Почтительное отношение к родителям. Как дети должны относиться к родителям

Всевышний Аллах при сотворении человека заложил в него чувство любви, уважения и почитания своих родителей. Для того чтобы человек с почтением относился к своему отцу и своей матери этих чувств достаточно. Однако исламская религия не позволяет себе молчание даже в тех положениях, очевидность соблюдения которых проистекает из человеческого ума и мира его внутренних чувств. Одним из подобных положений является доброе отношение к родителям. Предписания Ислама подчеркивают важность почтительного и уважительного отношения человека к своим родителям, подтверждая этим все то, к чему призывает человека его внутренняя природа.

Единобожие и доброе отношение к родителям
Значение, которое придается Исламом отношению человека к родителям столь велико, что в четырех сурах Священного Корана предписание о почтении к родителям упомянуто сразу же после самого основного предписания небесной религии – после единобожия. Разве одно это не указывает на то, сколь важно творить благо по отношению к родителям?

1. «Вот мы заключили завет с сынами Израиля, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха и будете делать добро родителям». (Сура «Корова» аят 83)

2. «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям». (Сура «Женщины» аят 36)

3. «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям». (Сура «Скот» аят 151)

4. «Господь твой предписал, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и делали добро родителям». (Сура «Перенес ночью» аят 23)

Почитание родителей, не являющихся мусульманами
Как прекрасна религия, которая предписывает своим последователям не забывать о родителях и о добром отношении к ним, даже если они не принимают данную религию. Аяты Священного Корана и многочисленные предания от Посланника Аллаха и имамов из его рода (да благословит их всех Аллах) призывают почитать отца и мать, не являющихся мусульманами. В суре «Лукман» сказано: «А если они (родители) будут бороться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о чем нет у тебя знаний, то не повинуйся им. Но в этом мире относись к ним с добром». (Сура «Лукман» аят 15)

Случается, что родители не разделяют с детьми верных религиозных убеждений. Случается, что такие родители велят своим детям сделать нечто, противоречащее предписаниям исламской религии. Предельно ясно, что в подобных случаях не нужно повиноваться им. Но несмотря на это дети обязаны чтить своих родителей, не повышать на них голоса, обращаться с ними вежливо и с уважением. В таких случаях дети должны постараться наилучшим образом выполнить свою обязанность по призыву к благому и удержанию от дурного. И иншаллах родители будут наставлены на истинный путь.

Благодарность к родителям
Благодарность человека по отношению к родителям стоит в одном ряду с его благодарностью к Всевышнему Аллаху за многочисленные блага и милости, о чем свидетельствует небесное писание: «Благодари Меня и своих родителей». (Сура «Лукман» аят 14) Блага и милости, которыми одаривает нас Творец, превыше того, чтобы сосчитать их. Отсюда становится понятным, как высоко положение родителей, если Коран предписывает верующим благодарить и Творца, и своих родителей.

От Имама Ризы (да будет мир с ним) передается: «Воистину, Аллах повелел благодарить Его и родителей. Тот, кто не благодарит своих родителей, не благодарит Аллаха». (Аль-хисал)

Человеку следует благодарить и почитать отца и мать, но ему ни в коем случае нельзя проявлять к ним даже малейшие признаки неуважения. Небесное писание учит: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» – и не кричи на них». (Сура «Перенес ночью» аят 23)

Превыше борьбы на пути Аллаха
Борьба на пути Аллаха с врагами Ислама под знаменами справедливого предводителя является важнейшей из программ исламской религии. Вооруженная борьба на пути Аллаха бывает двух видов:

1. Когда на борьбу обязаны подняться все без исключения мусульмане (джихад эйни).

2. Когда на борьбу должна подняться лишь часть мусульман, и если некоторые из них сделают это, то на других не будет обязанности браться за оружие (джихад кифаи).

Если мусульмане находятся с неприятелем в состоянии второго вида вооруженной борьбы, то в некоторых случаях для некоторых мусульман будет намного лучше, если вместо того, чтобы отправиться на войну, они останутся со своими родителями и будут заботиться о них. А в некоторых случаях они обязаны остаться со своими родителями.

Имам Садык (да будет мир с ним) рассказывает, что однажды один из мусульман подошел к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и сказал ему: «О Посланник Аллаха, я молод и силен, и я жажду принять участие в битве на пути Аллаха, но моя мать испытывает беспокойство по этому поводу». Пророк ответил ему: «Вернись к своей матери и будь рядом с ней. Клянусь Аллахом, который ниспослал меня с истиной, если ты составишь компанию своей матери в течении одной ночи, то это лучше, чем год вооруженной борьбы на пути Аллаха». (Джами ас-саадат)

Сколь высоко положение родителей, если в некоторых случаях составление им компании превыше такого важного деяния, как борьба с врагами религии. Но нужно помнить, что данный хадис относится к тем случаям, когда вооруженная борьба на пути Аллаха не является всеобщей, а относится ко второму виду борьбы, о которой было сказано ранее. Если же джихад будет объявлен всеобщим, и существованию исламского государства будет угрожать серьезная опасность, то на всех мусульманах будет обязанность оказать вооруженное сопротивление врагу. В такой ситуации неприемлемы никакие отговорки, даже несогласие отца и матери.

Лишенный почувствовать запах рая
Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) многократно говорил мусульманам: «Остерегайтесь навлечь на себя гнев и обиду ваших родителей. Поистине, благоухание рая чувствуется на расстоянии тысячи лет. Тот же, кто навлек на себя гнев и обиду родителей, даже не почувствует его запаха». (Джами ас-саадат) Со слов Посланника Аллаха становится ясно, что причиняющие своим родителям мучения и страдания не только не смогут пребывать в райских садах, но будут находиться от рая на далеком расстоянии и будет лишены возможности приблизиться к нему.

В одном из преданий говорится, что некий человек совершал таваф вокруг Каабы, усадив на себя свою пожилую мать. Увидев Пророка, он спросил его: «Компенсировал ли я этим (то есть помощью в совершении тавафа) все заботы моей матери?» Пророк ответил ему: «Нет, ты не компенсировал даже одного из ее стонов во время родов».

Действительно, если мы учтем все тяготы, которые испытывает мать, нося в утробе дитя. Если мы примем во внимание все трудности, выпадающие на нее во время родов, а затем бессонные ночи, в которые она находилась возле своего дитя. Если мы не будем забывать о нелегком бремени, связанным с кормлением ребенка, с его воспитанием и о многом многом другом, то мы увидим, что сколько бы человек не старался, он никогда не сможет возместить то, что сделала для него его мать. Ему остается лишь почитать и уважать ее, прося помощи у Всевышнего Аллаха в том, чтобы он наилучшим образом мог заботиться о ней и отце.

Благочестивый человек, почитающий отца
Во второй суре Священного Корана приводится история о корове и сынах Израиля. Один из людей был убит при неизвестных обстоятельствах, и никто не знал, кто же является его убийцей. Всевышний Аллах ниспослал Пророку Мусе (да будет мир с ним) откровение, в котором повелел, чтобы сыны Израиля закололи корову, а затем прикоснулись одной из ее частей к убитому, чтобы тот ожил и указал на своего убийцу. Муса передал им данное повеление Аллаха, но, вместо того чтобы заколоть любую корову, они стали расспрашивать о ее особенностях и приметах, сужая таким образом круг коров, которых можно было заколоть. Муса в очередной раз описал ее особенности, и сыны Израиля приступили к поискам коровы, которая полностью соответствовала бы описанным приметам.

