С какой целью В.А. Жуковский вносит русские фольклорные мотивы в традиционный балладный сюжет? (по балладе «Светлана»)

В. А. Жуковский - русский поэт и переводчик XIX века, один из основоположников романтизма в русской поэзии, создатель большого количества элегий, посланий и поэм. "Светлана" - первая национальная русская романтическая баллада, одно из его самых известных произведений.

В балладе поэт-романтик использовал множество элементов русского устного народного творчества, чтобы сильнее приблизить произведение к русской действительности, углубиться в старинные поверья.

Так, первое, что встречает читатель в произведении, - описание эпизода гадания "в крещенский вечерок". Обряды, описанные Жуковским, были в то время своеобразной традицией, подлинность которых не подтверждалась - они принимались на веру. В народе считалось, что гадания приоткрывают человеку завесу тайны о его будущем, что, очевидно, постоянно отражалось в народных произведениях. Более того, баллада содержит и некоторые фундаментальные фольклорные принципы: например, здесь идет борьба добра и зла, которые принимают форму реальности и сновидения.

Образ дороги, пути - один из главных символов народного творчества. И во сне, и в жизни героям - Светлане и ее жениху - приходится преодолеть препятствия на пути друг к другу. До этой крещенской ночи Светлана была вынуждена ждать своего суженого - "год промчался - вести нет", затем силы зла обрушиваются на нее, запугивая, показывая жениха в обликах оборотня, ожившего мертвеца… Спасение Светланы - это ее вера в бога, в светлую сторону жизни. Преодолев испытания зла, девушка просыпается и оказывается вознагражденной за свои терпение и смелость.

Нельзя не отметить и способ влияния темной стороны жизни на Светлану. После быстрой поездки ее с лже-женихом последний вдруг внезапно пропадает, оставляя Светлану одну в совершенно незнакомом темном месте, где господствует вечный холод - "метель и вьюга". Нетрудно догадаться, куда попала героиня: это антимир, противоположный тому, где находилась Светлана в начале баллады, иначе - мир мертвых. Подтверждают этот способ воздействия на девушку темных сил и объекты, находящиеся в избушке неподалеку, а именно гроб с ожившим мертвецом внутри. Примечательна и символика цветов - один из основных приемов устного народного творчества - используемых автором не только в этой сцене, но и на протяжение всего произведения: силы зла окрашены в темные цвета ("мертвец / Лик мрачнее ночи"), добро же, в лице, например, белоснежного голубка, несет свет и спасение Светлане в ответ на ее молитвы.

В балладе используется и особая система средств выразительности, присущая фольклорным произведениям: это постоянные эпитеты, выраженная с помощью них эмоциональность, а также ясный, простой язык. Они помогают передать атмосферу жизни и быта простого, деревенского человека.

Таким образом, такие черты устного народного творчества, как присутствие элементов древних поверий, традиционность, особые образы, символы, помогли В. А. Жуковскому точнее и глубже передать особенности русского народа, воссоздать в первой национальной русской романтической балладе характер русского человека.

Народные баллады - это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика.

Идейная направленность баллад связана с народной гуманистической моралью. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, пресветляющий душу катарсис (от греч. katharsis - "очищение"): побеждает зло, невинно гонимые герои гибнут, но погибая они одерживают моральную победу.

Манера исполнения балладных песен - и сольная, и хоровая, и речитативная, и распевная, - в зависимости от местной традиции. Классическая баллада имеет тонический стих, без припева и строфической рифмы. По форме она близка к историческим песням и духовным стихам.

Термин "баллада" многозначный. Его иногда возводят к итальянскому "ballare" - "плясать". термин "баллада" был предложен еще в середине XIX в. П.В. Киреевским, но только в XX в. укоренился в фольклористике. мифологическая баллада - классическая баллада - новая баллада, - к такому выводу приводит сам материал.

Сюжеты мифологических баллад строились на архаичной мировоззренческой основе.

XVII и XVIII века - период наиболее интенсивного сложения и оформления баллад; вторая половина XIX века (особенно конец века) уже переводит баллады в романсы"

Мифологические баллады - тематика восходит к глубокой древности. Одним из самых популярных у славян является сюжет о заклятии героя в дерево. Большую популярность имели сюжеты с темой инцеста (от лат. incestum - кровосмешение) - см. в Хрестоматии: "Вдова и ее сыновья-корабельщики". Следы мифологических баллад обнаруживаются в разных жанрах русского фольклора: сказках, былинах, духовных стихах.

