История возникновения и этапы становления судебной власти. Судебная власть: ее развитие и становление в России

B пособии представлена хронология развития суда в России в IX-XXl вв. Изложены взглялы на сушность сулебной власти, предложена периодизация ec развития. Даиы историография суда и исполнительною производства. Для студентов юридических вузов, аспирантов и преподавате­лей. Излание будет полезно студентам, обучаюшимся по специ­альностям «История» и «Политология»

Модуль I

Модуль Il Суд в Российской империи в XVIII - первой половине XIX в.

Модуль Ill

Судебная система Российской империи середины XIX - начала XX в.

Модуль IV

Российское правосудие в XX - начале XXI в.

Книги и учебники по дисциплине История государства и права России:

  1. Максимъ Ковалевскій. СОВРЕМЕННЫЙ ОБЫЧАЙ И ДРЕВНІЙ ЗАКОНЪ. MOCKBA. Типографія В. Гатцукъ, Никитскій бульваръ, собствен, д. l886. - l886 год
  2. Максимъ Ковалевскій. СОВРЕМЕННЫЙ ОБЫЧАЙ ДРЕВНІЙ ЗАКОНЪ. ОБЫЧНОЕ ПРАВО ОСЕТИНЪ ВЪ ИСТОРИКОСРАВНИТЕЛЬНОМЪ ОСВѢЩЕНІИ. MOCKBA. Типографія В. Гатцукъ, Никитскій бульваръ, собствен, д. l886. - l886 год
  3. КОСАРЕВА Владислава Владимировна. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (вопросы общей теории и юридической техники). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2019 - 2019 год
  4. Газизова Лейсан Махмутовна. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уфа - 2018 - 2018 год
  5. История государства и права РФ. Ответы к экзамену - 2017 год
  6. Бычкова Светлана Борисовна. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВУ В РОССИИ (XV - НАЧАЛО XX ВВ.). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород - 2015 - 2015 год
  7. ГООВ Ислам Мачраилович. ОБЫЧНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Махачкала - 2015 - 2015 год
  8. Климачков В.М., Шатилов С.П.. Становление и развитие юридического образования в России: монография. - Барнаул, 2014. - 100 с. - 2014 год
  9. Печников В.Н.. История отечественного государства и права: учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета / Печников В.Н. - 2-е изд., пересмотр. - Казань,2014. - 198 с. - 2014 год
  10. Абазов А.Х.. Нальчикский округ в судебной системе Терской области (последняя треть XIX - начало ХХ в.). - Нальчик: Издательский отдел КБИГИ,2014. - 108 с. - 2014 год

Суды являются институтом современного государства, обеспечивающим разрешение экономических, гражданских, административных, уголовных и иных споров в соответствии с принятыми нормами права. В той мере, в которой судебная система создает предсказуемую и справедливую правовую среду, обеспечивает надежную защиту прав граждан и их объединений, в том числе права собственности, она способствует экономическому росту. Необходимость возобновления экономического роста в России и обеспечения долгосрочной стабильности ставит на повестку дня вопрос о совершенствовании судебной системы, повышении авторитета судебной власти.

Судебная система РФ развивалась не одно столетие, начиная с реформ Александра II, она продолжает свое развитие и по сей день.

Именно реформа Александра II стала основой для современной судебной системы. Отметим, что суды на Руси существовали еще до данной реформы, однако носили либо непостоянный характер, либо не имели прочной нормативно-правовой основы. Исходя из этого, можно выделить четыре исторических этапа становления судебной системы в России.

1 этап – до реформы Александра II. Еще в 1649 году Земским Собором было принято Соборное уложение, которое состояло из нескольких частей, выделяющие материальные положения, т.е. нормы о правонарушениях и преступлениях, а также процессуальные, представляющие собой нормы о самом судопроизводстве. К тому же, в данном документе было отмечено деление населения на отдельные неравные по правам категории. Также заметно выделяется разница между гражданским и уголовным процессами.

В правлении Петра появляются новые судебные органы, незнакомые до этого на Руси – Сенат и Юстиц-коллегия. Полномочия между ними были распределены таким образом, что Юстиц-коллегия являлась органом управления всеми судами, а Сенат занимался разрешением сложных дел.

Чуть позже, также при Петре I был издан указ от 5 ноября 1723 года «О форме суда», который придал судам состязательную форму процесса, что не было с введения Соборного Уложения.