Говорят, что такая корова была лишь одна и принадлежала она благочестивому человеку, который очень сильно почитал своего отца, оказывая ему наилучшие знаки внимания. В один из дней этому человеку выпала возможность совершить удачную сделку. Но для того чтобы совершить ее, ему нужно было разбудить спящего отца и взять у него ключи от сундука. Не желая беспокоить спящего отца, он решил не будить его, в результате чего сделка не состоялась. Однако Всевышний Аллах, видя насколько сын почитает своего отца, устроил все так, что сыны Израиля пришли к этому благочестивому человеку и купили его корову по высокой цене. Таким образом Аллах компенсировал ему несостоявшуюся сделку.

По этому поводу Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал: «Посмотрите, как благочестие помогает тем, кто придерживается его». (Нур ас-сакалейн)

Имам Казим (да будет мир с ним) передает слова Пророка о праве отца к сыну: «Сын не должен обращаться к отцу по имени (а должен говорить ему «отец»). Он не должен шагать впереди своего отца и садиться прежде, чем сядет он. И он не должен совершать деяния, совершение которых станет причиной того, что люди плохо отзовутся о его отце (например, скажут: «Да поразит Аллах отца, который породил такого сына»). (Нур ас-сакалейн)

Отец или мать?
Однажды некий мусульманин спросил Пророка Ислама:

– О Посланник Аллаха, по отношению к кому мне нужно больше всего вершить добро?

– По отношению к матери, – ответил ему Пророк.

– А затем? – вновь спросил мусульманин.

– По отношению к матери, – снова ответил Пророк.

– А затем?

– По отношению к матери.

– А затем?

– А затем по отношению к отцу. (Васаиль аш-шиа)

Рай под ногами матерей
В известнейшем хадисе рассказывается о юноше, который прибыл к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род) для того чтобы принять участие в одной из битв мусульман против неприятеля. Пророк спросил его:

– Жива ли твоя мать?

– Да, – ответил юноша.

– Тогда вернись и заботься о ней. Воистину, рай находится под ногами матерей. (Джами ас-саадат)

Великая награда матери
Однажды Умм Салама сказала своему мужу – Посланнику Аллаха: «Всеми почестями обладают только мужчины, есть ли они у женщин?» Пророк ответил: «Конечно же есть. Когда женщина забеременеет, то в течение всей беременности она подобна человеку, постящемуся днем и молящемуся по ночам. Она подобна воину, сражающемуся на пути Аллаха своей жизнью и имуществом. Когда женщина рожает, даруемая ей награда столь велика, что никто ни в состоянии объять ее. Когда женщина кормит младенца грудью, то за каждый глоток молока, сделанный младенцем, Аллах дарует ей вознаграждение, равное награде за освобождение раба из потомков Исмаила. А когда младенец подрастает и заканчивается период кормления грудью, благородный ангел садится рядом с ней и говорит: «Возобнови совершение благих деяний с самого начала, ибо Аллах простил все твои грехи (и твоя книга деяний чиста от грехов)». (Васаиль аш-шиа)

Период тягот для матери
Священный Коран в своих аятах призывает к размышлению о том, с какими трудностями сталкиваются матери, когда они носят детей в своих утробах, чтобы через подобное размышление пробудить в человеке непрекращающееся чувство благодарности к той женщине, которая даровала ему жизнь. «Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать с тяготами носит его в своей утробе и с тяготами рожает, а от начала беременности до отлучения его от груди проходит тридцать месяцев». (Сура «Пески» аят 15)

С полным правом матери могут заявить, что в течение этих тридцати месяцев они проявляют величайшее самопожертвование по отношению к своим детям. Уже с первых дней беременности состояние будущей матери начинает претерпевать физические и психологические изменения, уже с этих дней трудности начинают следовать за трудностями. Последующий рост ребенка в утробе продолжает прибавлять ей забот. Чем дальше он развивается, тем больше своих сил вынуждена отдавать мать для поддержания его развития. Порой будущее дитя лишает мать спокойного сна, отдыха, любимой еды, а на последней стадии беременности отнимает у нее возможность удобно сидеть, ходить и лежать. Но несмотря на все эти трудности мать со счастливой улыбкой и бесконечной любовью к будущему дитя ждет его появления на свет.

И вот настает время появления ребенка на свет. Эти мгновения бесспорно можно назвать самыми важными, самыми тяжелыми, но вместе с этим самыми счастливыми в жизни матери.

Но после родов трудности не заканчиваются, на самом деле они лишь вступают в новую стадию. После родов мать, практически не смыкая глаз, окружает новорожденного заботой, круглые сутки она не отходит от него и готова удовлетворить любую его нужду. Однако узнать о его нужде не так то просто, ведь он еще не умеет говорить. Если у него что-то болит, то он не может показать что именно. Если он испытывает неудобство из-за голода, жажды, холода или жары, то он не может объяснить это. Вместо этого он прибегает к плачу. И мать в этом случае, проявляя великое терпение и особую любовь, должна отыскать причину его неудобства. И ни в коем случае не нужно забывать о поддержании ребенка в чистоте, о его кормлении, о его защите от всевозможных болезней. И все это в первую очередь выполняет его мать.

Молитва матери
Однажды во время тайных бесед со своим Господом Пророк Муса (да будет мир с ним) попросил показать ему человека, который заслуживает называться его спутником в райских садах и который имеет высокую степень перед Аллахом. Всевышний ответил, что твоим спутником в раю будет юноша, проживающий в такой-то местности. Пророк Муса пожелал увидеть этого юношу и направился в ту местность, где тот проживал. Прибыв в город, он нашел нужного ему юношу, который работал в лавке самым обычным продавцом. Целый день Муса издали наблюдал за молодым человеком, надеясь увидеть его за совершением тех великих деяний, которые введут его в райские сады и сделают спутником одного из божьих посланников. Но сколько Муса не смотрел, он не увидел ничего удивительного. Юноша продавал товар, разговаривал с покупателями, шутил с друзьями.

Так прошел целый день. Наступил вечер и юноша направился домой. Муса подошел к нему, поздоровался, и, не сказав, кем он является на самом деле, попросился на ночлег, в надежде, что юноша совершает свои великие деяния дома. Молодой человек согласился, и они вместе вошли в дом. Войдя в дом, первым делом юноша поздоровался с пожилой женщиной, расспросил ее о делах и нуждах, затем приготовил ужин, которым заботливо накормил женщину, ноги которой были парализованы. Терпеливо, ложка за ложкой он помог старой женщине съесть ужин, потом, убрав посуду, он поменял ее одежду и помог ей в выполнении всех ее потребностей. После этого он сменил постель и уложил женщину спать. Муса наблюдал за юношей. Юноша накормил Мусу, приготовил ему место для отдыха, совершил, как и все остальные верующие, обычную молитву и лег спать. И все. Вопреки своим ожиданиям Муса не увидел никаких сверхъестественных деяний, ни продолжительной молитвы в полночь, ни задушевной беседы с Господом до рассвета, ничего другого.

Наступило утро следующего дня. Перед тем как покинуть дом, Муса увидел, что юноша вновь накормил старую парализованную женщину, ласково и внимательно помог ей выполнить все дела, и только после этого отправился в лавку. Уже на улице, перед тем как попрощаться, Муса спросил юношу:

– Кто была эта пожилая женщина, которая, после того как ты накормил ее и заботливо помог ей в делах, подняла глаза к небу и произнесла какие-то слова? И что за слова она произнесла?

– Это женщина моя мама, – ответил молодой человек, – Всякий раз, когда я накормлю ее, она поднимает глаза к небу и шепчет молитву Аллаху, чтобы Он даровал ее сыну огромную награду и сделал его спутником Пророка Мусы в райских садах.

