Любимая партия карузо. Карузо Энрико - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

"У него был орден Почетного легиона и английский Викторианский орден, немецкий орден Красного орла и золотая медаль на ленте Фридриха Великого, орден офицера Итальянской Короны, ордена бельгийский и испанский, даже солдатский образок в серебряном окладе, который называли русским «орденом Святого Николы», бриллиантовые запонки - дар Императора Всероссийского, золотая шкатулка от герцога Вандомского, рубины и алмазы от английского короля… - пишет А. Филиппов. - О его проделках рассказывают до сих пор. Одна из певиц прямо во время арии потеряла кружевные панталоны, но успела запихнуть их ногой под кровать. Радовалась она недолго. Карузо поднял штанишки, расправил их и с церемонным поклоном поднес даме… Зрительный зал взорвался от хохота. На обед к испанскому королю он пожаловал со своими макаронами, уверяя, что они намного вкуснее, и предложил гостям отпробовать. Во время правительственного приема он поздравил президента Соединенных Штатов словами: «Я рад за вас, ваше превосходительство, вы почти так же знамениты, как я». По-английски он знал лишь несколько слов, о чем было известно очень немногим: благодаря артистизму и хорошему произношению он всегда легко выходил из затруднительного положения. Лишь однажды незнание языка привело к курьезу: певцу сообщили о скоропостижной кончине одного из его знакомых, на что Карузо просиял улыбкой и радостно воскликнул: «Прекрасно, когда увидитесь с ним, передайте от меня привет!»

Он оставил после себя порядка семи миллионов (для начала века это безумные деньги), поместья в Италии и Америке, несколько домов в Соединенных Штатах и Европе, коллекции редчайших монет и антиквариата, сотни дорогих костюмов (к каждому прилагалась пара лакированных штиблет)".

А вот что пишет польская певица Я. Вайда-Королевич, выступавшая с гениальным певцом: «Энрико Карузо, итальянец, родившийся и выросший в волшебном Неаполе, в окружении дивной природы, итальянского неба и палящего солнца, был очень впечатлителен, импульсивен и вспыльчив. Силу его таланта составляли три основные черты: первая - это чарующий горячий, страстный голос, который невозможно сравнить ни с каким другим. Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания - временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни. Вторая черта таланта Карузо - безграничная в своем богатстве палитра чувств, эмоций, психологических нюансов в пении; наконец, третья черта - его огромный, стихийный и подсознательный драматический талант. Я пишу „подсознательный“ потому, что его сценические образы не были плодом тщательной, кропотливой работы, не были рафинированы и отделаны до мельчайших деталей, а словно тут же рождались его горячим южным сердцем».

Энрико Карузо родился 24 февраля 1873 года на окраине Неаполя, в районе Сан-Джованьелло, в семье рабочего. «С девяти лет он начал петь, своим звучным, красивым контральто сразу же обратил на себя внимание», - вспоминал позднее Карузо. Его первые выступления состоялись недалеко от дома в небольшой церкви Сан-Джованьелло. Окончил Энрико лишь начальную школу. Что касается музыкальной подготовки, он получил минимально необходимые знания в области музыки и пения, приобретенные у местных преподавателей.

Уже подростком Энрико поступил на фабрику, где работал его отец. Но он продолжал петь, что для Италии, впрочем, неудивительно. Карузо даже принял участие в театральной постановке - музыкальном фарсе «Разбойники в саду дона Раффаэле».

Дальнейший путь Карузо описывает А. Филиппов:

"В Италии того времени было зарегистрировано 360 теноров первого класса, 44 из которых считались знаменитыми. В затылок им дышали несколько сотен певцов рангом пониже. При такой конкуренции у Карузо было мало перспектив: вполне возможно, что его уделом осталась бы жизнь в трущобах с кучей полуголодных детей и карьера уличного солиста, со шляпой в руке обходящего слушателей. Но тут на помощь, как это обычно и бывает в романах, пришел Его Величество Случай.

В опере «Друг Франческо», поставленной меломаном Морелли за свой счет, Карузо довелось сыграть престарелого отца (партию сына пел шестидесятилетний тенор). И все услышали, что голос у «папы» гораздо красивее, чем у «сынишки». Энрико тут же пригласили в итальянскую труппу, собирающуюся на гастроли в Каир. Там Карузо прошел жесткое «боевое крещение» (ему случалось петь не зная роли, прикрепив лист с текстом на спину партнерши) и впервые заработал приличные деньги, на славу прогуляв их с танцовщицами местного варьете. В гостиницу Карузо вернулся под утро верхом на осле, весь облепленный тиной: спьяну он упал в Нил и чудом спасся от крокодила. Развеселая пирушка была лишь началом «большого пути», - гастролируя на Сицилии, он вышел на сцену полупьяным, вместо «судьба» пропел «гульба» (по-итальянски они тоже созвучны), и это едва не стоило ему карьеры.