2 этап – реформы Александра II и Александра III. С начала правления Александра II в судебной системе начались существенные изменения. Именно в этот период были приняты судебные уставы («Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского судопроизводства»), которые вводили учреждения, общие для всех сословий.

В то же время суды были поделены на три категории: мировой суд, окружной суд и судебная палата. Однако по указанию императора, если дело, по его мнению, носило важный политический характер, то его рассматривал Верховный уголовный суд.

В период судебной реформы 19 века в уголовном судопроизводстве оценка доказательств была предоставлена не только должностному лицу, но также представителям народа. В начале 20 века в советский период государственности суд присяжных был упразднен. Вновь учрежден судебно-правовой и конституционной реформой в Российской Федерации в 1993 году.

В период с 1864 по 1917 год присяжные заседатели имели место быть в уголовном процессе России, для них была характерна как историческая, так и системная эволюционность, а также значительная изменчивость государственно-территориального распространения.

Суд присяжных в России возник вместе с судебной реформой 1864 года, которая представляет собой эволюцию от феодального положения судебной и процессуальной системы крепостной России к современным буржуазным институтам права.

В то время была установлена новая система суда: суд с избираемыми судьями, мировые судьи и съезды мировых судей, суды с назначаемыми судьями, окружные суды и судебные палаты. Каждый уезд с входившим в него городом, а также даже и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков. В каждом из уездов имелся участковый, мировой и почетный судья.

Роль мировой юстиции была большой, потому что она пришла на замену одного из самых распространенных судов в России крепостных времен - суд помещика.

Реформа 1864 года вводит новейшую систему общих судов. Суды первой инстанции - окружные суды, которые создавались на два или более уезда и в их состав входили председатель и члены суда. Одним из новых институтов, которые были введены реформой на уровне первой ступени общей судебной системы, явились присяжные заседатели.

Как указывалось в статье 45 Устава уголовного судопроизводства, присяжный заседатель - лицо, которое достигло 25 лет, и не старше 70 лет, которое обладает цензом оседлости. Выборы присяжных заседателей происходили следующим образом: создавался список, включающий почетных мировых судей, выбранных должностных лиц, судей из крестьян и прочих лиц, имеющих доход, либо собственность. В данные списки категорически не могли включаться военные, прислуга, наемные работники, священники, учителя, а также люди, которые не были обучены грамоте. Данные списки были основой для составления уже очередных и запасных списков на год. До судебного заседания, за месяц, председатель суда по жребию выбирал 30 основных заседателей и 6 запасных. В заседании принимали участие 12 присяжных заседателей. На присяжных заседателей также могли подать отвод, как подсудимый, так и прокурор. Из числа тех заседателей, которые не были отведены, избирались двенадцать присяжных, из которых один был старшим.

3 этап – судебная система времен СССР. Важным для становления судебной системы РФ является период советской власти, когда с 1917 года на год была приостановлена работа мировых судей, следователей, прокуроров и адвокатов . Далее с созданием Конституции СССР от 1936 г. ранее существовавшая судебная система подверглась существенным изменениям, однако большее значение для судебной системы имеет Конституция СССР 1977 г.

4 этап – судебная система современной России.

В 1990-е годы в России появилась необходимость проведения судебной реформы. Концепция судебной реформы 1991 года в качестве основой задачи определила построение правового государства, а также утверждение независимой судебной власти .

Основные направления судебной реформы также получили свое закрепление и развитие в Конституции Российской Федерации 1993 г. Конституция РФ гарантировала судебную защиту прав и свобод граждан, было закреплено равенство всех перед судом и законом, была определена независимость судей, а также равноправие и состязательность сторон.

Начало современной России идет с принятия Конституции новообразовавшимся государством в 1993 году. Появилась новая модель судопроизводства, которая предусматривала гарантии деятельности судей, определяла статус Конституционного, Высшего и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, закрепляла право любого гражданина на судебную защиту. Важным шагом было создание федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 гг. Данная программа имела задачу информатизации судов общей юрисдикции, и по итогам её работы, Совет судей постановил задачу выполненной, так в судах Российской Федерации была внедрена Государственная автоматизированная система «Правосудие» .

