Сочинение "Бунтующее сердце" (образ Базарова). "Отцы и дети" Тургенева И

Писарев, представляющий в нашей литературе революционно-демократическую критику 60-х годов XX века, справедливо сказал, что роман «Отцы и дети» «шевелит ум», вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили «отцы» (с их культом Бога, традиции, святости семьи и брака, любви, высокого искусства), и материалистическая теория переделки сознания человека и мира, в котором он живет.

Конфликт между «отцами» и «детьми» а романе явно не возрастной. Долгое время конфликт между аристократом Кирсановым и студентом из Петербурга, дерзнувшим выразить свое непочтение к щегольской одежде, прекрасным манерам, затворнической жизни в имении, воспринимался читателем как социально-политический, ибо столкнулись аристократ-«бездельник», равнодушный к судьбам России и народу, и революционер, прошедший школу труда и лишений и объявивший себя разрушителем многовекового уклада с его социальной несправедливостью - патриотизмом одних и убогостью и нищетой существования других. Но действительно ли конфликт, развернутый на страницах романа, имеет столь ограниченный смысл?

А разобраться в конфликте нам необходимо, иначе мы не сможем понять, какое явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова, в чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?

Сюжет романа строится как противопоставление двух форм бытия: родителей, укорененных всвоем Марьине, с их заботами о хозяйстве, воспитании детей, воспоминаниями о молодости, любви, счастье и «детей», которые пока не имеют собственного дома, семьи, ищут себя, формируют свое мировоззрение, спорят, ссорятся, читают книги...

Но почему озлоблен Евгений? Почему смотрит на людей «сверху вниз», полупрезрителен к тем, кто его ненавидит, и «ни в чем не стесняет свою особу»? Почему он так агрессивен? Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе». Культ силы. А какое самомнение «Волосатый» - так сказал Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: и длинные волосы, и балахон с кистями, и красные неухоженные руки, контрастирующие со щегольством аристократа. Наши симпатии на стороне Базаровачеловека труда, не имеющего времени заняться своей внешностью. Если это так ну а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь? Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважения... Я думаю, именно это восстановило Павла Петровича против Базарова в первую очередь.

По-человечески Базаров не прав: в доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал Подумаешь, мелочь какая Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны: «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!»

Спор героев в X главе требует к себе пристального внимания, потому что Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Общественный строй ужасен (с этим нельзя не согласиться), Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено.

Базаров признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Базаров в этом разговоре, увы, не победитель, поскольку утверждает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Все плохо: плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе: плохо, когда мужчина видит в женщине не «богато тело», а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения «печенки», «селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовную ценность, уникальность, неповторимость, ибо каждый человек - это космос, тайна; плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка»...

Трагедия Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), - тяготился родителями, снисходителен в дружбе, циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми. Трагедия его и в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Базаровская трагедия- это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много, а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившего себе кровь по совести» {Раскольников, Верховенский у Достоевского). Я не ставлю знак равенства между Базаровым и «бесами» Достоевского. За тургеневским героем угадывается и блестящая плеяда ученых-естествоиспытателей 60--8О-Х годов, которые действительно служили науке, России и не покушались на нравственные ценности и не противопоставляли две формы познания: духовную и научную. А Базаров объявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать..» На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия и сатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть ты бог, а олух не я ли?»

Писарев назвал эти крайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезнь рано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровское разрушительное, безнравственное начало стало уделом России на все последующие времена. А это и есть настоящая трагедия.

Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённому всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: "…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто сатана, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…". Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом убеждение очень трудно было вышибить оттуда.

Он пришёл на смену Чацким, Онегиным и Печориным, многое унаследовав от них, но добавив к теории практику (ибо когда-то это надо было сделать), что в корне отделяет его от них, он – участник, естествоиспытатель (единственный, кто работал в Марьине), пересматривающий мир и делающий выводы. Начинает он при этом с нуля и не пользуясь кусочками других лестниц (не принимая чужих суждений на веру): автор даёт читателю чёткое представление о простоте натуры и происхождения героя: "Мой дедуля землю пахал", – с гордостью говорит Базаров; когда он знакомится с Николаем Петровичем, он не сразу подаёт ему свою "обнажённую красную руку", лицо его "выражает самоуверенность и ум". Всё это говорит о человеке из низших сословий, умном и целеустремлённом, у которого "страстное и бунтующее сердце", но не как не об "ужасном существе", "дьяволе", "асмодее". У Базарова есть в душе чувства, это видно с самого начала романа, но он их тщательно скрывает; очень резкий и самоуверенный в своих высказываниях и поступках, Евгений Васильевич на самом деле имеет много слабостей и комплексов, у него ранимое и тревожное сердце, которое, несмотря на свою ранимость и тревожность, полно энергии и хочет совершать. За это его и невзлюбил Павел Петрович, который "раскис из-за женщины", лишился на всю жизнь жизненной энергии и фактически превратился в мертвеца. Он пришёл к выводу, что человек рождён для действия, а не для пустых размышлений: его раздражают "красивые речи", он хочет переделать общество: "Исправьте общество, болезни не будет", считает, что человек должен быть настолько активным, чтобы сам себя воспитать, что природа нужна только для деятельности человека, что она "не храм, а мастерская", что любовь – физическое явление, искусство – пустое развлечение, не приводящее ни к каким действенным последствиям. Отчасти он в своих суждениях прав, но только отчасти, только на половину, потому что существует и вторая половина: любовь не только пустое влечение, но и высокое чувство, природа не только мастерская, но и храм – слишком уж он резок и категоричен в своих суждениях и не обдумывает их до конца.