В Ливорно он поет «Паяцев» Леонкавалло - первый успех, затем приглашение в Милан и роль русского графа со звучным славянским именем Борис Иванов в опере Джордано «Федора»…"

Восхищение критиков не знало предела: «Один из самых прекраснейших теноров, которых мы когда-либо слышали!» Милан приветствовал певца, какого еще не знали в оперной столице Италии.

15 января 1899 года уже Петербург впервые услышал Карузо в «Травиате». Карузо, смущенный и тронутый теплым приемом, отвечая на многочисленные похвалы русских слушателей, говорил: «О, не благодарите меня - благодарите Верди!» «Прекрасным Радамесом был Карузо, возбудивший всеобщее внимание своим красивым голосом, благодаря которому можно предполагать, что в скором времени этот артист станет в первый ряд выдающихся современных теноров», - писал в своей рецензии критик Н.Ф. Соловьев.

Из России Карузо отправился за океан, в Буэнос-Айрес; затем поет в Риме и Милане. После ошеломляющего успеха в «Ла Скала», где Карузо пел в «Любовном напитке» Доницетти, даже дирижировавший оперой Артуро Тосканини, весьма скупой на похвалы, не выдержал и, обняв Карузо, сказал. «Мой бог! Если этот неаполитанец будет продолжать так петь, он заставит весь мир заговорить о себе!»

Вечером 23 ноября 1903 года состоялся дебют Карузо в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен». Он пел в «Риголетто». Знаменитый певец сразу и навсегда завоевывает американскую публику. Директором театра был тогда Энри Эбей, который сразу же подписал контракт с Карузо на целый год.

Когда позже директором театра «Метрополитен» стал феррарец Джулио Гатти-Казацца, гонорар Карузо принялся неуклонно расти с каждым годом. В итоге он получал столь много, что другие театры мира уже не могли соперничать с ньюйоркцами.

Пятнадцать лет руководил командор Джулио Гатти-Казацца театром «Метрополитен». Он был хитер и расчетлив. И если иногда раздавались возгласы, что гонорар сорок, пятьдесят тысяч лир за одно выступление чрезмерен, что ни один артист в мире не получал подобной платы, то директор только посмеивался.

«Карузо, - говорил он, - стоит импресарио меньше всех, поэтому никакой гонорар не может быть для него чрезмерным».

И он был прав. Когда Карузо участвовал в спектакле, дирекция повышала цены на билеты по своему усмотрению. Появились барышники, скупавшие билеты по любой цене, а потом перепродававшие их в три, четыре и даже в десять раз дороже!

«В Америке Карузо с самого начала сопутствовал неизменный успех, - пишет В. Торторелли. - Влияние его на публику росло день ото дня. Летопись театра „Метрополитен“ констатирует, что подобного успеха здесь не имел ни один другой артист. Появление имени Карузо на афишах было каждый раз большим событием в городе. У дирекции театра оно вызывало осложнения: большой зал театра не мог вместить всех желающих. Приходилось открывать театр за два, три, а то и за четыре часа до начала спектакля, чтобы темпераментная публика галерки спокойно заняла свои места. Кончилось это тем, что театр на вечерние спектакли с участием Карузо стали открывать в десять часов утра. Зрители с сумочками и корзинками, заполненными провизией, занимали наиболее удобные места. Почти за двенадцать часов приходили люди, чтобы услышать волшебный, чарующий голос певца (спектакли начинались тогда в девять часов вечера)».

Карузо был занят в «Метрополитен» только во время сезона; по окончании его он выезжал в другие многочисленные оперные театры, осаждавшие его приглашениями. Где только певец не выступал: на Кубе, в Мехико, в Рио-де-Жанейро и Буффало.

Скажем, с октября 1912 года Карузо совершил грандиозное турне по городам Европы: он пел в Венгрии, Испании, Франции, Англии и Голландии. В этих странах, как в Северной и Южной Америке, его ждал восторженный прием радостных и трепетных слушателей.