Когда Муса услышал эти слова, он встрепенулся, слезы скатились с его глаз. Тогда он сообщил юноше радостную весть о рае, сказал, кем он является на самом деле, а затем поведал ему всю историю с самого начала.

Завершим данную главу словами Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), сказавшего: «Будьте добры и учтивы к своим родителям, и ваши дети отплатят вам тем же». (Бихар аль-анвар)

§ 4. Почтительное отношение к родителям и родственникам

Почитание родителей. Ислам вменяет в обязанность мусульманам хорошо относиться к родителям и ухаживать за ними, относиться к ним с искренней любовью и всячески пытаться снискать их благоволение. Для мусульманина любовь к родителям свята и чиста. Он никогда не забывает о тех трудностях и лишениях, которые они перенесли, пока вырастили и воспитали его. Он не повышает голоса, когда беседует с ними, не начинает говорить первым в их присутствии, выполняет их просьбы с радостью и без ропота, считает великим приобретением их одобрение и похвалу. Он стремится достойно исполнить свой долг перед родителями подобно тому, как они выполняли свои обязанности перед ним. Когда же они достигают преклонных лет, он охотно удовлетворяет их желания, выполняя кораническую заповедь: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: „Тьфу“, не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: „Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком“» (сура 17 «Ночной перенос», аяты 23–24).

Послушание - одна из важнейших обязанностей детей перед родителями, и поэтому мусульмане обязаны слушаться их во всем, что не является грехом. Если же родители велят человеку совершить преступление или дурной поступок, он не должен делать этого, но даже в этом случае он обязан проявлять к ним должное уважение и всячески подчёркивать своё смирение перед ними: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму» (сура 31 «Лукман», аяты 14–15).

Во многих аятах Корана повиновение родителям упоминается наряду с запретом на приобщение сотоварищей к Аллаху: «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям» (сура 6 «Скот», аят 151). Это указывает на то, что долг человека перед родителями является его первой и важнейшей обязанностью после поклонения и повиновения Творцу. Безусловно, в этом есть глубокий смысл, ведь никто из людей не оказывает человеку большего благодеяния, чем родители. По воле Аллаха они произвели его на свет и вырастили, дали ему воспитание и образование, уберегли его от многих трудностей и болезней. Родительская заботливость безусловна и естественна; они не ждут за свои старания ни награды, ни благодарности, а продолжают заботиться о своем ребенке, если даже тот проявляет неблагодарность. Так же и Аллах не перестаёт делать добро людям даже тогда, когда они бросают Ему вызов и отрицают Его знамения.

Здоровые отношения между родителями и детьми - основа общественного согласия. Согласно исламу, человек обязан заботливо относиться к своим родителям до конца жизни. Ни собственная семья, ни дети, ни работа не должны отвлекать мусульманина от выполнения его долга перед отцом и матерью. В одном из хадисов Пророка говорится: «Да будет унижен тот, родители которого, или один из них, достигли старости, но не ввели его в Рай».

Грех непочитания родителей. В исламе непочтительное отношение к родителям и непослушание им считается тяжким грехом. Сообщается, что однажды Пророк Мухаммад спросил сподвижников: «Не сообщить ли вам о самых тяжких грехах?» Они ответили: «Конечно, сообщи!» Он сказал: «Приобщение сотоварищей к Аллаху и непочтительное отношение к родителям». В другом хадисе говорится: «Аллах доволен, когда довольны родители, и Аллах гневается, когда гневаются родители».

Проявляя неуважение к родителям, человек не просто ослушается Аллаха. Он отвечает неблагодарностью на самую бескорыстную любовь и самую тёплую заботу. Для него нет чувства долга, верности и дисциплины. Если в сердце нет образа любящей матери, олицетворяющей милость и сострадание, и образа заботливого отца, воплощения мудрости, справедливости и власти, то такой человек лишён источников духовной чистоты и творческой силы. И если он позволяет себе наносить обиду самым близким ему людям, то чего можно ожидать от него в отношении других?!

В одном из хадисов Пророка говорится: «От троих Аллах не примет ни обязательных, ни добровольных поступков: от того, кто ослушается родителей, от сплетника и от того, кто отрицает предопределение Аллаха». Это значит, что праведные поступки не приносят пользу человеку до тех пор, пока он продолжает гневить родителей и не проявляет должного почтения к ним.

Еще больший грех совершает тот, кто осмеливается бранить своих родителей и проклинает их. Пророк Мухаммад сказал: «Аллах проклял того, кто проклинает своего отца». Это значит, что Аллах лишает такого человека Своей милости, и если он не покается в совершённом проступке, то не сможет обрести счастье и покой, если даже будет купаться в богатстве и роскоши.

Считается, что человек оскорбляет своих родителей, когда совершает поступок, побуждающий других обругать их. Пророк сказал: «Оскорбление родителей - один из величайших грехов». Его спросили: «Неужели человек может оскорбить своих родителей?» Он сказал: «Да, он ругает отца другого человека, и тот ругает его отца. Или же он ругает мать другого человека, и тот ругает его мать».

Одной из форм непочтительного отношения к родителям является невыполнение материальных обязанностей перед ними и нежелание опекать их тогда, когда они больше всего нуждаются в заботе. Сообщается, что один из мусульман сказал Пророку: «У меня есть деньги и дети, но мой отец хочет погубить мои деньги!» Он сказал: «Ты и то, чем ты владеешь, принадлежите твоему отцу. Поистине, дети ваши относятся к числу ваших наилучших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!»

Таким образом, родители имеют права на имущество своих детей и могут распорядиться им по своему усмотрению. Мусульманин не имеет права попрекать родителей тем, что он заботится о них и оказывает им внимание. Подобный упрёк не только лишает человека награды за проявленную заботу, но и ложится на его плечи тяжким бременем греха. В хадисе сообщается, что Пророк сказал: «Кто упрекает людей за оказанную им милость, не слушается родителей и имеет пристрастие к спиртному, тот не войдёт в Рай».

Почитание родителей после смерти. Мусульманин всячески выказывает своё почтение к родителям, пока они живы, и продолжает отдавать свой сыновний или дочерний долг, когда они покидают этот мир. Согласно исламу, делать добро отцу и матери можно и после их кончины. Детям полагается молиться за родителей, просить для них избавления от наказания, прощения грехов и милости, продолжать и доводить до конца начатые ими благие дела. Из хадисов известно, что в День Воскресения награда верующего будет приумножена благодаря молитвам его праведных детей.

Сообщается, что один из сподвижников спросил Пророка: «Смогу ли я как-нибудь проявить почтительность по отношению к своим родителям после того, как они умрут?» Он сказал: «Да, четырьмя способами: взывая к Аллаху с мольбами за них, прося о прощении для них, исполняя то, что было ими обещано, оказывая уважение тем, с кем они дружили, и поддерживая родственные связи с теми, с кем ты связан только через них».

Из этого следует, что если отец или мать не успели выплатить свои долги при жизни, то эта ответственность ложится на их наследников. Проявление доброго отношения к родителям - это и поддержание связей с их родственниками и друзьями. В хадисе сказано: «Высшее проявление почтительности состоит в поддержании связи с тем, кого любит отец».

Передают, что однажды Абдаллах бин Умар встретил друга своего отца и стал оказывать ему всевозможные знаки внимания. Один из мусульман спросил его: «Разве не достаточно было дать ему пару дирхемов?» В ответ Ибн Умар поведал ему о том, что Пророк сказал: «Поддерживай связи с тем, кого любил твой отец, и не порывай их, иначе Аллах погасит твой свет!»

