Роспись по дереву виды названия. Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Еще с древних времен человек обращал внимание на красоту природы. Желание украсить свой примитивный быт и сделать его уютным привело к тому, что жилище стали украшать разными природными элементами. Это были шкура животного под ногами, рисунки на стене, цветные камни, сияющий метал и многое другое. Века спустя стали раскрашивать тарелки, ложки, миски. В каждой области появились свои посуды.

Виды стилей

Мастерство украшать свои дома возникло почти одновременно с развитием культуры людей и имеет свои отличительные стороны, свойственные для отдельных областей:

  • хохломская роспись;
  • Городец;
  • Жостово;
  • Гжель.

Воображение наших предков не знало границ, но отличия в рисунках все-таки очевидны. Каждая область имеет своеобразный орнамент и почерк.

Возникновение хохломской росписи

Возле старых заволжских лесов подле реки Узолы расположены русские деревни - Хрящи, Кулигино, Семино, Новопокровское, Хохлома. Посуда, расписанная разными золочеными рисунками, берет свое начало именно отсюда.

К сожалению, точно установить начало появления хохломской росписи не удается. Ведь вся посуда изготавливалась из дерева, быстро изнашивалась, выбрасывалась либо кидалась в печь, как обычное полено.

До нашего времени дошли изделия XIX века. Но, судя по историческим бумагам, промысел возник в XVII веке.

Неповторимая техника хохломы - по золотой основе исполняется роспись черной краской и киноварью - встречается в древнерусском искусстве.

Особенности хохломской росписи

У мастеров есть свой секрет, как «озолотить» кухонную утварь. Нехитрый способ покрытия посуды золотом дожил до наших времен:

  • оловянным порошком тщательно натирали посуду;
  • покрывали олифой;
  • нагревали в печи;
  • под воздействием высокой температуры олифа желтела, сквозь нее просвечивалось олово, получался эффект золота.

Считается, что этот способ окрашивать посуду принадлежит старообрядцам. Раньше в глухих деревнях было много беглых людей, терпевших гонения за «старую веру». Среди них были мастера иконописцы и книжной миниатюры.

Узоры Хохломы

Недорогую посуду для обихода можно узнать сразу. Она исполнялась специальными штампами из гриба дождевика или фетрового кусочка ткани, узоры получались элементарными, но не теряли своей красоты. На таких изделиях видны многочисленные ромбики, спирали и листики.

Посуду подороже раскрашивали более искусно. Композиции создавались кистью от руки. Тут уже труда гораздо больше. Мастера вырисовывали:

  • ягоды (малину, клубнику, рябину);
  • цветы (васильки, клевер, фиалки).

Так создавались расписные ложки, тарелки, кружки и многое другое.

Главные цвета, характерные для хохломской росписи, - красный (киноварь) и черный (сажа). Но чтобы рисунок ожил и расцвел, на изделия добавляли коричневый, зеленый, голубой, оранжевый и желтый оттенки.

Виды росписи

Постепенно из предметов обихода изделия Хохломы стали сувенирными подарками или украшением, причем недешевым.

Существуют основные виды росписи посуды:

  1. «Верховая» - на серебристый фон накладывается основная композиция - криуль. Далее к ней добавляют красным и черным цветом капельки, усики, завитки.
  2. «Под фон» - вначале вырисовывается силуэт орнамента, а черной краской заполняется фон.

На посуде могут быть самые разные виды орнаментов:

  • «Травка» - упор делается на вырисовывании мелких и крупных травинок.
  • «Пряник» - внутри шедевра расположена нарисованная геометрическая фигура. Это может быть ромб, квадрат, круг. Его расписывают ягодами, цветами и травой.
  • «Кудрина» - на красную или черную основу наносится рисунок в виде золотых листиков и цветков на манер завиточков.

Хохлома - удивительное произведение искусства, несмотря на темные цвета, от нее исходит тепло и радость.

История жостовской росписи

Еще одним из известных видов росписи посуды является Славится она тем, что почти два столетия украшают одну вещь - это поднос. Деревня Жостово расположена в Мытищенском районе под Москвой.

В XVIII веке на Урале, где построены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Верх-Нейвинск, Невьянск), возник промысел - металлические расписные подносы.

Рождение такого промысла под Москвой было вызвано некоторыми важными факторами:

  • Русским крепостным мастером Худояровым был открыт рецепт «хрустального» лака, он не трескался на меди, дереве и железе.
  • Начало производства в Санкт-Петербурге необычной формы подносов с интересными рисунками.
  • Открытие в Жостово в 1820-е годы мастерских Ф. Н. Вишнякова. Здесь выпускали лакированные расписные изделия из папье-маше: подносы, шкатулки, табакерки, коробочки, марочницы.

Изделия выполнялись в деревнях под Москвой - Троицком, Новосельцеве, Осташкове. Только в деревне Жостово мастерских насчитывалось 22. Предметы были очень красивыми. На них изображались пейзажи, зимние тройки коней, летние прогулки, чаепития за столом. Но, к сожалению, эти вещицы оказались хрупкими и непрактичными.

Появление жостовских железных подносов

Осип, сын Филипа Вишнякова, решил больше не изготавливать папье-маше, а взялся за производство железных подносов. Как раз возрастал спрос на подносы. Они использовались как для украшения интерьера, так и по прямому назначению. Жостовские подносы были замечены в питейных заведениях, знаменитых чайных домах Москвы, трактирах, гостиницах и купеческих домах. Коллекции испанских и британских королей могут похвастать наличием жостовских подносов.

Спрос рождает предложение, и в 1960 году была основана фабрика жостовской росписи.

Секреты мастерства

Наблюдая за долгим и кропотливым процессом, можно заметить, как мастера и по сей день соблюдают старинную технику выполнения.

  • Замалевок. Основа будущего узора. На подготовленную плоскость разведенной краской делают наброски будущего рисунка.
  • Танежка. Наносятся цветные тени полупрозрачными красками. Создается видимый объем цветов и возникают теневые участки растений.
  • Прокладка цветом. Это самый ответственный этап жостовской послойной росписи. Формируется внешний облик букета, осветляется или затемняется вся композиция, определяются важные мелкие детали.
  • Бликовка. Благодаря этому действию появляются объем и свет, хорошо передается совокупность особенностей и настроение.
  • Чертежка. Финальная часть работы над изображением. Художник вручную наносит маленькие, но значительные детали.
  • Привязка. Букет как бы распространяется под фон изделия. Тонкие стебельки и усики, вырисовываются волшебным образом в единое целое и объединяются с фоном.
  • Уборка краев подноса. Борт подноса украшают всевозможными узорами. Без этого работа будет казаться незаконченной.
  • Зеркальный блеск. При помощи мелового порошка ладонями затирают поднос до блеска, потом натирают парафином, от этого изделие блестит еще больше.

Жостовские подносы существуют много лет, но среди них нет ни одного, похожего на другой.

Особенности росписи

Фон обычно выбирается черный, в редких случаях красный, синий или зеленый. Художник разрисовывает сразу несколько подносов.

Основным направлением является цветочный букет, в котором поочередно нарисованы небольшого размера полевые цветы и крупные садовые.

Узоры рисуются разведенным в прозрачном лаке или скипидаре золотым порошком или гульфаброй - белой краской, смешанной с лаком, ее присыпают алюминиевой пудрой.

По значению подносы делят на две группы: для украшения интерьера и для бытовых целей.

Городецкая роспись

Относится к одному из русских видов росписи посуды. Городецкая роспись берет свое начало в XIX веке около города Городец в Нижнегорском Заволжье, что на левом берегу Волги. Это древний русский город-крепость. Все началось с прялок, особенностью которых были донце и гребень.

Кареты, барыни, всадники, солдаты, собаки - все это украшало донца прялок. Фигурки вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее отверстие.

Городецкая роспись формировалась 50 лет. Расписывались детские каталки, стулья, короба. Пик развития промысла пришелся на 1990 год.

Мотивы росписи

Самые распространенные элементы городецкой росписи - цветы и животные. От таких изображений веет уютом и покоем.

Расписные ложки, мебель и посуда в городецком радостном стиле освежали и оживляли интерьер.

