Гледен. троице – гледенский мужской монастырь

Не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Возвращаясь из Опок, решили заехать и в Морозовицу. Я там была раньше, но в монастырь как-то не получалось попасть. То закрыт, то на реставрации.




Едем, любуюсь небом)


Странные постройки. Я думаю-зерносушилки.


Какой новенький домик!


Бабуля вышла погулять...


Эх, дороги...


Мы едем по более-менее приличной дороге. Дорога к храму.


И здесь работают художники на каждом углу, как и в В-Устюге


Строится часовенка


Подъехали

Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга.
Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.


В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.


Место слияния рек Сухоны и Юга.


Вид на Великий Устюг от Троице – Гледенского монастыря


Любуемся красотами


Сторожевая башня монастыря(1759-1763)


Трава по пояс)


Святые и Северные (хозяйственные) ворота


Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование.


Монастырь - не действующий, поэтому вид монастырского дворика очень отличается от двора действующего монастыря. Здесь на территории живёт сторож, но двор выглядит как-то неприглядно, не по-монастырски.


Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора


Его возведение продолжалось восемь лет (1776 - 1784 год) на пожертвования устюжан.


Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.


Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь...


Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).


Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.


Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.


Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера...

А мы выходим из собора и отправляемся в Великий Устюг.


Снова проезжаем деревню Морозовицу.


А впереди - заливные луга


Широка и привольна
Ты, родная страна!
Как светла твоих рек,
Твоих озер глубина!
Как обширны поля
И обильна земля,
Сколько сил таит она!


Заливные луга Красного острова


Наше будущее. И так приятно смотреть на этих ребятишек!!! А они любуются просторами!


Меж кустов течёт речка Шарденьга


Подъезжаем к мосту через Сухону


Вид на В-Устюг (перед въездом на мост)


ДЫМКОВО. (напротив В-Устюга) ВИД С МОСТА через Сухону

Гледенский Троицкий мужской монастырь.

С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь.

Описание Зверинского В.В. №162

«Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».

Описание Зверинского В.В. № 1615

«Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».

Уточнения и дополнения к описаниям

Местоположение

Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.

Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.

Гледенский мужской монастырь

Основан в конце 12-го века.

Управляли монастырём игумены и архимандриты.

В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души.

При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским.

В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.

В это время на территории Гледенского монастыря находились три церкви:

1. Троицкая соборная каменная пятиглавая церковь, окруженная с 3-х сторон папертями, построенная в 1701 году. Церковь заложена в 1659 году на средства купца Силы Грудцына. Колокольня с часами соединена с соборной церковью.

2. Тихвинская с трапезной - каменная одноглавая церковь 1736 года постройки. На южной стороне трапезной - придел святителя Николая.

Между Троицкой и Тихвинской церквями сделаны каменные переходы на столбах.

3. Успенская при воротах каменная одноглавая церковь 1740 года постройки.

В связи с Успенской церковью располагались каменные одноэтажные братские кельи.

Одноэтажные настоятельские кельи были деревянными.

Ограда на северной и половине западной стены каменная, в остальной части – деревянная. В юго-восточном углу располагались конюшенный и скотный дворы.

Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского.

Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.

Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.

Гледенский женский монастырь

В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским.

Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.

В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы.

Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям.

Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни.

Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.

Монахини и указные послушницы в 1914 году

№№ Монашеское имя, имя указной послушницы, год поступления в Гледенский монастырь В миру Год рождения Год поступления в Рдейскую пустынь Год пострижения
1 Настоятельница монастыря игумения Рипсимия. В 1911 году по просьбе Священного Синода допущена епископом Никоном временно поселиться близ Гледенского монастыря для устроения обители. С 1912 года – исполняющая обязанности настоятельницы Гледенской пустыни, с 1914 года – настоятельница. Мавра Тимофеевна Ионичева, дочь крестьянина Новгородской губернии 1844 1858 год – поступила в Новгородский Десятинный монастырь. В 1889 году переведена в Рдейскую пустынь, с 1903 года – игуменья, в 1911 году уволена на покой. 1885
2 Монахиня Серафима. В 1912 году поступила в Гледенский монастырь. Алтарница и чтица. Мария Константиновна Бистерфельд, дочь коллежского советника из Черниговской губернии, окончила Вятское епархиальное училище 1857 1895 год – поступила в Николаевский Косинский монастырь Новгородской епархии. 1912
3 Горлина Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковных вещей и клиросное Горлина Пелагея Петровна, дочь мещанина из Холмска Псковской губернии 1876 1902 нет
4 Никитина Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – церковница, просфорня. Никитина Евдокия Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1878 1893 нет
5 Орлова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – клиросное, ризничая Орлова Евдокия Васильевна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1882 1903 нет
6 Петрова Екатерина. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. Петрова Екатерина Петровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1875 1897 нет
7 Самойлова Васса. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. Самойлова Васса Филипповна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1867 1890 нет
8 Тиханова Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – экономка. Тиханова Пелагея Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1875 1895 нет
9 Федорова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковной и монастырской одежды. Федорова Евдокия Егоровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1882 1896 нет