Пророк Мухаммад явил собой прекрасный пример того, как надлежит относиться к родителям после их смерти. Он вырос сиротой и никогда не видел своего отца. Его мать умерла, когда мальчику было всего шесть лет. Его родители жили в эпоху невежества, будучи язычниками и ничего не ведая о религии Аллаха. Тем не менее, проезжая мимо Эль-Абвы, где захоронена его мать, Пророк совершил намаз, в котором долго молил Аллаха позволить ему навестить её могилу.

Мусульмане свято чтят память своих родителей и предков. С этой целью они тщательно изучают и сберегают свое генеалогическое древо, передавая знания о предыдущих коленах своим детям и внукам. Пророк Мухаммад говорил: «Изучайте свою родословную, чтобы поддерживать родственные связи, потому что это увеличивает любовь родных, богатство и срок жизни».

Поддержание родственных связей. После родителей больше всего прав на доброе отношение мусульманина имеют его ближайшие родственники. Ислам придаёт большое значение родственным связям, которые составляют естественную основу социального единства и солидарности. В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам» (сура 4 «Женщины», аят 36).

Поддержание родственных связей является благом и для самого человека. Он не только создаёт себе поддержку и опору в лице родных и близких, заслуживает их похвалу и одобрение, но и удостаивается щедрой милости Аллаха. В одном из хадисов говорится: «Срок жизни того, кто боится своего Господа и поддерживает связи с родственниками, будет продлён, богатство его увеличится, а близкие его станут любить его».

Разрыв родственных связей и неоказание уважения близким родственникам, напротив, считается богопротивным поступком. Он вызывает недовольство окружающих и навлекает на ослушника гнев Аллаха. Более того, мусульмане считают, что Аллах лишает блага не только такого человека, но и тех, кто окружает его. Сообщается, что Пророк сказал: «Поистине, милость не нисходит на тех, среди кого находится человек, не поддерживающий связей со своими родственниками». В другом хадисе сказано: «Поистине, дела людей представляются Аллаху по вечерам в каждый четверг накануне ночи пятницы, и дела порывающих связи со своими родственниками не принимаются».

Доброе отношение к родственникам обычно выражается не только в почитании старших и оказании им материальной помощи. Мусульманин использует любые возможности для укрепления родственных уз. Он часто навещает родственников и интересуется их делами, здоровьем и проблемами. Он поддерживает их мудрыми советами и добрыми словами, призывает их поступать правильно и предостерегает от заблуждения, вселяет в них уверенность своим спокойствием и уравновешенностью. Его приветливая улыбка и искренность вызывают в их сердцах ответную любовь, избавляющую родственные отношения от зависти, скупости и злобы.

Ислам призывает нас поддерживать связи с родными и близкими даже в том случае, если они не отвечают нам взаимностью. Именно так обходился Пророк Мухаммад со своими соплеменниками, доставлявшими ему неприятности и преследовавшими его сподвижников. Он терпеливо сносил их оскорбления, но продолжал оказывать им гостеприимство и делать им добро, молиться за их прощение и наставлять их на правый путь. В хадисе сообщается, что: Пророк сказал: «Не тот поддерживает родственные связи, кто отвечает добром на добро, но поддерживает их тот, кто отвечает добром на зло».

Доброе отношение к родителям

Всевышний Аллах при сотворении человека заложил в него чувство любви, уважения и почитания своих родителей. Для того чтобы человек с почтением относился к своему отцу и своей матери этих чувств достаточно. Однако исламская религия не позволяет себе молчание даже в тех положениях, очевидность соблюдения которых проистекает из человеческого ума и мира его внутренних чувств. Одним из подобных положений является доброе отношение к родителям. Предписания Ислама подчеркивают важность почтительного и уважительного отношения человека к своим родителям, подтверждая этим все то, к чему призывает человека его внутренняя природа.

Единобожие и доброе отношение к родителям

Значение, которое придается Исламом отношению человека к родителям столь велико, что в четырех сурах Священного Корана предписание о почтении к родителям упомянуто сразу же после самого основного повеления небесной религии - после единобожия. Разве одно это не указывает на то, сколь важно творить благо по отношению к родителям?

1. «Вот мы заключили завет с сынами Израиля, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха и будете делать добро родителям». (Сура «Корова», аят 83)

2. «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям». (Сура «Женщины», аят 36)

3. «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям». (Сура «Скот», аят 151)

4. «Господь твой предписал, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и делали добро родителям». (Сура «Перенес ночью», аят 23)

Как прекрасна религия, которая предписывает своим последователям не забывать о родителях и о добром отношении к ним, даже если они не принимают данную религию. Аяты Священного Корана и многочисленные хадисы от Посланника Аллаха и безгрешных имамов из его рода (да благословит их всех Аллах) призывают почитать отца и мать, не являющихся мусульманами. В суре «Лукман» сказано: «А если они (родители) будут бороться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о чем нет у тебя знаний, то не повинуйся им. Но в этом мире относись к ним с добром». (Сура «Лукман», аят 15) Случается, что родители не разделяют с детьми верных религиозных убеждений. Случается, что такие родители велят своим детям сделать нечто, противоречащее предписаниям исламской религии. Предельно ясно, что в подобных случаях не нужно повиноваться им. Но несмотря на это дети обязаны чтить своих родителей, не повышать на них голоса, обращаться с ними вежливо и с уважением. В таких случаях дети должны постараться наилучшим образом выполнить свою обязанность по призыву к благому и удержанию от дурного. И быть может родители будут наставлены на истинный путь.

Благодарность к родителям

Благодарность человека по отношению к родителям стоит в одном ряду с его благодарностью к Всевышнему Аллаху за многочисленные блага и милости, о чем свидетельствует Небесное Писание: «Благодари Меня и своих родителей». (Сура «Лукман», аят 14) Блага и милости, которыми одаривает нас Творец, превыше того, чтобы сосчитать их. Отсюда становится понятным, как высоко положение родителей, если Коран предписывает верующим благодарить и Творца, и своих родителей.

От Имама Риды (да будет мир с ним) передается: «Воистину, Аллах повелел благодарить Его и родителей. Тот, кто не благодарит своих родителей, не благодарит Аллаха». (Аль-хисал)

Человеку следует благодарить и почитать отца и мать, но ему ни в коем случае нельзя проявлять к ним даже малейших признаков неуважения. Священный Коран учит: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно». (Сура «Перенес ночью», аят 23)

Превыше борьбы на пути Аллаха

Борьба на пути Аллаха с врагами Ислама под знаменами справедливого предводителя является важнейшей из программ исламской религии. Вооруженная борьба на пути Аллаха бывает двух видов:

1. Когда на борьбу обязаны подняться все без исключения мусульмане (джихад эйни).

2. Когда на борьбу должна подняться лишь часть мусульман, и если некоторые из них сделают это, то на других не будет обязанности браться за оружие (джихад кифаи).

Если мусульмане находятся с неприятелем в состоянии второго вида вооруженной борьбы, то в некоторых случаях для некоторых мусульман будет намного лучше, если вместо того, чтобы отправиться на войну, они останутся со своими родителями и будут заботиться о них. А порой имеющиеся условия обязывают их остаться со своими родителями. Имам Садык (да будет мир с ним) рассказывает, что однажды один из мусульман подошел к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и сказал ему: «О Посланник Аллаха, я молод и силен, и я жажду принять участие в битве на пути Аллаха, но моя мать испытывает беспокойство по этому поводу». Пророк ответил ему: «Вернись к своей матери и будь рядом с ней. Клянусь Аллахом, который ниспослал меня с истиной, если ты пробудешь со своей матери в течение одной ночи, то это лучше, чем год вооруженной борьбы на пути Аллаха». (Джами ас-саадат)

Сколь высоко положение родителей, если в ряде случаев нахождение рядом с ними превыше такого важного деяния, как борьба с врагами религии. Но нужно помнить, что данный хадис относится к тем случаям, когда вооруженная борьба на пути Аллаха не является всеобщей, а относится ко второму виду борьбы, о которой было сказано ранее. Если же джихад будет объявлен всеобщим, и основам исламской религии будет угрожать серьезная опасность, то на всех мусульманах лежит обязанность оказать вооруженное сопротивление врагу. В такой ситуации неприемлемы никакие отговорки, даже несогласие отца и матери.