Как-то Карузо пел в опере «Кармен» на сцене театра «Колон» в Буэнос-Айресе. В конце ариозо Хозе в оркестре прозвучали фальшивые ноты. Они остались не замеченными публикой, но не ускользнули от дирижера. Сойдя с пульта, он, вне себя от ярости, направился к оркестрантам с намерением сделать выговор. Однако дирижер заметил, что многие солисты оркестра плакали, и не посмел сказать ни слова. Смущенный, возвратился он на свое место. А вот впечатления импресарио об этом спектакле, напечатанные в нью-йоркском еженедельнике «Фоллиа»:

«До сих пор я считал, что ставка 35 тысяч лир, которую запрашивал Карузо за один вечерний спектакль, была чрезмерной, а сейчас убежден, что для такого совершенно недосягаемого артиста никакая компенсация не будет чрезмерной. Вызвать слезы у оркестрантов! Задумайтесь над этим! Ведь это Орфей!»

Успех приходил к Карузо не только благодаря волшебному голосу. Он хорошо знал партии и своих партнеров по спектаклю. Это позволяло ему лучше понять произведение и намерения композитора и органично жить на сцене. «В театре я просто певец и актер, - говорил Карузо, - но для того, чтобы показать публике, что я не тот и не другой, а настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать именно как человеку, которого имел в виду композитор».

24 декабря 1920 года Карузо выступил в шестьсот седьмом, и своем последнем, оперном спектакле в «Метрополитен». Певец чувствовал себя очень плохо: в течение всего спектакля он испытывал мучительную, пронизывающую боль в боку, его сильно лихорадило. Призвав на помощь всю свою волю, он пропел пять актов «Дочери кардинала». Несмотря на жестокую болезнь, великий артист держался на сцене твердо и уверенно. Сидящие в зале американцы, не зная о его трагедии, неистово аплодировали, кричали «бис», не подозревая, что слышали последнюю песню покорителя сердец.

Карузо уехал в Италию и мужественно боролся с болезнью, но 2 августа 1921 года певца не стало.

Энри́ко Кару́зо (итал. Enrico Caruso; 25 февраля 1873, Неаполь, Италия - 2 августа 1921, Неаполь, Италия) - великий итальянский оперный певец (тенор).

Отец мальчика работал на фабрике, поэтому Энрико постоянно помогал ему. Он получил только начальное образование и скупые знания о музыке, но это не мешало ему уже в 9 лет петь в церковном хоре. Его голос выделялся очень сильно, на Энрико стали обращать внимание. Карузо пел везде, где только можно. Выступал в домах меценатов, на конкурсах, на улицах города. В 18 лет Карузо обратился к известному преподавателю по вокалу Г. Верджине. Однако вскоре Энрико был призван в армию.

Карузо вернулся в Неаполь, не потеряв желания петь. Он добился того, что его взяли в театр «Нуово». Он пел в труппе Марио Морелли. Энрико выступил в опере «Друг Франческо». К сожалению, опера не была успешной, но Энрико был замечен и вскоре он заключил свой первый контракт. Это было в 1894 году.
Выступал он на разных оперных сценах. В Каире, Милане, Неаполе, Трапани, Салерно. Работая не покладая рук Энрико смог добиться всемирной славы. Начиная с 1898 года, Карузо выступал в Лондоне, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, на сценах крупнейших оперных театров. В 1900 году он посетил Петербург и Москву. В этом же году он впервые выступил на сцене известного миланского театра «Ла Скала».

Он выступал на одной сцене и с Ф. Шаляпиным в опере «Мефистофель». Слава певца сильно росла. В 1903 году он выступил в театре «Метрополитен-опера», что в Нью-Йорке. Это означало, что он покорил одну из самых престижных сцен, если не мира, то Западного полушария. С этим театром Карузо заключил долгий контракт, но продолжал гастролировать по Европе.

Энрике никогда не забывал о родной Италии. Каждых год он находил время, чтобы выступить на сценах ее театра. Ежедневно певец начинал свой день со специальных тренировок для голосовых связок и тренировок по развитию голоса. Талантом Энрико было также и то, что он умела найти, признать и исправить свои ошибки. В повседневной жизни Энрико был добрым, отзывчивым и в меру общительным. Он поддерживал какой-то вакуум в общении с знакомыми людьми. Слишком назойливых знакомых он избегал.

Энрике также прекрасно играл на гитаре, фортепиано, флейте и трубе. Карузо очень хорошо рисовал карикатуры, однако никакой особой подготовки и занятий по рисованию у него не было. Один из его друзей, что работал в издательстве газеты, просил его рисовать карикатуры и обещал хорошие гонорары. На это Карузо отвечал, что не хочет получать деньги за то, что ему от души нравится. Он рисовал карикатуры бесплатно.

