Что означает таравих намаз. Действия, которые желательно совершать в праздничные дни

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»/2/ .

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации/3/ , духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения. Мечеть — это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома»/4/ .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба»/5/ . Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».

С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны /6/ . В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах»/7/ . Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода/8/ .

Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно /9/ .

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар...»

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.

Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила).

Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...»

«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)... В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз.

Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство — твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

/1/ Таравих (араб.) — множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.
/2/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».
/3/ Прострация — состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.
/4/ Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.
/5/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.
/6/ Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них — вторым праведным халифом.
/7/ Совершение в «Таравихе» двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.
/8/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.
/9/ Там же. С. 1091.

Таравих-намаз - это желательный намаз, совершаемый в течение месяца Рамазан после ночного намаза. Начинают его совершать в 1-ю ночь месяца Рамазан и завершают в последнюю ночь поста. Таравих-намаз желательно совершать джамаатом в мечети, если нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, в одиночку. Обычно исполняют 8 ракаатов - 4 намаза по два ракаата, но лучше совершать 20 ракаатов, т.е. 10 намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАХ и приветствует) вначале совершал по 20 ракаатов, затем, для облегчения своей общине (умме), ограничился 8-ю ракаатами. По окончании таравих-намаза совершают 3 ракаата витр-намаза.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ-НАМАЗА

Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

После совершения ночного намаза и ратибата читается первая молитва. Эта же молитва произносится и после первого и третьего таравих-намаза, а также по окончании первого (двухракаатного) намаза витру. После второго и четвертого таравих-намаза три раза читается вторая молитва, а затем по одному разу первая молитва. По завершении витр-намаза читается третья молитва. Эти вышеназванные молитвы читаются всеми молящимися вслух.

МОЛИТВЫ, ЧИТАЕМЫЕ МЕЖДУ НАМАЗАМИ В ТАРАВИХЕ

I. “Ла хауля ва ля къуввата илля биллаh. Аллаhумма салли "аля Мухаммадин ва "аля aали Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас"алукаль джанната ва на"узубика мина-н-нар”.

2. “Субхана ллаhи валь-хамду лиллаhи ва ля илаhа илла ллаhу ва ллаhу Акбар. Субхана ллаhи "адада халкъиhи ва ризаа нафсиhи ва зината "арщихи ва мидада калимати”.

3. “Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза).
Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та"аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал "ибада биль-маути валь-фана". Субхана раббика раббиль "иззати "амма йасифун ва салямун "аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил "алямин”.
Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка о достоинстве молитвы Таравих. Пророк ответил:
“Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь, тому Аллах простит его грехи.
Если исполнит и во 2-ю ночь, то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.
Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Къуръан.
Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.
Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.
Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.
Если и в 10-ю ночь - Аллах дает ему баракат в пропитании.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.
Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.
Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.
Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.
Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь - Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.
Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.
Если и в 18-ю ночь - Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.
Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень до Рая Фирдавс.
Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь - возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).
Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.
Если и в 2З-ю ночь - Аллах возведет ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если и в 25-ю ночь - Аллах освободит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его степень в 40 раз.
Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.
Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.
Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб”.

Как совершается намаз-таравих и его значимость.

Намаз-таравих – это желательный намаз (намаз-сунна), совершаемый в течение месяца Рамадан после обязательного ночного намаза. Его начинают совершать с 1-й ночи и завершают в последнюю ночь поста. Намаз-таравих предпочтительно совершать коллективно в мечети, если же нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, его можно совершить и в одиночку.

Обычно совершают восемь ракаатов: четыре намаза по два ракаата, но лучше выполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал как двадцать ракаатов, так и восемь. По окончании намаза-таравих, совершают три ракаата намаза-витру (вначале двухракаатный намаз, затем одноракаатный).

Порядок совершения намаза-таравих
Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

1.После совершения обязательного ночного намаза и намаза-сунны ратиба, читается дуа (мольба) №1.
2. Совершается первый намаз-таравих.
3. Читается дуа №1.
4. Соввершается второй намаз-таравих.
5. Читается дуа №2 и дуа №1.
6. Совершается третий намаз-таравих.
7. Читается дуа №1.
8. Совершается четвертый намаз-таравих.
9. Читается дуа №2 и дуа №1.
10. Совершается двухракаатный намаз-витру.
11. Читается дуа №1.
12. Совершается одноракаатный намаз-витру.
13. Читается дуа №3.

