Название каждой карты игральной. Кто придумал первую карту? Другие виды колод

Когда историков заинтересовал вопрос, кто придумал игральные карты, изобретение приписали художнику Жаклину Грэнгоннеру. Считалось, что в XIV веке француз нарисовал картинки на листках картона, чтобы развлекать Карла VI, который страдал от перепадов настроения.

Однако выяснилось, что карты намного «моложе». Они упоминаются в более ранних документах, где идет речь о запрете на карточные игры для духовных лиц. На самом деле, появились аналоги современных карт в Восточной Азии.

Древние карты

О прототипе карт, продолговатых листах, говорится в источниках династии Тан, это 618-917 гг. Даже до этого делали похожие прямоугольные таблички из других материалов: кости, дерева, бамбука. В Индии карты под названием ганджифа были круглой формы. Японцы играли в ута-гаруту, где вместо колоды использовали раковины мидий с различными рисунками.

Игральные карты, максимально приближенные к современным, в XII веке уже использовали в Корее и Поднебесной. Считается, что оттуда они попали в Индию, затем Персию, Египет и только потом в Европу.

Долгое время гордые европейцы отрицали заслугу мусульман в изобретении карт. Но у арабов была собственная колода, нечто наподобие карт Таро. Состояла из 22 козырей четырех мастей и 56 младших арканов. Коран запрещал рисовать людей, поэтому наносили только орнаменты, так называемые арабески. Мастями служили кубки, мечи, посохи и пентакли в виде монет.

Карты в Европе

Арабские моряки и торговцы привезли карты в Европу. В давних хрониках они упоминаются, начиная с 1367 года. Как правило, все записи о картах относятся к запрету. Но с XVI века аристократия, не смущаясь, приветствует их изображение на своих портретах.

Именно Грэнгоннеру удалось усовершенствовать картинки, изобразив на картах фигуры, которые практически не изменились до наших дней.

У каждой карты с изображением человека есть исторический прототип. Пиковый король - библейский Давид, бубновый - Юлий Цезарь, трефовый - Александр Македонский. Но во времена Грэнгоннера их соотносили еще с кем-то из современников. Например, пиковая дама - Афина (она же Жанна д`Арк), бубновая - Рахиль (во Франции ее рисовали с красавицы Агнессы Сорель), дама червей - Елена Троянская (Изабелла Баварская), трефовая - Аргина (жена Карла VII Мария). Четыре отважных королевских рыцарей стали валетами, т.е. оруженосцами.

Неодушевленные достоинства наделили военно-метафорическими значениями. Черви сделали символом храбрости, бубны с пиками символизировали оружие, трефы - запасы еды. Самая ценная карта, туз, стала воплощением денег.

В России карты вошли в обиход примерно с 1600 года. Есть версия, что украинские казаки играли в них намного раньше, позаимствовав у немцев. Царь Федор Иванович проявил строгость, за карточные игры наказывали пытками раскаленным железом и вырыванием ноздрей. Но при уже Петре в Москве открылись две небольшие фабрики по производству карт, у торговцев появилась возможность неплохо заработать.

Тогда карты делали из бумаги плохого качества. Чтобы хоть как-то повысить прочность, ее натирали тальком. При тасовании такие листы скользили, с тех пор прижилось название «атласные».

Атласные карты были хорошо знакомы в СССР. К счастью, прогресс не стоит на месте и сегодня есть более долговечные варианты, с пластиковым покрытием или на 100% пластиковые.

Хорошо знакомые по всему миру, игральные карты нашли множество применений. С их помощью предсказывают будущее, ими развлекаются самые разные люди, они становятся участниками практически каждого шоу фокусника или иллюзиониста. Однако, прошлое карт настолько противоречиво и туманно, что до сих пор неизвестно, где же именно они появились.

Существует множество научных трактатов, которые рассказывают о возможных источниках их возникновения. Но давайте начнем с того, что первоначально карты выглядели совсем не так, какими мы привыкли их видеть.

Когда не было бумаги – они уже существовали

Как известно, бумага была изобретена в Китае примерно в 105 году нашей эры. Однако, были различные находки, датируемые более ранними годами, которые вполне могут оказаться прародителями современных карт. Первоначально изображения зверей, предметов или оружия наносились на металлические плашки, куски кожи, коры, бамбука или даже костяные таблички. Однако, слишком сложно отнести подобные находки именно к игральным картам как таковым.