Лишенный почувствовать запах рая

Посланник Аллаха многократно повторял мусульманам: «Остерегайтесь навлечь на себя гнев и обиду ваших родителей. Воистину, благоухание рая чувствуется на расстоянии в тысячу лет. Но тот, кто навлечет на себя гнев и обиду родителей, даже не почувствует его запаха». (Джами ас-саадат) Со слов Посланника Аллаха становится ясно, что причиняющие своим родителям мучения и страдания не только не смогут пребывать в райских садах, но будут находиться от рая на далеком расстоянии и будут лишены возможности приблизиться к нему.

В одном из хадисов повествуется о том, что некий человек совершал таваф вокруг Каабы, усадив на себя свою пожилую мать. Увидев Пророка, он спросил его: «Компенсировал ли я этим (то есть помощью в совершении тавафа) все заботы моей матери?» Пророк ответил ему: «Нет, ты не компенсировал даже одного из ее стонов во время родов». (Фи зылялиль-куран) Действительно, если мы учтем все тяготы, которые испытывает мать, нося в утробе дитя. Если мы примем во внимание все трудности, выпадающие на нее во время родов, а затем бессонные ночи, в которые она находится возле своего дитя. Если мы не будем забывать о нелегком бремени, связанном с кормлением ребенка, с его воспитанием и о многом многом другом, то мы непременно осознаем слова Пророка Ислама, говорившего, как бы человек не старался, он никогда не сможет возместить то, что сделала для него его мать. Ему остается лишь почитать и уважать ее, прося помощи у Всевышнего Аллаха для наилучшей заботы о родителях.

Благочестивый человек, почитающий отца

Во второй суре Священного Корана приводится история о корове и сынах Израиля. Один из людей был убит при неизвестных обстоятельствах, и никто не знал, кто же является его убийцей. Всевышний Аллах ниспослал Пророку Мусе (да будет мир с ним) откровение, в котором повелел, чтобы сыны Израиля закололи корову, а затем прикоснулись одной из ее частей к убитому, чтобы тот ожил и указал на своего убийцу. Муса передал им данное повеление Аллаха, но, вместо того чтобы заколоть любую корову, они стали расспрашивать о ее особенностях и приметах, сужая таким образом круг коров, которых можно было заколоть. Муса в очередной раз описал ее особенности, и сыны Израиля приступили к поискам коровы, которая полностью соответствовала бы описанным приметам. Говорят, что такая корова была лишь одна и принадлежала она благочестивому человеку, который очень сильно почитал своего отца, оказывая ему наилучшие знаки внимания. В один из дней этому человеку выпала возможность совершить удачную сделку. Но для того чтобы совершить ее, ему нужно было разбудить спящего отца и взять у него ключи от сундука. Не желая беспокоить спящего отца, он решил не будить его, в результате чего сделка не состоялась. Однако Всевышний Аллах, видя, насколько сын почитает своего отца, устроил все так, что сыны Израиля пришли к этому благочестивому человеку и купили его корову по высокой цене. Таким образом Аллах компенсировал ему несостоявшуюся сделку. По этому поводу Посланник Аллаха говорил: «Посмотрите, как благочестие помогает тем, кто придерживается его». (Нур ас-сакалейн)

Имам Казим (да будет мир с ним) передает слова Пророка о правах отца к сыну: «Сын не должен обращаться к отцу по имени, а должен говорить ему «отец». Он не должен шагать впереди своего отца и садиться прежде, чем сядет он. И он не должен совершать деяния, совершение которых станет причиной того, что люди плохо отзовутся о его отце, например, скажут: «Да поразит Аллах отца, который породил такого сына». (Нур ас-сакалейн)

Отец или мать?

Однажды некий мусульманин спросил Пророка Ислама:

О Посланник Аллаха, по отношению к кому мне нужно больше всего вершить добро?

По отношению к матери, - ответил ему Пророк.

А затем? - вновь спросил мусульманин.

По отношению к матери, - снова ответил Пророк.

А затем?

По отношению к матери.

А затем?

А затем по отношению к отцу. (Васаиль аш-шиа)

Рай под ногами матерей

В известнейшем хадисе рассказывается о юноше, который прибыл к Посланнику Аллаха для того чтобы принять участие в одной из битв мусульман против неприятеля. Пророк спросил его:

Жива ли твоя мать?

Да, - ответил юноша.

Тогда вернись и заботься о ней. Воистину, рай находится под ногами матерей. (Джами ас-саадат)

Великая награда матери

Однажды Умм Салама сказала своему мужу - Посланнику Аллаха: «Всеми почестями обладают только мужчины, есть ли они у женщин?» Пророк ответил: «Конечно же есть. Когда женщина забеременеет, то в течение всей беременности она подобна человеку, постящемуся днем и молящемуся по ночам. Она подобна воину, сражающемуся на пути Аллаха своей жизнью и имуществом. Когда женщина рожает, даруемая ей награда столь велика, что никто не в состоянии объять ее. Когда женщина кормит младенца грудью, то за каждый глоток молока, сделанный младенцем, Аллах дарует ей вознаграждение, равное награде за освобождение раба из потомков Исмаила. А когда младенец подрастает и заканчивается период кормления грудью, благородный ангел садится рядом с ней и говорит: «Возобнови совершение благих деяний с самого начала, ибо Аллах простил все твои грехи и твоя книга деяний чиста». (Васаиль аш-шиа)

Период тягот для матери

Священный Коран в своих аятах взывает к мусульманам, дабы они задумались над тем, с какими трудностями сталкиваются матери, когда они носят детей в своих утробах, чтобы через подобное размышление пробудить в человеке непрекращающееся чувство благодарности к той женщине, которая даровала ему жизнь. Коран говорит: «Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать с тяготами носит его в своей утробе и с тяготами рожает, а от начала беременности до отлучения его от груди проходит тридцать месяцев». (Сура «Пески», аят 15) С полным правом матери могут заявить, что в течение этих тридцати месяцев они проявляют величайшее самопожертвование по отношению к своим детям. Уже с первых дней беременности состояние будущей матери начинает претерпевать физические и психологические изменения, уже с этих дней трудности начинают следовать за трудностями. Последующий рост ребенка в утробе продолжает прибавлять ей забот. Чем дальше он развивается, тем больше своих сил вынуждена отдавать мать для поддержания его развития. Порой будущее дитя лишает мать спокойного сна, отдыха, любимой еды, а на последней стадии беременности отнимает у нее возможность удобно сидеть, ходить и лежать. Но несмотря на все эти трудности мать со счастливой улыбкой и бесконечной любовью к будущему дитя ждет его появления на свет.

И вот настает время появления ребенка на свет. Эти мгновения бесспорно можно назвать самыми важными, самыми тяжелыми, но вместе с этим самыми счастливыми в жизни матери. Но после родов трудности не заканчиваются, на самом деле они лишь вступают в новую стадию. После родов мать, практически не смыкая глаз, окружает новорожденного заботой, круглые сутки она не отходит от него и готова удовлетворить любую его нужду. Однако узнать о его нужде нелегко, ведь он еще не умеет говорить. Если у него что-то болит, то он не может показать что именно. Если он испытывает неудобство из-за голода, жажды, холода или жары, то он не может объяснить это. Вместо этого он прибегает к плачу. И мать в этом случае, проявляя великое терпение и особую любовь, должна отыскать причину его неудобства. И ни в коем случае не нужно забывать о поддержании ребенка в чистоте, о его кормлении, о его защите от всевозможных болезней. И все это в первую очередь выполняет его мать.