Молитвы, читаемые между намазами-таравих
Дуа №1: “Ла хIавла ва ла къуввата илла биллагь. Аллагьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммадин ва саллим. Аллагьумма инна насъалукаль джанната фанагIузубика минаннар”.
لا حول ولا قوة الا بالله اللهم صل علي محمد وعلي آل محمد وسلم اللهم انا نسالك الجنة فنعوذ بك من النار

Дуа №2: “СубхIана ллагьи вальхIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу ва ллагьу акбар. СубхIана ллагьи гIадада халкъигьи ва ризаа нафсигьи ва зината гIаршигьи ва мидада калиматигь” (3 раза).
سبحان الله والحمد لله ولا اله الا الله والله أكبر سبحان الله عدد خلقه ورضاء نفسه وزنة عرشه ومداد كلماته

Дуа №3: “СубхIаналь маликиль къуддус (2 раза). СубхIаналлагьиль маликиль къуддус, суббухIун къуддусун раббуль малаикати ваppyxl. СубхIана ман тагIаззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къагьараль гIибада биль мавти валь фанаъ. СубхIана раббика раббиль гIиззати гIамма ясифун ва саламун гIалаль мурсалина вальхIамду лиллагьи раббиль гIаламин”.
سبحان الملك القدوس سبحان الملك القدوس سبحان الله الملك القدوس سبوح قدوس رب الملائكة والروح سبحان من تعزز بالقدرة والبقاء وقهر العباد بالموت والفناء سبحان ربك رب العزة عما يصفون وسلام علي المرسلين والحمد لله رب العالمين
Все эти мольбы читаются всеми молящимися вслух.

В завершении читается следующее дуа:
“Аллагьумма инни агIузу биризака мин сахатIика ва бимугIафатика мин гIукъубатика ва бика минка ля ухIси санаъан гIаляйка анта кама аснайта гIаля нафсика”.
اللهم اني اعوذ برضاك من سخطك وبمعافاتك من عقوبتك وبك منك لا احصي ثناء عليك أنت كما أثنيت علي نفسك

В некоторых приданиях приводятся данные о степени вознаграждения за исполнение намазов-таравих в течении всего месяца Рамадан:
Кто исполнит намаз-таравих в 1-ю ночь, тот очистится от грехов, подобно новорожденному.

Если исполнит его и во 2-ю ночь – грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь – призовет ангел под Аршем: «Ты возобновляй свои деяния, Аллах простил все твои ранее совершенные грехи»!
Если и в 4-ю ночь – ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.
Если и в 5-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению тавафа в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллаха о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь – он подобен человеку, который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тот выступил против Фиравна и Хамана.
Если и в 8-ю ночь – Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).
Если и в 9-ю ночь – ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.
Если и в 10-ю ночь – Аллах даст ему все благое этого и Того мира.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь – покинет этот мир, подобно ребенку, покидающему утробу матери (безгрешным).
Если и в 12-ю ночь – он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.
Если и в 13-ю ночь – он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.
Если и в 14-ю ночь – ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахом от допроса.
Если и в 15-ю ночь – его будут благословлять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь – Аллах убережет его от Ада и одарит его Раем.
Если и в 17-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.
Если и в 18-ю ночь – Ангел воззовет: «О раб Аллаха! Поистине Аллах доволен тобой и твоими родителями».
Если и в 19-ю ночь – Аллах поднимет его степень в Раю Фирдавс.
Если и в 20-ю ночь – Аллах воздаст ему награду шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь – Аллах возведет для него в Раю дом из нура (сияния).
Если и в 22-ю ночь – этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.
Если и в 2З-ю ночь – Аллах построит ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь – 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если и в 25-ю ночь – Аллах избавит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь – Аллах возвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.
Если и в 27-ю ночь – он молниеносно пройдет через мост Сират.
Если и в 28-ю ночь – Аллах возвысит его на 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.
Если и в 30-ю ночь – Аллах скажет: «О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я – твой Господь, ты – Мой раб». (Нузхатуль Мажалис).

Аудио версия настоящей статьи:

Время выполнения молитвы Таравих наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления утренней зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз Витр в эти дни выполняется после молитвы Таравих.

