Какое развитие дают ребенку пазлы. Пазлы – развивающая игра для будущих гениев Чем мы похожи игра пазл

Дидактические игры по ФЭМП

«Мозайка», «Пазлы»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость.

«Цвета и формы»

Цель: способствует обучению ребенка основным цветам и их оттенкам, основным формам, а также таким важным понятиям как «большой», «маленький», «больше», «меньше».

Лото «Занимательная математика»

Цель: развивает внимание, логическое мышление, усидчивость, продолжает обучать счету до 100, тренирует зрительную память.

Умное домино «вычитание»

Цель: развивает моторику рук, внимание, логическое мышление, усидчивость, тренирует зрительную память, закрепляет навыки вычитания.

«Детям о времени»

Цель: игра знакомит детей с временными понятиями (времена года, месяцы, дни недели, части суток, часы), формирует навыки рассказа по картинкам.

«Подбери по цвету и форме»

Цель: развитие логического и образного мышления, произвольной и непроизвольной внимания.

«Противоположности»

Цель: развитие внимания, речи, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления.

«Веселая логика»

Цель: развивает образное мышление, аналитическое восприятие, развивает способности зрительного обследования и анализа предметов, их словесного описания и мысленного конструирования.

«Времена года»

Цель: развивает память, наблюдательность, формирует интерес к окружающему миру.

«Цветная геометрия»

Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

«Калейдоскоп фигур, цветов, занятий»

Цель: развивает пространственную ориентацию, художественную и творческую фантазию, сообразительность и внимание, в игровой форме обучает владению геометрическими фигурами, умение определять один определенный цвет из цветового многообразия.

«Решаем примеры»

Цель: закрепление навыков счета, осваивание математических действий: сложение и вычитание, обучает составлять и решать задачи.

Дидактические игры по развитию речи

«Моя квартира»

Цель: формировать знания детей о характерных предметах обстановки квартиры, игра учит правильно выбирать картинку с предметом обстановки для выбранной части квартиры, развивать мышление, сообразительность, умение объяснять свои действия, память.

Лото «Все профессии важны»

Цель: развивает речь, мышление, речевой аппарат, представления о профессиях.

«Назови одним словом»

Цель: развивает логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Логопедическое лото»

Цель: развивает фонематический слух, учит правильно произносить звуки, изучает звуко-буквенный анализ слова, развивает внимание, память, мышление.

«По дорожке слов»

Цель: развивает у детей связную речь, внимание, память, воображение, логическое мышление и фонематический слух.

«Мы построим дом»

Цель: развивает память, мышление, фантазии, формировать знания детей о характерных предметах строительного материала, игра учит правильно выбирать картинку.

«Четвертый лишний»

Цель: развивает логическое и образное мышление, речевой аппарат.

«Цепочка слов»

Цель: развивает способность обнаруживать местонахождение первого и последнего звука в словах.

«Пойграй-ка»

Цель: игра развивает сенсорное воспитание, зрительное восприятие, формирует вырабатывание устойчивых представлений о форме, цвете, величине предметов, учит устанавливать совпадение и несовпадение.

«Знаю все профессии»

Цель: знакомит с профессиями, тренирует память, внимание, логическое мышление и речь.

«Мы играем в магазин»

Цель: знакомит детей с предметами продающимися в магазинах, умение детей классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами.

Дидактические игры по окружающему миру

«Животные и птицы: что говорят и что едят»

Цель: развивает речь, знакомит с животными и птицами, а так же с тем, как они «говорят» и что едят.

«Домашние животные» I

Цель: знакомит детей о пользе домашних животных, их разновидностях, чем они полезны в домашнем хозяйстве, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, образное и логическое мышление.

«Зайчата в лесу»

Цель: знакомит с хищными и травоядными животными, развивает логическое мышление, память, речь.

«Чехагор»

Цель: развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Животные и их детеныши»

Цель: знакомит с животными средней полосы России, расширяет словарный запас, развивает памть, учит правильной речи, формирует основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).

«Нектаринка»

Цель: игра развивает внимание, логическое мышление, ловкость и скорость мысли и действий игрока.