Молитва матери

Однажды во время тайных бесед со своим Господом Пророк Муса попросил показать ему человека, который заслуживает называться его спутником в райских садах и который имеет высокую степень перед Аллахом. Всевышний ответил, что твоим спутником в раю будет юноша, проживающий в такой-то местности. Пророк Муса пожелал увидеть этого юношу и направился в ту местность, где тот проживал. Прибыв в город, он нашел нужного ему юношу, который, как оказалось, работал в лавке самым обычным продавцом. Целый день Муса издали наблюдал за молодым человеком, надеясь увидеть его за совершением тех великих деяний, которые введут его в райские сады и сделают спутником одного из божьих посланников. Но сколько Муса не смотрел, он не увидел ничего удивительного. Юноша продавал товар, разговаривал с покупателями, шутил с друзьями. Так прошел день. Наступил вечер, и юноша направился домой. Муса подошел к нему, поздоровался и, не сказав, кем он является на самом деле, попросился на ночлег, в надежде, что юноша совершает свои великие деяния дома. Молодой человек согласился, и они вместе вошли в дом. Войдя в дом, первым делом юноша поздоровался с пожилой женщиной, расспросил ее о делах и нуждах, затем приготовил ужин, которым заботливо накормил ее, ноги которой были парализованы. Терпеливо, ложка за ложкой он помог старой женщине съесть ужин, потом, убрав посуду, он поменял ее одежду и помог ей в выполнении всех ее потребностей. После этого он сменил постель и уложил женщину спать. Муса наблюдал за юношей. Юноша накормил Мусу, приготовил ему место для отдыха, совершил, как и все остальные верующие, обычную молитву и лег спать. И все. Вопреки своим ожиданиям Муса не увидел никаких сверхъестественных деяний, ни продолжительной молитвы в полночь, ни задушевной беседы с Господом до рассвета, ничего другого.

Наступило утро следующего дня. Перед тем как покинуть дом, Муса увидел, что юноша вновь накормил старую парализованную женщину, ласково и внимательно помог ей выполнить все дела, и только после этого отправился в лавку. Уже на улице, перед тем как попрощаться, Муса спросил юношу:

Кто была эта пожилая женщина, которая, после того как ты накормил ее и заботливо помог ей в делах, подняла глаза к небу и прошептала какие-то слова? И что за слова она произнесла?

Это женщина моя мама, - ответил молодой человек, - Всякий раз, когда я накормлю ее, она поднимает глаза к небу и шепчет молитву Аллаху, чтобы Он даровал ее сыну огромную награду и сделал его спутником Пророка Мусы в райских садах.

Когда Муса услышал эти слова, он встрепенулся, слезы скатились с его глаз. Тогда он сообщил юноше радостную весть о рае, сказал, кем он является на самом деле, а затем поведал ему всю историю с самого начала.

Завершим данную главу словами Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), сказавшего: «Будьте добры и учтивы к своим родителям, и ваши дети отплатят вам тем же». (Бихар аль-анвар)

Хвала Аллаху, который сотворил человека из ничего, и наделил его многочисленными дарами. Мир и благословения почтеннейшему из пророков, лучшему в словах, в делах, в поддерживании родственных связей и в проявлении доброты.

Аллах, Свят Он и Велик, приказал нам хорошо обходиться с родителями и проявлять к ним искреннюю заботу.

Всевышний сказал: (Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 23-24).

Ибн Касир, в комментариях к словам Всевышнего: (не говори им: «Тьфу!») сказал: «Это означает: не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов».

Аллах, Свят Он и Велик, воспитывает нас с помощью специальных молитв. Он говорит в Коране: (… и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») , чтобы помнил раб все те тяготы и усталость, которые испытывают родители при воспитании своих детей. И тогда его сердце наполняется любовью и состраданием к ним.

Аллах Всевышний напомнил нам в Коране о правах родителей, сказав:

(Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам …) (Корова 83).

Доброе отношение к родителям — это лучшее из дел, лучшее из способов приближения к Аллаху и величайшее из видов поклонения.

Сообщается, что Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: -(Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» .(Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Доброе отношение к родителям - это причина, по которой человек может войти в Рай, и это один из путей, приводящих к нему.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в Рай!» (Сахих Муслим).

Аль Хасан сказал: «Доброе отношение к родителям - это когда ты слушаешься их во всем, что бы они тебе ни приказали, а ослушание - это оставление их и лишение их своей заботы».

О мусульманин! Это великий месяц. Он распростер для тебя свое покрывало, и дни его уже наступили, и благо его приблизилось к тебе. Задумайся над положением человека, который пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и просит его разрешить ему участвовать в джихаде. Ведь джихад - это одно из лучших дел. В нем много тягот и лишений, переездов и остановок, риска для жизни и т.д. На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «А живы ли твои родители?» Этот человек ответил: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Так отдавай все свои силы им!» (Сахих аль-Бухари).

Приказ хорошо относиться к родителям общий и абсолютный. В него входят вещи, которые по душе ребенку, и вещи, которые ему неприятны. Эти приказы не приемлют обсуждений и споров. И это очень важный момент, который требует особого внимания, ведь многие дети забывают о нем. Они думают, что проявление доброты и искренности должно быть в тех делах, которые им нравятся, и которые не противоречат их желаниям. На самом же деле все как раз наоборот. Истинное проявление доброты бывает лишь в тех делах, которые не соответствуют нашим желаниям. А если бы соответствовали нашим желаниям, то не назывались бы добром и искренностью.

Аллах Всевышний побуждает нас в Коране к добру в отношениях с родителями и указывает на их высокое положение.

Всевышний сказал: (Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком») (Перенес ночью: 24).

О мусульманин! Не иди к родителям медленным шагом, а будь подобен быстрой птице отвечая на их зов, когда им что-нибудь понадобится. Тогда ты заслужишь их довольство. Затем дополни эту службу молитвой за них, попросив у Аллаха для них милости и прощения.

И не думаю, что после этого ты воздал перед ними свой долг сполна, но Аллах вознаграждает даже за малое дело и благословляет его.

Вместе с этим благородным призывом Аллаха, Свят Он и Велик, хорошо относиться к родителям, мы замечаем у некоторых людей ошибочное взвешивание дел и недостаточное понимание. Мы видим, что некоторые ставят своих друзей выше родителей. Многие оставляют лучшие из дел, такие, как доброе отношение к родителям, для того, чтобы заняться менее важными делами.

Если мы посмотрим на отношения детей с их родителями, то что мы увидим?

Многие оставляют своих родителей, когда те достигают преклонного возраста. Навещают их только изредка, только для того, чтобы поинтересоваться их состоянием. Одни оставляют их в домах престарелых, другие же позволяют себе упреки и порицания в их адрес, повышают на них голос и бранят, будто бы они спорят со своими врагами. Есть и такие, которые в отношениях с неверующими тактичны и культурны, в то время как со своими родителями они грубы и невоспитанны.

Немалая часть молодежи сегодня уважает и почитает своих друзей больше, чем родителей.

Также подчинение мужей женам и превознесение их над родителями стало характерной чертой нашего общества. Это происходит по причине слабости веры и духа.

Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует) завещал мне никогда не ослушиваться своих родителей, даже если они прикажут оставить свою семью и имущество». (аль-Муснад имама Ахмада).