Цветочная роспись в исполнении самая простая. Выделяют несколько типов орнамента:

  • «Букет» - наносится симметрично, присутствует в основном на блюдах или разделочных досках.
  • «Гирлянда» - по центру располагаются один или два цветка, от них во все стороны распространяются более мелкие цветики и листики. Таким узором расписывают хлебницы, блюда, шкатулки.
  • «Ромб» - вид гирлянды. По центру цветок или несколько, а листики и бутоны по мере приближения к вершинам ромба уменьшаются. И располагаются на воображаемых гранях фигуры. Такими изображениями украшали сундуки, скамейки, шкафы.
  • «Цветочная полоса» - осталась еще со времен прялок. Это повторяющийся ленточный узор из цветов одного размера, разбавленных листиками. Украшают объемные изделия.
  • «Венок» - похож на «цветочную полосу». Разница в том, что он замыкается по краям крышки или блюда.

В цветочной росписи встречаются изображения птицы и коня. Обычно они нарисованы внутри цветочной гирлянды. Элементы городецкой росписи нашли свое место и в крупных вещах: панно, санях, блюдах и шкатулках.

Изображения могут быть самые разные: лихие всадники, сценки с чаепитием, красивые птицы, симпатичные девушки с собачками, экзотические львы и барсы. Чаще всего встречается гордый конь или воинственный петух.

Способ выполнения

Техника художественной росписи отличается тем, что выполняется прямо на основе из дерева. Основа грунтуется разными цветами - ярко-синим, сочным зеленым, глубоким красным.

Кистью расписывается предмет без предварительного эскиза. Художник меняет нажим кисти: то широким мазком, то кончиком, вырисовывая очередной шедевр.

История Гжели

Один из старинных гончарных районов включает в себя около 30 деревень. Называется он Гжель. Располагается под Москвой у речки Гжелки. В этих местах обнаружены богатейшие залежи глины.

О Гжели упоминается первый раз в письменных документах, датируемых 1339 г. Это была прибыльная волость и являлась собственностью князей и царей.

В XVIII веке Гжель превратилась в российский центр изготовления майолики. Столетие спустя Гжель стала производить полуфаянс, расписанный кобальтом и покрытый прозрачной глазурью. Ближе к XX столетию гжельские мастера выполняют шедевры из тонкого фаянса и фарфора, украшая его растительно-геометрическими узорами.

Тематика рисунка

В расписной посуде Гжели отражаются события, происходящие в городской и деревенской жизни, а также природные явления. Рисунки разделяются на три основных группы:

  • Растительная. Здесь вся растительность имеет стилизованный вид с основными чертами. Можно заметить ягодки, травинки, черенки, цветы и листочки.
  • Орнаментальные узоры. Оригинальные и стилизованные рисунки, в которых просматривается ассоциация и самовыражение художника. Исполняется он орнаментальными сетками - «усики», «травинки», «капельки», «гребенки» и «жемчужины».
  • Сюжетная роспись. Это катания на санях, ярмарки и времена года.

Гжель - это целое стилистическое направление, а не только узоры. Используется в производстве керамики, при оформлении дизайна одежды и интерьера.

Вот таким чудным образом возникают, «как сказочные птицы», и разлетаются по всему земному шару гжельские шедевры. Поэтому синяя птица в гжели является маркой современной росписи.

Основные черты росписи:

  • глазурирование поверхности;
  • холодный белый фон;
  • орнамент в голубых и синих тонах;
  • сложный узор или рисунок в народном стиле;
  • только ручная работа.

Каждое изделие благодаря ручной росписи - это произведение искусства. Все рисунки неповторимы.

Художественная роспись Гжели

Техника гжель требует определенных навыков. К росписи любой вещицы мастер приступает сразу после обжига. Одна из росписей в стиле гжель называется майоликой, она расписывается «пятицветкой». На белую эмаль, которая является основой, наносился рисунок.

Цвета для росписи раньше брали из солей:

  • зеленый - соль меди;
  • желтый - соль сурьмы;
  • вишневый - марганец;
  • синий - кобальт.