Далее следовала федеральная программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2013 гг., что было гарантией открытости и прозрачности правосудия в стране, увеличением доверия граждан к системе, обеспечения независимости судей, а также повышения уровня исполнения судебных актов. В рамках данной программы в 2010 г. Высший Арбитражный суд РФ пустил в ход новейший информационный ресурс – картотеку арбитражных дел, а спустя некоторое время Президиум Высшего Арбитражного суда начал вести трансляции своих заседаний. Так, любой гражданин может вести наблюдение над ходом того либо иного дела и рассматривать некоторые документы, прикрепленные к нему.

На данный момент в Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2014-2020 гг., которая предусматривает огромное количество изменений.

В современной России одной из проблем инстанционной системы уголовного и гражданского процесса в течение длительного времени выступало параллельное существование двух инстанций по пересмотру не вступивших в законную силу судебных актов - кассации и апелляции. В соответствии с УПК РФ и ГПК РФ апелляция была применима по отношению актов мировых судей, а остальные акты, не успевшие вступить в законную силу - обжаловались в кассационном порядке. Такое положение не соответствовало конституционному принципу равенства всех перед законом и судом; инстанции друг друга дублировали. Кассация выполняла не свойственные ей функции, что не соответствовало также и мировым стандартам .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что история развития судебной системы в нашей стране уходит в глубину веков и предназначается для разрешения споров. Судебная власть в России постоянно изменялась и совершенствовалась. С ее развитием появились специализированные органы и должностные лица правосудия, которые были призваны разрешать споры людей. При развитии и усложнении данных органов постепенно сложилась современная судебная система.

Список литературы:

  1. Бошно С.В. Теория права и государства. Учебник. Сер. Российское юридическое образование (2-е изд., перераб. и доп.). М., 2011.
  2. Гравина А.А. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: Монография / А.А. Гравина, В.П. Кашепов, О.В. Макарова [и др.]; отв. ред. В.П. Кашепов. – М., 2016. – СПС «КонсультантПлюс».
  3. Комкова Г.Н Система защиты прав человека в Российской федерации. Учебник. М.: Издательство «Проспект», 2017.
  4. Михайлова Н.С. Направления развития института мировых судей // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 578-580. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://moluch.ru/archive/108/26019/ (29.07.2016).
  5. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 9-4. С. 136-138
  6. Яковлев В.Ф. Опыт создания арбитражных судов // Вестник ВАС РФ. 2012. № 1. С. 6–25.

Тема 1. Суд, судебная власть: генезис и эволюция

Понятие суда. Предпосылки формирования судебной власти. Основные подходы к трактовке момента возникновения судебной власти Факто­ры. способствующие генезису правосудия.

Зарождение судебной власти ма Руси. Основные этапы истории судебпой власти в России.

Стадии развития судебной влаети:

1) выделепне особой публіічпои функции - разрешение социаль­ных конфликтов;

2) создание специальных органов власти, которым делегируется су­дебная функция;

3) формирование судейского корпуса - носителя судебной власти;

4) привлечение населения к отправлению правосудия;

5) формирование самостоятельной ветви власти - судебпой;

6) становление принципа разделения властп н институционализа­ция судебной власти:

7) формирование судейского сообщества;

8) инкорпорация в национальные правовые системы принципов н норм международного права,

9) создаиие наднациональных судебных структур.

Тема 2. Судебная власть: понятие, сущностные характеристики

Плюрализм подходов к определению судебной власти Характеристика институционального, функционального, коммуникативного н смешан­ного подходов. Сущность и признаки судебной власти: реальность, ди­намичность, верховенство, правоприменительная форма проявления судебной властп, нормативная заданность судебной власти, правосудие как форма опосредования судебной власти и др.

Место судебной власти в общественной жизпн. Основные аспекты судебной власти: директивный, технологический, коммуникативныи.

Судьи как основной элемент судебной сиетсмы. Судебная бюрокра­тия. Судейский корпус. Судейское сообщество.

Судопроизводетво: нонятне и сущноеть. Соотношение понятии «судебная влаеть», «правосудие», «судопроизводство», «суд».

Тема 3. Судебно-властное отношение: критерии эффективности

Признаки судебно-властных отношений. Понятие судебно-властных отношений. Состав судебных властеотношений: субъекты, объекты, состав.

Качество судебной деятельности Понятие эффективности судебной деятельноети. Критерии эффектнвноетн судебной деятельности. Меро­приятия по повышению эффективности судебной системы. Критерии эффективной деятельности. Оценка эффективности через соотношение целн, задач правосудия, деятельности судов по их достижению, резуль­татов этой деятельности.

