Михаил Кутузов (1952). Крейсер Михаил Кутузов в Новороссийске — скоро станет историей Крейсер михаил кутузов вооружение

В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. "К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки" . Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.

Про матросов

Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо - по хирургической.

А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки - это выдаваемыми сигаретами.

Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур" называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур" имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак" забористый черноморский "превед", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Про бескозырку

Осмотрев корабль "от киля до клотика" под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка - очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику - день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.

"Беска" в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот" в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский - запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!

Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет - маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.

Про основные тактико-технические данные крейсера:

Водоизмещение: 16 653 т.
Размеры: длина - 210 м, ширина - 21 м, осадка - 7 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.
Бронирование: борт - 100 мм, башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 50 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).
Экипаж: 1270 чел.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года".

Музыкальный бонус (3.3Мб): Музыкальный бонус (3.3Мб): "Черноморская". Исполняют В.Бунчиков и В.Нечаев

Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в.mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.

Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...

В Севастополе нет ни одного корабля-памятника, - говорит Владимир Владимирович. - В США их четырнадцать. В Китае, в Англии, в Бельгии – есть. Даже в Перу – два корабля. А у нас в Севастополе – нет! Наше упущение, которое нужно выправлять. В Севастополе нужно показывать историю отечественного кораблестроения. От какого корабля начинали, над чем работали, на что нацеливались. Конечно, все корабли в один ряд не поставишь. Но стремиться к этому нужно. И крейсер «Михаил Кутузов» не имеет равных во всем мире по красоте архитектурного решения. По всем тактико-техническим данным с ним никто в те времена не мог ровняться. Это символ эпохи противостояния, крейсер – ветеран холодной войны.

Владимир Стефановский

Перевод был спасением

Леонид Щербаков служил на крейсере «Михаил Кутузов» в должности заместителя командира корабля по политической части с 1986 по 1990 гг. Ветеран отмечает, что это был период вывода крейсера из состава боевых кораблей и перевода его в консервацию у Троицкой пристани:

Команда в то время и занималась консервацией, - вспоминает Леонид Михайлович. - Больно было наблюдать. Корабль только что вышел из завода после капитального ремонта. Крейсер был как новый! Ничуть не хуже «Очакова» и «Керчи». Решение о консервации у офицеров экипажа крейсера вызвало удивление и возмущение. Из тысячи членов экипажа осталось только сто. Остальные были расформированы и переведены на другие корабли. Уже с первого дня консервации оставшийся экипаж вынашивал мысль создать корабль-музей. Совет ветеранов тогда возглавлял капитан второго ранга Филиппович. Но политическая коньюктура на тот момент была не в пользу Совета ветеранов. Три крейсера, стоящих рядом, «Ушаков», «Дзержинский», «Жданов» были проданы за рубеж. Когда покупатели увидели, сколько там цветного металла, они онемели. У них волосы стали дыбом, не могли они поверить в свое счастье - в то, что корабли буквально набиты цветным металлом. Их прибыль превышала все ожидаемые пределы. Крейсер «Михаил Кутузов» нужно было спасать. И его перевели в Новороссийск. Совет ветеранов продолжал ездить туда на все значимые праздники. Но Совет ветеранов – только малая толика всей той массы моряков, служивших на крейсере. Их очень много. И они готовы выступить с поддержкой передислокации крейсера в Севастополь.


Анатолий Супонин, командир крейсера

Леонид Михайлович не может ничего рассказать о дальнейшей судьбе проданных крейсеров. Официально корабль продали индийскому магнату для разделки на металл. Но капитан буксира, уводившего из Севастополя первый крейсер, обещал вернуться за вторым через две недели. Оказалось, что корабли уже дважды перепроданы и первый владелец их обязан отбуксировать только до Средиземного моря...

Директор Севастопольского художественного музея им. Крошицкого капитан первого ранга Николай Краснолицкий на крейсере «Михаил Кутузов» не служил. Но вместе с председателем Совета ветеранов, бывшим командиром крейсера Малинкой, прилагал усилия для спасения корабля и придания ему статуса музея. Нужно было решение на самом высоком уровне. На тот момент подобным музеем столь высокого масштаба был только крейсер «Аврора». Ветераны корабля на свои личные средства вели большую работу. Адмирал Геннадий Сучков непосредственно принимал участие в решение этой задачи. Нужно было крейсер перевести в реестр музеев. И он стал на первых порах филиалом музея Черноморского флота. Перевод его в Новороссийск был мерой вынужденной. Но ветераны и тогда верили, что эта мера временная. Ощущение неизбежности возвращения «Кутузова» в Севастополь оставалось у всех. И если сегодня всерьез говорить о создании в Севастополе парка «Патриот», то крейсер в нем просто необходим.