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, когда люди словно пребывают в прострации , в условиях духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как Таравих, способствует появлению чувства общности, единения. Мечеть - это место, где люди общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома» .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба» . Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны . В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах» . Однако ритуал Таравиха, состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода .

Совершается молитва Таравих после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву Таравих до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно .

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

سُبْحَانَ ذِي الْمُلْكِ وَ الْمَلَكُوتِ

سُبْحَانَ ذِي الْعِزَّةِ وَ الْعَظَمَةِ وَ الْقُدْرَةِ وَ الْكِبْرِيَاءِ وَ الْجَبَرُوتِ

سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ الْمَلاَئِكَةِ وَ الرُّوحِ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ ، نَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَ نَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ

Транскрипция:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.

Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.

Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.

Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.

Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар…»

Перевод:

«Свят и Идеален тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада…»

(Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила)… В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» .

Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства - твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство - твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я - твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и со словами «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

Вопросы по теме

(ответы имама на вопросы о намазе Таравих)

1. Какие дополнительные намазы читают во время поста?

1. Таравиха, Витра и Тахаджуда достаточно.

2. Обычное намерение на два ракяата дополнительной молитвы .

Уважаемый имам, когда восполняешь пропущенные дни поста, можно ли совершать пропущенную молитву Таравих? Э.

Дни обязательного поста необходимо восполнять, но Таравих восполнять не нужно. Таравих относится к категории дополнительных молитв, а не обязательных.

Сейчас, во время Рамазана, читают молитву Таравих. В ближайшей мечети города, где я живу, прихожане договорились за весь намаз прочитывать один джуз Корана. Но сам имам читает джуз во время Таравиха с книги - в одной руке Коран, другая на поясе. И так весь намаз. Насколько я понимаю, Пророк так не делал, он знал Коран наизусть и не умел читать. Вопрос: была ли такая практика у сподвижников или у праведников, признанных ученых? Может, стоит посещать другую мечеть на время данного намаза?

Такое возможно (по мнению некоторых ученых-суннитов), но обычно ставят Коран на специальную подставку, дабы освободить руки и не делать лишних движений в молитве-намазе. Если продолжительность молитвы Таравих в ближайшей мечети вас устраивает, тогда нет необходимости идти в другую.

По мнению некоторых ученых такое возможно.

Должны ли женщины совершать Таравих? Если да, то можно ли совершать его дома, одной? Ая.

Как для мужчин, так и для женщин совершение данной молитвы-намаза является сунной, то есть желательным действием. Вы можете совершить ее дома, одна.

Почему в этом году в вашей мечети до Таравиха не читалась проповедь? С чем это связано?

Канонической необходимости в этом нет, а потому имам может читать ее, если видит потребность, а может и не читать.

Если я намереваюсь сделать Таравих-намаз в 20 ракяатов, то как их читать? По 2 ракяата (10 раз) или по 4 ракяата (5 раз)? Какие молитвы и ду‘а читать в перерывах?

Все это на ваше усмотрение.

Читается ли Таравих в последний день поста, ведь вечером начинается первый день следующего месяца? Тимур.

Вы правы, в последний день поста молитва Таравих не читается.

Можно ли мне ездить на Таравих в мечеть, если я не держу пост? У меня лечение, в течение которого необходимо месяц пить лекарства. Есть большое желание держать уразу, но врач сказал, что надо пропить курс, а то не будет пользы от предыдущих двух недель принятия лекарств. Меня терзают сомнения и мне неудобно и непривычно, что не держу пост, хотя сам понимаю и чувствую, что лекарства необходимо пропить. У.

Можете ездить на Таравих.

В мечети нашего города после Таравиха имам зачитывает хадис о вознаграждении, получаемом человеком, пришедшим на намаз. И причем это относится к каждому дню на протяжении всего месяца поста. Скажите, правда ли это? Слышали ли вы такие хадисы? Рамиль.

Достоверных хадисов по этому поводу нет.

Недавно наткнулась на статью в местной газете, где подробно описывались вознаграждения каждой ночи за чтение молитвы Таравих во время поста. Например, в первый день месяца Рамадан прочитавшему Таравих Всевышний простит все его грехи, во второй день Аллах простит все грехи родителей читавшего Таравих и так далее до конца поста. Расскажите об этом подробнее. Еркежан, Казахстан.

