Что такое арт деко в искусстве определение. Актуальные стили: ар-деко в интерьере

Ар-деко хорошо известен во всем мире, но совсем не потому, что является массовым, растиражированным и банальным. Наоборот, ар-деко — дорогой, эксклюзивный стиль, не терпящий ширпотреба и дешевизны: только дорогие материалы, дизайнерские вещи и причудливые орнаменты. В представлении потребителя он прочно связан с интерьером дорогих отелей и шикарных трансатлантических лайнеров. Четкие линии и обтекаемые формы ар-деко неизменно рисует наше воображение, когда мы говорим о богатстве и роскоши в интерьере.

Ар-деко сформировался в 1908 — 1912 годы, а своего расцвета достиг между 1925 и 1935 годами — во времена поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства. Возникший между двумя мировыми войнами, ар-деко в интерьере отражал эстетику финансовой элиты европейского и американского общества.

Ар-деко соединил в себе неоклассические формы и обтекаемость, асимметричность и прямолинейность. В то же время он продолжает излюбленные темы и мотивы модерна — грациозность и игривость декора, извилистые линии, необычное сочетание дорогих и редких материалов, изображение фантастических существ, формы волн, раковин, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.

Интерьеры, выполненные в этом стиле, часто не имеют законченной композиции, а представляют сумму отдельных составляющих, причем каждая из них — эксклюзив или предмет искусства.

История ар-деко

Термин «ар-деко» (или «арт-деко» от французского «art deco» — в буквальном переводе «декоративное искусство») появился после Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), прошедшей в 1925 г. в Париже. Ар-деко представлял собой течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи как синтез модерна и неоклассицизма.

Но, как бы странно это ни звучало, до 1960-х годов ар-деко не считался самостоятельным стилем. Его определяли как некоторую разновидность ар нуво, на которую оказали влияние кубизм, американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолётостроения.

А вот уже термином, обозначающим полноценный художественный стиль, ар-деко стал в 1966 году, после возрождения выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

Ориентация — роскошь

Стиль ар-деко сознательно ориентирован на прошлое. Он отрицает аскетизм и чужд минимализму. Стиль стремится к роскоши, воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусства. Интерьер ар-деко может современно и необычно объединять восточные или индейские мотивы, элементы старины с совершенно новыми шедеврами искусства.

Роскошь цвета, воплощенная в текстиле. Сеть салонов "ЛОРАСС"

Ар-деко является воплощением монументальности и элегантности, и его называют одним из художественных стилей, соединяющих несоединимое.

От других стилей интерьера его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, «отступающие» формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместны светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.

В фаворе изделия из ценных и дорогих материалов: змеиной кожи, слоновой кости, бронзы, кристаллов, экзотической древесины. Излюбленные аксессуары — необычные произведения египетской, африканской, китайской и других, отличных от западной, культур.

Интерьер в стиле ар-деко может быть как элегантно-классическим, так и экспрессивно-этническим. Главное — эффектность, яркость и роскошь смелых сочетаний.

Элегантность ар-деко присуща всем дверям от итальянского производителя Design Porte.

Салон "СуперЛок-НН "

Ар-деко — стиль буржуазный, но не обывательский, классический, но не под старину.

Неслучайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника» — они создавались с шиком дорогих отелей и ресторанов, потому иногда ар-деко называют «стилем Ritz» (Ritz-Carlton — международная сеть отелей класса «люкс» — 75 отелей в 24 странах мира).

Внимание к деталям

Начавшись с упоения роскошью и орнаментом, впоследствии ар-деко прибавил к этому элементы функционального дизайна. Именно этому стилю принадлежит создание первых обтекаемых стульев и кресел из стальных трубок. Выразительные формы «технического дизайна» были заимствованы у новейших моделей автомобилей и локомотивов.

Всевозможные драгоценные украшения, курительные и питейные аксессуары, хромированная кухонная посуда — это полёт фантазии и воплощение роскошной функциональности.

Роскошь для ар-деко — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие и насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит удивительно целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста чёрного и белого — горящие вкрапления красного, позолоченные или хромированные предметы интерьера.

Особо стоит выделить следующее правило: какой бы цвет в качестве основного вы ни выбрали, в комнате должны присутствовать элементы и аксессуары золотого, коричневых и светло-бежевых оттенков.

Мебель, выполненная в единичном экземпляре, - истинная черта ар-деко.