«Дольки»

Цель: развитие зрительного восприятия, произвольное внимание, знакомит с фруктами, овощами и ягодами, память.

«Домашние животные» II

Цель: знакомит детей с окружающим миром и обогощает знаниями о животных, их детенышах, а так же скотном дворе, учит ребенка обобщать, анализировать и сравнивать.

«Поймай рыбку»

Цель: знакомит детей с водными жителями, развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.

Лото «Двойняшки» (птицы)

Цель: знакомит детей с разновидностями птиц, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.

Лото «Двойняшки» (насекомые и рептилии)

Цель: знакомит детей с разновидностями насекомыми и рептилиями, местом обитания, развивает произвольное и непроизвольное внимание, память, речевой аппарат.

«Узнаем живой мир»

Цель: знакомит с домашними и лесными животными, лесными и сельскохозяйственными растениями, лесными и садовыми цветами, лесными и садовыми ягодами, овощами и фруктами.

«Подбери картинку»

развивает внимание, память, мышление, учит классифицировать предметы, называть группы предметов обобщенными словами, обогащает словарный запас.

Алина Руденко

В последнее время в магазинах появилось большое количество развивающих игр для детей. Как помочь родителям правильно выбрать игру для своего ребенка? Нужно рассказывать им о полезных и интересных играх.

Пазлы

с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.

Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Однако не думайте, что малыш будет собирать пазлы самостоятельно. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать.

Какими же должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша.

Детали должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным. Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3 - 4 лет.

Если вы начали собирать пазлы первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку и когда останется несколько деталей попросить ребенка помочь.

Галина Ярошук, доктор биологических наук и психолог, пишет о том, что главный вид деятельности маленького ребенка – это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше - пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.

Собирать пазл - рисунок – проще, чем пазл сделанный как фотография. Это задание для детей постарше. Оптимальное количество деталей пазла для детей в возрасте от 3 до 6 лет – не более 50.

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

* развивает мелкую моторику рук и координацию движений

* тренирует способность видеть задание многогранно

* развивает логику

*формирует навыки выработки стратегического решения задач

* развивает усидчивость и аккуратность

* развивает воображение и фантазию

*развивает внимание и память

* учит принимать решения самостоятельно

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. Простая вроде бы игра – а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Как организовать игры с пазлами в группе, в детском саду?

Чтобы детям было интересно-нужно иметь большое количество разных пазлов. Все ребята любят собирать сюжеты из популярных детских сказок и мультфильмов. Мальчишки с удовольствием собирают машины, динозавров. Девочки - котят, щенков. Картонные коробки от частого использования рвутся, детали мозаики легко теряются или попадают в другие коробки. А ведь если хоть одна деталь потеряется - играть уже не очень интересно! Для того чтобы этого не случилось, мы подобрали для каждой игры коробку из пластмассы с прозрачной крышкой. Внутри каждой коробки лежит готовый образец. Для удобства, картинка-образец и каждая деталь пазлов пронумерованы одним номером. Можно сразу заметить, если в коробку попала деталь из другой мозаики. Для того чтобы все было эстетично коробки должны быть одинаковыми. Играя в эту игру, дети приучаются к порядку, после игры нужно убрать пазы в коробку. Пазлы у нас находятся в доступном для детей месте (в строительном уголке). Когда есть свободное время, дети могут выбрать по своему желанию картинку, которую им хочется собрать.

Кто-то любит играть один, кто-то объединяется с товарищем. В игре они учатся общению, учатся договариваться, уступать друг другу, радоваться общему результату. В прошлом году мы выпустили подготовительную группу.




В новом учебном году к нам пришли малыши. Несмотря на большую разницу в возрасте дети с удовольствием собирают пазлы. Это одна из любимых игр детей нашей группы.




В консультации использованы статьи:

1.«Пазлы – развивающая игра для будущих гениев»

2.«О пользе пазлов и составных картинок»

Правильно подобранные пазлы могут стать источником удовольствия и развивающей игры. Однако если задать ребенку слишком сложное задание, это может вызвать скуку. Об этом стоит помнить при выборе пазлов. Ниже приводим несколько советов, как лучше всего адаптировать игру к умениям и уровню развития ребенка.