Тема 4. Судебные органы в Древнерусском государстве

Зарождение суда в Древией Руси. Княжеский суд. Роль обычая в судо­производстве. Руеская Правда. Уставы кисвских князей.

Особенности судебного процесса в Киевской Руси. Участники су­дебного процесса. Процессуальные отношения сторон. Свод Гонение следа. Средетва доказывания. Послухи и видоки. Суды Божии. Судеб­ный ноединок. Письменные акты.

Решение и его исполнение. Понимание исполнитсзьного производ­ства в ранний период развития российского государства. Первые ис­точники права, содержашие нормы исполнительного характера. Нормы об исполнении в Договоре Олега с греками, договоре Новгорода с нем­цами, Новгородской Судной грамоте. Русской Правде.

Первая реформа исполнительного производства в России 1261 r. Первый законодательно урегулированный способ исполнения судебных решений - «отдача готовою». Появление первых должностных лиц, специализирующихся на исполнсмип судебных решений о взыскании денежных сумм Задачи «пра- ветчиков» Контроль суда за процессом исполнения по ресІюрме 1261 г.

Тема 5. Особенности суда в Новгороде и Пскове

Псковская судная грамота: структура, источники, общая характеристи­ка. Новгородская судная грамота: структура, источники, обшая харак­теристика.

Структура судебных органов в Новгороде и Пскове Суд веча, под­судность, порядок организации и деялельноетн.

Совет господ: состав, компетенция, порядокдеятсльности.

Суд князя и посадника. Соотношение н взаимосвязь полномочий кня­зя и посадника. Категории дел, отпосяіцихея к их подведомственности.

Суд князя: компетенция, порядок деятельности.

Посадник как судебный оріан: компетенция, норядок деятельности. Тысяцкий. Права н обязанноети.

Суд владычня Компетенция суда. Зависимость от Новгородского енископа. Особенности применяемых источников права. Номоканон.

Архиеииском. Порядок избрания. Роль архиепископа в судебном производстве.

Суд братчнмы. Порядок образования. Компетенция.

Суд выборных псковских: компетенция, порялок производства.

Тема 6. Судебная власть в Московском государстве

Развитие права в Московском государстве. Классификация источников судебного права.

Судебник 1497 г. Причины еоздания. Иеточники. Структура н со­держание.

Судебник 1550 г. Причины создания. Источники. Структура и со­держание.

Соборное Уложение 1649 r. Причины создашія. Источники. Струк- лура и содержание.

Тема 7. Система судебных органов в Московском государстве

Великим князь, царь как судебные органы. Боярская Дума. Состав и компетенция Думы. Порядок рассмотрения дел. Расправная Палата.

Приказы Возникновение первых приказов в XVI в. Структура при­казов: судьи, дьяки, подьячие. Столы. Порядок назначения должност­ных лиц. Виды приказов.

Территориальные судебные приказы: внды и компетенция.

Сословные приказы: виды и компетенция.

Судебные приказы для отдельных групп населения: вішы н компе­тенция.

Церковный суд. Сущность церковного правосудия. Патриарший приказ: подведомственность и подеудность. Патриарший двор. Мона­стырский нрпказ

Вотчннный суд. Причины существования. Компетенция и порядок деятельноетн.

Учаетие населения в отправлении правосудия. Сотские, старосты, судные мужи, целовальннки.

Зарождение инстанциошіых отношении. Доклад. Пересуд. Апелзяция.

Тема 8. Судебный процесс в Московском государстве

Основные формы процесса. Обвинительный процесс («суд»). Следст­венный процесс («розыск»), Подсудноеть. Правила определения под­судности цена иска; место жительства сторон; место совершения пре­ступления. Изъятие отдельных категорий лел нз общей подсудности

Обвинительный процесс. Участники. Запрет выступать в качестве истца для отдслыіых категорий лиц «Челобитиая». «приставная па­мять» и «срочная» как процессуальные документы досудебной стадии процесса

Вызов в суд. Сроки вызова в суд «Приставная память» и «зазывная грамота»: понятие и различие между нимн. Лица, обеспечивающие явку в сѵд. Последствия неявки сторон в суд.

Поручительство, цели, поручители Развитие института представи­тельства. Виды представительства.

