Толкование святых отцов на священное писание. Экзегетика (толкование Святой Библии)

И з обширной литературы по толкованию Откровения следует выделить прежде всего «Толкование на Апокалипсис», написанное в V веке по Р. Х. св. Андреем, архиепископом Кесарийским, которое представляет итог всего понимания Откровения в древней Церкви в доникейский период. На толкование св. Андрея ссылаются почти все последующие толкователи. Но оно не является первым. В Предисловии Андрей пишет, что он использовал толкования Папия, Иринея, Мефодия и Ипполита. Толкование Папия не сохранилось . Св. Мефодий, епископ Потарский († 310 г.) в работе «Пир десяти дев» рассматривал лишь вопросы 12-ой главы Откровения, заимствуя свое мнение у Ипполита. Об остальных его взглядах на Откровение нам ничего не известно. Толкование Мелитона, епископа Сардийского, ученика Апостола Иоанна, «О диаволе и об Апокалипсисе Иоанна» также не сохранилось. На него не ссылается даже Андрей Кесарийский. Таким образом, из древних авторов нам остались лишь Ириней Лионский († 202 г.) и Ипполит Римский († 235 г.).

Св. Ипполит Римский считал себя учеником Иринея, но вряд ли знал его лично. «Патриарх константинопольский Фотий († 891 г.), называя Иринея учителем Ипполита, хотел указать лишь на непосредственное влияние трудов Иринея на таковые же труды Ипполита. Св. Ипполит Римский лишь по духу и направлению своей деятельности был действительно учеником Иринея» . Зависимость от Иринея сказалась у Ипполита и в толковании Откровения. В «Сказании о Христе и антихристе» (написано предположительно в 230 году) Ипполит цитирует Иринея местами почти дословно. Мировоззрение Иринея Ипполит не считал бесспорным, но редко отступает от его взглядов при толковании Откровения. Сохранилось и толкование Ипполита на Книгу пророка Даниила. Оно написано позже.

Св. Ириней, епископ Лионский, принял мученический венец в гонение Септимия Севера в 202 году. Он получил христианское образование под непосредственным руководством св. Поликарпа, епископа Смирнского, любимого ученика Апостола Иоанна Богослова. Св. Поликарп дожил до глубокой старости и был замучен в гонение Марка Аврелия в 166 году. Церковный историк Евсевий приводит слова Иринея, что он часто слышал от Поликарпа слова Апостола Иоанна про жизнь Иисуса Христа. Но относительно Откровения Предания не сохранилось . Ириней говорит лишь о том, что «сами видевшие Иоанна о том свидетельствуют, что число зверя заключает 666», против ошибочного числа 616, возникшего при переписке . «Что касается до имени антихриста;- писал Ипполит Римский,- то мы не можем с точностью сказать, как именно думал и знал о нем блаженный Иоанн: о сем мы можем только предполагать. Когда антихрист явится, тогда время покажет нам искомое теперь» . Складывается впечатление, что Иоанн Богослов сознательно не оставил свой комментарий к Апокалипсису.

Вызывает недоумение, что в толковании Апокалипсиса Андрей Кесарийский ни разу не упоминает такого известного автора как св. Ефрем Сирин († 373 г.),- ведь он не мог быть ему не известен. Но это, видимо, потому, что в толковании Откровения Ефрем Сирин не высказал ничего нового, чего не встретишь у Ипполита. Так в «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста» Ефрем Сирин, местами почти дословно, цитирует главы XLVIII - LX из четвертой книги Ипполита Римского «Толкования на книгу пророка Даниила» без ссылки на первоисточник. Впрочем, при толковании самой Книги пророка Даниила Ефрем Сирин существенно отступает от мнения Ипполита .

Св. Григорий Богослов († 389 г.), св. Василий Великий († 379 г.) и св. Григорий Нисский († 394 г.) хотя и цитируют Апокалипсис, но только по частным вопросам. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст († 407 г.) и епископ Кирский Феодорит († 457 г.), внесшие свой вклад в христианскую эсхатологию, ни разу не ссылались на Откровение Иоанна. А cв. Кирилл, архиепископ Иерусалимский († 386 г.), в «Учении об антихристе» выражает даже намек на апокрифическое происхождение Апокалипсиса: «Антихрист будет царствовать только три с половиною года. Заимствуем сие не из книг апокрифических, но у Даниила».