«В дни концерта он предпочитал раскладывать пасьянсы, рисовать и читать» - вспоминала его жена Дороти в своей книге. В конце концов, его продуманный график тренировок и частые гастроли подорвали его здоровье. В 1920 году в театре «Метрополитен-опера» он почувствовал себя плохо. Энрико нашел в себе силы допеть до конца, но через два дня после концерта, утром у него пошла горлом кровь. Несмотря на это он принял участие в спектакле «Любовный напиток». Однако он переоценил свои возможности. На сцене у него вновь пошла кровь. Певцу подавали полотенца из-за кулис. Он прикладывал их к губам и полотенца впитывали много крови. После окончания арии Карузо позволил себе уйти со сцены. Через 8 месяцев певца не стало. Он скончался в Неаполе на 48 году жизни.

Сперва о том, что сомнений не вызывает. Это был гениальный артист. Выступая на сцене 26 лет, последние 15 он с гордостью носил титул «короля теноров», и за десять лет до смерти был признан величайшим певцом своей эпохи, которую, если говорят об оперном исполнительстве, таки называют: «карузовская».

БИОГРАФИЯ МЭТРА

Энрико Карузо родился 25 февраля 1873-го года в семье самого обычного автомеханика. Родители будущего певца - Анна Мария и Марчелло Карузо – жили очень бедно, однако наш сегодняшний герой всегда называл их очень добрыми и открытыми людьми. Интересны описания детства Карузо. Немало интересного можно узнать о выдающемся теноре из книги Алексея Булыгина «Карузо» из серии «Жизнь замечательных людей». Только послушайте:

«Из семи детей в семье Карузо вживых осталось только трое – Эррико (Энрико на неаполитанский манер), Джованни и Ассунта. Каково же была причина столь высокой детской смертности в Неаполе? Об этом размышляет сын тенора, Энрико Карузо-младший:

Считалось, что люди умирали от «неаполитанской лихорадки» (так в просторечии именовали брюшной тиф и холеру). В то время в Неаполе всюду царила грязь. Очистных сооружений не существовало. Бедняки жили в так называемых басси – комнатах на первых этажах зданий, спроектированных как склады – без окон, проточной воды и туалетов. Двери, открывавшиеся прямо на улицу, служили единственным источником вентиляции и на ночь закрывались. Множество семей жило в одном помещении с курами и козами, потому что ночью домашний скот на улице могли просто украсть.

Утром хозяйки выносили экскременты животных и опорожняли ночные горшки, выливая их содержимое в сточную канаву. Мусор, который кидали прямо тна улицу, смывался неспешными водами городских фонтанов или собирался уличными мусорщиками, которые в конце рабочего дня сбрасывали его в залив.

… Пищу готовили на углях прямо на тротуаре. Из открытых грязных котлов несло гниющими объедками.

По городским улицам ходил продавец спагетти, толкая перед собой телегу, на которой были уже сваренные макароны, контейнер с соусом и горелка с углем. Он заново разогревал в кипящей воде порцию, подавал её на кусочке желтого картона, попутно интересуясь, нужен ли соус. Если да, то он брал полную ложку соуса и полным выдохом распределял его по всей порции спагетти…»

Антисанитария царила в Неаполе повсюду. Живописные зарисовки рисуют нам быт бедняков, которые в те годы просто не могли позволить себе лучших условий.

Однако, биография Карузо полна самых разных мифов, резко контрастирующих с его реальными фактами из жизни.

ДВОРЯНСКОЕ МОЛОКО

Существует версия, что, несмотря на происхождение из бедной семьи, Карузо был вскормлен «молоком графини». «Неаполитанская лихорадка» в год рождения Энрико, дом Карузо обошла, но у молодой матери Анны Карузо пропало молоко, поэтому выкармливать младенца ей помогала знакомая графиня, у которой в это время умер ребенок. По семейному преданию, знатная дама опекала мальчика, учила его читать и писать, а когда Анна болела, посылала ей корзины с фруктами.

В 1884 году в Неаполе вспыхнула очередная эпидемия холеры, унесшая жизнь тысячи человек. Эррико видел как в жутких муках умирали его знакомые и друзья, как трупы сбрасывали в вырытую неподалеку от города огромную яму, как по улицам носились полчища огромных крыс, изгнанные из подвалов антисептическими химикатами.

От холеры нельзя было укрыться ни дома, ни в церкви. На улице, где жила семья Карузо, в один день болезнь унесла жизни более 40 семей. Анна Карузо без устали молилась, чтобы беда миновала её дом, она верила, что её семью холера не затронула потому, что её любимый Эррико пел в церковном хоре.

