Роль деепричастий в кулинарных рецептах. «Деепричастный оборот

Деепричастие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

2. РОЛЬ деепричастия в речиДеепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2

Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Деепричастие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

2. РОЛЬ деепричастия в речи

Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют и в своих произведениях.

Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.

Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.

Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.

Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.

Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2

Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.

Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.

Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».

Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.

Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.

Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.

Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Деепричастие в русском языке

По происхождению деепричастие в русском языке восходит к бесчленной (краткой) форме именительного падежа причастия и возникло в древнерусском языке вследствие потери форм склонения бесчленных причастий. Однако оно имеет и признаки глагола - например, время.

Вид

  • несовершенный - обозначает настоящее и будущее времена. Образуется от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов а () и отвечает на вопрос «что делая?» Если деепричастие стоит в прошедшем времени, то в предложении оно стоит до сказуемого, если в будущем - после.
  • совершенный - обозначает прошедшее время и отвечает на вопрос «что сделав?». Пример: извлечь - извлёкши, присесть - присев, присевши.

Деепричастия от основы прошлого времени с суффиксом -вши (бывши, знавши, ехавши, имевши, пахавши, лизавши, вязнувши) считаются устаревшими и обычно малоупотребительны, ранее обозначали действие только что совершенное к настоящему моменту : «сказавши так, он сел», «увидевши это, он схватился за вилы». В нынешнее время употребляются в форме -вшись, образованные от возвратных глаголов: умыться - умывшись, проговориться - проговорившись, разложиться - разложившись, изголодаться - изголодавшись и т. п.

Синтаксическая роль

  • Обычно примыкает к глаголу, выполняющему роль сказуемого, является обстоятельством и не спрягается.
  • Реже примыкает к именному сказуемому , выраженному кратким прилагательным или существительным.
  • Примыкая к сказуемому, может обозначать добавочное действие, сопутствующее действию, несущему основную мысль сказуемого; допускает замену спрягаемой формой глагола.

В современном русском языке действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия. Несоблюдение этого правила приводит к комическому эффекту, описанному Чеховым в рассказе « » (фраза «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин »).

На письме деепричастные обороты (деепричастие с зависимыми словами) и отдельные деепричастия в большинстве случаев выделяются запятыми .

Примеры


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Деепричастие" в других словарях:

    Форма глагола, представляющая действие как признак другого действия. В русском языке деепричастие имеет формы вида и залога; относится к тому же лицу или предмету, к которому относится и глагол, определяемый деепричастием. В предложении обычно… … Большой Энциклопедический словарь

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая, наряду с категориями глагола (вид, залог), признаком наречия (неизменяемость), напр. лёжа, играя, взяв. | прил. деепричастный, ая, ое. Д. оборот (деепричастие с относящимися к нему… … Толковый словарь Ожегова

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, форма глагола, обозначающая второстепенное действие, подчиненное главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях. В предложении обычно выступает как обстоятельство (Он ответил не… … Современная энциклопедия

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ, деепричастия, ср. (грам.). Отглагольное наречие, напр. сидя, читая, взяв, ушедши, уйдя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Деепричастие - ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Глагольная форма русского яз., имеющая формы вида и залога, сохраняющая управление глагола (см.), вступающая в сочетание только с глагольными словами (см.) и обозначающая глагольный признак или предмет, как вместилище… … Словарь литературных терминов

    Деепричастие - ДЕЕПРИЧАСТИЕ, форма глагола, обозначающая второстепенное действие, подчиненное главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях. В предложении обычно выступает как обстоятельство (“Он ответил не… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Деепричастие - Деепричастие нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая второстепенное действие, подчинённое главному, выраженному в предложении сказуемым или инфинитивом в различных синтаксических функциях («Писал, время от времени заглядывая в книгу»;… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Неспрягаемая форма глагола. Обозначает дополнительное действие того же субъекта, что и спрягаемая, совпадающее во времени с основным (деепричастие настоящего времени от глаголов несовершенного вида) или предшествующее ему (деепричастие прошедшего … Литературная энциклопедия

    Я; ср. Грамм. Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия (например: спеша, узнав, читая и т.п.). ◁ Деепричастный, ая, ое. Д. оборот (обстоятельство, выраженное деепричастием с зависящими от него словами). * * *… … Энциклопедический словарь

    деепричастие - 1. Атрибутивная (непредикативная) неизменяемая форма глагола, обозначающая действие (состояние, отношение) как сопутствующий признак другого действия (состояния, отношения): Блестя на солнце, снег лежит (П.) В.В. Виноградов определил деепричастие … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Комплект таблиц. Русский язык. Причастие и деепричастие. 12 таблиц + методика , . Учебный альбом из 12 листов. Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. НЕ с причастиями. Н и НН в суффиксах страдательных причастий…

Тема урока: подготовка к сочинению-рассуждению

«Роль деепричастия в предложении».

Цели:

    подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

    определить функции деепричастия в предложениях;

    формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию, воспитывать интерес к уроку;

Оборудование:

Ход урока.

Учитель.

Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу пожелать вам хорошего настроения на уроке.

А начнем мы урок с того, что прослушаем стихотворение Р.Саути “Лодурский водопад”. Определите, чем оно интересно.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Ученик. В этом тексте много деепричастий, когда слушали стихотворение, появилось ощущение очень быстрого движения, и зрительно представился водопад.

Учитель . Вы правы, текст интересен тем, что в нем много деепричастий. Использование деепричастий даёт возможность ярче представить происходящее. Возникает яркий зрительный образ, дающий запоминающуюся картину. Термин деепричастие, ребята, возник в 17 веке и состоит из двух частей «Дее+причастие». В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный, и объяснить его можно как причастность к действию. А что обозначает деепричастие?