Г.П.Федотов писал в 1926 году:

«Апокалипсис Иоанна отнюдь не лежит в основе святоотеческой традиции, как можно было бы думать, исходя из современных представлений. Не все отцы церкви принимают Апокалипсис как каноническую книгу (напр., св. Кирилл Иерусалимский), и большинство подходит к антихристу не от новозаветных текстов, а от пророчества Даниила (гл. 7). Впрочем, Буссе, по-видимому, прав, считая, что миф об антихристе развивается в христианской церкви в значительной степени независимо от Священного Писания, на основе какой-то эзотерической, вероятно, иудейско-мессианской традиции, не закрепленной ни в одном из дошедших до нас памятников» .

Влияние эсхатологических представлений иудаизма на таковые же в христианстве сказалось прежде всего на толковании Книги пророка Даниила. Так св. Ипполит Римский пишет: «Все любящие истину исследовали слова Даниила тщательно; и, прочитавши их бегло, не могли бы сказать, что они лишены внутреннего смысла» . Но по свидетельству архиепископа черниговского Филарета, толкование Ипполита Римского на Книгу пророка Даниила является «первым опытом толкования в христианской церкви» . Отсюда следует вывод, что Ипполит здесь имеет ввиду лишь иудейские толкования. Мнения Иринея и Ипполита о происхождении антихриста из колена Данова, о пришествии Илии пророка в конце мировой истории, о длине мировой истории в 6000 лет, о наступлении «мессианского царства» длиною в 1000 лет также иудейского происхождения. Мы скажем о них подробно при толковании глав 7, 11 и 20 Откровения.

Иоанн Дамаскин:

«Антихрист придет при кончине мира к "богопротивным Иудеям". Он будет называть себя Богом, будет царствовать и преследовать Церковь. Иудеи примут его за Христа. И будут посланы Энох и Илия Фесвитянин для обличения антихриста. Они обратят еврейскую Синагогу к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди Апостолов и будут умерщвлены антихристом. И придет Господь с неба и «убиет человека беззакония, сына погибели, духом уст своих»» . Об остальных взглядах Иоанна Дамаскина на Апокалипсис нам ничего не известно.

Несколько лет назад на сайте Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь началась работа над проектом «Толкование Священного Писания» . На данный момент проект, который смело можно назвать уникальным, уже действует и имеет обширную, быстро увеличивающуюся аудиторию пользователей. О том, как воплощалась и развивается ныне эта идея, рассказал автор проекта, насельник монастыря, редактор оптинского сайта иеромонах Даниил (Михалев).


— Отец Даниил, расскажите, пожалуйста, о проекте. Что Вас побудило заняться им?


— Собрать изъяснения всех святых отцов в отдельности на каждый стих Священного Писания было моей очень давней мечтой.


Сколько раз приходилось обкладываться множеством книг, чтобы уяснить для себя смысл какого-либо стиха. Кроме того, было очень обидно, когда хотел в точности воспроизвести важное толкование кого-то из святых отцов и не мог вспомнить, в каком именно месте его прочел. Ведь многие святые отцы не оставили нам построчных толкований Библии, но при этом в их творениях можно встретить огромное количество замечательных и глубоких изъяснений разных мест Священного Писания.


Естественно, что без помощи компьютера невозможно систематизировать такой огромный материал, поэтому, когда мне поручили послушание заниматься монастырским сайтом, эта мечта — собрать в одном месте рассыпанный по святоотеческим творениям драгоценный бисер толкований слова Божия — постепенно начала воплощаться в жизнь.


— Были ли у Вас помощники в этом деле?


— Прежде чем запустить этот проект в открытый доступ, нужно было сначала минимально наполнить его. В этом нам, нескольким энтузиастам, очень помогли участники оптинского форума, которые с радостью откликнулись на нашу просьбу. Мы им очень благодарны за то, что с их помощью проект сдвинулся с мертвой точки.


— Продолжается ли в настоящее время работа над проектом, или все уже сделано?


— Сделана лишь небольшая часть, предстоит еще очень много работы. Сейчас у нас собралась уже довольно большая группа добровольцев, которые по мере сил и возможностей занимаются размещением толкований.


— Как осуществляется подбор источников?


— Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Слово, произнесенное Святым Духом, и объясняется только одним Святым Духом», поэтому главным ориентиром для правильного понимания слова Божия должны быть носители Духа Божия — святые отцы Православной Церкви. Именно их толкования мы стараемся размещать в первую очередь. А затем уже берем толкования других авторов, которые соответствуют православной святоотеческой традиции понимания Священного Писания.