Со временем с юношей стали заниматься профессиональные певцы и музыканты.

Вскоре из-за болезни умерла мать Карузо. Некоторое время спустя из-за бедственного положения своей семьи певец начал исполнять церковные композиции прямо на центральных улицах Неаполя. Таким образом, он долгое время зарабатывал деньги. Во время одного из подобных «уличных концертов» Карузо заметил один из педагогов вокальной школы Гульельмо Верджине.

Молодого певца пригласили на прослушивание, и уже очень скоро Энрике Карузо стал
заниматься музыкой с известным дирижером и педагогом Винченцо Ломбарди. Именно он организовал первые концерты молодого исполнителя в барах и ресторанах курортных районов Неаполя. Некоторое время спустя Энрико впервые почувствовал себя популярным. На его концерты всегда приходило много людей. Вскоре после выступлений к нему стали часто подходить известные представители итальянской музыкальной индустрии, которые предлагали талантливому исполнителю те или иные контракты. Таким образом, наш сегодняшний герой впервые оказался в Палермо.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

По мнению многих исследователей, именно после легендарного исполнения партии Энцо из оперы «Джоконда» о двадцатичетырехлетнем Карузо заговорили как о сложившейся звезде итальянской сцены. Звездный путь Энрико Карузо После этого триумфального успеха Энрико отправился в первое в своей жизни зарубежное турне. Как это ни странно, маршрут музыканта лежал в далекую и холодную Россию. Следом за этим последовали выступления в других странах и городах.

А уже в 1900-м году в качестве полноправной знаменитости Карузо впервые выступил на сцене легендарного миланского театра «Ла Скала». После этого наш сегодняшний герой вновь отправился на гастроли. В этот период великий итальянец выступил в лондонском Ковент-Гарден, а также дал концерты в Гамбурге, Берлине и некоторых других городах. Выступления певца проходили с неизменным успехом, однако по-настоящему волшебными и неподражаемыми стали концерты итальянского исполнителя на нью-йоркской сцене Метрополитен-опера. Выступив здесь впервые в 1903-м году, впоследствии наш сегодняшний герой почти на двадцать лет стал ведущим солистом этого театра.


Репертуар Карузо включал в себя партии как лирического, так и драматического плана. Однако с любыми оперными произведениями наш сегодняшний герой всегда справлялся одинаково виртуозно. Кроме того, стоит отметить также и тот факт, что на протяжении всей карьеры Карузо всегда включал в свой репертуар традиционные неаполитанские песни. Возможно, именно поэтому в настоящие дни Энрико остается одним из самых известных уроженцев Неаполя и всей Италии. Весьма примечательным представляется и тот факт, что именно Энрико Карузо стал одним из первых оперных исполнителей на мировой сцене, решившихся фиксировать свой репертуар на граммофонных пластинках. В значительной мере именно это обстоятельство предопределило мировую популярность тенора, и сделало его творчество доступным для широких масс. Уже при жизни Энрико Карузо называли легендой вокального искусства. Образцом для подражания этот выдающийся тенор остается также и для многих современных исполнителей.

КОНЧИНА КАРУЗО, ПРИЧИНА СМЕРТИ

Энрико Карузо много выступал и гастролировал. А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира.

А потому известие о его смерти стало во многом неожиданным для его поклонников в разных странах мира. Энрико Карузо умер от гнойного плеврита В возрасте 48-ми лет великий тенор скончался в родном Неаполе в результате гнойного плеврита. После его смерти в память о выдающемся оперном исполнителе был изготовлена специальная восковая свеча, огромных размеров. Было обещано, что каждый год эта свеча будет зажигаться перед ликом святой Мадонны. По некоторым подсчетам, лишь только спустя 500 лет исполинская свеча должна догореть.

В книге Алексея Булыгина «Карузо» можно найти воспоминания коллег и поклонников великого тенора:

В одно из интервью наш современник, тенор Никола Мартинуччии на вопрос, кого из его певцов он больше всего любит слушать, ответил:

- Конечно Карузо. Когда я его слушаю, то хочется в отчаянии биться головой о стену – ну как после этого вообще можно петь?!

По мере развития средств звукозаписи в Европе и Америке велась работа по сохранению и реставрации пластинок «короля теноров». С помощью монтажа на записи голоса Карузо накладывалось оркестровое сопровождение, придававшее номерам менее архаичное звучание. В таком обновленном виде пластинки Карузо выпускались (по-прежнему огромными тиражами) на протяжении 1950-1980-х годов.