Согласно теориям ученых, первоначально игральные карты появились в Китае, а уже благодаря торговым путям они попали в Индию и Персию. Есть также мнение, что родиной карт является Индия, в которой были найдены круглые плашки с изображениями, схожими с древними игральными картами. Существует достаточно много и других версий, но до сих пор никому так и не удалось доказать одну конкретную и доподлинно выяснить настоящую родину карт.

Прелесть подобного развлечения изначально заключалась в том, что картам не требовалось отдельного поля, как для шашек, шахмат или подобных им игр. Неудивительно, что заинтересованные торговцы увозили их на родину. Однако, самые ранние находки всё же вызывают достаточно сомнений насчет своей связи с нынешними игральными картами.

Почему именно Китай считается родиной карт

За Китаем закреплено множество изобретений, включая различные игры - к примеру, домино или маджонг. Однако, именно он считается на данный момент наиболее очевидным местом рождения современных игральных карт. Причин для подобного вывода довольно много.

В первую очередь это утверждено благодаря тому, что первое упоминание в исторических источниках, связанное с игральными картами, было именно в Китае, в 1294 году нашей эры.

Во-вторых, именно Китай являлся родиной печатного станка, что значительно упрощало производство игральных карт. И это еще с учетом того, что именно Китай являлся родиной бумаги.

В-третьих, игральные карты, которые были в Китае в то время, имеют огромное количество схожих черт с современными картами. Так, к примеру, у них была масть, которая обозначалась монетами. Помимо этого, они имели продолговатую форму, а изображения на них были крайне похожи на современных королей и дам.

Откуда появились самые первые карточные масти

Примечательно, что если в древних картах, которые были найдены в Китае, уже фигурировали монеты, то далее они претерпели некоторые изменения. После того, как карты попали в Египет, они значительно видоизменились, ведь был период правления мамлюков. Это было в первую очередь связано с тем, что их вероисповедание не позволяло им наносить на карты изображения людей. Благодаря этому, четыре масти превратились в монеты (уже устоявшиеся в Китае), клюшки, мечи и кубки.

Почему именно клюшки, спросите вы? Все достаточно просто. На карты наносились изображения предметов быта и окружения, которыми интересовались эти люди. А доподлинно известно, что у мамлюков было пристрастие к игре, похожей на современное поло. Впоследствии, когда игральные карты уже попали в Европу, клюшки превратились в булавы или палицы.

Особая деталь, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что вне зависимости от количества самих карт в колоде, которое варьировалось от 12 до более сотни – мастей было ровно четыре. Как в китайских картах, так и у мамлюков, которые помогли картам попасть в Европу.

Как игральные карты появились в Европе

Как только игральные карты из Александрии попали на юг Европы, началось быстрое их распространение. Оно было настолько повсеместным и масштабным, что подобному факту даже было дано название «Вторжение игральных карт». И столь угрожающее название можно с легкостью обосновать.

На то время в Европе происходило множество различных столкновений, военных действий между странами и мелких стычек. За счет своей легкости, удобства транспортировки и малого размера, карты пользовались огромной популярностью у солдат. И, получается, с наступлением войск наступали и карты. В Великобританию карты попали тоже с наступлением военных действий.

По всей Европе обнаружено достаточно много документальных упоминаний карт. В 1377 году - первое упоминание о появлении карт в Швейцарии, в 1392 их уже заказывали в золоте для короля, а чего говорить только о количестве запретов на азартные игры, которые были практически везде!

Как появились разные колоды и масти карт

Стоило только игральным картам попасть в какую-либо новую страну, как сразу же их старались переделать под себя. Не слишком большим изменениям подверглись разве что карты Таро, которые сохранили в себе разделение на младшие и старшие арканы. Для игр как таковых они были не настолько удобны. Если же говорить именно об игральных картах, то они менялись крайне часто.

Получается, что каждый народ старался выразить в картах именно свои черты и национальные предпочтения. Благодаря этому масти постоянно менялись. Однако у каждой масти получилась довольно любопытная эволюция. Давайте рассмотрим самые известные колоды, которые сейчас существуют.

Итало-испанская колода

Мы не зря начали именно с нее, ведь она крайне похожа на древние игральные карты мамлюков, в которых слегка видоизменились клюшки.

  • Мечи (пики);
  • Кубки (черви);
  • Палицы (трефы);
  • Монеты (бубны).