Вскоре от этой техники отказались и стали выполнять рисунок кобальтово-синего цвета на белоснежной основе. Для нанесения рисунка требовалось наличие таланта, шпателя, кисти, баночки с окисью кобальта. Именно кобальт дает такой чудный оттенок синего цвета, но только после обжига расписанной посуды, а сама по себе краска черная.

Сначала расписывают изделие, затем его окунают в глазурь и помещают в печь для сушки. Последний этап обжига осуществляется при температуре 1400 градусов. Глазурь превращается в тоненькую, пропускающую свет, пленку, покрывая синий рисунок.

Благодаря атмосфере народного неакадемического искусства, чистоте и самобытности узоров синяя птица гжели удостоилась быть эмблемой гжельского фарфорового завода.

В век технологий и перемен кажется милым расписным вещам нет места, а полюбоваться ими можно только в музеях. Но по сей день в государстве Российском действуют мастерские, сохранившие давние традиции художественной росписи, и продолжают радовать глаз людей, неравнодушных к такому искусству.

30 апреля 2014

Художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства продолжает традиции народного творчества. Это не просто определенный визуальный ряд, ее суть намного больше, ведь она как бы парит вне времени, объединяя творчество десятков поколений мастеров. Она органично связана с Родиной - по месту своего возникновения в сообществе крестьян (скотоводов, земледельцев, охотников).

Взгляд искусствоведов на художественную роспись

Художественная роспись наносится на изделия из легко добываемых традиционных природных «демократических» материалов: натуральные ткани, дерево, глина, кожа, камень, кость.

До XVII века ее ростки существовали в пределах отдельных натуральных крестьянских хозяйств. Умения передавались мастерами по родовой линии, от поколения к поколению. Оттачивались специфические художественные приемы, позволяющие оптимально презентовать изделия. Избирались наиболее выразительные и содержательные способы нанесения орнамента. Роспись в архитектуре декорировала потолок, стены, своды, балки и столбы, а в быту - посуду, предметы труда.

В период с XVII по XVIII век художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни. В XIX веке происходит артельная организация искусства росписи. Например, мастера федоскинской миниатюры таким образом самоорганизовались после разорения частных собственников в 1903 году и сохранили свое искусство. В 1876 году начинается систематизация различных видов росписи профессором Исаевым А.А. в двухтомной монографии «Промыслы Московской губернии».

В 20-30-е годы Советской власти ставка делается на создание кооперативных промысловых артелей там, где исторически сложились центры народного творчества, развивающие самобытные виды росписи. Например, хохломская роспись в Нижегородской области.

Стратегия развития росписи, как и других видов декоративно-прикладного искусства, осмыслена и очерчена ученым и педагогом Василием Сергеевичем Вороновым в монографии «О крестьянском искусстве».

В настоящее время предприятия художественной росписи активно развивают виды росписи с целью удовлетворения спроса как на рынке России, так и за рубежом. Расписные изделия при сохранении своей бытовой функции все больше приобретают черты эстетической и художественной ценности. Для их производства используются современные станки и специальное оборудование - для черновых и подготовительных работ. Основная же творческая работа, как и несколько веков назад, производится вручную мастерами-художниками.

Роспись как искусство

Невозможно не отметить, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Промышленные «обездушенные» товары становятся усилиями художников теплыми и живыми. Последнее достигается путем нанесения орнамента и элементов изобразительного искусства (графики и живописи). Различные виды росписи создают особый позитивный эмоциональный фон, созвучный местности существования промысла.

Если говорить формально, то художественная роспись выполняется путем нанесения кистью красок на определенную поверхность. Следует отметить существенный момент: в отличие от живописи, моделирующей целостное пространство, роспись всегда фрагментарна.

Специалисты-дизайнеры нередко говорят о феномене русской росписи: она универсально гармонирует практически с любым стилем: минимализмом, модерном, кантри. Техники, созданные древними мастерами, оттачивались многими поколениями мастеров в определенных местностях, создавая особую стилевую выразительность. К счастью, в России XXI века сохранились и развиваются различные виды росписи: гжель, хохлома, борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-пайданская, пучужская, ракульская. Рассмотрим особенности этих самобытных стилей.

