Скандинавская мифология: Тор - бог грома. Скандинавская мифология: Тор - бог грома Скандинавская мифология: языческие верования народов Северной Европы

В образах сверхсильных героев комиксов очень сложно не заметить намёков на их «божественность». Придумавшие их авторы выступали в роли новых боготворцев, создавая всемогущих защитников, всегда готовых отозваться на людские молитвы (или посланные в небо сигналы прожектора, что, в принципе, одно и то же). Так что появление среди этой когорты сверхсуществ самого что ни на есть настоящего бога было только вопросом времени. Однако, оказавшись на страницах комиксов, скандинавский бог Тор принес авторам и редакторам не только славу и барыши, но и головную боль. Обходя сложные вопросы «истинности бога», творцы Вселенной Marvel часто были вынуждены обыгрывать статус сына Одина, то назначая его жителем параллельного мира, где сила персонажа обусловлена внутренними законами физики и биологии, то низвергая его на землю и добавляя альтер эго в виде хромого врача, то вообще представляя пациентом психиатрической клиники. Постепенно Тор и вовсе превратился в чудаковатого фрика с молотом в руках, еще одного инопланетянина в красном, развевающемся плаще.

Казалось бы, зачем обсуждать очередной комикс Marvel? На то есть как минимум три причины. Во-первых, автор «Тора. Богини Грома » Джейсон Аарон - обладатель премий Харви и Айснера, в том числе за предыдущий ран Тора. Во-вторых, владельцем молота тут стала женщина. В-третьих, это просто хорошо написанная и нарисованная история (но это не точно).

Комикс по хронологии идет после «Тора. Бога Грома » все того же и стартует сразу после арки «Первородный грех» . Ник Фьюри, ставший новым Наблюдателем, прошептал Тору что-то такое, отчего асгардиец оказался недостоин своего молота Мьёльнира, который теперь лежит мертвым грузом на Луне. А тут еще ледяные великаны в союзе с темным эльфом Малекитом вторгаются на Землю и громят зачем-то базы одиозной корпорации «Роксон». Тор тут уже не справится, но неожиданно молот поднимает женщина. Кто она? Почему Мьёльнир выбрал ее достойной? Что нужно великанам и эльфу-колдуну на Земле? На что пойдет Один, чтобы вернуть молот? Будет ли полыхать у читателя?


На протяжении первого тома вас будут мучить два вопроса: что прошептал Фьюри Тору, и кто скрывается под маской. Но ответов так быстро вы не получите, Аарон держит интригу и строит на их поиске одну из сюжетных линий. Асгардиец заводит себе целый список «подозреваемых» и пытается вычислить новую богиню среди своих знакомых дам. С чем связаны несколько неплохих шуток, напоминающих, кстати, гэги Тора из киновселенной, а сцена с леди Сиф уморительна и трогательна одновременно!

Комикс есть, за что похвалить. Он наполнен экшеном, жестокими и шикарными схватками, тут яркие и притягательные персонажи, особенно злодей Малекит и теперь-не-такой-пафосный Тор. Рисунок Дотермана (и раскраска Уилсона) очень идет комиксу: четкие линии, динамичные и эпичные сцены, нестандартные ракурсы. Например, эпизоды с участием ледяных великанов нарисованы так, что у читателя сразу создается ощущение головокружительной (буквально) высоты и незначительности на фоне гигантов персонажей. Тем эффектнее выглядят победы девушки Тора над ними.

Само ее появление во вселенной Marvel позитивное явление. Взять одного из самых мужицких персонажей и сделать его женщиной было рискованным, но, как оказалось, вполне удачным ходом. Тем более, что сам Тор никуда не делся, и два персонажа прекрасно сосуществуют друг с другом.

Впрочем, не все так гладко. Аарон сходу закладывает в комикс ответы своим критикам-антифеминистам, но выглядит это слишком топорно: сцена с Титанией тут не самая блестящая. И странно выглядит концепция, что Тор — это не имя, а типа титула, который передается вместе с молотом. И все Мстители такие: «окей, ты потерял молот, будем звать тебя теперь Одинсон!»

Для меня лично главная проблема во всей истории с ледяными великанами. Да, они вторглись на Землю, ломают-убивают-поедают и даже заморозили всех Мстителей (!), но конфликт при всем пафосе и нагнетании, тем не менее, выглядит местечковым - это разборки вокруг одной корпорации.


Надо ли читать предыдущие арки, чтобы насладиться девушкой Тором? По большей части нет, этот комикс самодостаточен. Хотя, чтобы в полной мере понять противостояние Торов, Малекита и корпорации «Роксон», возможно, стоит ознакомиться с комиксом «Тор. Бог грома ». А вот «Первородный грех » (Original Sin) на русском, впрочем, не выходил, так что придется искать английский вариант. Но это не обязательно.

Тут необходимо отметить, что из-за бардака с лицензиями Marvel предваряющий комикс «Тор. Бог грома » в России выпускают сразу два издательства. Jellyfish Jam уже опубликовали два тома в мягком переплете в первой половине года, а «Книжный клуб Фантастика» ждет оминбус в харде чуть позже. Так что можно купить и прочитать предысторию сейчас, либо дождаться омника ради полного соответствия переводов и формата.