Салон итальянской мебели BERLONI

Выбирайте цвет интерьера среди оттенков коричневого — от бронзы и тёмного шоколада до бежевого и «кофе с молоком», белого — «топлёное молоко», слоновая кость, жёлтого — от цвета шампанского до песочного, словом, всё должно напоминать о роскоши. Дополняйте эти краски яркими тонами — зелёным, бирюзовым, красным, фиолетовым или сиреневым. Но эти цвета не должны «перекрикивать» общую гамму.

Обычно в дизайне интерьеров допускается один или два акцента в одном помещении, дополняющих друг друга. В ар-деко все вещи и предметы обязательно являются кричащими акцентами. Для декора отлично подойдут большие полотна картин, дорогие статуэтки из дерева и слоновой кости, керамика, причудливые скульптуры из стекла. Неотъемлемой частью этого стиля являются аксессуары и предметы мебели восточного и азиатского направлений. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Практически не используется мебель из тёмных пород дерева.

В стиль лучше всего вписывается мебель из кленового массива, ясеня, розового дерева, древесины мадроньи, пальмового дерева. Также мебельные мастера используют для изготовления и декора алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость и эбеновое дерево, эмаль, коллекционный фарфор и дорогое стекло, инкрустации по дереву, дорогую кожу необычных животных — зебры, крокодила, ящериц, змей и даже акул, а также бархат или замшу.

Подбирая мебель, помните, что вы можете поставить рядом стилистически разные вещи. Например, комната в стиле ар-деко может совмещать в себе большой кожаный диван, комод из редких пород дерева, небольшую тумбу или столик в восточном стиле, стул расцветки «зебра» и хрустальную люстру. Главное — не переборщить.

Отрицание аскетизма и минимализма присуще мебели от салона BERLONI

Для декора можно использовать все те сувениры, которые вы привозили из поездок, или подарки от ваших друзей. В данном случае все эти странные вазы, статуэтки будут уместны. Выставляйте на видное место дорогой алкоголь, хрустальную посуду и сигары.

Истинные поклонники ар-деко не используют массовую мебель, а делают всё на заказ либо приобретают эксклюзивные единичные вещи: скульптуры и полотна должны быть подлинными, а не копиями. Подбирая полотна на стены, прежде всего руководствуйтесь размером — картина должна быть одной, но большой.

Стилистически в интерьер ар-деко подойдут картины с индийскими мотивами, кубисты и модернисты, американские графики. Хорошо смотрятся работы Майкла Паркеса, Густава Климта, Тамары Лемпицки, Альфонса Мухи, Билибина или Васнецова, а также работы современных художников, пишущих в вышеперечисленных стилях.

Освещение в интерьерах ар-деко тоже играет не последнюю роль. Всевозможные лампы и светильники, люстры с большим количеством рожков, матовое стекло, рассеивающее свет, создают атмосферу уюта, изысканности и загадочности.

Возвращение с триумфом

В 1990-е годы XX века ар-деко вернулся в Европу и снова стал весьма популярен. В последнее время дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля: сегодня суть заключается в современности, роскоши, стильности и эффектности. Архитектура здания и интерьеры в стиле ар-деко создают ощущение лёгкости и монументальности одновременно. Особенно радуют глаз обтекаемость конструкции и изогнутость линий в сочетании с применением насыщенных цветов, что создает впечатление праздника и делает здание незабываемым. Всё чаще и чаще можно встретить концепции ар-деко как в строительстве, так и в интерьерах частных домов.

Двери фабрики Romagnoli - современность, роскошь, эффектность.

Легкость и монументальность одновременно.

Салон "Академия интерьера НН"

Сегодня новейшие образцы аудио- и видеотехники становятся непременными атрибутами интерьеров в стиле ар-деко. Плазменные панели, домашние кинотеатры великолепно сочетаются с мраморными столешницами и богатыми бархатными драпировками. Деревянная мебель с хромированными ручками, стеклянные поверхности и дорогая кожа, олицетворяющие современный автомобильный и авиационный дизайн, — вот источники вдохновения стиля.

Яркий дизайн, дорогие материалы, высочайшее качество звука.

Акустическая система фирмы KARMA. High end центр "Альпс"

Основные мотивы ар-деко в интерьере:

  • геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, чёрно-белые клавиши рояля;
  • растительные: причудливо изогнутые ветки сакуры, листья тропических растений;
  • анималистические: мифологические существа и животные;
  • восточные: пирамиды, зиккураты;
  • антропоморфные: изогнутые женские фигуры, арабчата.