Существующая до сих пор, она при полном составе должна состоять из 50 карт (с учетом двух джокеров, без них 48). Числовые карты начинались с единицы и заканчивались девяткой. Далее уже шли старшие карты, которые обозначались пажом, конем (рыцарем) и королем. В некоторых вариантах встречалась уменьшенная колода без восьмерок, а также существовали варианты с дополнительной картой «Королева».

Примечательно, что на картах этой колоды не писались цифры, а также не было буквенных обозначений.

Немецкая колода

Когда создавалась именно эта колода карт, ее желали сделать максимально показывающей огромное значение агрокультур в Германии.

  • Мечи превратились в листья, которые отвечали требованиям культуры Германии и по форме были условно схожи (пики);
  • Кубки в сердца, поскольку проводилась ассоциация с вином, которое данные кубки наполняло (черви);
  • Палицы уже стали не грубыми ветками деревьев, а превратились в жёлуди (трефы);
  • Монеты превратились в бубенцы, поскольку они были тоже круглой формы (бубны).

Даже в дальнейшем, когда французская колода захватила весь мир, немецкие ее варианты обладали не двумя, а четырьмя цветами мастей. Чтобы сохранить ранее существовавшие зеленую (листья) и желтую (бубенцы) масти.

В этой колоде примерно одинаковое количество карт с Итало-испанской. Схожим является и то, что в ней точно так же не было Дам, а исключительно короли или рыцари. Подобное легко объясняется тем, что в правящем сословии основную роль играли именно мужчины.

Швейцарская колода

По сравнению с немецкой, она претерпела сравнительно небольшие изменения. Мастями данной колоды являются:

  • Щиты, которыми стали мечи (пики);
  • Розы, бывшие сердца (черви);
  • Жёлуди (трефы);
  • Бубенцы (бубны).

Французская колода

Именно она стала самой знаковой. И самой популярной среди всех остальных колод. Видя современные масти, Вы видите именно французскую колоду.

В ней масти превратились в:

  • Пики;
  • Черви;
  • Трефы;
  • Бубны.

В таком виде, в каком мы их знаем, они появились, когда потребовалось упростить производство карт. Символы мастей должны были создаваться легко и практически каждым, чтобы понизить их себестоимость. И масти упростили до тех самых символов, которые сейчас известны всему миру. Но не только это стало удивительно верным маркетинговым ходом.

Именно французская колода ввела обозначение мастей двумя цветами: красным и черным.

Подобные решения сделали ее наиболее простой в исполнении, запоминающейся, универсальной, и плюс ко всему она была более деликатной в отношении женщин. Именно во французской колоде изначально присутствовала Дама как постоянная карта. И ее весомость была неоспорима.

Микельанджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - Шулеры (1594)

Рихард Штраус (1864-1949) - Восход
Увертюра к симфонической поэме "Так говорил Заратустра" (1896)


Статуэтки "Пики, "Трефы", "Черви", "Бубны"
"Nao" Испания - 2000-е годы

Игральные карты - прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр. Полный набор игральных карт для игры называется колодой. Кроме того, карты используются для пасьянсов и гадания. А ещё карты - любимый атрибут фокусников.

Открытая сторона карт называется лицом, закрытая - рубашкой. На лице, как и положено, нанесены изображения масти и значения - веса карты в карточных играх. Рубашки всех карт в колоде одинаковы.
Для большинства современных игр используется обычная, так называемая, французская колода (54 карты), либо её урезанный вариант (36 карт). Есть игры, для которых используют специальные колоды.

Наверное, не ошибусь, сказав, что в каждом доме есть хотя бы одна колода обыкновенных игральных карт. Такой привычный утилитарный предмет, но у него, как и у всего, что нас окружает, есть своя история.

Первые игральные карты появились в Восточной Азии: в Китае существуют упоминания игры, в которой использовались продолговатые листы, - они относятся к IX веку - периоду правления в династии Тан (618-917). Позднее игра продолговатыми листами упоминается в Корее и в Японии.
До появления бумажных карт китайцы и японцы использовали плоские продолговатые таблички из дерева, бамбука или даже из слоновой кости. В разных культурах карты принимали различные формы и вид: в Индии, к примеру, играли круглыми картами, которые назывались Ганджифа.