Содержание народной классической баллады всегда обращено к теме семьи. Балладу волнует нравственная сторона взаимоотношений отцов и детей, мужа и жены, брата и сестры, невестки и свекрови, мачехи и падчерицы. Взаимная любовь парня и девушки также должна иметь нравственное основание: стремление к созданию семьи. Посягание на честь девушки, надругательство над ее чувствами - аморально.

В сюжете баллады торжествует зло, однако важна тема раскаяния, проснувшейся совести. Баллада всегда осуждает злодеяние, с сочувствием изображает невинно гонимых, сокрушается о погибших.

Сюжеты многих любовных баллад построены на взаимоотношениях девушки с молодцем. Баллада "Дмитрий и Домна" В балладе "Василий и Софья" (см. в Хрестоматии) зло исходит из недр патриархальной семьи. В ней использован международный сюжет о гибели влюбленных, над могилами которых вырастают и переплетаются деревья: любовь оказывается сильнее смерти. Пафос баллады - защита любви, критика семейного деспотизма. Известна группа баллад, в которых девица отравила молодца зельем, злыми кореньями. В этих балладах многое поражает: полностью отсутствует мотивировка преступления; молодец покорно идет навстречу неизбежной гибели; иногда девица подробно рассказывает ему, как она готовила зелье, а он дает ей подробное наставление, как его похоронить.

В балладах семейного содержания главенствует тема оклеветанной и невинно гонимой молодой женщины. В ряде баллад ее губит мужской деспотизм. Одна из самых выразительных песен - "Князь Роман жену терял"

В семейных конфликтах нравственную суть происходящего обнажают чистые, безгрешные голоса детей. Другим трагическим противопоставлением является злая свекровь и безответная невестка. . В балладах недобрая сущность свекрови, ее враждебность по отношению к невестке не мотивируется - это предстает как жизненная норма ("Князь Михайло")

В балладах освещаются и другие аспекты семейных драм. Несколько баллад посвящено трагической гибели одного из супругов и скорби по нему другого ("Жена казака умирает от родов", Герои образуют "любовный треугольник": князь, княгиня и малодыя то княгини полюбовничек. Образ княгини появляется только в конце, в последней строчке, из которой ясно, что княгиня умирает. Ее смерть необходима для полного выражения идеи.

В XIX в. возникла новая баллада - жанр позднетрадиционного фольклора. В песенный репертуар народа вошли многие литературные стихотворения балладного содержания.

Появляется обостренный интерес к жестоким драмам на почве любви и ревности (темы ревности старая баллада почти не знала). Сюжет делается мелодраматичным, лиризм заменяется дешевой пасторальностью, допускается убогий натурализм ("Как на кладбище Митрофаньевском отец дочку зарезал свою...").

Балладе свойственна прерывистость изложения. Часто баллада использует повторение с нарастанием, что усугубляет напряженность, приближает драматическую развязку. Иногда баллада почти целиком состоит из диалога (например, вопросы детей об исчезнувшей матери и уклончивые ответы отца). Герой баллады неотделим от сюжетной коллизии: в вариантах меняется его имя, возраст, социальная принадлежность, но сохраняется сюжетная роль. В изображении героев типическое значительно преобладает над индивидуальным; характер типизации определяется семейным статусом персонажей. В балладах используются эпитеты, символы, иносказания, гиперболы и другие стилистические средства.

  1. Развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся;

3.Воспитывать у учащихся уважение к традициям своего народа; формировать культуру взаимообщения.


«Гадание по обуви»

Гадание по обуви:

Гадание по снегу:

Слушать под окном:

Гадание с петухом:

Гадание с перстнем:

Гадание на воске:

Гадание на зеркалах:

Гадание по обуви: Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.

Гадание по снегу: Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и поддатливым, то супружеская жизнь будет счастливой.

Слушать под окном: Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.

Гадание с петухом: По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста (желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее. Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году.

Гадание с перстнем: Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.

Гадание на воске: Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку.Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.

Гадание на зеркалах: Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.

Просмотр содержимого документа
«Задания группам»

Василий Андреевич Жуковский – кто это?

Задание: Прочитайте биографию писателя, затем, перевернув лист, заполните пропуски в конспекте. Передайте свою работу соседней группе для оценки, сами проверьте их работу, поставьте оценку, объясните, почему вы поставили такую оценку.

    В каком году родился В.А.Жуковский?_______________________________

    Кем были его родители? Отец______________, мать____________________

    Как жилось поэту в отцовском доме_______________________________________________________________________

    В 14 лет поступил в ____________________________________________________________________________________

    Какие произведения создал поэт в начале своего творческого пути ____________________________________

    Стихотворение ______________________________принесло Жуковскому известность и поставило его в ряд лучших русских поэтов.