Еще при жизни имя Карузо стало нарицательным, олицетворяя высшую форму одаренности в вокальной сфере. Лучший комплимент тенору – поставить его имя рядом с Карузо. Так, варшавского кантора Гершона Сироту называют «еврейским Карузо», Юсси Бьерлинга – шведским, Лео Слезака – австрийским, Марио Ланца – американским.

ПАМЯТЬ О КАРУЗО

В 1951 году, спустя 30 лет после смерти певца, на экраны вышли два фильма – В Америке – «Великий Карузо», в Италии – «Энрико Карузо: легенда одного голоса».

В титрах первого из них значится, что в основе событий фильмов – книга, написанная Дороти Карузо, вдовой артиста.

Успех «Великого Кароузо» был официально закреплен «Оскаром», следующие годы фильм утвердил в сознании зрителей … абсолютно искаженный образ Карузо.

Имя Энрико Карузо и сегодня находится на слуху у всех тех, кто интересуется музыкой в любых ее проявлениях. При жизни оперный певец сумел добиться небывалых профессиональных высот благодаря своему таланту и упорному труду. Но, между тем, детство Карузо не было безоблачным. Поэтому великий оперный тенор по праву относится к той категории людей, которые всего достигли самостоятельно.

Карузо: детство и юность

Родители Энрико не были богатыми людьми. Его отец трудился автомехаником. Мать была домохозяйкой и набожной женщиной. Марчелло Карузо мечтал, чтобы его сын стал инженером. Но у мальчика рано проявились музыкальные способности, и его отдали петь в церковный хор.

Когда мама Энрико тяжело заболела, мальчик молился за нее. После ее смерти он считал, что только пение в церкви делает их ближе. Умение петь церковные и народные песни вскоре пригодилось Энрико в жизни. Чтобы прокормиться, Карузо выступал на улицах Неаполя. Там его и заметил педагог по вокалу Верджине.

Эта встреча стала судьбоносной для Энрико. Он получил возможность обучаться пению у самого Винченцо Ломбарди. После его карьера пошла в гору, и Карузо отправился в свое первое турне в Россию. Там его вокальные данные были встречены бурными овациями. Затем последовали другие турне в разные страны.

Творчество уникального тенора

Энрико Карузо был первым оперным певцом, решившим записывать свои партии на пластинки. В 24 года певец исполнил партию Энцо в знаменитой «Джоконде». Тогда слава и пришла к молодому человеку в полной мере.

В «Ла Скала» Карузо попал в 1900 году. Милан принял певца хорошо, прославив его еще больше. После этого тенор выступал в Лондоне, Гамбурге и Берлине. Но «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке стала для него настоящим домом на целых двадцать лет.

Репертуар певца всегда содержал партии, который он пел на итальянском. Кроме того, он исполнял лирические и драматические партии одинаково волшебно.

Став легендой при жизни, Карузо любил говорить о своем творчестве, но не часто распространялся о личной жизни. Между тем, он был женат, а также пережил бурный роман, который навсегда оставил след в его сердце.

Личная жизнь оперного певца

Оперная дива Ада Джакетти вскружила голову Карузо еще в молодости. Некоторое время она даже была его гражданской женой. Но роман закончился трагично. Поговаривали, что Ада убежала от Энрико с его шофером.

Да и сам Карузо не отличался верностью. Но, несмотря на разногласия, гражданская супруга все же родила Энрико сыновей. Их назвали Родольфо и Энрико.

Спустя время Карузо женился на женщине по имени Дороти. От этого брака у Карузо осталась дочь Глория. Именно Дороти оставалась с ним до самой его смерти. После кончины певца, Дороти выпустила несколько публикаций о нем.

Великий тенор: конец жизни

В 48 лет в Неаполе Карузо умер от гнойного плеврита. Люди настолько любили его творчество, что общими усилиями заказали изготовление огромной свечи, которую теперь зажигают ежегодно в день памяти тенора. Считается, что этой свечи должно хватить на 500 лет.

Певец родился 25 февраля в 1873 году. Провел детство в маленьком двухэтажном доме, который находился в промышленном районе.

Композитор Джакомо Пуччини, услышав тенор Карузо, сказал, что тот является посланником Бога. Многие хотели сотрудничать со знаменитым певцом, и даже боролись за это право.

Карузо всегда исполнял партии на их подлинном языке, избегая переводов. Еще он великолепно вживался в образ на сцене. Виртуозно владел искусством перевоплощения.

За свою жизнь певец успел записать около 500 граммофонных пластинок, где было примерно 200 оригинальных произведений.

