Арабская графика. Развитие арабского письма: куфическое письмо и несхи

, хауса), Турции. Арабское письмо сложилось на основе набатейского письма (4 в. до н. э. - 1 в. н. э.), восходя­ще­го к древнеарамейскому. Набатейская письменность использовалась арабоязычными жителями Синай­ско­го полу­остро­ва и Северной Аравии в 3-4 вв., о чём свиде­тель­ству­ет надпись из Немары (328) и надпи­си 4-6 вв., найден­ные в древне­хри­сти­ан­ских храмах Синайского полуострова и Северной Аравии.

Арабский алфавит
Графические формы буквы Знак
транс-
крип-
ции
Название буквы №№
п/п
Конеч-
ная
Средин-
ная
Началь-
ная
Обособ-
ленная
русское арабское
алиф أَلِفٌ 1
[б] ба بَاءٌ 2
[т] та تَاءٌ 3
[с̱] са ثَاءٌ 4
[дж] джим جِيمٌ 5
[х̣] ха حَاءٌ 6
[х̱] ха خَاءٌ 7
[д] даль دَالٌ 8
[з̱] заль ذَالٌ 9
[р] ра رَاءٌ 10
[з] зайн زَينٌ 11
[с] син سِينٌ 12
[ш] шин شِينٌ 13
[с̣] сад صَادٌ 14
ﺿ [д̣] дад ضَادٌ 15
[т̣] та طَاءٌ 16
[з̣] за ظَاءٌ 17
[ʻ] айн عَيْنٌ 18
[г̣] гайн غَيْنٌ 19
[ф] фа فَاءٌ 20
[к̣] каф قَافٌ 21
[к] каф كَافٌ 22
[л] лам لاَمٌ 23
[м] мим مِيمٌ 24
[н] нун نُونٌ 25
[h] ха هَاءٌ 26
[ў] вав وَاوٌ 27
[й] йа يَاءٌ 28

Согласно арабской языковедческой традиции , собственно арабское письмо складывается в начале 6 в. в г. Хира, столице арабского Лахмидского княжества, и получает дальнейшее развитие в середине 7 в., при первой записи Корана (651). Арабское письмо сложилось как фонематическое и включало лишь обозна­че­ния согласных фонем - 28 букв; направление письма справа налево. Во 2‑й половине 7 в. были введены дополнительные строчные, надстрочные и подстрочные значки для дифференциации сходных по написанию букв, для обозначения долгих и кратких гласных , удвоения согласных и отсутствия гласных. В основных чертах арабское письмо сохранилось до настоящего времени. Три из 28 букв, обозначающие согласные, используются для обозначения долгих гласных (алиф, вав, йа). Бо́льшая часть букв имеет в зависимости от позиции в слове четыре начертания (изолированное, начальное, серединное, конечное). Некоторые пары букв образуют на письме лигатуры . Арабское письмо имеет ряд разновидностей («по́шибов»): куфический шрифт (орнаментально-декоративный), сульс, рук, насталик, насх, дивани, магриби и другие. Из них для типографского набора используется насх.

Некоторые почерковые разновидности арабского письма (сверху вниз - «дивани», «магреб», «талик» и «насталик»).

Образец арабского орнаментального письма.

Арабское письмо в средние века широко распространилось среди неарабоязычных народов в резуль­та­те арабских завоеваний и проникно­ве­ния ислама. Более 20 народов СССР до начала, а некото­рые - до середины 20‑х гг. исполь­зо­ва­ли арабское письмо, хотя оно и не было удобно для этих языков. К концу 20‑х гг. в СССР арабское письмо было заменено латиницей, а позднее - алфавитами на основе русской графики. В начале 20 в. с арабского письмо на латиницу были переведены письменности в Индонезии, с 1928 - в Турции, затем в Малайзии, а также языки суахили и хауса в Африке.

  • Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, . М., 1965;
  • Крачковская В. А., Новое исследование по истории арабской письменности, «Учёные записки ЛГУ», 1974, № 374. Востоковедение, в. 17, I;
  • Шифман И. Ш., Набатейское государство и его культура, М., 1976;
  • Гельб И., Западносемитские силлабарии, в кн.: Тайны древних письмён, М., 1976;
  • Фридрих И., История письма, пер. с нем., М., 1979;
  • Namy Kh. Y., The origins of Arabic writing and its historical evolution before Islam, «Bulletin of the Faculty of Arts of the Egyptian University», 1935, 3. Arabic Section, р. 1-112;
  • Diringer D., The Alphabet, N. Y., 1953;
  • Grohmann A., Arabische Paläographie, Tl 1-2, Das Schriftwesen. Die Lapidarschrift mit 270 Abbildungen im Text, 66 Tafeln, W., 1971;
  • Diem W., Untersuchungen zur frühen Geschichte der arabischen Orthographie, 1-2, «Orientalia», 1979, v. 48-49;
  • Sourdel-Thomine J., Aspects de l’écriture arabe et de son développement, «Revue des études islamiques», 1980, t. 48, fasc. 1.

Глава 1

История возникновения Арабской письменности

Арабское письмо появилось в V веке нашей эры. Арабское письмо произошло от набатейского письма, развившегося из арамейского письма, которое в свою очередь восходит к финикийскому письму. Арабский алфавит включил в себя все буквы арамейского и добавил к ним буквы, отражающие специфически арабские звуки. Это буквы - са, ха, заль, дад, за, гайн.

Арабское письмо складывается в начале VI в. и получает развитие при первой записи Корана (651г) – священной книги мусульман, представляющей собой собрание проповедей, молитв, назидательных рассказов, притч, обрядовых и юридических установлений, произнесенных пророком Мухаммадом в Мекке и Медине (городах Саудовской Аравии). Распространение арабского алфавита шло параллельно с распространением ислама. Со временем арабский алфавит стал восприниматься как «истинно исламский», и многие языки Азии и Африки стали использовать его на письме (в том числе и те, которые ранее использовали другие системы письма - например, персидский или яванский). В регионах, где преобладали другие языки, группы населения, исповедующие ислам, стремились сохранить арабский алфавит несмотря на принятие нового языка, пример - белорусский арабский алфавит. При этом арабский алфавит пополнялся дополнительными буквами для обозначения звуков, отсутствовавших в арабском языке.

Самая первая арабская надпись, возможно, представляющая собой переходную стадию, появляется приблизительно в четвертом веке н. э. Это один из немногих примеров арабской письменности, существовавшей до возникновения ислама в седьмом веке н. э., когда число таких надписей резко возросло; в середине седьмого века н. э. был составлен Коран. На заре исламского периода развились две основные разновидности арабского письма - насх и куфическое. Первое является курсивным и наклонным, последнее выполняется строгим жирным шрифтом.

В Индонезии и Малайзии в настоящее время используется латиница, но некоторое количество религиозной литературы продолжает издаваться с использованием арабской графики.

Среди народов бывшего СССР арабский алфавит перестал использоваться в конце 1920-х, в связи с латинизацией (татарский, башкирский, крымско-татарский, языки Средней Азии и Кавказа). Примерно в это же время от арабского алфавита отказалась Турция.

В настоящий момент письмо на основе арабского алфавита используется, кроме названных языков, для урду, пушту, дари, кашмири, пенджаби, синдхи, хауса, фула, а также иногда для курдского (в Иране и Сирии) и уйгурского языков.

Кроме того, за пределами бывшего СССР арабское письмо используется для азербайджанского, казахского, киргизского, туркменского, узбекского, татарского (в странах, где эти языки являются государственными, для них используется кириллица или латиница).

Ниже приведена таблица с арабским алфавитом и системой написания букв.

№ п-п

в конце слова

в середине слова

в начале слова

отдельно стоящие

название

кириллическаятранслитерация

транскрипция МФА

стандартная латинская транслитерация

أَلِف‎ ’алиф

بَاء‎ ба̄’

تَاء‎ та̄’

ثَاء‎ с̱а̄’

جِيم‎ джӣм

حَاء‎ х̣а̄’

خَاء‎ х̮а̄’

دَال‎ да̄ль

ذَال‎ з̱а̄ль

رَاء‎ ра̄’

زَاي‎ за̄й(зайн)

سِين‎ сӣн

شِين‎ шӣн

صَاد‎ с̣а̄д

ضَاد‎ д̣а̄д

طَاء‎ т̣а̄’

ظَاء‎ з̣а̄’

عَيْن‎ ‘айн

غَيْن‎ гайн

فَاء‎ фа̄’

قَاف‎ к̣а̄ф

كَاف‎ ка̄ф

لاَم‎ ля̄м

مِيم‎ мӣм

نُون‎ нӯн

هَاء‎ ха̄’

وَاو‎ ва̄в(уау)

يَاء‎ йа̄’

В персидском алфавите (и производных от него) порядок букв несколько иной - сначала идёт ва̄в, затем ха̄’. Также в персидской и пакистанской версиях арабского алфавита отличается начертание буквы ка̄ф - она пишется всегда как в начальной или срединной позиции.

История распространения арабской письменности

Арабская письменность распространялась двумя путями:

1. В результате великих арабских завоеваний

2. В результате распространения ислама

Арабы - древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).

К V-VI векам арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII века с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык и многие элементы культуры завоевателей.

Однако, Арабский халифат к X веку в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части. Но это никак не повлияло на изменения арабской культуры и письменности в завоеванных странах.

Ислам был религией с развитой письменной культурой. Но надо отметить, что чётко датированные нумизматические материалы IX-X веков подтверждают сообщения письменных источников о раннем проникновении и распространении арабской графики. Следовательно, большинство стран переняли арабскую письменность в связи с распространением ислама. Такими странами были: Сомали, Персия, Алжир, Афганистан и т. д. (См. Приложение 1)

Безмалого 7% населения Земли пишут по-арабски, и арабское письмо используется в качестве официального более чем в 22 государствах. Кроме того, оно, с некоторыми модификациями, применяется у народов Афганистана, Индии, Ирана и Пакистана (азербайджанцы, белуджи, кашмирцы, панджабцы, персы и др.).

Арабский алфавит возник на основе набатейского письма (которое произошло от арамейского) и состоит из 28 букв. Для написания этих 28 букв используются 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. В арабском языке используется письменная система: абджад, то есть алфавит, в котором нет гласных - читатель должен сам их добавлять.


Контекстные формы

Форма букв изменяется в зависимости от позиции в слове (отдельно, в начале, в середине или в конце).

Буква кааф:

При этом, арабский - это не чистый абджад. Для коротких согласных и длинных гласных существуют буквы, но короткие гласные и длинные согласные никак в письме не представлены. В письме содержится множество диакритических знаков, которые в современном арабском обозначают согласные.

Геометрические принципы и правила пропорции играют важнейшую роль в арабской каллиграфии. Они определяются первой буквой алфавита -алифом, который является собственно прямой вертикальной чертой.

Высота алифа составляет от 3 до 12 точек, в зависимости от каллиграфа и стиля письма.
. Ширина алифа равна точке, то есть квадрату, образованному при нажатии конца тростникового пера на бумагу, причём размер квадрата зависит от того, как обрезано перо, а также от степени нажима.
. Воображаемый круг, который использует алиф в качестве диаметра, - это круг, в который должны быть вписаны все буквы арабского алфавита.

Арабское письмо имеет много различных стилей - их более ста. Но существует шесть основных стилей - геометрические (в основном, куфический и его варианты), и курсивные (насх, рука, тулут и др.).

Куфи (или куфический) известен своими пропорциональными размерами, угловатостью и квадратностью.

Тулут означает «одна треть», что связано с пропорциями пера относительно более раннего стиля Тумаар. Он используется как орнаментальное письмо.

Насах , что значит «копирование», - один из самых ранних стилей письма с разработанной системой пропорций. Он славится чистотой форм и читабельностью, используется при переписывании Корана.

Талик означает «свисающий», что соотносится с формой его букв. Это курсивный шрифт, возникший в Персии в начале IX столетия. Он также называется Фарси (или персидский).

Дивани возник в Оттоманской империи на основе талика. Этот стиль стал основным при дворе Оттоманской империи, и его название происходит от слова «диван», что означает «королевский двор». Дивани отличается сложностью линий внутри букв и близким расположением букв внутри слов.