Издание выполнено в традиционном для «Книжного клуба Фантастика» формате: 136 страниц в твердом переплете, идеально сочетающийся с другими комиксами издательства размер, нормальный перевод, в котором ничего не режет слух, достойные шрифты. Кроме того, книга может похвастаться целой галереей обложек, любопытных скетчей персонажей и раскадровок панелей.

«Тор. Богиня Грома» - мощный и увлекательный комикс про знаменитого, но не самого популярного персонажа. Джейсон Аарон придал его неплохое ускорение девушкой Тором. История будет интересна и тем, кто никогда раньше не читал про бога грома или даже Мстителей, так и поклонникам Marvel.

Пантеон скандинавских богов представлен большим количеством разнообразных существ, но самой главной группой божественных созданий, которой в той или иной степени поклонялись практически все народы Северной Европы, были асы - боги-воители. Они жили на небе в неприступной крепости Асгард, связанной с миром людей Радужным мостом. Как гласит скандинавская мифология, Тор - бог грома и молний - был самым сильным и величественным среди двадцати семи асов-воителей. О нем и пойдет речь в нашей статье.

Скандинавская мифология: языческие верования народов Северной Европы

Культуру Норвегии, Исландии и Германии просто невозможно представить сейчас без мифологии, которая была основным религиозным верованием этих народов. Согласно языческому культу, практически каждое природное явление имело своего бога или богиню, но географическое расположение северных стран существенно повлияло на характер богов скандинавского пантеона.

Долгие холодные зимы и суровое лето не располагали к появлению добрых и милых божеств, поэтому последние, как правило, суровые воины, каждую секунду своего существования сражающиеся за добро и мир в небе и на земле. Большинство из этих божеств были благосклонно настроены к людям и помогали им избежать неприятностей, но слабых и трусливых боги жестоко карали. Ведь в условиях сурового климата нет места слабостям и сожалениям.

Неудивительно, что самые непонятные и страшные природные явления легко объясняла скандинавам мифология. Тор, к примеру, был тем богом, который мог вызывать гром и молнии, но применял он их только против великанов, защищая от них мир людей и крепость Асгард. Именно поэтому Тор пользовался всеобщей любовью и благоговением, о его подвигах сложена масса забавных и поучительных историй, по которым можно представить, какими невероятными качествами наделяли строптивого аса люди.

Тор - бог грома

Тор считался сыном верховного аса Одина. В матери ему прочили богиню Ерд, но, по некоторым источникам, родила этого богатыря другая жена Одина - Фригг. Еще младенцем Тор сумел показать всем богам в Асгарде свой вздорных характер и силу. Он с легкостью метал камни и медвежьи шкуры в момент гнева, хотя во все остальное время был милым и добродушным ребенком. Так как Тор - бог грома, то его внезапные вспышки ярости всегда сопровождались сжигающими все вокруг молниями и оглушающими раскатами грома. Из-за неуравновешенного характера Тор постоянно разрушал чертоги Асгарда, и мать решила отправить его на воспитание к приемным родителям.

Если верить тому, о чем повествует скандинавская мифология, Тор был взят в семью Вингнира и Хлоры, олицетворяющих молнии и пожар. Только им удалось обуздать невероятный темперамент бога грома и привить ему некоторое терпение и миролюбие. После совершеннолетия Тор был отправлен к отцу и матери, чтобы занять свое почетное место в пиршественном зале Асгарда.

Как выглядел Тор?

Тор - скандинавский бог-громовержец - просто не мог выглядеть хилым и заурядным, поэтому скандинавы наградили его невероятной внешностью и силой. По преданиям, он превосходил всех асов по росту и весу, имел могучую фигуру и рыжую бороду. Когда он восседал на своем законном месте за столом с другими богами, то никак не мог насытиться и успевал опустошить стол за несколько секунд. Неудивительно, что бога-воителя трудно было представить без доспехов и оружия, коим его щедро снабдила мифология. Тор никогда не расставался со своим молотом и поясом, помогающим ему побеждать самых страшных великанов.

По мнению скандинавов, от тела Тора постоянно исходил жар, поэтому Один запретил ему пересекать Радужный мост пешком или на колеснице после первой попытки, окончившийся обрушением опор и перил моста. Поэтому, когда Тор возвращался из своих военных походов, он мог попасть в Асгад только пересекая реку, разделяющую мир богов и людей, вброд.

Кому покровительствовал Тор?

Несмотря на всю свою воинственность и неуравновешенность, о чем свидетельствует скандинаво-германская мифология, Тор был очень добрым и оказывал свое покровительство униженным и угнетенным. Он часто помогал крестьянам, а рабы могли рассчитывать на то, что попадут в его дом Бильскирнир, где для них было выделено сорок помещений.