Лично я, когда теперь читаю святых отцов, всегда стараюсь делать пометки в тех местах текста, где есть интересные объяснения мест Писания, чтобы потом все это внести в общую копилку. Эта работа очень увлекательна и полезна, со временем начинаешь понимать, что для святых отцов Священное Писание было как бы золотой нитью, на которой, как бисер, держались все их изречения.


Надо сказать, что при создании этого проекта, мы изначально не ставили своей задачей научный подход к переводам текстов толкований. Главным для нас было предоставить читателям лишь подборку имеющихся в открытом доступе текстов, которые каждый при желании может сравнивать с другими источниками. В Интернете есть, например, проект, который называется ekzeget.ru. Там более широкая тематика, публикуются не только толкования святых отцов, но различные экзегетические материалы, исследования. Мы же с самого начала хотели сделать так, чтобы все было как можно проще, доступней и понятней при первом же обращении к сайту.


Конечно, хочется надеяться, что со временем кому-нибудь удастся создать более серьезный ресурс с научным подходом и соответствующими комментариями.


— Кто ваши читатели? Проект создавался для тех, кто интересуется монашеством, или для всех?


— Конечно для всех. Ведь «незнание Писания, — по слову святого Епифания Кипрского, — есть великая стремнина и глубокая пропасть». И, к сожалению, опасность упасть в эту пропасть грозит всем как монахам, так и мирянам. Если же человек основывает свою храмину на камени (см. Мф. 7: 24 - 25) — на слове Божием, то что бы ни происходило, он будет только возрастать. Это как в первом псалме: «… в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищ вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Пс.1:3). Вера начинает возрастать и укрепляться через слово Божие. Само слово Божие говорит: «Овцы Моя гласа Моего слушают» (Ин. 10:27). То есть Христос называет Своими учениками, тех, кто слушает Его глас. «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя…». Прежде чем творить заповеди, их надо знать, это признак ученика Христова. Нельзя представить себе ученика, который ходит за Христом, но не знает, о чем Он говорит.


Если человек изучает слово Божие, то в какой-то мере этот человек избран от Бога, — это моя личная точка зрения. По отношению человека к Священному Писанию можно судить о том, как Бог к нему относится. Еще в Псалтири сказано: «Внемлите, людие Мои, закону Моему» (Пс. 77:1). Если человек внимает закону, то он уже Божий. Это, конечно, может как-то странно звучать в нашем мире, но если читать святых отцов, то они все об этом говорят. Можно взять яркий пример — преподобную Марию Египетскую. Преподобный Зосима удивился, когда она стала говорить словами Священного Писания: она не изучала Евангелие, никогда не слышала ничего от людей. То есть она имела в себе Духа Божия, Который в ней говорил словами Священного Писания. Она получила дар, была принята Богом. Поэтому, когда человек приближается к Богу и становится в ряд Его учеников, в его сердце начинают звучать слова Евангелия. Но чтобы это случилось, он должен для начала читать Писание, засеять евангельские слова на поле и ждать, когда они взойдут. Они обязательно прорастут, если земля будет готова!


— Есть ли отклики пользователей на форуме? Что пишут вам читатели?


— К нашему удивлению, несмотря на то, что мы нигде не анонсировали этот проект, чуть ли не с самого момента его открытия им стали интересоваться. Судя по статистике, в настоящее время число «уникальных посетителей» составляет более полутора тысяч человек в день, и это число продолжает постоянно расти. К нам на почту часто приходят письма с теплыми словами благодарности. Все это для нас является свидетельством того, что этот проект может принести пользу тем, кто стремится изучать слово Божие. А это очень радостно!


— Задают ли ваши читатели на форуме вопросы, касающиеся сложных мест Священного Писания? Кто отвечает на их вопросы?


— На форуме решаются по большей части вопросы, относящиеся к технической части правильности размещения текстов, перекрестных ссылок и т. п. Дело в том, что очень часто бывает так, что для ответа на вопрос, касающийся того или иного места Писания, достаточно дать лишь ссылку на уже имеющиеся толкования. Таким образом, само наполнение проекта в некотором смысле уже является превентивным ответом на возможные вопросы и недоумения.


— Сегодня Интернет дает широкую возможность знакомиться с первоисточниками различных религий, исследовать разные религиозные традиции. Что можно сказать человеку, ищущему духовной жизни, об истине, которую несет Священное Писание?