Николай Малинка и Владимир Стефановский в Морском собрании

За прошедшие с момента капремонта корпуса крейсера время накопились проблемы. Пора крейсер ставить в док. А такой док есть только в Севастополе. При любом раскладе «Михаила Кутузова» следует буксировать в Севастополь для докового ремонта. А для города-героя, как музея под открытым небом, такой экспонат просто необходим.

Без боя не отдадут

Леонид Щербаков собирал отзывы о музей-корабле в Новороссийске. Большинство из них оставляет печальное впечатление. Ветераны корабля мечтают о лучшей доле для «Михаила Кутузова». У корабля есть собственник – Минобоpоны РФ. И этот собственник в полной мере может пользоваться своим правом. Решение о создании парка «Патриот», в состав которого войдут две береговые батареи (Михайловская и Николаевская) и крейсер «Кутузов», вселяет надежду на то, что корабль вернется в Севастополь. Но следует ожидать усилий турагентств Новороссийска, желающих сохранить объект в его нынешнем состоянии.


Башня "Кутузова"

За прошлый год корабль-музей посетило более 105 тыс. туристов. Уход корабля приведет к потере турфирмами до половины выручки. И у этой стороны есть не только свои аргументы, но и серьезное лобби. Потому уже сейчас тиражируются неправдоподобные аргументы о невозможности ремонта крейсера и его стоянки в Севастополе. Все это – легенды, сказки, уловки. А реально и в Новороссийске специалисты понимают, что ремонт возможен только в сухом доке Севастополя. Руководство Новороссийского порта реально ищет место, куда бы переставить корабль, что бы он не мешал хозяйственной деятельности и швартовке круизных лайнеров. Председатель Совета ветеранов крейсера «Кутузов», экс-командир крейсера Николай Малинка готов поставить свою подпись под ходатайством о переводе корабля в Севастополь только тогда когда будет решен вопрос с конкретным причалом. Владимир Стефановский, как профессиональный гидротехник-проектировщик не видит сложности в том, что бы найти в Севастополе место для стоянки крейсера. Западный берег Южной бухты – идеальное место, где и глубин хватает, и доступ из центра города не затруднителен, и подвоз туристов автобусами возможен. Там крейсер не будет закрывать обзор с видовых площадок, не будет подвергаться ветровому и волновому воздействию при непогоде. Такого мнения придерживается капитан первого ранга Павел Волгин, служивший на «Кутузове» штурманом.


Павел Волгин, штурман крейсера

По его мнению, это идеальное место для стоянки корабля-музея. Но и это вопрос второго плана. Как и стоимость буксировки, как и техническое состояние корпуса. Сейчас нужно решить главный вопрос: где стоять «Михаилу Кутузову», в каком городе?

Обсуждая вопросы патриотического воспитания молодежи нельзя не вспомнить о Нахимовском училище, о кадетском колледже, о призывниках флота и учебных отрядах. При изучении истории Черноморского флота крейсер станет важнейшим наглядным пособием. Будут оборудованы кубрики, кают-компании, каюта командира, развешаны и расставлены экспонаты флота той эпохи. Два часа такой экскурсии заменят многочасовые ежедневные лекции по истории. Кстати, уже в период консервации на борту крейсера располагалась флотская школа боцманов. На «Кутузове» готовили боцманов для всего флота. В ходе круглого стола экс-командир крейсера Анатолий Супонин высказался за то, чтобы добиваться положительного решения о переводе корабля на самом высоком уровне.


Крейсер "Михаил Кутузов"

Справка «МК»

Легкий артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» был заложен на стапеле Николаевского завода в 1951 году, на воду спущен в 1952-м. Флаг ВМФ поднят в 1955-м. Броневая защита – до 130 мм. По две 3-орудийные башни в носу и в корме крейсера имели двенадцать 152-мм орудий Б-38. Дальность стрельбы составляла 30 км при массе снаряда 55 кг. Экипаж – 1057 офицеров, мичманов, старшин и матросов.