И нет блага в женщине, которая подталкивает своего мужа на ослушание родителей и порывание родственных связей.

Сообщается, что ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(В своё время) у меня была жена, которую я любил, но которая не нравилась Умару (да будет доволен им Аллах). В конце концов он сказал мне: «Разведись с ней!» Я отказался, и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), рассказал ему обо всём, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Слушайся своего отца!» (Этот хадис приводят Абу Дауд и Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис»).

Подчиняться в этом случае необходимо, если имеется уважительная с точки зрения шариата причина для развода, и если это не приводит к нежелательным последствиям.

Абу Дарда` передавал, что как-то раз к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» На это Абу-д-Дарда` сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Родитель — это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то можешь лишиться этих врат или сохранить их». (Этот хадис приводит Тирмизи, сказавший: «Достоверный хадис»).

В этом хадисе ясное доказательство того, что, ослушавшись родителей, можно лишиться серединных врат Рая, то есть лучших врат, а подчиняясь им, сохранить эти врата. И кто ищет счастья, тот будет беречь их, даже если он лишится из-за этого отдыха и веселья. А тот, кто продал свою последнюю жизнь за ближайшую и предпочел вечной жизни временную, того нисколько не беспокоит сохранность этих врат.

Этот хадис рассказывает о ситуации с верующей, праведной мусульманкой, а если же она неправедная и отличается плохим нравом, то развод с ней будет только благом.

Праведная мусульманка, которая боится Всевышнего Аллаха, получит свой удел за помощь, оказанную мужу в добром отношении к его родителям, за то, что побуждала его с любовью к ним относиться, заботиться о них и терпеливо ожидать за это награды у Аллаха. Ведь любовь к родителям мужа и забота о них является проявлением дружественного отношения к нему, а также признаком хорошего нрава.

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот его бьет. Тот, кто смотрит в глаза своим родителям, тот неуважительно к ним относится. А тот, кто обидел своих родителей, то их ослушался».

Остерегайтесь же ослушаться своих родителей.

Сообщается, что Абу Бакра Нуфай` бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах) сказал:

(Однажды) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», — (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «(Это) многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) полулежал опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лжесвидетельство!», — и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!» (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Сообщается, что Муауия бин Джахима бин аль-Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что Джахима (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О посланник Аллаха, я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой». Он спросил: «Жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами». (Муснад имама Ахмада).

Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «О посланник Аллаха, я пришел, чтобы присягнуть тебе и совершить переселение, и оставил своих родителей в слезах». Он сказал: «Вернись и обрадуй их так же, как ты опечалил их».

В другой версии этого хадиса говорится, что он сказал: «Я не приму твоей присяги, пока ты не вернешься и не обрадуешь их, так же, как ты огорчил их». (Сахих аль- Бухари).

Бишр бин аль-Харис сказал: «Сын, который находится возле своей матери, слышит ее дыхание, лучше, чем сражающийся на пути Аллаха Всевышнего. А смотреть на родителей — лучше всего остального».

Ата (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если твоя мать настаивает на том, чтобы ты не совершал добровольных молитв, кроме обязательных, и не постился дополнительно, кроме обязательного поста, то ты должен послушаться ее, ведь подчинение ей важнее, чем добровольные молитвы и посты».

Хишам бин Хассан сказал однажды Аль-Хусейну: «Я изучаю Коран, а моя мать ждет меня с ужином». Тот сказал: «Для меня будет более предпочтительно, если ты поужинаешь со своей матерью и порадуешься ей, чем совершишь добровольный хадж».

Однажды Ибн Умар увидел, как кто-то совершает обход вокруг Каабы, неся свою мать на спине. Подойдя к Ибн Умару, этот человек спросил его: «Как ты думаешь, возместил ли я ей то, что она сделала для меня?» Он ответил: «Нет, ты не возместил ей даже одну из родовых схваток. Однако то, что ты сделал - это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

О мусульманин! Если кто-нибудь сделает тебе добро, один раз или дважды, ты непременно будешь хвалить и благодарить его за это, многократно упоминая только хорошие его качества. Так почему же твои родители не получают от тебя ничего, кроме неблагодарности, упреков и проблем?

Многие годы они ухаживали за тобой, давая тебе еду и питье, одежду и лекарства. Они щедро дарили тебе свою любовь, заботу и воспитание. И после всего этого, после всего добра, которое они тебе сделали, ты их оставляешь?!

Преславен Аллах! До чего же грубыми и далекими от благого бывают сердца! Мы не видим ребенка, оставленного родителями, когда он болеет. Вспомни Якуба (мир ему) как он переживал утрату своего сына Юсуфа (мир ему).

Всевышний упомянул об этом в Коране, сказав: (И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал) (Юсуф 84).

Распространенным видом ослушания родителей также стало то, что дети часто обижают своих родителей, становясь причиной их слез. Навещают их только изредка и не заботятся об их здоровье и материальном положении.

Причиной горести родителей становится также равнодушное отношение их детей к религии.

Отсутствие уважения к родителям стало распространенным явлением в нашем обществе. Дети перестали вставать, когда те входят в дом, перестали выполнять их просьбы. А некоторые из детей настолько возгордились, что стесняются своего родства с родителями, особенно, когда они бывают в знатном обществе или в общественных местах.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать» (Человек снова) спросил: «А кто потом?», — (и тогда) он сказал (ему): «Твой отец». (Сахих аль- Бухари, Сахих Муслим).

Ибн Батталь сказал: «Есть три вещи, которые имеют отношение только к матери: это трудность вынашивания ребенка, трудность его рождения и трудность его кормления».

Большая мудрость заключается в преимуществе матери перед отцом. Она тратит больше усилий на своего ребенка, чем отец, и она сама нуждается в помощи и доброте. Женщина слабая, и не может, как мужчина, зарабатывать на пропитание. Она нуждается в сочувствии и нежности. И первым, кто должен ей давать все это - ее сын.

О мусульманин! Даже после смерти родителей дети должны проявлять свою внимание к ним. Они должны просить Аллаха, чтобы Он простил их родителей и наделил Своей милостью. Могут выплатить милостыню за них. Могут поддерживать связи с друзьями родителей.

Сообщается, что Абу Усайд Малик бин Раби`а ас-Са`иди (да будет доволен им Аллах) сказал:

(Однажды), когда мы находились у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему пришёл какой-то человек из (племени) бану Салама и спросил (его): «О посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?» Он сказал: «Да, (если будешь) молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через (своих родителей), и оказывать уважение их друзьям». (Привел Абу дДаууд. Албани счел его слабым хадисом.).

О юноша! Завет Аллаха тебе свыше, с семи небес, и завет книги Аллаха, и завет посланника Аллаха.

Вот они оба перед тобой, уже коснулась их седина, и спины их уже сгорбились, и руки их трясутся. Они с тяжестью встают и садятся с трудом, ведь болезни ослабили их.

Будь к ним добр и милосерден. Не жалей для них своего имущества и своих сил. Будь к ним кроток и мягок.

О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.

О,Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.

О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду.

Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»

  • — Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит Рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание.
  • — “Джахид” — этот глагол образован от того же корня, что и слово “джихад”.
  • — То есть: его отцу, опасавшемуся, что под влиянием этой женщины его сын станет пренебрегать исполнением своих религиозных обязанностей.
  • — То есть: наилучшие.
  • — Иначе говоря, ты можешь либо войти в Рай через эти врата, если будешь относиться к родителям с должным почтением и повиноваться им, либо сам лишить себя этой возможности.
  • — Указывая людям на эти тягчайшие грехи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл в волнение, прилагая все силы для того, чтобы они запомнили его слова и воздерживались от совершения подобного, что часто бывало с ним, когда он говорил об особо важных вещах, но на сей раз это волнение было столь сильным, что людям стало жалко его.
  • — Имеются в виду обращения к Аллаху с мольбами за родителей.