На уровень сложности, прежде всего, влияют следующие факторы:

· количество элементов

· размеры элементов

· степень подробности картинки и цветовая дифференциация

· опыт ребенка в складывании пазлов

· качество изготовления (толщина картона, стойкость к деформации элементов, точность резки)

· другие характеристики, которые могут помочь при складывании (контуры картины, формы элементов и т.п.)

На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.

Польза детских пазлов в том, что они обладают развивающими способностями, которые проявляются в виде игры. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.

Пазлы отлично влияют на развитие логического мышления. Кроме всего вышеперечисленного, пазлы также развивают пространственное мышление, внимание, память. Чтобы в конце игры получилась картинка, ребенок всегда воспроизводит ее в памяти и, соответственно, подбирает все детали и располагает их в нужных местах.

С помощью пазлов ребенок учится быть более самостоятельным. Ведь он старается сам сложить интересную картинку, что придает ему уверенности в себе и в своих действиях.

Пазлы - это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.

От 12 месяцев до 18 месяцев.

Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы - разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению. Начинать лучше с картинок, разрезанных по прямым линиям. Лучше всего ближе к году познакомить малыша с самыми простыми разрезными картинками, на которых изображен один крупный предмет и поделен на две части. Сначала картинки нужно просто рассматривать и «обсуждать»: где бабочка? Как бабочка крылышками машет? Где мишка? Как мишка рычит? Где у мишки глазик? И так далее. Вовлекайте малыша в активное рассматривание картинок, стимулируйте звукоподражание, поощряйте к подражательным действиям.

После многократного рассматривания, когда малыш будет легко узнавать картинки, хорошо их запомнит, можно перейти ко второму - основному этапу занятий с пазлами. Возмите две картинки так, чтобы правая и левая половинки не совпадали, например, слева половинка бабочки, а с права - половинка другой картинки. Обратите внимание малыша, что картинки перепутались и попросите «наладить» картинки. Предложите, например, сделать бабочку и начните поочередно прикладывать вторые половинки картинок. Каждый раз спрашивайте малыша: получилась бабочка или нет? И сами же отвечайте, что нет, бабочка не получилась. В начале второго года малыш уже способен сам собирать картинки. Разрезные картинки вы можете купить или сделать самостоятельно.

Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (4, 6). После этого можно переходить к фигурным пазлам (разрезанным не по прямой линии). Желательно, чтобы детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче.

Целью этой игры для самых маленький является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости.

От 18 месяцев до 36 месяцев .

В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается мелкая моторика пальцев и рук. В это же время можно предложить ребенку пазлы-кубики. В три года подойдут пазлы, обладающие крупными элементами, которыми легко манипулировать. Важно тщательно подобрать тему пазлов, в соответствии с интересами ребенка. В этом возрасте ребенок любит складывать хорошо знакомые предметы и персонажи, с которыми он встречался раньше (популярные сказки, животные, машины и т.п.). Для начала подойдут пазлы из 4, 5, 6 и 7 элементов. Игру следует начинать с картинки с наименьшим количеством элементов, чтобы после достижения успеха, сложить следующую - немного труднее.

Для малышей в возрасте 3 лет, которые уже приобрели некоторый опыт, можно предлажить пазлы из 8, 12, 16 и 20 элементов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов.

От 4 лет до 8 лет .

Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления. Накапливая опыт, полученный в процессе складывания первых пазлов, ребенок начинает самостоятельно справляться с манипулированием и соединением элементов. Невзирая на то, что ребенок все еще часто пользуется методом проб и ошибок, можно перейти к головоломкам, содержащим большее количество элементов или более сложные иллюстрации. Для четырехлетних малышей подойдут головоломки с крупными элементами. Затем предлагайте пазлы вкоторых размер элементов немного меньше. Детям на пятом году жизни советуем выбирать пазлы на 60 элементов.

У шестилетних детей настолько развиты способности, что они умеют определять элементы по месту их предназначения. Кроме того, они справляются с их сортировкой. Они умеют вырабатывать собственные методы (стратегии) складывания - по цвету или по объекту на картинке. Дети этой возрастной группы ищут игры, которые будут для них достаточно сложными. В зависимости от прежнего опыта с пазлами, восьмилетние дети могут справиться с пазлами в количестве от 260, вплоть до 500 элементов.

