Круговороты жизни и смерти. Тема урока "Великий круговорот жизни"
Урок 24. Великий круговорот жизни
Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.
Развивающая: способствовать развитию мышления и речи; формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем.
Оборудование: схема «Круговорот жизни»; карточки «о рганизмы-производители», «о рганизмы-потребители», «о рганизмы-разрушители», «р астения», «ж ивотные», «б актерии, грибы».
Сценарий урока
I. Проверка выполнения домашнего задания.
Коллективная беседа:
– Можно ли грибы отнести к миру растений? Почему?
– Можно ли грибы отнести к миру животных? Почему?
– Все ли грибы можно употреблять в пищу?
– Как часто называют сбор грибов?
– Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?
Викторина «Проверь себя».
II. Актуализация опорных знаний.
– Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.)
– Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.)
– Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.)
– Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.)
– Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.)
– Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.)
– Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.)
– Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.)
III. Сообщение темы и задач урока.
– Ответьте на вопросы и прочтите тему урока.
1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли.
2. Что изучает ботаника?
3. Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли?
4. Что придаёт почве тёмный цвет?
5. Что необходимо растениям для роста?
6. Живые существа, которых изучают зоологи.
7. Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы?
8. Организм, имеющий шляпку и ножку.
9. Верхний слой земли.
10. Главное условие для питания растений.
– Вам знакомо слово «круговорот»? (Мы изучали тему «Круговорот воды в природе».)
IV. Изучение нового материала.
1. Основные звенья круговорота жизни.
Рассказ учителя.
– Итак, тема урока – круговорот в жизни.В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас?
Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов:
1. Организмы-производители.
2. Организмы-потребители.
3. Организмы-разрушители.
Организмы-производители. Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического – питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы – перегной. Образуется круговорот. (Напомнить, что листья растений – это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету).
Организмы-потребители. Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот.
Организмы-разрушители. Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли.
2. Роль разных царств живой природы в круговороте жизни.
Рассказы учащихся.
– В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо.
Растения – организмы-производители.
1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.
2. Из всех организмов только растения способны использовать энергию Солнца, они создают при этом питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и минеральных солей. р астения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, пригодная для дыхания.
3. Растительность служит пищей для травоядных животных.
4. Растения – основное звено в сложной цепи всех организмов, включая человека.
5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва.
ж ивотные – организмы-потребители.
1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными, они играют большую роль в распространении семян растений.
2. Следует добавить и то, что животные, как и растения, участвуют в образовании почвы. Многие насекомые, в их ряду муравьи, черви, и многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их воздухом и вентилируют почву.
3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье.
Бактерии и грибы – организмы-разрушители.
1. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли.
Бактерии разрушают растительные остатки для того, чтобы добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями.
2. Грибы и бактерии в результате разрушения растительных и животных остатков постоянно обогащают почву питательными веществами. Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев.
3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения.
4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков.
3. Роль почвы в круговороте жизни.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Огромную роль в круговороте жизни играет почва.
Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ.
– Вспомните, что составляет главную часть почвы. (п ерегной.)
– Что образуется под действием перегноя? (о бразуются соли.)
– Кто их использует? (и х используют для роста и развития.)
– Кто питается растениями? (р астениями питаются животные.)
– Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (и х остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.)
Работа с учебником.
– Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль (имеют свою «профессию») в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.
Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах-потребителях, производителях, разрушителях.
– Мы подтвердили свои предположения. Рассмотрите схему (с. 119). Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов.
– Рассмотрите схему на доске. Какие процессы происходят в почве? (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.)
– Совершенно верно. Соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.
Рассказывая, учитель показывает указкой на схему, расположенную на доске:
– и так, все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.
ф изкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради (с. 56).
2. Обсуждение проблемных ситуаций.
1-я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.
Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.
Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.
Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи.
Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться.
– Какой можно сделать вывод ? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.)
2-я ситуация. п редставьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет.
Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе.
Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле!
Приведем самый простой пример «Бабочка и цветок». Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом.
Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы.
Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека.
– По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше.
VI. Контроль и самопроверка знаний.
Учащиеся самостоятельно выполняют тестовую работу.
Тест
– Выбери правильный ответ.
1. Какие три группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу:
а) разрушители;
б) строители;
в) производители;
г) потребители.
2. Какие организмы учёные-экологи называют производителями?
а) р астения; б) животные; в) грибы; г) бактерии.
3. Какие организмы учёные-экологи называют потребителями?
4. Какие организмы учёные-экологи называют разрушителями?
а) р астения; б) животные; в) грибы и бактерии.
5. Какую роль в круговороте жизни играет почва?
a) с неё испаряется вода;
б) по ней передвигаются животные;
в) в ней накапливается запас питательных веществ.
VII. и тог урока. Рефлексия.
– С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?
– Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?
Вывод : все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.
– в ыскажите свое мнение, опираясь на фразы:
1. «Сегодня на уроке я узнал, что…».
2. «Я не знал раньше, что…».
3. «Оказывается, …» .
4. «Для меня стало новостью, что…».