Рика - стиль, развившийся на основе насаха и тулута. Отличается простотой и тем, что при его написании используется малое число движений, благодаря его коротким горизонтальным штрихам-основам, именно поэтому это самый распространенный стиль для повседневной жизни. Он считается более сложным по отношению к насаху, который дети изучают первым. В старших классах учащиеся начинают писать рику.

Когда текст, написанный слева направо, смешивается с текстом, написанным справа налево в одном и том же параграфе, каждый текст должен быть написан в своём собственном направлении, и называется «двунаправленным».

Существует много типичных инструментов, таких как кисти, ножницы, нож для очинки перьев и чернильница. Но самым традиционным инструментом арабского каллиграфа является калам - перо, сделанное из высушенного тростника или бамбука. «Традиционный способ держать перо», - писал Сафади в 1987 году, - «с помощью среднего пальца, указательного и большого, расположенных друг от друга на достаточном расстоянии вдоль пера. Необходимо самое легкое нажатие».

Что касается чернил, то тут есть несколько вариантов: чёрные и коричневые (часто используются, поскольку их густота и насыщенность могут сильно варьироваться), а также жёлтые, красные, синие, белые, серебряные и золотые.

Развитие арабской каллиграфии привело к возникновению нескольких декоративных стилей для специальных нужд или вкусов, для того, чтобы доставить удовольствие или удивить.

Гульзар был введен Сафади (в 1979 году) в исламскую каллиграфию как техника заполнения пространства внутри достаточно больших букв разнообразными орнаментальными приёмами, включая цветочные мотивы, геометрические образцы, сцены охоты, портреты, маленькие надписи и другие изображения.Гульзар часто используется в сложной каллиграфии, где он также окружается декоративными деталями и каллиграфическими группами.

Марайя или мутханна - техника зеркального письма, в которой композиция слева зеркально отражает композицию справа.

Тугра - уникальный каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти эмблемы были очень декоративны и стали особенно популярны во времена расцвета Оттоманской бюрократии.Нишанги или тугракеш - это каллиграф, специально подготовленный для написания тугры.

В зооморфной каллиграфии из слов составляются фигуры человека, птицы, животного или какого-нибудь объекта.

Сини - это китайская мусульманская каллиграфическая форма арабского письма. Может относиться к любому типу китайской исламской каллиграфии, но обычно используется для обозначения одного, с толстыми суживающимися эффектами, очень похожими на собственно китайскую каллиграфию. Широко используется в восточном Китае, один из известных каллиграфов сини - Хаджи Ноор Дин.

Основным стилем персидской каллиграфии традиционно был насталик. Хотя иногда использовался для записи арабских текстов (известен также как тали), всегда был более популярен в персидских, турецких и южно-азиатский областях. Широко практикуется как форма искусства в Иране, Пакистане и Афганистане. «Насталик» означает «отклоняющийся», что хорошо передаёт способ написания, когда каждая буква в слове как бы отклоняется от предыдущей (то есть располагается ниже, а не на том же самом уровне).


Персидско-арабское письмо исключительно курсивное. Большинство букв в слове соединены друг с другом. В персидско-арабском, также как и в арабском, слова пишутся справа налево, в то время как цифры пишутся слева направо. Для записи неарабских звуков используются существующие буквы с добавлением точек, линий и других форм.

Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения (иконы) для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привёл к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» (каллиграфией) стала показателем образованности, интеллектуального и духовного развития личности. В основе арабской каллиграфии лежит принцип подчинения написанного слова логике ясного, размеренного, ритмичного чтения Корана. Как писал в «Трактате о каллиграфах и художниках» Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в XVI веке, «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии.Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке, высчитывалась высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчета брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.

Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста.

Искусством, которое в первую очередь и в наибольшей мере повлияло на арабское письмо, является древнейшее искусство - орнаментация. Искусство орнаментации тесно связано с арабской каллиграфией. Орнамент проникает во многие виды изобразительного искусства и существует как вспомогательное искусство в среде других.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов, - растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами)




И геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы).

Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

Арабский восточный орнамент и каллиграфия идут как бы параллельно в своём развитии. Когда в течение времени изобретались новые узоры, они применялись как для орнамента, так и для каллиграфии.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится именно искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих Ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII века на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретённые формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии.