В Коране и достоверной Сунне об этом не говорится.

Мы с друзьями на второй день поста опоздали на молитву ‘Иша, сразу же встали с джамаатом на Таравих-намаз. Считается ли фард молитвы ‘Иша пропущенным или его вместе с сунной можно совершить после Таравиха и Витра? Мурат.

Пятая обязательная молитва не считается пропущенной, вам необходимо совершить ее после Витра. На будущее: если вы опаздываете, то в первую очередь отдельно от имама совершаете пятую молитву и только после присоединяетесь к Таравиху.

Я езжу на Таравих в мечеть. Домой приезжаю около полуночи. Моя супруга жалуется на то, что я каждый вечер ухожу в мечеть, а когда прихожу, то ложусь спать. Ей не хватает времени, которое я с ней провожу. Мне же очень нравится совершать Таравих в мечети, я ждал этого весь год. Как мне лучше поступить? Отвергнуть ее претензии и, несмотря на ее обиду, пойти в мечеть или ходить в мечеть через день, как я сейчас и делаю? Искандер.

Обязательно ходите в мечеть, это зарядит вас позитивно, облагородит и положительно настроит на весь последующий год.

Что же касается супруги, то настоятельно советую найти мою книгу «Семья и Ислам», которая откроет вам глаза на многие тысячи обстоятельств семейной жизни. То, что ваш поход в мечеть раздражает супругу, говорит об очень низком уровне взаимопонимания между вами. Этот пробел необходимо восполнить за счет знаний и опыта других.

Хазрат, почему вы раньше читали Таравих-намаз в 20 ракяатов, а сейчас в 8 ракяатов? Разве можно так? Я послушал одного знаменитого хазрата, он говорит, что так нельзя. Ответьте, пожалуйста, это для меня и моих друзей очень важно! Махмуджон.

В последние два года (2010, 2011 гг.) мы перешли на 8 ракяатов по той простой причине, что большинство прихожан нашей мечети - это работающие люди, а не пенсионеры. Читая 8 ракяатов, мы завершаем за полночь, а читая 20 ракяатов, получится и того позднее. К тому же учитывайте, что людям в 3 часа ночи вставать на утренний прием пищи, а потом в 7 утра ехать на работу.

Наиболее известными с точки зрения Сунны являются два варианта - 8 и 20 ракяатов. На период, пока пост приходится на летнее время, согласовав наше решение с муфтием, мы проводим в нашей мечети только 8 ракяатов Таравиха. Желающие могут дочитывать дома до 20.

В религиозной практике я следую ханафитскому мазхабу, но не являюсь строгим приверженцем мнений лишь одного мазхаба, тем более когда эти мнения могут серьезно затруднить жизнь простым верующим. Религия дана нам в легкость, а потому нужно все разумно соизмерять.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

(1) «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» .

(2) «Религия - это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет» .

(3) «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!»

(4) «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого» .

(5) «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически] те, кто щепетильны и чрезмерно строги». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды» .

Проблема в том, что во время Таравиха из-за непонимания смысла читаемого мысли уходят в сторону. Бывает, что почти засыпаешь. Дома, когда читаю намаз, после арабского читаю и его перевод. Посоветуйте, как справиться с проблемой. Надим.

Таравих (араб.) - множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».

Прострация - состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.

Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.

Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них - вторым праведным халифом.

Совершение в Таравихе двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.

Там же. С. 1091.

Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2». С. 263.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 590, хадис № 10010, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 50, хадис № 69; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 40–42, хадисы № 6 (1732), 7 (1733), 8 (1734)

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № (2670) 7.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих».

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1738, «сахих».

Таравих намаз

Положения молитвы таравих:

Название молитвы происходит от слова "тарвиха" (перерыв, отдых, передышка).