Кроме пения, Энрико любил создавать карикатуры, играл на многих музыкальных инструментах, писал статьи о техниках вокала.

Еще он писал собственные партии. Самые известные из них – «Серенада» и «Сладостные муки».

Слава досталась певцу дорогой ценой. Пресса постоянно нападала на него. Его дом неоднократно грабили. Кроме того, у него регулярно пытались вымогать деньги.

Средства на свечу, которую создали в его честь, собирали больницы и приюты. Так как Карузо при жизни активно занимался благотворительностью.

В семье, где родился Энрико, было шестеро детей. После того, как тенор добился успеха, он окружил роскошью не только себя, но и всех членов своей семьи.

У Карузо не было классического школьного образования. Ему удалось окончить только начальную школу. Все остальное время он посвящал пению.

Энрико Карузо – человек, ставший оперной легендой. Сегодня его манеру исполнения ставят в пример всем молодым исполнителям. Партии его звучат, как образцы, на которых учат вокалу новых певцов. Его наследие живет в его творчестве и в его поступках.

Энрико Карузо до сих пор считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир. Родившись в трущобах Неаполя в семье, где кроме него было еще 20 детей, Энрико сам сумел выбраться из нищеты лишь потому, что еще в детстве осознал, что у него поистине золотой голос. Он пел в это время в церковном хоре, и богатые прихожане часто платили ему за то, что он распевал серенады их возлюбленным. Воспитанный великими итальянскими певцами, Карузо добился огромного успеха, как в Европе, так и в Америке. Он наслаждался богатством и потратил целое состояние на то, чтобы окружить себя и всех, кого он любил, великолепной роскошью. Карузо никогда ни в чем себе не отказывал. Он, например, был заядлым курильщиком и выкуривал по 2 пачки египетских сигарет в день, рискуя при этом потерять свой уникальный голос. В конце жизни он очень страдал от всевозможных физических недугов. Карузо умер 2 августа 1921 года от плеврита.

Арбуз - превосходная пища: сразу и ешь, и пьешь, и умываешься.

Карузо Энрико

Невысокий, коренастый, с широкой грудью и смешными усами, Карузо производил неотразимое впечатление на женщин чарующей магией своего голоса. В начале своей карьеры Карузо был помолвлен с дочерью директора оперного театра, где он пел. В последний момент он ухитрился сорвать обручение и сбежать с балериной этого же театра.

Карузо часто привлекали женщины старше его. Он влюбился в Аду Гиачетти, оперную певицу старше его на 10 лет. Отвечая на страсть своего молодого любовника взаимностью, Ада отказалась от собственной карьеры оперной певицы. В свою очередь, Карузо начал отказываться от любовных предложений близкого знакомства, поступающих к нему от неисчислимого количества поклонниц, хотя его постоянный флирт часто выводил Аду из себя. Их совместная жизнь, отмеченная многочисленными скандалами и взаимными обвинениями в супружеских изменах и неверности, продолжалась 11 лет. У них родилось два сына. Припадки ревности Карузо были в конце концов оправданы, когда Ада сбежала с молодым шофером их машины. Карузо был в шоке и перенес нервное заболевание, которое чуть было не погубило его музыкальную карьеру. Затем, пытаясь отомстить Аде, которую, кстати, он продолжал любить, Карузо завел непродолжительный, но бурный роман с младшей сестрой Ады. Когда такая тактика не заставила Аду вернуться в семью, Карузо окружил себя целой толпой восторженных почитательниц его таланта, многие из которых стали его любовницами. Ада, в свою очередь, подала на него в суд, требуя, чтобы он вернул ей драгоценности, которые "похитил". До суда дело, впрочем, не дошло, поскольку Карузо предложил Аде выплачивать ей определенную суму денег ежемесячно, и она благосклонно приняла его предложение.

Известный ирландский тенор Джон Маккормак при встрече с Карузо воскликнул: «Приветствую величайшего тенора в мире!» - «Здравствуйте, Джонни, - ответил Карузо. - А что, разве вы теперь поете баритоном?».

Карузо Энрико

В возрасте 45 лет Карузо в очередной раз удивил весь музыкальный мир, женившись на Дороти Бенджамин, спокойной и даже несколько чопорной женщине моложе его на 20 лет. Дороти не была любительницей музыки. Ее отец был против этого брака и лишил ее наследства после того, как свадьба все же состоялась. Вскоре у Дороти родилась дочь. До конца своих дней Карузо очень любил Дороти. Он по-прежнему был очень ревнив и часто упрашивал жену, чтобы она стала "очень-очень толстой, чтобы ни один мужчина никогда бы на нее даже не посмотрел".