Судебные доказательства. Послушество и ею формы. «Ссылка из виноватых»: понятие: случаи признания сеылки безусловной. «Обшая ссылка», ограничение «обшей ссылки». Свидетельские показания. Ли­ца, не допускаемые в качестве свіщетелен Последствия неявки свіще- теля. Повальный обыск, условия его применения.

Суды Божнн. «Поле»: понятие и условия применения. Крестное целование: значение, процедура акта присяги. Лица, допускаемые к крестному целованию. Жребий: значение и условия применения.

Піісьмсішыс акты как доказательства.

Сила судебных решений. Восстановление решенных дел. основа­ния; условия запрета на восстановление.

Розыск. Стороны в розыскном процессе Государство как истец в розыскном процессе.

Характер досудебных отношений в розыскном процессе. «Записи», «зазывные грамоты», «погонные грамоты»

Средетва розыска. Поличное как средство розыска. Повальный обыск, эволюция его значения как доказательства. Процедура и виды повального розыска. Собственное нризііаиис н пытка. Цели примене­ния нытки. Возрастание роли пытки как средства розыска. Роль суда в собирании доказатсльетв но делу. Приговор. «Нерешительный приго­вор». условия eio вынесения. Усиление публичного начала в наказании преступника.

Исполнение судебных решений. Судебники 1497 и 1550 годов об ис­полнительном производстве. Способы исполнения судебных решений по Судебникам: взыскание с имущеетва должника, правеж и отдача голо­вою Первый перечень имущества, на которое нельзя обрашать взыска­ние в порядке исполнительного производства. Принцип неприкосновен­ности личностн должника, оіраничення его действия в XVlI веке.

Уложение 1649 r. об исполнительном производстве. Очередноеть удовлетворения взысканий, если с одного должника подлежало взы­скать несколько требований. Оеновання исполнительного нроцееса. Стадии исполнительного производства по Уложению 1649 г.

  • 3. Судебное строительство советского периода.
  • 4. Концепция судебной реформы 1991г. И её реализация.
  • 5. О разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Лекция 2. Судебная власть: понятие, признаки.
  • 1. Понятие судебной власти
  • 2. Признаки судебной власти
  • Лекция 3. Функции судебной власти.
  • Лекция 4. Судьи – носители судебной власти. Определение. Требования, предъявляемые к судье. Единство статуса судей.
  • 1. Единство статуса судей
  • 2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4. Требования, предъявляемые к судье
  • Лекция 5.Судьи - носители судебной власти: независимость, неприкосновенность, несменяемость. Меры поощрения и ответственности судей.
  • 1. Принцип недопустимости вмешательства в судебную деятельность.
  • 2. Специальные принципы судебной власти – конституционно-правовая основа её деятельности. Принципы независимости, несменяемости, неприкосновенности судьи.
  • 3. Судопроизводство в судах осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон
  • 4. Судейская дисциплина и ответственность
  • Лекция 6.Принципы организации и деятельности судебной власти.
  • 1. Принцип самостоятельности судебной власти
  • 2. Принцип полноты судебной власти и недопустимости ограничения её полномочий, равноправия во взаимодействии с другими ветвями государственной власти
  • 3. Принцип финансирования судебной деятельности
  • 4. Принцип организационной обособленности (автономности) системы судебных учреждений и осуществления правосудия только судом
  • 5. Принцип верховенства и прямого действия Конституции рф (принцип конституционности) в организации деятельности судебной власти.
  • 6. Принцип федерализма и единства судебной власти России
  • 7. Принцип публичности судебной власти
  • 8. Принципы национального языка судопроизводства и участия граждан в осуществлении правосудия
  • 9. Принцип универсальности судебной власти
  • Лекция 7. Судебная система: определение, принципы, построения, судебные инстанции.
  • Лекция 8. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Лекция 9. Система судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации.
  • Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
  • Районные суды
  • Военные суды
  • Лекция 10. Арбитражные суды
  • Лекция 11. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.
  • 1. Конституционные (уставные) суды.
  • 2. Мировые судьи
  • Лекция 12. Акты судебной власти и другие акты государства
  • Виды судебных актов Виды судебных актов в конституционном судопроизводстве
  • Виды судебных актов в гражданском судопроизводстве.
  • Судебные акты в уголовном судопроизводстве.
  • Лекция 13. Исполнение актов судебной власти
  • Исполнение актов Конституционного Суда рф.
  • Исполнение актов судебной власти по гражданским делам.
  • Исполнение актов судебной власти по уголовным делам.
  • Лекция 14. Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества
  • 1. Съезд судей Российской Федерации
  • 2. Конференции судей субъектов Российской Федерации
  • 3. Советы судей
  • 4. Квалификационные коллегии судей
  • Лекция 15. Судебный департамент при Верховном Суде рф – орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества
  • Лекция 16. Судейская этика.
  • Тема №2. Акты судебной власти и делопроизводство в суде
  • Тема №3. Исполнение актов судебной власти
  • Тема №4. Действующая судебная система Российской Федерации
  • Тема №5. Конституционные принципы деятельности судебной власти
  • Тема № 7. Суд присяжных
  • Сведения о ппс
  • Лекции по курсу «Судебная власть»