Старинные китайские карты

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Прадо - Мадрид)
Достоверных сведений о том, как карты попали в Европу, нет. Но, скорей всего маршрут был таким: из Китая через Индию и Персию в Египет, а уже из Египта в Европу. Собственно, арабы, а точнее, арабские купцы и моряки, как правило, являлись обычными посредниками заимствований из Китая.
В Египте во времена мамлюкского султаната (1250-1517) появились свои карты, которые напоминали современные карты Таро. Запрет Корана на изображение людей мамлюки соблюдали и поэтому наносили на карты только строгие геометрические орнаменты - арабески.

Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к XIV столетию. Чаще всего эти упоминания связаны с запретом карточных игр в разных европейских странах. Но, несмотря на все запреты, к середине XVI века в Европе в карты играли все от простолюдинов до королей.

Есть версия, что карты, в виде очень близком к современному, придумал некто Жакмен Грингоннер - шут французского короля
Карла VI Безумного. Король страдал душевным расстройством, а потому пребывал в печали и унынии. Чтобы как-то развлечь своего господина, шут занимал его разными карточными играми, которые тоже придумывал сам. Случись это в наше время, Грингоннер мог бы запатентовать свои изобретения и, учитывая популярность карт, несказанно обогатиться. Но дело было в XIV веке, приблизительно в 1392-ом году, поэтому никаких материальных выгод Жакмен Грингоннер не получил, но, именно благодаря ему, современная колода из 54-х карт называется французской.

Поскольку в карты играли шут с королём, то и картам были приданы соответствующие значения. Теперь понятно, почему есть такие карты, как короли и джокеры, и почему самой главной картой стал именно джокер.)))

Все картинки на картах с королями, дамами и валетами соответствовали конкретным историческим и легендарным персонажам.

Средневековая западноевропейская гравюра


Статуэтка "Карточная игра"
Германия - начало XX века

Канон - Canon
Играет ансамбль "Nova era"

Король - игральная карта с изображением короля. Обычно по старшинству стоит выше дамы и соответствует числу 13. В различных играх старшинство короля может сильно различаться.

В средневековой Франции карточных королей ассоциировали со следующими лицами:

Король пик: Давид, библейский царь.
Король червей: Карл Великий, первый император Запада.
Король бубен: Юлий Цезарь, древнеримский полководец.
Король треф: Александр Македонский, создатель одной из крупнейших империй Древнего мира.

При этом список прототипов сильно варьировался: различные мастера подписывали карты с изображением королей различными именами, среди которых фигурировали, в частности, Соломон, Август, Константин Великий и Хлодвиг.

Изначально фигурки на картах изображались в полный рост и только после 1830-го года для удобства игры изображения стали симметричными.


Короли из французской колоды 1813-го года выпуска

Короли из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Карл I ВеликийГай Юлий Цезарь Александр МакедонскийЦарь Давид
Император Карл Великий - портрет кисти Альбрехта Дюрера (1471-1528).

Цезарь - портрет кисти Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Александр Великий в образе Афины Паллады - портрет кисти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).

Царь Давид - портрет (после 1483) кисти Педро Берругете (1450-1503 или 1504).

Дама - игральная карта с изображением женщины. По старшинству обычно стоит ниже короля, но выше валета и имеет числовое значение 12.

В средневековой Франции дамы соответствовали следующим лицам:

Дама пик: Афина, богиня мудрости в древнегреческой мифологии.
Дама червей: Юдифь, библейский персонаж.
Дама бубен: Рахиль, библейский персонаж.

Дама треф называлась "Argine". Происхождение слова точно не установлено. Возможно, это анаграмма латинского слова Regina, означающего Королева, или искажённое Argea (Аргия) - имя, принадлежащее нескольким персонажам древнегреческой мифологии. Иногда даму треф ассоциируют с Гвиневрой, легендарной супругой короля Артура. В неё, согласно эпическим сказаниям, был влюблен рыцарь Артура Ланселот, которому традиционно соответствует валет треф. Но чаще всего французские художники на картах, соответствующих даме треф, рисовали фавориток современного им короля.


Юдифь, выходящая из шатра Олоферна Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Сандро Ботичелли (1445-1510) Артемизия Джантилески (1593-1653)

При гадании на картах дама червей обозначает любовь, что не может не озадачивать, зная, с каким персонажем изначально ассоциировали эту карту. Для этого воистину нужно было иметь весьма своеобразное чувство юмора.
Нечто в подобном роде было лет 20 тому назад у нас во Львове: прямо напротив одного из городских отделений милиции находилось кафе под названием "Немезида", где, среди других прочих, обедали сотрудники этого отделения милиции. Сначала ментам нравилось красивое название, но потом им, видимо, кто-то его растолковал и кафе "попросили" переименовать.