Возникновение хохломы

Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи,

Крупное торговое село Нижегородской области Заволжья - Хохлома, - словно магнит, притягивала к себе искусных мастеров.

Эта, говоря современным языком, региональная ярмарка для группы деревень по берегам реки Узолы работала не только для внутреннего рынка России. Зажиточные купцы скупали на ней крупные партии ходового товара и везли их на экспорт. Таким образом, рынок Хохломы был «под прицелом» как внутреннего, так и внешнего рынков, а значит, на нем преобладала конкуренция качества над конкуренцией цены. Был создан реальный стимул: умение мастеровитого человека приносило ему ощутимый достаток.

Согласно исследованиям специалистов, в период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву.

В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются:

Фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды;

Объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов.

Технология хохломы

Монашеское мастерство «тонкой кисти» нашло сферу применения в богатейшем растительном орнаменте. Большую роль играло качество изделий. Искусство хохломы предполагало соблюдение мастерами определенной технологии. Характерно, что она не изменилась до нашего времени. Перечислим по порядку ее стадии:

Вытачивание на токарном станке деревянной заготовки посуды («белья»);

Грунтовка заготовок жидким раствором специально подготовленной глины («вала»). В наше время с этой целью используют искусственные грунтовки;

Лужение оловом или же серебром. Сейчас для этого используют алюминий;

Художественная роспись по дереву и сушка изделия в печи;

Лакировка и горячая сушка.

Интенсивная термическая обработка изделий определила цветовую гамму, предпочитаемую древнерусскими живописцами: сочетание золота и красной киновари с черным цветом. Т.е. температура хохломских печей не влияла на яркость и контрастность таких красок.

Способы росписи хохломы


Старинные виды росписи по дереву, интегрируясь в хохлому, определили две ее системы: «фоновое» и «верховое» письмо. Само название системы содержит в себе способ нанесения основных силуэтных очертаний.

«Верховая» система предполагает нанесение цветного силуэтного очертания непосредственно на золотистый фон. Фоновая формирует золотистую «контурность» непосредственно из фона, путем «зарисовывания» мастером черным и красным цветами пространства, окружающего «золотые завитки».

Каждая из систем использует одни и те же виды хохломской росписи. Их всего четыре: «кудрина», «под ягодку» (или же «под листок»); «под пряник»; «под фон».

«Кудрина» предполагает «травный» узор, написанный очень тонкой кистью. Он чем-то напоминает осоку, впрочем, завитую затейливыми гармоничными динамичными кольцами. Как утверждают специалисты, это наиболее древний орнамент.

«Под ягодку» - рисуется более толстой кистью. Кроме «травяной основы» здесь уже появляются листики и ягодки. Растительная форма стилизуется и комбинируется. На одном и том же «стебле» можно увидеть и ромашку, и листья земляники.

Роспись «под пряник» предполагает обыгрывание определенной геометрической формы (чаще всего ромба). Фигура оживляется «кустиками» по бокам и освещается солнцем в середине.

При способе «под фон» последовательно прорисовывается растительный контур, после чего закрашивается оставшийся свободным фон, причем преимущественно черным.

Благодаря неповторимости кисти каждого мастера неповторима и уникальна хохлома. Виды росписи, рассмотренные нами выше, чередуются на ней, радуя взгляд гармонией золотитого, красного и черного цветов.

Гжель. Поиск глины для фарфора

Гжель как искусство художественной росписи родилась на территории современного Раменского района Московской области. Встарь эти места назывались Гжельской волостью, и на этой местности раскинулись села Бохтеево, Володино, Гжель, Кузяево, Новохаритоново, Турыгино.

Вплоть до XVII века местные крестьяне производили из глины сравнительно примитивную поливную посуду. Ситуация изменилась благодаря промышленной разработке местных глин, пригодных для производства фарфора. Точкой отсчета стало распоряжение царя Алексея Михайловича обнаружить «глины, пригодные» для производства аптекарских сосудов - в 1663 году.