Многие северные народы признавали громовержца своим заступником и однозначно считали, что первое место в Асгарде должен занимать именно Тор. Скандинавская мифология наделила его массой волшебных способностей. К примеру, он мог влиять на плодородие, а также воскрешать мертвых людей и животных. Неравнодушным был грозный бог к детям и влюбленным парам, поэтому мог благословлять браки и служил защитником от детских ночных кошмаров.

Некоторые легенды свидетельствуют о том, что Тор снисходительно относился к морякам и всем, кто часто выходит в море. Поэтому во время шторма моряки никогда не пугались грома, они считали, что это Тор выполняет свои обязанности, защищая их от злобных великанов.

На чем передвигался Тор в своих странствиях?

Все боги Асгарда имели лошадей, но Тора не мог поднять ни один жеребец. Поэтому для него была создана специальная колесница, в которую запрягались два козла. Они имели злобный вид, а глаза их горели зловещим огнем. Так как в тяжелых военных походах пищу отыскать было сложно, то громовержец каждый вечер убивал своих козлов и, зажарив их на костре, съедал с большим аппетитом. Наутро Тор воскрешал животных и продолжал свое путешествие.

Волшебный молот Тора

Мифология снабдила громовержца амуницией, без которой он не смог бы победить своих врагов. Самым главным оружием Тора был огромный раскаленный молот - Мьелльнир. Сам молот символизирует удар грома и подвластен только самому богу. После каждого броска он всегда возвращается обратно, но даже Тор не мог удержать раскаленное оружие в голых руках. Поэтому громовержца всегда изображали в огромных железных рукавицах, позволяющих метать молот и ловить его, не причиняя себе вреда.

Пояс силы: секрет непобедимости бога-громовержца

На борьбу с великанами Тор никогда не отправлялся без своего пояса - Мегингъерда. Он выглядел как широкий кусок железа, украшенный заклепками и коваными деталями. Этот пояс в несколько раз увеличивал силу бога и делал его несокрушимым.

Несколько раз хитрые великаны пытались лишить Тора волшебных предметов, чтобы одержать над ним верх в решающем сражении, но, к радости асов, громовержец не допускал потери своих незаменимых аксессуаров.

Семья бога грома

Как свидетельствует скандинавская мифология, Тор был женат и имел несколько детей. Его первой женой была великанша, имя которой в переводе обозначает "железный камень". Она родила громовержцу двух сильных и смелых сыновей, которые должны были занять главное место в возрожденном после Рагнарека мире.

Вторая жена бога Тора - прекрасная златоволосая богиня Сиф - являлась полной противоположностью своего мужа. Она отличалась мудростью и спокойным нравом, в скандинавской мифологии она отвечала за плодородие и всегда приходила на помощь своему мужу в трудных ситуациях. В браке Сиф родила Тору сына и дочь, которая отличалась невероятной силой, унаследованной от своего отца.

О волосах Сиф, славящейся невероятной красотой, существует одна легенда. Бог хитрости Локи однажды подкрался к Сиф и остриг ее ради шутки. Увидев наутро свою жену, Тор пришел в бешенство и пообещал уничтожить Локи. В качестве извинения тот отправился к гномам, выковавшим для Сиф роскошные волосы из золота. Волшебные локоны моментально приросли к голове богини и стали ее главным украшением.

Молот Тора: амулет народов Северной Европы

Стоит отметить, что простые люди с огромным благоговением относились к волшебному молоту громовержца и часто использовали его образ в качестве оберега. Археологи находили на древних капищах множество подвесок в виде молота, покрытого узорами и рунами. Чаще всего амулеты изготавливали из железа, которое считалось металлом Тора, и серебра, напоминающего блеск молний в ночном небе.

Младенцам всегда вешали на шею небольшой молоточек на вощеном шнуре, часто это делалось одновременно с наречением новорожденного. Молот использовали во время бракосочетания, а также клали его на погребальный костер воина.

При строительстве домов крестьяне вбивали молот в ограничительные столбы и освящали им порог своего жилища для того, чтобы никакое зло и темные силы не смогли проникнуть в жизнь человека.

Поклонение Тору как образ жизни скандинавских народов

Бог грома был настолько почитаем, что многие обряды и традиции европейских народов тесно связаны с поклонением Тору. В его честь названо большое количество фьордов и бухт в Норвегии, а многие английские графства имеют в своем названии имя громовержца. К тому же в английском прочтении четверг дословно переводится как "день, посвященный богу Тору".

Во многих североевропейских культурах существовал специальный зимний праздник, во время которого было принято сжигать большое бревно и призывать Тора, способного принести с собой весну и тепло.

Особое отношение в Северной Европе было к красному цвету. Тор, пышущий жаром и мечущий искры, ассоциировался с красным цветом. Поэтому, чтобы добиться благословение бога-громовержца, девушки на свадьбу надевали красные платья. А в обручальные кольца, вплоть до распространения на территории Северной Европы христианства, должен был быть обязательно вставлен красный камень.

Бог-громовержец в скандинавской мифологии занимал и продолжает занимать особое место, ведь даже современные жители Северной Европы на всякий случай носят под одеждой маленький молоточек, надеясь снискать расположение грозного Тора.