В последнее время в дагестанском обществе начали распространяться проблемы, которые раньше казались для нас невероятными и несвойственными нашему менталитету: пренебрежительное отношение к родителям, неуважение и невнимание, доходящие до того, что родители вынуждены жить вне семьи, лишаясь поддержки своих детей. Представляем вниманию наших читателей адаптированную к публикации пятничную проповедь, прочитанную Ниматулой Раджабовым, имамом городской джума-мечети «Тангъим» в Махачкале по ул. ген. Омарова (бывш. ул. Венгерских бойцов), на тему должного отношения детей к родителям.


«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (сура «Семейство Имрана», аят 102).

«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (сура «Женщины», аят 1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите благие слова! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (сура «Союзники», аяты 70—71).

А затем:

Поистине, самые лучшие слова - это Книга Аллаха, а лучший путь - это путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшие же деяния - это нововведения, и каждое нововведение - это ересь, и каждая ересь - это заблуждение, и всякое заблуждение в Огне.

Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь.

Всевышний Аллах в своей Священной книге, Благородном Коране сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уф!” - не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком”» (сура «Перенесение ночью», аяты 23-24). Всевышний Аллах упомянул о Своем праве и о праве родителей в одном аяте и велел нам благодарить Его и своих родителей также в одном аяте - и этого уже должно быть достаточно верующему человеку, даже если бы не было других указаний.

Всевышний Аллах сотворил нас и всю Вселенную, а родители вырастили, воспитали нас. Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям...» (сура «Женщины», аят 36). «О сынок мой, не приобщай Аллаху сотоварищей - поистине, многобожие - великая несправедливость», - так приводятся в Коране слова мудрого Лукмана, обращенные к его сыну.

Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В трёх аятах упоминается о вещах, которые неразделимы и не принимаются одно без другого: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику» (сура «Трапеза», аят 92), то есть кто повинуется Аллаху, но не повинуется Его посланнику, от того не будет принято его повиновение; «Совершайте молитву, выплачивайте закят...» (сура «Свет», аят 56), кто совершает молитву, но не выплачивает закят, от того не будет принято; «Благодари Меня и своих родителей» (сура «Лукман», аят 14), кто благодарит Аллаха, но не благодарит своих родителей, от того не будет принята его благодарность». Из этого следует, что довольство Аллаха - в довольстве родителей, а в недовольстве родителей - недовольство Аллаха.

Аллах Всевышний напомнил нам в Коране о правах родителей, установленных еще до пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям...» (сура «Корова», аят 83).

Доброе отношение к родителям - лучшее из дел, лучшее из способов приближения к Аллаху и величайшее из видов поклонения

Сообщается, что ’Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое дело Аллах любит больше всего?”. Он сказал: “Совершаемую своевременно молитву”. Я спросил: “А после этого?”. Он сказал: “Проявление почтительности к родителям”. Я спросил: “А после этого?”. Он сказал: “Борьбу на пути Аллаха”» (приводится в сборнике достоверных хадисов «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслим), - то есть борьба на пути Аллаха была упомянута после почтительности к родителям.

’Абдуллах ибн ’Амр ибн аль-’Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, передает: «Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел какой-то человек и сказал ему: «Я клянусь тебе, что совершу переселение и буду участвовать в борьбе на пути Аллаха, ибо желаю получить награду от Всевышнего Аллаха». Он спросил: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?». Тот сказал: «Да, они оба живы». Он спросил: «И ты хочешь получить награду от Всевышнего Аллаха?». Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Так вернись к своим родителям и обходись с ними по-доброму!» (Аль-Бухари, Муслим).


’Абдуллах ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На троих не посмотрит Аллах в Судный день: на того, кто неуважительно относится к родителям, на пьяницу и на того, кто, давая, попрекает. И трое не войдут в Рай: тот, кто неуважительно относится к родителям, даюс (мужчина, которому нет дела до того, кто заходит к его жене) и женщина, которая уподобляется мужчинам» (сборник хадисов ан-Насаи).

Однажды Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, увидел, как кто-то совершает обход вокруг Каабы, неся свою мать на спине. Подойдя к Ибн ’Умару, этот человек спросил его: «Как ты думаешь, возместил ли я ей то, что она сделала для меня?». Он ответил: «Нет, ты не возместил ей даже одну из родовых схваток. Однако то, что ты сделал, - похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

Уважение к родителям и хорошее отношение к ним помогают верующему войти в Рай

’Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вошел в Рай и услышал, как кто-то читает Коран. Я спросил: «Кто это?». Мне сказали: «Хариса ибн ан-Ну’ман». Вот что делает уважение к родителям! Вот что делает уважение к родителям!» - а этот человек был известен тем, что уважал свою мать больше, чем кто бы то ни было из людей (сборник хадисов аль-Байхаки).

Все пророки, и их сподвижники, и наши праведные предшественники очень почтительно относились к своим родителям. Ибн ’Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал: «Я не знаю дела, которое приближало бы человека к Аллаху так, как почтение к матери». Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Доброе отношение к родителям - это когда ты слушаешься их во всем, что бы они тебе ни приказали, а ослушание - это оставление их и лишение их своей заботы».

О Аллах, прости грехи нам и нашим родителям, вознагради их лучшей наградой за то, что они вырастили нас

Поистине, почтительное отношение к родителям - признак совершенства веры человека; человек не сможет достичь совершенства веры, если он относится к своим родителям неуважительно. То есть мусульманина, верующего человека, Коран и сунна пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, учат, чтобы он относился к своим родителям почтительно, уважительно, говорил им только добрые, хорошие, мягкие слова.

В Коране Всевышний, рассказывая о пророках, мир им, подчеркивает, что они хорошо относились к своим родителям - это и свойство пророков и посланников, и Всевышний Аллах многократно упоминает о почтении и благодеянии по отношению к родителям. Так, Всевышний сказал о пророке Йахйе (Иоанне), мир ему: «Он был богобоязнен, почтителен к родителям и не был гордецом и ослушником» (сура «Марьям», аяты 13-14). То есть он был почтительным сыном по отношению к своим родителям, он говорил им только благие слова и делал им добро.

Поэтому, мои братья, когда родители вас зовут, вы не идите к родителям медленным шагом, а будьте подобны быстрой птице, отвечая на их зов, когда им что-нибудь понадобится, - если вы хотите, конечно, довольство Аллаха зарабатывать. И тем более вы не должны попрекать или же спорить со своими родителями. И после этого не должно думать, что вы отблагодарили своих родителей или отдали свой долг перед ними сполна, после этого вы должны обращаться к Всевышнему Аллаху, делая за родителей ду’а, чтобы Всевышний Аллах простил их и одарил из Своей милости.

Когда же мы смотрим сегодня на молодежь, то видим иную картину: многие оставляют своих родителей без внимания, не говоря уже о тех, кто отдает своих родителей в дома престарелых. Это невиданная раньше вещь - чтобы человек бросил своих родителей! А сегодня мы видим многих тех, кто держит у себя родителей из-за того, что у них есть пенсия хорошая. Многие оставляют своих родителей, когда те достигают преклонного возраста. Навещают их только изредка, только для того, чтобы поинтересоваться их состоянием. Есть такие, кто позволяют себе упреки и порицания в их адрес, повышают на них голос и ругают, будто бы они спорят со своими врагами. Есть и такие, которые в отношениях с другими людьми тактичны и культурны, в то время как со своими родителями грубы и невоспитанны.

Продолжение проповеди читайте в следующем номере «НД».