Но, как я уже говорил, герой не человек-робот, а активный, наделённый универсальным интеллектом, как и все люди, и поэтому имеет право на ошибки. Понять свои ошибки ему впервой помогает Одинцова – один человек, которого он уважает, – а сделать новые – Павел Петрович, но, слава Богу, со временем он начинает меньше с ним общаться. Одинцова вообще переворачивает жизнь Базарова: он становится менее отъявленным эгоистом, начинает лучше понимать свои ошибки, понимает кто такой человек, и то, что он и есть тот самый человек. Под конец романа он совсем отходит от нигилизма, в нём просыпается любовь, романтизм, он начинает задаваться такими вопросами, которыми раньше ни за что бы не задался: "Нужен ли я России?", что радует читателя тем, что он пришёл в норму, прозрел и умирает с чистой душой.

В знаменитом романе выдающегося писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается проблема взаимопонимания поколений, тема разрыва связи между «отцами» и «детьми». Это происходит из-за различий мировоззрений людей разных возрастов. Как обычно бывает, здесь молодое поколение отрицает общепринятые устои, скептически ко всему относится. Старшее же поколение отличается консервативными взглядами.

Хотя это не является какой-то отличительной чертой.

Евгений Базаров – главный герой произведения «Отцы и дети», человек нового времени – нигилист. Его личность и отношение автора к нему неоднозначны. Он не признаёт никакие авторитеты, не склоняется ни перед какими жизненными принципами и чужим мнением.

Базаров – персонаж, который не отставит равнодушным никого. Им можно восхищаться или ненавидеть, возносить или порицать. Он не боится показаться глупым, быть отвергнутым, не отступает при угрозе непонимания или осуждения, открыто выступает со своими мыслями, открывает людям свои взгляды на вещи. Евгений честный, целеустремлённый, он лидер по своей натуре, обладает острым умом и широким кругозором. Но он не является идеалом «нового человека», он лишь его прототип, обречённый на непонимание.

Базаров отрицал искусство, считая одного учёного полезнее нескольких поэтов. Отрицал также чувства, ставил на первое место разум и рациональность, однако впоследствии влюбился в Одинцову. Он считает, что цель его поколения – очистить место для нового, убрать аристократию. Природу воспринимает как «мастерскую», где человек должен ставить эксперименты. Герой считает себя сильным человеком, способным менять мир. Однако же самым большим испытанием для него стала любовь, которая заставила его пересмотреть свои взгляды на жизнь и на самого себя.

Но смерть Евгения Базарова как бы говорит о том, что у таких людей вряд ли есть будущее, Тургенев этим разрушает нигилистические взгляды героя, намекая на то, что с таким мировоззрением невозможно принести пользу другим, даже не получится быть счастливым самому. Автор не представляет дальнейшую жизнь подобных людей. Перед лицом смерти Базаров изменился, он понял, что смерть отрицать нельзя, как и некоторые другие вещи в жизни: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Качества, продвигавшие его по жизни, теперь ничего не значат. И в конце своей жизни он проявил несвойственные ему качества: герой беспокоился не о себе, а об Одинцовой и о родителях.

Но после его гибели люди продолжили жить по-прежнему, однако не забывают о нём. Возможно, общество всё-таки нуждается в таких «базаровых», хоть и не очень то любит подобного рода людей. Но именно они способны идти наперекор всему и вносить изменения в жизнь окружающих.

