявший проводить перпендикулярные прямые; хоробат - устройство для определения уклона; диоптр служил для установки направления на объект. В целом римляне старались делать дороги как можно более прямыми, а на поворотах увеличивали их ширину, чтобы встречные повозки могли разъехаться.

Вопреки расхожему мнению, гласящему, что постройкой дорог и прочих инфраструктурных объектов в Древнем Риме занимались рабы, эту работу зачастую производили легионеры. Это подтверждают многочисленные письменные свидетельства и изображения на триумфальных арках. С учётом особенностей рельефа римские дороги не строились по единому плану. Даже на одной дороге обычно имелись участки с разным качеством покрытия.


Легионеры прокладывают дорогу, современный рисунок.
fb.ru

Методы дорожного строительства были довольно прогрессивными даже с точки зрения наших дней. Сначала на местности выкапывалось углубление, и производился водоотвод, а затем начиналась укладка слоёв. Обычно использовались материалы, добытые из местных источников. В основание, как правило, укладывали крупные каменные блоки (statumen - подпора, устой), затем насыпался слой гравия (rudus - обломки камней, щебень) и завершающий слой (summum dorsum верхняя поверхность). Последний слой состоял из песка, земли и мелкого камня, который хорошо утрамбовывался. Мощёные пути составляли относительно небольшую часть от общей протяжённости дорожной системы. Общей чертой римских дорог была выгнутая поверхность, способствовавшая тому, что дождевая вода стекала в дренажные канавы, не задерживаясь на поверхности.


Римская дорога в разрезе.
fb.ru

Во время постройки дорог большое внимание уделялось возведению переправ через реки. Хорошо сохранились многочисленные каменные мосты той эпохи - зачастую это настоящие произведения инженерного искусства, превзойдённого только в XX веке.


Строительство дороги, изображённое на колонне Траяна.
eh-resources.org

Для упрощения определения расстояний и ориентации вдоль дорог устанавливались мильные камни (miliarium). Они располагались не на определённом расстоянии друг от друга, как это делают сейчас. Обычно на таких камнях просто указывалось расстояние до ближайшего населённого пункта. Сами камни обычно были довольно массивными - их вес мог достигать нескольких тонн, а размеры варьировались от 1,5 до 4 м в высоту. Кроме указания расстояний, на камне высекали имя императора, в чьё правление он был установлен.

Мильный камень.
litbook.ru

В 20 году до н.э. император Октавиан Август установил в Риме так называемый «Золотой мильный камень» (Milliarium Aureum), представлявший собой колонну из позолоченной бронзы. На нём были отмечены названия крупнейших городов империи и расстояния до них. По сути, император Август зародил традицию вести отсчёт расстояний от «нулевого километра».


«Золотой мильный камень», Рим.
peaxy.net

В ходе строительства обычно создавалась и прочая инфраструктура, сопутствующая дорогам. Вдоль пути возводились многочисленные почтовые станции, постоялые дворы и склады. На каждых 10–15 км пути римляне старались разместить почтовую станцию (mutatio), где можно было сменить лошадей. На несколько небольших станций (в 30–50 км друг от друга) приходилась одна крупная (mansio), где можно было не только сменить лошадей, но и остановиться на ночлег, обычно здесь же располагались харчевня и кузница. Интересной особенностью, которая в ряде стран дошла до наших дней, было то, что крыши зданий на крупных станциях красились в красный цвет. Дороги также служили немаловажным подспорьем для курьерской службы (Cursus publicus) - благодаря налаженной дорожной системе гонцы могли преодолевать до 80 км пути за день.


Римский мост в Мериде.
tiptotrip.ru

Вдоль дорог в Римской империи размещались различные культовые сооружения, зачастую на выезде из города со временем образовывались большие участки захоронений.

Картография

По мере развития древнеримской дорожной сети возникла необходимость создания карт. Обычно карты рисовались на свитках, местность на них была изображена в крайне искажённом виде, законы перспективы и масштабирования не применялись. Бо́льшую часть информации можно было получить из описаний-итинерариев (itinerarium), где указывались длина участков дорог, расстояния между городами, места размещения постоялых дворов и различные препятствия, возникающие на пути. В 44 году до н.э. Юлий Цезарь и Марк Антоний поручили составить итинерарий географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту. Их работа длилась более 25 лет и не прерывалась даже тогда, когда в Римской республике полыхало пламя гражданской войны.


Пейтингерова скрижаль, фрагмент с Италией и Римом.
confinelive.it

Результат работы был выгравирован на каменной плите и выставлен возле Пантеона в Риме. Кроме того, современным историкам известен итинерарий Антонина (Itinerarium Antonini Augusti), составленный во времена правления императора Каракаллы (211–217 годы н.э.). Наиболее известной картой империи является Пейтингерова скрижаль (Tabula Peutingeriana) - пергаментная копия древнеримской карты, сделанная в XIII веке и состоящая из одиннадцати листов. Длина карты составляет 6,75 м, ширина - 0,34 м, на ней отмечены римские дороги, города, географические особенности местности. Исходя из Пейтингеровой скрижали, теоретическая длина дорог составляла более 200 000 км. Оригинальная карта создавалась между I и V веками н.э. (предположительно, для императора Октавиана Августа), на протяжении веков в неё вносили правки и дополнения.


Римские дороги в Британии.
commons.wikimedia.org

Дороги являлись скелетом древнеримского государства, связывая между собой части империи, позволяя быстро перебрасывать войска в нужную точку и способствуя экономической экспансии римлян в завоёванных провинциях. Римские легионы нередко прокладывали дороги даже на вражеских территориях.

Литература:

  1. Laurence, Ray. The roads of Roman Italy: mobility and cultural change. – Routedge, 1999
  2. Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи / Пер. с фр. М., 2001
  3. Ливий Тит. История Рима от основания города / Пер. с лат. под ред. М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе, т. I-III. М., 2002
  4. Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. История / Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, Г. С. Кнабе и др. М., 2003
  5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Переводчики – В. В. Латышев, М. Е. Сергеенко, В. М. Строгецкий, О. П. Цыбенко, А. Г. Алексанян, И. А. Алексеев, Г. А. Таронян, О. А. Васильева, М. Огинский, В. В. Вертоградова, Д. В. Мещанский, Agnostik. – Самиздат, 2012

Все дороги ведут в Рим - поговорка, которая была распространена во времена древнего Рима.

Рим был центром всех торговых путей. Дороги из Рима расходились по империи как спицы у колеса и, соответственно, каждая из них приводила в Рим.

Выражение указано в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992. Там же указано, что оно применялось в английском языке с 1100-х годов.

Примеры

(1878 - 1939)

" " (1932 г.) (): "В.А. Серов не против Пикассо и Матисса восставал; он, как профессионал, видел, что все дороги ведут в Рим , что во Франции куется большое дело, он возмущался обезьяньей переимчивостью нашей, бравшей только поверхностный стиль французских модернистов, только менявшей чужие рубахи на грязное тело. "

(1883 - 1923)

"Похождения бравого солдата Швейка" (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 - 1971)), ч. 2, гл. 2: "Римские легионы Цезаря, забравшись (опять-таки без всяких географических карт) далеко на север, к Галльскому морю, решили вернуться в Рим другой дорогой, чтобы еще попытать счастья, и благополучно прибыли в Рим. Наверное, именно с той поры пошла поговорка, что все дороги ведут в Рим . Точно так же все дороги ведут и в Чешские Будейовицы."

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.), Том 3, часть I, VII - посол императора Александра I Балашов на вопрос Наполеона, какая дорога ведет в Москву, отвечает: «Как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву».