Готический стиль в архитектуре: описание и фото-примеры. Самые красивые готические здания в мире Примеры готических сооружений

Кельнский собор. Германия.

Готический стиль, иногда называющийся стилем художественным, является завершающей ступенью в развитии искусства средневековья в странах Центральной, Западной и отчасти Восточной Европы. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения в качестве уничижительного обозначения всего архитектурного искусства средних веков, которое считали поистине «варварским».

Собор Лас-Лахас. Колумбия.

Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.

Развитие готического искусства отображало и ключевые изменения в построении средневекового общества – начало образования централизованных держав, рост и укрепление мегаполисов, выдвижение сил знати, а также придворных и рыцарских кругов. Здесь интенсивное развитие получает гражданская архитектура и градостроительство. Архитектурные ансамбли городов включали в себя светские и культовые здания, мосты, укрепления и колодцы. Зачастую главную площадь города обстраивали дома с аркадами, где нижние этажи занимали торговые и складские помещения. И именно от площади расходились все основные улицы с узкими фасадами двух или трёхэтажных домов, украшенных высокими фронтонами. Города обволакивали мощные стены с проездными башнями. Феодальные и королевские замки постепенно перевоплощались в сложнейшие комплексы дворцовых, крепостных и культовых сооружений. В центре города, как правило, располагался собор или замок, который и становился сердцем городской жизни.

Миланский кафедральный собор.

Сложная, но смелая каркасная конструкция собора готического периода, которая воплощала триумф дерзновенной мысли архитектора, позволила превзойти массивность романских сооружений, облегчая своды и стены и создавая динамичную целостность внутреннего пространства. Применяя каркас, стены перестали быть несущими элементами строений. Создавалось впечатление, что стен нет вовсе. Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.

Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.

Готический стиль зародился на территории Северной Франции в середине Хll века и своего расцвета достиг уже к первой половине Хlll. Каменные соборы готического произведения во Франции получили собственную классическую форму. Подобное сооружение обычно составляли трёх-пяти нефные базилики с поперечными нефами - трансептами и деамбулаторием, к которому прилегали радиальные капеллы. Впечатление неукротимого движения к алтарю и вверх создаётся стройными столбами, великим взлётом стрельчатых арок и учащённым пульсом трифории. За счёт контраста главного высокого нефа, а так же боковых полутёмных нефов появляется богатая живопись аспектов, безграничное чувство пространства.

Типы арок.

Готический орнамент.

Готические капители.

Готическая система каркаса возникла в аббатской церкви Сен-Дени (1137-1144гг.). К юной готике можно так же отнести соборы в Париже, Лане и Шартре. Богатство ритма, совершенство композиционной архитектуры и безукоризненность декоративной скульптурологии – вот что отличает потрясающие соборы и храмы зрелой готики в Амьене и Реймсе. К готическим соборам середины Хlll века относится и парижская часовня Сент-Шапель (1243-1248гг.) с множеством витражей. Крестоносцы же принципы готической архитектуры донесли и до Родоса, Сирии и Кипра.

Поздняя готика в интерьерах уже распространяет скульптурные алтари, которые объединяют деревянные раскрашенные и позолоченные скульптуры с темпераментной живописью на деревянных досках. Здесь уже складывается новый эмфатический строй обликов, отличающийся напряжённой (зачастую экзальтированной) экспрессией, что в особенности проявляется в сценах страдания Христа и других святых, переданных с непримиримой правдивостью.

В итоге можно заключить, что за счёт решения лишь одной архитектурной проблемы, даже не относящейся к строительству, на свет появилось целое течение в искусстве, и создался, можно сказать, невзначай загадочный и изумительный стиль – готика.

Собор Парижской Богоматери. (Нотр-Дам де Пари)

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари.)

Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.