Впервые роман Тургенева «Отцы и дети» увидел свет в 1862 г. И с тех самых времен он продолжает восхищать читателей всех возрастов своими художественными достоинствами. Продолжают волновать сердца и умы людей и те вопросы политического и философского характера, которые великий русский писатель осветил в произведении. Главный его герой - Базаров - является нигилистом. Появление этой группы людей в русском обществе тогда являлось своеобразным знамением времени.

Кто такой Базаров

Сочинение «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно начать с описания главного действующего лица. Базаров - это сильный человек, который наделен умом и не страдает от неуверенности. Писатель наделяет своего героя материалистическим мировоззрением. Базаров любит труд и точные науки. Время, когда ученикам задают на дом сочинение «Бунтующее сердце. Образ Базарова», - 10 класс. Для многих учеников литература является одним из любимых предметов, ведь можно изучить особенности различных персонажей. Тургенев указывает, что его герой ненавидит косность и рутину.

Как правило, Базаров одерживает верх в любых спорах. Главный герой критикует позицию Павла Кирсанова, и он говорит о том, что лишь точные науки могут быть достойным оружием в противоборстве с идеализмом «отцов». Базаров пробивается в жизни самостоятельно. Он считает, что каждый человек «должен сам себя восхищать… ну, как я, например».

В сочинении «Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова» необходимо детально описать главного персонажа. Он является сыном лекаря, и за плечами его - тяжелое прошлое. Базаров прошел суровые жизненные испытания. Он вынужден учиться в университете на медные гроши. Базаров знает науки, никогда не отказывает людям, если оказывается нужна медицинская помощь. Однако сразу же он вызывает и неприятие. Высокий рост, длинные волосы, обнаженная красная рука - все это отторгает.

Достоинства

В сочинении на тему «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно указать и то, что главный герой решительно не признает ничего нематериального, того, что является абстрактным и оторванным от реальности. Базаров выступает за «конкретные ремесла», которые мог бы усвоить простой человек. Он является истинным тружеником науки. Неутомимый в своих экспериментах, Базаров продолжает свои эксперименты. Можно сказать, что он идеальная личность, однако это далеко не так.

Минусы характера

Во время написания сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце» у школьника есть возможность исследовать один из наиболее необычных образов всей русской литературы. При всех своих достоинствах, главный герой повести «Отцы и дети» является жестоким человеком, а порой и полностью безжалостным, грубым и резким. Подобно и некоторым другим фигурам (к примеру, как это происходит с Чацким), Базаров не способен со стороны взглянуть на свои высказывания, посмотреть на мир с колокольни собеседника. Базаров резко оскорбляет Павла Петровича, он совершенно не проявляет к нему ни грамма уважения. Также Тургенев подчеркивает манеру поведения Базарова: он не считается с хозяевами, постоянно выражает свою агрессию, полностью презирая ту среду, в которой находится.

Встреча с Одинцовой

Чем еще интересно написание сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце»? В нем школьнику предстоит описать также и крах теорий главного героя, который ждет его в отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой. Всю свою жизнь Базаров посвятил укреплению собственных идеалов, теорий. Однако они полностью рушатся. Тургенев пишет о том, что в разговоре с людьми Базаров продолжает выказывать презрение ко всему романтическому, однако наедине с собой неминуемо обнаруживает столь презираемого им романтика. В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» можно указать, что душа главного героя словно раскалывается на две противоположности.

Противоборство

С одной стороны, он отрицает все духовное и нравственное, видя ценность только лишь в материалистических взглядах. С другой, он оказывается способным на живые и трепетные чувства. На смену цинизму постепенно приходит глубокое понимание того, чем в действительности являются человеческие взаимоотношения. Если в начале произведения Базаров считал любовь полной ересью, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Главный герой постоянно ловил себя на греховных мыслях, «точно бес его дразнил». У Базарова сохраняется общий скептицизм по отношению к миру, однако его устои колеблются, у него больше нет непоколебимой уверенности в своих идеях. Идеальная концепция, которая строилась в течение многих лет, постепенно рушится.

«Бунтующее сердце. Образ Базарова»: план сочинения

План работы учащегося может быть примерно таким:

  1. Описание внешности Базарова.
  2. Его поступки и высказывания.
  3. Что чувствует главный герой.
  4. Его отношение к окружающим.
  5. Встреча с Одинцовой.
  6. Как заканчивается его жизнь.
  7. Мое впечатление о Базарове.

Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.

Философские мысли героя

В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти. Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека. Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

Слабость перед трудностями

Интересно и то, как этот волевой человек стал себя вести после того, как Анна Сергеевна отвергает его любовь. Базаров пасует перед жизненными трудностями. В высказываниях у него возникают нотки скептицизма, пессимизма. Теперь он поступается своими идеями. Теперь он понимает, что нигилизм несовместим с человеческой природой. Базаров несчастен - у него нет ни друзей, ни знакомых.