Исходя из вышесказанного, дорогие мужчины, когда вам покажется, что вы наконец-то встретили свою червовую даму и вы потеряете из-за неё голову, вспомните, что потеря головы может из фигуральной стать буквальной.)))

В некоторых источниках утверждается, что прототипом червовой дамы была Елена Троянская, более известная как Елена Прекрасная. Конечно, это более подходящий персонаж на роль королевы любви, чем дама с такой активной жизненной позицией, как Юдифь. Но Елена эта тоже, знаете ли, девушка весьма своеобразная. Люди там, понимаешь ли, воюют из-за неё, а она сидит себе дура дурой и ждёт, чем сердце успокоится.


Елена Троянская (1898)
Эвелин де Морган (1855-1919)

Дамы из французской колоды 1813-го года выпуска

Дамы из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

ЮдифьРахиль Диана де Пуатье Афина Паллада
Юдифь - фрагмент картины "Юдифь" (около 1504) кисти Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - Джорджоне (1476/1477-1510).

Рахиль - портрет кисти Маурицио Готтлиба (1856-1879).

Диана де Пуатье - фрагмент картины "Туалет дамы - Диана де Пуатье" (около 1571) кисти Франсуа Клуэ (1515-1572).

Афина Паллада - фрагмент картины "Паллада и кентавр" (1483) кисти Сандро Ботичелли (1445-1510).

Имея выбор из множества фавориток французских королей, на роль дамы треф выбрала Диану де Пуатье - фаворитку Генриха II, которая была всю его жизнь его единственной любовью - он влюбился в Диану, когда было ему всего шесть лет - и его официальной фавориткой, будучи при этом на двадцать лет старше короля.

Валет - игральная карта с изображением молодого человека. Имеет числовое значение 11, то есть, ниже дамы и выше десятки.

В средневековой Франции валеты соответствовали следующим лицам:

Валет пик: Хольгер Датский, известный как Ожье Датчанин или Ожье Арденнский (один из героев французских эпических сказаний, в том числе цикла о деяних Карла Великого).
Правда, существует и иная версия, в которой прототипом валета пик является Роланд - знаменитейший из героев французских эпических сказаний о Карле Великом, маркграф Бретонской марки.
Валет червей: Ла Гир по прозвищу Сатана, французский полководец эпохи Столетней войны.
Валет бубен: Гектор, вождь троянского войска.
Валет треф: Ланселот Озерный, рыцарь Круглого стола.


Валеты из французской колоды 1813-го года выпуска

Валеты из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Ла Гир Гектор ЛанселотХольгер
Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (один из соратников Орлеанской девы - Жанны д’Арк) - портрет кисти Луи Феликса Амьеля (1802-1864).

Гектор - фрагмент картины "Гектор зовёт Париса на битву" кисти Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751-1829).

Ланселот - фрагмент картины "Гвинерва и Ланселот" кисти Герберта Джеймса Дрейпера (1863-1920).

Ожье Датчанин - статуя Ожье Датчанина в замке Кронборг в Дании, рядом с городом Хельсингёр на северо-восточной оконечности острова Зеландия.

В карты играют особы королевской крови...

Уильям Мау Эгли (1826-1916) - Анна Болейн и Екатерина Арагонская за игрой в карты (1852)

В карты играют представители духовенства...

Луиджи Зукколи (1815-1876) - Карточные игроки

Гаэтано Беллей (1857-1922) - Удачливая рука

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Церковь в опасности

Вот уж где, действительно, церковь в опасности.)))

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Гадалка

В карты играют на деньги...

Лукас Лейден (1494-1533) - Игроки в карты (около 1520)

Игрой в карты занимают досуг и коротают время...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Эрмитаж - Санкт-Петербург)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в триктрак (галерея Эгнью - Лондон)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты (Королевский музей - Антверпен)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты

За картами разгораются нешуточные страсти...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в нарды. Сражение над картами

Из-за карт разыгрываются настоящие трагедии...

Леон Мари Констант Дансейрт (1830-1909) - Дуэль

В карточной игре обманывают доверчивых простаков...