Сельскохозяйственная коммуна после революции 1917 года

Игумения Рипсимия утверждена в должности настоятельницы Гледенского монастыря в 1914 году, через четыре года она избрана председательницей Гледенской коммуны.

Было решено заниматься огородничеством, садоводством, пчеловодством, а в зимнее время – шитьем и вязанием. В 1919 году сестры - коммунарки поработали отлично.

В 1920 году руководство земотдела решило соединить три коммуны (бывшие Яиковский, Гледенский и Великоустюжский Предтеченский женские монастыри) в одну общину «Путеводная звезда». Все три коммуны должны быть расформированы, насельниц моложе 50-и лет обязали написать заявления о приёме их в члены единой общины. Ненаписавшие приравнивались к дезертирам трудового фронта. Для пожилых насельниц создавалась своего рода богадельня в бывшем Гледенском монастыре. Однако проект не осуществился и «Путеводная звезда» погасла, не успев посветить.

В этом же году коллектив Гледенской общины раскололся на 2 лагеря: сторонники игуменьи Рипсимии и казначеи Пелагеи Захаровой и сторонники Серафимы Бистерфельд.

В 1921 году избран новый совет Гледенской коммуны. Рипсимия, Пелагея и родственница Рипсимии Анна Ионичева вышли из общины и поселились поблизости - в монастырском доме в деревне Морозовица. В Гледенской коммуне остались не только их противники, но и сторонники, поэтому раздоры продолжались. Было не до работы. Производительность труда падала.

В 1922 году губисполком вынес решение о высылке из Северо-Двинской губернии зачинщиков скандалов - Захаровой и Бистерфельд. Серафима Бистерфельд выехала, Пелагея Захарова не подчинилась и стала писать жалобы о неправильности решения о выселении её. В 1923 году она добилась отмены решения о высылке. Но её победа не имела никакого значения. Так как коммуна оставалась по свой сути монастырем, решено было закрыть общину.