Неразрешимый конфликт

Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».

10 класс - это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе. Учащиеся понимают, что Базаров - это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт. Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины вырой шая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченна на погибель - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.!
И. С. Тургенев - К. К. Случевскому. 14 апреля 1862

Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренный носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум...
И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (портрет Базарова)

Роман «Отцы и дети», появившийся в марте 1862 г. в журнале «Русский вестник», вызвал у читающей публики и критики весьма разноречивые отзывы. Написанный на самом современном материале, почти цитирующий полемику демократов и либералов, развернувшуюся на страницах журналов, он не мог остаться незамеченным. Автор пытался остаться беспристрастным летописцем и отчасти предам дел возникшие споры: «Часа полтора тому назад я кончил, наконец, свой роман... Не знаю, каков будет успех. «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение». Эти строки Тургенев записал в своем дневнике в 1861 г.

И действительно, фигура Базарова вызвала бурные споры. В основе этого образа - «одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 г.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью! было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало». Итак, Тургенев взял своего Базарова из жизни, вложил ему в уста идеи демократов и вывел его главным героем романа. Единственный представитель лагеря «детей», считающий, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание» и действующий в силу этого отрицания, Базаров терпит крах. Неудивительно, что либералы, лагерь «отцов», горячо поддерживали роман, а близкие Тургеневу демократы нещадно критиковали писателя: «Я испытал тогда впечатления, хотя и разнородные, но одинаково] тягостные. Я замечал холодность, доходившую до негодования, во многих мне близких и симпатичных людях; я получал поздравления, чуть не лобызания, от людей противного мне лагеря, от врагов. Меня это конфузило... огорчало; но совесть не упрекала меня: я хорошо знал, что я честно, и не только без предубежденья, но даже с сочувствием отнесся к выведенному мной типу, я слишком уважал призвание художника, литератора, чтобы покривить душою в таком деле».

Сын штаб-лекаря, внук дьячка, разночинец Базаров - личность цельная, сильная, упрямая и одинокая. В этом и заключается трагизм его положения. Он - один. Его холодное презрение к собственному чувству - суровость, помогающая смотреть в лицо действительности, напоминает бегство от этой] действительности. Но не будь он таким, он не смог бы следовать своей программе отрицания всего и вся. Базаров смотрит на человечество свысока, принадлежа к роду людскому, пытается подняться) над ним. Добролюбов пишет о «новом поколении», о Базаровых: «На первом плане всегда стоит у них человек и его прямое, существенное благо; эта точка зрения отражается во всех их поступках и суждениях... Их последняя цель- не совершенная, рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству; в их суждениях люди возвышаются не по тому, сколько было сокрыто в них великих сил и талантов, а по тому, сколько они желали и сумели сделать пользы человечеству».

Какую же пользу принес Базаров? Вызывая раздражение у братьев Кирсановых, стремление подражать - у Кукшиной, Ситникова, Аркадия, интерес - у Фенечки, сестер Одинцовых, а в глазах мужиков бывший «чем-то вроде шута горохового», он - как камень, брошенный в воду... Но круги-то на этой воде довольно быстро стихли... Анна Сергеевна Одинцова отказалась разделить eго судьбу, не стала жертвовать своим покоем, Аркадий и Катя Одинцова поженились, обрел супружеское счастье и Николай Петрович, Павел Петрович уехал из России.

Исследовательские интересы Базарова, направленные, конечно, на развитие медицины, приводят его самого к гибели. Пожалуй, только часть его практической деятельности - помощь отцу во врачевании больных - и была единственной пользой. «Смысл романа, - по словам Д. И. Писарева, - вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта К сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу К и поддержат их в жизни». Тургенев даже не намечает этой дороги, а лишь показывает, к чему приводят крайности».

Я Такие люди, как Базаров, думая о «всеобщем благе», забывают о благе ближнего, разрушая судьбы и принося несчастья реальным, живым, любящим их людям. И Тургенев показал это, нарисовав в конце романа единственных людей, помнящих о Базарове, - его родителей. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... овцы безвозбранно ходят по могилам... но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней... часто приходят два уже старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшей походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут».

Поэтическое упоминание о песне птиц, поющих на могиле Базарова, как о песне, устремленной в будущее, не делает судьбу стариков менее трагичной. Человек, приносящий в жертву свою жизнь, как это сделал Базаров, приносит в жертву и других. Стоит ли будущее этого? На этот вопрос нигилизм не дает ответа...

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Роман “Отцы и дети” - одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...