Про крейсер "Михаил Кутузов"

В городе-герое Новороссийске, в рамках визита на военно-морскую базу Черноморского флота, удалось посетить и крейсер проекта 68-бис "Михаил Кутузов ". В настоящее время крейсер входит в состав сил Новороссийской военно-морской базы в качестве музея. Посетить корабль-музей за очень умеренную плату может каждый желающий. "К сожалению экскурсия проходит только по палубе корабля и совсем немного захватывает надстройки ". Не могу сказать так ли это, потому как успел не только подняться на надстройки и спуститься в трюмы, но и познакомился с командой корабля-музея.

Про матросов

Персональную экскурсию для меня проводил старший матрос Дмитрий Александрович Аниськин. Спокойный толковый парень и фамилия у него какая-то по-простецки добрая. Осталось ему ещё полгода службы на "Михаиле Кутузове ", а потом Дмитрий вернётся в родную Рязань, будет учиться по медицинской части. Видимо - по хирургической.

А армию служить пошёл сам, добровольно. Хотел всякое понять и научиться быть самостоятельным. Пока стояли перекуривали на палубе, расспросил старшего матроса Аниськина о моряцкой жизни. Жалоб не услышал, служба не самая напряжённая, погода не суровая, купаться в море позволительно. Единственное, чем недоволен и он и другие моряки - это выдаваемыми сигаретами.

Я одну пачку для примера выцыганил на минном тральщике (об этом в следующий раз). "Перекур " называются. Матросы сообщили, что закурить "Перекур " имеет смысл только в том случае, если есть желание совсем расстаться с лёгкими. Ну и, пользуясь случаем, передаю ОАО "Донской табак " забористый черноморский "превед ", моряки это табакокурительное учреждение частенько поминают добрым словом. А то и двумя.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Попросил Дмитрия показать где он сам живёт. Спустились внутрь боевого корабля, в жилой матросский кубрик. Сейчас вся крейсерская команда - около 20 человек, а по штатам военного времени была больше 1200, так что многие кубрики пустуют. В том, куда я заходил, сидел свободный от вахты матрос и с удовольствием смотрел телевизор. Немного засмущался, увидев камеру, но получив разъяснения в духе "никаких кривляний не надо" - спокойно смотрел телепередачу, пока я отважно задирал ISO до 6400 и ходил то "гуськом", то вприсядку по жилому помещению.

Про бескозырку

Осмотрев корабль "от киля до клотика " под руководством старшего матроса Аниськина, потренировал маленько свои умеренные пока знания морской терминологии. Фал, конец, клинкет, гюйс, барбет, трап, гальюн, баночка - очень затейливо можно объясниться, владея такими словечками. Пока подтягивал военно-морскую лексику - день стал клониться к вечеру, пришлось стремглав помчать в ближайший армейский магазин с целью приобретения матросской бескозырки.

"Беска " в магазине, понятно, была всего одна и самого маленького размера. Да и та выполнена в стиле "гламурный дембель ". Обычной ленточки с надписью "Черноморский флот " в новоросийском магазине, ясное дело, тоже не оказалось. Зато Тихоокеанский и Балтийский - запросто. Даже в дембельскитх вариантах, когда на каждый конец ленты навешано по полкило ярких побрякушек. Караул!

Ну взял чего было, не до выбора. А когда вернулся на крейсер, старший матрос Аниськин подарил мне правильную ленточку, а я ему отдал пачку своих сигарет. Больше у меня и не было ничего при себе. Если вдруг кто из рязанских сюда заглянет - маякните родителям и друзьям Дмитрия, думаю им приятно будет узнать, что у старшего матроса Аниськина всё в порядке, служба уверенно движется к окончанию. А я пока расскажу кое-что про боевой корабль, где служат такие толковые матросы.

Про основные тактико-технические данные крейсера:

Водоизмещение: 16 653 т.

Размеры: длина - 210 м, ширина - 21 м, осадка - 7 м.

Скорость хода максимальная: 32 узла.

Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах.

Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с.

Бронирование: борт - 100 мм, башни - 175 мм, рубка - 130 мм, палуба 50 мм.

Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий МЗА В-11, 8 спаренных 30-мм артустановок МЗА АК-230, 2x5 533-мм торпедных аппарата (именно на "Михаиле Кутузове" их нет).

Экипаж: 1270 чел.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

"На крейсере имеются каюткомпании на 60 мест. 2 салона. 56 одно- и двухместных кают, клуб, радиотрансляционный узел, типографии, медотсек со всем оборудованием. Крейсер построен из отечественных материалов. Он стал крупным достижением мирового и отечественного кораблестроения. Авторитетный справочник-ежегодник «Джейн» (издания 1987-1988 гг.) отнес корабли проекта 68-бис к шедеврам мировой кораблестроительной школы.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

Крейсер стал передовым кораблем по боевой подготовке. В 1956 г., 1958 г., 1963 г. завоевал переходящие призы Военно-морского флота СССР. Пять лет подряд с 1965 но 1970 года - приз командующего KЧФ по артиллерийской подготовке. Неоднократно экипаж крейсера добивался звания лучшего надводного корабля Черноморского флота. В 1957 году крейсер совершил поход вокруг Европы и участвовал вместе с кораблями Северного и Балтийского флотов в параде на Неве в Ленинграде. В полном соответствии с тогдашней океанской доктриной в 1964 году первым из кораблей КЧФ вышел на боевую службу в Средиземное море. Семь выходов на боевую службу. Более 200 тысяч пройденных миль и семь отличных оценок на эту нелегкую службу.

За прошедшие годы для многих поколений военных моряков крейсер стал настоящей школой боевой выучки, воинского мастерства, школой жизни. За большой вклад в дело осевой готовности флота более 700 военнослужащих корабля награждены орденами и медалями. Крейсер дал путевку в жизнь 17 адмиралам, 73 капитанам I ранга.

Кроме боевой подготовки, несения боевых служб вдали от Родины, крейсер систематически выполнял правительственные задании: дипломатические миссии, визиты дружбы и заграничные походы, приемы глав иностранных государств и правительств, крупных иностранных военачальников, а также космонавтов, деятелей науки и культуры. В настоящее время крейсер в резерве 3 категории 1-ой очереди. Вооружение и техника в 1987 году законсервированы с применением динамического осушения. Корабль прошел четыре текущих ремонта, один средний и модернизацию техники и вооружения. Последнее докование - в ноябре 1985-2001 года. Проверка физических полей - апрель 1986 года. Вся материальная часть крейсера в строю.

В 1994 году ветераны крейсера выступили с инициативой сохранить единственный и последний в ВМФ России артиллерийский крейсер как исторический центр широкого профиля - как центр военно-исторической, патриотической, ветеранской и экскурсионно-туристической работы. Директивой ГШ ВМФ от 26.12.96 г. № 730/1/2273 предусмотрено использовать крейсер как корабельный центр военно-патриотического воспитания и истории Отечественного флота. В связи с отсутствием средств оставить на ответственном хранении в составе ЧФ в главной базе флота в городе Севастополе.

Директивой ГК ВМФ РФ от 3.08.2001г. № 35 крейсер определен филиалом военно-морского музея КЧФ и перебазирован в город Новороссийск 23 августа 2001 года".

Скачанный файл НЕ НАДО распаковывать, его надо просто ПЕРЕИМЕНОВАТЬ в.mp3 и тогда всякий желающий услышит не только очень красивую и полную смысла песню, но и ознакомится с вершинами исполнительского мастерства.

Ах, если бы наши евровидимые могли ТАК петь...

Координаты объектов.

С кораблями-музеями у нас, честно говоря, слабовато. Их всего 11, считая макеты-копии. Плюс еще 7 подводных лодок. Слабовато, если честно, для такой огромной страны. Надо бы побольше, ибо где еще, как не на таком корабле-музее, поднимать интерес пацанов к флоту?
Речь пойдет о событиях, которые разворачиваются в последнее время вокруг корабля боевой славы крейсера «Михаил Кутузов». Крейсер, если кто не в курсе, стоит в Новороссийске, в морском порту. И представляет собой корабль-музей и имущество флота одновременно.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал двенадцатым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.

«Михаил Кутузов», будучи весьма красивым и представительным кораблем, сделал себе, помимо военной, еще и политическую карьеру и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира.

Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.

Сегодня «Михаил Кутузов» - корабль-музей. По крейсеру проводят экскурсии, но вот именно над кораблем-музеем что-то сгущается. То ли тучи, то ли свет в конце тоннеля.

Идея заключается в том, что крейсер обязан вернуться в Севастополь, откуда его увели в 2001 году, когда истекал срок аренды нашей базы. Были серьезные опасения, что корабль пойдет под разделку на металл. Так, собственно, «Кутузов» и оказался в Новороссийске. И уже там стал музеем.

Сегодня довольно большая инициативная группа, в которую входят такие известные люди, как адмиралы В.Н. Чернавин, И.В. Касатонов, контр-адмирал Е.А. Кобцев, контр-адмирал А.И. Аладкин, адмирал В.А.Кравченко, вице-адмирал В.Д. Рязанцев, контр-адмирал А.П. Гринкевич, контр-адмирал В. Урывский, вице-адмирал Р.А. Голосов, ратует за возвращение крейсера обратно в Севастополь.

Мотивация проста: крейсер обязан вернуться обратно в город-герой Севастополь, чтобы стать там частью исторического наследия. Мнения и доводы высказываются разные, некоторые в исполнении севастопольцев читать даже неприятно, как, например, Стефановского.

Замечу в пику Стефановскому, что Новороссийск - такой же город-герой, как и Севастополь. И такой же город воинской славы. Вот только его не сдали в Великую Отечественную войну. И кровь тех, кто защищал Новороссийск, ничем не отличалась от крови защитников и освободителей Севастополя. И этот город не менее достоин, чтобы в нем был свой корабль-музей.

Но вернемся к «Михаилу Кутузову», тем более, что всего неделю назад я посетил его в качестве экскурсанта.

Корабль-музей «Михаил Кутузов» пришвартован у центральной набережной Новороссийска, рядом с Морским вокзалом. Его длина 210 метров, ширина — 22 метра, а толщина брони — 100 мм. Высота между высшей и низшей точками корабля, клотиком и килем — 59 метров. Экспертами крейсер признан одним из шедевров мирового судостроения, а ЮНЕСКО занесло его в каталог, как корабль, представляющий историческую ценность.

Звучит же впечатляюще да? Но вот по факту… Корабль представляет печальное зрелище, особенно, в качестве музея, такими темпами станет больше похож на бесхозную груду металлолома, чем на музей. Да, не все туристы со мной согласятся, и положительных отзывов тоже пока еще полно, но впечатление всецело зависит от ваших ожиданий и фантазии.

Как достопримечательность, мне объект понравился. Ведь в округе нет ничего подобного, а я на корабле был всего один раз в жизни и это был даже не корабль, а подводная лодка в Калиниграде. Мне, правда, было очень интересно подняться по трапу и заглянуть внутрь… Но внутри-то ведь почти ничего нет! Представьте себе здание обычного музея, из которого вынесли все экспонаты. Интересно? Если здание какое-то необычное, а в данном случае крейсер был для меня необычным, то интересно, но хочется-то же посмотреть на быт команды, начиная от командира, заканчивая простыми матросами. А в нормальном состоянии была только кают-компания, остальные помещения пустые. Причем, открыты буквально несколько комнат и есть доступ только на две палубы. Идешь по коридорам и сплошные закрытые двери… Возможно с экскурсоводом было бы интереснее (когда я приезжал, группа так и не набралась), но все равно пришлось бы довольствоваться словами, так как экспонатов нет.

Мне кажется, из данного крейсера можно было бы конфетку сделать. Не сложно же вернуть в помещения некоторые личные вещи, пусть даже это будет некоторая стилизация, дать доступ на кухню (туда было окно только открыто), в машинный зал, в рулевую рубку. Понятно, что для этого всего нужно финансирование, которого нет. И проблема похоже в том, что музеи никому не нужны в стране. В общем, мне было интересно посмотреть, но увидел я только часть того, чего хотелось бы. Поэтому могу рекомендовать к просмотру, но не стройте слишком больших ожиданий. А так да размеры поражают! Это такая махина огромная..