Собор как модель божественного мироздания, выглядит устремленным вверх, к небу. Острые шпили сверху башен отсутствуют вопреки проекту. Решение это было принято для того, чтобы не была нарушена гармония всего сооружения. А изнутри храм поражает объемом и широтой пространства. Ни массивные опоры, ни голые стены не напоминают о массивности Собора. Существует красивая традиция, связанная с Собором. Ежегодно, первого мая каждого года, художники в дар преподносят картины, скульптуры и другие творения. Ими украшены часовни в правой части Собора Парижской Богоматери. В ней же находятся две статуи: Девы Марии, в честь которой назван Собор, и статуя святой Дионисии. В память о временах правления Людовика XIII и Людовика XIV в центральной части Собора Парижской Богоматери расположены их скульптурные изображения. Барельефы по теме Нового завета украшают наружную часть хоров. В 1886 году в Соборе прошел обряд принятия католической веры писателя Поля Клоделя, о чем свидетельствует бронзовая плита с надписью, вмонтированная в пол трансепта. Сам Собор Парижской Богоматери увековечен в одноименном сочинении Виктора Гюго.

Готический стиль в архитектуре стал завершающим этапом в развитии средневекового искусства перед началом эпохи Возрождения. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Название стилю дали варварские германские племена, вторгавшиеся в пределы Римской империи с севера (3-5 вв. н.э.), которых римляне называли «готами». Сам термин появился уже в эпоху Ренессанса, его использовали в качестве насмешливого обозначения средневековой культуры. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари.

Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского собора в Амьене.

Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). 1511-1574 гг. Итальянский художник, архитектор, основоположник искусствознания.

Зародился готический стиль в середине 12 века на севере Франции, спустя век он уже был распространен практически на всей территории Центральной Европы. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Этот стиль получил развитие в странах, где была сильна католическая церковь, которая поддерживала религиозную идеологию готики. Искусство готики являлось культовым, его назначением было обращение к Высшим силам, к вечности. И поэтому основным сооружением в стиле готики был собор - храмовое сооружение, которое предоставляло собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, витражного искусства. Появление готического стиля совпало с изменениями в средневековом обществе: начали формироваться централизованные государства, росли города, развивалось градостроительство. В центре города возводился большой собор, здесь сосредотачивалась основная общественная жизнь. В соборах проходили собрания жителей, проводились проповеди, диспуты богословов, праздничные мистерии. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил. В качестве строительного материала использовался горный камень с тщательно обтесанными горизонтальными поверхностями. Некоторые места кладки строители укрепляли железными скобами, которые укрепляли расплавленным свинцом. В Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича, используя кирпичи разной формы и разнообразную кладку.

Готический и романский стили

Готический стиль сменил стиль романский. Романский и готический стили кажутся совершенно разными в своем архитектурном выражении, однако, готика многое наследовала от романского стиля. Особенностью готического зодчества стала каркасная система - этот конструктивный прием строители переняли от романского крестового свода. Основой сводчатой конструкции являются ребра - нервюры.

Нервюры в готическом своде.

Благодаря такой конструкции уменьшалось давление на стены, так как нервюры опирались на столбы-устои (а не на стены, как у зданий романского стиля). Кроме того, уменьшалась усадка грунта, что было опасно для массивных романских зданий. Еще одно преимущество каркасного свода - возможность покрывать здания неправильной формы.

Благодаря каркасной системе в готических соборах значительно уменьшалась нагрузка на стены.

Средокрестие —место пересечения главного нефа и трансепта собора, образующих в плане крест. Неф - прямоугольное в плане внутреннее пространство собора, огражденное наружными стенами. Трасепт - поперечный неф в крестообразных в плане соборах, пересекающий под прямым углом основной неф.

Благодаря новому подходу к строительной конструкции романская и готическая архитектура очень разнятся внешне. Романские сооружения имели гладкие толстые стены, которые создавали ощущение защиты и силы, замкнутости, отчуждения. Готические строения представляют собой пример сложного взаимодействия окружающей среды и внутреннего пространства. Такой эффект достигается при помощи больших окон, кажущимися воздушными и легкими башнями, каменным декором.

Романский и готический стиль отличаются декором зданий благодаря витражам, тысячам скульптур, статуй, лепнине с природными мотивами, которые стали характерными элементами готики и практически отсутствовали (или использовались в небольших количествах) на фасадах романских сооружений.

Аббатство Мария Лаах (Abtei Maria Laach) в романском стиле немецкий монастырь на юго-западном берегу Лаахского озера в горах Айфель. Монастырь заложил в 1093г. пфальцграф Генрих II фон Лаах Окончание строительства - 1216 год.