— К Слову Божию нельзя относиться как к какой-то системе и сравнивать его с другими текстами. Слово Божие, как говорят некоторые отцы, превосходит все другие чудеса, которые совершил Спаситель. Поэтому все-таки, чтобы человек полюбил Писание, что-то в душе должно произойти. А когда появляется тяга к изучению слова Божия, первое, с чем мы сталкиваемся, это труд, усилие и преодоление. Потому что врагу тоже известно, что через чтение Дух Божий проникает в душу и начинает в ней свою работу...


— Сейчас нам в изобилии предлагаются электронные устройства и программы, позволяющие читать Священное Писание в любых условиях. Кто-то полагает, что это приводит к утрате благоговения и совершенно недопустимо…


— Для многих православных христиан Евангелие, вся его красота и сила заключаются в том, что оно лежит на аналое, и в воскресный день мы его целуем. Все красиво, благоговейно: мы прикладываемся, помазываемся и идем по своим делам. Но Евангелие — это жизнь! В слове Божием, действительно, надо поучаться день и нощь. Хорошо, конечно, для поддержания благоговения читать стоя и по книге. Но, бывает, мы болеем, бывает, устали… — все равно упражняться в изучении Священного Писания — это наш долг.

ТОЛКОВАНИЕ НА ДЕЯНИЯ

СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ,

СОКРАЩЕННО ИЗБРАННЫЕ ИЗ ТОЛКОВАНИЙ

СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ОТЦОВ

БЛАЖЕННЫМ ФЕОФИЛАКТОМ,

АРХИЕПИСКОПОМ БОЛГАРСКИМ

Святого отца нашего

Иоанна Златоуста

предуведомление

к Деяниям святых апостолов

Многим, а не одному кому-нибудь, неизвестны ни самая книга, ни тот, кто составил и написал ее. Посему я признал необходимым приняться за это толкование, с целию и научить незнающих и не допустить, чтобы такое сокровище было неизвестно и скрывалось под спудом; потому что не меньше, чем самые евангелия, может доставить нам пользы проникновение таким любомудрием и таким правым учением и особенно тем, что совершено Духом Святым. Итак, не будем опускать из внимания этой книги, напротив со всевозможным тщанием изучим ее; потому что в ней можно видеть исполнившимися на самом деле те предсказания Христовы, какие заключаются в евангелиях; в ней можно видеть также истину блистающею в самых делах, и большую перемену к лучшему в учениках, произведенную над ними Духом Святым; в ней можно найти догматы, которые никем не были бы так ясно понимаемы, если бы не было этой книги; без нее сущность нашего спасения осталась бы сокровенною и некоторые из догматов учения и из правил жизни остались бы неизвестными.

Но большую часть содержания этой книги составляют деяния апостола Павла, более всех потрудившегося. Причиною этого было и то, что писатель этой книги, блаженный Лука, был учеником Павла. Его любовь к учителю видна и из многого другого, но в особенности из того, что он неотлучно был при своем учителе и постоянно следовал за ним; тогда как Димас и Гермоген оставили его, - один отправился в Галатию, другой в Далматию. Послушай, что говорит о Луке сам Павел: Лука един есть со мною (2 Тим. 4, 10); и посылая послание к коринфянам, говорит об нем: егоже похвала во евангелии по всем церквам (2 Кор. 8, 18); также, когда говорит: явися Кифе, таже единонадесятим, по благовествованию, еже и приясте (1 Кор. 15, 1. 5), разумеет его евангелие; так что никто не погрешит, если этот труд Луки (книгу Деяний) будет относить к Нему; говоря: к Нему, я разумею Христа.