От 10 лет .

Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.

Предлагаемое количество элементов и степень сложности нужно подбирать, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Нельзя забывать об этом.

РОЛЬ ИГР С ПАЗЛАМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ


Игра с пазлами, пожалуй, одна из самых распространённых игр, способствующая развитию усидчивости, внимательности, воссоздающего воображения, логического мышления, пространственного и цветовосприятия, мелкой моторики.

Другими словами, влияет на психическое развитие ребёнка комплексно.

С какого возраста они могут заинтересовать ребенка, чтобы принести пользу раннему интеллектуальному развитию? Детские пазлы – замечательная развивающая игра, формирующая с раннего возраста аккуратность, терпение и усидчивость.

Производители предлагают пазлы для девочек и мальчиков, для малышей и детей постарше. В зависимости от возраста ребенка пазлы оказывают разное воздействие на его развитие.

Польза игры с пазлами в разные возрастные периоды

Пазлы для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

В этом возрасте дети еще не могут самостоятельно собирать пазлы, но с большим интересом будут наблюдать, как это делают родители. Яркие элементы развивающей игры способствуют запоминанию и изучению цветов.

Пазлы для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет

Вместе с ребенком можно собирать простейшие пазлы в количестве 3–4 частей. К примеру, картинку из любимой сказки, которую малыш часто слышал от родителей. Помогая ребенку складывать элементы в правильном порядке, взрослые будут способствовать развитию логики и пространственной ориентации.

Пазлы для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

В этом возрасте активно развивается тонкая моторика пальцев и рук, поэтому игра с пазлами будет отвечать требованиям раннего развития ребенка. Можно усложнять задачу по сбору пазлов, предлагая малышу не только бумажные или картонные элементы картинки, но и доски-вкладыши. Это позволит ребенку освоить понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Оптимальное количество деталей пазла – не более 24.

Пазлы для детей в возрасте от 3 до 6 лет

Наступает период активного создания различных фигур. Даже при отсутствии визуального образца дети собирают пазлы, изобретая что-то свое. В этом возрасте игра с пазлами развивает логику, формирует образное мышление и воображение. Чтобы найти нужный фрагмент картинки, малыш переворачивает его в уме и визуально представляет себе итог. Оптимальное количество деталей пазла – не более 50.

Преимущество игры в пазлы

Игра в пазлы влияет на развитие малыша: развивает мелкую моторику рук и координацию движений; тренирует способность видеть задание многогранно; развивает логику; формирует навыки выработки стратегического решения задач; развивает усидчивость и аккуратность; развивает воображение и фантазию; развивает внимание и память; учит принимать решения самостоятельно.

Требования к качеству пазлов

Пазл состоит из мелких деталей. Но при этом они должны быть достаточно крупными, чтобы в процессе игры ребенок не мог проглотить элементы картинки. Детали должны быть приятными на ощупь, без зазубрин и острых краев, чтобы малыш не мог себя поранить. Независимо от материала изготовления – картона, дерева или пластика, – экологическая безопасность развивающей игры является залогом детского здоровья.

Игра в пазлы – занимательный досуг

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. А если в семье несколько любителей этой развивающей игры, можно будет периодически устраивать состязания на скорость сборки картинки. Простая вроде бы игра – а польза от нее ощутимая. При игре с пазлами движения детской руки становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Главный вид деятельности маленького ребенка – это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры. На первых порах наиболее предпочтительны пазлы крупные и из моющегося материала (резиновые или пластиковые). Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов. После одного года ребенок уже самостоятельно складывает пазлы из крупных элементов, и можно переходить к элементам из картона, более мелким по размеру. Содержание картинки может быть разным: фрагмент из любимого мультфильма (до двух лет), алфавит и цифры (до 6 лет). При желании пазлы можно изготовить и самим, взяв за основу рисунок самого ребенка. Развивая мелкую моторику пальчиков малыша, взрослые помогают развитию его мозга и речевого центра. При недостаточном развитии мелкой моторики у ребенка в будущем может развиться дислексия и дисграфия, что помешает его успешной учебе в школе».