На фото Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)

Готические скульптурные композиции отличаются от романских большей экспрессией, динамикой, напряжением фигур. Скульптура становится неотъемлемой частью собора, частью архитектурной идеи, вместе с другими архитектурными приемами передает стремление сооружения вверх. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Стены готических зданий украшали фигурами апостолов, святых, пророков, ангелов, иногда создавали сюжеты из библейской истории. Готический архитектурный стиль отображал мир в фокусе религиозных взглядов общества, однако, в религиозные мотивы вмешивались и сцены из жизни простых людей. Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года - они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей.

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге - первом готическом строении в Германии. (1209 - 1520 гг.)

Если рассматривать готический стиль в архитектуре на фото в разных ракурсах, можно представить величественный размах идеи средневековых зодчих, отображающих возвышенную религиозность, воспевание и поклонение Высшим Силам. Величавость соборов, их величина, несоизмеримая с размерами человека, оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующего человека. Пример готического стиля в архитектуре, фото которого представлено ниже:

Готический стиль. Собор в Шартре - Cathédrale Notre-Dame de Chartres — католический кафедральный собор в городе Шартр (1194—1260гг.)

Этапы развития готического стиля в архитектуре

В готической архитектуре выделяются несколько этапов развития: ранний, зрелый -высокая готика и поздний, так называемая «пламенеющая» готика.

Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. Примеры готического стиля раннего периода: собор Парижской Богоматери, соборы в Нуайоне, Лане. Самым ранним произведением с новой конструкцией свода считают церковь аббатства Сен Дени под Парижем. Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Вначале перестроили фасад и западную часть здания, на фасаде устроили три портала с широкими дверями для того, чтобы людям было удобнее заходить в здание, в 1151 г. были возведены башни. Сугерий написал книгу, в которой было описано строительство, которое велось в Сен Дени в 1137-1150 гг.

Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.

Зрелая готика.

Сооружения зрелой готики возводились с 20-х годов 13 века и до его конца. Примером являются соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

Собор в Реймсе (Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d"Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.

Поздняя готика охватывает 14 и 15 вв.

Иногда позднеготическое искусство 15 века выделяют в особый период так называемой «пламенеющей» готики. Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

Скульптура на фасаде Миланского собора

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

Миланский собор. высота от земли (со шпилем) - 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах

Сооружения готической архитектуры строились и перестраивались в течение многих десятилетий, а иногда намного дольше. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Поэтому трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. К 15 веку в Европе появился новый класс - буржуазия, стали развиваться централизованные государства, укреплялись светские настроения в обществе. Феодализм начал приходить в упадок, а вместе с ним и готический стиль стал постепенно утрачивать свое значение.

Я прохладно отношусь к готике как современной форме китча и стиля одежды, но обожаю архитектурную готику, возможно в силу того, что на просторах нашей страны она совсем не представлена. Есть так называемая «русская готика» или псевдоготика – стиль, в котором пытались строить в России после смерти императрицы Екатерины II, но всё это настолько не аутентично и аляповато, что не идёт ни в какое сравнение с подлинным средневековым готическим зодчеством.

Настоящим шедевром готического искусства считается Шартрский собор. Находится он как понятно из названия в городе Шартр, на 90 километров южнее Парижа и является объектом всемирного культурного наследия, охраняемого ЮНЕСКО.

На месте нынешнего собора раньше стоял другой храм, сгоревший в 1194 году во время сильнейшего пожара, уничтожившего почти весь город. Однако чудесным образом осталась целой плащаница Девы Марии – главная святыня собора. Это было расценено как знамение свыше и на месте сгоревшего собора на пожертвования, стекавшиеся со всей Франции, был построен величественный и грандиозный новый собор. Так с конца XIII века, когда Шартрский собор был открыт и освящён в присутствии короля, собор сохранился практически без изменений.

Шартрский собор является одновременно и классикой и шедевром готической архитектуры со всеми её неотъемлемыми атрибутами – высокими островершинными каркасными сводами, многочисленными арками, высокими столбами, поддерживающими каркасы, арки и своды, башенками, шпилями и порталами.