Если же кто скажет: почему же Лука, находясь при Павле до конца жизни, описал не все?, то мы ответим, что для ревнующих достаточно было и этого, что он всегда останавливался на том, что особенно нужно, и что преимущественная забота апостолов заключалась не в писании книг, так как многое передали они и без писания. Но все, что содержится в этой книге, достойно удивления, особенно же приспособительность апостолов, которую Дух Святый внушил им, приготовляя их к делу домостроительства. Поэтому, рассказывая о Христе так много, они немного говорили об Его божестве, а более об Его вочеловечении, Его страданиях, воскресении и вознесении. Ибо цель, к которой они стремились, заключалась в том, чтобы заставить слушателей уверовать, что Он воскрес и вознесся на небеса. Как сам Христос более всего старался доказать, что Он от Отца пришел, так и Павел более всего старался доказать, что Христос воскрес, вознесся, отошел к Отцу и от Него приходил. Ибо, если прежде иудеи не поверили тому, что Он от Отца пришел, то гораздо более невероятным казалось им все учение Христово после того, как к нему прибавилось сказание о воскресении и вознесении Его на небо. Поэтому Павел незаметно, мало помалу, доводит их до понимания более возвышенных истин; а в Афинах Павел называет Христа даже просто человеком, не прибавив более ничего, и это не без цели: потому что если самого Христа, когда Он говорил о своем равенстве с Отцом, часто покушались побить камнями и называли за это хулителем Бога, то с трудом могли принять учение это от рыбаков и притом после распятия Его на кресте.

И что говорить об иудеях, когда и сами ученики Христовы, слушая учение о предметах более возвышенных, смущались и соблазнялись? Поэтому Христос и говорил: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Иоан. 16, 12). Если же они не могли носить, - они, которые были с Ним столько времени, которые посвящены были в столь многие тайны и видели столько чудес, то каким образом язычники, отказавшись от жертвенников, от идолов, от жертв, от кошек и крокодилов (потому что в этом состояла языческая религия) и от других нечестивых обрядов, вдруг могли принять возвышенное слово о догматах христианских? Каким образом и иудеи, ежедневно читавшие и слышавшие следующее изречение из закона: слыши Исраилю: Господь Бог твой, Господь един есть (Второз. 6, 4), и несть ин разве Мене (Втор. 32, 39), и при этом видевшие Христа распятым на кресте, а главное - распявшие Его и положившие во гроб, и не видевшие его воскресения, - каким образом эти люди, слыша, что этот самый муж есть Бог и равен Отцу, могли не смутиться и не отпасть совершенно и притом скорее и легче всех? Поэтому апостолы постепенно и незаметно подготовляют их и являют большое искусство приспособляться; а сами получают более обильную благодать Духа и именем Христовым творят большие чудеса, чем какие совершены самим Христом, чтобы тем и другим способом поднять их распростертых по земле, и пробудить в них веру в слово о воскресении. И потому книга эта есть по преимуществу доказательство воскресения; потому что по уверовании в воскресение удобно воспринималось и все остальное. И всякий, основательно изучивший эту книгу, скажет, что по преимуществу в этом заключается ее содержание и вся ее цель. Выслушаем же сперва самое начало ее.

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

Поучение 21. Толкование некоторых изречений святого Григория о святых мучениках Хорошо, братия, петь слова святых Богоносцев, потому что они всегда и везде стараются научить нас всему, ведущему к просвещению душ наших. Из этих самых слов, воспеваемых (в празднества), должны

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

Поучение двадцать первое Толкование некоторых изречений святого Григория о святых мучениках Хорошо, братия, петь слова святых Богоносцев, потому что они всегда и везде стараются научить нас всему, ведущему к просвещению душ наших. Из этих самых слов, воспеваемых в

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

Из книги Творения, том 7, книга 2. Толкование на святого Матфея евангелиста. автора Златоуст Иоанн

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа константинопольского Том седьмой Книга вторая Толкование на святого Матфея

Из книги Творения, том 8, книга 1. Толкование на Евангелие от Иоанна. автора Златоуст Иоанн

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа константинопольского Том восьмой Книга первая Толкование на Евангелие от

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого избранные творения Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга первая. БЕСЕДА 1 (вступительная). 1. Похвала Евангелию от Иоанна. Его превосходство и польза. - Кто могут понимать его.

Из книги Толкование на книги Нового Завета автора Феофилакт Блаженный

Деяния святых апостолов! Евангелия кончились. Начались… Стоп.Почему кончились евангелия? В Ватикане их аж 60 штук валяется. Могли бы отобрать 12 - по количеству апостолов. Хотя нет, от Иуды не стоило. Или стоило? Сейчас вон шумят, да только это фальшивка.Да, отобрали четыре.