Опыт удался, с 1710 г. аптекарский приказ начал пользоваться здешним сырьем. Аптекари нахваливали качество глин, и настал момент, когда ими заинтересовались промышленники. Их интересовало сырье, пригодное для производства фарфора. По указу царя в 1844 г. создали комиссию, в которую вошли собственник фарфорового завода в Москве Афанасий Гребенщиков и инженер Порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов, получивший горноинженерное образование в Марбургском университете. Пять лет искали нужную глину. В 1849 году после восьми месяцев изысканий были добыты глины, из которых произвели первоклассный фарфор. Об их качестве высоко отозвался сам М. В. Ломоносов, соученик Виноградова.

Гжель. Развитие производства

Промышленник Гребенщиков начал использовать найденное сырье на своем московском заводе. Однако смышленый народ из деревни Гжель и окружающих ее сел, кстати, как мы упоминали, уже имевший навыки гончарного дела, также понял выгоду в использовании более качественных глин.

Дело пошло бойко, поскольку в деревнях жили отменные консультанты - производственники с завода А. Гребенщикова. В период с 1750 по 1820 г. мастера-кустари производили майолику - продолговатые кувшины-квасники, тарелки, кружки, блюда. Орнаментальная роспись выполнялась зеленой, желтой, синей и баклажанной краской на белом фоне. Изображение включало в себя птицу - по центру, а вокруг нее - деревья, кусты, дома. (т.е. демонстрировало примитивные виды росписи посуды). Посуда пользовалась спросом. Возникла конкуренция качества. Лидировали бывшие гончарные заводы, изготавливающие полуфаянс высокого качества, идентичного «заграничной» посуде.

Мастерство за 80 лет отточилось, и с 1820 года уже практически все гжельские умельцы производят полуфаянс. Это время расцвета искусства гжели. Изделия мастеров можно увидеть и в Эрмитаже. Эта посуда стала считаться в России лучшей и наинаряднейшей. Характерные расписные гжельские чайники, пиалы, тарелки наполнили дома купцов и знати, трактиры. Совершенствуются виды росписи. Гжель покупают по всей стране, от Архангельска до Астрахани, экспортируют в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Продукцию производят приблизительно тридцать фабрик. Занимаются производством гжели фабриканты: Бармины, Гуслины, Гусятниковы, Киселевы, Тереховы, Сазоновы.

К сожалению, начиная с 1860 г. происходит упадок гжельской росписи. Народное творчество, рожденное конкуренцией сотен мелких производителей и десятков средних, вытесняется прагматичностью крупных монополий. Среди монополистов выделялся М. С. Кузнецов, с его пятью заводами и годовым выпуском продукции в 2,1 млн. руб. Производственные мощности всех остальных составляли 14% от кузнецовского. Собственно говоря, фабрикант Кузнецов и «задавил» творчество. Ушла конкуренция, понизилась мотивация, снизилось качество, настал упадок.

Как художники рисуют гжель

Гжель уникальна тем, что каждый мастер, используя классические для нее виды художественной росписи, создает свою индивидуальную технику.

Это тонкое искусство. Принципиальная роль принадлежит опыту мастера, который проявляется в способе движения кисти. При этом на снежной белизне фарфора получается гармоничное изменение цвета от интенсивно-синего до размыто-голубого. Все это рисуется одной-единственной краской - кобальтом. Рисунок накладывается на поверхность «с первого раза», быстро.

Почему важно мастерство художника? Первоначально реальные цвета рисунка не просматриваются (особенность кобальта). Все изображенное кажется одноцветным, и только когда гжель пройдет обжиг в печи, рисунок проявится в полной мере.

Какова композиция гжели? Центральная роль в ней обычно занимается декорированным цветком. В стороны от него ведут гармонично-извивистый «травяной» сюжет, обогащенный листьями и ягодами. Бывает, что в этот рисунок вплетаются анималистические сюжеты или же связанные с бытом (например, дома).

Как практически получается такой рисунок? Виды художественной росписи для «рисуемой с первого раза» гжели сводятся фактически к способам нанесения мазка. Их всего четыре: мазок кистевой затененный, роспись одной кистью, узор «ситчик», а также дополняющие изображения.

Мазок сетевой затененный характеризуется широким цветовым диапазоном из-за различной интенсивности наложения кобальта посредством особого разворота кисти художником.