Одна из особенностей арабского декора - «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения. В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи - пословицы, благопожелательные изречения из Ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы - тюльпаны, гвоздики, гиацинты, амариллисы, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Арабский язык является в настоящее время наиболее распространенным из группы семитических языков и принадлежит к южной ее ветви. Пика своего совершенства арабский язык достиг с ниспосланием заключительного Божественного Писания, Священного Корана, перед красотой и величием которого преклонялись многие знатоки слова того времени. Всевышний Господь оповещает:

«Мы низвели его Кораном на арабском языке, в котором нет ни малейшего изъяна. Быть может, в сердцах людей пробудится набожность пред Богом» (см.: ).

Современный литературный арабский язык, ставший результатом постепенного развития классического арабского языка, распространен во многих странах мира, общая численность населения которых превышает 100 млн. человек.

Наряду с литературным арабским языком, являющимся единым и общим государственным языком во всех арабских странах, существуют также местные арабские диалекты. В противоположность литературному языку, объединяющему не только всех арабов, но и образованных мусульман мира, диалекты и говоры имеют узкоместное, территориальное значение.

В фонетическом отношении литературный арабский язык характеризуется обширной системой согласных фонем, в особенности гортанных, эмфатических и межзубных. Гласных фонем в нем шесть: три кратких и три долгих.

В грамматическом отношении арабский язык, как и другие семитические языки, характеризуется значительным развитием флективности и относится к группе флективных языков. В основе каждой грамматической формы лежит трехсогласный (реже четырехсогласный) корень. Формообразование слов происходит в основном за счет внутреннего структурного изменения слова.

Арабское письмо

Арабский алфавит состоит из 28 букв, отображающих на письме только согласные звуки. Специальных букв для написания гласных звуков в арабском письме нет. Но ввиду того что в арабском языке различаются краткие и долгие гласные, некоторые буквы, служащие для начертания согласных звуков, используются для передачи на письме долгих гласных. Краткие гласные передаются на письме с помощью огласовок.

Таким образом, система арабского письма основана на письменном изображении лишь согласных звуков, а гласные, входящие в состав слова, восполняются читающим в процессе чтения в зависимости от значения слова и его роли в предложении.

Буквы арабского алфавита характеризуются тем, что каждая из них имеет, в зависимости от её позиции в слове, несколько начертаний: самостоятельное, начальное, срединное и конечное. Характер написания буквы зависит от того, соединяется ли она с обеих сторон с частями данного слова или только справа.

Из 28 букв алфавита 22 соединяются с обеих сторон и имеют четыре формы написания, а 6 остальных – только справа, имея при этом лишь две формы написания.

По характеру написания основных элементов большинство букв арабского алфавита можно объединить в несколько групп. Буквы одной и той же группы имеют одинаковый начертательный «скелет» и отличаются друг от друга лишь наличием и местоположением так называемых диакритических точек. Буквы либо не имеют точек вообще, либо имеют одну, две или три точки, которые могут стоять над буквой или под ней. Между собой буквы связываются с помощью соединительных черточек.

Печатное и письменное начертания букв арабского алфавита принципиально не отличаются. В арабском алфавите нет прописных букв.

Огласовки

Система арабского письма предусматривает передачу лишь согласных и долгих гласных звуков. Краткие гласные на письме не изображаются. Однако для уточнения характера кратких гласных в определенных случаях, например, в Священном Коране, пророческих преданиях, учебных пособиях, они обозначаются с помощью специальных подстрочных или надстрочных знаков, называемых огласовками.

Огласовка ставится над или под буквой, обозначающей согласный звук. В арабском языке имеются три огласовки:

− «Фатха»

Огласовка «фатха» ставится над буквой в форме наклонной черточки َ_ и передает краткий гласный звук [а]. Например: بَ [ба], شَ [ша].

− «Кясра»

Огласовка «кясра» ставится под буквой в форме наклонной черточки ـِ и передает краткий гласный [и]. Например: بِ [би], شِ [ши].

− «Дамма»

Огласовка «дамма» ставится над буквой в форме запятой ـُ и передает краткий гласный [у]. Например: بُ [бу], شُ [шу].