Текст подготовил Иван Фрейн

Дизайн-проекты интерьера в стиле ар-деко:

Еще об ар-деко:

Узнать ар-деко легко. Прежде всего, это стиль, сочетающий в себе аристократичность и характерный минимализм. Термин ар-деко родился во Франции в начале 20-го века. Несмотря на возраст, данное дизайнерское направление до сих пор актуально и пользуется широкой популярностью среди интерьерных стилистов.

Вместе с дизайнером интерьеров Марией Боровской, реализующей проекты в стиле современного ар-деко, попробуем разобраться в особенностях этого направления.

Главная задача ар-деко - удивить и поразить. Поэтому неудивительно, почему при оформлении интерьеров применяются дорогостоящие отделочные материалы, элементы флористики, различные орнаменты и рельефные формы. Все это говорит о статусе владельца офиса или квартиры, помогает подчеркнуть собственную индивидуальность и уникальность. Смелые геометрические формы, которые на первый взгляд не вписываются в общую композицию, оказываются гармоничными и привлекательными.

Контрасты в стиле ар-деко чувствуются во всем. Дело в том, что появилось данное дизайнерское направление путем смешения многих других стилей. В интерьерах ар-деко можно узнать нотки модернизма, конструктивизма, неоклассицизма, футуризма и других направлений, которые стали основой искусства. Интерьер в стиле ар-деко - это предмет богатства и роскоши, а также тонкого вкуса.

Как применять ар-деко в интерьере?

Существуют определенные приемы, которые помогут соблюсти обязательные правила и подготовить интерьер, отвечающий стилевым канонам.

Строится на контрастах, а также на холодных и строгих тонах. В интерьере гостиной принято применять хром, нержавеющую сталь или алюминий. Кухню и ванную комнату можно выложить плиткой, которая будет чередоваться черными и белыми полосами. Благодаря этому можно акцентировать внимание на отдельных деталях и расширить визуальное восприятие.

Важную роль играют межкомнатные двери . Они представляю собой массивные конструкции из тяжелой древесины. Рационально разместить на дверях рельеф или металлические украшения с растительным орнаментом.

Интересно, что декоративные решетки на окнах - это наследие именно данного стилевого направления. Дизайнерские конструкции из кованой стали выглядят монументально и помогают выгодно выделить экстерьерную композицию загородного особняка.

В ар-деко принято вешать на стены картины, фотографии, на которых могут быть изображены небоскребы Нью-Йорка и другие монументальные сооружения. Скульптуры, античные вазы, изысканные арт-объекты, аксессуары вычурных формм также становятся неотъемлемым атрибутом интерьера в данном стиле.

Стилевые решения отделки и мебели поддерживаются плавностью линий. Что касается самих предметов интерьера в данном стиле, им характерно обилие декоративных элементов, отделка металлами - серебро, позолота, использование редких пород дерева, слоновой кости, перламутра и других эксклюзивных материалов.

Выбор в пользу цветовых контрастов не случаен. В качестве интерьерных объектов в помещениях применяются рояли, габаритные книжные стеллажи, медиа техника с массивными формами. Контраст помогает выгодно вписать большой объект в жилое пространство и обеспечить комфорт и равновесие интерьера.

Конечно, создать интерьер в стиле ар-деко непросто. Чтобы не ошибиться, рационально обращаться к профессионалам.

Ар-деко - течение декоративного и изобразительного искусства начала XIX века. Впервые оно возникло во Франции в 20-х годах, после чего обрело популярность в 30-40-х во всем мире. В основном направление проявлялось в моде, живописи и нередко встречалось ар-деко в архитектуре. Этот стиль отличается эклектикой, который представляет собой специфическое слияние неколассицизма и модернизма. Большое влияние на ар-деко в архитектуре произвели такие художественные направления, как футуризм, кубизм и конструктивизм.

Особенности

Особенности стиля ар-деко в архитектуре ярко выделялись на фоне плавного и тягучего модерна. От прежде модной мягкости линий и форм не осталось и следа: теперь стильными считались четкие и выраженные контуры и фигуры. Отличительными чертами ар-деко являются:

  • строгая закономерность;
  • выраженная геометрия;
  • этнические и геометрические узоры;
  • отсутствие ярких цветов;
  • использование полутонов;
  • яркие орнаменты;
  • роскошь, шик в оформлении;
  • дорогие качественные материалы (например, алюминий, слоновая кость, ценные породы дерева, крокодиловая кожа, серебро и проч.).