Роспись одной кистью характеризуется тем, что каждый последующий мазок по тону отличается от предыдущего. При этом интенсивность мазков постепенно убывает, они «светлеют».

Узор «ситчик» - самый тонкий. Он рисуется одним лишь концом кисти.

Используемые гжелью виды росписи картинки характерны не фотографическим тиражированием природных мотивов, а переосмысливаются и преподносятся в неожиданной конфигурации. Изображенные художником переосмысленные синие листья, лепестки синих тюльпанов, астр, гвоздик, роз повторяют контуры птиц или животных. Порой они очерчивают стилизованные бытовые предметы или объекты (например, крестьянские избы).

Дополняющие изображения «травяного» типа - усики, спиральки, элементы штриховки, различные росчерки, геометрические фрагменты - придают изображению законченность, создают необходимые акценты.

Возникновение полховско-майданской росписи

Многообразна русская народная роспись. Виды ее во всем их многообразии, пожалуй, могут быть описаны в специализированной монографии, но не в статье. Поэтому наша задача более скромная. Мы уже назвали наиболее «раскрученные» виды росписи: хохлому и гжель. Однако есть и другие, все они самобытны и их достаточно много. Назовем некоторые: борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-майданская, пучужская, ракульская и т.д. Не имея возможности в данной статье предметно рассказать о всех них, представим описание единственной из них - полховско-майданской.

Эта роспись возникла в начале XX века в Вознесенском районе Нижегородской области. Здесь в селах Полховский Майдан и в поселке Вознесенское в конце XVIII века существовал токарный промысел монахов Саровского монастыря. Токарному ремеслу научились и крестьяне, став умелыми мастерами в изготовлении деревянной посуды. Мастера также изготавливали, как они говорили, «тарарушки», т. е. изделия для забавы: свистульки, грибочки, матрешки, пасхальные яйца, детские игрушки.

Толчком к созданию росписи стало приобретение крестьянином Полиным Павлом Никитичем аппарата для вижигания, а с 1926 года пробудившееся творческое начало крестьян привело их к росписи изделий масляными красками, а с 1933 года им на смену пришли анилиновые краски.

После того как творчество полховцев переняли загорцы, мериновцы, семеновцы, были созданы новые виды росписи матрешек (этой темы мы коснемся позже).

Технология полховско-майданского стиля росписи

Вначале поверхность деревянного изделия подвергалась шлифовке и грунтовке крахмальным клейстером. Затем наносился контур рисунка тушью, после чего производилась роспись. Для этого использовались краски четырех цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Затем осуществлялась «наводка», характерный художественнй этап полховско-майданского стиля, заключавшийся в обводке контура рисунка черным цветом. Добавим, что этот вид росписи предполагает такой прием, как наложение цветов.

Данный вид искусства также использует особую технику бесконтурной росписи.

Мы упомянули данный вид росписи не случайно. Он процветал в СССР до 90-х годов включительно. На Вознесенской фабрике трудились полтысячи человек. Из них 40% - художники, осуществляющие роспись, остальные - токари. К работе относились творчески, на фабрике работала творческая лаборатория. Продукция экспортировалась в США и страны Европы. Сегодня заложенные фабрикой традиции развивают предприниматели.

Ее величество матрешка

Не всегда эволюционно развивалась русская роспись. Виды ее порой возникали неожиданно - не из «глубины веков». Они порождались озарением какого-то одного креативного русского мастера. Так произошло с матрешкой. Она - не исконно русское изобретение.

Появилась матрешка на Руси в XIX веке в Сергиевом Посаде. Супруга художника Сергея Васильевича Малютина в 1898 году привезла из Японии фигурку старика Фукуруму, в которую вкладывалось еще четыре фигурки (кстати, согласно японской легенде, первую подобную фигурку сделал русский монах). Сергей Васильевич переосмыслил «по-русски» ее идею. Возник гениальный замысел - смоделировать типовую русскую семью. Имя Матрена тогда была популярным на Руси. Кроме того, как полагал Милютин, оно перекликалось с древнеримским названием матери семейства.