− «Сукун»

Отсутствие гласного звука после согласного обозначается значком, именуемым «сукуном». «Сукун» пишется виде ـْ и ставится над буквой. Например: بَتْ [бат], بِتْ [бит], بُتْ [бут].

К дополнительным значкам в арабском языке относится знак «шадда», обозначающий удвоение согласного звука. «Шадда» пишется в виде русской прописной буквы «ш». Например: بَبَّ [бабба], بَتِّ [батти]

Транскрипция

Ввиду того что в арабском языке между системой изображения слов на письме и их звуковым составом имеется существенная разница, в практических целях прибегают к так называемой транскрипции. Транскрипция – это передача звуков языка с помощью принятых условных знаков или букв того же или другого языка, снабженных, в случае необходимости, дополнительными значками.

В настоящем учебнике в качестве знаков транскрипции арабских звуков принят русский язык. Для изображения тех звуков, которых нет в русском языке, некоторые русские буквы снабжены дополнительными значками: черточкой и точкой под буквой. Черточка указывает на межзубный согласный звук, а точка – на твердый звук.

Появление первой арабской письменности принято условно датировать первым веком хиджры - VII в. н. э. К этому времени арабский алфавит уже практически сложился, хотя и не окончательно. Этот архаичный почерк, достаточно примитивное письмо, был в ходу в Аравии с момента утверждения исламского государства, ещё во времена Мухаммада и первых халифов. Уже в протоарабском алфавите наблюдаются ярко выраженные черты, характерные для классического арабского письма: один и тот же знак мог относиться к двум или трём фонемам, которые впоследствии стали различаться между собой дополнительными знаками, над- или подстрочными, в виде диакритических точек. Для обозначения согласных в дальнейшем стали использовать знак шадда или ташдид. Огласовки появились ещё позднее. Форма букв была заимствована из ранних семитских почерков. Орфография возникла чуть позднее: необходимость в огласовании текста назрела к концу VII века. Раннее арабское письмо походило на имитацию сирийского. К сожалению, точно датировать появление алфавита сложно, но всё указывает на доисламский период происхождения.

Отличительные особенности:

Мусульманская каллиграфия - область декоративного художественного искусства как самостоятельного, так и прикладного характера, важный культовый и культурный атрибут Ислама, вобравший в себя элементы доисламского наследия. Характерная для каллиграфии условность художественного языка, что в рамках апофатической традиции предполагает даже превращение в абстрактный образ при потере первоначального значения, позволяет относить мусульманскую каллиграфию к области орнамента. Вне контекста и содержательной стороны можно говорить о двух функциях каллиграфии - художественно-декоративной и религиозно-мистической.

Каллиграфия по-арабски - «хатт» или «хутут». Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

В начальный период ислама было известно два основных типа арабского письма: монументальное и курсивное. Монументальное письмо опирается на использование прямых линий и характеризуется уравновешенностью и величавостью. Курсивное - использовалось в ежедневных общеупотребительных записях и в дальнейшем стало основой для почерка «насх».

Вопросы о том, какой же был первый каллиграфический почерк, как зародилась арабская каллиграфия и где конкретно, могут иметь различные ответы, и определений раннему архаичному почерку тоже существует несколько. К сожалению, всё остается на уровне гипотез. В течение долгого времени исследователи утверждали, что куфи был первым арабским почерком, из которого постепенно вышли все последующие стили каллиграфии, как монументальные, так и курсивные. На самом деле две тенденции развивались самостоятельно и параллельно, и в настоящее время уже неоспоримый факт, что никакой трансформации курсива из монументального почерка не было и быть не могло. Однако даже единого определения «монументального почерка» не существует. Кроме того, на основании анализа приведённых примеров из архива Э. Херцфельда стоит заявить о том, что курсивный и монументальный почерки в их первоначальном виде - иными словами, докурсивный и домонументальный - были схожи между собой.