    Какими талантами, кроме поэтического, обладал Жуковский? ____________________________________________

    Соревнуясь в творчестве с А.С. Пушкиным, Жуковский написал сказки __________________________________________

А А.С.Пушкин сказку_______________________

    Жуковский создал первую балладу «Светлана» в __________ году, над ней поэт работал _______лет.

    Тема баллады «Светлана»______________________________________________________________________

О чем идет речь в балладе «Светлана»?

Задание: Установите правильную последовательность событий в балладе

Проверьте свою работу по ключу, поставьте оценку по критериям, объясните, почему вы поставили себе такую оценку

Критерии оценки: «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки Оценка

Василий Андреевич Жуковский написал балладу «Светлана». Баллада - что это?

Задание: Прочитайте три определения баллады. Выделите признаки баллады. Прослушайте ответы других групп, оцените свою работу

Баллада – (танцевальная песня) – лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях.

Словарь С.И. Ожегов а. Баллада - это стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Иллюстрированный энциклопедический словарь. Баллада - романтическое сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарно-историческом, бытовом материале, обычно с трагическим таинственным концом.

Литература (справочные материалы). Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай, связанный с историческими событиями или преданиями.

Гадания

В первой строфе автор баллады рассказывает о том, как девушки гадали. Установите связь между строчками из баллады и описанием гадания (соедините линиями). Расскажите классу о 2-3 гаданиях, предварительно зачитав, как пишет о них автор

  1. Гадание по обуви: Гадающая девушка снимала с ноги башмак и бросала его через плечо, а потом по направлению носка определяла, в какой стороне живёт суженый.

    «В чашу чистую с водой клали перстень золотой…»

    Гадание по снегу: Гадающие пололи снег, если он оказывался лёгким и поддатливым, то супружеская жизнь будет счастливой.

    «Ярый воск топили»

    Слушать под окном: Гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну. Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома будут доноситься брань и ругань, то замужество будет неудачным.

    «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»

    Гадание с петухом: По полу рассыпали считанные зёрна и потом ровно в 12 часов ночи брали петуха с насеста (желательно чёрного) и пускали в комнату, а потом по его поведению определяли будущее. Если он склёвывал все зёрна, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал – это означало неудачу в этом году.

    «Снег пололи»

    Гадание с перстнем: Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.

    «Под окном слушали»

    Гадание на воске: Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку. Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня - очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.

    «Кормили счетным курицу зерном»

    Гадание на зеркалах: Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.

    «Вот в светлице стол накрыт белой пеленою; и на том столе стоит зеркало с свечою»

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Фантастическое и реальное в балладе «Светлана»

Определите, какие образы можно отнести к фантастическим, а какие к реальным?

Заполните таблицу. Расскажите классу о результатах своей работы.

Фантастические события и образы в балладе

Реальные события и образы в балладе

В каком жанре фольклора (сказках, былинах, песнях или других) можно встретить совмещение фантастического и реального?

Гадание, мертвец, встреча с возлюбленным, сон, ночные путешествия, ворон (символ темных сил), голубка (символ светлых сил), гроб в избушке, петух (символ часовщика, заступника)

Можно добавить свое.

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Фольклорные символы - образы птиц помогают осмыслить балладу.

Найдите описание птиц в балладе и сравните их с народными представлениями.

Образ птицы

Пример из текста

Что обозначает символ у народа

Значение образа

Ворон стр. 108.

Печаль

Предсказывает ______________. Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное.

Голубь стр. 110.

Символ счастья, мира, любви, Бога.

Во сне – вера в __________________. Чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита.

Петух стр. 111.

Часовщик, заступник.

Будит героиню, когда ______________, чтобы не случилось наяву ____________________________

Цвет в балладе, как и в фольклоре, играет немаловажную роль.

Определите его местоположение в балладе и значение. Помните о том, что цвет может быть выражен и в словах, например, ночь – значит черный

Цвет

Местоположение (сон или явь)

Пример

Значение

белый

Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок, голубочек белый

Темный (черный)

Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее ночи

Расскажите другим группам о фольклорных образах баллады.

В каком жанре фольклора (сказках, былинах, песнях или других) можно встретить подобные образы?

Фольклорные традиции в балладе «Светлана»

Образ Светланы

Что означает имя Светлана? Светлана –

Заполните пропуски в таблице. Расскажите классу, какой вам представляется героиня баллады

Черта характера Светланы

« Вот красавица одна к зеркалу садится…»

Поэтичная

« Радость, свет моих очей»

Верная и преданная жениху

Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

На какую сказочную героиню похожа Светлана?