Площадь — место для прогулок или медитаций

UPDATE. Мне тут несколько человек написало, что не флаг, а гюйс развевается, но никто не пояснил, что да как, кроме того, что гюйс висит на носу коробля. Так вот я разобрался, почему в интернете многие говорят, что на крейсере Кутузов висит именно флаг. Андреевский флаг — это белое полотнище с синим диагональным крестом, гюйс же красное полотнище с таким же синим крестом и белым крестом (как у меня на фото). Но одно время красная краска выгорела и таким образом на носу висел Андреевский флаг (хоть и в прошлом он был гюйс). Когда я посещал крейсер, то старый гюйс уже заменили на новый, и теперь он выглядит, как и должен.

Историческая справка

Крейсер, названный в честь Михаила Илларионовича Кутузова, был заложен в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе, а в августе 1954 года на крейсере был поднят флаг. После испытаний корабль был зачислен в состав Черноморского флота и проходил службу в Средиземном и Чёрном морях, в центральных районах Атлантики. Во время взрыва линкора «Новороссийск» в 1955 году в бухте Севастополя, «Михаил Кутузов» оказался ближайшим судном к линкору. Из 93 человек, отправленных с крейсера для помощи экипажу «Новороссийска», погибло 27. В 1957 году крейсер прошел вокруг Европы и направляясь на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград, получил задание: для проверки корабля пройти по пути сквозь сильный шторм. В районе Шетландских островов 9-бальный шторм почти положил крейсер на борт, он получил повреждения, но устоял и дошел Ленинграда, а после ремонта участвовал в праздничном параде на Неве. В 1961 году на крейсере проходили съёмки фильма «Увольнение на берег», где небольшую роль играл Владимир Высоцкий. В то же время корабль с официальным визитом посетил Юрий Гагарин. В 1964 году «Михаил Кутузов» первым из кораблей Черноморского флота вышел на боевую службу в Средиземное море. В июне 1967 года он находился в порту Александрии, оказывая помощь вооружённым силам Египта, а в 1968 году крейсер был направлен в Сирию. За время службы крейсер «Михаил Кутузов» посещали президент Индонезии, глава Египта, король Эфиопии, шах Ирана.

В 1987 году крейсер был переведён в резерв, затем в 1992 году — исключен из состава ВМФ, после чего находился на отстое в Севастополе. Из боевого состава корабль был выведен в 1998 году. В 2001 году корабль перевели в Новороссийск. За годы службы он прошёл 211 900 миль. Ранее экипаж крейсера составлял 1200 военнослужащих, теперь его обслуживают всего 20 человек. В 2002 году, в день ВМФ, корабль начал свою историю в качестве филиала музея Военно-Морского флота и был отрыт для широкой публики.

Каждое утро над крейсером поднимается андреевский флаг и спускается ровно во время захода солнца. На корабле более 2000 помещений, в том числе каюты, кубрики и даже библиотеки. Можно осмотреть штурманскую рубку, офицерскую кают-компанию, каюту флагмана — обычно это высокопоставленные гости корабля, каюту офицеров, кубрики матросов срочной службы. Экскурсия по крейсеру начинается с артиллерийской башни, затем посетители проходят в командирский отсек, где находятся каюты командира корабля, начальника штаба и флагмана. В каюте флагмана можно посмотреть экспозицию, рассказывающую о главнокомандующем ВМФ СССР С.Г. Горшкове. В каюте командира представлен стенд с фотографиями командиров крейсера. В каюте начальника штаба экспозиция посвящена фельдмаршалу М.И. Кутузову. После осмотра башни главного калибра, экскурсия продолжается в кубриках, где можно познакомиться с бытом и матросов. В следующем кубрике рассказывается об истории отечественных крейсеров, начиная с 60-х годов XIX века и, далее, история собственно крейсера «Михаил Кутузов». Экскурсия завершается на полубаке и баке корабля, где можно посмотреть устройство якоря.

Видео

Информация для посещения

Вход платный, стоимость экскурсии 200 руб взрослые, 100 руб студенты. Набирается группа 10 человек.
Непрофессиональная фото/видеосъемка 50 руб.
Профессиональная фото/видеосъемка 1000/2000 руб.

Как правило, внутрь пускают с экскурсией. В сезон группа набирается быстро, а вот в межсезонье, либо придется долго ждать, либо могут пустить без экскурсовода. Без гида не так интересно, зато можно ходить дольше и тщательнее все рассматривать, а потом всю информацию прочитать в Интернете.