Ученик. Деепричастие обозначает добавочное действие глагола, имеет признаки глагола и наречия.

Учитель. Совершенно верно. Но сегодня, ребята, мы будем говорить о функциях деепричастия в предложении, об их роли в предложении. Выполним следующее задание: перед вами на партах лежат листы с текстом, прочитайте его, пожалуйста, расставьте знаки препинания.

А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на... таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. <...>Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам слившись в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводя духу. <...> Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство.

    Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения?

    Определите стиль текста.

    Назовите глаголы, обозначающие основные действия. (Войско выступало, паны выезжали, отдавал приказы, стали наступать, понеслось, затянуло дымом.)

    С помощью каких языковых средств автор уточняет действия, выраженные глаголами?

Ученик . В тексте много деепричастий, основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.

Учитель. Из данных предложений уберите деепричастия и деепричастные обороты. Сравните. Какие из них более выразительны? Почему?

    Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.

    Улыбаясь, женщина протянула ему руку.

    Бахирев, все больше вскипая, обратил к Беркутову воспаленное лицо.

Ученик. Предложения с деепричастиями более выразительны.

Учитель. Обратимся к тексту.

Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. «Стряхни этого пассажира», – посоветовала Ассоль цветку. Жук не удержался и с треском полетел в сторону. А она, волнуясь и трепеща, пошла дальше к склону холма и скрылась в его зарослях. (По А.Грину).

Определите стиль текста.

    Определите тип речи.

    Слова каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему?

Ученик . Этот текст является повествованием, а в повествовании мир предстаёт в динамике, в движении. Автор рассказывает о сменяющих друг друга действиях, как бы создавая ленту кадров. Для этого он использует не только глаголы, но и деепричастия .

Учитель. Какую роль играют деепричастия, обозначающие добавочные действия жука?

Ученик . Помогают создать зримый образ жука, передать его характер. Мы видим, как нелегко жуку взобраться на цветок, но он упрямо стремиться достичь своей цели .

Учитель . Какую роль играют деепричастия, «дорисовывающие» действия Ассоль?

Ученик. Становятся выразительным средством, помогающим передать состояние Ассол ь.

Учитель . Давайте подведем итог. Сколько функций деепричастия в предложениях мы нашли?

Ученик . Деепричастия дополняют глагол другими действиями, «украшают» глагол.

Учитель. Составим таблицу с примерами.

Функции

Примеры

1.Деепричастие обозначает добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное.

И вдруг Натка заметила, что мальчуган, спрашивая о чем-то отца, указывает рукой в ее сторону. Отец не оборачиваясь, кивнул головой. Мальчик, придерживаясь за спинку стульев, направился к ней и приветливо улыбнулся. (А.Гайдар)

2.Деепричастие может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ.

Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель. (И.Северянин)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…(Ф.Тютчев)

Учитель. Цель урока – написать сочинение-рассуждение на тему «Роль деепричастия в предложении». Вспомним, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение.

Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трех частей. Во вступлении формулируется основной тезис рассуждения. Вторая часть содержит аргументы. Третья часть, заключение, подводит итог рассуждения.

Учитель. Тезис – утверждение, которое необходимо доказать, обосновать. Аргументация – доказательство, приводимое в поддержку тезиса. Вывод – логический итог рассуждения.

Сформулируем тезис.

Ученики. 1. Своеобразна в языке роль деепричастий. Эта форма способствуют смысло­вой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности.

2.Экспрессию, зало­женную в грамматической природе дее­причастия, отмечали ученые, писатели. На «выразительную краткость деепричастий» указывал А. С. Пушкин, и в своей художественной прозе он глубоко и тонко использовал деепричаст­ные формы. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепри­частие дорисовывает движение», поэтому оно незаме­нимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия.

3.Высоко оценивают стилистические возмож­ности деепричастий все современные лин­гвисты, которые утверждают, что эта глагольная фор­ма позволяет вкладывать большое содержание в сжа­тую по форме речь. Ученые отмечают, что деепричастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повество­вания.

Учитель . Что будем писать в аргументах?

Ученики. 1. Во-первых, деепричастие обозначает добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное. («Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков»)

2.Во-торых, деепричастие может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ. («Уже закат, одеждами играя, на лебедях промчался и погас»)

Учитель . Какое будем делать заключение?

Учитель. Следовательно, деепричастия дополняют глагол другими действиями, «украшают» глагол.

Учитель. Ребята, мы с вами устно подготовились к написанию сочинения-рассуждения на предложенную тему. А сейчас послушайте сочинение и проанализируйте его.

Сочинение.

Термин «деепричастие» возник в 17 веке, и объяснить его можно как «причастность к действию». Какую же функцию выполняет деепричастие в предложении.

Деепричастие обозначает в предложении добавочное действие. Докажем данное утверждение. Для этого обратимся ко второму предложению текста: «Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков Третьего полка». Здесь «догоняя» выражает добавочное действие к глаголу «бросился» - движение словно дорисовывается. Однако зачем это нужно? Перечитав еще раз предложение, мы понимаем, что событие, при описании которого автор использует деепричастие, в нашем восприятии становится живописнее.

Обратимся к третьему предложению: «В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его лицо горело яростным восторгам атаки». В этом предложении к глаголу «кричал» относится сразу два деепричастия «размахивая» и «оборачиваясь». Эти деепричастия создают яркую картину «действий» в дополнение к основному действию, выраженному глаголом.

Следовательно, деепричастия «украшают» глагол, дополняют его другими действиями. Они нужны нам, чтобы речь была выразительной и яркой.