Жан-Луи Эрнест Мессонье (1815-1891) - Игра в пикет, или Шулеры и простаки

Жорж Дюмениль де Латур (1593-5) - Шулер с бубновым тузом (около 1630), (Лувр - Париж)

За картами приятно проводят время галантные кавалеры и дамы...

Ян ван Олис (1610-1676) - Элегантная компания, или Игроки в карты

Очаровательные барышни...

Джон Эверетт Милле (1829-1896) - Черви козыри

Солидные мужчины...

Гюстав Кайботт (1848-1894) - Игра в карты

Мужчины попроще...

Поль Сезанн (1839-1906) - Игроки в карты

Крестьяне...

Карл Остерзетцер (1850-1914) - Картёжники

И просто влюблённые парочки

Вильгельм Флокенхаус - Играющие в карты

Даты жизни художника, увы, нигде не нашла. Многие сайты предлагают купить постеры с этой картины, весьма небесплатно, но ничего имеющего отношения к биографии художника нигде нет.

Статуэтка "Пара, играющая в карты"
Германия - середина XX века

О картёжниках и об игре в карты фильмов снято много, особенно, в конце 90-х и в 2000-х годах. Те, кто любит кино, знают эти фильмы. Я же привожу в сюжете только старые зарубежные фильмы, которые были сняты до 1990-го года и которые стали знаменитыми. Фильмы эти сняты в разных жанрах: в жанре драмы и в жанре комедии и в них снимались очень известные артисты.


Цинциннати Кид (1965) - художественный фильм производства США

Большой куш для маленькой леди (1966) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Генри Фонда и Джоан Вудворт

Афера (1973) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Пол Ньюмен и Роберт Редфорд

Покер Алиса (1987) - художественный фильм производства США
В главной роли - Элизабет Тэйлор

Блеф (1976) - фильм производства Италии

Туз (1981) - фильм производства Италии
В главной роли - Адриано Челентано

Фрагмент фильма "Туз" (1981) производства Италии
В роли Ассо - Адриано Челентано
Статуэтка "Картёжники"
Италия - конец XX века

Azzurro - Лазурь
Поёт Адриано Челентано

Лазурное небо этим вечером слишком голубое. Я сажусь в поезд и еду к тебе, но поезд моих желаний идёт в противоположном направлении...

Статуэтка "Игроки в карты"
Италия - конец XX века

Гадание на картах распространилось практически одновременно с игрой в карты. Особенно это дело полюбилось цыганкам и стало, что называется, их основным профессиональным умением.
А сколько книжных и оперных гадалок леденили душу своими зловещими предсказаниями!


Джузеппе Верди - сцена гадания Ульрики из оперы "Бал маскарад"
Ульрика - Ирина Богачёва
Фрагмент оперного спектакля Большого театра СССР из фильма-концерта Ленинградского телевидения "Поёт Ирина Богачёва" (1971)

Сегодня в восьми из каждых десяти домов Великобритании играют в карточные игры, но и в остальных, если хорошенько поискать, можно найти карточную колоду. Игра в карты настолько привычна большинству из нас, что нам даже кажется, что они существовали всегда.

Возможно, игральные карты были известны со времени создания человеком изобразительного искусства. Их история уходит так далеко в прошлое, что никто не может сказать точно, когда и где они появились впервые.

Кто придумал игральные карты?

Долгое время считалось, что игральные карты были изобретены китайцами, так как раньше бумажные деньги и игральные карты в Китае были практически идентичны. Мы знаем, что игральные карты существовали в Китае тысячу лет назад! Но все же в настоящее время нет ясности, кому отдать приоритет изобретения карт: китайцам, египтянам, арабам или индусам.

С самого своего появления карты стали одним из способов предсказания судьбы. Вполне возможно, что для этой цели они использовались до того, как стали применяться для различных азартных игр. В средние века с помощью игральных карт колдуны предсказывали будущее.

Когда игральные карты попали в Европу? Некоторые считают, что их привезли из своих походов крестоносцы. Другие говорят, что через сарацин они попали в Испанию или Италию, третьи - что цыгане привезли их в Восточную Европу. Несомненно, однако, что игральные карты были известны в Европе с XIII века.

Первоначально было много различных видов игральных карт. Распространены были, например, фигурные карты (их в колоде было 22, и среди них не было цифр) и цифровые карты (в этой колоде было 56 карт - и ни одной картинки). Французы первыми создали колоду из 52 карт. Они использовали цифровые карты и сохранили короля, даму, валета из фигурных карт. Эту 52-карточную колоду переняли англичане.