На самом северо-восточном краю Вологодской области расположен древний город Великий Устюг. А на другом берегу находится один из самых древних на севере России Троице-Гледенский монастырь. Летописи рассказывают нам, что названием своим это место обязано тому, что расположено на пригорке, сам виден издалека, и с него открывается красивый вид на слияние рек Сухоны и Юг, воды которых теперь образуют Северную Двину. Летописец, восхиящаясь силой Северных рек писал: «Слившись, две реки расширяются пространством великим и широко начинают течь в великое море-океан, в Соловецкую пучину». Тот же летописец рассказывает нам, что владели этой местностью князья Святослав, Владимир, а потом владимиро-суздальские князья. О самом городе Гледен известно мало, знаем только, что заложен он был князем Всеволодом Большое Гнездо в 1178 году, и здесь же возник монастырь Живоначальной Троицы, который все древние летописцы называют не как иначе, как Лаврой. И только спустя примерно 40 лет на другом берегу Сухоны появляется град Устюг. Но не мирная жизнь ждала эти места, а постоянные набеги и битвы. Особенно пострадали здешние места от набегов золотоордынских татар, а позже и от междоусобицы русских князей. Всем им надо было одно - богатства здешних лесов пушниной и рыбой. И Троицкий монастырь не один раз сжигали и грабили. В середине XV века и город Гледен и монастырь разрушили, но будучи известен по всей округе, монастырь быстро восстанавливался. В 1597 году в летописи упоминается, что помогали его строить архангелогородцы, на постройку давали хлеб и работников, которые валили лес и возили его на Гледен. В 1613 году польско-литовский отряд хотел сжечь только что отстроенный монастырь, но отряд легких лыжников, отправленный из Устюга выкрал польского пана, и в Устюге, после страшных пыток его казнили. Ансамбль строений монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов перестроили в камне сначала Троицкий собор, затем – теплую Тихвинскую церковь с трапезной, а рядом церковь Успения Богоматери и больничную палату. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей, которая сейчас не сохранилась. Как и соседний Великий Устюг, Гледенский монастырь с тех пор почти не претерпел изменений. Каменные постройки не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера. Классическая для Руси шатровая колокольня, венчающая вход в храм, массивный куб собора, окруженный крытой галереей, стена с необычными низкими башенками и больничной палатой. Игумены монастыря с конца 17 века получили чин архимандрита, а число братии доходило до 40 монахов, а всего насельников и работников насчитывалось больше ста. За монастырем некогда находилась пристань, а монастырь торговал зерном и солью. И только в начале XIX века, во время одного из очередных половодий, река Юг сменила русло и пристань потеряла свое значение. Но что же тогда делает этот монастырь одним из самых известных среди специалистов по древнему искусству? - Чтобы понять это, достаточно зайти внутрь Троицкого собора. «Невероятный, захватывающий дух и впечатляющий своим мастерским исполнением» - так отзываются искусствоведы о резном иконостасе, скрывающем алтарь древнего храма. Неслучайно Президент Российской Федерации Владимир Путин побывал здесь на Рождество 2008 года. Иконостас Троицкого Гледенского собора - одна из жемчужин русского зодчества, и равного ему по сложности исполнения просто нет. В 1772 году у плотника Прокопия Старостина монастырь закупил липовые кряжи, а у купца Василия Курочкина краски, листовое золото и осетровый клей. Особая делегация ездила зарисовывать оформление Спасо-Яковлевского собора Зачатия святой Анны. И лишь после нескольких лет подготовки работы были заказаны тотемским мастерам-резчикам Николаю и Тимофею Богдановым. Более 8 лет ушло у мастеров на резьбу всех этих деталей, соединение и укрепление элементов. Работы пришлось распределить между артелями и объемные фигуры вырезали уже не Богдановы, а другие мастера. Золочение и роспись деталей выполняла отдельная артель. Иконы писали устюжане Алексей Колмогоров и протоиерей Василий АлЕнев, а затем и другие мастера. Ведь наполнить пять ярусов иконостаса единым живописным ансамблем образов было крайне непросто. Даже при беглом взгляде на иконы, заметен европейский стиль живописи. И это не случайно. Предполагается, что образцы брались из иллюстраций Виттенбергской Библии, отдельные листы которой продавались в то время в Москве как картины. Еще более необычным были упоминавшиеся в 1785 году зеркала, вставленные сзади резных царских врат, для усиления эффекта роскоши. Никогда и нигде более мы не увидим зеркал в православных храмах, и эти тоже спустя некоторое время были сняты, очевидно, чтобы не нарушать церковную традицию. Необычны и сюжеты живописи. Слева от царских врат расположена икона Божией Матери с Младенцем. На Ее главе венец из 12 звезд, Она стоит на лунном полумесяце, а ногами попирает красного дракона, исполняя слова Откровения апостола Иоанна Богослова - «И явилось на небе великое знамение - Жена, облеченная в солнце: под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из двенадцати звезд...» А весь образ символизирует Богородицу, попирающую диавола. Иконостас собора уникален еще и тем, что это один из немногих памятников церковной старины сохранившийся до наших дней в неизменном виде. Образы, исполненные торжественности и тайных символов, когда каждый взгляд, мановение руки или мерцающая на небе звезда имеют сокровенное значение... Вырезанные со старанием и терпением ветви виноградных лоз, и диковинных плодов, словно вышедшие из детской мечты человечества о потерянном рае... Совершенное творение северных мастеров,- источник любви к нашим прапрадедам и вдохновение для будущих поколений. В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас, и Спаситель ясными очами смотрит в душу каждому из нас. И под этим взглядом ощущаем всю греховность трепетной души, не случайно видно повторяем: "Господи, помилуй и спаси" (Стихи неизвестного автора).

Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.

В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.

Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор , затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.

Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге . Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.

Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.

Великий Устюг > Троице-Гледенский монастырь. Д.Морозовица. 02.08.2009 (23 Фото)

Троице-Гледенский монастырь. Д.Морозовица. 02.08.2009

Троице-Гледенский монастырь - недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга Вологодской области, при слиянии рек Сухоны и Юга. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы. В 1697 г. В Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление.
Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века: на средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 г. были завершены работы по созданию нового иконостаса, длившиеся 8 лет. Иконостас сохранился и знаменит своей изумительной резьбой по дереву.
Троицкий собор монастыря
Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.
С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря работает в музейном режиме. В настоящий момент сохранились следующие постройки: Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.), Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.), Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.), Сторожевая башня (1759-1763), Святые врата обители и Северные хозяйственный ворота.