Просмотр содержимого документа
«Задания на пазлах»

Совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией. Состоит из магических действий и заклинаний, сопровождается пением. Виды: Крещение, Троица, Масленица, рождение ребенка, свадьба, подблюдные песни (святочные)

Просмотр содержимого документа
«Ключ»

Ключ

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Ключ

1 – 4 Девушки гадают в крещенский вечерок.

2 – 2 Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

3 – 3 Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

4 – 7 Ночью Светлане является ее жених и увозит ее венчаться.

5 – 5 Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

6 – 1 В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

7 – 9 Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

8 – 3 Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

9 – 8 Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

Просмотр содержимого документа
«Определения жанров фольклора для деления на группы»

Сказка.

Устно – поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях. Герои: царь, Иван-царевич, Змей Горыныч, Баба Яга.

Лирические песни.

Произведения устного народного творчества, в которых передаются чувства и переживания человека, но эти чувства имеют коллективный характер, т.е. типичны для отдельных слоев населения. Герои: девушка и юноша, ямщик, солдат, разбойники, замужняя женщина.

Былина.

Эпическая песня – сказание о богатырях, рассказ о том, что когда – то было, бывало, во что верили. Героические и социально – бытовые.

Обряд.

Совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией. Состоит из магических действий и заклинаний, сопровождается пением. Виды: Крещение, Троица, Масленица, рождение ребенка, свадьба, подблюдные песни

Просмотр содержимого документа
«Последовательность сюжета»

    В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

    Подруги просят грустную Светлану петь, но девушка отказывается. Она печальная, потому от ее жениха нет вестей.

    Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

    Девушки гадают в крещенский вечерок.

    Неожиданно жених, сани, кони исчезают, и Светлана остается одна у незнакомой хижины.

    Светлана пробуждается от страшного сна у зеркала.

    Ночью Светлане является жених и увозит ее венчаться.

    Ее жених возвращается утром живой и невредимый после долгой разлуки.

    Героиню спасает ангел – хранитель белоснежный голубок.

Баллада- лиро-эпические песни о трагических событиях в семейно-бытовой жизни, героем баллады является безымянный человек, переживающий, страдающий, иногда погибающий в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Сюжеты в балладах строятся на преступлении, часто на убийстве. Это и придает балладам трагический характер. В былинах и часто в исторических песнях положительный герой торжествует, в балладах же он гибнет, а злодей не получает прямого наказания. Герои в балладах - не богатыри, не исторические деятели, а обычно простые люди. Смысл баллад - в выражении моральных оценок поведения персонажей, в защите свободного проявления чувств и стремлений личности.

Поскольку разные жанры черпают средства создания образа из общефольклорной системы средств, ряд традиционных формул (гнева, досады, печали), передающих те или иные чувства, используется как в балладах, так и в былинах и исторических песнях, но причины, вызывающие эти чувства, а также их последствия различны в каждом жанре. Большинство действующих лиц не имеет даже имени, не говоря уже о характерах. Различаются они лишь по семейным отношениям (муж, брат, свекровь).В балладах раскрывается более сложный, противоречивый внутренний мир губителя. Жестокая свекровь, в одном эпизоде изводящая невестку, в другом предстаёт как любящая мать, а в третьем - винит себя и страдает. Всё это делает образы балладных персонажей более жизненными и убедительными.
«Баллады - песни с эпической сюжетной основой, но проникнутые лирическим настроением и отличающиеся напряжённым драматизмом»
Баллада и смежные жанры в процессе бытования оказывают-взаимовлияние. Б. Н. Путилов говорил о возможных случаях перехода исторической песни в балладу, равно как и баллады в историческую песню.
Следует отметить, что в балладах присутствуют и сказочные мотивы. Например, в балладе «Князь и старицы» князя Митрия оживляют живой водой. В отличие же от сказок в балладах побеждает не добро, а зло.

Баллады дают возможность глубоко осознать радость бытия и пережить очищающее душу сострадание к гибнущему. Смерть балладного героя воспринимается как обличение зла, утверждение моральных норм. «баллады обладают настолько специфическим характером, что можно говорить о них как о жанре» [Пропп].

Тематические циклы(Аникин):

1) семейные

2)любовные

3)исторические

4)социальные (социально-бытовые)

Основное место в жанре баллад занимают произведения семейно-бытового характера. Такие тексты раскрывают острые семейные конфликты. Их персонажи - жена, муж, свекровь. Сюжет строится на отношениях мужа и жены или свекрови\снохи.