Самые ранние карты рисовались вручную, но с развитием резьбы по дереву игральные карты стали дешевле и очень быстро распространились среди простого народа.

Очень долгое время изобретение игральных карт приписывалось французскому живописцу XIV столетия Жаклину Грэнгоннеру, который якобы первым выдумал эти маленькие разрисованные картонные листки. И сделал он это с целью позабавить ими Карла VI в минуты просветления помраченного ума его величества.

Версию эту первыми опровергли в XVIII столетии два ученых литератора, аббаты де Лонгрю и Рив, которые в своих диссертациях убедительно доказали, что карты и карточные игры появились задолго до царствования этого бедного государя.

Первым же бесспорным доказательством этому служит подлинный акт Кельнского собора, воспрещавший карточную игру духовным лицам.

Этот акт появился гораздо раньше того времени, когда Грэнгоннер вручил нарисованные им карты страдавшему умопомешательством монарху. Полученный им за эти карты приличный гонорар побудил художника к творчеству, и он стал активно работать над усовершенствованием оформления карт. Он заменил некоторые фигуры на картах, а в царствование Карла VII внес дальнейшие изменения в изображения на картах и придумал фигурам те названия, которые они носят и теперь.

Так, по прихоти художника Давид, пиковый король , был эмблемой Карла VII, а король червовый был наименован Карлом Великим. Королева Регина в трефовой даме изображала Марию, супругу Карла VII.

Паллада, пиковая дама, олицетворяла Деву Орлеанскую, Жанну д`Арк. Рахиль, бубновая дама - нежную Агнесу Сорель, а червовая дама Юдифь - легкую "по нравственности" Изабеллу Баварскую. Четыре валета (оруженосцы) обозначали собою четырех храбрых рыцарей: Ожье и Лансело при Карле Великом, Гектора де Галлара и Ла-Гира при Карле VII. И другие названия карт были выдержаны художником во вкусе того времени - воинственной аллегории. Черви были эмблемой храбрости, пики и бубны представляли оружие, трефы - съестные припасы, фураж и амуницию. И наконец, туз (ас) в латинском своем значении представлял собой то, что всегда признавалось главным богатством войны - деньги.

Живописец Грэнгоннер, таким образом, хоть и не является изобретателем карт , но оставил своим соотечественникам и всем на наследство, которое во многом способствовало и способствует сейчас развлечению людей, и не только праздных, но и деловых, и привело к разнообразию занятий во всех слоях общества.

Феномен быстрого распространения карт по всему миру беспримерен. В карты играют во всех уголках земного шара. Темой исследования карты могут стать для философа и психолога, статистика и экономиста, для моралиста и служителя культа...

Надо признать, что происхождение карт до сих пор покрыто непроницаемым мраком. Слишком поздно спохватились ученые, время успело разрушить памятники, которые могли бы пролить свет на историю возникновения карт. Однако многие ученые люди посвятили большую часть своей жизни исследованию истории игральных карт.

Но, несмотря на все их усилия, история эта до сих пор изобилует многими белыми пятнами, запутана, и можно с уверенностью сказать, что едва ли кому-то удастся когда-нибудь выяснить, когда же на самом деле появились карты и когда в первый раз за игральный стол уселись первые игроки.

Из чего делали игральные карты

Вообще-то для карточной игры не обязательно иметь те игральные карты, которые мы знаем в настоящее время: прямоугольные, овальные, круглые или какой-нибудь другой формы, изготовленные из плотного картона. Они могут быть изготовлены из дерева, кожи, слоновой кости или даже из металла. Такие карты можно увидеть во многих музеях мира. В некоторых странах и до сих пор карты изготавливают из дерева, кое-где из пластиковых материалов в форме домино, особенно для таких карточных игр, как Рамс и Канаста . Таким образом, материал, из которого делают карты, может быть различным. Наиболее подходящим, однако, оказались карты, изготовленные из специальной бумаги. Причем такая бумага появилась почти одновременно во многих странах.

Если бумага действительно была изобретена в Китае еще в 105 году нашей эры, то видимо не намного позже появились и бумажные карты.