В Америке, а также во Франции, Нидерландах и некоторых других европейских странах ар-деко со временем эволюционировал и приобрел некоторые черты функционализма.

Термин

Особенностью истории стиля ар-деко является то, что это направление возникло как бы "в один день". Новый термин зародился на международной выставке искусства, которая проходила в 1925 году в Париже. На этом мероприятии были представлены французские предметы роскоши, которые демонстрировали, что Франция по-прежнему оставалась общепризнанным центром тонкого вкуса и высокого стиля после недавно прошедшей Первой мировой войны.

История

При этом само по себе направление существовало и до выставки: первые признаки зарождающегося стиля стали заметны еще в 1920-х годах в европейском искусстве. До Америки же ар-деко дошло только к 1928 году. В 30-х годах в США оно оформилось в отдельное американизированное направление. Так называемый Streamline Moderne стал настоящей визитной карточкой этого десятилетия: предметы искусства и мебели в подобной стилистике можно было заметить практически в каждом доме.

Ар-деко ассоциировался со стилем и роскошью: считалось, что этот шик стал реакцией на долгие и тяжелые годы ограничений и аскетизма во времена Первой мировой войны. Однако вскоре новое декоративное течение после резкого взлета незаметно исчезло, растворившись в истории: очень скоро его стали считать излишне кричащим, поддельно роскошным. Стить окончательно исчез с наступлением Второй мировой войны и лишениями, которые она за собой принесла.

Интересным фактом является то, что в колониальных странах, таких как, например, Индия, ар-деко был популярен вплоть до 1960-х годов. К 80-м интерес к этому стилю вновь проснулся, что было связано с развитием графического дизайна. Таким образом, несмотря на то, что это направление по факту просуществовало недолго, оно оставило за собой громадное наследие, отголоски которого порой слышны до сих пор в различных сферах жизни и искусства.

Влияние

Хотя стиль в архитектуре ар-деко официально возник в 1925 году, особенно высокую популярность он обрел к концу 1960-х. Мастера этого вида искусства не составляли собой некое единое сообщество. Скорее, это движение считалось эклектичным, находясь под влиянием различных источников, которые нашли свое слияние в новом стиле:

  • "Венский сецессион" раннего периода, который принес за собой функциональный индустриальный дизайн.
  • Примитивное этническое искусство Египта, индейцев Центральной Америки и народов Африки.
  • Архаичный период Древнегреческого искусства.
  • "Русские сезоны" Сергея Дягилева - эскизы костюмов и декораций.
  • Творчество Леона Бакста.
  • Футуризм и кубизм с их кристаллическими, гранеными формами.
  • Неоклассицизм Буле и Карла Шинкеля.
  • Растительные и животные мотивы, например, солнца;
  • Атлетичные фигуры женщин-спортсменок, которых стало особенно много в тот век, острые стрижки флэпперов (мода того времени);
  • Технологические достижения: небоскребы, радио и др.

Ар-деко в архитектуре стал отдельным жанром, несмотря на то, что совместил в себе признаки множества различных направлений. Хотя период его существования был недолгим, многие примеры этого стиля до сих пор восхищают искусствоведов и простых зрителей.

Материалы

Стиль ар-деко в архитектуре и интерьерах отличился особенным качеством и дороговизной. Мастера того века обратились к новым, ярким и надежным материалам, причем использовали они их в самых различных сферах искусства: от декоративно-прикладного до архитектуры. Активно применялись эмаль и стекло, алюминий, нержавеющая сталь, кожа крокодила, акулы, зебры. Особенной популярностью пользовалась инкрустрация по дереву.

Широко применение нашли резкие, с четким выделением акцентов линии, зигзагообразные и ступенчатые формы, что шло вразрез с мягкими размытыми очертаниями, присущих стилю модерна. Часто использовались элементы ритма шеврона и клавиш фортепиано.

Некоторые из таких узоров стали встречаться повсеместно, к примеру, орнамент, напоминающий клавиши пианино: он фигурировал как на дамской обуви, так и на батареях отопления. Стилем ар-деко украшались не только жилые дома, но и общественные места, такие как кинотеатры и даже океанские лайнеры.