В книге "Нур уль-изах" и в комментариях к ней "Мерак иль-фалях" имама Шернблали (Абу-ль-Ихлас Хасан ибн Аммар; ум. в 1069 г. х. / 1658 г. н. э.) говорится:

"Исполнение молитвы "таравих" в 20 ракяатов является для мусульман обоего пола cунной (весьма желательным действием). Не верящий в это положение отклоняется от сунны, и свидетельство такого человека не является действительным.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) несколько ночей совершал эту молитву совместно с джамаатом в 8 ракяатов. Остальные 12 - дома. Есть также сообщения, что он выполнял индивидуально и по 20 ракяатов. Поэтому по всем четырем мазхабам эта молитва состоит из 20 ракяатов. Во время правления праведных халифов, начиная с Умара (да будет доволен им Аллах), все сподвижники совершали совместно 20 ракяатов. Этот факт и стал подтверждением того, что данная молитва является сунной. Пророк (мир ему и благословение) завещал нам следовать праведным халифам и согласованному мнению его сподвижников:

"Когда меня не станет, не отделяйтесь от моей сунны и сунны халифа-и рашидун (праведных халифов)" (Абу Дауд; Тирмизи).

Намаз этот можно выполнять и индивидуально. Однако в этом случае мусульманин не получит благости совместной молитвы. Находиться в пределах одного фарсаха (5760 метров) от мечети и не являться на совместный намаз таравих считается неверным решением.

Время исполнения молитвы таравих:

Выполняется после ночной молитвы, перед намазом витр. Отсюда следует, что, если кто-либо не успел совершить обязательную ночную молитву (´иша), то ему следует вначале совершить ее, а уже потом читать молитву таравих. Об этом пишет имам Ибн Абидин в своей книге "Радд уль-мухтар...". Таравих дозволено выполнить и после намаза витр, но только в ночное время. С наступлением рассвета время исполнения этой молитвы заканчивается. По мазхабу Ханафи пропущенный намаз таравих не восстанавливается. Восстанавливаются пропущенные фарды и молитва витр.

В случае опоздания на Таравих необходимо действовать следующим образом:

1) Исполнить вначале ночную молитву (´иша намаз).

2) Затем совершить вторую сунну ночной молитвы.

3) Затем выразить намерение и присоединиться к джамаату для исполнения таравих с того момента, с которого это возможно.

4) После окончания джамаатом всей молитвы и совершения заключительного приветствия имамом встать и восполнить пропущенные ракяаты самостоятельно.

5) После этого исполнить молитву витр самостоятельно. Но тот, кто успеет к совместному исполнению витра, читает эту молитву вместе с джамаатом.

Совместное исполнение молитвы таравих:

Исполнение таравиха вместе с джамаатом является суннат-и кифайа. Кроме обычных правил исполнения совместных молитв, во время совершения таравиха необходимо обратить внимание на следующие особенности:

1) Мусульманин, не исполнивший предварительно ночную молитву (´иша), не может присоединиться к молитве таравих.

2) Исполнять ночную молитву и молитву таравих одну за другой дозволяется за разными имамами.

3) Джамаат, исполняющий совместно молитву таравих, должен быть из числа мусульман, которые перед этим совместно исполняли ночную молитву. То есть опоздавшим на ночную молитву, не дозволено собирать другой джамаат для исполнения молитвы таравих вторично в данной мечети.

Вопрос: Дозволено ли исполнение девушками и молодыми женщинами молитвы таравих в мечетях?

Ответ: Если внимательно исследовать хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по всему укладу жизни мусульман, то становится ясным, что предписания о возможности получении благости совместной молитвы в мечетях относятся прежде всего к мужчинам. Молодым женщинам и девушкам во всех сообщениях рекомендуется меньше показываться на людях. Тем более в местах, где могут быть посторонние мужчины. Отсюда ученые Ислама делают вывод, что наибольшую благость молодые женщины и девушки могут получить лишь при исполнении молитв дома, в кругу семьи и близких родственников. Даже и здесь им предписано учитывать, что не все родственники являются "махрам" (т. е. те, за кого не дозволено выйти замуж), и предпринимать меры предосторожности.

Разделение в этом вопросе девушек и молодых женщин от пожилых женщин говорит о том, что пожилым женщинам не возбраняется посещение мечетей для совместной молитвы. Но и они обязаны учитывать особенности таких посещений. Да и определение "пожилая женщина" является чисто условным: ведь Аллах волен дать возможность пожилой женщине выглядеть привлекательной и далеко не пожилой - а все дело в этом! Если женщина чувствует, что Всевышний Аллах дал ей возможность более продолжительное время оставаться привлекательной и на нее обращают внимание или могут обратить внимание посторонние мужчины, то во имя Аллаха ей лучше меньше показываться на людях и уберечь от греха и себя и своих братьев-единоверцев.