    (На 2009-2010 учебный год)

    2009Г Лекция 1. История развития судебной власти в России.

    1. История судов из глубины веков.

    История суда восходит ко времени Киевской Руси, где суд (как действие, как проявление права распоряжаться, т.е. как власть) осуществлялся князем. Он вершил правосудие или поручал его своим наместникам. Судебными полномочиями обладали также бояре, тиуны, огнищане и другие лица княжеской администрации.

    В Новгородской республике суд осуществляли вече (собрание жителей Новгорода - высшая судебная инстан­ция), князь, посадники, архиепископ, староста. Вече обладало контрольными полномочиями относительно всех судов в Новгородской республике, а также могло вершить правосудие и самостоятельно. Впоследствии в результате судебной реформы, что закреплено в Псковской судной грамоте, вече было лишено таких полномочий, за ним сохранились только законодательные функции.

    В Московской Руси XV-XVII вв. суд осуществляли князь, Боярская дума, некоторые приказы (ведомства, отделы), а на местах - наместники, волостели, вотчинники. Существовали судьи «с докладом» и «без док­лада»: решения первых утверждались государем, решения вторых могли быть обжалованы. Совмещение властных ад­министративных и судебных постов в одном лице было прочной традицией.

    Вершить суд для князей было делом доходным, т.к. в их пользу шли виры, продажи 1 , штрафы. Постепенно кня­жеский суд превращался на местах в суд княжеских намест­ников, получавших в кормление уезды и волости. Все эти лица, причастные к «судоведению», были заинтересованы в получении судебного прибытка. Первым монархом, предпринявшим попытку искоренения сборов со стороны судебного аппарата, а также судебной волокиты, дей­ствовавших в ущерб интересам государства, был царь ИванIII(1440-1505 гг.), издавший Судебник 1497 г. Судебные функции в нём не отделены от административных, что определило структуру органов, обладающих судебными полномочиями, но при рассмотрении дела судьям запрещалось брать взятки, а также рекомендовалось с «судом не дружить и не мстить никому» 2

    Согласно Судебнику 1497 г. в государстве была установлена единая система судебных органов, которые отправляли правосудие по общим для всех судов законам и единым процессуальным нормам. Судебник 1497 г. установил два вида кормлений 3: кормление с боярским судом и кормление без боярского суда. Кроме государственных судов существовали суды духовные, вотчинные и помещичьи.

    При царе Иване IVбыл издан ряд грамот, устанавливающих верховенство московских судебных органов над местными судами, что свидетельствовало о намерении отменить кормление. Это была реформа, проводимая в два этапа: на первом – ограничивались права наместников в пользу органов центрального управления, на втором – наместничье управление должно было полностью заменяться специально сформированными новыми органами самоуправления: выборными из местного населения земскими и губными избами. В ходе этой реформы был принят Судебник 1550 г., поднявший значимость центральных судебных органов, предоставив им контрольные полномочия в отношении нижестоящих судов.

    Царь Алексей Михайлович в 1649 г. издал Судеб­ное уложение, сделавшее губные суды принадлежностью управления.

    Первые попытки отделить суд от администрации были предприняты царем Петром I. При нём в 1713 г. в губерниях была учреждена должность судьи. За образец было взято шведское судоустройство. Впервые на Руси были со­зданы особые судебные учреждения - надворные и городо­вые суды, независимые от воевод и губернаторов.

    Однако компетенция этих судей не была чётко опре­делена, и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были также созданы военный суд и духовный суд.

    Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он должен был осуществлять функции высшей судебной инстанции, рассматривавшей по жалобам сторон дело, уже решённое в низшей инстанции. Сенату принадлежал надзор за коллегиями, ревизующими провинции, судебными и финансовыми органами, законностью управления вообще. Этот надзор проводился через фискалов, которые не были подсудны общим судебным органам, но подлежали суду Сената. Фискалы вели тайный надзор и были наделены обширными полномочиями. Утвержденный в 1711 г. институт фискалов был ограничен в правах уже в 1713г., им было запрещено вмешиваться в гражданские дела, в их ведении остались доносы по «безгласным» делам.

    На первом этапе реформ Петра Великого роль центральных судебных органов продолжали осуществлять обновлённые приказы. Однако они не соответствовали усложнившимся задачам управления и суда, поэтому были ликвидированы на втором этапе. 1

    Правительству Петра Iна первом этапе так и не удалось создать «регулярно» организованной общей судебной системы, но были проведены первые попытки отделения суда от управления путём создания специальных судебных органов, ландрихтеров, и установления судебных инстанций. Согласно Указу от 17 марта 1714 г. создавались специальные судебные инстанции и им повелевалось подавать челобитные (жалобы) в городах комендантам, на комендантов жаловаться губернаторам, а на губернаторов – Сенату. 1

    Взамен упразднённых приказов были учреждены коллегии. В отличие от приказов, деятельность которых основывалась преимущественно на принципах единоначалия, дела в коллегиях должны были решаться коллегиально. Преимущества рассмотрения дел в коллегиях Устав (регламент) Духовной коллегии отмечал так: коллегия «свободнейший дух в себе имеет к правосудию: не так бо, яко же единоличный правитель гнева сильных боится».

    С учреждением коллегий далеко не сразу были ликвидированы все приказы, многие продолжали функционировать, внося преемственность в организацию деятельности коллегий. Так, Преображенский приказ осуществлял разнообразные функции управления и суда. Он обладал исключительными полномочиями суда и следствия по политическим преступлениям на территории всего государства. Коммерц-коллегия решала «споры и тяжбы по морским учреждениям», «споры между городами о торгах, торговых и ярмарочных правах», вексельные дела иностранных купцов.

    9 мая 1718 г. путём соединения старых судебных приказов (Поместного, Сыскного, Земского, Судных дел) была создана Юстиц-коллегия, которая осуществляла управление губернскими и надворными судами и была для них апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам, а также ведала розыскными делами и сбором сведений о тюремных заключенных. В её компетенцию входили и другие дела, например, по доношениям фискалов и дела в отношении самих фискалов, тяжбы иноземцев, служивших в коллегиях и связанные с иноземными служащими.

    Коллегии являлись «средней» или центральной судебной инстанцией, подчиненной Сенату, который осуществлял контроль и надзор за их деятельностью.

    В течение первых двух десятилетий Сенат составлял одно присутствие. Позднее он был разделен на департаменты.

    Сенат имел помимо основного сенатского корпуса помощников – должностных лиц, не являвшихся сенаторами, но выполнявших определённые вспомогательные функции. 9 апреля 1720г. при Сенате была учреждена должность «ради приема челобитен», которая в 1722 году стала называться «рекетмейстер». В его обязанности входил приём жалоб на коллегии и канцелярии. Рекетмейстер мог лично требовать ускорения рассмотрения дел и даже доложить о деле в Сенате, который и принимал решение относительно челобитной.

    На втором этапе петровских реформ был создан институт прокуратуры. В отличие от тайного надзора фискалов прокуратура осуществляла гласный надзор. Система прокуратуры была централизованной и возглавлялась генерал-прокурором, учреждённым при Сенате согласно Указу от 12 января 1722 г. Вскоре ему подчинили и фискалов Указом от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора». Фискалитет утратил самостоятельное значение, став подчинённым и поднадзорным прокуратуре на всех уровнях структуры.

    Взаимоотношения Сената и генерал-прокурора не были чётко определены в законодательстве. С одной стороны, генерал-прокурор должен был «накрепко смотреть, дабы Сенат в своём звании праведно и нелицеприятно поступал», он возглавлял сенаторскую канцелярию и обязан был предварительно рассматривать все дела, проходившие через Сенат, и при необходимости реализовать своё право протеста. С другой, Сенат в исключительных случаях подозрения в совершении тяжких преступлений, равных измене, мог производить арест генерал- и обер-прокурора и вести расследование, однако без применения пыток, экзекуций, и не назначал наказания. Вместе с тем, император, поддерживал престиж указанных лиц, предоставил им привилегии: «Генерал- и обер-прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего» 1 .