1)средневековый деспотизм - господство мужа в семье,муж убивает жену

2) В ней молодую женщину губит свекровь, драматизм состоит в том, что свекровь убивает не только сноху, но и внука. Сын, узнав о преступлении матери, кончает жизнь самоубийством.

3)мать сама отравляет сына и избранную им девушку.

Произведения, названные любовными балладами, также в основе имеют сюжеты, раскрывающие тяжелое положение женщины. («Дмитрий и Домна»)

Сюжеты исторических баллад связаны с историческими событиями. В них отразилось трагическое положение русских людей во времена монголо-татарского нашествия. Среди исторических выделяются две группы произведений:

О татарском полоне,раскрывающие свободолюбивые и непримиримые натуры полонянок, «Татарский полон»

О трагических встречах родных. показывается трагедия русских женщин, угнанных в полон и повествуется о встречах матери и дочери (например, «Мать-полонянка).

Для социально-бытовых баллад характерны две темы:

Общественное неравенство в личных отношениях,в любви живут люди разного, общественного-положения: королева и простой молодец, княгиня и ключник. Это и служит основой их трагической участи«Молодец и королева»

Губительная роль церкви. В них ясно выражен народный протест против ограничения личности в ее стремлениях и желаниях; жестокости общественной и церковной морали противопоставлена защита свободного, естественного проявления человеческого чувства,«Насильственное пострижение»

Большую популярность имели сюжеты с темой инцеста (от лат. incestum - кровосмешение). Содержание народной классической баллады обращено к теме семьи. Такую балладу волнует нравственная сторона взаимоотношений отцов и детей, мужа и жены, брата и сестры. В сюжете баллады хотя и торжествует зло, однако важна тема проснувшейся совести.

Василия Андреевича Жуковского недаром называют «литератур­ным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма». Он пе­реводил баллады западноевропейских романтиков Гете, Шиллера Вальтера Скотта, но при этом отмечал: «Переводчик в прозе есть раб переводчик в стихах - соперник». Главную задачу поэт видел в том, чтобы создать русскую балладу. Именно поэтому могла возникнуть необходимость вернуться к уже использованному ранее литературно­му материалу, как это случилось с балладой «Светлана». Известно, что ей предшествовал вольный перевод баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», который вышел в 1808 году под названием «Людмила». Трагическая концовка баллады (гибель Людмилы) отчет­ливо выражает идею обреченности человека, бессильного в борьбе с роком.

Замысел показать героиню баллады «с русскою душой» был реа­лизован в «Светлане», написанной в 1808-1812 годах. Здесь поэт гораздо дальше отходит от немецкого оригинала, внося в произведе­ние национально-русский колорит. Действие разворачивается в «кре­щенский вечерок», издавна считавшийся на Руси временем чудес. Баллада полна примет русского быта, традиций и верований: гадание на башмачке, «подблюдные» песни, гадание со свечой и зеркалом. При этом поэт сохраняет традиционную атрибутику баллады: дейст­вие происходит в полночь, фантастический путь с мертвым женихом сопровождается тревожными предзнаменованиями («Черный вран, свистя крылом, / Вьется над санями»), атмосфера мрачной таинствен­ности («Тускло светится луна / В сумраке тумана...») усиливается упоминанием о смерти (по дороге в Божьем храме Светлана видит «на средине черный гроб»). Все это подготавливает фантасти­ческую сцену в избушке: «...под белым полотном / Мертвый шевелится».

Создавая психологически достоверный образ русской девушки, Жуковский подчеркивает, что в ней народные представления сочета­ются с религиозными. Светлана не ропщет на судьбу, сохраняет глу­бокую веру в Божью милость, молитва укрепляет ее в трудную мину­ту, а образ «белоснежного голубка» символизирует высшие силы, охраняющие верующего человека. Вот почему «страшная» баллада оборачивается сказкой, где торжествует свет и добро, а ужасная встреча с мертвым женихом оказывается сном. А потом, как в сказке, происходит настоящее чудо: жених Светланы возвращается целым и невредимым, и все заканчивается веселой свадьбой.

Вероятно, такая концовка связана и с тем, что «Светлана» посвя­щена племяннице Жуковского Александре Протасовой (Воейковой) и была преподнесена ей в качестве свадебного подарка. Может быть, еще и потому поэт вновь обратился к знакомому сюжету, что хотел вложить в балладу напутствие выходящей замуж девушке: «Лучший друг нам в жизни сей - / Вера в Провиденье».

Но главное то, что в балладе «Светлана» Жуковский действитель­но сумел выполнить задачу - воплотить национально-русский харак­тер. Впоследствии он стал основой для создания таких образов под­линно русских героинь, как Татьяна Ларина, Наташа Ростова и многих других.