В современном интерьере ар-деко отличается насыщенностью орнаментов восточной, индийской и египетской культуры в сочетании с дизайнерскими идеями современных профессионалов. Основой цветовых решений являются контрасты, в частности, черно-белых узоров.

Представители

Однако центром и колыбелью направления ар-деко оставался Париж. Здесь были особенно популярны и востребованы изделия в этом модном стиле.

Одним из ярчайших представителей в направлении ар-деко стал Жак-Эмиль Рульманн - известнейший дизайнер мебели той эпохи. Его также называют последним классическим парижским "краснодеревщиком".

Огромный вклад в развитие стиля ар-деко в архитектуре внесли Жан-Жак Рато, а также французская компания Süe et Mare, благодаря своей продукции. Не менее знамениты стали стекла Мориса Марино и Рене Лалика, изделия из кованного металла авторства Эдгара Брандта, ширмы Эйлин Грей, эмали Жана Дюнана, часы и ювелирные украшения великой компании Cartier.

Хотя ар-деко нередко встречался в мебели, внутренней и внешней отделке дома, этот стиль также повлиял и на сферу скульптуры. Своеобразным символом в этом искусстве стали изделия из слоновой кости и бронзы. Скульпторы того времени вдохновлялись древним мастерством Востока и Египта, а также последними технологическими достижениями. Так, французские мастера смогли выработать новый уникальный стиль, которому удалось поднять статус с малой пластики до уровня высокого искусства.

Среди классических представителей творцов скульптуры ар-деко Поль Филипп, Клер Жан Робер Колине, Отто Поэрцель, Бруно Зак, Фердинанд Прайсс, Дж. Лоренцль, а также Дмитрий Чипарус.

Streamline Moderne

Данное стилевое направление развивалось параллельно с ар-деко, но имело свои собственные отличия. В стримлайн модерне, которое получило большое распространение в США, ощущается особое влияние промышленных масштабов производства и аэродинамических технологий. В произведениях такого ряда встречались силуэты самолетов и револьверных пуль.

На популярность и развитие этого стиля повлияло появление автомобиля фирмы "Крайслер", который отличался обтекаемыми плавными формами. Эта модель получила столь высокую оценку, что вскоре подобные очертания стали применяться не только для автомобилей, но и для зданий, предметов мебели и даже точилок и холодильников.

Ар-деко в СССР

Стиль ар-деко в архитектуре немало повлиял на облик советских городов: наряду с неоклассицизмом и постконструктивизмом почерк данного направления стал одним из ярких источников сталинской архитектуры. Особенно заметно это влияние на примере некоторых станций Московского метрополитена: «Аэропорт», Замоскворецкая и Сокольническая линии. Интересно, что немало типовых серий СССР скопированы с известных американских проектов в стиле ар-деко.

Также нередко встречается ар-деко в архитектуре Москвы и других городов. Среди наиболее типичных примеров выделят стоквартирный дом, построенный в Новосибирске А. Д. Крячковым и В. С. Масленниковым.

Хотя отношение к этому стилю в обществе всегда было противоречивым, нельзя отрицать, что art-deco - полноценный архитектурный стиль. Его популярность настолько возросла, что он стал использоваться в оформлении буквально всего, начиная с дизайна автомобилей и заканчивая посудой. Большое влияние это направление оказало на архитектуру, скульптуру, оформление интерьера, моду, графику, промышленный дизайн и даже кинематограф.

Ар-деко утвердил закономерную реакцию общества в отношении эстетических взглядов на мир. Зажатый в рамках между двумя мировыми войнами, данный стиль высоко взлетел, но не исчез бесследно: до сих пор у него остаются почитатели и поклонники, и вряд ли когда-нибудь они исчезнут.

Стиль арт-деко в интерьере и архитектуре

Арт-деко – стиль эклектики, который представляет собой гармоничное и при этом броское соединение модерна и неоклассицизма. В переводе с французского языка дословно означает «современное искусство». Отличительными чертами арт-деко являются смелые геометрические формы, этнические узоры и орнаменты, богатство и яркость цветовой палитры, роскошь и шик.

Немного из истории арт-деко

Свое название термин «» получил в 1925 году благодаря международной выставке Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (фр. «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes») 1925 года в Париже.