Собор украшен в стиле так называемой «пламенеющей готики», отличающейся ажурностью и обильность украшений. Буквально каждый портик, каждая колонна и каждый свод собора представляет собой шедевр скульптуры и зодчества. Здесь в изобилии представлены сцены из Ветхого и Нового завета, самая масштабная из которых посвящена Страшному суду. По подсчётам исследователей всего собор украшают около 10 тысяч скульптур и каменных изображений.

Отдельного слова заслуживают знаменитые витражи Шартрского собора. Эта коллекция аутентичных средневековых витражей является уникальной и знаменитой во всём мире, у неё даже есть свой отдельный сайт. Коллекция состоит почти из 150 окон, многие из которых сохранились ещё с XII века. К сожалению, секрет средневекового витражного искусства, благодаря которому витражи Шартрского собора отличаются столь чистыми, пронзительными и яркими красками был утрачен.

Готический собор, при всем богатстве составляющих его элементов, поражает своим необычайным единством. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора - экстерьера и интерьера. Более того, это единство характеризует готический стиль в целом. У Виктора Гюго в его романе «Сбор Парижской Богоматери» есть такое замечательное рассуждение: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. - А. М.) только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы - все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева - неизменен, листва - прихотлива» .


Франция
Церковь аббатства Сен-Дени (XII в.)

Сложившаяся каркасная система готического собора появилась в церкви аббатства Сен-Дени (12в.). Настоятеля этого монастыря, регента и королевского советника, по праву можно назвать "крестным отцом" готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства "патрона и апостола Франции" святого Дионисия (Сен-Дени). Храм должен был придать значение и величие монастырю как древней усыпальнице французских королей. К сожалению, подробное описание всех этапов строительства храма, то, что сейчас определяет сущность готического стиля, утрачено.


Возведенный Сугерием храм оказался "удивительным и непрерывным светом, насыщавшим красотой весь интерьер". Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты.
Собор в Шартре (XII - XIV вв.) .



Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее.


Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Архитекторы Шартра мыслили здание уже как единое целое, подразделяющееся на соподчиненные части, между которыми существует тесная связь. Интерьер раскрывается навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов, которым придан ясный и четкий порядок.

Стена имеет трехчастное деление на аркаду опор, трифорий и окна. Служебные колонны, поднимаясь от основания устоя, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением возносятся к сводам. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе.

Шартр - один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.


Нематериальный свет, падавший из окон храма, в сочетании с цветной окраской тяг, сводов и капителей рождал особое чувство среды, в которой волшебным образом преображался каждый предмет, привносил особый оттенок ликующей лучезарности в торжественное и стремительно-напряженное внутреннее пространство собора.


В высоких окнах Шартра витражи XII в., с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма пронизывают в солнечный день сполохи красных стекол, в пасмурную погоду доминирует нематериальное голубое мерцание. Тематика изображений в окнах Шартра была чрезвычайно разнообразна.


Наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми - в нижней части представлено около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших собору витражи; одна из витражных роз посвящена крестьянам. Мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери (Богоматерь «прекрасного окна»), цикл «Житие св. Евстафия», а также цикл «Карл Великий».


Скульптурное убранство «Королевского портала» на западном фасаде собора сохранилось сравнительно хорошо. В произведении шартрских мастеров на первый план выступили общечеловеческие идеи - картина мироздания в целом, сущность божественного космоса и место в нем человека. С шартрского портала началась последовательная гуманизация священного образа, которая коснулась в первую очередь душевного мира персонажей. Внутренняя просветленность характеризует «предков Христа» на откосах «Королевских врат». Тонко проработанные одухотворенные лица, то трепетные и душевно открытые, то замкнутые и надменные, то сурово сосредоточенные, открывают собой длительный путь постижения готическими мастерами духовной красоты человека.


Статуи-колонны в углублениях шартрских порталов включены в общую структуру архитектурного образа. С одной стороны, они служат физической опорой, «столпами», также и в переносном смысле - в аллегорическом и сюжетном плане для тимпанов и расположенных в них новозаветных сцен. С другой стороны, вытянутые, внутренне напряженные фигуры «предков Христа» включены в ритм вертикальных членений фасада. Благодаря этому силовые линии архитектуры оказываются наполненными жизненной энергией, а духовная сила человека сопоставлена со вселенским масштабом, намеченным архитектурой. Из простого украшения и назидательного комментария статуя превращается в звено неразрывной, целостной образной системы
Венский готический собор .;

Собор в Реймсе (1211-1330 гг.) .;


Собор Нотр-Дам в Реймсе .;.


Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей, а с 1179 г. этот обряд совершался там постоянно. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось незамедлительно, уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. На основании надписей «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, известны имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».


Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Движение начинают глубокие порталы со стрельчатыми арками и охватывающие их треугольники вимпергов. Во втором ярусе поток разделяется, затухает в центре и обретает стремительную динамику по бокам: круглой «розе» с пологой аркой над ней противостоят боковые окна, которые предваряют победный взлет башен, подчеркнутый коротким всплеском вимперга между ними.

Но фасад Реймского собора пронизан не только вертикальным движением - он пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Порталы отделяются от стены и «наступают» на расположенное перед ними пространство площади, их воронкообразные ниши как бы вовлекают его в себя.

Во втором ярусе пинакли с легкими колоннами пронизаны воздухом, стены отступают, проемы окон делают их бесплотными, башни подразделяются на множество членений и проемов. Взволнованную увертюру фасада сменяет строгое величие размеренных, но напряженных ритмов интерьера.

Внутреннее пространство храма в Реймсе отличают ясная структура, благородство и стройность пропорций как целого, так и отдельных частей, естественность и пластичность их переходов, высокое совершенство обработки камня, тщательность отделки каждой детали, свобода и продуманность архитектурного рисунка. Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 1211-25 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса.
Собор в Амьене (1218 - 1260 гг.) .;

Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. Возведение здания начали с продольной части, хор строили позже.

Западный фасад был завершен в основном в XIII в., его верхняя часть достраивалась в XIV и обновлялась в XV вв. Расположение частей фасада живописно - не случайно в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. «Лабиринт», разобранный в начале XIX в., донес имена строителей. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын.

Работы в основном были закончены в 1288 г. Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. В Амьене взаимодействуют два осевых направления: травеи нефов вторят трансепту; средняя из семи капелл хора, значительно выдвинутая вперед, подчеркивает продольную ось плана.


Пологие стрельчатые арки величаво завершают интерьер, рождая чувство свободного движения пространства, которое было также достигнуто путем абсолютного увеличения размеров здания. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе. Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42, 3 м.
Собор в Бурже (1194г.) .;


Собор Парижской Богоматери (1163 г. - XIV в.) .;


Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога. В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет.

Собор должен был вмещать в себя всех жителей города - 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы - послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч.


Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений. Внутреннее пространство собора - это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов каркаса, соединенных стрельчатыми арками. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла.

Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые... Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна - а многоцветные картины с десятками фигур. Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Мерцающий мистический свет опьяняюще действует на человека, приводя его в благочестивое религиозное состояние.


Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его - 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность.


Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно. К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал.


Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

Французская готика. Бургундия. Странноприимный дом.
Германиия .;
Кёльнский собор (1248 г.- XIX век) .;


Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248- 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения.


Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. Собор в Вормсе (XII в.) .;

Собор Нотр Дам в Ульме .;

Наумбургский собор .

Англия .
Собор Вестминстерского аббатства (XII-XIV вв.) в Лондоне .
; центральный неф




Собор в Солсбери . (1220-1266 гг.);




Собор в Эксетере (1050 г.) .;


Собор в Линкольне (конец XI в.) .


Собор в Глостере (XI-XIV вв.) .

Чехия .
Готическая архитектура Праги .;

Собор святого Вита (1344-1929 гг.)


Италия .;
Палаццо Дожей .;


Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью


. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.
Миланский собор (1386г. - XIX в.) .




Готическая архитектура. Конструкция готического собора. Аркбутаны Миланского собора .
Палаццо д"Оро (Золотой дворец) в Венеции .


папский дворец
Севильский кафедральный собор


Кафедральный собор в городе Роскилле

Кафедральный собор Сен-Мишель-э-Сент-Гюдюл в Брюсселе

Regensburg. Dom. Регенсбург. Собор Святого Петра

Любек.Германия