д омашнее задание (по выбору учащихся): 1) написать мини-сочинение «Если с Земли исчезнут растения (животные)»;2) изготовить модель, демонстрирующую круговорот жизни;3) по схеме рассказать о круговороте жизни на Земле.
Тема. Великий круговорот жизни (3 класс )
Цели: 1.познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота; 2. развивать мышление и речь; 3. воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: карточки «организмы-производители», «организмы-потребители», «организмы-разрушители», отрывок из мультфильма «Король Лев».Ход урока.
1.Оргмомент.Проверьте рабочее место. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приступим к занятию с хорошим настроением
Сегодня мы вспомним весь раздел, который мы изучали, и узнаем, как связаны между собой живые организмы. А какой это раздел? (Эта удивительная природа)
2. Актуализация опорных знаний. Слайд 1
1. На какие две группы можно разделить все природные объекты? (Природа бывает живая и неживая.)
2. Назовите объекты живой природы. (растения, животные, бактерии, грибы)
3. Назовите признаки жизни (рождение, питание, дыхание, рост, размножение, движение, смерть)
4. Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце, почва)
Природа
Живая
Неживая
- Растения
- Вода
Воздух
Солнце
Почвы
5 . Какое значение имеют воздух, вода и солнце для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода для питания и роста, солнце дает тепло).
6. Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)
Какую роль играет почва в жизни живых организмов? Вспомним, отгадав кроссворд, и узнаем ключевое слово урока
3. Сообщение темы и задач урока. (на доске)
Назовите главное свойство почвы. (Плодородие)
Что придаёт почве тёмный цвет? (перегной)
Из чего образуется перегной? (остатков)
Под действием этих живых существ перегной превращается в соли. (бактерии)
Вы догадались, какое ключевое слово было спрятано? КРУГОВОРОТ
Вам знакомо это слово? (Да. Мы изучали тему «Круговорот воды в природе»)
Давайте внимательно посмотрим отрывок из мультфильма «Король Лев».
О каком круговороте говорит Король Лев, когда рассказывает Симбе о саванне? (Просмотр отрывка, видео 1 мин.)
- О каком великом круговороте говорит Король Лев? (О великом круговороте жизни). кВеликий
Король Лев был совершено прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей.
4. Работа по теме урока. Беседа.
- Основу круговорота составляют три группы организмов: 1. организмы - производители; 2. организмы - потребители; 3. организмы - разрушители. ОРГАНИЗМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРГАНИЗМЫ-ПОТРЕБИТЕЛИОРГАНИЗМЫ-РАЗРУШИТЕЛИ
5. РАБОТА В ГРУППАХ.Вам что-нибудь понятно? Мне нет. Я предлагаю вместе разобраться. Вы поработаете экологами и выясните, кто такие организмы- производители (1 ряд), потребители (2 ряд), разрушители (3 ряд).
Работая в группе с учебниками вы ответите на 2 вопроса. Старшие групп получают задания- карточки.
(1 РЯД) 1. Кто относится к организмам – производителям? 2. Почему их так называют?(2 РЯД) 1. Кто относится к организмам- потребителям? 2. Почему их так называют?
(3 РЯД) 1. Кто относится к организмам- разрушителям? 2.Почему их так называют? Выслушиваем ответы детей. Дети 1гр: Организмами – производителями учёные – экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей). Дети 2 гр.: Организмами – потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Дети 3 гр. : организмы - разрушители это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря грибам и бактериям эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
Рассмотрите схему на с.124 . Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов.
Д.: Я считаю, что это почва. - Какие процессы происходят в почве?Дети: В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают. А затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
Кто расскажет по схеме как происходит круговорот жизни? (Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов- разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.)
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.1. Обсуждение проблемных ситуаций. - Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Д.: - Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.
- Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.
- Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.
- Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться.
7. ИТОГ УРОКА.
- Что является участником круговорота жизни? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни)
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1. Читать стр.125 - 127. 2. Работа в рабочей тетради №1. стр. 56. №1. - Выполните задание №1. Поставьте цифры против каждого рисунка. Объясните своё решение. (Возможны вспомогательные вопросы) Рассмотрите рисунки. 1. Кто изображён на первом рисунке? К какой группе организмов в круговороте жизни они относятся?(Потребители). 2. - Что изображено на 2 рисунке? (Разрушители). 3. - Что изображено на 3 рисунке? (Производители). - Выполните задание №2. - Проведите стрелочки так, чтобы в схеме получился круговорот жизни.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.
Поприветствуйте гостей.
Садитесь.
Повторение изученного.
Вспомните, какая бывает природа? (живая, неживая)
Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце…)
А что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, микробы…)
Назовите признаки жизни. (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть)
К какой природе: живой или неживой, мы отнесем почву?
Скажите, что изображено на этой схеме? (круговорот воды в природе)
Объясните, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе?
Постановка цели урока.
Прежде чем мы отправимся по неизведанным страницам учебника, я хочу, чтобы вы посмотрели отрывок из мультфильма «Король Лев».