Однако само направление арт-деко появилось гораздо ранее во Франции, в начале 1920х годов. В те времена Париж, по праву, считался центром стиля арт-деко, который проявлялся во всем: в изготовлении мебели, в дизайне интерьера, в архитектуре, в одежде и аксессуарах, ювелирных изделиях, скульптуре и живописи. В стиле арт-деко оформлялись лучшие рестораны, отели, океанские лайнеры.

Арт-деко бросал вызов лишениям Первой мировой войны, он был просто роскошен и необычен, поэтому так любим богатой публикой. Излюбленными материалами мастеров арт-деко были алюминий, нержавеющая сталь, редкие породы деревьев, серебро, эмаль, слоновая кость, кожа экзотических животных и рыб, таких как крокодил, акула или зебры. Выделялись объемные формы, зигзагообразные и ступенчатые, широкие и энергичные кривые линии. Арт-деко славился своими контрастными декоративными мотивами, такими, например, как узор клавиш фортепиано, который встречался не только в дизайне интерьера, но и даже в дизайне дамской обуви. В 1930-1940-е годы течение арт-деко стало популярно в международном масштабе.

Популярность арт-деко угасла после появления массового производства. Пришло время более спокойным, сдержанным элементам, при этом к арт-деко стали относиться как к кричащему и безвкусному стилю. Закат арт-деко положили лишения Второй мировой войны. Интересно, что возник арт-деко как вызов Первой мировой войне и, продержавшись на пике популярности почти два десятилетия, сошел на нет во время бедствий Второй мировой.

Новое рождение стиль арт-деко получил в 1980 годах благодаря графическому дизайну, став вновь популярным, теперь уже в ювелирном искусстве и моде.

Арт-деко в архитектуре

Зародившись во Франции, стиль получил широчайшее распространение в архитектуре во всем мире. В архитектуре арт-деко – это прежде стиль больших зданий. В 1910-1920-х годах в США пришли небоскребы, возводившиеся уже с начала 20-х годов в стальном каркасе.

Здания, построенные в стиле арт-деко до сих пор радуют глаз туристов и жителей крупнейших мегаполисов мира, в том числе и столицы двуполярного мира.

Арт-деко в США

В США только на Манхеттене можно насчитать более 150 небоскребов, построенных в стиле арт-деко. Наиболее ярким примером американского арт-деко в архитектуре является небоскреб Крайслер-билдинг (Chrysler Building), построенный по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (William van Alen), получивший свое рождение в 1930 году. Вершину величественного и элегантного здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали. Благодаря этому шпилю Крайслер-билдинг стал самым высоким зданием мира. Правда вскоре утратил это звание, уступив первенство небоскребу Эмпайр Стэйт Билдинг (Empire State Building) в Нью-Йорке. Крыша Крайслер-билдинг собрана в виде семи сводов, символизирующих колесные диски автомобилей «Крайслер» 20-х годов. Визитной карточкой небоскреба стали скульптуры на 31 этаже, повторяющие эмблему «Крайслера» и горгульи-орлы, расположившиеся на 61 этаже. Небоскреб имеет ребристую облицовку и треугольные окна, напоминающие внешне расходящиеся лучи солнца.

Арт-деко в СССР

В 1930-1950 в СССР арт-деко (иначе «новый ампир») оказывает значимое влияние на сталинскую архитектуру 30-х годов. Стоит отметить, что под влиянием арт-деко были построены сталинские высотки, библиотека имени Ленина в Москве, дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Ленинграде.

Под влиянием стиля арт-деко был построен ряд станций Московского метрополитена, в том числе Сокольнической и Замоскворецкой линии, например, замечательные станции метро «Маяковская», «Аэропорт», «Сокол», «Кропоткинская», а также первая очередь Ленинградского метрополитена.

Другие страны

Арт-деко охватил почти все страны мира и даже Азию. Например, индийский князь Махараджи, обучаясь в Оксфорде, познакомился с молодым немецким архитектором Е. Матезиусом, которому в последствии поручил построить великолепный дворец Махараджи в Индоре.

Стиль арт-деко в интерьере

Стиль в интерьере превратился во всемирно признанный символ эффектности. Стиль арт-деко в интерьере представлялся роскошным, броским, свободным и богатым. Смело сочетались всевозможные экзотические материалы, например, такие как черное эбеновое дерево, бриллианты, перламутры, слоновая кость, шкура зебры и кожа крокодила, змеи, ящерицы, акулы и урбанистические современные вещества — стекло, бетон, хром, сталью, алюминий.