Сергей Васильевич сделал чертеж фигурки с восьмью вложениями. За женщиной следовала ее дочка с черным петухом, потом - сын, потом - опять девочка, восьмой фигуркой был младенец. Из дерева их формы выточил токарь В. П. Звездочкин. Раскрасил фигурку сам Сергей Васильевич.

Производство матрешек. Виды росписи

Всемирная популярность матрешки, ее признание миром относится к 1900 году, когда она «выехала в свет» - на всемирную выставку в Париже.

Могло ли народное творчество пройти мимо матрешки? Уже в 1899 году весь Сергиев Посад производил новых обаятельных кукол: девок и баб, румяных, в кафтанах и передниках или в платках и сарафанах, с корзинками, домашними животными, птицами, цветами. Загорский стиль (как известно, Сергиев Посад был переименован в Загорск) отличался живописностью, вниманием к мелким деталям.

С 1922 года матрешек начали также производить в селе Меринове в Нижегородской области. Здешний токарь Майоров А. Ф., купив сергиевскую матрешку, выточил «свою». Расписала же фигурки его дочь. Мериновцы быстро освоили изготовление этих сложных фигурок. Мериновская матрешка - подчеркнуто яркая, хотя с меньшей детализацией, чем загорская.

Третьим «месторождением матрешек» стало село Полховский Майдан, славящееся и токарями, и росписью. Полховская матрешка имеет свои характерные черты:

Мимолетно, мелкими мазками написанное лицо;

Место очертаний платка и линий сарафана (юбки), со спины на 2/3 матрешка выкрашена алым (красным) или зеленым цветом. Цвет платка контрастирует с ним. В области лба матрешки нарисован цветок розы-дикуши. Обозначен фартук - от шеи и до земли. Роспись фартука сгруппирована «по овалу». В середине - ветка с раскрывшейся розой, листьями, ягодами. Композиция дополнена маргаритками и незабудками.

Наиболее сложной в изготовлении считают матрешку из Вятки, которую местные умельцы инкрустируют соломкой.

Вывод

Русская художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства опирается на глубокую народную традицию, на осознание людьми того, что такое Родина, что такое семья. Оно связанно с вековой жизнью наших предков, поэтому расписные изделия несут в себе заряд тепла, человечности, творческого отношения к жизни. Они действительно украшают быт современного человека, ими вытесняется «обезличенность», вносятся элементы декорирования жилого пространства.

Художественная роспись также вносит некоторые акценты в нашу жизнь, напоминая о преемственности, о Родине, об общечеловеческом долге каждого человека - делать жизнь вокруг себя краше.


Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Полхов-Майданская роспись

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами.В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Шекснинская роспись золоченка

«Шекснинская золоченка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золоченкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи.Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

Хохломская роспись

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Борецкая роспись

Бо́рецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи - село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI-XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Петербургская роспись

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Городецкая роспись

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, - это цветочный букет.

Гжельская роспись

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.


Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

Жостово




Истоки жостовской росписи восходят к началу 19 века. В то время в нескольких соседних деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникали ремесленные мастерские, которые занимались изготовлением расписных декоративных изделий из папье-маше, покрытых лаком. Художники расписывали шкатулки, портсигары, сахарницы и металлические подносы. Постепенно количество производимых подносов увеличивалось, тем самым вытесняя прочие изделия.
Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. В начале 20 века с приходом советской власти деревни объединили в артель «Металлоподнос», а мастерам пришлось туго, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, диктуемые тогдашними тенденциями реализма. Однако художникам удалось сохранить свою самобытность, а жостовские подносы перешли их разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.

Хохлома





Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.

Гжель




Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка), на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» - это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила.

Федоскино




Росписью лаками славится деревня Федоскино (Московская область). В 18 веке рядом с деревней находилась Лукутинская фабрика по производству лаковых козырьков для головных уборов. Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих занялись росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Удивительного свечения и блеска шкатулок и прочих миниатюр добивались путем «письма по сквозному». Так называлась техника, когда перед непосредственно самим рисованием на поверхность наносили тонкий слой сусального золота, перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.

Мезенская роспись





Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила свое название от местности, в которой развивалась – в этом случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными промыслами, привнося при этом нечто свое. Так художница из Ижевска