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА, АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО, ТОЛКОВАНИЕ НА ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, сокращенно избранные из толкований СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА и некоторых других отцов (в русском переводе) ВВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ ДЕЯНИЙ Книга эта называется «Деяниями

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Святого отца нашего Иоанна Златоуста предуведомление к Деяниям святых апостолов Многим, а не одному кому-нибудь, неизвестны ни самая книга, ни тот, кто составил и написал ее. Посему я признал необходимым приняться за это толкование, с целию и научить незнающих и не

Из книги В помощь читающему Псалтирь автора Стрелов Владимир Сергеевич

Поучение двадцать первое. Толкование некоторых изречений святого Григория о святых мучениках. Хорошо, братия, петь слова святых Богоносцев, потому что они всегда и везде стараются научить нас всему, ведущему к просвещению душ наших. Из этих самых слов, воспеваемых в

Из книги Палестинский патерик автора

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

Из книги Глас Византии: Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания автора Кондоглу Фотий

Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Иезавель умышляет восхитить виноградник

Из книги автора

Толкование святителя Иоанна Златоуста на Псалом 10. Великая сила упования на Бога и бес­силие при этом вражеских козней и нападений. – Почему многие из беззаконников преодолевают других? – В чем состоит оружие праведника про­тив нечестивых? – "Любящий неправду ненавидит

Из книги автора

Из книги автора

1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение - это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами


Толкование Библии, уяснение ее смысла называется экзегезой (греч.). У православной экзегезы есть свои правила герменевтики (от греч. эрменеуен – объяснять) и методы:

2. Толкование должно быть согласно с догматами и учением Церкви.

3. Ветхий Завет необходимо оценивать в свете Нового.

4. Необходимо руководствоваться толкованиями, которые давали к священному Писанию св. Отцы. Они имеют огромную ценность для православного толкователя, который, однако, должен учитывать и различия толкования Отцов. Православные библеисты обращаются и к церковно-богослужебному (литургическому, иконографическому) истолкованию Священного Писания, выясняя общецерковное экзегетическое предание

5. Экзегеза соединена с критикой текста. Слово "критика" в данном случае означает научное и литературное исследование.

  • Документы Нового Завета: Достоверны ли они? - Фредерик Брюс
  • "И пойдут сии в κόλασιν (отсечение) αἰώνιον (вечное)" (Мф. 25:46) . Об участи тех, кто не живет по христианским законам и окажется по левую сторону на Страшном суде. - Виталий Мигузов
  • Гипотеза ессеев - Питер Брант
  • Миф о "благообразии" языка Нового Завета - Павел Бегичев
  • Почему еврейская Библия отличается от греческой? - Михаил Селезнев
  • Дидахе - раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи - Александр Ткаченко
  • Талант и лепта, а не мина и евроцент (толковый словарь библейских слов) - Юрий Пущаев
  • Священная игра слов. На каких языках заговорили апостолы - диакон Михаил Асмус
  • Предательство Иуды (ответ священника на вопрос) - игумен Феодор Прокопов
  • Пророки и пророчества Библии - Виталий Каплан, Алексей Соколов
  • Религия хананеев - игумен Арсений Соколов
  • Отчего так мелочен Ветхий Завет? - Андрей Десницкий
  • День Святой Троицы. Пятидесятница . Толкование Евангелия - протоиерей Александр Шаргунов
  • Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест - Антон Поспелов
  • Зачем христианам "псалмы проклятия"? - протоиерей Сергий Архипов
  • Правду ли говорит Библия? - Андрей Десницкий
  • Библейские родословия и всемирная история - иерей Шелепов Андрей
  • Грех Иеровоама - игумен Арсений Соколов
  • "И пошел Исаак поглумитися на поле": немного ликбеза - Агафья Логофетова
  • Нападки оголтелых феминисток на Библию беспочвенны - Дэвид Эшфоpд
  • Что такое "богодухновенность". Писали ли евангелисты под диктовку? - Андрей Десницкий
  • Зачем христианину Ветхий Завет? - Андрей Десницкий
  • "Пусть наши дети примут дар веры". Беседы из цикла "Семейная жизнь ветхозаветных патриархов" - протоиерей Олег Стеняев
  • "Салафииль родил Зоровавеля..." Зачем Христу нужны родословия? - Андрей Десницкий
  • Размышления над трудными местами Евангелия - игумен Петр Мещеринов
  • Женщины Ветхого Завета - Григорий Прутцков
  • Книга Бытия и некоторые данные лингвистики, генетики и этнографии - Евгений Круглов, Александр Кляшев

Греческое Четвероевангелие, XII–XIII века, пергамент. Константинополь

Пять основных методов экзегезы

Благодаря трудам Отцов и Учителей Церкви и позднейших экзегетов смысл Св. Писания от эпохи к эпохе раскрывается все более полно в своей духовной неисчерпаемости и глубине. Существует пять основных методов экзегезы, или толкования, Ветхого Завета, которые не исключают, а дополняют друг друга. "Иное в Писании, – замечает свт. Иоанн Златоуст, – должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле: чувственном и духовном" (Беседа на Пс 46). Точно также преп. Иоанн Кассиан Римлянин указывал, что толкование Библии "разделяется на две части, т.е. на историческое (буквальное) толкование Св. Писания и духовное (таинственное) разумение.