В отношении изобретения карт существует множество легенд. По одной из них, в доисторические времена одним разбойником была похищена прекрасная принцесса. Находясь в заточении, она изготовила из кожи карты и научила играть в них своего поработителя. Разбойник якобы бы так очарован игрой в карты, что в знак благодарности выпустил принцессу на свободу.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман. Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея - Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои - игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

Есть исследователи, которые называют другую личность, якобы изобретшую карты. Им якобы является один из семи мудрецов античной Греции, а именно философ Килон, который хотел помочь бедным забыть о еде. Для этого он изобрел карты, в которые стали играть бедняки и во время игры начисто забывали о голоде.

Перечень легенд и сказок об изобретении карт можно продолжить, но ясно, что они не являются изобретением одного единственного человека.

Каким же образом вырабатывались правила старых карточных игр

Можно предположить, что это были, прежде всего, комбинационные игры типа нынешних игр Рамс и Канаста, т. е. таких игр, в которых считалось необходимым как можно быстрее объединить карты по картинкам, цветам и т. д. Об этом свидетельствует тот факт, что были игры, в которых использовались карты не только с 3 и 4 изображениями, но и с 5, 6 и большим количеством. В Корее играют в карты с изображением 8 фигур: мужчины, лошади, антилопы, кролика, фазана, ворона, рыбы и звезды. И на каждую из этих фигур имеется по 10 различных кар, т. е. колода состоит из 80 карт.

Китайцы в старину играли даже на обесцененных денежных знаках. Так как монет было мало, а дальнее путешествие с большим количеством денег было опасным, уже в 7 столетии государство разрешило так называемые "летающие деньги". Для расточительной жизни своих дворов повелители нуждались все в большем количестве денег и велели печатать их целыми кучами. Деньги обесценивались с катастрофической быстротой, и дело дошло до того, что в 9 столетии они потеряли всякую ценность. Старые банкноты обменивались на новые в соотношении 1:100, 1:500, 1:1000, 1:2000... Именно в это время старыми деньгами начали играть в карты. И эти карты из денег просуществовали в Китае почти до конца 9 столетия. В Китае еще и сейчас играют в карты, на которых изображены генерал, два советника, слоны, лошади, боевые колесницы, орудия, а также 5 солдат. Эти 16 фигур раскрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. Каждая масть повторяется дважды, и таким образом, общее число карт в колоде составляет 128 штук. Характерной для китайских карт всегда была их форма: они длинные и узкие.

Совершенно иная форма у индийских карт, они квадратные, а иногда и круглые. Индийские карты обычно имели 4 масти, но были карты и 12 цветные, и каждый цвет насчитывал 12 карт, т. е. количество карт в колоде составляло 144.

Когда игральные карты появились в России

Предположительно в России карты появились вскоре после их появления в Европе, в частности в Германии и во Франции. Они довольно быстро проникли прежде всего в правящие круги. Во всяком случае, уже при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне карточные игры, особенно в придворных кругах, процветали, а наивысшего своего расцвета карточные игры достигли в царствование Екатерины II. Достоверно известно, что екатерининские вельможи играли почти все поголовно. Многие из них ставили на карту колоссальные состояния, при этом проигрывались земли в десятки тысяч десятин и крепостной народ. Крестьяне сплошь и рядом, просыпаясь утром, узнавали, что они по прихоти хозяина проиграны другому лицу и переходят в его собственность. Дворовые девки, особенно красивые, шли на карту иногда за колоссальную сумму, и наряду с ними на карту шли охотничьи собаки и породистые лошади.

О том, когда карты появились в России, точных сведений нет. Некоторые исследователи полагают, что это случилось довольно поздно, приблизительно во второй четверти 9 столетия. Однако это противоречит другим очевидным фактам. Исследователь Ю. Дмитриев сообщает, что еще в 1759 году механик Петр Дюмолин, приехавший в Москву, в одном из домов в Немецкой слободе демонстрировал "движущиеся карты". А другой российский исследователь А. Вяткин относит появления карт в России к еще более раннему сроку, к 7 столетию, и обосновывает это известным царским Уложением от 1649 года, в котором предписывалось с игроками поступать, "как с татями", т. е. с ворами. По мнению того же Вяткина, карты пришли в Россию через Украину, из Германии ("тамошние казаки коротали время за карточной игрой").

О том, что карты появились в России одновременно с их приходом в Европу, свидетельствует и то, что россияне "шли в ногу" с европейцами в освоении секретов многих карточных игр.

Видео: История игральных карт