    Намечалось образовать новую судебную систему, состоящую из двух судебных инстанций. К ведению надворных судов относились уголовные и гражданские дела. Вышестоящей инстанцией для надворных судов была Юстиц-коллегия. Низовую ступень в общей судебной системе составляли провинциальные суды, для которых надворные суды служили апелляционной инстанцией. Там, где не вводилось никаких судов, их функции выполняли воеводы. Нижние провинциальные суды были учреждены только в девяти городах.

    В 1722 г. провинциальные суды были упразднены, а их функции переданы воеводам. Там, где воевод не было, создавался судебный орган в лице особого асессора, полномочия которого распространялись на несколько соседних городов и ему были подсудны дела, не превышающие цену иска в 10-20 руб. Вскоре асессоров заменили судебные комиссары, получившие право разрешать дела с ценою иска в 50 руб.

    В итоге судебные реформы Петра Iне смогли сделать суд полностью независимым от администрации, хотя структурное и функциональное их обособление было достигнуто созданием специальных органов, ведавших правосудием.

    Сразу после смерти Петра Iпри Екатерине I контрре­форма уничтожила малейшие плоды его преобразований: судебная власть вернулась к воеводам и губернаторам.

    Российское законодательство XV-XVII вв. свидетель­ствует, что суды того времени должны были не столько стре­миться к уяснению истины, сколько к устрашению челове­ка. Суд был не беспристрастным органом, а выполнял пору­чение от административной власти: лучше покарать иногда невиновного, чем не покарать, ибо главная цель была общее предупреждение. Этим задачам и отвечало законодательство эпохи Петра I.

    Возникновение и развитие суда и судебной власти в России.

    Российский суд имеет давнюю историю. Институт правосудия столь же древний как и государство. Причина зарождения суда в том, что любое общество не совершенно, а тем более не идеально. В до государственном и государственном обществе всœегда возникали и возникают социальные конфликты. В этой связи возникает естественная потребность в их справедливом разрешении.

    По всœей вероятности люди сами разрешали свои конфликты, при чем способы их разрешения были произвольны поскольку не регламентировалось юридическими правилами.

    Затем люди стали приглашать третьих наиболее авторитетных лиц, позднее государственных лиц или создавать органы для разрешения. Далее подобные органы стали именоваться государственными, а споры правовыми, юридическими. Точной даты не существует, однако некоторые исторические документы позволяют отсчитывать начало с I десятилетия XIв.

    Суд в своем развитии прошел несколько этапов:

    I. Во времена Киевской Руси функцию правосудия выполнял князь. В Новгородской Республике действовало Вече, Московская Русь- князь.

    Характерной особенностью того времени было совмещение в одном лице властных административных и судебных полномочий. Судебные функции тогда использовались для кормления. В то время зданий судов не было, а судебный процесс проходил в кабинœетах, дворах должностных лиц или на площадях.

    II. Первые попытки отделить суд от администрации предпринял Петр I. В 1713 ᴦ. в губерниях были учреждены должности судей- институт профессиональных судей. Были созданы судебные органы, надворные и городские суд, независимые от воевод и губернаторов. Учрежден Военный суд, Сенат. Но Екатерина I впоследствии вернула функции администрации.

    III.Период Первой великой Судебной реформы. Александр II в 1864 году отделил суд от администрации. Был учрежден суд присяжных, изменились правила судопроизводства, учрежден статус судей, адвокатура. Это была первая удачная попытка сформировать справедливый суд, с принципами состязательности и равноправием сторон.

    IV. Советский период. Упразднились царские суды, а функции правосудия передались народным судам. Действовали в составе судьи и двух народных заседателœей.

    V. С начала 90х ᴦ.ᴦ. XX в. В октябре 1991 года Верховный Совет СССР утвердил концепцию судебной реформы, которая в настоящее время во многом реализована, выстроена новая судебная система, существенно укреплен статус судей, обновлено процессуальное законодательство, судам передали от органов исполнительной власти и Прокуратуры свойственные суду полномочия и суд на рубеже XX- XXI в.в. стал властью. В 2000ᴦ. Президент РФ отметил, что в России в базовых параметрах не только юридически, но и фактически сформирована судебная власть.

    Возникновение и развитие суда и судебной власти в России. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Возникновение и развитие суда и судебной власти в России." 2017, 2018.