Метод аллегорического толковани я зародился у иудеев Александрии и был развит известным религиозным мыслителем Филоном († ок. 40 г. н.э.). Филон и его предшественники заимствовали этот метод у античных писателей. Аллегорическая экзегеза была воспринята христианской школой Александрии – Климентом и Оригеном (II-III вв.), а затем свт. Григорием Нисским (332-389). Все они исходили из мысли, что Ветхий Завет содержит гораздо больше, чем можно обнаружить при его буквальном понимании. Поэтому экзегеты стремились путем расшифровки аллегорий изъяснить сокровенный , духовный смысл Писания. Однако, при всей его плодотворности, александрийскому методу недоставало надежных критериев для точного понимания древневосточной символики, которая использовалась в Ветхом Завете, а это нередко приводило к произвольным догадкам. Большой заслугой александрийской школы явилась попытка изложить учение Библии на богословском языке.

Метод буквального толкован ия сводился к тому, чтобы по возможности связно и ясно представить себе ход библейских событий и прямой смысл учения, изложенного в Ветхом Завете. Этот метод был разработан в III и IV веках сирийскими Отцами Церкви (Антиохийская и Эдесская школы), из которых наиболее известен прп. Ефрем Сирин (306-379). Сирийцы были близко знакомы с обычаями Востока, что позволяло им лучше, чем эллинистическим авторам, реконструировать картину библейского мира. Но факт многозначного смысла Писания зачастую оставался вне поля зрения этих экзегетов.

Методы двух вышеназванных школ сочетали Отцы Церкви, предлагавшие нравственно-гомилетическое толкование Ветхого Завета. Оно преследовало прежде всего цели назидания, проповеди, делая ударение на нравственном и догматическом аспектах Писания. Высочайшим образцом такого толкования являются труды свт. Иоанна Златоуста (380-407).

Типологический, или прообразовательный, метод толковани я. Этот метод строится на том, что Библия содержит многозначные прообразы (греч. типос – образ, прообраз) истории спасения, которые могут быть отнесены не к одному, а к различным ее этапам . Так, например, в исходе из Египта видели прообраз возвращения из плена, а позднее – прообраз исхода из рабства греху (воды моря – символ вод крещения). Этот метод применяется уже в Евангелии (Ин. 3:14), у ап. Павла (Гал. 4:22-25) и присутствует почти во всей святоотеческой письменности, начиная от свт. Климента Римского (ок. 90 г.). С прообразами тесно связаны и пророчества о Мессии, в явной или прикровенной форме рассеянные по всему Ветхому Завету. Типологический метод играет большую роль в понимании духовной целостности Библии, которая говорит о деяниях единого Бога в единой истории спасения.

Из переписки святителя Игнатия (Брянчанинова), XIX век.

Вы спрашиваете, почему необходимо чтение святых Отцов? Не довольно ли будет руководствоваться одним Священным Писанием — чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого?

Отвечаю: непременно нужно при чтении Писания, чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святой апостол Петр о Священном Писании: Всяко пророчество книжно по своему сказанию не бывает (русский перевод: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою). Не бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1. 20–21). Как же вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, пророки и апостолы написали его; вдохновенные Богом мужи, святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если ж Вы ограничитесь чтением одного Священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что душевен человек не приемлет яже Духа Божия, и не может уразумети, зане духовне востязуется (русский перевод: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2. 14). Божия никтоже весть, точию Дух Божий.

Особенно ненавидят Отеческих писаний еретики всех времен: писания Отцов открывают прямой смысл Священного Писания, который враги Истины хотели бы искажать для утверждения своих лжеумствований. Ересиарх Евтихий выразил свое нерасположение к Отцам на поместном Константинопольском Соборе. «Священное Писание, — лукаво сказал он, — следует больше уважать нежели Отцов», — и сказал потому, что тогда писаниями святых патриархов Александрии Афанасия Великого и недавно почившего Кирилла ясно обличалось его заблуждение богохульное.