(просмотр мультфильма)
О чем говорил лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (о круговороте жизни)
Король Лев был совершенно прав, Круговорот жизни действительно существует и каждый живой организм является его частичкой. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об этом великом круговороте жизни.
Ребята, основу круговорота составляют три группы организмов:
- Организмы – производители,
- Организмы – потребители,
- Организмы – разрушители.
Отгадав загадки, мы с вами узнаем, какие организмы экологи называют производителями, потребителями, разрушителями.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (лес).
Организмами производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения, используя энергию СОЛНЦА, способны создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом
Ушки торчком. (зайчик).
Скажите, как одним словом можно назвать медведя и зайца? (животные)
Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
А все ли животные питаются растениями? (нет)
На какие группы мы можем разделить животных? (травоядные и плотоядные)
Глубоко был спрятан он
Раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (мухомор).
О чем сейчас мы отгадывали загадки? (о грибах)
Грибы и бактерии – это организмы – разрушители. Они разрушают останки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается, и образуются необходимые растениям соли.
Физминутка.
Круговорот жизни – продолжение лекции.
Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо!
Огромную роль в круговороте жизни играет почва.
Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.
Работа в тетради. Ст. 56 № 1,2.
Итог урока.
Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
Почему растения называют организмами-производителями?
Какие организмы называют потребителями?
Какие организмы названы экологами разрушителями? Почему?
Представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:
- Растения;
- Животные;
- Грибы, бактерии;
- Почва.
Учебник ст. 126 прочитайте вывод.
Домашнее задание.
Учебник ст. 126 задание №2,
«Проверь себя» ст. 126.
Тема : Великий круговорот жизни
Цели : Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе; формировать уважительное отношение к природе.
Оборудование : мультимедийный проектор, диск со слайдами , карточки для практической работы.
Ход урока:
Организационный момент
Введение в тему урока.
(Детям раздаются кроссворды. Учитель читает определение, дети заполняют кроссворд)
Взаимопроверка и сверка со слайдом. (Слайд №1)
Работа оценивается.
Первое звено в цепи питания . (Растения)
Второе звено в цепи питания. (Животные)
Без этих животных стало бы тесно. (Хищники)
Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух)
Что необходимо растению для производства питательных веществ из углекислого газа и воды? (Солнце)
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? (Вода)
Что образуется из перегноя под действием бактерий? (Соли)
Верхний плодородный слой земли? (Почва)
Не растения и не животные? (Грибы)
Под действием кого получается перегной? (Бактерии)
Прочитайте ключевое слово. (Круговорот)
В толковом словаре русского языка слово это означает «беспрерывное движение».
С каким круговоротом мы уже знакомы?
Расскажите коротко о круговороте воды в природе.
(Дети рассказывают о круговороте воды в природе , используя рисунок на слайде) (Слайд №2)
Как вы думаете, ребята, почему в доме бывает порядок? (Потому, что его никто не нарушает и потому, что его все время поддерживают)
А благодаря чему поддерживается порядок в природе? (Проблема)
На этот вопрос постараемся найти ответ сегодня на уроке.
Сообщение темы урока, постановка цели. (Слайд №3)
Запись темы урока в тетрадь.
Изучение нового материала
«Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь». Не будь на Земле живых существ , планете была бы уготовлена участь ядовитой парилки, как на Венере (Слайд №5), или остывшего пустынного тела, как на Марсе(Слайд №6). Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создали предшественники , и в свою очередь преобразовывали Землю для потомков.(Слайд №4)
Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда осматривали саванну?
(Дети инсценируют отрывок из мультфильма «Король Лев»)
Король Лев : Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.
Симба: Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев : Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем ее едят. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
Работа по схеме на слайде (Слайд №7)(Ответы ребят дополняются учителем)
Ученые-экологи в основу круговорота жизни определили три группы организмов (дети читают): организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители.
Как вы понимаете слово «производители»?
О каком производстве идет речь?
(Дети рассказывают о производстве питательных веществ растениями , параллельно заполняется схема на слайде)
Организмы – производители – это растения, так как только они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.
Кто же такие потребители?
Организмы потребители – это животные, так как они потребляют вещества, которые производят растения.
Кто же являются разрушителями?
Организмами-разрушителями являются грибы и бактерии. Они разрушают остатки мертвых животных и растений. Остатки благодаря им перегнивают, а затем перегной разлагается , и образуются соли, которые используют другие растения.
Как видите, ребята, представители разных царств живой природы участвуют в круговороте жизни, и у каждого своя роль. Каждое из этих звеньев необходимо.
А что еще играет огромную роль в круговороте? (Почва)
Главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда животные умирают, то остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, и т.д. так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И этот круг разорвется , если исчезнет почва.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
Вывод: все живые существа и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.
Закрепление
(Рассматривание схемы в картинках, рассказ ученика по схеме)
Физкультминутка
Практическая работа (Слайд №8)
Детям раздаются картинки представителей разных царств. Распределить их в три группы и составить круговорот жизни, используя некоторые рисунки.
Итог урока
Домашняя работа (Слайд №9)
Придумать и изобразить свою схему круговорота жизни на Земле