Кираат (чтение Корана) в молитве таравих:

Кроме обычных правил, здесь существуют некоторые особенности.

2) При исполнении молитвы таравих дозволяется повторение одних и тех же аятов одной и той же суры в кираате.

Препочтительное в таравихе:

1) Приветствие отдается после каждых двух или четырех ракяатов. Но предпочтительнее отдавать приветствие после каждых двух ракяатов.

2) Исполнять молитву после первой трети ночи.

3) Соблюдать перерыв между каждыми четырьмя ракяатами, по протяженности равный времени исполнения четырех ракяатов.

Нежелательное в таравихе:

1) Исполнять молитву лишь с одним приветствием.

2) Исполнять молитву сидя, без уважительных причин.

3) Исполнять молитву в сонном состоянии.

4) Специально нанимать человека для проведения таравиха, в то время, как есть возможность исполнить молитву в мечети.

6) В одной и той же мечети исполнять таравих дважды одним джамаатом.

7) Имаму вести молитву таравих дважды на одном и том же или на разных местах.

Исполнение молитвы таравих:

А. При исполнении молитвы с приветствием после каждых двух ракяатов:

1. Выразить намерение на исполнение таравиха. И повторять намерение перед каждым вступительным такбиром.
2. Произнести вступительный такбир: "Аллаху Акбару".
3. Прочитать тихо (про себя) "Субханака...", "Аузу...", "Бисмиллях..." .
4. Прочитать "Аль-Фатиху" и замми-суру. При совместном исполнении таравиха имам обязательно должен читать вслух, а следующий за ним молчит.
5. Исполняются первый и второй ракяат, как и в других молитвах.
6. После второго ракяата читается "Ат-тахиййату..." и далее, так же, как и после утренней молитвы, произносятся салаваты, дуа и отдается приветствие.

Б. При исполнении молитвы с приветствием после каждых четырех ракяатов:

1. Два первых ракяата исполняются так же, как было указано выше.
2. При сидении после второго ракяата, читается только "Аттахиййату..." и салават, третий ракяат начинается с чтения "Субханака...".
3. И далее заканчивается так же, как и четырехракяатные молитвы.

Это только одна часть намаза таравих. Он будет считаться законченным, когда подобным образом будет исполнено двадцать ракяатов.

Вне зависимости от того, исполняется ли молитва в два ракяата или в четыре, после каждых четырех ракяатов необходима по сунне небольшая пауза, равная времени исполнения четырех ракяатов молитвы. В течение этого времени читаются салаваты, салят-и уммийа (приветствия Пророку, мир ему), аяты и просьбы ко Всевышнему Аллаху. Допустимо также просто сидеть молча, размышляя о величии Аллаха и не мешая другим сосредоточиться.

Между каждыми четырьмя ракяата намаза таравих также рекомедуется читать следующее:

"Субхана зиль-мульки валь-малакут.
Субхана зиль-иззати валь-джамали валь-джабарут.
Субхана-ль-малики-ль-мауджуд.
Субхана-ль-малики-ль-маъбуд.
Субхана-ль-малики-ль-хайй-иль-лязи ляа йанаму ва ляа йамут.
Суббухун куддусун Раббуна ва Раббу-ль маляикати вар-рух.
Мархаба, мархаба, мархаба ва шахри рамадан.
Мархаба, мархаба, мархаба ва шахри-ль-баракати ва-ль-гуфран.
Мархаба, мархаба, мархаба ва шахрат-тасбихи ва-т-тахлили ва-з-зикри ва тиляват-иль-Куръан.
Аввалюха, ахируху, захируху, батинуху ва мин ляа иляха илля Хува".

После окончания молитвы читается мольба (ду´а):

"Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад.
Биадади кулли даин ва даваин ва барик ва саллим аляйхи ва аляйхим касира" (читается 3 раза).
Затем: "Йа Ханнан, Йа Маннан, Йа Даййан, Йа Бурхан.
Йа Заль-фадлы ва-ль-ихсан нарджу-ль-афва ва-ль-гуфран.
Ваджъальна мин утакаи шахри рамадан би хурмати-ль-Куръан".

Человек, становящийся на место имама для ведения совместной молитвы, должен уяснить состав стоящего за ним джамаата. И если среди джамаата присутствуют последователи мазхаба Шафии, то молитву нужно читать только по два ракяата. Альхамдулиль-Аллах!