Вселенская Церковь, напротив того, всегда питала особенное уважение к отеческим писаниям: этими писаниями сохранялось единение церковное, для которого необходимо всеми принятое, истинное, благодатное изъяснение Писания. Вселенские соборы всегда начинались с чтения тех отеческих писаний, в которых с особенною подробностью излагались догмат или предание, рассмотрение которых составляло предмет совещаний собора. И опираясь на Отеческие писания, Собор обличал ересь, произносил православное учение и исповедание.

Точно так же и в частной жизни святые подвижники первоначально воспитывались отеческими писаниями, только тогда они переходили к чтению преимущественно Священного Писания, когда уже достигли особенного духовного преуспеяния. «Глубоко море Писания, — сказал святой Иоанн Лествичник, — и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде, и касаться богословия странному» (Слово 27. О безмолвии). Эта опасность, это бедствие очевидно заключается в произвольном толковании, в ложном понятии Писания, отчего многие иноки впали в гибельное заблуждение.

Напрасно еретики выставляют свое мнимое уважение к Священному Писанию, коварно намекают, что православная Церковь мало его уважает, излишне уважая святых Отцов, которых они отвергают, которых они осыпают клеветами и ругательствами бесстыдными и бессовестными. Уважение еретиков к Священному Писанию — ложное, лицемерное; что за уважение к Слову Божию, когда предоставлено каждому, как бы он порочен ни был, понимать и толковать его произвольно?

Святая Церковь, принимая благодатное толкование Священного Писания святыми Отцами, этим самым доказывает свое глубокое уважение к Священному Писанию: она чтит его, как должно чтить слово Божие. Она научает чад своих не быть дерзкими относительно слова Божия, удерживать их от гордостного своеволия и безчиния, повелевает воспитываться чтением святых Отцов и при руководстве их проникать в чудный свет Слова Божия, поражающий слепотою тех, которые осмеливаются воззреть на него без должного приготовления, умом нечистым и сердцем грехолюбивым. Стоит только обратить внимание на богослужение Восточной Церкви, чтоб убедиться в ее глубоком благоговении к Священному Писанию. Евангелие — всесвятая книга, заключающая в себе слова, произнесенные к человекам Самим воплотившимся Богом — всегда присутствует на святом престоле, живо изображая Самого Христа. К всенародному чтению его допускаются одни священные лица; когда оно читается — все внимают ему, как говорящему Христу: когда оно выносится из алтаря, — предшествуют ему зажженные свечи. Выносится оно и полагается на аналой среди храма: тогда все присутствующие православные христиане благоговейно преклоняют пред ним колена, как пред словом Божиим, со страхом и любовию лобызают его.
А в это время еретик, только что хвалившийся уважением своим к Священному Писанию, соблазняется на благоговение чад Святой Церкви пред Евангелием, насмешливо называет их поклонение слову Божию идолопоклонством, поклонением бумаге, чернилам, переплету; несчастный слепец! он видит в этой книге только бумагу, чернила, переплет — не видит Евангелия Христова. Всенародное чтение апостольских посланий совершается диаконами и чтецами; чтение прочего Священного Писания совершается чтецами посреди храма. Церковные же песнопения, сочиненные святыми Отцами, содержат в себе полный курс догматического и нравственного богословия.

Слава Богу, сохранившему Церковь Свою в чистоте и святыне! Слава святой Восточной Церкви, единой святой и истинной! Все предания, все обычаи ее святы, благоухают духовным помазанием! Да постыдятся все, противомудрствующие ей, все отделяющиеся от единения с нею.

Имейте благоговение к Священному Писанию, благоговение, должное для истинного сына истинной Церкви; имейте должную доверенность и благоговение к писаниям Отеческим. Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах, — действовал в святых учителях и пастырях церковных: свидетель этого догмата святой Апостол: положи Бог, — говорит он, — в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей.

Сообразно словам Апостола, словам Священного Писания и указанию Церкви — первое место в благочестивом чтении Вашем должны занимать писания апостолов. Между писаниями апостолов первое место занимает Евангелие. Чтоб правильно понимать Новый Завет, читайте святых учителей церковных, читайте и Псалтирь и прочие книги Ветхого Завета. Очищайте себя евангельскими заповедями и благочестивыми подвигами. Сообразно чистоте души, является ей Бог, открывается ей Божие Слово, для плотских очей прикрытое непроницаемою завесою слова человеческого.