Стиль арт-деко в интерьере сочетает в себе орнаменты и мотивы различных исторических эпох и экзотических культур: восточные, индейские, африканские мотивы, элементы старины и совершенно новые произведения искусства.

Визуальное богатство достигалось не только экзотическими фактурами, но яркими и насыщенными цветами, их смелыми сочетаниями.

В стиле не было простоты даже в линиях – излюбленными контурами были ступенчатые и зигзагообразные формы, энергичные широкие кривые линии, мотивы клавишных инструментов. Даже мебель принимала причудливые загнутые формы, украшалась всевозможными геометрическими элементами и орнаментами. Многие предметы интерьера стали настоящими произведениями искусства, создающими атмосферу изысканности и приятного созерцания.

Самые богатые люди и популярные заведения один за другим сменяли свои старые интерьеры на арт-деко, пытаясь сделать их еще более дорогими и изысканными, чем у соседей. Интерьеры представляли скорее коллекцию наиболее дорогих и необычных предметов мебели и декора, привезенных из различных уголков планеты. Складывалась конкуренция кто богаче и изысканнее оформит свое помещение, к тому и больше посетителей.

Публикации раздела Музеи

Ар-деко для «чайников»

Г де и как возник стиль ар-деко, кто его основал, был ли он в молодом Советском Союзе - разбираемся в хитросплетениях стиля вместе с Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Лист из альбома Feuillets d"Art. 1919

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Лист из альбома Modes et Manières d"Aujourd"hui. 1914

Ар-деко, что по-французски значит «декоративное искусство», - название художественного стиля, который царил в Европе и Америке после модерна , между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне - моде , украшениях , плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Происходило это, пока «большое искусство» той эпохи экспериментиро-вало с экспрессионизмом, абстракционизмом, конструктивизмом и прочими -измами, которые, безусловно, гениальны, только видеть их постоянно в своей квартире не каждый сможет. А вещи ар-деко предназначены именно для повседневной жизни - очень богатой, роскошной и вальяжной, но все-таки повседневной.

Как узнать предмет в стиле ар-деко?

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Эта вещь обязательно будет красивой - стильной, элегантной. Она сделана из материала с дорогой текстурой, но не кричаще роскошной, а просто ценной. Цвета будут сложных оттенков, черного - много. Нередко автор явно использовал линейку - но при этом умудрялся весьма изысканно скруглить все углы. Геометрические узоры строятся по тщательным пропорциям и умеют гипнотизировать. Еще зачастую есть вкрапления чего-то древнеегипетского или японского, но в каком-то странном дизайне: ар-деко любило перетолковывать экзотические культуры. (Кстати, «русская экзотика» тоже ценилась.) Нравился стилю и технический прогресс - поэтому тут и стилизованные поезда, летящие на огромной скорости, и винты самолетов и пароходов.

Стиль в моде

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко - в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля - великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни - цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом , стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы - фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Стиль в ювелирных украшениях

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» - золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) - вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

А в России ар-деко было?

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: сайт/institutes/7985

Станция метро «Маяковская»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: сайт/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас - нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств - архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций - все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы - помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Но гораздо весомее вклад, который внесли в развитие ар-деко русские эмигранты. Годами модные журналы Vogue и Harper"s Bazaar выходили под обложками, нарисованными Эрте, настоящее имя которого - Роман Петрович Тыртов. Его «Симфония в черном» - одна из ключевых работ стиля.

Художница-абстракционистка Соня Делоне, которая работала в модной индустрии, обогатила ар-деко красочностью и энергетикой, которую мы видели и у других «амазонок авангарда». Главная портретистка ар-деко, одна из немногих художников, которая сумела использовать этот стиль для станковых полотен, - Тамара Лемпицка, уроженка российского царства Польского, до революции жившая в Петербурге. (А вот главный скульптор эпохи Дмитрий Чипарус, несмотря на такое родное нам имя, - румын.) Наконец, Леон Бакст, оказавшись в эмиграции, помимо театра, успел поработать и в модной индустрии - явно в стиле ар-деко.

Историки искусства вообще пишут, что стиль ар-деко изначально был вдохновлен Русскими сезонами, которые потрясли парижский художественный мир в 1900-х. Так что - спасибо Дягилеву и за ар-деко!