«Монументальным» стилем или почерком многие называют почерк, который использовался исключительно на твёрдых материалах - на металле и на камне, важную роль в этом определении играет крупный масштаб, ценность, качество и сакральные функции предмета. Как правило, это памятники архитектуры, мечети и стелы и, кроме того, монеты. В данном контексте монументальному куфи противопоставлялся куфи, который использовался на папирусе, т. е. на мягком материале, тогда как почерк/почерки Корана - нечто среднее между первым и вторым почерком. И кроме того, в нумизматике зачастую сочетались курсив и монументальный стиль. Определённо ясно одно: монументальный стиль предполагает угловатые черты и статичность, а курсив, являясь сугубо рукописным в связи с поставленной задачей «непрерывного письма», имеет тенденцию к слигованности, скруглению форм и более подходит для широкого использования.

Обращаясь к истории арабской письменности, ко времени зарождения каллиграфии, необходимо рассмотреть как мусульманские, так и широко известные европейские источники. У Ибн ан-Надима мы встречаем упоминание четырёх «первописьменностей»: макки, мадани, басри и куфи, названия которых происходят от места их распространения - Макка, ал-Мадина, Басра и Куфа. Заметим, что отличительной чертой макки является наклон алифа вправо внизу у основания, выдающиеся вертикальные линии букв алиф (ﺍ), лам (ﻝ) и лам-алиф (ﻻ), высокие вертикали та’ (ط) и каф (ک) и едва уловимый наклон почерка вправо. У почерка мадана существует 3 разновидности, для одной из которых - мудаввар - характерны круглые петли букв вав (ﻭ), фа’ (ﻑ), каф (ﻕ), мим (ﻡ), ‘айн (ع), гайн (غ)и конечной ха’ (ﻩ). Относительно почерка куфи сразу начинается путаница. Исследователи, в том числе Аида С. Ариф, ссылаясь на арабских авторов, обозначают некий синтетический ранний монументальный тип - хира-куфический. Характерные особенности этого почерка - тяжеловесность, короткие и жирные линии, угловатость форм и приближенность к квадратному шрифту.

Принято выделять шесть основных почерков:

1. Куфи -الكوفي - из г. Куфы

2. Сульс - الثلث - «одна треть»

3. Насх - النسخ - «копировальный»

4. Та’лик - التعليق - его же ещё именуют «фарси» (персидский) - «комментарий, комментаторский»

5. Дийвани - الديواني - «канцелярский»

6. Рика’ - الرقعة - «лоскутный»

Мастера арабской каллиграфии:

  1. Первым великим каллиграфом считается Абу Али ибн Мукла (272г. хиджры/886г. - 328/940г.).
  2. Абу-л-Хасан Али б.Хилaл - род. 413г. хиджры/1022г. Прозвище «Ибн ал Баввaб» переводится как «сын дворецкого», дословно - «сын того, кто открывает дверь». Ученик Ибн Муклы.
  3. Йакут ал-Муста‘сими, ум. 698г. хиджры/1298 г. н.э. - последний ученик Ибн ал Бавваба.

Первым известным арабским каллиграфом, по преданию, считается Халид Аби Хаййаз , легендарная личность. По преданию он жил в VII веке н. э. Но о его достижениях трудно судить, поскольку не сохранилось никаких свидетельств и памятников. Затем, уже в XVIII веке, каллиграф Готба изобрёл 4 каллиграфических стиля - мекканский, мединский, басрийский и куфи , названные по месту предположительного происхождения, что, однако, также не подтверждается научно. Существует версия, что эта легенда о происхождении ранних почерков получила распространение в связи с идеологическим конфликтом различных сект внутри исламской общины. Некоторые историки предполагают, что искусным каллиграфом был зять Мухаммада Али , но и здесь нет палеографических доказательств.

Уже во времена Аббасидских халифов, благодаря централизации и упрочению власти халифа, расширилась каста писцов (куттāб), каллиграфов-секретарей и администраторов. Власть сосредоточилась в руках писцов и военных. В X веке исламский мир достиг культурного суверенитета, а каллиграфия, являясь культурным символом, воспевала мусульманскую экспансию. Сакральный куфи отошёл в сторону, уступив место насху и другим курсивным почеркам, иллюстрирующим смену эпохи. Наступила «эпоха великих каллиграфов»: Ибн лы, Мук, Ибн ал-Баввāба и Йакута ал-Муста‘сими.