В 1906 году Карузо произвел сенсацию, когда его арестовали в Нью-Йорке после того, как он ущипнул незнакомую женщину пониже спины во время прогулки по зоопарку в Центральном парке города. Пресса обрушилась на Карузо, называя его "итальянским извращенцем", приехавшим в США лишь для того, чтобы совращать невинных американок. Во время слушания дела в суде перед присяжными выступила незнакомка, чье лицо скрывала вуаль. Она утверждала, что Карузо приставал к ней прямо в театре "Метрополитен Опера". Представитель полицейского управления заявил, что у него заведено целое дело на Карузо, поскольку тот, по утверждениям потерпевших, часто пристает к женщинам. Карузо был признан виновным и оштрафован, несмотря на то, что полицейский, арестовавший его в зоопарке, был известен как специалист, который умел сфабриковать любое обвинение против кого бы то ни было. Кроме этого, этот же полицейский был свидетелем на свадьбе "потерпевшей", 30-летней Ханны Грэм из Бронкса. До конца своей жизни Карузо так и не признал это обвинение и всегда утверждал, что все дело было подстроено его конкурентами и недоброжелателями в музыкальном мире для того, чтобы с помощью этого скандала уничтожить его популярность в Америке. Друзья Карузо указали также на то, что он перед этим только что вернулся из Латинской Америки, где такое было в порядке вещей и, где на это никто не обратил бы ни малейшего внимания. Возможно, говорили они, Карузо просто забыл, где он находится.

Карузо Энрико

Карузо был весьма обеспокоен тем, что этот скандал полностью разрушил его репутацию. Довольно долго он не выступал и прятался от прессы. В конце концов он вернулся на сцену и триумфально выступил в Нью-Йорке, встреченный бурей аплодисментов истинных любителей музыки, которые восторженно относились к его таланту и не обращали внимания на его выходки вне сцены оперных театров.

Энрико Карузо до сих пор считается одним из самых талантливых и популярных оперных певцов, которых когда-либо знал музыкальный мир.

Энрико Карузо при жизни испытал неслыханную славу, она была исключительной. Он считался самым высокооплачиваемым в мире оперным певцом, его гонорары выросли от 15 итальянских лир в начале карьеры, когда он пел в итальянских провинциальных театрах, до 2,5 тысячи долларов за каждый спектакль в "Метрополитен-опера".

Но ни богатство, ни ордена и награды (Карузо был обладателем орденов и почетных титулов многих европейских государств), ни восхищение сильных мира сего, ни искренняя любовь коллег и публики не изменили его натуры.

Что необходимо певцу? Широкая грудь, широкая глотка, девяносто процентов памяти, десять процентов ума, много тяжелой работы и кое-что в сердце.

Карузо Энрико

Энрико Карузо творчество:

Questa o quella (Верди "Риголетто")

Pour moi jour est tout mystere (Чайковский "Евгений Онегин")

La donna e mobile (Верди "Риголетто")

Libiamo, libiamo (Верди "Травиата")

Una fortuna lagrima (Доницетти "Любовный напиток")

Di quella pira (Верди "Травиата")

Che gelida manina (Пуччини "Богема")

Di`tu se fedele (Верди "Бал-маскарад")

Recitar!.. Vesti la giubba (Леонкавалло "Паяцы")

Bella figlia dell`amore (Верди "Риголетто")

La fleur que tu m`avais jetee (Бизе "Кармен")

Ah si, ben mio (Верди "Трубадур")

O soave fanciulla (Пуччини "Богема")

Celeste Aida (Верди "Аида")

Elucevan le stella (Пуччини "Тоска")

Spirito gentil, neёsogni miei (Доницетти "Фаворитка")

Chi mi frena in tal momento? (Доницетти "Лючия ди Ламммермур")

O figli, o figli miei... (Верди "Макбет")

A cette voix quel trouble... (Бизе "Искатели жемчуга")

Chi mi frena in tal momento... (Доницетти "Лючия да Ламмурмур")

Amor ti vieta (Джоржано "Федора")

Энрико Карузо - цитаты

Арбуз - превосходная пища: сразу и ешь, и пьешь, и умываешься.

Известный ирландский тенор Джон Маккормак при встрече с Карузо воскликнул: «Приветствую величайшего тенора в мире!» - «Здравствуйте, Джонни, - ответил Карузо. - А что, разве вы теперь поете баритоном?».

Тенор должен страдать. Тогда его больше любят.